25389

Деонтологические вопросы СР

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Именно в этом значении он используется и в профессиональной этике социальной работы. В целом содержательно деонтология социальной работы представляет собой систему смыслов понятий норм установлений и предписаний о долге социального работника коллектива социальной службы и совокупной профессиональной группы перед обществом и государством социальной работой как специфическим видом профессиональной социальной деятельности и особым социальным институтом перед коллегами клиентами и перед самим собой. Введение понятия профессионального...

Русский

2013-08-13

51 KB

29 чел.

23. Деонтологические вопросы СР.

Термин деонтология (от греч. deoп - долг, deoпthos - должный) был введен в научный лексикон для обозначения учения о долге и должном поведении, поступках, образе действий в XVII1 в. английским философом-утилитаристом Иеремией Бентамом (1748-1832).

В настоящее время термин «деонтология» используется довольно широко как в этике, так и в профессиональной этике для обозначения учения о долге и должном поведении личности (специалиста) в процессе выполнения им обязанностей (профессиональных обязанностей). Именно в этом значении он используется и в профессиональной этике социальной работы. В целом содержательно деонтология социальной работы представляет собой систему смыслов, понятий, норм, установлений и предписаний о долге социального работника, коллектива социальной службы и совокупной профессиональной группы перед обществом и государством, социальной работой как специфическим видом профессиональной социальной деятельности и особым социальным институтом, перед коллегами, клиентами и перед самим собой.

Основной категорией деонтологии является долг (от греч. deoп). Понятие долга имеет длительную историю развития. Впервые понятие долга рассматривается Аристотелем, который трактует его как обычай. Необходимость следования обычному (т. е. соответствующему установившимся обычаям) поведению Аристотель трактует как долг личности перед обществом. Долг представляет собой выступающее в качестве внутреннего переживания принуждение поступать в соответствии с требованиями, исходящими из этических ценностей, и строить свое бытие в соответствии с этими требованиями. Введение понятия профессионального долга в социальной работе необходимо, поскольку от деятельности специалиста во многом зависит судьба его клиента, благополучие его коллег, профессии, а также опосредованно - судьбы общества и государства. Специалист ситуативно может быть не склонен выполнять тот или иной вид работы, общаться с тем или иным клиентом и т. п. Его склонностям может не соответствовать тот или иной вид действий из числа его основных обязанностей.

Ни клиент, ни профессия, ни коллеги не должны зависеть от такого рода особенностей специалиста, его склонностей, состояния, настроения. Независимо от этих и подобных причин взаимодействие с клиентом должно организовываться качественно и профессионально, быть эффективным. Значит, в определенных ситуациях специалисту необходимо принуждать себя к деятельности, обращаясь к деонтологической регуляции.

Должная (деонтологическая или деонтическая) регуляция может иметь место не всегда, а лишь тогда, когда специалист находится в состоянии выбора между различными вариантами поведения, действий, отношений, поступков. Долг представляет собой механизм, включающий моральное сознание специалиста непосредственно в процесс выбора поступков и обусловливающий принятие такого решения, которое является оптимальным с точки зрения достижения социально и индивидуально значимых результатов социальной работы и не оставляет места негативной ненормативности.

В требованиях профессионального долга в социальной работе находят отражение интересы различных субъектов. В первую очередь это интересы общества и государства, заинтересованных в том, чтобы социальная работа как профессия выполняла возложенные на нее функции и достигала необходимого конечного результата. Группа клиентов также заинтересована в том, чтобы специалист добросовестно выполнял свои обязанности. Совокупная профессиональная группа также заинтересована в эффективной деятельности специалиста, в высоком статусе профессии и ее представителей. Наконец, в требованиях профессионального морального долга представлены интересы самого специалиста

На основе чувства долга формируется должное поведение. Долг выступает как форма регуляции поведения специалиста со стороны общества и профессиональной группы, форма моральной оценки его поведения и деятельности. Он отражает общественные и профессиональные связи специалиста и выступает как совокупность требований государства, общества, коллег, профессии, клиентов, ответственность перед ними. Сознание своего долга определяет поведение специалиста, обусловливает рациональный выбор им среди множества определенных норм морали, которым он следует в своей повседневной практической деятельности, таких, которые в данной ситуации в наибольшей степени соответствуют представлениям о благе. В отличие от профессиональных обязанностей, отраженных в нормативно-правовых документах, профессиональный долг воспринимается специалистом уже не как нечто, навязанное извне, а как внутренняя нравственная потребность, глубокая личная убежденность в необходимости определенных действий.

Руководствуясь в своем поведении и деятельности профессиональным и моральным долгом, социальный работник учитывает формальные и неформальные профессиональные требования, установленные для него обществом и профессиональной группой, предвидит реакцию со стороны общества, профессиональной группы и клиента на выполнение или невыполнение им своего долга и отчасти ориентируется на них. Вместе с тем он поступает:

- свободно, поскольку принятая обществом система морально-нравственных нормативов не является догматической и из всего многообразия норм - от групповых до общественных - специалист может выбирать те, которые в наибольшей степени отвечают его внутренним устремлениям и профессиональным представлениям о добре и благе, сформированным на основе профессионально-этической системы социальной работы; .

- сознательно, так как решение поступить, так или иначе, принято им самостоятельно или в силу осознанной, ситуативно обусловленной необходимости, путем выбора из значительного количества вариантов возможных решений, ведущих к объективно необходимому результату деятельности;

- добровольно, поскольку чувство долга стало его убеждением и приоритетным мотиватором профессиональной деятельности, и именно это обстоятельство побуждает его к активным действиям вне зависимости от наличия субъектного внешнего принуждения.

Сознательное начало, регулирующее поведение, требования к профессиональным и личностным качествам социального работника и привычка к должному поведению не противоречат друг другу - напротив, они дополняют друг друга. Таким образом, специалист, достигший определенного уровня профессионально и личностной зрелости, поступает должным образом как сознательно, так и привычно, интуитивно.

Осознание социальным работником своего профессионального долга детерминирует его поведение в повседневной профессиональной практике и в силу своей специфики, способствует повышению эффективности и качества деятельности. Ценность профессионального долга и должного поведения, отношений и действий вытекает из функции, которые выполняет деонтологическая регуляция. Она гарантирует:

- высокий профессионально-квалификационный уровень как гарант качества работы;

- четкое знание своих профессиональных обязанностей, добросовестное и неукоснительное их выполнение

- профессиональную деятельность строго в рамках нормативно-правовой базы;

- глубокую убежденность в необходимости выполнения своих профессиональных обязанностей, поскольку этого требуют интересы общества, коллектива учреждения социальной защиты и клиента;

- сознательное и активное участие в профессиональной деятельности с целью достижения блага общества, трудового коллектива и клиента;

- заинтересованность в повышении эффективности работы своего коллектива и своей индивидуальной работы;

- высокую организованность и сознательную дисциплину, привычку к должному поведению;

- превращение чувства долга в ведущий мотиватор деятельности;

- наличие волевых качеств, необходимых для выполнения своего профессионального долга;

- стремление постоянно совершенствоваться в профессии, осваивать новые знания, приобретать опыт практической деятельности.

Таким образом, представления о должном, о содержании долга и должного поведения, сформированные специалистом, могут существенным образом повлиять на эффективность и качество социальной работы, а на этом основании - и на благополучие общества в целом.

Деонтология социальной работы включает в себя определенные принципы:

- профессиональной компетентности специалиста

- личной ответственности за порученное дело как в правовом, так и в моральном отношении;

- рационального, а не эмоционального подхода к решению поставленных задач;

- соответствия полномочий и ответственности;

- правовой регламентации деятельности;

- подотчетности;

- инициативы и творческого подхода;

- организованности и дисциплины;

- контроля и проверки исполнения;

- критического подхода к оценке деятельности, возможностей своих и клиента;

- доверия и свободы действий как в отношении клиента, так и в отношении коллег;

- поощрения и наказания и другие.

Обязанности специалиста социальной работы в его повседневной профессиональной практике носят субъективно-объективный характер. Они существуют независимо от того, признает их социальный работник или нет, поскольку вытекают из самого факта включенности социального работника в профессиональную группу и профессиональную деятельность, что представляет собой объективную компоненту обязанностей специалиста. Субъективная компонента обязанностей специалиста определяется тем, что он признает наличие этих обязанностей, глубоко понимает их и добровольно возлагает их на себя. Содержание профессионального долга, таким образом, вытекает из требований, предъявляемых обществом и профессией к деятельности и поведению специалистов, выполняющих от имени общества определенные функции в профессиональной социальной работе, и требований, которые сам специалист предъявляет к себе.

Социальные работники, занятые в профессиональной деятельностью, не только оказывают конкретную помощь клиентам, не только решают проблемы общества, но и утверждают в обществе свою профессию как неотъемлемую сферу жизнедеятельности общества, как необходимую для благополучия и стабильности общества и государства работу. Долг и ответственность социального работника перед своей профессией заключаются в познании ее социального смысла, гуманистических оснований, в развитии и совершенствовании ее как специфического вида профессиональной социальной деятельности. Он включает в себя реализацию ее социального и гуманистического потенциала в обществе, утверждение социальной работы в общественном сознании и практике как необходимого общественного института, имеющего высокую престижность и значимость. Гуманистический потенциал социальной работы требует, чтобы специалист принимал меры по его защите и наращиванию, ограждению от попыток трансформировать социальную работу в сервисную деятельность, связанную с непосредственным оказанием разнообразных услуг не по потребности клиента, а по его запросу. С учетом того, что социальная работа в нашем обществе находится в стадии становления, долг социального работника перед профессией заключается в содействии ее оптимальному развитию и становлению, постоянном совершенствовании как ее отдельных компонентов, так и всей деятельности в целом на основе реализации творческого подхода.

Основное содержание профессионального долга социального работника по отношению к клиенту заключается в содействии достижению клиентом благополучия, наиболее полной самореализации его личности, достигаемой различными способами и методами в соответствии с потребностями клиента, и за выполнение этих требовании социальный работник несет моральную ответственность.

Основными требованиями профессионального долга социального работника в отношении клиента являются уважение, выявление, поддержка и содействие развитию его наиболее значимых положительных качеств объективная оценка его способностей и возможностей, разумная требовательность к нему, установление не только деловых, официальных, но и человеческих отношений, создание у клиента оптимистического настроя, поддержание его достоинства и самоуважения, уважения со стороны социального окружения.

Долженствование в социальной работе носит многогранный и сложный характер и требует от специалиста высокой трудоспособности и мобильности. Сущность и смысл социальной работы настоятельно требуют приоритетно должного отношения к профессиональной деятельности. В связи с этим необходимо осуществлять формирование личности специалиста таким образом, чтобы содержание профессионального и морального долга не противоречило убеждениям и потребностям его личности, а органично дополняло и укрепляло бы их. Это требует формирования совокупной профессиональной группы на основе учета не только компетентностных, но и личностных качеств кандидатов. Среди главных качеств кандидата выделяют готовность личности к должному поведению.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

6525. Отрасль промышленности 566 KB
  Отрасль промышленности Структура экономики России: - отраслевые комплексы (народнохозяйственные комплексы) - промышленность, с/х, строительство, транспорт, и др. - функциональные комплексы - топливно-энергетический, машиностроительный, аг...
6526. Императорское московское коммерческое училище на Остоженке 183.32 KB
  Императорское московское коммерческое училище на Остоженке После перевода Демидовского училища в Санкт-Петербург Москва осталась без коммерческого учебного заведения. В 1801 году по предложению городского головы М. П. Губина и при поддержке совместн...
6527. Закаливание организма. Показания, противопоказания. Методики 126.5 KB
  Закаливание организма. Показания, противопоказания. Методики. Форма организации занятия: практическое / клиническое Значение изучения темы (актуальность изучаемой проблемы). Как известно, здоровье человека на 10...
6528. Types of businesses in the UK. Форми бізнесу у Великій Британії 71 KB
  Types of businesses in the UK. Форми бізнесу у Великій Британії Вид заняття: лекція-семінар. Мета: спонукати студентів до висловлювання англ. мовою шляхом постановки проблемних питань, практикувати навички усного мовлення розвивати у...
6529. Модули в СУБД ACCESS. Создание процедур 42 KB
  Модули в СУБД ACCESS. Создание процедур Предполагаем освоение следующих вопросов: Понятие модуля. Назначение процедур. Виды процедур: процедура обработки события процедура преобразования. Типы процедур процедуры-подпрограммы (Su...
6530. Иммунопрофилактика. Планирование и выполнение прививок, включенных в национальный календарь профилактических прививок 132 KB
  Тема занятия: Иммунопрофилактика. Планирование и выполнение прививок, включенных в национальный календарь профилактических прививок. Форма организации занятия: клиническое практическое. Значение темы До настоящего времени ...
6531. Планирование семьи. Разработка индивидуальных мероприятий по планированию семьи. Профилактика заболеваний, передаваемых половым путем (ЗППП) 83.5 KB
  Тема Планирование семьи. Разработка индивидуальных мероприятий по планированию семьи. Профилактика заболеваний, передаваемых половым путем (ЗППП) Значение изучения темы За демократизацию сексуальных отношений в наш век современная молодежь пла...
6532. Проектирование таблиц с помощью языка SQL проектирование и модификация таблиц с использованием языка SQL 106.5 KB
  Проектирование таблиц с помощью языка SQL проектирование и модификация таблиц с использованием языка SQL Предполагает освоение следующих вопросов: Назначение языка SQL. Классификация команд языка SQL. Язык SQL (Structured Query...
6533. Медицинская профилактика основной популяционной патологии: остеопороза, анемии 156.5 KB
  Тема Медицинская профилактика основной популяционной патологии: остеопороза, анемии. Форма организации учебного процесса - практическое занятие. Значение темы. Профилактическая работа, направленная на предупреждение развития таких знач...