25391

Особенности организации, управления и администрирования в социальной работе

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Особенности организации управления и администрирования в социальной работе. Организация управление и администрирование в социальной работе особый вид профессиональной деятельности который сводится не только к достижению целей организации но и является средством поддержания целостности любой сложной социальной системы ее оптимального функционирования и развития. Такая деятельность необходима для повышения эффективности функционирования системы социальной защиты населения и как следствие роста благосостояния обеспечения...

Русский

2013-08-13

21.73 KB

33 чел.

24. Особенности организации, управления и администрирования в социальной работе.

       Организация, управление и администрирование в социальной работе - особый вид профессиональной деятельности, который сводится не только к достижению целей, организации, но и является средством  поддержания целостности любой сложной социальной системы, ее оптимального функционирования и развития. Такая деятельность необходима для повышения эффективности функционирования системы социальной защиты населения, и, как  следствие, роста благосостояния, обеспечения нормальных условий жизни различных групп и категорий клиентов социальной службы.

В РФ организация и управление социальной работой регулируется Федеральным законом от 10декабря 1995г. №195 – ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ». Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального развития, является Министерство здравоохранения и социального развития РФ.

Применительно к социальным объектам термин»организация» употребляется в 3х смыслах:

  1.  так может называться искусственное  объединение институционального характера, занимающее определенное место в обществе и предназначенное для выполнения более или менее ясно очерченной функции. В этом смысле организация выступает как социальный институт с известным статусом и рассматривается как автономный объект. В таком значении слово «организация»  относится, например, к предприятию, органу власти.
  2.  этот термин может означать определенную деятельность по организации, включающую в себя распределение функций, налаживание устойчивых связей, координацию. Здесь организация выступает как процесс, связанный с целенаправленным воздействием на объект с присутствием фигуры организатора и \контингента организуемых. В этом смысле понятие «организация» совпадает с понятием «управление», хотя и не исчерпывает его.
  3.  имеется в виду характеристика степени упорядоченности какого-то объекта. Тогда под организацией понимается определенная  структура , строение и тип связей как специфический для каждого рода объектов способ соединения частей в целое. В этом смысле организация понимается как свойство, атрибут последнего. В этом контексте термин употребляется, если речь идет об организованных и неорганизованных системах, политической организации общества, эффективной и неэффективной организации. Именно это значение подразумевается в понятиях формальная и неформальная организация.

Отличительные особенности социальной организации:

  1.  Объединение институционального характера, созданное для выполнения конкретных функций:
  2.  социально-экономическая функция предполагает удовлетворение материальных потребностей и интересов определенных людей посредством выплаты компенсаций, субсидий, пенсий, обеспечения льгот;
  3.  политическая функция способствует поддержанию стабильности в обществе;
  4.  социально - реабилитационная – направлена на восстановление общественного статуса граждан, нуждающихся в социальной помощи, адаптацию к изменяющимся условиям.

  1.  Системы социальной защиты населения призваны оказывать стандартизированные социальные действия, регулируемые определенными нормами и контролируемые другими элементами системы.
  2.  Иерархия соподчинения структурных элементов, наличие вертикальной и горизонтальной составляющих обеспечивают достижение целей, стабильность функционирования.

        Основным элементом организации социальной работы является система управления. Система социального управления состоит из разных специалистов, объединенных в органах управления, использует целую совокупность методов управления, в том числе средства вычислительной и организационной техники, объединяет различные виды информации (экономической, социальной, политической, организационной и т.п.), позволяющей установить надежную связь между субъектом и объектом управления, учесть все изменения внутренней и внешней среды.

В РФ субъекты государственного управления делятся на федеральные и региональные органы исполнительной власти.

Министерство здравоохранения и социального развития РФ (Минздравсоцразвития России) включает в себя:

  1.  Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор);
  2.  Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения  и социального развития (Росздравнадзор);
  3.  Федеральную службу по труду и занятости (Роструд);
  4.  Федеральное агентство по здравоохранению  и социальному развитию (Росздрав);
  5.  Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА России);
  6.  Федеральное агентство по высокотехнологичной медицинской помощи (Росмедтехнолигии).

Руководство Министерством труда и социального развития РФ осуществляет Правительство РФ.

Федеральная служба – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

Федеральное агентство  - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, управлению, управлению государственным имуществом, а также правоприменительные функции, за исключением контроля и надзора.

Деятельность учреждения по социальному обслуживанию социально незащищенного населения включает в себя следующие этапы:

  1.  развитие основных видов социального обслуживания;
  2.  ресурсное обеспечение;
  3.  контроль деятельности по социальному обслуживанию.

Последний этап включает в себя проверку деятельности персонала (заслушивание отчетов, проведение рейдов – проверок), контроль выполнения работы структурных подразделений учреждения (подготовка отчетов, анализ статистических данных),изучение предложений, заявлений, жалоб граждан.

Предметная реализация этих задач всистеме социальной защиты населенияложится на районное (городское) управление  (комитет, департамент) социальной защиты населения (УСЗН). Эта структура является функциональным органом администрации района (города), ответственным за реализацию на территории района единой государственной политики по вопросам социальной защиты и социального обеспечений населения, социально-трудовых отношений и охраны труда, назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, государственного ритуального пособия и других.

В своей деятельности УСЗН подчиняется администрации района, (города), комитету  (департаменту)  социальной защиты населения субъекта РФ.

В структуру УСЗН входят следующие подразделения:

  1.  отдел трудовых отношений и охраны труда;
  2.  отдел по работе с семьей, женщинами и детьми;
  3.  отдел жилищных субсидий;
  4.  отдел кадров;
  5.  общий отдел;
  6.  планово – финансовый отдел;
  7.  отдел государственной социальной помощи;
  8.   отдел по проблемам ветеранов, реабилитации инвалидов и дезадаптированных групп населения.

УСЗН контролирует деятельность подведомственных подразделений: центров социального обслуживания населения; домов – интернатов; центров психологической помощи.

В узком значении социальное управление определяется, как процесс воздействия на социальную среду для достижения поставленных целей, в широком – сфера деятельности людей.

Виды социального управления: государственное; местное  (муниципальное), общественное самоуправление.

Стадии процесса управления:

  1.  анализ управленческой ситуации;
  2.  выработка и принятие решения;
  3.  организация и исполнение решения;
  4.  контроль выполнения;
  5.  подведение итогов, внесение коррективов.

Управление социальной работой является разновидностью социального управления.

Под управлением социальной работой следует рассматривать следующие содержательные уровни:

  1.  Организационно – структурный. Управление социальной работой организуется на различных уровнях: федеральном, региональном (территориальном), локальном, имеет соответствующие организационные структуры: министерство, комитеты (управления) социальной защиты (помощи), территориальные службы, центры социального обслуживания.
  2.  Функциональный. Выполнение как общих, так и конкретных функций. Общими функциями, т.е.независимыми от уровня субъекта, его компетенции  и т. д , считаются прогнозирование, планирование, организация, координация, стимулирование, учет и контроль. Конкретные функции – виды работы применительно к должности (обязанности и права), подразделению (функции подразделения) и предприятию, организации, учреждению (направления деятельности).
  3.  Деятельность руководителей разных уровней в системе социальной защиты, помощи.
  4.  Процесс, включающий ряд элементов:
  5.  целевая ориентация. Основа любого вида управления – информация, набазе которой определяются и закрепляются (в организационно- административных документах) цели, задачи;
  6.  Распределение функций и формирование организационных структур, подбор и расстановка кадров (персонала);
  7.   Соответствие целей, задачи решений ресурсам (информационным, материальным, трудовым, финансовым, временным);
  8.  использование разнообразных форм и методов управления или средств, которые обеспечивают достижение тех или иных результатов;
  9.  использование обратной связи, а именно учет, контроль, проверка исполнения.
  10.  Вид профессиональной деятельности, управленческий труд, включающий триаду: предмет труда (информация), средства труда(организационные и технические) и человек, обладающий определенными знаниями, навыками и умениями.
  11.  Управление социальной работой как наука и учебная деятельность.

Управление социальной работой направлено:

  1.  На оказание помощи и поддержки;
  2.  Защиту людей, особенно слабо защищенных слоев и групп;
  3.  Нормальное функционирование различных сфер жизни;
  4.  Ведение деятельности социальной направленности.

В теории управления администрирование понимается:

1. как деятельность по руководству порученным участком работы посредством административных методов управления;

2. метод  управления, при котором главными рычагами воздействия являются письменные и устные приказы и распоряжения единоличных руководителей, а также инструкции, постановления, решения и указы различных лиц или коллективных органов (коллегий, советов, президиумов, бюро и т.д.).

Администрирование – это распорядительство, опирающееся на приказы, распоряжения, спускаемые сверху установки в целях обеспечения однозначного поведения и действия исполнителей в достижении соответствующего результата.

Администрирование социальной сферы подчиняется теории управления персоналом. Субъектами управления персоналом организации являются руководители и служба управления персоналом.

Виды организационных структур управления персоналом:

  1.  Линейная;
  2.  Функциональная;
  3.  Линейно-функциональная;
  4.  Матричная.

Весь персонал в области социальной работы можно разделить на несколько категорий по основным видам занятий:

  1.   Руководители;
  2.  специалисты;
  3.  социальные работники;
  4.  технический и вспомогательный персонал;
  5.  служащие.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

74827. Оригинальные памятники древнерусской литературы – летописи, торжественные проповеди, поучения, жития, паломническая литература как свидетельство высокого уровня государственной и культурной жизни Руси XI – XII веков 17.17 KB
  Большинство дошедших до нас книг относящихся к этому периоду времени религиозного содержания.К этому же периоду времени относятся такие выдающиеся памятники церковной литературы как Слово о законе и благодати митрополита Илариона проповеди Кирилла Туровского. К этому периоду времени относится древнейший сохранившийся до наших дней летописный свод Повесть временных лет . Этот документ позволяет нам судить не только о политической ситуации того времени но и о быте нравах древних русичей.
74828. Повесть временных лет как литературный памятник: содержание, художественные особенности, связь с фольклором 21.34 KB
  Основные идеи начальной летописи. Уже в самом названии Се повести времянъных лет откуду есть пошла Руская земля кто в Киеве нача первее княжити и откуду Руская земля стала есть содержится указание на идейнотематическое содержание летописи. стоят в центре внимания летописи. Тема родины является определяющей ведущей в летописи.
74829. Слово о законе и благодати митрополита Илариона. Поэтическая образность Слова о законе и благодати 17.53 KB
  Слово о законе и благодати проникнуто патриотическим пафосом прославления Руси как равноправной среди всех государств мира. Византийской теории вселенской империи и церкви Иларион противопоставляет идею равноправия всех христианских народов. Сопостав-ляя иудаизм (Закон) с христианством (Благодатью)
74830. Житийная литература. «Житие Феодосия Печерского», написанное Нестором 15.95 KB
  Житие Феодосия Печерского написанное Нестором. Житие Феодосия Печерского памятник древнерусской литературы написанный преподобным Нестором Летописцем.: Житие Феодосия Печерского типичное монашеское житие рассказ о благочестивом кротком трудолюбивом праведнике вся жизнь которого непрерывный подвиг. Написанное им Житие имеет динамичный сюжет и лишено традиционных для данного жанра риторических рассуждений.
74831. Хождение как литературный жанр. Хождение игумена Даниила в святую землю 15.45 KB
  Хождение игумена Даниила в святую землю Хождение это жанр средневековой русской литературы форма путевых записок в которых русские путешественники описывали свои впечатления от посещения иностранных земель...
74832. Поэтическая образность «Слова о полку Игореве». Композиция «Слова о полку Игореве», лирические и публицистические отступления 19.8 KB
  В нем автор размышляет о художественных принципах наложения материала и как бы ведет диалог с читателем. Далее автор переходит к повествованию о событиях похода. Автор дает краткий эмоционально приподнятый рассказ о первом столкновении русских с половцами и о богатых трофеях взятых русскими. В описании битвы автор сосредоточивает внимание на героической фигуре буйтура Всеволода и ограничивается упоминанием об Игоре который пытается вернуть на поле боя бегущих ковуев.
74833. Моление Даниила Заточника: своеобразие памятника, его обличительный пафос, антибоярская и антиклерикальная направленность 16.22 KB
  Моление Даниила Заточника адресовано князю Ярославу Всеволодовичу Переяславскому княжившему с 1213 по 1236 г. Сам же Даниил выступает сторонником сохранения холопства. Бояр Даниил относит к злым господам которые попирают человеческое достоинство своих слуг.
74834. Повести о татарском нашествии. «Повесть о битве на реке Калке» (1223 г.), «Повесть о приходе Батыя на Рязань» (1237 г.) – воинские повести 20.59 KB
  Повесть о битве на реке Калке. Первое столкновение русских войск с кочевниками произошло в 1223 г. на реке Калке (Кальмиус). Летописная повесть об этой битве дошла до нас в двух редакциях. Повесть обстоятельно излагает ход событий. Весть о появлении языка незнаемого (неизвестного народа) принесли в Киев половцы, с которыми первыми столкнулись отряды степных кочевников, шедшие с Кавказа под руководством нойонов (воевод) Чингиза Джебе и Сабутэ
74835. Слово о погибели Русской земли. Гражданский патриотический пафос памятника. Народно-поэтическая стилистика 16.22 KB
  Событиями монголотатарского нашествия очевидно порождено и такое выдающееся поэтическое произведение как Слово о погибели Русской земли впервые обнаруженное только в конце 70х годов прошлого века К. Слово о погибели Русской земли исполнено высокого гражданского патриотического звучания. В центре образ Русской земли светлосветлой и украсноукрашеной.