25394

Основные характеристики и проблемы граждан пожилого и старческого возраста в современной России

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Ритм старения существенно зависит от образа жизни пожилых людей как правило пенсионеров их положения в семье уровня жизни условий труда социальных и психологических факторов. Среди пожилых людей выделяются самые разные группы: бодрые физически здоровые больные живущие в семьях одинокие довольные уходом на пенсию еще работающие но тяготящиеся работой несчастные отчаявшиеся в жизни малоподвижные домоседы проводящие интенсивно разнообразно свой досуг ходят в гости встречаются с друзьями посещают клубы и т. Для социальных...

Русский

2013-08-13

50 KB

18 чел.

Основные характеристики и проблемы граждан пожилого и старческого возраста в современной России

Структура ответа:

  1.  Вступление
  2.  Понятие пожилого и старого человека (смотри 43 вопрос)
  3.  Основные их характеристики
  4.  Основные их проблемы
  5.  Вывод

Проблемами старения общества занимается геронтология, рассматривающая старение с биологической, психологической и социальной точек зрения и представляющая собой, таким образом, междисциплинарную область исследований.

На биологическом уровне рассматривается физиологическая сторона старости, на психологическом – мыслительные психические аспекты старения, на социальном – старость в социальном контексте.

Ритм старения существенно зависит от образа жизни пожилых людей (как правило, пенсионеров), их положения в семье, уровня жизни, условий труда, социальных и психологических факторов.

Среди пожилых людей выделяются самые разные группы: бодрые, физически здоровые, больные, живущие в семьях, одинокие, довольные уходом на пенсию, еще работающие, но тяготящиеся работой, несчастные, отчаявшиеся в жизни, малоподвижные, домоседы, проводящие интенсивно, разнообразно свой досуг (ходят в гости, встречаются с друзьями, посещают клубы и т. д.).

Для того, чтобы работать с пожилыми людьми, нужно знать их социальное положение (в прошлом и настоящем), особенности психики, материальные и духовные потребности, проблемы, с которыми они сталкиваются в силу возрастных особенностей. При этом основой социальной работы с данной категорией населения должен стать дифференцированный подход к пожилым и старым людям как к личностям, членам общества, семьи, жильцам коммунальной квартиры, дома для престарелых и т.д.

Для социальных работников важна в первую очередь, исчерпывающая информация о контингенте пожилых и старых людей, которых они обслуживают. В гериатрии и геронтопсихиатрии стало аксиомой, что физические и психологические характеристики людей существенно различаются по 5-летним периодам: 60 - 64 года, 65 - 69 лет, 70 - 74 года и т. д., поэтому для получения социальной информации и создания банка данных о пожилых и старых людях важно знать не только демографические особенности того или иного района, но и картину демографических изменений в этой группе населения.

Особого внимания заслуживает и отношение самих пожилых и старых людей к той помощи, которую им оказывают социальные работники. Практический опыт и специально проведенные исследования позволяют выделить несколько определенных стереотипов поведения пожилых и старых людей:

подчас неприятие социальной помощи в повседневной жизни, недоверие к социальным работникам, нежелание быть зависимыми от чужих, посторонних людей;

явные рентные установки, стремление и настойчивость в получении как можно большего количества услуг со стороны социальных работников, возложение на последних выполнения всех бытовых обязанностей;

недовольство и неудовлетворенность своими жизненными условиями переносится на социальных работников, с которыми непосредственно общаются;

социальный работник воспринимается как объект, который несет ответственность за их физическое здоровье, моральное и материальное состояние

Конечно, основная часть населения старших возрастов, с которыми ведется социальная работа в различных ее видах, выражает свою искреннюю благодарность социальным работникам, высоко оценивает их труд. Однако нередким является и недоброжелательное отношение, подозрительность, недовольство оказываемыми услугами. Иногда прибегают и к чрезмерному восхищению, восхвалению социального работника, чтобы добиться от него тех услуг, которые не входят в перечень выполняемых обязанностей.
Работа со старыми людьми во всех странах считается одной из самых тяжелых во всех отношениях: велико разочарование лиц, обеспечивающих уход за ними; чтобы его избежать, необходимы высокая профессиональная подготовка, понимание и знание психологических особенностей пожилого и старческого возраста.

Социальным работникам нужно с самого начала готовиться к тому, что в их работе благодарностей будет значительно меньше, чем подозрительности, необоснованных обвинений, а нередко и незаслуженных оскорблений. Социальные работники должны быть подготовлены к тому, чтобы быть терпеливыми и заботливыми к любому, даже очень капризному и надоедливому старому человеку. Нельзя воспринимать старого человека изолированно, вне его жизненного пути. Напротив, то, что он представляет собой сейчас, есть отражение многоаспектного и многослойного становления личности. Биография каждого старого человека представляет собой отражение удавшейся или неудавшейся судьбы, возможно, разломанной или порушенной жизни. Самое главное - каждый старый человек есть личность и как личность имеет самоценное значение. Личность - сердцевина человеческого бытия, его чувств, переживаний и действий. Личность определяет и поведение человека в процессе старения. Каждый человек уникален в своем “Я” и никак не может быть подменен другим человеком, и в таком виде иного человека не существует.

Помимо основных характеристик пожилых и старых людей социальный работник должен знать основные проблемы данной категории населения:

  1.  Медицинские проблемы. Социальные условия жизни пожилых людей прежде всего определяются состоянием их здоровья. В старости происходят определенные изменения в организме человека: падает энергетический потенциал, уменьшается количество воды, солей и микроэлементов, ухудшается кислородный обмен и кровоснабжение мозга, а также наблюдается ряд других неблагоприятных физиологических явлений. У пожилых и старых людей происходит: снижение двигательной активности, нарушение функций внутренних органов, ухудшение работы психических функций, возрастание числа заболеваний. Уровень заболеваемости у пожилых людей в 2 раза выше, а в старческом возрасте – в 6 раз выше, чем у лиц молодого возраста. Накапливаются хронические заболевания с тенденцией к постепенному прогрессированию и инвалидизации. Наиболее распространенные заболевания: атеросклероз, гипертония, опухоли, бессонница, запоры, старческая немощность, маразм.  Негативные последствия для поддержания благоприятного самочувствия имеют нарушения экологического равновесия, что в первую очередь проявляется в снижении качества питьевой воды и атмосферного воздуха. Нарушение здоровья пожилых людей не могут в полном объеме компенсироваться социальными мерами, так как резервы их здоровья в значительной степени истощены. Принимая во внимание, что общественное здоровье является характеристикой качества, структуры и динамики индивидуального здоровья, неудовлетворительное состояние здоровья пожилых людей выступает как дестабилизирующий фактор социальных отношений.
  2.  Психологические проблемы. В старости возникает повышенная психологическая утомляемость, замедленность восприятия, реакции и мышления, ухудшается память, слабеет мотивация деятельности; заметны изменения в эмоциональной сфере: сосредоточенность на своих интересах, обидчивость, подозрительность. Чаще всего психологический портрет старого человека складывается из отрицательных характеристик. Однако исследователи отмечают, что процесс психологического старения индивидуален. Ученый Гизе выделяет следующие типы психического старения: 1) старик-негативист (отрицает у себя признаки старости); 2) старик-экстравертированный (признает наступление старости через внешнее влияние (выросла молодежь, умерли близкие, появились компьютеры); 3) интровертированный тип (остро переживает старение, вспоминает прошлое). В старости наблюдаются различные расстройства важнейших психических функций (ощущения, восприятия, мышления, речи, памяти, интеллекта), вызванные эндогенными (генетические, внутренние) и экзогенными (внешние: алкоголизм, травматизм) факторами.
  3.  Проблема одиночества. Физиологические и психологические изменения происходят на фоне смены социального статуса личности, связанного с ограничением или прекращением трудовой деятельности, трансформацией образа жизни и общения. Человек в старости утрачивает прежние социальные роли, часто теряет родных и близких, отделяется от приобретших самостоятельность детей, что приводит к изменениям мотивации, к сужению круга интересов и социальных контактов, уменьшению числа оценок, вариантов отношения к миру. Уход на пенсию является тяжелым испытанием, особенно для тех, чья трудовая деятельность высоко ценилась, была творчески активной. Практика показывает, что разрыв с трудовой деятельностью в ряде случаев негативно сказывается на жизненном тонусе, состоянии здоровья и психике людей. Самочувствие пожилых людей во многом определяется и отношениями, сложившимися в семье. Чуткость, внимание к старшим, взаимное уважение в семье определяются, прежде всего, культурой членов семьи, той атмосферой, которая складывается в обществе на различных этапах его функционирования. Все это сказывается на желании пожилых людей жить вместе с детьми и внуками или отдельно. с выходом на пенсию социальный мир человека сужается, круг общения ограничивается в основном ближайшими родственниками и, отчасти, соседями, немногими друзьями. Утрачиваются многие идентичности. Наиболее важной, зачастую практически единственной становится идентификация с семьей. Семейные ценности доминируют в ценностном сознании пожилых людей. Семья становится важнейшей сферой, в которой реализуются многие потребности пожилого человека. Нынешнее старшее поколение России больше отдает, чем получает помощи. Большинство бабушек и дедушек вносит свой вклад в воспитание несовершеннолетних внуков. Они оказывают помощь также среднему поколению своих семей в ведении домашнего хозяйства, помогают деньгами. Отсутствие семейных связей или снижение их уровня отрицательно сказываются на эмоционально-психологическом состоянии, на удовлетворенности пожилых людей состоянием здоровья, материальной обеспеченностью, положением среди окружающих и т. д. Наиболее депревированы пожилые люди, не имеющие ближайших родственников, либо имеющие детей, но не поддерживающие с ними отношений. Они нуждаются в особом внимании со стороны органов социальной защиты населения. Социологи Дж. Янг и Бек различали три типа одиночества: 1) хроническое одиночество развивается тогда, когда в течение длительного периода времени индивид не может установить удовлетворяющие его социальные связи; 2) ситуативное одиночество зачастую наступает в результате значительных стрессовых событий в жизни, таких, как смерть супруга или разрыв брачных отношений; 3) преходящее одиночество – наиболее распространенная форма этого состояния, относящегося к кратковременным и случайным приступам чувства одиночества. В целом одиночество – это характерное для человека очень важное явление, требующее внимательного изучения. Каждый тип одиночества – это особая форма самосознания, свидетельствующая о разрыве основной сети отношений и связей, составляющей жизненный мир личности.
  4.  Трудное материальное положение пожилых людей. Ухудшение рациона питания, минимизация расходов на социально-культурные нужды повышают уязвимость пожилого человека в семье и, в конечном итоге, сказываются на состоянии здоровья и продолжительности жизни после наступления пенсионного возраста. Почти в половине семей пенсионеров на питание расходуется практически весь бюджет, хотя при этом отмечается ухудшение качества питания, сокращается потребление молочных продуктов, рыбопродуктов, овощей и фруктов. В большинстве семей пенсионеров урезаны до минимума расходы по другим статьям: не более одной шестой части могут позволить приобретение одежды, обуви, других предметов первой необходимости. В целом потребление на уровне минимальной достаточности поддерживается за счет использования ранее приобретенных предметов долговременного пользования.

Для того, чтобы решить проблемы пожилых людей, необходимо понять, что социальные проблемы старения отражают позицию общества по отношению к старым людям, которая не остается неизменной и зависит от социально-экономических условий, морально-этического климата, демографической обстановки и многих других обстоятельств. Последствия демографического старения затрагивают не только самих пожилых людей, но и общество в целом. С течением времени эти вопросы становятся все более актуальными.

Таким образом, характеристики и проблемы граждан пожилого и старческого возраста в современных условиях  зависят от личности каждого отдельного человека. В целом же основные проблемы пожилых людей – неудовлетворительное состояние здоровья, малообеспеченность, одиночество. Эти проблемы требуют особого внимания со стороны государства, ставят необходимость разработки и внедрения программ по улучшению жизни пожилых людей.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27780. Антон Семенович Макаренко. Воспитание в коллективе и через коллектив 32.2 KB
  Макаренко воспитал в духе идей коммунизма более 3000 молодых граждан Советской страны. Макаренко особенно €œПедагогическая поэма€ и €œФлаги на башнях€ переведены на многие языки. Велико число последователей Макаренко среди прогрессивных педагогов всего мира.
27781. Господарські првовідносини 106 KB
  Юридичний зміст господарських відносин — це права та обов’язки суб’єктів господарювання, які виникають у них у процесі здійснення зазначеної діяльності.
27782. Педагогика сотрудничества 19.18 KB
  в советской педагогике получает развитие новое направление педагогика сотрудничества система методов приемов обучения и воспитания основанных на принципе гуманизма и творческого подхода к развитию личности. Педагогика сотрудничества базировалась на следующих принципах: обучение как творческое взаимодействие учителя и учащихся; обучение без принуждения; идея трудной цели; идея крупных блоков объединение несколько уроков в блоки; использование опор опорные сигналы схемы детали; самоанализ деятельности коллективный...
27783. И.И. Бецкой (1704–1795) 23.11 KB
  Бецкой 1704–1795 является заметной личностью в России XVIII в. Для этого дела был привлечен Иван Иванович Бецкой. В Генеральном учреждении о воспитании обоего пола юношества 1764 получившем силу закона Бецкой сформулировал понятие воспитания которое по его словам должно придать известное направление воле и сердцу выработать характер внушить согласное с природой человека здравое чувство нравы и правила искоренить предрассудки. Бецкой перечисляет добродетели и качества принадлежащие к доброму воспитанию: утверждать сердце в...
27784. Социализирующие функции религиозных организаций 18.38 KB
  В социализации человека религия и религиозные организации общности верующих при молитвенных центрах были важнейшим после семьи фактором. Кроме того различные конфессии ведут активную работу по привлечению в свои ряды новых верующих. В процессе социализации верующих религиозные организации реализуют ряд функций. Это осуществляется в процессе коллективных культовых действий и всей жизнедеятельности организаций а также через различные формы контроля в одних конфессиях более в других менее жесткого за соответствием жизни верующих...
27785. Личностно-ориентированные педагогические технологии 15.04 KB
  В педагогике и педагогической психологии до настоящего момента были предприняты различные попытки определить сущность личностноориентированного обучения. Якиманской признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностноориентированная педагогика. Для выстраивания модели личностноориентированного обучения она считает необходимым различать следующие понятия.
27786. Социально-педагогическая технология 16.42 KB
  Она может рассматриваться: как обоснование описание этапов методов и средств социальнопедагогической деятельности обеспечивающих достижение определенного результата; как целесообразная оптимальная последовательность деятельности направленная на достижение определенной социальнопедагогической цели. Мардахаев полагает что в каждой конкретной ситуации социальному педагогу необходимо уяснить: Социальнопедагогическую цель к чему стремиться чего следует добиваться; Условия ее реализации; Особенности и возможности объекта; ...
27787. Джон Локк (1632-1704) 20.34 KB
  Из всех людей с которыми мы встречаемся девять десятых становится тем что они есть: добрыми или злыми полезными или нет благодаря воспитанию говорил Локк. Джентльмен должен получить физическое нравственное и умственное воспитание но не в школе ибо школа по мнению Локка это учреждение где собрана пестрая толпа дурно воспитанных порочных мальчиков всякого состояния. Локк исходя из практики аристократических семейств рекомендовал поручить все дело воспитания джентльмена хорошо подготовленному солидному воспитателю.
27788. ПОСЛЕДСТВИЯ НАСИЛИЯ У ДЕТЕЙ 115 KB
  Среди отдаленных последствий жестокого обращения с детьми выделяются нарушения физического и психического развития ребенка различные соматические заболевания личностные и эмоциональные нарушения социальные последствия. Нарушения физического и психического развития У большинства детей живущих в семьях в которых тяжелое физическое наказание брань в адрес ребенка являются методами воспитания или в семьях где они лишены тепла внимания например в семьях родителейалкоголиков имеются признаки задержки физического и...