25396

Молодежь как половозрастная группа, ее основные характеристики. Проблемы социализации молодежи в современной России

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Проблемы социализации молодежи в современной России. Анализ современных проблем молодежи нельзя не начать с уточнения понятия молодежь. К проблемам социализации молодежи в современной России можно отнести: ухудшение материального и духовного благосостояния молодежи рост числа нетрудоустроенных выпускников рост числа преступлений среди молодежи рост случаев жестокого обращения с детьми физическое и психологическое насилие над подростками и молодежью увеличение числа больных психическими заболеваниями проблема детской беспризорности и...

Русский

2013-08-13

45.5 KB

50 чел.

46?Молодежь как половозрастная группа, ее основные характеристики. Проблемы  социализации молодежи в современной России.

Анализ современных проблем молодежи нельзя не начать с уточнения понятия «молодежь». Молодежь – это социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, вхождение в мир взрослых, адаптацию к нему и будущего его обновления; это социально-демографическая группа, специфические социальные и психологические черты которой обусловлены возрастными особенностями молодых людей, процессом становления их духовного мира, социализации, спецификой положения в социальной структуре общества.

Как отмечает П.Д. Павленок, границы молодежного возраста подвижны. Они зависят от социально - экономического развития общества, достигнутого уровня благосостояния и культуры, условий жизни людей. Воздействие этих факторов реально проявляется в продолжительности жизни людей, расширении границ молодежного возраста от 14 до 30 лет. Нижняя граница определяется тем, что именно в этом возрасте впервые получает право выбора в социальном плане : продолжить учебу в школе, поступить в технический или гуманитарный колледж, лицей или поступить на работу. К 30-ти годам человек, как правило, достигает  физической и профессиональной зрелости, завершается формирование его семьи, он занимает определенное положение в обществе.

Как отмечает ЮНЕСКО, молодежь – это лица в возрасте от 17 до 25 лет.

Молодежь как социально-демографическая группа характеризуется и общими (психологическими, социальными, возрастными) и специфическими чертами. При этом социальные и психологические характеристики претерпевают изменения в зависимости от возраста, условий жизнедеятельности молодежных групп, что связано, главным образом, с их местом и ролью в социальной структуре общества.

Характеристика возрастных периодов, находящихся в пределах молодого возраста:

1.Юность или юношеско-девичий возраст 14-16 до 20 у девушек, до 21 у юношей: прибавление веса тела, замедление роста, появление зубов мудрости, кторые завершают эволюцию зубов; завершение формирования ЦНС; изменяется цвет лица с бледно-розового на желтый; к 20 годам возникают лобные и носогубные морщинки, перестройка организма молодой матери.

Вывод: Чем более оптимальные условия были созданы в предыдущие годы для становления и развития человеческого организма, тем нормальнее, гармоничнее завершаются эти процессы на данной возрастной стадии.

2. Первая молодость или 1-й молодой взрослый возраст (20-25 женщины, 21-26 – мужчины): к 25 годам достигает своего максимума рост; расцвет всех функций и возможностей организма; относительная стабилизация морфологических и обменных процессов; отмечается главное биологическое противоречие, т.е. переход от расцвета биологических функций к их постепенному увяданию и временной стабилизации.

Вывод: Продолжение биологической молодости тесно связано с общественными факторами и благоприятной наследственностью.

3. Вторая молодость или второй молодой взрослый возраст (25-30-женщины, 26-30-мужчины): завершение молодости в биологическом смысле – это первая ступень зрелости; реализация репродуктивной функции; постепенное увядание и временная, относительная стабилизация функций и возможностей организма; отход от родительской семьи.

Завершение молодости в биологическом отношении наступает через несколько лет после окончания юношеского возраста. Статистика показывает, что завершение молодости в общественном смысле заканчивается значительно позже, чем в биологическом. Критериями завершения молодости в общественном смысле: приобретение полной экономической самостоятельности; освоение одной или нескольких профессий; получение определенного общественного признания в профессии; создание семьи, воспитание одного или нескольких детей.

Социализация – процесс становления личности, усвоение индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной группе.(Курбатов В.И.).

К проблемам  социализации молодежи в современной России можно отнести: ухудшение материального и духовного благосостояния молодежи, рост числа нетрудоустроенных выпускников, рост числа преступлений среди молодежи, рост случаев жестокого обращения с детьми, физическое и психологическое насилие над подростками и молодежью, увеличение числа больных психическими заболеваниями, проблема детской беспризорности и безнадзорности, высокий уровень смертности среди молодежи, низкое количество браков и высокое разводов, увеличилось количество женщин матерей не состоящих в зарегистрированном браке (часто они в возрасте до 20 лет), проблема СПИДа, более 50% молодежи страдают хроническими заболеваниями, проблема детской инвалидности, высокий показатель самоубийств среди молодежи, рост числа абортов среди молодежи,  безработица, ухудшение репродуктивного здоровья, распространение табакокурения, наркомании и токсикомании.

Рассмотрим подробнее некоторые из них.

На молодежный возраст  приходятся  главные  социальные  и демографические события  в  жизненном  цикле  человека:  завершение  общего образования,  выбор  профессии  и  получение  профессиональной  подготовки, начало трудовой  деятельности,  вступление  в  брак,  рождение  детей.  1

Внедрение рыночных отношений в нынешних формах обострило проблему социальной защищенности молодежи в сфере труда. Молодые рабочие первыми попадают под сокращение и пополняют ряды безработных. Проблемы  занятости молодёжи справедливо относятся к глобальным проблемам современности, так как занятость - основа развития человечества. Для современного мира характерна массовая безработица молодёжи, которая способствует социальной дезинтеграции и деформации.

Последствия молодежной безработицы сказываются в различных сферах жизни общества: политической, экономической, социальной. Безработица – это не просто отсутствие работы, она крайне отрицательно влияет на личность, являясь одним из ведущих факторов, вызывающих девиантное поведение и различные формы асоциальной активности.

Анализ тенденции  спроса  и  предложения  труда молодёжи в возрасте от 16 до 29 лет говорит о том, что  именно в это время основная ее часть приобретает устойчивый профессионально – трудовой  статус в общественной  и социальной сфере.

К числу особо тревожных тенденций современной ситуации в молодежной сфере относится отставание уровня образования от уровня, достигнутого наиболее развитыми странами; нарастающее падение престижа общего и профессионально-технического образования; увеличение числа молодежи, начинающей трудовую деятельность с низким уровнем образования и неориентированной на продолжение обучения; неподготовленность кадров высшей, профессиональной и средней школы к работе в новых условиях; снижение интеллектуального уровня аспирантского корпуса – будущего российской науки.

Молодежь в силу специфики возрастных, трудовых и социально-психологических характеристик выходит на рынок труда неподготовленной. Она не имеет достаточного опыта работы и поэтому низко конкурентна и малопривлекательна для большинства работодателей.2

По данным ежегодного Доклада Государственного комитета РФ по делам молодежи можно прийти к выводу, что уменьшение числа населения, низкий уровень рождаемости наряду со значительным ухудшением состояния здоровья молодежи приводит к ухудшению генофонда нации, что, в свою очередь, может составить угрозу для национальной безопасности страны.

Значительное снижение уровня и качества жизни большинства молодых россиян, нарастание социальной напряженности, обусловливающей возникновение стрессов, обострение экологических проблем, особенно в городах, и другие подобные причины ведут к росту числа заболеваний, в том числе возникновению эпидемий и социально обусловленных заболеваний.

К факторам, неблагоприятным для развития молодежи, относятся распространение курения, алкоголизма, наркомании и токсикомании. На мотив к употреблению наркотиков влияют многие факторы и  в основном - это социальные и психологические (любопытство, завоевание популярности, облегчение контактов, стремление к подражанию, конфликты, безделье, страх перед жизненными трудностями  и т п.).  Последствия наркоманий трагичны: человек деградирует, у него пропадает интерес к жизни, он перестает быть личностью, а медицинские последствия еще более печальны.  Употребление наркотиков вносит существенный ущерб обществу и личности. Основная часть потребителей наркотиков - молодежь и одним из следствий наркомании является физическая и социальная деградация наиболее активной части населения, фактором, во многом определяющим образ и стиль жизни молодых людей, становится криминализация и коммерциализация их досуга.

Что касается ухудшения репродуктивного здоровья населения, то это  связано не только с распространением среди молодежи наркотиков и курения, но и увеличением количества абортов среди молодых женщин, распространение болезней передаваемых половым путем из-за ведения неупорядоченной сексуальной жизни, а также неправильным питанием, образом жизни, ухудшением экологической обстановки и т.д.

1 Ковалев В.В. Социальльно-психологический аспект проблемы девиантного
поведения у детей и подростков, Нарушения поведения у детей и
подростков.-М.,"Медицина",1981.-23С.

2 Основы социальной работы: Учебник/ Отв.ред. П.Д. Павленок. – 2-е изд., испр.и доп. – М.: ИНФРА – М, 2004.- 236 с. -  (Серия «Высшее образоваеие»).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

76522. Отбор теоретических понятий при изучении лексики и фразеологии 27 KB
  Цель формирование представлений о лексикофразеологической системе русского языка; знакомство со лексическим и нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса учащихся; Задачи: формирование основных лексических понятий знакомство с разными способами пополнения словарного запаса научить школьников определять роль лексических и фразеологических единиц речи сформировать умение школьников использовать лексику и фразеологизмы в соответствии с лексич значением научить пользоваться разными видами словарей В начальной школе...
76523. Отбор теоретических понятий при изучении морфологии 29.5 KB
  В школьной практике изучается морфология на синт основе то есть главное внимание уделяется условию и характеру употребления словоформ в разных стилях и жанрах речи формированию умения школьников целесообразно использовать слова разных частей речи в построении связанного высказывания. Все словоформы русского языка систематизированы и объединены в части речи которые в школе рассматриваются с точки зрения структурно семантического принципа значения формы и функции слова. Цели: формирование понятия морф система русского языка обогащение...
76524. Отбор теоретических понятий при изучении синтаксиса 30.5 KB
  ИНТЕРНЕТ Рассмотрение синтаксической единицы предложения начинается в 1 классе Обеспечить усвоение учащимися знаний о строе русского языка на основе сознательного восприятия ими системы синтаксических понятий и правил ; Разграничение в научном синтаксисе словосочетания и предложения способствовало выделению существенных признаков качественно различных единиц языка более глубокому постижению специфики каждой из них. Синтаксис предложения рассматривает коммуникативную единицу языка служащую средством формирования выражения и сообщения...
76525. Основные теоретические понятия методики обучения стилистике 25.5 KB
  Выделяют пять стилей из них четыре книжных: научный официальноделовой публицистический художественный и разговорный стиль. Научный стиль Научный стиль один из книжных стилей который используется в научных трудах учебниках и учебных пособиях устных выступлениях на научные темы. В научном стиле можно выделить следующие разновидности: 1 собственно научный стиль. 2 научнопопулярный стиль который присущ текстам предназначенным для популяризации научных знаний.
76526. Виды речевых ошибок: методика работы по их предупреждению и исправлению 29 KB
  Употребление слов в несвойственных им значениях. Повторение однокоренных слов в одном предложении тавтология: Писатель ярко описывает события того дня. Речевая недостаточность возникает в случае когда пропущено нужное слово. Употребление лишних слов.
76527. Отбор теоретических понятий при изучении фонетики, графики и орфоэпии 31 KB
  Необходимо при изучении словообразования: буквы имеющие два один звук. Цель изучения:осознаное усвоение звуковой системы языка; знакомство с орфоэпическими нормами СРЛЯ; формирование орфографических навыков.Задачи:Формирование основных фонетических понятий: звук слог ударение интонация;Дать представление о русской графике как науке устанавливающей общие принципы передачи звучащей речи на письме;Развивать фонематический слух учащегося и на этой основе формировать орфографическую грамотность школьника;Закрепить умение обозначить звуки...
76529. Русский язык как предмет изучения. Место русского языка в ряду других учебных предметов. Межпредметные связи на уроках русского языка 34.5 KB
  Место русского языка в ряду других учебных предметов. Межпредметные связи на уроках русского языка.На каждом уровне выделяются след основные линии: система языка или знания о языке сформированные в виде понятий способов действия а также владения самим языком и его нормами. В содержание стандарта случены отдельные сведения которые отсутствуют в современных учебниках но в то же время представляют собой ближайшую перспективу для совершенствования курса родного языка.
76530. Цели и задачи обучения русскому языку. Структура и содержание курса русского языка в средней школе 29.5 KB
  Языковая часть курса в каждой теме представлена тремя компонентами: а сведения о языке подлежащие усвоению; б умения и навыки в области культуры речи языкового анализа практические умения общеучебные умения; в способ деятельности через учебник В структуре школьной программы по русскому языку выделяются два уровня: уровень программы в целом и уровень программы каждого класса. Структура программы в целом делится на органически связанные но самостоятельные программы для каждого класса. Структура программы второго уровня уровня каждого...