25396

Молодежь как половозрастная группа, ее основные характеристики. Проблемы социализации молодежи в современной России

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Проблемы социализации молодежи в современной России. Анализ современных проблем молодежи нельзя не начать с уточнения понятия молодежь. К проблемам социализации молодежи в современной России можно отнести: ухудшение материального и духовного благосостояния молодежи рост числа нетрудоустроенных выпускников рост числа преступлений среди молодежи рост случаев жестокого обращения с детьми физическое и психологическое насилие над подростками и молодежью увеличение числа больных психическими заболеваниями проблема детской беспризорности и...

Русский

2013-08-13

45.5 KB

51 чел.

46?Молодежь как половозрастная группа, ее основные характеристики. Проблемы  социализации молодежи в современной России.

Анализ современных проблем молодежи нельзя не начать с уточнения понятия «молодежь». Молодежь – это социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, вхождение в мир взрослых, адаптацию к нему и будущего его обновления; это социально-демографическая группа, специфические социальные и психологические черты которой обусловлены возрастными особенностями молодых людей, процессом становления их духовного мира, социализации, спецификой положения в социальной структуре общества.

Как отмечает П.Д. Павленок, границы молодежного возраста подвижны. Они зависят от социально - экономического развития общества, достигнутого уровня благосостояния и культуры, условий жизни людей. Воздействие этих факторов реально проявляется в продолжительности жизни людей, расширении границ молодежного возраста от 14 до 30 лет. Нижняя граница определяется тем, что именно в этом возрасте впервые получает право выбора в социальном плане : продолжить учебу в школе, поступить в технический или гуманитарный колледж, лицей или поступить на работу. К 30-ти годам человек, как правило, достигает  физической и профессиональной зрелости, завершается формирование его семьи, он занимает определенное положение в обществе.

Как отмечает ЮНЕСКО, молодежь – это лица в возрасте от 17 до 25 лет.

Молодежь как социально-демографическая группа характеризуется и общими (психологическими, социальными, возрастными) и специфическими чертами. При этом социальные и психологические характеристики претерпевают изменения в зависимости от возраста, условий жизнедеятельности молодежных групп, что связано, главным образом, с их местом и ролью в социальной структуре общества.

Характеристика возрастных периодов, находящихся в пределах молодого возраста:

1.Юность или юношеско-девичий возраст 14-16 до 20 у девушек, до 21 у юношей: прибавление веса тела, замедление роста, появление зубов мудрости, кторые завершают эволюцию зубов; завершение формирования ЦНС; изменяется цвет лица с бледно-розового на желтый; к 20 годам возникают лобные и носогубные морщинки, перестройка организма молодой матери.

Вывод: Чем более оптимальные условия были созданы в предыдущие годы для становления и развития человеческого организма, тем нормальнее, гармоничнее завершаются эти процессы на данной возрастной стадии.

2. Первая молодость или 1-й молодой взрослый возраст (20-25 женщины, 21-26 – мужчины): к 25 годам достигает своего максимума рост; расцвет всех функций и возможностей организма; относительная стабилизация морфологических и обменных процессов; отмечается главное биологическое противоречие, т.е. переход от расцвета биологических функций к их постепенному увяданию и временной стабилизации.

Вывод: Продолжение биологической молодости тесно связано с общественными факторами и благоприятной наследственностью.

3. Вторая молодость или второй молодой взрослый возраст (25-30-женщины, 26-30-мужчины): завершение молодости в биологическом смысле – это первая ступень зрелости; реализация репродуктивной функции; постепенное увядание и временная, относительная стабилизация функций и возможностей организма; отход от родительской семьи.

Завершение молодости в биологическом отношении наступает через несколько лет после окончания юношеского возраста. Статистика показывает, что завершение молодости в общественном смысле заканчивается значительно позже, чем в биологическом. Критериями завершения молодости в общественном смысле: приобретение полной экономической самостоятельности; освоение одной или нескольких профессий; получение определенного общественного признания в профессии; создание семьи, воспитание одного или нескольких детей.

Социализация – процесс становления личности, усвоение индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной группе.(Курбатов В.И.).

К проблемам  социализации молодежи в современной России можно отнести: ухудшение материального и духовного благосостояния молодежи, рост числа нетрудоустроенных выпускников, рост числа преступлений среди молодежи, рост случаев жестокого обращения с детьми, физическое и психологическое насилие над подростками и молодежью, увеличение числа больных психическими заболеваниями, проблема детской беспризорности и безнадзорности, высокий уровень смертности среди молодежи, низкое количество браков и высокое разводов, увеличилось количество женщин матерей не состоящих в зарегистрированном браке (часто они в возрасте до 20 лет), проблема СПИДа, более 50% молодежи страдают хроническими заболеваниями, проблема детской инвалидности, высокий показатель самоубийств среди молодежи, рост числа абортов среди молодежи,  безработица, ухудшение репродуктивного здоровья, распространение табакокурения, наркомании и токсикомании.

Рассмотрим подробнее некоторые из них.

На молодежный возраст  приходятся  главные  социальные  и демографические события  в  жизненном  цикле  человека:  завершение  общего образования,  выбор  профессии  и  получение  профессиональной  подготовки, начало трудовой  деятельности,  вступление  в  брак,  рождение  детей.  1

Внедрение рыночных отношений в нынешних формах обострило проблему социальной защищенности молодежи в сфере труда. Молодые рабочие первыми попадают под сокращение и пополняют ряды безработных. Проблемы  занятости молодёжи справедливо относятся к глобальным проблемам современности, так как занятость - основа развития человечества. Для современного мира характерна массовая безработица молодёжи, которая способствует социальной дезинтеграции и деформации.

Последствия молодежной безработицы сказываются в различных сферах жизни общества: политической, экономической, социальной. Безработица – это не просто отсутствие работы, она крайне отрицательно влияет на личность, являясь одним из ведущих факторов, вызывающих девиантное поведение и различные формы асоциальной активности.

Анализ тенденции  спроса  и  предложения  труда молодёжи в возрасте от 16 до 29 лет говорит о том, что  именно в это время основная ее часть приобретает устойчивый профессионально – трудовой  статус в общественной  и социальной сфере.

К числу особо тревожных тенденций современной ситуации в молодежной сфере относится отставание уровня образования от уровня, достигнутого наиболее развитыми странами; нарастающее падение престижа общего и профессионально-технического образования; увеличение числа молодежи, начинающей трудовую деятельность с низким уровнем образования и неориентированной на продолжение обучения; неподготовленность кадров высшей, профессиональной и средней школы к работе в новых условиях; снижение интеллектуального уровня аспирантского корпуса – будущего российской науки.

Молодежь в силу специфики возрастных, трудовых и социально-психологических характеристик выходит на рынок труда неподготовленной. Она не имеет достаточного опыта работы и поэтому низко конкурентна и малопривлекательна для большинства работодателей.2

По данным ежегодного Доклада Государственного комитета РФ по делам молодежи можно прийти к выводу, что уменьшение числа населения, низкий уровень рождаемости наряду со значительным ухудшением состояния здоровья молодежи приводит к ухудшению генофонда нации, что, в свою очередь, может составить угрозу для национальной безопасности страны.

Значительное снижение уровня и качества жизни большинства молодых россиян, нарастание социальной напряженности, обусловливающей возникновение стрессов, обострение экологических проблем, особенно в городах, и другие подобные причины ведут к росту числа заболеваний, в том числе возникновению эпидемий и социально обусловленных заболеваний.

К факторам, неблагоприятным для развития молодежи, относятся распространение курения, алкоголизма, наркомании и токсикомании. На мотив к употреблению наркотиков влияют многие факторы и  в основном - это социальные и психологические (любопытство, завоевание популярности, облегчение контактов, стремление к подражанию, конфликты, безделье, страх перед жизненными трудностями  и т п.).  Последствия наркоманий трагичны: человек деградирует, у него пропадает интерес к жизни, он перестает быть личностью, а медицинские последствия еще более печальны.  Употребление наркотиков вносит существенный ущерб обществу и личности. Основная часть потребителей наркотиков - молодежь и одним из следствий наркомании является физическая и социальная деградация наиболее активной части населения, фактором, во многом определяющим образ и стиль жизни молодых людей, становится криминализация и коммерциализация их досуга.

Что касается ухудшения репродуктивного здоровья населения, то это  связано не только с распространением среди молодежи наркотиков и курения, но и увеличением количества абортов среди молодых женщин, распространение болезней передаваемых половым путем из-за ведения неупорядоченной сексуальной жизни, а также неправильным питанием, образом жизни, ухудшением экологической обстановки и т.д.

1 Ковалев В.В. Социальльно-психологический аспект проблемы девиантного
поведения у детей и подростков, Нарушения поведения у детей и
подростков.-М.,"Медицина",1981.-23С.

2 Основы социальной работы: Учебник/ Отв.ред. П.Д. Павленок. – 2-е изд., испр.и доп. – М.: ИНФРА – М, 2004.- 236 с. -  (Серия «Высшее образоваеие»).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21224. Цвет влияет на принятие решений 84.5 KB
  Эксперты советуют чаще использовать зеленый утверждения зеленого цвета вызывают согласие. По заказу компании НР была проанализирована возможность влиять на отношение аудитории к напечатанным утверждениям используя различные цвета печати. Результаты этого исследования должны помочь компаниям лучше понять каким образом различные группы реагируют на цвет и в свою очередь дадут им возможность проанализировать и улучшить использование цвета во внутренних и внешних коммуникациях. Согласно исследованию использование зеленого цвета оказалось...
21225. Психология цвета в одежде 43 KB
  Вам хотелось бы знать как цвет одежды влияет на того кто ее носит и как воспринимаются определенные цвета окружающими Посмотрите одну из существующих классификаций воздействия цвета. Цвет Эмоциональное воздействие Символическое значение Желтый теплый Стимулирует веселит бодрит оживляет Солнце благодарность Желтый холодный Тошнота отвращение бред Ревность зависть измена Оранжевый Радует ободряет активирует Солнце радость богатство мощь роскошь торжество Краснооранжевый Возбуждает дразнит подстрекает Любовь гордость мощь...
21226. Психология цвета в рекламе 61 KB
  Цвета обращаются к чувствам а не к логике человека. Цвета обращаются к чувствам а не к логике человека а именно: вызывают психологическую реакцию: подчеркивают качество настроение чувство; создают теплую или холодную среду; отражают времена года и т. Как показывают специальные исследования 80 цвета и света поглощаются нервной системой и только 20 зрением.
21227. Педагогическая психология 22.98 KB
  Если в дидактике Каменского Песталлоци психологическая сторона образовательного процесса разработана еще не достаточно то начиная с работ Дистервейка и Ушинского поднимается вопрос о необходимости изучения психологии ученика и психологии учителя разработка психологического подхода к рассмотрению образовательного процесса как совокупности обучения и воспитания с конца 19до начала 80х годов 20 века оформленея педагогической психологии в самостоятельную отрасль появление первых экспериментальных работ в этой области. характеризуется...
21228. Психологические аспекты теории и практики обучения 32.62 KB
  Леонтьев учение рассматривал как тип ведущей деятельности. Которая не только занимается большой период времени но и в ее русле формируется мама личность ученика более частные виды деятельности. Платонов считал что учение это вид деятельности в процессе которой осуществляется обучение личности и достигается ее обученность Научение. Ительсон считал что научение это устойчивое целесообразное изменение физической и психической деятельности поведения которое возникает благодаря предшествующей деятельности и не вызывается непосредственно...
21229. Класифікація підприємств роздрібної торгівлі 28.21 KB
  Кінцевою ланкою, що завершує процес просування товарів від виробника до споживача, є роздрібна торгівля — діяльність субєктів товарного ринку з продажу товарів і надання додаткових послуг безпосередньо населенню. У роздрібній торгівлі товари переходять зі сфери обігу у сферу споживання
21230. Педагогическая деятельность 16.43 KB
  деятельности: обучающая воспитывающая организационная управленческая консультационнодиагностическая Во все виды входят 3 компонента: постановка цели и задач Включает в себя анализ педагогической ситуации совокупность условий в которых учитель ставит принимает и реализует пед. Решение пед задач идет в неск. педагогические средства и решения задач При выборе средств и способов пед.
21231. Педагогическое общение 13.69 KB
  Если рассматривать как сквозной процесс в обучение то необходимо выделить 2 основные модели общения: учебно дисциплинарную и личностно ориентированную. Стадии педагогического общения: Моделирование предстоящего общения. Организация непосредственного общения. Анализ общения.
21232. Социальная психология личности 18.89 KB
  Понимание личности в соц. существенно отличается от понимания личности в смежных науках: социология и общая психология. детерминации личности.