25396

Молодежь как половозрастная группа, ее основные характеристики. Проблемы социализации молодежи в современной России

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Проблемы социализации молодежи в современной России. Анализ современных проблем молодежи нельзя не начать с уточнения понятия молодежь. К проблемам социализации молодежи в современной России можно отнести: ухудшение материального и духовного благосостояния молодежи рост числа нетрудоустроенных выпускников рост числа преступлений среди молодежи рост случаев жестокого обращения с детьми физическое и психологическое насилие над подростками и молодежью увеличение числа больных психическими заболеваниями проблема детской беспризорности и...

Русский

2013-08-13

45.5 KB

48 чел.

46?Молодежь как половозрастная группа, ее основные характеристики. Проблемы  социализации молодежи в современной России.

Анализ современных проблем молодежи нельзя не начать с уточнения понятия «молодежь». Молодежь – это социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, вхождение в мир взрослых, адаптацию к нему и будущего его обновления; это социально-демографическая группа, специфические социальные и психологические черты которой обусловлены возрастными особенностями молодых людей, процессом становления их духовного мира, социализации, спецификой положения в социальной структуре общества.

Как отмечает П.Д. Павленок, границы молодежного возраста подвижны. Они зависят от социально - экономического развития общества, достигнутого уровня благосостояния и культуры, условий жизни людей. Воздействие этих факторов реально проявляется в продолжительности жизни людей, расширении границ молодежного возраста от 14 до 30 лет. Нижняя граница определяется тем, что именно в этом возрасте впервые получает право выбора в социальном плане : продолжить учебу в школе, поступить в технический или гуманитарный колледж, лицей или поступить на работу. К 30-ти годам человек, как правило, достигает  физической и профессиональной зрелости, завершается формирование его семьи, он занимает определенное положение в обществе.

Как отмечает ЮНЕСКО, молодежь – это лица в возрасте от 17 до 25 лет.

Молодежь как социально-демографическая группа характеризуется и общими (психологическими, социальными, возрастными) и специфическими чертами. При этом социальные и психологические характеристики претерпевают изменения в зависимости от возраста, условий жизнедеятельности молодежных групп, что связано, главным образом, с их местом и ролью в социальной структуре общества.

Характеристика возрастных периодов, находящихся в пределах молодого возраста:

1.Юность или юношеско-девичий возраст 14-16 до 20 у девушек, до 21 у юношей: прибавление веса тела, замедление роста, появление зубов мудрости, кторые завершают эволюцию зубов; завершение формирования ЦНС; изменяется цвет лица с бледно-розового на желтый; к 20 годам возникают лобные и носогубные морщинки, перестройка организма молодой матери.

Вывод: Чем более оптимальные условия были созданы в предыдущие годы для становления и развития человеческого организма, тем нормальнее, гармоничнее завершаются эти процессы на данной возрастной стадии.

2. Первая молодость или 1-й молодой взрослый возраст (20-25 женщины, 21-26 – мужчины): к 25 годам достигает своего максимума рост; расцвет всех функций и возможностей организма; относительная стабилизация морфологических и обменных процессов; отмечается главное биологическое противоречие, т.е. переход от расцвета биологических функций к их постепенному увяданию и временной стабилизации.

Вывод: Продолжение биологической молодости тесно связано с общественными факторами и благоприятной наследственностью.

3. Вторая молодость или второй молодой взрослый возраст (25-30-женщины, 26-30-мужчины): завершение молодости в биологическом смысле – это первая ступень зрелости; реализация репродуктивной функции; постепенное увядание и временная, относительная стабилизация функций и возможностей организма; отход от родительской семьи.

Завершение молодости в биологическом отношении наступает через несколько лет после окончания юношеского возраста. Статистика показывает, что завершение молодости в общественном смысле заканчивается значительно позже, чем в биологическом. Критериями завершения молодости в общественном смысле: приобретение полной экономической самостоятельности; освоение одной или нескольких профессий; получение определенного общественного признания в профессии; создание семьи, воспитание одного или нескольких детей.

Социализация – процесс становления личности, усвоение индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной группе.(Курбатов В.И.).

К проблемам  социализации молодежи в современной России можно отнести: ухудшение материального и духовного благосостояния молодежи, рост числа нетрудоустроенных выпускников, рост числа преступлений среди молодежи, рост случаев жестокого обращения с детьми, физическое и психологическое насилие над подростками и молодежью, увеличение числа больных психическими заболеваниями, проблема детской беспризорности и безнадзорности, высокий уровень смертности среди молодежи, низкое количество браков и высокое разводов, увеличилось количество женщин матерей не состоящих в зарегистрированном браке (часто они в возрасте до 20 лет), проблема СПИДа, более 50% молодежи страдают хроническими заболеваниями, проблема детской инвалидности, высокий показатель самоубийств среди молодежи, рост числа абортов среди молодежи,  безработица, ухудшение репродуктивного здоровья, распространение табакокурения, наркомании и токсикомании.

Рассмотрим подробнее некоторые из них.

На молодежный возраст  приходятся  главные  социальные  и демографические события  в  жизненном  цикле  человека:  завершение  общего образования,  выбор  профессии  и  получение  профессиональной  подготовки, начало трудовой  деятельности,  вступление  в  брак,  рождение  детей.  1

Внедрение рыночных отношений в нынешних формах обострило проблему социальной защищенности молодежи в сфере труда. Молодые рабочие первыми попадают под сокращение и пополняют ряды безработных. Проблемы  занятости молодёжи справедливо относятся к глобальным проблемам современности, так как занятость - основа развития человечества. Для современного мира характерна массовая безработица молодёжи, которая способствует социальной дезинтеграции и деформации.

Последствия молодежной безработицы сказываются в различных сферах жизни общества: политической, экономической, социальной. Безработица – это не просто отсутствие работы, она крайне отрицательно влияет на личность, являясь одним из ведущих факторов, вызывающих девиантное поведение и различные формы асоциальной активности.

Анализ тенденции  спроса  и  предложения  труда молодёжи в возрасте от 16 до 29 лет говорит о том, что  именно в это время основная ее часть приобретает устойчивый профессионально – трудовой  статус в общественной  и социальной сфере.

К числу особо тревожных тенденций современной ситуации в молодежной сфере относится отставание уровня образования от уровня, достигнутого наиболее развитыми странами; нарастающее падение престижа общего и профессионально-технического образования; увеличение числа молодежи, начинающей трудовую деятельность с низким уровнем образования и неориентированной на продолжение обучения; неподготовленность кадров высшей, профессиональной и средней школы к работе в новых условиях; снижение интеллектуального уровня аспирантского корпуса – будущего российской науки.

Молодежь в силу специфики возрастных, трудовых и социально-психологических характеристик выходит на рынок труда неподготовленной. Она не имеет достаточного опыта работы и поэтому низко конкурентна и малопривлекательна для большинства работодателей.2

По данным ежегодного Доклада Государственного комитета РФ по делам молодежи можно прийти к выводу, что уменьшение числа населения, низкий уровень рождаемости наряду со значительным ухудшением состояния здоровья молодежи приводит к ухудшению генофонда нации, что, в свою очередь, может составить угрозу для национальной безопасности страны.

Значительное снижение уровня и качества жизни большинства молодых россиян, нарастание социальной напряженности, обусловливающей возникновение стрессов, обострение экологических проблем, особенно в городах, и другие подобные причины ведут к росту числа заболеваний, в том числе возникновению эпидемий и социально обусловленных заболеваний.

К факторам, неблагоприятным для развития молодежи, относятся распространение курения, алкоголизма, наркомании и токсикомании. На мотив к употреблению наркотиков влияют многие факторы и  в основном - это социальные и психологические (любопытство, завоевание популярности, облегчение контактов, стремление к подражанию, конфликты, безделье, страх перед жизненными трудностями  и т п.).  Последствия наркоманий трагичны: человек деградирует, у него пропадает интерес к жизни, он перестает быть личностью, а медицинские последствия еще более печальны.  Употребление наркотиков вносит существенный ущерб обществу и личности. Основная часть потребителей наркотиков - молодежь и одним из следствий наркомании является физическая и социальная деградация наиболее активной части населения, фактором, во многом определяющим образ и стиль жизни молодых людей, становится криминализация и коммерциализация их досуга.

Что касается ухудшения репродуктивного здоровья населения, то это  связано не только с распространением среди молодежи наркотиков и курения, но и увеличением количества абортов среди молодых женщин, распространение болезней передаваемых половым путем из-за ведения неупорядоченной сексуальной жизни, а также неправильным питанием, образом жизни, ухудшением экологической обстановки и т.д.

1 Ковалев В.В. Социальльно-психологический аспект проблемы девиантного
поведения у детей и подростков, Нарушения поведения у детей и
подростков.-М.,"Медицина",1981.-23С.

2 Основы социальной работы: Учебник/ Отв.ред. П.Д. Павленок. – 2-е изд., испр.и доп. – М.: ИНФРА – М, 2004.- 236 с. -  (Серия «Высшее образоваеие»).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54879. О писанко! Ти – символ України 104.5 KB
  Мета: ознайомити учнів з історичними традиціями святкування Великодня з релігійними обрядами пов’язаних з писанкарством; виховувати цікавість пошану до народних звичаїв та свят; вчити розмальовувати писанки; розвивати фантазію художній смак. Обладнання: інтер’єр української світлиці: стіл рушники ікони паски вербові гілки яйця крашанки писанки крапанки фабричні дерев’яні писанки карта України добірка літератури про традиції святкування Воскресіння Христового писанки із завданнями мультимедійна...
54880. Інтегрований урок в 7 класі (інформатика, трудове навчання) 674.5 KB
  Ще одну писанку встановили у 2007 році на острові Хортиця. Учень Розмалюю писанку я сама Хоч іще маленька та дарма На звичайній крашанці жовтенькій Намалюю смужечки синенькі Червоні цяточки зелені листочки Рожеві блакитні пелюсточки Вийшла в мене писанка кольорова Ніби крапля сонечка веселкова Учень Вважається що чим більше кольорів на писанці тим вона магічніша тим...
54881. Мово українська, мово моя рідна 475.5 KB
  Особливої наруги зазнала наша мова оскільки саме вона була і буде мовою українського народу. Як саме виникла наша мова і яка історія виникнення письма Важкий шлях пройшла мова до сьогодення. Українська мова функціонує як національна мова нашого народу. Поза межами нашої держави українська мова в усній формі поширена в Білорусі Молдові.
54882. Свято до Дня української писемності 265.09 KB
  9 листопада –День української писемності та мови. Впродовж кількох століть український народ привчали до думки про нібито вторинність української мови ретельно приховуючи від українців величезний масив української ж писемності історії та культури яка сягає глибокої давнини і нараховує багато тисячоліть. Процес унормування загальнонародної української мови вчені відносять до ХІІІХІV століття.
54883. Веселий світ Грицька Бойка 59.5 KB
  Мета: Познайомити учнів з життям і творчістю поета земляка Г. Бойка по казати багатогранність його творчості. Бойка та відомих гумористів виставка книжок з творами Г. Бойка виставка ілюстрацій під назвою Поезія Г.
54885. Основы безопасности питания. Практическая работа «Моделирование ситуации и выполнение алгоритма оказания первой помощи при отравлении и кишечных инфекциях» 208 KB
  Учащиеся самостоятельно задают своим одноклассникам заранее подготовленные вопросы. Учащиеся делают вывод: Основой безопасного питания является умение оценивать качество пищи соблюдать правила ее приготовления хранения. Как вы оцените эту ситуацию Учащиеся высказывают свое мнение по данной ситуации. Формирование понятия несбалансированное питание б Болезни к которым приводит некачественное несбалансированное питание: гастриты язвенная болезнь желудка кариес зубов Учащиеся поочередно рассказывают об этих болезнях и их последствиях.
54886. Півник гарний є у мене 29.5 KB
  Вихователь пропонує дітям відгадати загадку: Що за красень на світанку Кукурікає на ганку В кого гарний гребінець Хто цей славний молодець півник Вихователь. Вихователь. Вихователь. Вихователь.
54887. Організація керування пізнавальною діяльністю студентів засобами інформаційно – комунікаційних технологій 43 KB
  При цьому він буде розміщений на одному лазерному компактдиску містити багатоваріантні завдання для перевірки знань в інтерактивному режимі для кожного рівня. Зміст визначається як відображення фрагменту навчальної дисципліни в тестовій формі форма як засіб звязку упорядкування елементів завдання. По формі всі відомі в теорії і практиці тестові завдання можна розділити на чотири основні групи. Якщо до завдань додаються готові відповіді на вибірзвичайноодин правильний а інші неправильні то такі завдання називаються завданнями з...