25397

Государственная молодежная политика как механизм решения социальных проблем молодежи

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Государственная молодежная политика как механизм решения социальных проблем молодежи Молодежь – это социальнодемографическая группа специфические социальные и психологические черты которой обусловлены возрастными особенностями молодых людей процессом становления их духовного мира социализации спецификой положения в социальной структуре общества. Чтобы поддержать это чувства баланса у молодежи необходимо заниматься решением всего комплекса молодежных проблем. Решение многообразных и острых проблем молодежи в России возможно лишь при...

Русский

2013-08-13

50.5 KB

4 чел.

47. Государственная молодежная политика как механизм решения социальных проблем молодежи

Молодежь – это социально-демографическая группа, специфические социальные и психологические черты которой обусловлены возрастными особенностями молодых людей, процессом становления их духовного мира, социализации, спецификой положения в социальной структуре общества.

Молодежь - особая группа, требующая к себе повышенного внимания. Ее особенность, с одной стороны, состоит в том, что молодежь является носителем будущего. С другой стороны, это та социальная группа, которая находится в стадии социального становления, поэтому сохранение у молодых людей чувства жизненного равновесия, устойчивости является одним из главных условий их органичного и безопасного пребывания в нашем сообществе. Чтобы поддержать это чувства баланса у молодежи, необходимо заниматься решением всего комплекса молодежных проблем. Решение многообразных и острых проблем молодежи в России возможно лишь при реализации последовательной государственной молодежной политики.

В соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» от 3 июня 1993 г. №5090-1 государственная молодежная политика является деятельностью государства, направленной на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив.

Государственная молодежная политика проводится в отношении:

  •  граждан Российской Федерации, включая лиц с двойным гражданством, в возрасте от 14 до 30 лет;
  •  иностранных граждан, лиц без гражданства в возрасте от 14 до 30 лет - в той мере, в какой их пребывание на территории Российской Федерации влечет за собой соответствующие обязанности федеральных государственных органов;
  •  молодых семей - семей в первые три года после заключения брака (в случае рождения детей - без ограничения продолжительности брака), при условии, что один из супругов не достиг 30-летнего возраста, а также неполных семей с детьми, в которых мать или отец не достигли 30-летнего возраста;
  •  молодежных объединений.

Государственная молодежная политика в Российской Федерации основывается на следующих принципах:

  •  сочетания государственных, общественных интересов и прав личности в формировании и реализации государственной молодежной политики;
  •  привлечения молодых граждан к непосредственному участию в формировании и реализации политики, программ, касающихся молодежи и общества в целом;
  •  обеспечения правовой и социальной защищенности молодых граждан, необходимой для восполнения обусловленной возрастом ограниченности их социального статуса;
  •  предоставления молодому гражданину гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке и трудоустройству, объем, виды и качество которых должны обеспечивать необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни;
  •  приоритета общественных инициатив по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий и программ, касающихся молодежи.

Основными целями государственной молодежной политики являются:

  •  содействие социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи;
  •  недопущение дискриминации молодых граждан по мотивам возраста;
  •  создание условий для более полного включения молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества;
  •  расширение возможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути, достижении личного успеха;
  •  реализация инновационного потенциала молодежи в интересах общественного развития и развития самой молодежи.

Цели государственной молодежной политики реализуются на всех уровнях государственной власти и управления Российской Федерации. Устанавливаемые соответствующими государственными органами задачи в сфере реализации молодежной политики не должны противоречить ее целям.

Политика государства, направленная на достижение поставленных целей, предполагает поэтапные действия в следующих основных направлениях:

  •  обеспечение соблюдения прав молодежи;
  •  обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодежи;
  •  содействие предпринимательской деятельности молодежи;
  •  государственная поддержка молодой семьи;
  •  гарантированное предоставление социальных услуг;
  •  поддержка талантливой молодежи;
  •  формирование условий, направленных на физическое и духовное развитие молодежи;
  •  поддержка деятельности молодежных и детских объединений;
  •  содействие международным молодежным обменам.

Субъектами государственной молодежной политики являются  государственные органы и их должностные лица; молодежные объединения и их ассоциации и молодые граждане.

Государственная молодежная политика в Российской Федерации реализуется через федеральную целевую программу «Молодежь России», а также целевые программы, которые разрабатываются в регионах с учетом специфики проблем молодежи конкретного региона.

В марте 2005 года коллегия Министерства образования и науки Российской Федерации обсудила проект Федеральной целевой программы "Молодежь России" на 2006-2010 гг.

Выступавшие обращали внимание на социальную направленность программы. Молодежь впервые представлена как активный социальный субъект, которому предлагаются стимулы для раскрытия его потенциала.

 Концепция Федеральной целевой программы «Молодежь России (2006-2010 годы) представляет и обосновывает новые подходы к реализации государственной молодежной политики.

Это - создание условий интеграции молодежи, как активного субъекта, в процессы социально-экономического, общественно-политического, культурного развития страны.

Задачи Программы:

1. Интеграция молодежи в социально-экономические отношения.

2. Интеграция молодежи в общественно-политические отношения.

3. Интеграция молодежи в социокультурные отношения.

Такая постановка цели и задач позволит разрешить ключевую проблему, выявленную в результате системного анализа проблем молодежи и молодежной политики - неполную включенность молодежи в жизнь общества.

Проблема носит системный характер и проявляется в снижении экономической активности молодежи; росте ее социальной апатии; криминализации молодежной среды и  ухудшении социального здоровья молодого поколения, в негативной оценке самой молодежью возможностей самореализации в России.

Механизм реализации программы.

Программные действия объединены в шесть крупных комплексных направлений, которые представляют собой совокупность взаимосвязанных мер, проектов и действий участников Программы в решении ключевой проблемы.

В соответствии с содержательными приоритетами в каждом направлении разработана соответствующая система целевых индикаторов и показателей.

1. Направление «Здоровое поколение».

Призвано создать систему развития у молодежи навыков здорового образа жизни, повышения уровня компетентности молодежи в вопросах гендерного просвещения и социальной гигиены, ограничения влияния вредных для здоровья привычек, формирования культуры безопасности. Предполагает меры по созданию и развитию общероссийской системы молодежной социальной рекламы и содействия молодежному отдыху, оздоровлению и туризму.

Направлено на укрепление сети подростковых и молодежных клубов и создание общероссийской молодежной очно-заочной школы «Здоровое будущее».

2. Направление «Гражданин России».

Призвано обеспечить повсеместное внедрение систем поддержки социальных инициатив молодежи, оказать влияние на формирование и укрепление роли позитивных групп молодежи в обществе.

Предполагает развитие форм и моделей позитивных форм самоорганизации, самоуправления, самодеятельности молодежи, ее участия в деятельности органов управления всех уровней.

Направлено на укрепление взаимодействия молодежи и армии, патриотических клубов и объединений.

В рамках направления осуществляются работы по проектированию, строительству и введению в строй семи молодежных инновационных центров федерального значения.

3. Направление «Молодая семья».

Призвано обеспечить развитие компетентности молодых граждан в вопросах семейной жизни.

Предусматривает внедрение мер, направленных на развитие института семьи, в том числе  молодой семьи в российском обществе, повышение уровня компетентности молодых родителей в вопросах воспитания детей. Содействует  укреплению социального благополучия молодых семей. Предполагает развитие системы центров семейного просвещения «Академия молодой семьи», развитие системы клубов молодой семьи, создание всероссийской очно-заочной школы «Молодые родители и ребенок».

4. Направление «Профессионализм молодых».

Нацелено на развитие преемственной системы информирования и предпрофессиональной ориентации молодежи, профессионального самоопределения, защиты трудовых и социальных прав молодежи на рынке образования, труда.

Направление призвано обеспечить широкое включение молодежи в деятельность субъектов рынка труда и занятости в качестве полноправного партнера.

Предполагает развитие общероссийской системы консалтинга и поддержки молодых людей на рынке труда, внедрения правоприменительных программ для молодежи в области защиты трудовых и социальных прав.

5. Направление «Молодежь в трудных жизненных ситуациях» Ориентировано на развитие системы мер по интеграции в жизнь  общества молодых инвалидов, сирот, молодых людей, склонных к асоциальному поведению, молодых людей проходивших службу в горячих точках, молодых мигрантов.

Поддерживает разработку и внедрение проектов оказания адресных услуг для молодежи с ограниченными возможностями и оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Оснащение специальным оборудованием для создания доступной среды для инвалидов, а также учреждений, работающих с молодежью.

Предусматривает проектирование, строительство и введение в строй пилотного центра интеграции молодых людей с ограниченными возможностями и других категорий молодых людей.

6.Направление «Молодежь в информационном пространстве» Ориентировано на формирование целостного информационно-консалтингового пространства для молодежи, позволяющей ей решать свои проблемы в новом информационном пространстве.

Для широкого вовлечения молодежи в мероприятия и проекты Программы будут использованы новейшие информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

Отличительной особенностью Программы является внедрение новых инструментов взаимодействия с молодежной аудиторией на базе открытых мультимедийных систем, виртуальных сред коллективного взаимодействия, интеллектуальной телефонии, интерактивного телевещания.

Таким образом, в рамках шести комплексных направлений обеспечивается взаимодействие со всеми целевым группами молодежи, включая, сельскую молодежь и молодежь, служащую в Российской Армии.

Таким образом, Программа как инструмент программно-целевого управления разрешения проблемы неполной включенности молодежи в жизнь общества позволит:

- обеспечить адресность, последовательность, преемственность и контроль инвестирования государственных средств в молодежную сферу страны;

- выявить круг приоритетных объектов и субъектов целевого инвестирования Программы;

- разработать и внедрить технологию решения актуальных проблем молодежи с участием самой молодежи;

- создать организационную основу государственной молодежной политики;

- создать предпосылки и условия для устойчивого развития и функционирования инфраструктуры, созданной в ходе реализации Программы по окончании сроков ее реализации в 2010 году.

Итак, можно сказать, что в настоящее время одним из механизмов решения социальных проблем молодежи является Государственная молодежная политика, которая реализуется через федеральную целевую программу «Молодежь России».

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

51854. МИ ЧУЄМО ТЕБЕ, КОБЗАРЮ, КРІЗЬ СТОЛІТТЯ 479.5 KB
  22 Урок Черкащина – земля Тараса Шевченка 33 Урок Черкащина – духовності скарбниця. Шевченка без перебільшення можна назвати геніальним художником. Творчість Шевченка багатогранна як його талант. Літературна спадщина Шевченка обіймає велику збірку поетичних творів Кобзар драму Назар Стодоля і 2 уривки з інших п'єс; 9 повістей щоденник та автобіографію написані російською мовою записки історичноархеологічного характеру Археологічні нотатки 4 статті та понад 250 листів.
51856. Ми чуємо тебе Кобзарю крізь століття 1.78 MB
  Базилевський: Шевченко – явище унікальне Просторо в цьому імені. Справді як поет Тарас Шевченко починає виступати в різноманітних здавалося б майже взаємно виключаючих поетичних жанрах немовби в різних стильових манерах. Питання для обговорення: як ви вважаєте: звідки черпав наснагу Шевченко чи можна на вашу думку роз’єднати Шевченка і Черкащину Свою відповідь обгрунтуйте. Без волi немає щастя – вважав Шевченко: .
51857. The Miracle Drugs Abroad 57.5 KB
  Ech one is mircle drug in its own right nd I hven’t met n mericn tourist yet who isn’t willing to shre his medicines with less fortunte people who live brod. “I hve just the thing for you†the hostess sid. It doesn’t mke you s sleepy nd you only hve to tke two every four hours. I hve bottle t the hotel nd if you stop by I’ll give you some.
51859. Використання ІКТ на уроках математики у школі II ступеня з метою формування профільних компетенцій 71 KB
  А саме: учні активно беруть участь в процесі навчання навчаються самостійно мислити пропонувати свої бачення прогнозувати та моделювати окремі ситуації. Якщо цей вчитель може надати допомогу учням в їх самостійній діяльності з використанням інформаційнокомунікаційних технологій та вказати їм на можливості їх використання для навчання в тому числі самостійно – його авторитет суттєво підвищується. Якщо вчитель може запропонувати учням доступний їм Інтернет–ресурс який містить предметний навчальний матеріал надто – якщо цей матеріал...