254

Роль лизинга в экономике России. Анализ развития лизингового рынка

Курсовая

Финансы и кредитные отношения

Рассмотрение экономической сущности лизинга, а так же его возможной роли в укреплении экономики РФ. Изучение истории рынка лизинга в РФ, нормативно-правовой базы, роли лизинга в экономике, а также современного состояния лизингового рынка.

Русский

2012-11-14

608.5 KB

110 чел.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный

инженерно-экономический университет»

факультет  предпринимательства и финансов

Кафедра финансов и банковского дела

Курсовая работа

на тему: «Роль лизинга в экономике России. Анализ развития лизингового рынка.»

Выполнила: Жалина Юлия

студент 4 курса 4.10 срок обучения

специальности  Финансы и кредит

Группа 3385

Номер зачетной книжки  

Подпись ___________________________

Проверила: Евстафьева И. Ю.

(Фамилия И.О.)

Должность:

Оценка: _______ Дата: ________________

Подпись _____________

2011

Санкт-Петербург


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…….……..…………………………….……………………….…….3

ГЛАВА 1.

РОЛЬ ЛИЗИНГА В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

1.1.

Развитие рынка лизинга……………………………….……….…..4

1.2.

Нормативно-правовая база, регулирующая лизинг в РФ………..7

1.3.

Роль лизинга в экономике России…………………………………9

ГЛАВА 2.

АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГОВОГО РЫНКА

2.1.

Современное состояние.……....…………………..………..…….12

2.2.

Формирование отделов риск-менеджмента в лизинговых компаниях………………………………………………………….20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...……..27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...………….……....………28


ВВЕДЕНИЕ

За прошедшие 2008-2009 годы отечественные лизинговые компании пережили весьма сложный период. Кризис ударил по лизинговым компаниям со всех сторон. В этот период было резко ограничено финансирование, существенно возросли ставки по кредитным договорам со стороны банков, упал клиентский поток. Многие лизинговые компании сильно пострадали в период кризиса и начали выходить с рынка.

Тем примечательней на этом фоне становится скорость восстановления в 2010 году этой отрасли и темпы роста оборотов, которые констатируют эксперты. Организации, приостановившие свою деятельность, сейчас возвращаются на рынок с новыми предложениями. Активно заключаются партнерские программы с поставщиками техники и оборудования. Тем самым, данный вид деятельности становится очень интересным, как с точки зрения, потребителей, так и инвесторов.

Объектом исследования является лизинг – вид инвестиционной деятельности, в процессе которой происходит инвестирование временно свободных или привлеченных финансовых средств в специально приобретаемое движимое и недвижимое имущество и передаваемое по договору лизинга физическим или юридическим лицам на определенный срок для использования в предпринимательских целях.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение экономической сущности лизинга, а так же его возможной роли в укреплении экономики РФ. Цель будет достигнута с помощью рассмотрения следующих задач: изучение истории рынка лизинга в РФ, нормативно-правовой базы, роли лизинга в экономике, а также современного состояния лизингового рынка.


ГЛАВА 1.
РОЛЬ ЛИЗИНГА В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

а1.1. Развитие рынка лизинга

Рынок лизинга в России в 2010-2011 годы растет высокими темпами, опережающими темпы. Быстрый рост российской экономики способствует формированию инвестиционного спроса для обновления чрезвычайно изношенных основных фондов и расширения производства. При этом сроки предлагаемых банками кредитных средств значительно меньше требующихся субъектам экономики. Альтернативной лизингу формой финансирования расширения и обновления основных фондов могло бы стать банковское залоговое кредитование. Однако, данная финансовая услуга не получила широкого распространения, в том числе из-за наличия проблем в российском залоговом законодательстве и общей нехватки в банковской системе долгосрочных ресурсов. В этих условиях лизинг стал главным инструментом модернизации, а также восполнил пробел не предоставляемого банками среднесрочного и долгосрочного финансирования (3-7 лет).

Кроме того, широкому использованию лизинга способствует и ряд других факторов. Во-первых, востребованы его классические преимущества - налоговые льготы и возможность ускоренной амортизации. Во-вторых, играет роль специфика лизинга как «защищенного» продукта: получить необходимое оборудование в лизинг проще, чем оформить кредит для его покупки, в особенности для предприятий малого и среднего бизнеса. В результате действия всех этих факторов лизинговый сектор развивается значительно быстрее остальных финансовых рынков[9].

На протяжении своей истории рынок лизинга прошел 3 этапа:

Первый этап. Возникновение рынка (1998-2001). Периодом зарождения российского рынка лизинга в современном виде можно считать 1998-99 гг. Кризис 1998 г. стал первой предпосылкой к росту лизинга в России и превращению его в действенный инструмент финансирования реального сектора экономики.

Потенциал использования существовавших производственных мощностей был практически исчерпан, поскольку значительная часть оборудования не могла быть задействована из-за морального и физического износа.

Дефолт 17 августа 1998 года и девальвация рубля обусловили возникновение проблем с финансовыми ресурсами у большинства российских предприятий. Они оказались не способны оплачивать приобретаемые средства производства в полном объеме, особенно импортные, подорожавшие наиболее сильно вследствие девальвации рубля. В результате сформировались условия для возникновения масштабного спроса на долгосрочное заемное финансирование, в том числе и на лизинг.

Таким образом, 1998 год стал переломным моментом в развитии российского рынка лизинга и его превращении из маловостребованной услуги в массовый продукт. Послекризисные тенденции поддерживали развитие лизинга на протяжении 1998-2002 гг., и позволили этому инструменту получить относительно широкую известность.

Второй этап. Укрепление рынка (2002-2005). В 2002 году развитие рынка лизинга получило несколько дополнительных импульсов. В начале 2002 года были внесены существенные изменения в законодательство. Новая версия закона «О лизинге» была приведена в соответствие с другими законодательными актами, в том числе с Налоговым кодексом, что усилило эффективность правового обеспечения лизинговой деятельности. С отменой лицензирования были сняты бюрократические барьеры на пути развития лизинговых компаний. Наиболее существенным импульсом для развития лизинга стала отмена с 2002 года налоговой льготы по капиталовложениям для предприятий. В результате при приобретении основных фондов за счет собственных средств компании утратили право относить часть затрат на уменьшение налогооблагаемой базы при расчете налога на прибыль. На себестоимость стало возможным относить только проценты по банковскому кредиту. Таким образом, только при использовании механизма лизинга, у предприятий осталось право относить затраты на перевооружение производства на себестоимость своей продукции в полном объеме.

В 2003 году лизинг закрепился как «массовый» инструмент финансирования реального сектора экономики. Во-первых, заметно удлинились сроки лизинговых сделок – сделки в рублях на срок до пяти лет стали нормальной практикой. Во-вторых, вследствие быстрого роста бизнеса лизинговых компаний, появления новых компаний и вследствие увеличения их доступа к различным источникам финансирования выросла конкуренция на рынке лизинга. Благодаря этому лизинг стал доступен для более широкого круга заемщиков.

Несмотря на стремительные темпы развития лизинга в России, специфика этого инструмента, его уникальные преимущества на фоне других финансовых инструментов, оставались не вполне ясны для многих потенциальных участников лизинговых сделок (заемщиков, производителей оборудования, инвесторов). Препятствиями развития российского лизингового рынка являлись дефицит информации о лизинге, практически полное отсутствие систематизированных данных как о рынке финансовой аренды в целом, так и о деятельности отдельных лизинговых компаний.

Третий этап. Быстрое расширение. К 2005 году закончилась вторая волна инвестиционного спроса на рынке лизинга. Большинство заключенных в 2001-2003 гг. сделок завершились. Это в частности характеризовалось снижением в 2005 году темпов прироста объема лизинговых платежей, связанным с «взрослением» рынка удлинением средних сроков лизинговых сделок, а также с появлением сделок, близких к проектному финансированию. Такие сделки характеризуются сложной процедурой их реализации (дополнительные участники и документация), высокой стоимостью предмета лизинга, наличием инвестиционного периода, в течение которого осуществляется производство, поставка и монтаж оборудования, а также уникальностью (а значит низкой ликвидностью) оборудования, длительным сроком его эксплуатации[13].

В 2006 году начался новый цикл развития рынка лизинга. Прирост объема профинансированных средств составил, по данным «Эксперт РА», примерно 90%, прирост объема нового бизнеса – 83%. Такой значительный прирост объема новых сделок и профинансированных средств в 2006 году является фундаментом устойчивого и быстрого роста на ближайшие несколько лет.

1.2. Нормативно-правовая база, регулирующая лизинг в РФ
     

Важнейшим условием интенсивного развития лизинга в российской экономике является формирование нормативно-законодательной базы лизинговых отношений. Начиная с 1994 года органы исполнительной и законодательной власти приняли больше десяти нормативных актов, в целом способствующих развитию лизинга в России.

  1.  Гражданский кодекс РФ.  В статье 665 Гражданского кодекса РФ сущность лизинга фактически сводится к финансовой аренде. В пяти других статьях шестого параграфа ГК РФ установлены основные права и обязанности сторон лизинговых сделок. При этом согласно статье 6 ГК РФ в случаях, когда данные отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применяемый к ним обычай, к ним применяется гражданские законодательство, регулирующее сходные отношения.
  2.  Налоговый кодекс РФ, часть вторая.
  3.  Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)» №164-ФЗ от 29 октября 1998 года. В данном законе определены правовые и организационно-экономические особенности лизинга. Целями Закона являются развитие форм собственности, прав участников инвестиционного процесса, обеспечение эффективности инвестирования в реальный сектор экономики.
  4.  Указ Президента РФ № 1929 «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности» от 17 сентября 1994 года. В нем определены методологические основы лизинговой деятельности (понятие лизинга, объект и субъекты лизинга, основные требования к договору лизинга, права и обязанности их участников).
  5.  Постановление Правительства РФ «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности» № 633 от 29 июня 1995 года.
  6.  Постановление Правительства «Об утверждении Положения о  лицензировании финансовой аренды (лизинга) РФ» № 80 от 1 февраля 2001 года, утвердившее положение о лицензировании финансовой аренды (лизинга) в РФ, в соответствии с которым лицензирование финансовой аренды (лизинга) осуществляется Министерством экономического развития и торговли РФ. Действие настоящего положения распространяется на резидентов и нерезидентов РФ, осуществляющих финансовую аренду (лизинг) на территории РФ.
  7.  Постановление Правительства РФ «О государственной поддержке развития лизинговой деятельности в РФ» № 752 от 27 июня 1996 года.
  8.  Постановление Правительства РФ «Об утверждении Порядка предоставления государственных гарантий на осуществление лизинговых операций»  № 1020 от 3 сентября 1998 года.
  9.  Письмо ГТК РФ № 01-13/10268 «О таможенном оформлении товаров, временно ввозимых в рамках лизинговых соглашений» от 20 июля 1995 года.
  10.  Положение о лицензировании лизинговой деятельности в РФ (Постановление Правительства РФ № 167) от 26 февраля 1996 года.

1.3. Роль лизинга в экономике России

Для обеспечения устойчивого развития экономики требуется обеспечить как увеличение производства и совокупного спроса, так и увеличение инвестиций в целях удовлетворения растущего спроса. В решении этих задач существенную роль может сыграть лизинг. Инструмент лизингового финансирования является значимым фактором экономического роста, способствующим увеличению объема производства товаров и услуг на основе создания новых производственных мощностей, наращивания совокупного спроса, привлечения инвестиционных ресурсов[10].

В последние несколько лет лизинг в России стал выгодным способом вложения капитала, позволяющим эффективно размещать свободные денежные средства. Для банковской сферы лизинг кроме того означает расширение диверсификации операций и активный поиск клиентов.

Субъектам экономики лизинг предоставляет массу возможностей:

1. Привлечение капитала из внешних источников. Лизинг дает возможность получить оборудование в пользование без его полной оплаты, организовать новое производство без изъятия из оборота крупных финансовых ресурсов. Любому предприятию для обновления производства на базе современных технологий, адаптации к условиям рынка и выпуска продукции, способной конкурировать с лучшими зарубежными аналогами, не требуется первоначального выделения значительных средств.

2. Способность быстро мобилизовать необходимые ресурсы. Благодаря лизингу потребитель получает благоприятные условия для обновления основных фондов.

3. Возможность временного использования техники для решения возникающих производственных задач, а не приобретения ее в собственность (при оперативном лизинге).

4. Возможность опробовать оборудование до его полной оплаты, т. е. до приобретения в собственность.

5. Возможность следовать за научно-техническим прогрессом, приобретая новое оборудование. Лизингополучатель может избавиться от устаревшего оборудования еще до окончания срока его службы и осуществить необходимое переоснащение производства в случае появления более эффективных моделей.

6. Возможность приобретения поставляемого по лизингу оборудования по оптимальным рыночным ценам. И лизингополучатель, и лизингодатель заинтересованы в минимизации цены на оборудование. Как правило, лизингодатель имеет больше возможностей для достижения минимальных контрактных цен, чем лизингополучатель.

7. Возможность не привлекать самостоятельно заемный капитал. Лизинг не отягощает активы предприятия и помогает поддерживать оптимальное соотношение собственного и заемного капитала. Как правило, предмет лизинга числится на балансе лизингодателя.

8.  Получить широкий спектр сопутствующих товару услуг по наладке и обслуживанию приобретаемого оборудования. Потребители избавлены от многих забот, они не вникают в технические детали. Лизинговые компании устраняют дефекты и обслуживают технику, опираясь при этом на материально-техническую базу специализированных предприятий, или на свою собственную.

9. Возможность составления гибкого графика уплаты лизинговых платежей, учитывающего сезонность бизнеса лизингополучателя.

10. Использование дополнительных налоговых льгот. Лизинговые платежи пользователя оборудования относятся на себестоимость продукции и, соответственно, уменьшают налогооблагаемую базу, величину налога для уплаты в бюджет[7].

Среди потребителей лизинговых услуг особого внимания заслуживают субъекты малого бизнеса. Собственные средства малых предприятий невелики, а доступ к банковским кредитам зачастую ограничен. Для них лизинг является одним из наиболее доступных источников финансирования. Первичные затраты на приобретение оборудования несет лизинговая компания, которая в свою очередь, заинтересована в поддержке малых форм предпринимательства. Оборудование для малого бизнеса стоит относительно недорого, и является достаточным обеспечением лизинговой сделки. В отличие от лизинга крупных дорогостоящих объектов (самолеты, сложное высокотехнологичное оборудование), особенность объектов лизинга для малого бизнеса позволяет диверсифицировать возникающие риски между большим количеством сделок среднего размера с разными клиентами, снизить вероятность не возврата лизинговых платежей.

С помощью лизинга возможно запустить в России процесс масштабной модернизации экономики. В условиях быстрого роста российской экономики и высокого уровня изношенности основных фондов, в стране формируется огромный инвестиционный спрос для обновления и расширения производства. При этом в мировой практике именно лизинг является одним из важнейших источников финансирования обновления и расширения основных фондов. Доля лизинга в объеме инвестиций в основной капитал в странах с развитой экономикой составляет около 20-30%, в нашей стране – менее 15%. Закрепляя за лизингом определенные льготы, государство стимулирует инвестиционную активность в сфере модернизации средств производства. В этих условиях предполагаемая с 2009 года отмена возможности применения ускоренной амортизации для основных средств, относящихся к 1-3 амортизационным группам, существенно затормозит развитие лизинга в нашей стране, а значит и процесс роста и обновления экономики[10].

Существенно ускорить развитие лизинга возможно только путем устранения нестыковок и недоработок в законодательстве. Классические преимущества лизинга (ускоренная амортизация, автоматическое использование предмета лизинга в качестве залога), а также нехватка «длинных» денег у банков уже привели к тому, что лизинг фактически заменил собой среднесрочное и долгосрочное банковское кредитование при возникновении необходимости приобретения основных средств. Наибольшими препятствиями для дальнейшего широкого развития инструмента лизингового финансирования являются недоработки в законодательстве, что выражается в несогласованности Закона о лизинге с другими нормативными актами. Необходимо четко определить в законодательстве порядок (и последовательность) регистрации прав на недвижимость и соответствующих договоров лизинга недвижимости; создание системы государственной регистрации прав на воздушные суда для подтверждения прав собственности лизингодателей; введение в налоговое и бухгалтерское законодательство норм, регулирующих смену балансодержателя в течение срока действия договора лизинга.

Государство путем регулирования условий лизингового финансирования (предоставления ему различных преимуществ в виде налоговых льгот и возможности ускоренной амортизации), должно использовать лизинг как мощный стимул для технического перевооружения производства, структурной перестройки российской экономики, расширения производственных мощностей, насыщения рынка высококачественными товарами[11].


ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГОВОГО РЫНКА

2.1. Современное состояние

Стремительный рост рынка лизинга в 2010 году уже трудно назвать просто восстановлением. Прирост новых сделок за год продемонстрировал предкризисную динамику, сопоставимую с 2007 годом – сумма контрактов выросла в 2,3 раза по сравнению с 2009 годом. Объем нового бизнеса в 2010 году составил 725 млрд рублей (табл. 1, рис. 1), совокупный лизинговый портфель на 01.01.2011 года увеличился до 1180 млрд рублей. Сумма стоимости оборудования по новым сделкам без учета НДС.

Таблица 1

Индикаторы развития рынка лизинга в РФ

Показатели

2006

2007

2008

2009

2010

Объем нового бизнеса, млрд руб.

399,6

997,5

720

315

725

Темпы прироста,%

83,8

149,6

-27,8

-56,2

130,2

Объем полученных лизинговых платежей, млрд руб.

136

294

402,8

320

350

Темпы прироста,%

78

116,2

37

-20,6

9,4

Объем профинансированных средств, млрд руб.

201,1

537

442

154

450

Темпы прироста,%

90

167

-17,7

-65

192

Совокупный портфель лизинговых компаний, млрд руб.

530

1202

1390

960

1180

Темпы прироста,%

 

126,8

15,6

-31

23

Номинальный ВВП России, млрд руб. (по данным Росстата)

26904

33111

41256

38797

44491

Доля лизинга в ВВП,%

1,49

3,01

1,73

0,81

1,63

Увеличение активности на рынке превзошло все прогнозы: в конце 2009 года участники рынка предполагали прирост на уровне 10-20%, по итогам 9 месяцев 2010 года «Эксперт РА» прогнозировал увеличение нового бизнеса на 75-85%. Фактически же рынок вырос на 130%.

Быстрый рост был обусловлен стабилизацией финансового состояния лизингополучателей (что позволило лизингодателям точнее оценивать риски финансирования клиентов), смягчением критериев риск-менеджмента лизинговыми компаниями, а также агрессивной политикой лизингодателей с госучастием. Можно предположить, что на увеличение объемов сделок повлияли и ожидания лизинговыми компаниями негативных законодательных новаций – возможно, некоторые компании стремились сформировать более значительный портфель, надеясь, что планируемые изменения налогового регулирования (в частности, возможная отмена ускоренной амортизации) не будут иметь обратной силы.

Рис. 1. Индикаторы развития рынка лизинга в РФ

Заметными событиями 2010 года стали расширение лизингодателями филиальных сетей (в частности, значительное число филиалов было открыто компаниями Сбербанк Лизинг и ВЭБ-Лизинг), а также сделки слияний  и поглощений. Среди крупнейших сделок M&A - покупка Сбербанк Лизингом компании «Лайн Лизинг Групп» и приобретение концерном Сименс компании «ДельтаЛизинг».

Тройка лидеров рынка по объему новых сделок в 2010 году - «ВЭБ-Лизинг», «Сбербанк Лизинг» и «ВТБ-Лизинг». В сумме на данные компании пришлось 41,1% объема новых сделок. Наибольший объем контрактов (106,3 млрд рублей) был заключен компанией «ВЭБ-Лизинг». Компания продемонстрировала более чем трехкратный рост объема нового бизнеса по сравнению с прошлым годом. Следуя стратегическим целям, утвержденным акционером, компания успешно развивает как корпоративное, так и розничное направление. В 2010 году «ВЭБ-лизинг» заключило одну из самых крупных сделок на российском лизинговом рынке – контракт в пользу «Совкомфлот» на предоставление в лизинг арктических танкеров для перевозки нефти. Танкеры проекта Р-70046 являются крупнейшими судами, которые когда-либо строились на «Адмиралтейских верфях». В сфере малого и среднего бизнеса компания провела масштабную работу по организации и расширению филиальной сети: в 2010 году были открыты 53 подразделения практически во всех крупных региональных центрах России.

Сбербанк Лизинг также активно развивал филиальную сеть во всех федеральных округах РФ, и, кроме того, создал дочерние компании в Казахстане, Украине и Беларуси. Наиболее крупными сделками компании стали инвестиционный проект с компанией «Щекиноазот» по строительству водородной установки (сумма инвестиций «Сбербанк Лизинг» - 39,5 млн евро); контракты по авиатехнике с авиакомпаниями «ЮТэйр», «Якутия», «Полет», «Трансаэро»; поставка автосамосвалов «БелАЗ» для компании «Мечел» (более 2 млрд рублей). Собственный парк грузового подвижного состава компании составил более 34 тыс. единиц железнодорожной техники. Наиболее заметными сделками «ВТБ-Лизинг» в 2010 году стали поставка ОАО «ИСС» им. М.Ф. Решетнёва оборудования для производства космических аппаратов (поставщик - SORALUCE S.Coop.), поставка ОАО «Сибирская угольная энергетическая компания» партии вагонов в оперативный лизинг.

Среди наиболее быстрорастущих компаний стоит отметить «Вектор-Лизинг», портфель которой увеличился почти в 7 раз (в частности, в результате покупки «НОМОС-Лизинга»). Также быстро росли ЛК «Феост» (+597%), «Гознак-лизинг» (+325%), Неолизинг (+256%), Соллерс-Финанс (+162%), на высокие темпы увеличения портфеля этих компаний оказал влияние и «эффект низкой базы». Среди крупных компаний высокие темпы роста портфеля продемонстрировали «ВЭБ-Лизинг» (+200%), «ТрансКредитЛизинг» (+150%), «ТрансФин-М» (+133%), Газпромбанк Лизинг (+102%), Сбербанк Лизинг (+98%).

Концентрация на рынке в прошедшем году снова усилилась: доля сделок крупнейшего лизингодателя в объеме нового бизнеса составила 14,66% (в 2009 году – 10,2%, в 2008 году – 6,48%), на 10 крупнейших компаний пришлось 62,4% новых сделок (в 2009 году – 50%). Сумма сделок государственных лизинговых компаний (в том числе «дочек» госбанков) в 2010 году составила около половины объема нового бизнеса  - 47,7% (в 2009 – 25,4%, в 2008 - 13,7%, рис. 2).

Рис. 2. Структура сделок в объеме нового бизнеса

Активность госбанков в лизинге связана с большим объемом свободных ресурсов и отсутствием качественных заемщиков. Лизинг, являясь нишей, где можно развивать кредитование с более высокой степенью риска при большей обеспеченности сделок, дал возможность этим участникам рынка сделать ставку на развитие кредитования именно через лизинг, так как в банковские стандарты и требования в кризис и после него попадает гораздо меньше заемщиков, чем ранее.

Быстрый рост доли лизингодателей из госсектора связан как с развитием государственных программ поддержки отдельных отраслей экономики (в частности, транспортной отрасли через «ГТЛК», судостроительной - через «ВЭБ-Лизинг»), так и со сменой топ-менеджмента в двух крупнейших лизинговых компаниях – «Сбербанк Лизинг» и «ВЭБ-Лизинг». Синергетический эффект от прихода амбициозных руководителей с опытом работы в частном лизинговом бизнесе и имеющейся масштабной и недорогой пассивной базы, обусловил стремительный рост участия госкомпаний в новых сделках.

Несмотря на повышение концентрации сделок, на растущем рынке места пока хватает всем: конкурентные столкновения госкомпаний с частными лизингодателями, пока случаются достаточно редко. Кроме того, в настоящее время рыночные ниши и целевые группы клиентов у госкомпаний и остальных лизингодателей зачастую различны. Среди участников исследования 10 лизингодателей отметили, что им приходилось вступать в конкуренцию по сделкам с государственными ЛК, при этом частные компании победили только в четырех случаях, а в восьми победа осталась за госкомпаниями (некоторые компании имели опыт и победы и проигрыша в конкуренции по разным сделкам).

Лизингодатели отмечают, что частные компании выигрывали в случаях, когда необходимы были оперативные решения и более гибкие условия. При этом безоговорочная победа государственных компаний была характерна для сделок, в которых важнейшим критерием был уровень удорожания предмета лизинга – имея фондирование зачастую в два раза более дешевое, госкомпании могут делать наиболее привлекательные по цене предложения. Выдержать конкуренцию по таким сделкам могут только компании, имеющие возможность финансировать проект за счет собственного капитала. Однако таких компаний в России крайне мало, с учетом низкого уровня достаточности собственных средств в целом по рынку лизинга (средний уровень достаточности – около 12% на 01.01.2011 по оценке «Эксперт РА»).

Несмотря на активизацию филиальных сетей лизингодателей, доля Москвы в структуре новых лизинговых сделок в 2010 году выросла - с 28,7% до 38,4% (табл. 2). В географическом распределении сделок также увеличилась доля Северо-Западного ФО (с 1,9% до 2,3%), Уральского, Южного и Северо-Кавказского ФО. При этом снизилась доля Санкт-Петербурга (с 15,8% до 12,4%), Приволжского (с 10,24% до 8,4%), Сибирского и Дальневосточного федеральных округов. Тройку лидеров по объему сделок в Москве за 2010 год составили компании «ВТБ-Лизинг», «ВЭБ-Лизинг» и «Сбербанк Лизинг». Суммарно данные компании обеспечили 50,4% новых сделок, приходящихся на столицу.

Таблица 2

Географическое распределение объема новых сделок за 2010 год

Регион

Объем новых сделок(%)

Москва

38,4

Центральный ФО(за исключением Москвы)

12,7

Санкт-Петербург

12,4

С-З ФО( за исключением СПБ)

2,3

Приволжский ФО

8,4

Северо-Кавказский ФО

0,3

Южный ФО

3,3

Уральский ФО

9

Сибирский ФО

8,4

Дальневосточный ФО

2,7

Новый бизнес за пределами РФ

2,2

Сегментом-лидером по объему заключенных сделок остается железнодорожная техника – 39,1% в 2010 году (рис. 3). Вторым по объему сегментом стала авиатехника, доля которой за год сократилась с 15,3% до 10,5%. Доля сегментов грузового и легкового автотранспорта составила 8,4% и 7,1% соответственно. В сегменте железнодорожной техники лидером является компания «ВТБ-Лизинг» (75 млрд рублей новых сделок).

Рис. 3. Ведущие сегменты рынка по доле в объеме нового бизнеса

По итогам 2010 года сократились в объеме лишь 5 сегментов рынка по видам оборудования из 38 выделяемых «Экспертом РА» в рамках исследований, положительные темпы прироста наблюдались в 33 сегментах рынка (табл. 3). В 2009 году соотношение было зеркально противоположным – сокращение затронуло 33 сегмента рынка, и лишь 4 вида оборудования продемонстрировали рост.


Таблица 3

Структура рынка по предметам лизинга

Предметы лизинга

Доля в новом бизнесе за 2010

Доля в новом бизнесе за 2009

Прирост/сокращение объема сегмента

Доля сегмента в лизинговом портфеле на 01.01.11

Ж/д техника

39,1

26

246

41,8

Авиационный транспорт

10,5

15,3

57,2

12,4

Грузовой транспорт

8,4

8

142

6

Легковые авто

7,1

9,1

79,5

3,7

Строительная техника, вкл строит. технику на колесах

4,5

4,8

116,1

3,8

Дорожно-строительная техника

3,4

1,4

483,4

2,2

Здания и сооружения

3,2

5,7

27,7

3,1

Оборудование для нефтедобычи и переработки

2,6

0,3

1679,2

2,5

Суда(морские, речные)

2,4

2,7

106,6

2

Энергетическое оборудование

2

2,2

104,1

5,7

Автобусы и микроавтобусы

1,7

1,7

142,6

1,6

Машиностроительное, металлообрабатывающее оборудование

1,6

2,4

55,4

2,2

Оборудование для ЖКХ

1,4

0,6

419,4

1,2

Оборудование для газодобычи и переработки

1,3

3,2

-10,8

1,1

Оборудование для производства хим. изделий, пластмасс

1,2

0,6

381,4

1

Оборудование для добычи прочих ископаемых

1

2,1

10,1

1

2.2.АФормирование отделов риск-менеджмента в лизинговых компаниях

В 2008-2009 годах российские лизингодатели столкнулись с целой массой новых для себя проблем, которых никогда ранее не испытывали в силу молодости отечественного лизингового рынка. Кумулятивный эффект от кризиса ликвидности в банках и ограничений с финансированием, резкого ухудшения платежной дисциплины лизингополучателей, реализации масштабных валютных рисков обусловил сокращение рынка за два года на 68%. Возникшие проблемы заставили компании переключить внимание с наращивания объемов бизнеса на управление рисками уже имеющегося лизингового портфеля. Резко увеличилось число компаний, организовавших в своей структуре отдельное подразделение по управлению рисками: если до кризиса таких было по 7 компаний в год, то в 2009 году 11 компаний сформировали отделы риск-менеджмента (рис. 4).

Рис. 4. Число компаний, создавших у себя отдел риск-менеджмента

Компании, у которых подразделение риск-менеджмента в начале кризиса уже существовало, вводили дополнительные процедуры по управлению рисками и разрабатывали новые регламентирующие документы (рис. 5). В частности, среди  участников исследования десять компаний в 2010 году разработали и ввели дополнительные документы по риск-менеджменту.

Существенной особенностью совершенствования системы управления рисками, к примеру, внедрение лучшей банковской практики риск-менеджмента, в частности, методики расчета экономического капитала на покрытие кредитных рисков, расчетов вариантов ожидаемых и скрытых потерь лизингового портфеля, методик управления операционным риском.

Качество управления рисками в целом по рынку, хотя и улучшилось к началу 2011 года, все же остается на наш взгляд достаточно невысоким. Еще далеко не все компании имеют отдел риск-менеджмента, нормативные документы по управлению рисками, устанавливают и четко соблюдают нормативы по уровню риска. Менее половины компаний имеют в своей структуре обособленное подразделение по управлению рисками. При этом только у 43% компаний данное подразделение подчиняется непосредственно руководителю организации. В остальных компаниях отдел риск-менеджмента обычно подчинен финансовому директору либо заместителю генерального директора.

Рис. 5. В 2010 году в двух компаниях были созданы отделы риск-менеджмента

Документы, регламентирующие порядок управления рисками, имеют чуть более половины лизингодателей (57%). При этом стоит отметить, что указать перечень конкретных документов смогли только 60% из этих компаний. Процесс обновления и адаптации методик регламентирован в 27% компаний.

Наиболее часто используемым элементом риск-менеджмента на рынке является оценка кредитного риска – о первоочередном внимании к данному показателю высказались 78% респондентов. Чуть меньшее количество компаний оценивают в процессе анализа собственных рисков риск ликвидности (69%) и операционный риск (54%). Оценку процентного и валютного рисков проводят чуть более половины компаний (55% и 53% соответственно), фондовый риск оценивают 11% компаний. В качестве основного метода управления кредитными рисками лизингодатели используют систему лимитов (66% компаний). Как правило, лимиты устанавливаются на размер сделки (стоимость предмета лизинга) по отношению к размерам активов и выручки лизингополучателя. При этом достаточно мало лизинговых компаний устанавливают лимиты на объем сделок по отношению к масштабам своего бизнеса. Так, ограничения максимального объема риска по отношению к собственному капиталу применяются менее чем в трети компаний (29%).

Внешние оценки риска (например, кредитные рейтинги) в процессе управления рисками используют 43% лизинговых компаний. Регулярно формируют отчет об управлении рисками в рамках управленческой отчетности лишь 31% компаний.

Среди участников опроса 14 компаний (15%) признались, что в процессе принятия решений по сделкам в 2010 году им доводилось отступать от утвержденных методик по управлению рисками. Впрочем, в большинстве компаний таких случаев было не более десяти, а их доля в среднем составила около 8% от общего количества сделок (от 0,4% до 20%). Решающим фактором для одобрения подобных сделок могло стать наличие дополнительного обеспечения, высокая рентабельность проекта или хорошая ликвидность предмета лизинга. Многие лизингодатели отмечают, что подобная практика скорее является не отступлением от принятых правил, а непосредственно тем, что в лизинге называют «формирование индивидуальных параметров сделки». В десяти компаниях отметили, что сделки с отступлением от утвержденных параметров управления рисками впоследствии не стали проблемными, однако у четырех лизингодателей возникли трудности по данным сделкам (рис. 6).

Перенастройка системы управления рисками в 2008-2009 годах преимущественно состояла в ужесточении требований к лизингополучателям (по региону, отрасли, опыту работы), их финансовому состоянию, стратегии развития, ликвидности предмета лизинга, уровню затрат в случае изъятия  имущества и дальнейшей его реализации.

Рис. 6. Приходилось ли компании в 2010 году отступать от установленных положений риск-менеджмента в процессе одобрения новых сделок?

В связи с участившимися случаями мошенничества, основной акцент в системе риск-менеджмента компании  делают  на более глубокое изучение состояния предмета лизинга, анализ поставщиков в части уплаты ими налогов и таможенных пошлин, а также контроль над процессом передачи имущества в лизинг. Также более тщательному анализу и проверке на подлинность подвергаются документы, предоставляемые лизингополучателями.

Лизинг по сути – это инвестиционная деятельность, но по российскому законодательству она регулируется как арендные отношения со всеми вытекающими последствиями. В кризис было  сформировано свое отношение к использованию и зачету авансов в сделках, пересмотрена структура финансирования инвестиционных проектов с длительными сроками поставок. Также компаниям пришлось изменить договорную базу, особенно в части последствий расторжения сделок лизинга, чтобы иметь более защищенную позицию в суде, не только как собственника имущества, а как финансирующего агента, который приобретает имущество для нужд конкретного заказчика и не планирует его эксплуатировать самостоятельно.

Рост активности на лизинговом рынке в 2010 году обусловил повышение конкуренции и требует от компаний новых усилий по привлечению клиентской базы. При этом снижение доли просроченной задолженности (около 2,5% портфеля на 01.01.2011 года по оценке «Эксперт РА») подталкивает компании к смягчению требований к потенциальным клиентам.

В условиях растущей конкуренции в посткризисный период все игроки рынка применяют более либеральные критерии оценки рисков. В частности, уменьшаются требования к размеру аванса, расширен перечень имущества, передаваемого в лизинг, снижаются требования к обеспечению сделки, особенно если в лизинг передается высоколиквидное имущество.

Размер аванса является одним из инструментов управления риском остаточной стоимости предмета лизинга, так как для лизинговой компании важно, чтобы рыночная стоимость предмета лизинга всегда была выше остатка задолженности лизингополучателя по финансированию. Зачет полученного аванса в первый год является также инструментом снижения рисков на случай, если клиент захочет расторгнуть заключенный договор.

Доля сделок, включающих обязательное условие авансового платежа, достигала в кризис 79%, однако уже в 2010 году вернулась на докризисный уровень – около 70%. В то же время, с учетом появившегося опыта в урегулировании проблемных сделок, лизингодатели стараются шире применять другие виды обеспечения – в частности, усиливать ответственность собственников и связанных с клиентом лиц за платежную дисциплину лизингополучателя. Так, доля сделок с поручительствами ЮЛ и ФЛ увеличилась с 16-17% в 2008-2009 годах до 28% в 2010 году.

Многие лизинговые компании в 2011 году ставят перед собой такие цели, как увеличение лизингового портфеля, но важно при этом сохранить взвешенный подход к оценке рисков. Послекризисное развитие риск менеджмента идет в направлении совершенствования методик кредитного анализа, повышения внимания к оценке ликвидности и стоимости объектов лизинга, в целом можно отметить более консервативный подход в данных направлениях, что вполне обоснованно».

Рассмотрим самые крупные лизинговые компании по итогам 2010 года(табл. 3).

Таблица 3

Рейтинг лизинговых компаний на 1 июля 2011 года

Компания

Сумма лизингового портфеля на 1 июля 2011г., млн рублей

ВТБ Лизинг

211567,9

Сбербанк Лизинг

196318,7

ВЭБ-лизинг

189685,4

Газтехлизинг

59249,6

ТрансКредитЛизинг

51837

Альфа-Лизинг

42702

Госудаственная Транспортная Лизинговая Компания

38523,3

Как мы видим из данного рейтинга, первое место занимает компания ВТБ Лизинг. Сумма ее лизингового портфеля составляет 211567,9 млн рублей, что на 7% больше, чем у компании Сбарбанк Лизинг. Также в числе первой пятерки: ВЭБ-лизинг, Газтехлизинг и ТрансКредитЛизинг. Альфа-Лизинг находится на шестом месте и его лизинговый портфель на 395% ниже лидера данного рейтинга и составляет 42702 млн рублей.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Опережая самые позитивные прогнозы, рынок лизинга стремительно растет. Конечно, в ближайшее время на темпы прироста рынка перестанет оказывать сильное влияние «эффект низкой базы», который был в 2010 году, а также, очевидно, завершатся проекты, которые были заморожены в кризис и реализованы сразу же после его окончания.

Тем не менее, потребности экономики в обновлении основных фондов остаются огромными, в связи с чем лизинговое финансирование будет пользоваться устойчивым спросом. Драйверами роста рынка лизинга в 2011г. должны стать автотранспорт, авиатехника и железнодорожный состав (в силу специфики перевозок в России на большие расстояния и высокого износа нынешнего парка), недвижимость, ИТ-оборудование (перспективный сегмент, отсутствующий сегодня в структуре российского лизинга.

Главное – чтобы был позитивно решен вопрос о сохранении ускоренной амортизации для лизингового имущества. В этом случае прогнозируется  прирост объема новых сделок на рынке в 2011 году на уровне 40-50%, до 1-1,1 трлн рублей. Согласно прогнозу, в следующем году продолжится превышение темпов прироста профинансированных средств над темпами прироста полученных лизинговых платежей, что характерно для периодов роста рынка.

В 2012 году прирост новых сделок может составить еще 20-30% (если не произойдет отмена ускоренной амортизации). Однако в случае отмены ускоренной амортизации, рынок лизинга в 2012 году, напротив, сократится в 2-3 раза.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1.  Нормативно-правовая литература
  2.  Конституция Российской Федерации.
  3.  Гражданский кодекс Российской Федерации.
  4.  Налоговый кодекс РФ, часть вторая.
  5.  Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)» №164-ФЗ от 29 октября 1998 г.
  6.  Указ Президента РФ № 1929 «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности» от 17 сентября 1994 г.
  7.  Указ Президента РФ № 1929 «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности» от 17 сентября 1994 года
  8.  Постановление Правительства РФ «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности» № 633 от 29 июня 1995 года.
  9.  Постановление Правительства «Об утверждении Положения о  лицензировании финансовой аренды (лизинга) РФ» № 80 от 1 февраля 2001 года.
  10.  Постановление Правительства РФ «О государственной поддержке развития лизинговой деятельности в РФ» № 752 от 27 июня 1996 года.

10)Постановление Правительства РФ «Об утверждении Порядка предоставления государственных гарантий на осуществление лизинговых операций»  № 1020 от 3 сентября 1998 года.

11)Письмо ГТК РФ № 01-13/10268 «О таможенном оформлении товаров, временно ввозимых в рамках лизинговых соглашений» от 20 июля 1995 года.

12)Положение о лицензировании лизинговой деятельности в РФ (Постановление Правительства РФ № 167) от 26 февраля 1996 года.

II. Книги, учебники, монографии

  1.  Блум Д.А. Горизонты лизинга оборудования в России,: Финансовый бизнес, - М, № 7, 2006.
  2.  Бочаров В.В. Инвестиции. – СПб.: Питер, 2007. 
  3.  Васильев Н.М., Катырин С.Н., Лепе Л.Н. Лизинг: организация, нормативно-правовая основа, развитие. - М., 2009.
  4.  Газман В.Д. Рынок лизинговых услуг. - М.: Фонд «Правовая культура» 2008.
  5.  Горемыкин В.А. Лизинг. Практическое учебно-справочное пособие. - М.: ИНФРА - М, 2008.
  6.  Головнина Л.А., Эстрада Т.Б.  Лизинг как метод инвестирования-М., 2007.
  7.   Жуков Е. Банки и банковские операции. - М.: ЮНИТИ, 2006.
  8.  Мартынов А.Ю. Банки и лизинг -М.: МАКС Пресс, 2008.
  9.  Самохвалова. Лизинг в России. - Современная экономика и право, 2008.

10)Серегин В.П., Халевинская Е.Д. Лизинг как форма инвестиционной деятельности. - М.: Галанис, 2009.

11)Францева Е. Ф. Лизинг : Справочное пособие. - Приор, 2007.

12)Чекмарева Е.Н.. Лизинговый бизнес. - М.: Экономика, 2007.

III. Сайты сети интернет


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45963. Специальные способы литья: литьё под высоким давлением, непрерывное литьё, электрошлаковое литьё. Преимущества, недостатки, применение 188.05 KB
  Непрерывное литьё Перевод Непрерывное литьё металлов и сплавов процесс получения слитков и заготовок основанный на равномерном перемещении металла относительно зон заливки и кристаллизации. Равномерные скорости подачи жидкого металла его кристаллизации и удаления готовой отливки при Н. обеспечивают постоянство состава строения и свойств металла по всей длине отливки. Путём усиленного отвода тепла благодаря непосредственному охлаждению металла водой можно повысить скорость кристаллизации и при правильно выбранной скорости литья...
45964. Прокат и его производство 47.57 KB
  Процесс прокатки обеспечивается силами трения между вращающимся инструментом и заготовкой благодаря которым заготовка перемещается в зазоре между валками одновременно деформируясь. Способы прокатки Когда требуется высокая прочность и пластичность применяют заготовки из сортового или специального проката. В процессе прокатки литые заготовки подвергают многократному обжатию в валках прокатных станов в результате чего повышается плотность материала за счт залечивания литейных дефектов пористости микротрещин. Существуют три основных...
45965. Свободная ковка: основные операции и инструмент. Горячая объёмная штамповка. Технологический процесс горячей объёмной штамповки 15.85 KB
  Горячая объёмная штамповка – это вид обработки материалов давлением при котором формообразование поковки из нагретой заготовки осуществляют с помощью специального инструмента – штампа. Горячей объёмной штамповкой можно получать без напусков поковки сложной конфигурации которые ковкой изготовить без напусков нельзя при этом допуски на штамповочную поковку в 3 – 4 раза меньше чем на кованную Горячей объёмной штамповкой...
45966. Холодная объёмная и листовая штамповка - основные операции и оборудование. Формообразование заготовок из порошковых материалов 50.48 KB
  Операции листовой штамповки делятся на два основных класса: разделительные в которых одна часть заготовки отделяется от другой и формоизменяющие при которых получают изделия сложной формы за счет деформации металла заготовки без его разрушения. Резка – последовательное отделение части заготовки от прямой или кривой линии это заготовительная операция. Вырубка – операция единовременного отделения материала от заготовки по замкнутому контуру причем отделяемая часть является изделием. Гибка – формоизменяющая операция для получения изогнутой...
45967. Искусственное и естественное старение корпусов 10.81 KB
  Для уменьшения влияния внутренних напряжений применяютестественное или искусственное старение либо вылеживание деталей послеизготовления заготовок.
45968. Сварочное производство: контактная и диффузионная сварка, сварка взрывом и трением. Пайка металлов 94.69 KB
  Отработаны и внедрены технологические процессы сварки различных алюминиевых магниевых и титановых сплавов а так же черных металлов и нержавеющих сталей. Все операции технологических процессов сварки проходят под контролем ОТК и ВП МО для изделий В и ВТ с обязательным подтверждением марки свариваемых материалов стилоскопированием или спектральным анализом на современном импортном и отечественном оборудовании. Продолжительность процесса сварки составляет около 5мин. Сварные швы полученные в результате диффузионной сварки при высоком...
45969. Механическая обработка металлов. Станки для обработки металлов резанием. Технологические возможности способов резания: точения, сверления, протягивания, фрезерования, шлифования, хонингования 95.99 KB
  Технологические возможности способов резания: точения сверления протягивания фрезерования шлифования хонингования. Обработка резанием это процесс получения детали требуемой геометрической формы точности размеров взаиморасположения и шероховатости поверхностей за счет механического срезания с поверхностей заготовки режущим инструментом материала технологического припуска в виде стружки рис. К инструменту прикладывается усилие резания равное силе сопротивления материала резанию и сообщается перемещение относительно заготовки со...
45970. Резьбовые соединения. Основные виды, конструктивные формы, расчетные зависимости 31.5 KB
  Различают резьбы цилиндрические и конические. В зависимости от назначения применяемые резьбы можно разбить на три группы: крепежная. Крепежная и крепежноуплотняющая резьбы как правило имеют треугольный профиль обеспечивающий высокую прочность резьбы и наиболее благоприятные условия от самоотвинчивания. Резьбы треугольного профиля подразделяют на два основных типа: 1.
45971. Шпоночные и шлицевые соединения. Типы, основные параметры соединений. Расчеты на прочность 31 KB
  Шпоночными называют разъемные соединения составных частей изделия с применением шпонок. Шпоночные соединения могут быть неподвижными и подвижными и служат обычно для предотвращения относительного поворота ступицы и вала при передаче вращающего момента. Шпоночные соединения широко применяют во всех отраслях машиностроения.