25402

Психосоциальная работа и ее роль в системе социальной работы. Основные психосоциальные технологии, используемые в деятельности специалиста по социальной работе

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Психосоциальная работа и ее роль в системе социальной работы. на стыке социальной работы и практической психологии возникла новая отрасль психосоциальная работа задача которой преодоление социальной дезадаптации человека оздоровление межличностных отношений в профессиональной и семейнобытовой сферах. В центре внимания психосоциальной работы находится психика человека которая обобщенно понимается как система управления индивидуальной жизнью и поведением то есть жизнедеятельностью. Центральный тезис психосоциальной работы здоровая...

Русский

2013-08-13

47.5 KB

87 чел.

51.Психосоциальная работа и ее роль в системе социальной работы. Основные психосоциальные технологии, используемые в деятельности специалиста по социальной работе

В конце 1990-х гг. на стыке социальной работы и практической психологии возникла новая отрасль — психосоциальная работа, задача которой — преодоление социальной дезадаптации человека, оздоровление межличностных отношений в профессиональной и семейно-бытовой сферах. В центре внимания психосоциальной работы находится психика человека, которая обобщенно понимается как система управления индивидуальной жизнью и поведением, то есть жизнедеятельностью. Центральный тезис психосоциальной работы — здоровая психика обеспечивает оптимальную жизнедеятельность человека и, наоборот, деструктивные изменения в жизни ведут к деструктивным изменениям психики.

На сегодняшний день психосоциальная работа – направление в социальной работе, которое уделяет особое внимание психологическим аспектам трудной жизненной ситуации клиента. Становление и развитие в России социальных служб и социальной работы начало активно формировать общественный запрос на психосоциальную помощь населению.

Интенсивное внедрение психологических методов в социальную работу обусловлено тем, что клиент социальной работы — человек, оказавшийся в трудной жизненной ситуации. Разработкой методов и реализацией психологической поддержки традиционно занимается практическая психология. Специалист по социальной работе должен уметь осуществлять индивидуально-психологический подход к конкретному клиенту, знать психологические особенности различных социальных категорий.

Потребность в психосоциальной помощи появляется в случае социальной дезадаптации клиента, при возникновении у него психологического дискомфорта, что может быть вызвано причинами как внешнего, так и внутреннего характера, либо их сложным сочетанием. Источником внешнего социально-психологического неблагополучия могут выступать социальные, социально-экономические и медико-социальные причины, такие, как потеря работы, потеря близких, инвалидность и хроническое заболевание, смена места жительства и привычных условий жизнедеятельности, адаптация после возвращения из мест лишения свободы и т.д., что вызывает необходимость изменения прежних стереотипов  поведения, оценок, мотивации с тем, чтобы эффективно функционировать в новых условиях существования.

Причины внутреннего порядка, приводящие к социальной дезадаптации и социально-психологическому неблагополучию, заключаются в деформации различных личностных структур как осознаваемого, так и неосознаваемого уровня (неадекватность самооценки и уровня притязаний, нарушение эмоционально-коммуникативной и мотивационно-нравственной сфер, нарушение процессов саморегуляции, негативные фиксированные установки, психотравмы, комплексы). Другими словами, в каждой трудной жизненной ситуации содержится психологический компонент, что делает необходимым использование психологических методов в социальной работе.

Психосоциальная помощь требуется при решении самого широкого круга проблем, на первое место среди которых выходят семейные, включая осложнения и трудности как в детско-родительских, так и в супружеских отношениях. При этом можно выделить несколько направлений психосоциальной работы в оздоровлении семейных отношений. Это работа с семьями алкоголиков, представляющими достаточно большой контингент семей с тяжелыми психологическими проблемами; семьями с эмоционально-отчужденными отношениями, среди которых значительное место занимают семьи с высоким социально-экономическим статусом – предпринимателей, представителей управленческих структур; семьи с проявлениями жестокости и насилия в отношении женщин и детей; супружеские пары с нарушениями сексуальных отношений, супружеской неверностью; семьи инвалидов и хронически больных и т.д. Особое место занимают детско-родительские проблемы, осложнения, связанные с воспитанием детей, в основе которых могут быть самые разнообразные причины: задержки психического развития и нервно-психические заболевания детей; кризисы возрастного развития; индивидуально-психологические особенности детей, не понимаемых родителями; неправильный стиль отношений и закрепившиеся отрицательные стереотипы внутрисемейного общения.

Учитывая разнообразие и сложность всех проблем, требующих психосоциальной помощи, в их решении нередко участвуют различные специалисты, включая социальных работников, психологов с разной специализацией, психотерапевтов и психиатров. При этом элементы психосоциальной работы могут использоваться как частично, например, в деятельности специалиста по социальной работе, так и составлять основное содержание занятий практического психолога и психосоциального работника в рамках различных социальных служб. 

Элементы психосоциальной работы в деятельности специалиста по социальной работе могут быть представлены в виде первичного психологического консультирования, когда происходит первое ознакомление с проблемой клиента, вычленение ее аспектов, осознание и самоактуализация резервов личности для разрешения возникших затруднений. Социальный работник наряду с оказанием первичной психосоциальной помощи может в процессе консультирования перенаправить клиента в случае необходимости непосредственно к специалистам по психосоциальной работе. Функции первичного психосоциального консультирования выполняют также работники телефонов доверия. Психосоциальная работа, осуществляемая психологом социальных служб, наряду с психологическим консультированием, включает также более углубленную психологическую и социально-психологическую диагностику, в процессе которой выявляются личностные особенности клиента, затрудняющие его социальную адаптацию и эффективное функционирование в системе профессиональных и семейно-бытовых отношений, а также выявляется характер его отношений с ближайшим окружением и основные социально-психологические характеристики этого окружения. Психосоциальная работа носит как индивидуальный, так и групповой характер. В этом отношении близко к методам психосоциальной работы можно отнести такой метод, как позитивная семейная психотерапия, в которую наряду с пациентом вовлекаются его семья и ближайшее окружение.

Технологиями психосоциальной работы выступают различные виды тренинга коммуникативных умений, деловые игры, игротерапевтические методы по коррекции эмоционально-волевых и коммуникативных отношений, социодрамы и психодрамы, в процессе которых происходит рефлексия и коллективное отрабатывание социальных ролей и эмоциональных состояний.

Кроме того, выделяют также:

1. Психосоциальная работа:

— групповая

— индивидуальная

2. Лечение (воздействие):

— психосоциальное воздействие;

— психотерапия.

3.Психосоциальное консультирование.

4.Семейная терапия, включающая в себя семейную психотерапию, психокоррекционную и  психопедагогическую работу с родственниками клиента.

Рассмотрим каждое направление более подробно:

Психосоциальная работа – групповая и индивидуальная:

Психосоциальная работа включает в себя две различные формы:

1) Общественно направленное воздействие или профилактическая психосоциальная работа (психосоциальная работа с группой) заключается в просветительской деятельности или передаче знаний различным группам. Примером этой работы могут служить информация и курсы в школе об алкоголе и половых отношениях.

2) Индивидуально направленное воздействие (индивидуальная психосоциальная работа) применяется во время контактов с отдельными лицами.  

Личность клиента затрагивается в большей степени, чем при оказании социальной помощи. Беседы являются по своему характеру поддерживающими и нацелены на проработку пограничных проблем. Речь может идти и о беседе с лицом, находящимся в кризисном состоянии, а также о советах в различной форме. Работа по оказанию психосоциальной помощи является в высшей степени индивидуально направленной. Проблемы проявляются здесь социально и/или психологически. Клиент должен иметь иную, более сильную мотивацию, чтобы помощь стала актуальной. Социальный работник и клиент приходят к согласию о начале совместного процесса решения проблемы. Воздействие более систематизировано и структурировано, чем общественная психосоциальная работа. Завязываются более личные отношения, которые используются для осуществления изменений. Такая психосоциальная деятельность также направлена на изменение личности, отношений и/или социальной ситуации.

Психотерапия:

Психотерапия определяется как воздействие, основанное на психологической теории и методах и заключающееся в систематических, целенаправленных мерах по оказанию помощи лицу или группе лиц в вопросе урегулирования чувств, импульсов, мыслей, отношений и снятия психосоматических симптомов, которые являются беспокоящими.

В психотерапии используется ряд методов:

  •  гипноз,
  •  поведенческая терапия,
  •  психодинамическая терапия,
  •  образная терапия,
  •  манипуляционный (трансактный) анализ.

Многие ученые и практические работники рассматривают   психотерапию   и психосоциальное воздействие как равноценные формы работы, хотя психосоциальное воздействие означает, что прорабатывается как социальная, так и психологическая ситуация, в то время как в фокусе психотерапии находится психическое страдание. Кроме того, эти формы применяются в различных организациях, направлены на различные группы и отличаются друг от друга рабочей методикой, обусловленной специфическими проблемами целевых групп.

Психосоциальное консультирование:

Психосоциальное консультирование клиентов включает в себя базовые ценности, принципы, объекты, цели, задачи и методический инструментарий как психологического консультирования, так и практической социальной работы. При этом следует заметить, что психологическое консультирование — уже и глубже, так как воздействие направлено только на личность систему, использование личностных ресурсов с целью помощи клиенту посредством фасилитации личностного роста, оптимизации психоэмоциональных состояний и межличностных отношений. Психосоциальное консультирование — шире, так как воздействует на мезо- и микросоциальное окружение, используя как личностные, так и социальные ресурсы с целью помощи клиенту в контексте социальной (ре)адаптации, реабилитации и концепции независимой жизни. Иначе говоря, психосоциальное консультирование имеет место тогда, когда оказываемая клиентам помощь предполагает параллельное использование как личностных, так и социальных ресурсов.

В контексте психосоциальной работы воздействие начинается со сложной и многоплановой оценки и диагностики ситуации, требующей многосторонних знаний и умений, необходимых для понимания особенностей личности клиента, ценностных ориентаций, прошлого опыта, семьи и внесемейной среды окружения, содержания запроса на помощь. Само вмешательство может также включать в себя работу не только непосредственно с клиентом, но и с другими референтными людьми, специалистами, социальными системами. В рамках такой работы социальный работник может играть роли (выполнять функции) консультанта, помощника, переводчика, посредника, адвоката, наставника и т.д., но все это — при условии активного участия клиента.

Таким образом, в идеале психосоциальная работа, направленная на психологическую поддержку населения в различных затруднительных случаях, вызывающих психологический дискомфорт и эмоциональную нестабильность, должна стать неотъемлемой частью социальной работы, так как психосоциальная помощь требуется при решении самого широкого круга проблем.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52736. Формування соціальної активності підлітків через використання виховного педагогічного потенціалу спадщини В.Сухомлинського 103.5 KB
  Сухомлинський А яким бути саме мені Ким бути Як жити Як бути корисним людям Які якості треба виховувати в собі сьогодні щоб комфортно почуватися в житті завтра Якою має бути особистість XXI сторіччя Ці питання соціалізації й самореалізації особистості – є найактуальнішими питаннями сьогодення. Соціальну активність особистості ще можна визначити як якість її зв’язків із суспільством. Від соціальної активності особистості залежить як правило і її соціальна мобільність. Під його керівництвом у Павлиській школі було...
52737. Створення ситуації успіху в навчальній діяльності школярів 378.5 KB
  Створення ситуації успіху в навчальній діяльності школярів – це проблема до якої все частіше звертається сучасна педагогічна наука. Провівши огляд та аналіз літератури з теми Створення ситуації успіху на уроках стверджую що обрана тема є актуальною для освіти залишається лише допомогти дитині в період формування її особистості ні в якому разі не позбавляти школяра чекання завтрашньої радості віри у свої можливості...
52738. Формування творчої особистості молодшого школяра через використання інтерактивних технологій на уроках читання у початкових класах 69.5 KB
  В теорії і практиці навчання особливо гостро стоїть питання про розвиток творчих здібностей учнів. Під час такого діалогу важливо навчити кожну дитину розмірковувати гнучко підходити до розв’язання проблем знаходити нові оригінальні рішення для того щоб відчути задоволення від навчання. Зацікавленість є ефективним засобом успішного навчання необхідною умовою досягнення позитивних наслідків. Ефективне навчання неможливе без активізації пізнавальної діяльності розвитку творчих здібностей.
52739. Формування комунікативно-мовленнєвих умінь і навичок молодших школярів на уроках читання 165 KB
  Розвиток мовленнєвокомунікативних умінь та навичок учнів на нетрадиційних уроках читання. Формування зв’язного мовлення та навичок міжособистісного спілкування у процесі роботи з художнім текстом Уроки читання має великі можливості для реалізації мети розвитку комунікативної культури дітей. На уроках читання та позакласного читання учні вчаться усвідомлювати фактичний зміст твору переказувати прочитане виділяти основних персонажів обговорювати оповідання та стисло висловлювати своє ставлення до нього.
52740. Компетентностный подход к формированию личности средствами проектных технологий 470.5 KB
  Использование проектного метода делает студента самостоятельным приспособленным к жизни умеющим ориентироваться в разнообразных ситуациях способствует развитию познавательных творческих навыков умений самостоятельно конструировать свои знания умений ориентироваться в информационном пространстве; развитию критического мышления навыков информационной деятельности. Концепция компетенции выходит за рамки квалификации и представляет компетенцию как комбинацию знаний умений навыков и отношений соответствующих определенному содержанию...
52741. Диференційоване навчання в початковій школі 89.5 KB
  Працюючи в школі я впевнилась що особистісно–розвивальна спрямованість освіти реалізація якої є головним завданням сучасної школи неможлива без диференційованого навчання. Головне завдання вчителів початкової ланки – не забути жодної дитини дати можливість розкрити все краще закладене природою сім’єю школою. Враховуючи те що рівень готовності учнів до навчальної діяльності різний необхідно конструювати диференційовані завдання для школярів з різними навчальними можливостями. Такі завдання мають поєднувати навчальний процес усього...
52742. Формування предметно-культурологічних компетентностей учнів через моделювання культурно-освітнього середовища 139 KB
  предметнокультурологічних компетентностей учнів має особливу практичну значущість та дозволяє досягти нової якості освіти. Основна ідея досвіду її інноваційна значущість Формування компетентної особистості учня в процесі вивчення літератури здійснюється через моделювання культурноосвітнього середовища як дидактичної одиниці інноваційного освітнього процесу на засадах поєднання дІяльнісного особистісноорієнтованого компетентнісного підходів шляхом забезпечення міжпредметної інтеграції використання розвиваючих інтерактивних технологій...
52743. Орієнтоване читання як компонент технології розвитку критичного мислення учнів в системі 501.5 KB
  Ефективність – А працюють всі учні; Б розвивається логічне мислення; В використання опорних ключових слів в багаткратному повторенні під час уроку полегшує засвоєння матеріалу при виконанні домашніх завдань; Г для здібних учнів залишається простір для самостійного оволодіння додатковою інформацією. А на практиці є учні які приходять на урок без виконаного домашнього завдання які за своїм рівнем відстають від основної групи дітей. Пояснюють факти правила прогнозують наслідки які базуються на отриманих даних Які слова матері...
52744. Інтерактивні уроки історії в навчальному процесі 583 KB
  Втретіх виховується почуття колективізму відповідальності взаємодопомоги поваги до чужої думки бо інколи завдання які розглядаються на таких уроках можуть мати декілька альтернативних варіантів відповіді. Першим завданням як правило є кросворд або чайнворд. На виконання даної роботи відводиться певний час тому за раніше виконане завдання при наявності всіх правильних відповідей присуджується додаткове очко. Зазвичай учень який відповідає призначається вчителем тому навіть слабкі чи не підготовлені до цього уроку школярі...