25406

Этнографические аспекты социальной работы

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Этнографические аспекты социальной работы. В Российской Федерации проживают разные этнические группы отличающиеся не только по внешним признакам но и по многим другим особенностям: конфессиональной принадлежности менталитету языку обычаям традициям а следовательно и профессиональная среда социальной работы полиэтнична что требует от специалиста по социальной работе определенной подготовки а именно этнокультурной компетентности. Кроме того изучением этносов занимается этнология наука изучающая процессы формирования и развития...

Русский

2013-08-13

18.08 KB

21 чел.

Вопрос 54. Этнографические аспекты социальной работы.

Современное общество характеризуется полиэтничностью, в силу чего интерес к этнической проблематике в последнее время неуклонно растет. В Российской Федерации проживают разные этнические группы, отличающиеся не только по внешним признакам, но и по многим другим особенностям: конфессиональной принадлежности, менталитету, языку, обычаям, традициям, а, следовательно, и профессиональная среда социальной работы полиэтнична, что требует от специалиста по социальной работе определенной подготовки, а именно этнокультурной компетентности.  Этнокультурная компетентность социального работника представляет собой совокупность необходимых для работы в этнической среде знаний, умений, и личностных качеств специалиста.

Прежде всего, необходимо определить понятия: нация, этнос и этничность.

Нация – исторически складывающийся тип этноса, историческая общность людей, характеризующаяся общностью экономической жизни, языка, территории, некоторыми особенностями культуры и быта, психологического склада и национального характера.

Этнос – устойчивая совокупность людей, говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение, обладающих комплексом обычаев, укладом жизни, хранимых и освященных традицией и отличаемых от таковых других.

Этничность – совокупность характерных специфических культурных признаков, отличающих одну этническую группу от другой.

Важной чертой этноса является  этническая идентичность, под которой понимается осознание своей принадлежности  к определенной этнической общности и обособление от других этносов. От нее зависит характер межэтнических отношений, национальный характер и менталитет народа.

Под национальным характером понимают  те или иные психологические особенности, отличающие один народ от другого.

В гуманитарном знании используется понятие менталитет – это глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, включающий бессознательную совокупность установок, предрасположенностей индивида или группы действовать, мыслить и воспринимать мир определенным образом.

Наука, изучающая бытовые и культурные особенности народов мира, проблемы их происхождения, расселения и культурно-исторических взаимоотношений – этнография.

Кроме того, изучением этносов занимается  этнология - наука, изучающая процессы формирования и развития различных этнических групп, их идентичность, формы их культурной самоорганизации, закономерности их коллективного поведения, их взаимодействия, взаимосвязи личности и социальной среды.

Изучением этносов занимаются также такие науки как: этносоциология, этнопсихология, этнопедагогика, этноконфликтология, этнополитология.

Этнопсихология – (с лат.- наука о душе народа)- это наука, изучающая психофизиологические,  личностные и социально-психологические черты, кт данный этнос приобретает в ходе своего возникновения и дальнейшего исторического развития.Для социального работника важным условием правильного построения отношений с различными этническими группами служат выводы социальных психологов о возможностях типизации поведения представителей этих групп.

Этнопедагогику в целом можно определить как историю и теорию (обыденного,народного, традиционного, неформального) воспитания.

 Этнополитология – это отрасль политической науки, изучающая политическую сферу жизни  этнических общностей, их взаимодействие с политикой и политическими институтами государства.

Этносоциология изучает национальное самосознание и этническое поведение, опосредованные конкретно-историческими условиями их функционирования. Ее предметная область включает: социальную структуру народов, особенности социальных изменений в их среде; миграции, специфику внутрисемейных отношений и т.д.

Этносоциология рассматривает (в широком смысле) межэтнические отношения, под которыми понимается взаимодействие народов в разных сферах общественной жизни. В узком смысле как межличностные отношения людей разной этнической принадлежности, которые также происходят  в разных сферах общения.

На практике такие формы межэтнических взаимоотношений как геноцид, апартеид, сегрегация и дискриминация. Под геноцидом понимают стремление доминирующей этнической общности уничтожить полностью или частично какую-либо этническую, расовую или религиозную группу. Апартеид- это этническое господство одной расовой группы над какой-либо другой с целью систематического угнетения последней.

Сегрегация – осторожная политика самостоятельного развития, которая может исходить как от большинства, так и от меньшинства населения. Она отражает стремление обществ к изоляции друг от друга.

Дискриминация – это любое различие, исключение, ограничение или предпочтение одного человека другим. Основывается на расовых признаках(цвете кожи, этническим происхождением) и имеющая своей целью ограничение прав и свобод человека как представителя другой этнической группы.  

В современном мире выделяют два основных  этнических процесса : ассимиляция и интеграция.

В основании межэтнических отношений принято выделять две наиболее отчетливо выраженные тенденции: стремление этносов к сохранению самоидентичности и интернациональная тенденция, предполагающая развитие межэтнического общения.

Межэтнические отношения состоят из неразрывной связи конфликтов и сотрудничества, но главные проблемы для любого общества вносятся многочисленными конфликтами. особенности этнических конфликтов и пути их разрешения изучает Этноконфликтология . Под этническим конфликтом понимают форму социального, межличностного конфликта, при котором противоречия между людьми возникают и обостряются на базе их этнических различий.

Предупреждение и урегулирование этнических конфликтов – одна из задач социальной работы в этнической среде. Учет в социальной работе этнокультурных особенностей человека строится на американской концепции «двойного подхода». Основа концепции – предположение о том, что все клиенты одновременно взаимодействуют с двумя системами: во-первых, с доминантной системой, являющейся источником власти и дающей жителям средства к существованию, и, во вторых, с воспитывающей системой, представляющей собой непосредственные физическое и общественное окружение в семье и общение.

По мнению Б.Соломон, автора концепции работы с этническими группами – «стратегии полномочий», семья, община, этническая группа – это мощный социокультурный фактор, который способен усилить развитие способности клиента к самопомощи. Преодолеть негативные реакции и отрицательные оценки окружения, эффективно поддерживать социального работника при решении проблем. Барбара Соломон считает, что развитие человека проходит 3 уровня: уровень семьи, где формируется доверие и социальная компетентность субъекта; уровень формирования навыков социальной компетентности на основе взаимодействия с социальными институтами; уровень принятия и выполнения необходимых социальных ролей.

Отсюда выстраиваются главные цели стратегии полномочий: обнаружение реальных проблем клиента; предоставление социальным работником специфических знаний для использования клиентом в решении своих проблем, использование структур власти для изменения ситуации клиента. В практике взаимодействия с этночувствительными группами социальный работник  выступает в следующих основных  ролях: как консультант, который предоставляет модели решения клиентом возникших трудностей, способы улучшения самочувствия клиента; как тренер-учитель, обучающий клиента умениям решений задач.

При организации социальной работы в этнической среде необходимо учитывать не только изложенные выше положения, но и особенности конкретного региона, на территории которого осуществляется данная деятельность.

Республика Хакасия с населением 597 тыс. чел. является полиэтническим субъектом РФ, в котором по данным переписи 2002 г. проживает свыше 106 национальностей. Подобная полиэтническая картина РХ предполагает возникновение этносоциальных проблем, которые условно можно разделить на следующие группы:

1Проблема межэтнических отношений: межэтнические отношения в РХ сегодня можно охарактеризовать как относительно стабильные, однако, наблюдаются признаки скрытой формы национальной напряженности;

2Проблема социальной адаптации мигрантов в республике. Выделяют две группы проблем социальной адаптации: внешние (узбеки, таджики, киргизы и т.д) и внутренние (движение населения из села в город в рамках республики);

3Проблема сохранения культурных традиций и самобытности (общественные объединения по национальному признаку, Общественная палата РХ);

4Этносоциальные проблемы титульной нации РХ (проблема сохранения национального языка, традиций, обычаев).

Таким образом, современное общество характеризуется обилием социальных связей и отношений. К важнейшим социальным относятся межэтнические отношения, они пронизывают межгосударственные и семейные, межличностные отношения. Социальная работа в полиэтническом обществе должна учитывать этнические особенности клиентов социальных служб.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

36433. Понятие туристского продукта, его жизненный цикл 34 KB
  Маркетинг в туризме как раз нацелен на изучение совокупного продукта различных сфер деятельности. Началом стадии внедрения продукта на рынок считается момент когда туристское предприятие впервые предложило его целевой аудитории. Основной характерной чертой этой стадии является медленный темп сбыта продукта и как следствие полное отсутствие или наличие незначительной прибыли.
36434. Категории производственных ресурсов туристского продукта. Ограниченность ресурсов 25.5 KB
  Ограниченность ресурсов Производство туристского продукта требует ресурсов. Существуют три основные категории производственных ресурсов или факторов производства: природные и культурноисторические людские капитальные. Большинство природных ресурсов истощаются в процессе туристской эксплуатации.
36435. Экологический туризм: предпосылки и особенности развития 29.5 KB
  Предпосылки зарождения экологического туризма Ведущая среди основных причин зарождения экологического туризма это усиливающаяся изза массовости туризма нагрузка на природные и культурноисторические ресурсы. По мере роста глобализации мирового хозяйства росли и негативные изменения в геосфере Земли: климатические изменения; деградация почвы; разрушение экосистем и уменьшение биологического разнообразия; увеличение загрязнения воды почвы и воздуха; природные бедствия вызванные деятельностью человека; неконтролируемый прирост...
36436. Рекреациооные ресурсы 32.5 KB
  К рекреационным ресурсам относятся: природные комплексы и их компоненты рельеф климат водоемы растительность животный мир; культурноисторические достопримечательности; экономический потенциал территории включающий инфраструктуру трудовые ресурсы. Рекреационные ресурсы это совокупность элементов природных природнотехнических и социальноэкономических геосистем которые при соответствующем развитии производительных сил могут быть использованы для организации рекреационного хозяйства. Рекреационные ресурсы кроме природных...
36437. Эстетическая привлекательность ландшафтов 31 KB
  Современные подходы к оценке эстетической привлекательности ландшафтов. Объективистский подход предполагает выявление объективных критериев эстетической привлекательности кроющихся в физиономических характеристиках самого ландшафта субъективный же указывая на субъективную природу красоты исследует особенности ландшафтноэстетических предпочтений у разных групп людей.Объективистский подход к оценке эстетической привлекательности ландшафтов является в настоящее время наиболее признанным и распространенным. Также к его недостаткам...
36438. Виды воздействия рекреационной деятельности на ОС 25.5 KB
  Ранее исследованиям по анализу туристской деятельности уделялось мало внимания да и то рассматривали воздействие туризма только в определённых точках земного шара или воздействие отдельных его видов. Воздействие туризма на окружающую среду может быть прямым косвенным и побудительным а также положительным и отрицательным. Туризм не может развиваться без взаимодействия с окружающей средой однако с помощью управления развитием туризма и чёткого планирования возможно уменьшить негативное воздействие и увеличить положительное. Положительное...
36439. Национальные парки 30 KB
  Основные задачи национальных парков На национальные парки возлагаются следующие основные задачи: а сохранение природных комплексов уникальных и эталонных природных участков и объектов; б сохранение историкокультурных объектов; в экологическое просвещение населения; г создание условий для регулируемого туризма и отдыха; д разработка и внедрение научных методов охраны природы и экологического просвещения; е осуществление экологического мониторинга; ж восстановление нарушенных природных и историкокультурных комплексов и объектов. Исходя...
36440. Государственные природные заказники России: статус, режим, функции, задачи, перспективы развития ФЗначения 29 KB
  Государственные природные заповедники являются природоохранными научноисследовательскими и экологопросветительскими учреждениями имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений генетического фонда растительного и животного мира отдельных видов и сообществ растений и животных типичных и уникальных экологических систем. Задачи государственных природных заповедников а осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии...
36441. Категории и виды ООПТ Арх. Области 26.5 KB
  Области сеть ОПТ: заповедники национальные парки заказники памятники природы. На западе области организовано два среднетаежных НП: Водлозерский природный 3411 км2 и Кенозерский 1397 км2. Первый находится на границе Карелии и Архангельской области и включает девственную тайгу на югозападе Онежского района. В области организовано 36 видовых и комплексных заказников 55 681 км2 или 135 площади области.