25406

Этнографические аспекты социальной работы

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Этнографические аспекты социальной работы. В Российской Федерации проживают разные этнические группы отличающиеся не только по внешним признакам но и по многим другим особенностям: конфессиональной принадлежности менталитету языку обычаям традициям а следовательно и профессиональная среда социальной работы полиэтнична что требует от специалиста по социальной работе определенной подготовки а именно этнокультурной компетентности. Кроме того изучением этносов занимается этнология наука изучающая процессы формирования и развития...

Русский

2013-08-13

18.08 KB

21 чел.

Вопрос 54. Этнографические аспекты социальной работы.

Современное общество характеризуется полиэтничностью, в силу чего интерес к этнической проблематике в последнее время неуклонно растет. В Российской Федерации проживают разные этнические группы, отличающиеся не только по внешним признакам, но и по многим другим особенностям: конфессиональной принадлежности, менталитету, языку, обычаям, традициям, а, следовательно, и профессиональная среда социальной работы полиэтнична, что требует от специалиста по социальной работе определенной подготовки, а именно этнокультурной компетентности.  Этнокультурная компетентность социального работника представляет собой совокупность необходимых для работы в этнической среде знаний, умений, и личностных качеств специалиста.

Прежде всего, необходимо определить понятия: нация, этнос и этничность.

Нация – исторически складывающийся тип этноса, историческая общность людей, характеризующаяся общностью экономической жизни, языка, территории, некоторыми особенностями культуры и быта, психологического склада и национального характера.

Этнос – устойчивая совокупность людей, говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение, обладающих комплексом обычаев, укладом жизни, хранимых и освященных традицией и отличаемых от таковых других.

Этничность – совокупность характерных специфических культурных признаков, отличающих одну этническую группу от другой.

Важной чертой этноса является  этническая идентичность, под которой понимается осознание своей принадлежности  к определенной этнической общности и обособление от других этносов. От нее зависит характер межэтнических отношений, национальный характер и менталитет народа.

Под национальным характером понимают  те или иные психологические особенности, отличающие один народ от другого.

В гуманитарном знании используется понятие менталитет – это глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, включающий бессознательную совокупность установок, предрасположенностей индивида или группы действовать, мыслить и воспринимать мир определенным образом.

Наука, изучающая бытовые и культурные особенности народов мира, проблемы их происхождения, расселения и культурно-исторических взаимоотношений – этнография.

Кроме того, изучением этносов занимается  этнология - наука, изучающая процессы формирования и развития различных этнических групп, их идентичность, формы их культурной самоорганизации, закономерности их коллективного поведения, их взаимодействия, взаимосвязи личности и социальной среды.

Изучением этносов занимаются также такие науки как: этносоциология, этнопсихология, этнопедагогика, этноконфликтология, этнополитология.

Этнопсихология – (с лат.- наука о душе народа)- это наука, изучающая психофизиологические,  личностные и социально-психологические черты, кт данный этнос приобретает в ходе своего возникновения и дальнейшего исторического развития.Для социального работника важным условием правильного построения отношений с различными этническими группами служат выводы социальных психологов о возможностях типизации поведения представителей этих групп.

Этнопедагогику в целом можно определить как историю и теорию (обыденного,народного, традиционного, неформального) воспитания.

 Этнополитология – это отрасль политической науки, изучающая политическую сферу жизни  этнических общностей, их взаимодействие с политикой и политическими институтами государства.

Этносоциология изучает национальное самосознание и этническое поведение, опосредованные конкретно-историческими условиями их функционирования. Ее предметная область включает: социальную структуру народов, особенности социальных изменений в их среде; миграции, специфику внутрисемейных отношений и т.д.

Этносоциология рассматривает (в широком смысле) межэтнические отношения, под которыми понимается взаимодействие народов в разных сферах общественной жизни. В узком смысле как межличностные отношения людей разной этнической принадлежности, которые также происходят  в разных сферах общения.

На практике такие формы межэтнических взаимоотношений как геноцид, апартеид, сегрегация и дискриминация. Под геноцидом понимают стремление доминирующей этнической общности уничтожить полностью или частично какую-либо этническую, расовую или религиозную группу. Апартеид- это этническое господство одной расовой группы над какой-либо другой с целью систематического угнетения последней.

Сегрегация – осторожная политика самостоятельного развития, которая может исходить как от большинства, так и от меньшинства населения. Она отражает стремление обществ к изоляции друг от друга.

Дискриминация – это любое различие, исключение, ограничение или предпочтение одного человека другим. Основывается на расовых признаках(цвете кожи, этническим происхождением) и имеющая своей целью ограничение прав и свобод человека как представителя другой этнической группы.  

В современном мире выделяют два основных  этнических процесса : ассимиляция и интеграция.

В основании межэтнических отношений принято выделять две наиболее отчетливо выраженные тенденции: стремление этносов к сохранению самоидентичности и интернациональная тенденция, предполагающая развитие межэтнического общения.

Межэтнические отношения состоят из неразрывной связи конфликтов и сотрудничества, но главные проблемы для любого общества вносятся многочисленными конфликтами. особенности этнических конфликтов и пути их разрешения изучает Этноконфликтология . Под этническим конфликтом понимают форму социального, межличностного конфликта, при котором противоречия между людьми возникают и обостряются на базе их этнических различий.

Предупреждение и урегулирование этнических конфликтов – одна из задач социальной работы в этнической среде. Учет в социальной работе этнокультурных особенностей человека строится на американской концепции «двойного подхода». Основа концепции – предположение о том, что все клиенты одновременно взаимодействуют с двумя системами: во-первых, с доминантной системой, являющейся источником власти и дающей жителям средства к существованию, и, во вторых, с воспитывающей системой, представляющей собой непосредственные физическое и общественное окружение в семье и общение.

По мнению Б.Соломон, автора концепции работы с этническими группами – «стратегии полномочий», семья, община, этническая группа – это мощный социокультурный фактор, который способен усилить развитие способности клиента к самопомощи. Преодолеть негативные реакции и отрицательные оценки окружения, эффективно поддерживать социального работника при решении проблем. Барбара Соломон считает, что развитие человека проходит 3 уровня: уровень семьи, где формируется доверие и социальная компетентность субъекта; уровень формирования навыков социальной компетентности на основе взаимодействия с социальными институтами; уровень принятия и выполнения необходимых социальных ролей.

Отсюда выстраиваются главные цели стратегии полномочий: обнаружение реальных проблем клиента; предоставление социальным работником специфических знаний для использования клиентом в решении своих проблем, использование структур власти для изменения ситуации клиента. В практике взаимодействия с этночувствительными группами социальный работник  выступает в следующих основных  ролях: как консультант, который предоставляет модели решения клиентом возникших трудностей, способы улучшения самочувствия клиента; как тренер-учитель, обучающий клиента умениям решений задач.

При организации социальной работы в этнической среде необходимо учитывать не только изложенные выше положения, но и особенности конкретного региона, на территории которого осуществляется данная деятельность.

Республика Хакасия с населением 597 тыс. чел. является полиэтническим субъектом РФ, в котором по данным переписи 2002 г. проживает свыше 106 национальностей. Подобная полиэтническая картина РХ предполагает возникновение этносоциальных проблем, которые условно можно разделить на следующие группы:

1Проблема межэтнических отношений: межэтнические отношения в РХ сегодня можно охарактеризовать как относительно стабильные, однако, наблюдаются признаки скрытой формы национальной напряженности;

2Проблема социальной адаптации мигрантов в республике. Выделяют две группы проблем социальной адаптации: внешние (узбеки, таджики, киргизы и т.д) и внутренние (движение населения из села в город в рамках республики);

3Проблема сохранения культурных традиций и самобытности (общественные объединения по национальному признаку, Общественная палата РХ);

4Этносоциальные проблемы титульной нации РХ (проблема сохранения национального языка, традиций, обычаев).

Таким образом, современное общество характеризуется обилием социальных связей и отношений. К важнейшим социальным относятся межэтнические отношения, они пронизывают межгосударственные и семейные, межличностные отношения. Социальная работа в полиэтническом обществе должна учитывать этнические особенности клиентов социальных служб.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81709. Двенадцать А. А. Блока – поэма о революции. Чтение наизусть и разбор отрывка из поэмы 31.47 KB
  Но вместе с тем блоковское понимание революции было ограниченным: поэт слышал в ней по преимуществу одну музыку музыку разрушения старого мира и именно ее громовое звучание он передал в Двенадцати Разумное же организующее созидательное начало пролетарской революции оставалось Блоку как и прежде; в значительной мере неясным. Восприятие Октябрьской революции как мирового пожара явственно сказалось в Двенадцати определив как сильные так и слабые стороны поэмы. Прогнивший старый мир с буржуями барынями попами и витиями осужден...
81710. Испытание любовью как средство характеристики героя в произведениях отечественной классики 19 веке 33.02 KB
  Способность человека любить – это для Т. критерий его состоятельности, и своих героев писатель непременно проводит через это испытание. Любовь в мироощущении Т. всегда отмечена знаком трагедии. Он говорит о чувстве либо отвергнутом, либо неосуществленном, либо оборванном на первой высокой ноте. Любовь трагична, ибо она по сути своей есть стремление к идеалу, идеал же недостижим.
81711. Футуризм как литературное направление. Анализ одного стихотворения поэта-футуриста 38.85 KB
  В творчестве Хлебникова Бурлюка зазвучали отголоски славянофильства свойственного русскому декадентству начала века. Хлебникова посвоему раннего Маяковского. Хлебникова В. Основные положения футуристической программы выразились в творчестве Велимира Хлебникова Виктора Владимировича Хлебникова 1885 1922 ведущего участника группы кубофутуристов или будетлян как назвал их поэт.
81712. Мысль семейная в произведениях отечественной классики 19 веке 32.23 KB
  Писатель считает что основой формирования личности является семья. Семья в понимании Т. Идеалом семейного бытия является семья Ростовых. и княжны Марьи состоявшееся Семья Н.
81713. Фантастические мотивы и образы в произведениях отечественной литературы 46.25 KB
  Петербургские повести с включением Коляски и отрывка Рим были объединены Гоголем в III томе Собрания его сочинений в 1842 г. Три повести Арабесок рассредоточены по всему сборнику чередуясь с историческими и эстетическими этюдами. Портрет является опытом создания романтической фантастической повести на современном материале. В повести она воплощается в образе ростовщика Петромихали его денег его страшного портрета.
81714. Тема России в поэзии А. Блока. Чтение наизусть и разбор одного стихотворения 32.56 KB
  В основе символизма лежит философия Владимира Соловьева, именем которого было ознаменовано для Блока - и не для него одного – начало 90 – х г. г. 19 в., то есть период « Прекрасной Дамы». Учение, теократию В. Соловьева можно довольно точно определить как воплощение духовного в жизненном. Вечная Женственность
81715. Черты социально – бытовой драмы и высокой трагедии в пьесе А. Островского « Гроза». Речевая характеристика персонажей 35.44 KB
  Катерина луч света в темном царстве по выражению Добролюбова появилась не откуда-то из просторов другой жизни другого исторического времени ведь патриархальный Калинов и современная ему Москва где кипит суета или железная дорога о которой рассказывает странница Феклуша это разное историческое время а родилась сформировалась в тех же калиновских условиях. О подробно демонстрирует это уже в экспозиции пьесы когда Катерина рассказывает Варваре о своей жизни в девичестве Главный мотив этого рассказа все пронизывающая любовь к...
81716. Противопоставление героев (Обломов – Штольц, Обломов – Ольга) и его значение в идейном содержании романа И.А.Гончарова «Обломов» 34.08 KB
  В 1849 г в альманахе Литературный сборник с иллюстрациями при журнале Современник был напечатан Сон Обломова. Современник признал мастерскими и правдивыми сцены из усадебной жизни и увидел в Сне Обломова творческий шаг вперед по сравнению с Обыкновенной историей. Но степень объективной моральной ценности Обломова все же невелика. Внутреннее единство барина и опустившегося слуги Захара трагикомическое по своей сути воспринимается как фарсовый вариант морального умирания Обломова.
81717. Лирика С. А. Есенина. Основные темы, идеи, художественное мастерство. Чтение наизусть одного стихотворения 44.16 KB
  Уже первый и единственный вышедший до революции сборник поэта Радуница 1916 содержал в себе эстетически завершенную картину деревенского мира воплощенную в такой же цельной системе неповторимых есенинских образов и интонаций. Так намечается уход поэта из реального мира на поиски какойто заповедной родины нездешних полей и перелесков неразгаданной земли скрытых от его взора синим мраком куда тем не менее влечется его душа. Туда в свою вневременную звездную стихию и устремляется душа поэта. В стихотворении Там где вечно...