25406

Этнографические аспекты социальной работы

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Этнографические аспекты социальной работы. В Российской Федерации проживают разные этнические группы отличающиеся не только по внешним признакам но и по многим другим особенностям: конфессиональной принадлежности менталитету языку обычаям традициям а следовательно и профессиональная среда социальной работы полиэтнична что требует от специалиста по социальной работе определенной подготовки а именно этнокультурной компетентности. Кроме того изучением этносов занимается этнология наука изучающая процессы формирования и развития...

Русский

2013-08-13

18.08 KB

22 чел.

Вопрос 54. Этнографические аспекты социальной работы.

Современное общество характеризуется полиэтничностью, в силу чего интерес к этнической проблематике в последнее время неуклонно растет. В Российской Федерации проживают разные этнические группы, отличающиеся не только по внешним признакам, но и по многим другим особенностям: конфессиональной принадлежности, менталитету, языку, обычаям, традициям, а, следовательно, и профессиональная среда социальной работы полиэтнична, что требует от специалиста по социальной работе определенной подготовки, а именно этнокультурной компетентности.  Этнокультурная компетентность социального работника представляет собой совокупность необходимых для работы в этнической среде знаний, умений, и личностных качеств специалиста.

Прежде всего, необходимо определить понятия: нация, этнос и этничность.

Нация – исторически складывающийся тип этноса, историческая общность людей, характеризующаяся общностью экономической жизни, языка, территории, некоторыми особенностями культуры и быта, психологического склада и национального характера.

Этнос – устойчивая совокупность людей, говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение, обладающих комплексом обычаев, укладом жизни, хранимых и освященных традицией и отличаемых от таковых других.

Этничность – совокупность характерных специфических культурных признаков, отличающих одну этническую группу от другой.

Важной чертой этноса является  этническая идентичность, под которой понимается осознание своей принадлежности  к определенной этнической общности и обособление от других этносов. От нее зависит характер межэтнических отношений, национальный характер и менталитет народа.

Под национальным характером понимают  те или иные психологические особенности, отличающие один народ от другого.

В гуманитарном знании используется понятие менталитет – это глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, включающий бессознательную совокупность установок, предрасположенностей индивида или группы действовать, мыслить и воспринимать мир определенным образом.

Наука, изучающая бытовые и культурные особенности народов мира, проблемы их происхождения, расселения и культурно-исторических взаимоотношений – этнография.

Кроме того, изучением этносов занимается  этнология - наука, изучающая процессы формирования и развития различных этнических групп, их идентичность, формы их культурной самоорганизации, закономерности их коллективного поведения, их взаимодействия, взаимосвязи личности и социальной среды.

Изучением этносов занимаются также такие науки как: этносоциология, этнопсихология, этнопедагогика, этноконфликтология, этнополитология.

Этнопсихология – (с лат.- наука о душе народа)- это наука, изучающая психофизиологические,  личностные и социально-психологические черты, кт данный этнос приобретает в ходе своего возникновения и дальнейшего исторического развития.Для социального работника важным условием правильного построения отношений с различными этническими группами служат выводы социальных психологов о возможностях типизации поведения представителей этих групп.

Этнопедагогику в целом можно определить как историю и теорию (обыденного,народного, традиционного, неформального) воспитания.

 Этнополитология – это отрасль политической науки, изучающая политическую сферу жизни  этнических общностей, их взаимодействие с политикой и политическими институтами государства.

Этносоциология изучает национальное самосознание и этническое поведение, опосредованные конкретно-историческими условиями их функционирования. Ее предметная область включает: социальную структуру народов, особенности социальных изменений в их среде; миграции, специфику внутрисемейных отношений и т.д.

Этносоциология рассматривает (в широком смысле) межэтнические отношения, под которыми понимается взаимодействие народов в разных сферах общественной жизни. В узком смысле как межличностные отношения людей разной этнической принадлежности, которые также происходят  в разных сферах общения.

На практике такие формы межэтнических взаимоотношений как геноцид, апартеид, сегрегация и дискриминация. Под геноцидом понимают стремление доминирующей этнической общности уничтожить полностью или частично какую-либо этническую, расовую или религиозную группу. Апартеид- это этническое господство одной расовой группы над какой-либо другой с целью систематического угнетения последней.

Сегрегация – осторожная политика самостоятельного развития, которая может исходить как от большинства, так и от меньшинства населения. Она отражает стремление обществ к изоляции друг от друга.

Дискриминация – это любое различие, исключение, ограничение или предпочтение одного человека другим. Основывается на расовых признаках(цвете кожи, этническим происхождением) и имеющая своей целью ограничение прав и свобод человека как представителя другой этнической группы.  

В современном мире выделяют два основных  этнических процесса : ассимиляция и интеграция.

В основании межэтнических отношений принято выделять две наиболее отчетливо выраженные тенденции: стремление этносов к сохранению самоидентичности и интернациональная тенденция, предполагающая развитие межэтнического общения.

Межэтнические отношения состоят из неразрывной связи конфликтов и сотрудничества, но главные проблемы для любого общества вносятся многочисленными конфликтами. особенности этнических конфликтов и пути их разрешения изучает Этноконфликтология . Под этническим конфликтом понимают форму социального, межличностного конфликта, при котором противоречия между людьми возникают и обостряются на базе их этнических различий.

Предупреждение и урегулирование этнических конфликтов – одна из задач социальной работы в этнической среде. Учет в социальной работе этнокультурных особенностей человека строится на американской концепции «двойного подхода». Основа концепции – предположение о том, что все клиенты одновременно взаимодействуют с двумя системами: во-первых, с доминантной системой, являющейся источником власти и дающей жителям средства к существованию, и, во вторых, с воспитывающей системой, представляющей собой непосредственные физическое и общественное окружение в семье и общение.

По мнению Б.Соломон, автора концепции работы с этническими группами – «стратегии полномочий», семья, община, этническая группа – это мощный социокультурный фактор, который способен усилить развитие способности клиента к самопомощи. Преодолеть негативные реакции и отрицательные оценки окружения, эффективно поддерживать социального работника при решении проблем. Барбара Соломон считает, что развитие человека проходит 3 уровня: уровень семьи, где формируется доверие и социальная компетентность субъекта; уровень формирования навыков социальной компетентности на основе взаимодействия с социальными институтами; уровень принятия и выполнения необходимых социальных ролей.

Отсюда выстраиваются главные цели стратегии полномочий: обнаружение реальных проблем клиента; предоставление социальным работником специфических знаний для использования клиентом в решении своих проблем, использование структур власти для изменения ситуации клиента. В практике взаимодействия с этночувствительными группами социальный работник  выступает в следующих основных  ролях: как консультант, который предоставляет модели решения клиентом возникших трудностей, способы улучшения самочувствия клиента; как тренер-учитель, обучающий клиента умениям решений задач.

При организации социальной работы в этнической среде необходимо учитывать не только изложенные выше положения, но и особенности конкретного региона, на территории которого осуществляется данная деятельность.

Республика Хакасия с населением 597 тыс. чел. является полиэтническим субъектом РФ, в котором по данным переписи 2002 г. проживает свыше 106 национальностей. Подобная полиэтническая картина РХ предполагает возникновение этносоциальных проблем, которые условно можно разделить на следующие группы:

1Проблема межэтнических отношений: межэтнические отношения в РХ сегодня можно охарактеризовать как относительно стабильные, однако, наблюдаются признаки скрытой формы национальной напряженности;

2Проблема социальной адаптации мигрантов в республике. Выделяют две группы проблем социальной адаптации: внешние (узбеки, таджики, киргизы и т.д) и внутренние (движение населения из села в город в рамках республики);

3Проблема сохранения культурных традиций и самобытности (общественные объединения по национальному признаку, Общественная палата РХ);

4Этносоциальные проблемы титульной нации РХ (проблема сохранения национального языка, традиций, обычаев).

Таким образом, современное общество характеризуется обилием социальных связей и отношений. К важнейшим социальным относятся межэтнические отношения, они пронизывают межгосударственные и семейные, межличностные отношения. Социальная работа в полиэтническом обществе должна учитывать этнические особенности клиентов социальных служб.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24340. АУДИТ ПЕРСОНАЛА 69.5 KB
  Но существуют и специфические показатели: результативность эффективность деятельности структурных подразделений и отдельных работников; удовлетворенность персонала своей работой и принадлежностью к организации; текучесть кадров; соблюдение трудовой дисциплины; наличие конфликтов на всех уровнях отношений; характер социапьнопсихологического климата и особенности организационной культуры в организации. 1 В данном случае термин аудит означает экспертизу соответствия организационной функциональной и...
24341. Традиции, новации, эволюция и революция в науке 39.5 KB
  В науке традиция это система канонизированных общепринятых знаний норм и идеалов научного познания. Традиция подпитывает такой важный феномен в науке как консерватизм позиция направленная на сохранение установившихся правил игры в науке регламентирующих и управляющих творческим процессом. Поэтому можно согласиться с мнением что консерватизм в науке выражает здоровые потенции в ней противостоя некомпетентности дилетантизму.
24342. Развитие научного знания как смена типов научной рациональности доклассическая, классическая и неклассическая 207.5 KB
  В философии науки сложилась традиция выделения следующих типов научной рациональности и соответствующих научных картин мира: классической неклассической постнекдассической.из чего устроен мир как он движется Появляются также онтологические модели устройства мира в целом. Так в модели мира Анаксимандра в центре мира была Земля в форме цилиндра покрытая водой затем воздух и небесная сфера в форме трех вращающихся огненных колец: солнечного лунного звездного. У Гераклита центр мира тоже Земля а от нее к светилам распространялись...
24343. Признаки постнеклассического этапа развития науки (системные и информационный подход, приципы самоорганизации и универсального эволюционизма) 200.5 KB
  В основе системного подхода как методологии научного познания лежит исследование объекта как системы.Иванов писал что соответственно образуется ветвь онтологических определений системы которые трактуют её как объект реальности наделённый определёнными системными свойствами как целостность обладающую некоторой организующей общностью этого целого. Итак в процессе человеческой деятельности реализация принципа системности может идти по следующим направлениям: Исследуются реально существующие объекты рассматриваемые как системы на...
24344. Этические проблемы науки в конце 20 столетия (общечеловеческая и профессиональная этика, принцип «нейтральности» и ответственности ученого на примере биоэтики – клонирование и трансплантации органов) 175 KB
  197 Этика науки Как отмечалось ранее качественные изменения в развитии человечества в начале XXI века связанные с научнотехническим прогрессом отражаются на жизнедеятельности самого человека и приводят к последствиям глобального характера. Проблема взаимоотношения науки и этики решается в двух тесно связанных между собой аспектах: разработки профессиональной этики ученых и решения учеными вопроса о социальной ответственности научного сообщества за негативные последствия применения результатов научных исследований в практике....
24345. Экологическая этика и ее философские основания. Философия русского космизма. Учение о ноосфере 113.5 KB
  Что касается космистского мировоззрения то оно главным предметом своего познавательного и ценностного отношения делает взаимодействие человека и среды последняя понимается чаще всего как Космос. Спирин русский космизм как универсалистский тип миросозерцания отражающий бытие мира и человека в их единстве в нерасторжимой взаимосвязи микрокосма человека и микрокосма природы Казначеев В. Космопланетарный феномен человека: проблемы комплексного изучения. Хотя русский космизм внутренне исключительно разнообразен и включает полярные по...
24346. Сциентизм и антисциентизм как мировоззренческие позиции о роли науки в развитии общества. Наука и паранаука 95 KB
  В современной культуре отчетливо проявила себя дилемма: сциентизмантисциентизм что имеет непосредственное отношение к проблеме соотношения науки и искусства. Для сциентизма характерно преувеличение роли науки в познании окружающего мира и человека объявление ее вершиной развития культуры убеждение в ненужности других сфер культуры О. Противоположным сциентизму направлением мировозренческой ориентации является антисциентизм основанный на недоверии к возможностям науки и разума на критике научных методов познания.
24347. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов (экологический, энергетический, демографический, угроза локальных и ядерных воин) 141 KB
  Она представляет собой не просто окружающую среду которую можно рассматривать как поле для преобразующей деятельности человека а выступает единым целостным организмом в который включено человечество в качестве специфической подсистемы. Деятельность человека вносит постоянные изменения в динамику биосферы и на современном этапе развития техногенной цивилизации масштабы человеческой экспансии в природу таковы что они начинают разрушать биосферу как целостную экосистему. Третья проблема это проблема сохранения человеческой личности...
24348. Развитие науки как социального института (признаки, функции). Научные сообщества и их исторические типы 105.5 KB
  175 184 Понятие науки как социального института Научноисследовательская деятельность в обществе носит упорядоченный организованный характер. Цель и назначение науки как социального института производство и распространение знания разработка средств и методов исследования воспроизводство ученых и обеспечение выполнения ими своих социальных функций. В социологии в зависимости от методологических установок сформировались различные подходы к пониманию науки как социального института.