25406

Этнографические аспекты социальной работы

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Этнографические аспекты социальной работы. В Российской Федерации проживают разные этнические группы отличающиеся не только по внешним признакам но и по многим другим особенностям: конфессиональной принадлежности менталитету языку обычаям традициям а следовательно и профессиональная среда социальной работы полиэтнична что требует от специалиста по социальной работе определенной подготовки а именно этнокультурной компетентности. Кроме того изучением этносов занимается этнология наука изучающая процессы формирования и развития...

Русский

2013-08-13

18.08 KB

20 чел.

Вопрос 54. Этнографические аспекты социальной работы.

Современное общество характеризуется полиэтничностью, в силу чего интерес к этнической проблематике в последнее время неуклонно растет. В Российской Федерации проживают разные этнические группы, отличающиеся не только по внешним признакам, но и по многим другим особенностям: конфессиональной принадлежности, менталитету, языку, обычаям, традициям, а, следовательно, и профессиональная среда социальной работы полиэтнична, что требует от специалиста по социальной работе определенной подготовки, а именно этнокультурной компетентности.  Этнокультурная компетентность социального работника представляет собой совокупность необходимых для работы в этнической среде знаний, умений, и личностных качеств специалиста.

Прежде всего, необходимо определить понятия: нация, этнос и этничность.

Нация – исторически складывающийся тип этноса, историческая общность людей, характеризующаяся общностью экономической жизни, языка, территории, некоторыми особенностями культуры и быта, психологического склада и национального характера.

Этнос – устойчивая совокупность людей, говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение, обладающих комплексом обычаев, укладом жизни, хранимых и освященных традицией и отличаемых от таковых других.

Этничность – совокупность характерных специфических культурных признаков, отличающих одну этническую группу от другой.

Важной чертой этноса является  этническая идентичность, под которой понимается осознание своей принадлежности  к определенной этнической общности и обособление от других этносов. От нее зависит характер межэтнических отношений, национальный характер и менталитет народа.

Под национальным характером понимают  те или иные психологические особенности, отличающие один народ от другого.

В гуманитарном знании используется понятие менталитет – это глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, включающий бессознательную совокупность установок, предрасположенностей индивида или группы действовать, мыслить и воспринимать мир определенным образом.

Наука, изучающая бытовые и культурные особенности народов мира, проблемы их происхождения, расселения и культурно-исторических взаимоотношений – этнография.

Кроме того, изучением этносов занимается  этнология - наука, изучающая процессы формирования и развития различных этнических групп, их идентичность, формы их культурной самоорганизации, закономерности их коллективного поведения, их взаимодействия, взаимосвязи личности и социальной среды.

Изучением этносов занимаются также такие науки как: этносоциология, этнопсихология, этнопедагогика, этноконфликтология, этнополитология.

Этнопсихология – (с лат.- наука о душе народа)- это наука, изучающая психофизиологические,  личностные и социально-психологические черты, кт данный этнос приобретает в ходе своего возникновения и дальнейшего исторического развития.Для социального работника важным условием правильного построения отношений с различными этническими группами служат выводы социальных психологов о возможностях типизации поведения представителей этих групп.

Этнопедагогику в целом можно определить как историю и теорию (обыденного,народного, традиционного, неформального) воспитания.

 Этнополитология – это отрасль политической науки, изучающая политическую сферу жизни  этнических общностей, их взаимодействие с политикой и политическими институтами государства.

Этносоциология изучает национальное самосознание и этническое поведение, опосредованные конкретно-историческими условиями их функционирования. Ее предметная область включает: социальную структуру народов, особенности социальных изменений в их среде; миграции, специфику внутрисемейных отношений и т.д.

Этносоциология рассматривает (в широком смысле) межэтнические отношения, под которыми понимается взаимодействие народов в разных сферах общественной жизни. В узком смысле как межличностные отношения людей разной этнической принадлежности, которые также происходят  в разных сферах общения.

На практике такие формы межэтнических взаимоотношений как геноцид, апартеид, сегрегация и дискриминация. Под геноцидом понимают стремление доминирующей этнической общности уничтожить полностью или частично какую-либо этническую, расовую или религиозную группу. Апартеид- это этническое господство одной расовой группы над какой-либо другой с целью систематического угнетения последней.

Сегрегация – осторожная политика самостоятельного развития, которая может исходить как от большинства, так и от меньшинства населения. Она отражает стремление обществ к изоляции друг от друга.

Дискриминация – это любое различие, исключение, ограничение или предпочтение одного человека другим. Основывается на расовых признаках(цвете кожи, этническим происхождением) и имеющая своей целью ограничение прав и свобод человека как представителя другой этнической группы.  

В современном мире выделяют два основных  этнических процесса : ассимиляция и интеграция.

В основании межэтнических отношений принято выделять две наиболее отчетливо выраженные тенденции: стремление этносов к сохранению самоидентичности и интернациональная тенденция, предполагающая развитие межэтнического общения.

Межэтнические отношения состоят из неразрывной связи конфликтов и сотрудничества, но главные проблемы для любого общества вносятся многочисленными конфликтами. особенности этнических конфликтов и пути их разрешения изучает Этноконфликтология . Под этническим конфликтом понимают форму социального, межличностного конфликта, при котором противоречия между людьми возникают и обостряются на базе их этнических различий.

Предупреждение и урегулирование этнических конфликтов – одна из задач социальной работы в этнической среде. Учет в социальной работе этнокультурных особенностей человека строится на американской концепции «двойного подхода». Основа концепции – предположение о том, что все клиенты одновременно взаимодействуют с двумя системами: во-первых, с доминантной системой, являющейся источником власти и дающей жителям средства к существованию, и, во вторых, с воспитывающей системой, представляющей собой непосредственные физическое и общественное окружение в семье и общение.

По мнению Б.Соломон, автора концепции работы с этническими группами – «стратегии полномочий», семья, община, этническая группа – это мощный социокультурный фактор, который способен усилить развитие способности клиента к самопомощи. Преодолеть негативные реакции и отрицательные оценки окружения, эффективно поддерживать социального работника при решении проблем. Барбара Соломон считает, что развитие человека проходит 3 уровня: уровень семьи, где формируется доверие и социальная компетентность субъекта; уровень формирования навыков социальной компетентности на основе взаимодействия с социальными институтами; уровень принятия и выполнения необходимых социальных ролей.

Отсюда выстраиваются главные цели стратегии полномочий: обнаружение реальных проблем клиента; предоставление социальным работником специфических знаний для использования клиентом в решении своих проблем, использование структур власти для изменения ситуации клиента. В практике взаимодействия с этночувствительными группами социальный работник  выступает в следующих основных  ролях: как консультант, который предоставляет модели решения клиентом возникших трудностей, способы улучшения самочувствия клиента; как тренер-учитель, обучающий клиента умениям решений задач.

При организации социальной работы в этнической среде необходимо учитывать не только изложенные выше положения, но и особенности конкретного региона, на территории которого осуществляется данная деятельность.

Республика Хакасия с населением 597 тыс. чел. является полиэтническим субъектом РФ, в котором по данным переписи 2002 г. проживает свыше 106 национальностей. Подобная полиэтническая картина РХ предполагает возникновение этносоциальных проблем, которые условно можно разделить на следующие группы:

1Проблема межэтнических отношений: межэтнические отношения в РХ сегодня можно охарактеризовать как относительно стабильные, однако, наблюдаются признаки скрытой формы национальной напряженности;

2Проблема социальной адаптации мигрантов в республике. Выделяют две группы проблем социальной адаптации: внешние (узбеки, таджики, киргизы и т.д) и внутренние (движение населения из села в город в рамках республики);

3Проблема сохранения культурных традиций и самобытности (общественные объединения по национальному признаку, Общественная палата РХ);

4Этносоциальные проблемы титульной нации РХ (проблема сохранения национального языка, традиций, обычаев).

Таким образом, современное общество характеризуется обилием социальных связей и отношений. К важнейшим социальным относятся межэтнические отношения, они пронизывают межгосударственные и семейные, межличностные отношения. Социальная работа в полиэтническом обществе должна учитывать этнические особенности клиентов социальных служб.