25408

Технологии организационно-административной работы в системе социальных служб, учреждений и организаций

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Цель деятельности организаций в системе социальной поддержки – установление устойчивых и упорядоченных связей между различными уровнями системы призванной обеспечить нуждающихся в помощи. К системе социальных служб учреждений и организаций можно отнести: Центры помощи детям оставшимся без попечения родителей; Социальные приюты; Центры психологопедагогической помощи населению; Телефоны доверия; Центры социальной помощи на дому; Дома ночного пребывания; Специальные дома для пожилых; Стационарные учреждения социального обслуживания;...

Русский

2013-08-13

69.5 KB

39 чел.

№ 56. Технологии организационно-административной работы в системе социальных служб, учреждений и организаций

Социальные службы – совокупность государственных и негосударственных органов управления, структур и специализированных учреждений, осуществляющих СР по обслуживанию населения, оказывающих населению социальную помощь и услуги, позволяющих преодолеть или смягчить сложную ситуацию (Павленок П.Д.).

Назначение системы социальной поддержки состоит в том, что бы по средствам нормативно-правовых, экономических финансовых, социально-психологических и организационных средств осуществлять поддержку и оказывать помощь нуждающимся группам населения и отдельным гражданам.

Цель деятельности организаций в системе социальной поддержки – установление устойчивых и упорядоченных связей между различными уровнями системы, призванной обеспечить нуждающихся в помощи.

К системе социальных служб, учреждений и организаций можно отнести:

  •  Центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
  •  Социальные приюты;
  •  Центры психолого-педагогической помощи населению;
  •  Телефоны доверия;
  •  Центры социальной помощи на дому;
  •  Дома ночного пребывания;
  •  Специальные дома для пожилых;
  •  Стационарные учреждения социального обслуживания;
  •  Геронтологические центры.

Технологии, используемые в вышеперечисленных учреждениях, можно систематизировать по категориям граждан, которым оказывается социальная поддержка.

Первая категория, которую можно выделить – дезадаптированные дети и подростки (социальная дезадаптация – нарушение процесса социального развития, социализации индивида). Социальная дезадаптация – процесс обратимый, поэтому актуальной задачей стало создание и развитие специализированной системы учреждений, предназначенной для целенаправленной работы по социальной реабилитации этой категории детей. Система специализированных учреждений для дезадаптированных детей и подростков в РФ начала создаваться с 1992 г., основная цель их деятельности – социальная защита и поддержка нуждающихся в этом детей, их реабилитация и помощь в жизненном определении.

На сегодняшний день показателен опыт деятельности таких учреждений как:

  •  Областной комплексный центр социальной реабилитации несовершеннолетних г. Новосибирск;
  •  Областной центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей г. Новосибирск;
  •  Социально-реабилитационный центр с приютом для несовершеннолетних г. Кемерово;
  •  Приют скорой социальной помощи «Ребенок в опасности» г. Санкт-Петербург;
  •  Центр первичной реабилитации несовершеннолетних «Дорога к дому» г. Москва и т.д.

Специалисты подобных учреждений выделяют три основных этапа в работе с детьми:

  1.  диагностическая работа;
    1.  реабилитация, программа которой основана на данных, полученных после всесторонней диагностики;
    2.  постреабилитационная защита ребенка.

Прежде всего, в системе социально-реабилитационных служб для несовершеннолетних создаются социальные приюты. Основная задача – восстановление спектра отношений детей с миром, обучение их общению со взрослыми, сверстниками, обретению чувства семьи, своей значимости, устройство их дальнейшей судьбы.

ИПР ребенка создается на основе изучения его личности и анализа всей доступной информации, которая обуславливает не только проведение общих оздоровительных мероприятий, но и лечение хронических заболеваний. Большое значение в реабилитации подростка имеют психологическая диагностика и коррекция. Участие ребенка в психокоррекционных группах способствует его личностному росту, самораскрытию, приобретению определенных знаний, умений, навыков, прежде всего умения общаться; индивидуальная реабилитация призвана снять у ребенка чувство тревоги и неуверенности, повысить его самооценку, помочь справиться со страхами, сформировать доверие к людям. Важнейший путь реабилитации детей имеющих 100% школьную дезадаптацию, - организация в условиях приюта систематического воспитательного и учебного процесса, устранение имеющейся педагогической запущенности, коррекция нарушений поведения. Идеальным вариантом работы социального приюта является возвращение ребенка в семью (если это возможно). Сотрудники приюта изучают условия жизни семьи, ее функциональные способности, возможность проживания ребенка в конкретных семейных условиях.

Таким образом, деятельность приюта - это создание условий, способствующих вовлечению детей в нормальный жизненный процесс, выводу из кризисной ситуации, восстановлению нарушенных связей с семьей, решению вопросов их дальнейшего жизнеустройства.

Рассмотрим технологию реабилитации дезадаптированных детей и подростков на примере другого учреждения - социально-реабилитационного центра, основными направлениями деятельности которого являются:

  •  профилактика безнадзорности несовершеннолетних, помощь в ликвидации трудной ситуации в семье ребенка;
  •  обеспечение несовершеннолетним временного проживания на полном государственном обеспечении до определения и осуществления совместно с органами опеки и попечительства оптимальных форм жизнеустройства;
  •  обеспечение доступной и своевременной квалифицированной социальной, правовой, психолого-медико-педагогической помощи детям, имеющим различные формы дезадаптации, на основе индивидуальных программ социальной реабилитации, включающих профессионально-трудовой, учебно-познавательный, социокультурный, физкультурно-оздоровительный и иные компоненты.

Центры могут включать в себя следующие отделения:

-приемное отделение - первичный медицинский осмотр и первичная санитарная обработка подростка, которого при необходимости направляют в стационарное медицинское учреждение;

-отделение диагностики социальной дезадаптации - выявляют и анализируют факторы, обусловившие его социальную дезадаптацию, особенности личностного развития и поведения подростка; разрабатываются индивидуальные программы его социальной реабилитации. На основе этих данных создается индивидуальная программа реабилитации;

-отделение реализации программ социальной реабилитации - проводится работа по восстановлению утраченных связей с семьей и внутри семьи, оздоровлению системы межличностных отношений несовершеннолетних, восстановлению их социального статуса в коллективе сверстников, содействию подросткам в получении образования, специальности и в профориентации;

-отделение социально-правовой помощи - осуществляет защиту прав и законных интересов воспитанников; оказывает содействие органам опеки и попечительства в дальнейшем жизнеустройстве воспитанников; формирует банк данных о возможных усыновителях, попечителях, опекунах, приемных и патронатных семьях; организует психолого-педагогическую и правовую подготовку к приему в семью неродных детей и наблюдает за адаптацией несовершеннолетних к новой обстановке.

И, наконец, пожалуй, самое сложное направление деятельности Центра - работа с семьей. Социальная реабилитация в Центре непременно ориентирована на решение семейных проблем детей и подростков. Работа с конфликтными семьями основана на взаимодействии с психологом на уровне консультирования; работа с аморальными семьями ведется на уровне социального патронажа. После возвращения детей в семью продолжаются социальный патронаж, прямые контакты с членами семей и консультации специалистов (психологов, юристов, врачей-наркологов и др.).

Новая система учреждений социального обслуживания семьи и детей в РХ стала создаваться с 1995 г. Ее основные задачи: - профилактика семейного неблагополучия;

                                      - индивидуальная помощь семье;

                                      - социальная реабилитация.

В настоящее время помощь оказывается отделениями социальной поддержки и муниципальными учреждениями. Принятие на федеральном уровне различных законодательных актов позволило создать в РХ систему подчиненности учреждений в области профилактики. В РХ действует 1 социальный приют для несовершеннолетних (г. Абакан) на 15 мест, 2 социально-реабилитационных центра для несовершеннолетних в с. Аскиз (переведен в Кызлас) и в г. Черногорске.

Учреждения для детей-инвалидов. Согласно ст. 1 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» № 181-ФЗ от 24.11.95г. инвалидом является лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Инвалидность детей значительно ограничивает их жизнедеятельность, приводит к социальной дезадаптации. Вся сложность и многоаспектность проблем инвалидов и их семей в значительной степени находит отражение в социально-экономических технологиях работы с инвалидами, в деятельности системы государственного социального обеспечения.

В РФ реабилитация объединяет понятие «абилитация» (комплекс услуг, направленных на формирование новых и мобилизацию, усиление имеющихся ресурсов социального, психического и физического развития человека) и понятие «реабилитация» (восстановление имевшихся в прошлом способностей, утраченных по причине болезни, травмы, изменений условий жизнедеятельности), причем предполагается не узкомедицинский, а более широкий аспект социально-реабилитационной работы.

Система реабилитации предусматривает значительный набор услуг, оказываемых не только детям, но и их родителям, семье в целом и более широкому окружению. Осуществляется реабилитация непосредственно через ИПР это система мероприятий, развивающих возможности ребенка и всей семьи, которая разрабатывается командой специалистов. Программа реабилитации может разрабатываться на полгода или на более короткий срок – в зависимости от возраста и условий развития ребенка.

В РХ на сегодняшний день комплексную реабилитацию детей с ограниченными возможностями осуществляет Республиканский реабилитационный центр г. Саяногорска, стационарное отделение которого рассчитано на 120 мест. Главная задача, которую ставит перед собой Центр – вывести ребенка из застойного состояния. В г. Черногорске находится Реабилитационно-оздоровительный центр им. А.И.Лебедя. В основном эти учреждения помогают детям-инвалидам с патологией ЦНС; психическими расстройствами; поражениями опорно-двигательного аппарата; сердечно-сосудистыми заболеваниями. Для детей-инвалидов с наиболее тяжелыми формами заболеваний ЦНС и врожденными патологиями в РХ создано 2 интернатных учреждения.

Технологии СР с молодежью – важная часть технологического арсенала социального обслуживания не только потому, что проблемы этой социально-демографической категории населения весьма обширны и трудны, но и потому, что именно молодежь будет определять судьбу страны в будущем. СР с молодежью в РФ осуществляется в рамках ГМП и системы социального обслуживания населения. Согласно Постановлению Верховного Совета РФ «Об основных направлениях ГМП в РФ» № 5090-1 от 3.06.93г. под ГМП понимается деятельность государства, направленная на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив.

Под СР с молодежью понимается профессиональная деятельность по оказанию помощи как отдельному молодому человеку, так и группам молодых людей в целях улучшения или восстановления их способности к социальному функционированию; создание условий, благоприятствующих достижению этих целей в обществе, а также работа с молодыми людьми по месту жительства или в трудовых коллективах. Основной задачей СР при этом является выработка у молодежи способности самостоятельно решать свои проблемы, адаптироваться к новым социально-экономическим условиям рыночной экономики, получать навыки самостоятельной жизни и участвовать в самоуправлении. Субъект этого вида деятельности - социальные службы для молодежи. Существует следующая структура социальных служб системы органов по делам молодежи:

Центр социально-психологической помощи молодежи, предназначенный для оказания медико-психолого-педагогической помощи молодежи, переживающей кризисные состояния, находящейся в конфликтных ситуациях в микро- и макросредах, профилактики и предупреждения девиантного, делинквентного и суицидального поведения у данной категории населения. Предполагается, что центр состоит из двух отделов: отдел социально-правовой помощи, в который входят приют, гостиница, школа социотерапии, кабинет профориентации, производственный комплекс, культурно-спортивный комплекс, биржа труда, бюро решения, юридическая консультация, и отдел психолого-медико-педагогической помощи, в который входят диагностико-психологический пункт, консультативный пункт для родителей, консультативный пункт для учащихся, кабинет анонимного приема, кризисный стационар, лекторий и пункт занятия досуга;

Центр информации для молодежи, предназначенный для оказания информационных и методических услуг органам исполнительной власти по делам молодежи, организациям и учреждениям, работающим с молодежью, различным группам молодых людей. Кроме организации методического обеспечения для решения юридических, коммуникативных, личностных, профессиональных, досуговых, образовательных, жилищных и других проблем молодежи центр занимается анализом информации о процессах, происходящих в молодежной среде, и об информационных потребностях молодежи;

Центр ресоциализации несовершеннолетних и молодежи, вернувшихся из мест заключения, который оказывает консультативную, социально-правовую, профориентационную и психологическую помощь молодежи, оказавшейся в дезадаптированном состоянии. Задачи Центра - оказание помощи криминогенным категориям молодежи, утратившим социально-полезные связи, находящимся в состоянии дезадаптации, с целью «вживления» их в социосферу, предотвращения рецидива; оказание помощи в трудоустройстве, профориентации и переподготовке молодежи, вернувшейся из мест лишения свободы; консультации по юридическим, медицинским и социальным вопросам, выявление актуальных проблем и кризисных ситуаций, приведших к дезадаптированному состоянию, поиск путей выхода из них; ликвидация конфликтов и выработка совместно с подопечным установок с целью выхода из кризисного состояния. В составе Центра должны быть отдел консультирования по телефону («телефон доверия»), кабинет психологической разгрузки, школа профориентации и профподготовки, отдел индивидуальной работы с криминогенным контингентом, консультационный пункт;

Консультационный центр для подростков и молодежи, предназначенный для оказания квалифицированной, экстренной, анонимной, бесплатной психологической помощи по телефону. Основные задачи Центра:

обеспечение доступности и современности квалифицированной социально-психологической помощи подросткам и молодежи независимо от их социального статуса и места жительства;

помощь абонентам, переживающим актуальные конфликты и находящимся в иных психотравмирующих ситуациях, актуализация их творческих, интеллектуальных, личностных, духовных и физических ресурсов для выхода из кризисного состояния;

проведение психологического телефонного консультирования детей, подростков, молодежи, родителей и воспитателей по психологическим проблемам социализации и развития личности молодого человека;

информационное консультирование абонентов с целью установления их связи с другими социальными службами и специалистами (психотерапевтами, психологами, педагогами, сексопатологами, юристами, социальными работниками и др.);

выявление настроений, конфликтных ситуаций и «болевых точек» в молодежной среде, актуальных тенденций в молодежной среде, молодежной субкультуре.

Также к службам по делам молодежи можно отнести социальный приют, о котором говорилось выше.

В республике на современном этапе социальное обслуживание молодежи осуществляется на достаточно низком уровне. В РХ нет специализированных учреждений по работе с молодежью. Можно выделить только: - социальный приют;

                  - отделение помощи семье, детям и молодежи;

                  - Центр планирования семьи и репродукции;

                   - АДМ;

                   - ОКЦМ.

Центры помощи женщинам. Сложность, комплексность социальных проблем женщин, обусловленность их причин общей социально-экономической и социально-психологической проблематикой общества определяют необходимость системного подхода к их разрешению, использования самых разнообразных технологий для получения конкретных позитивных результатов.

Говоря о собственно гендерных направлениях СР, можно выделить 3 этапа задач в области оказания помощи женщинам.

  •  Для спасения жизни и здоровья женщин и детей могут использоваться приюты-стационары, кризисные центры, убежища с комплексом социальных услуг (психологическая и медицинская реабилитация, юридическое консультирование и правовая защита, содействие в подыскании другого места жительства и подходящей работы, иногда помощь в получении или восстановлении документов), также острые экономические затруднения дают женщине право обращаться за адресной социальной или экстренной помощью.
  •   Поддержание социального функционирования носит более долгосрочный характер, и потребность в нем определяется более сложной совокупностью причин. Соответственно и технологии, применяемые при этом, более разнообразны: все адекватные виды социально-психологической, социально-экономической, медицинской реабилитации и поддержки женщин в трудной жизненной ситуации. Важнейшим средством социальной и трудовой реабилитации следует считать переподготовку или переобучение женщин более нужным профессиям. Консультации или иная правовая помощь могут содействовать защите прав женщин в случае семейных конфликтов или имущественных споров, в любой ситуации, когда в силу либо несовершенства нормативной базы, либо особенностей своего социального статуса женщины находятся в уязвимом положении.
  •  Социальное развитие может обеспечиваться информированием женщин, обучением их прогрессивным личностным умениям и социальным технологиям, включая технологии самозанятости и самообеспечения, малого бизнеса. Важное значение имеет поддержка групп самопомощи и взаимопомощи, ассоциаций защиты гражданских, социальных и иных прав различных страт женского населения.

Все эти три типа задач, как правило, выполняются социальными работниками совместно с сотрудниками различных сфер социального комплекса – правоохранительными органами, службами занятости, медицинскими и образовательными учреждениями и т. п.

На сегодняшний день в РХ не создано ни одного специализированного центра помощи женщинам.

Помимо вышеперечисленных учреждений на территории субъектов РФ действуют различные комплексные центры социального обслуживания и территориальные центры. Данные социальные учреждения оказывают социальную поддержку различным категориям населения (ветеранам, инвалидам, семьям) и отдельным индивидам, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Технологии, используемые в работе этих служб, очень разнообразны: социальная диагностика; реабилитация (социальная, медицинская, психологическая, профессиональная); консультирование; групповая работа и т.д.

Также на территории каждого субъекта РФ действуют министерства, ведомства, комитеты, управления и отделы социальной поддержки, которые являются в свою очередь субъектами управления. В РХ создано Министерство труда и социального развития, которое действует на основании Положения от 31.01.2005г. В ведении Министерства находится 13 УСПН; 11 учреждений социального обслуживания; ГУП «Хакасское протезно-ортопедическое предприятие»; «Хакасский центр охраны труда».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52527. Подорож країною динозаврів. Трикутники 323.5 KB
  Дидактична мета: В ході уроку забезпечити засвоєння учнями основних понять трикутника та його елементів вчити застосовувати їх при розвязуванні задач. Питання можуть бути такими: Що називається трикутником Назвати елементи трикутника; Означити види трикутника за сторонами; і т. Учні дають усні відповіді на питання: Що називається висотою трикутника Де знаходиться точка перетину висот у трикутнику Скільки висот у трикутнику Особливості висот трикутника. Що є точкою перетину медіан трикутника Скільки медіа у...
52528. Discover Britain 6.3 MB
  I want to draw your attention to the blackboard where the quotation from John Clarke is written: “He that travels far knows much”. I think these words can be the motor of our lesson. Let’s try to prove that Clarke was really right. What do you think about this quotation? How do you understand these words? What is your opinion?
52529. Дисидентський рух на Україні в період загострення кризи радянської системи (ІІ половина 60-х – початок 80-х років) 152 KB
  Стус Мета: освітня познайомити учнів із методами боротьби дисидентів проти тоталітарного режиму на Україні із формами переслідувань радянською владою інакодумців людей що викривали злочини СРСР і критикували політичний курс тоталітарного суспільства; розвиваюча зясувати які проблеми піднімали українські дисиденти у своїй діяльності яким чином поширювали інформацію про тоталітарну систему в СРСР простежити розвиток дисидентства на Україні від часу виникнення до його апогею...
52530. Дисидентський рух 60-х – 80-х рр. ХХ ст. в Україні 1.09 MB
  Мета: розкрити процес зародження дисидентського руху; зясувати мету та основні цілі дисидентів; ознайомити школярів із провідними учасниками дисидентського руху; розглянути причини придушення дисидентства; розвивати вміння синтезувати матеріал; критично оцінювати історичні події; виховувати в учнів почуття патріотизму інтерес та повагу до історичного минулого своєї країни до борців за незалежність України. Оголошення теми та завдань уроку План до уроку Зародження дисидентського руху Мета та основні цілі дисидентів Діяльність...
52532. Meet Disney Heroes 92.47 KB
  T: (divides pupils into two teams. Teams choose the names for them). Now I’m going to tell you the names of some colour and you will pick up the flag with this colour.) Each pupil can get one point for his team.
52533. THE MAGIC WALT DISNEY WORLD 2.04 MB
  It’s the Main Street. But we can’t go. We don’t know the names of cartoons in English. You can get 1 ball. Let’s underline the letter combinations and read them correctly. (дети подчеркивают и читают хором за учителем)
52534. W.Disney and His Amusement Park - Disneyland 61 KB
  The topic of our today’s lesson is “Walt Disney and His Amusement Park – Disneyland” and “The Past Indefinite Tense”. By the end of the lesson you should be able: 1. To talk about Walt Disney and his amusement park Disneyland, using active vocabulary.
52535. Складання розповіді за художньою картиною В. Хабарова „Портрет дівчинки” 529 KB
  Діти пропоную вам розглянути ось цу картину. Діти ви розглянули картину російського художника В. Де розмістив художник героїню Якою вона зображена Діти пригадайте свої відчуття коли ви захоплено читаєте або щось майструєте або малюєте. Діти у парах відновлюють розповідь за картиною.