25408

Технологии организационно-административной работы в системе социальных служб, учреждений и организаций

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Цель деятельности организаций в системе социальной поддержки – установление устойчивых и упорядоченных связей между различными уровнями системы призванной обеспечить нуждающихся в помощи. К системе социальных служб учреждений и организаций можно отнести: Центры помощи детям оставшимся без попечения родителей; Социальные приюты; Центры психологопедагогической помощи населению; Телефоны доверия; Центры социальной помощи на дому; Дома ночного пребывания; Специальные дома для пожилых; Стационарные учреждения социального обслуживания;...

Русский

2013-08-13

69.5 KB

36 чел.

№ 56. Технологии организационно-административной работы в системе социальных служб, учреждений и организаций

Социальные службы – совокупность государственных и негосударственных органов управления, структур и специализированных учреждений, осуществляющих СР по обслуживанию населения, оказывающих населению социальную помощь и услуги, позволяющих преодолеть или смягчить сложную ситуацию (Павленок П.Д.).

Назначение системы социальной поддержки состоит в том, что бы по средствам нормативно-правовых, экономических финансовых, социально-психологических и организационных средств осуществлять поддержку и оказывать помощь нуждающимся группам населения и отдельным гражданам.

Цель деятельности организаций в системе социальной поддержки – установление устойчивых и упорядоченных связей между различными уровнями системы, призванной обеспечить нуждающихся в помощи.

К системе социальных служб, учреждений и организаций можно отнести:

  •  Центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
  •  Социальные приюты;
  •  Центры психолого-педагогической помощи населению;
  •  Телефоны доверия;
  •  Центры социальной помощи на дому;
  •  Дома ночного пребывания;
  •  Специальные дома для пожилых;
  •  Стационарные учреждения социального обслуживания;
  •  Геронтологические центры.

Технологии, используемые в вышеперечисленных учреждениях, можно систематизировать по категориям граждан, которым оказывается социальная поддержка.

Первая категория, которую можно выделить – дезадаптированные дети и подростки (социальная дезадаптация – нарушение процесса социального развития, социализации индивида). Социальная дезадаптация – процесс обратимый, поэтому актуальной задачей стало создание и развитие специализированной системы учреждений, предназначенной для целенаправленной работы по социальной реабилитации этой категории детей. Система специализированных учреждений для дезадаптированных детей и подростков в РФ начала создаваться с 1992 г., основная цель их деятельности – социальная защита и поддержка нуждающихся в этом детей, их реабилитация и помощь в жизненном определении.

На сегодняшний день показателен опыт деятельности таких учреждений как:

  •  Областной комплексный центр социальной реабилитации несовершеннолетних г. Новосибирск;
  •  Областной центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей г. Новосибирск;
  •  Социально-реабилитационный центр с приютом для несовершеннолетних г. Кемерово;
  •  Приют скорой социальной помощи «Ребенок в опасности» г. Санкт-Петербург;
  •  Центр первичной реабилитации несовершеннолетних «Дорога к дому» г. Москва и т.д.

Специалисты подобных учреждений выделяют три основных этапа в работе с детьми:

  1.  диагностическая работа;
    1.  реабилитация, программа которой основана на данных, полученных после всесторонней диагностики;
    2.  постреабилитационная защита ребенка.

Прежде всего, в системе социально-реабилитационных служб для несовершеннолетних создаются социальные приюты. Основная задача – восстановление спектра отношений детей с миром, обучение их общению со взрослыми, сверстниками, обретению чувства семьи, своей значимости, устройство их дальнейшей судьбы.

ИПР ребенка создается на основе изучения его личности и анализа всей доступной информации, которая обуславливает не только проведение общих оздоровительных мероприятий, но и лечение хронических заболеваний. Большое значение в реабилитации подростка имеют психологическая диагностика и коррекция. Участие ребенка в психокоррекционных группах способствует его личностному росту, самораскрытию, приобретению определенных знаний, умений, навыков, прежде всего умения общаться; индивидуальная реабилитация призвана снять у ребенка чувство тревоги и неуверенности, повысить его самооценку, помочь справиться со страхами, сформировать доверие к людям. Важнейший путь реабилитации детей имеющих 100% школьную дезадаптацию, - организация в условиях приюта систематического воспитательного и учебного процесса, устранение имеющейся педагогической запущенности, коррекция нарушений поведения. Идеальным вариантом работы социального приюта является возвращение ребенка в семью (если это возможно). Сотрудники приюта изучают условия жизни семьи, ее функциональные способности, возможность проживания ребенка в конкретных семейных условиях.

Таким образом, деятельность приюта - это создание условий, способствующих вовлечению детей в нормальный жизненный процесс, выводу из кризисной ситуации, восстановлению нарушенных связей с семьей, решению вопросов их дальнейшего жизнеустройства.

Рассмотрим технологию реабилитации дезадаптированных детей и подростков на примере другого учреждения - социально-реабилитационного центра, основными направлениями деятельности которого являются:

  •  профилактика безнадзорности несовершеннолетних, помощь в ликвидации трудной ситуации в семье ребенка;
  •  обеспечение несовершеннолетним временного проживания на полном государственном обеспечении до определения и осуществления совместно с органами опеки и попечительства оптимальных форм жизнеустройства;
  •  обеспечение доступной и своевременной квалифицированной социальной, правовой, психолого-медико-педагогической помощи детям, имеющим различные формы дезадаптации, на основе индивидуальных программ социальной реабилитации, включающих профессионально-трудовой, учебно-познавательный, социокультурный, физкультурно-оздоровительный и иные компоненты.

Центры могут включать в себя следующие отделения:

-приемное отделение - первичный медицинский осмотр и первичная санитарная обработка подростка, которого при необходимости направляют в стационарное медицинское учреждение;

-отделение диагностики социальной дезадаптации - выявляют и анализируют факторы, обусловившие его социальную дезадаптацию, особенности личностного развития и поведения подростка; разрабатываются индивидуальные программы его социальной реабилитации. На основе этих данных создается индивидуальная программа реабилитации;

-отделение реализации программ социальной реабилитации - проводится работа по восстановлению утраченных связей с семьей и внутри семьи, оздоровлению системы межличностных отношений несовершеннолетних, восстановлению их социального статуса в коллективе сверстников, содействию подросткам в получении образования, специальности и в профориентации;

-отделение социально-правовой помощи - осуществляет защиту прав и законных интересов воспитанников; оказывает содействие органам опеки и попечительства в дальнейшем жизнеустройстве воспитанников; формирует банк данных о возможных усыновителях, попечителях, опекунах, приемных и патронатных семьях; организует психолого-педагогическую и правовую подготовку к приему в семью неродных детей и наблюдает за адаптацией несовершеннолетних к новой обстановке.

И, наконец, пожалуй, самое сложное направление деятельности Центра - работа с семьей. Социальная реабилитация в Центре непременно ориентирована на решение семейных проблем детей и подростков. Работа с конфликтными семьями основана на взаимодействии с психологом на уровне консультирования; работа с аморальными семьями ведется на уровне социального патронажа. После возвращения детей в семью продолжаются социальный патронаж, прямые контакты с членами семей и консультации специалистов (психологов, юристов, врачей-наркологов и др.).

Новая система учреждений социального обслуживания семьи и детей в РХ стала создаваться с 1995 г. Ее основные задачи: - профилактика семейного неблагополучия;

                                      - индивидуальная помощь семье;

                                      - социальная реабилитация.

В настоящее время помощь оказывается отделениями социальной поддержки и муниципальными учреждениями. Принятие на федеральном уровне различных законодательных актов позволило создать в РХ систему подчиненности учреждений в области профилактики. В РХ действует 1 социальный приют для несовершеннолетних (г. Абакан) на 15 мест, 2 социально-реабилитационных центра для несовершеннолетних в с. Аскиз (переведен в Кызлас) и в г. Черногорске.

Учреждения для детей-инвалидов. Согласно ст. 1 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» № 181-ФЗ от 24.11.95г. инвалидом является лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Инвалидность детей значительно ограничивает их жизнедеятельность, приводит к социальной дезадаптации. Вся сложность и многоаспектность проблем инвалидов и их семей в значительной степени находит отражение в социально-экономических технологиях работы с инвалидами, в деятельности системы государственного социального обеспечения.

В РФ реабилитация объединяет понятие «абилитация» (комплекс услуг, направленных на формирование новых и мобилизацию, усиление имеющихся ресурсов социального, психического и физического развития человека) и понятие «реабилитация» (восстановление имевшихся в прошлом способностей, утраченных по причине болезни, травмы, изменений условий жизнедеятельности), причем предполагается не узкомедицинский, а более широкий аспект социально-реабилитационной работы.

Система реабилитации предусматривает значительный набор услуг, оказываемых не только детям, но и их родителям, семье в целом и более широкому окружению. Осуществляется реабилитация непосредственно через ИПР это система мероприятий, развивающих возможности ребенка и всей семьи, которая разрабатывается командой специалистов. Программа реабилитации может разрабатываться на полгода или на более короткий срок – в зависимости от возраста и условий развития ребенка.

В РХ на сегодняшний день комплексную реабилитацию детей с ограниченными возможностями осуществляет Республиканский реабилитационный центр г. Саяногорска, стационарное отделение которого рассчитано на 120 мест. Главная задача, которую ставит перед собой Центр – вывести ребенка из застойного состояния. В г. Черногорске находится Реабилитационно-оздоровительный центр им. А.И.Лебедя. В основном эти учреждения помогают детям-инвалидам с патологией ЦНС; психическими расстройствами; поражениями опорно-двигательного аппарата; сердечно-сосудистыми заболеваниями. Для детей-инвалидов с наиболее тяжелыми формами заболеваний ЦНС и врожденными патологиями в РХ создано 2 интернатных учреждения.

Технологии СР с молодежью – важная часть технологического арсенала социального обслуживания не только потому, что проблемы этой социально-демографической категории населения весьма обширны и трудны, но и потому, что именно молодежь будет определять судьбу страны в будущем. СР с молодежью в РФ осуществляется в рамках ГМП и системы социального обслуживания населения. Согласно Постановлению Верховного Совета РФ «Об основных направлениях ГМП в РФ» № 5090-1 от 3.06.93г. под ГМП понимается деятельность государства, направленная на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив.

Под СР с молодежью понимается профессиональная деятельность по оказанию помощи как отдельному молодому человеку, так и группам молодых людей в целях улучшения или восстановления их способности к социальному функционированию; создание условий, благоприятствующих достижению этих целей в обществе, а также работа с молодыми людьми по месту жительства или в трудовых коллективах. Основной задачей СР при этом является выработка у молодежи способности самостоятельно решать свои проблемы, адаптироваться к новым социально-экономическим условиям рыночной экономики, получать навыки самостоятельной жизни и участвовать в самоуправлении. Субъект этого вида деятельности - социальные службы для молодежи. Существует следующая структура социальных служб системы органов по делам молодежи:

Центр социально-психологической помощи молодежи, предназначенный для оказания медико-психолого-педагогической помощи молодежи, переживающей кризисные состояния, находящейся в конфликтных ситуациях в микро- и макросредах, профилактики и предупреждения девиантного, делинквентного и суицидального поведения у данной категории населения. Предполагается, что центр состоит из двух отделов: отдел социально-правовой помощи, в который входят приют, гостиница, школа социотерапии, кабинет профориентации, производственный комплекс, культурно-спортивный комплекс, биржа труда, бюро решения, юридическая консультация, и отдел психолого-медико-педагогической помощи, в который входят диагностико-психологический пункт, консультативный пункт для родителей, консультативный пункт для учащихся, кабинет анонимного приема, кризисный стационар, лекторий и пункт занятия досуга;

Центр информации для молодежи, предназначенный для оказания информационных и методических услуг органам исполнительной власти по делам молодежи, организациям и учреждениям, работающим с молодежью, различным группам молодых людей. Кроме организации методического обеспечения для решения юридических, коммуникативных, личностных, профессиональных, досуговых, образовательных, жилищных и других проблем молодежи центр занимается анализом информации о процессах, происходящих в молодежной среде, и об информационных потребностях молодежи;

Центр ресоциализации несовершеннолетних и молодежи, вернувшихся из мест заключения, который оказывает консультативную, социально-правовую, профориентационную и психологическую помощь молодежи, оказавшейся в дезадаптированном состоянии. Задачи Центра - оказание помощи криминогенным категориям молодежи, утратившим социально-полезные связи, находящимся в состоянии дезадаптации, с целью «вживления» их в социосферу, предотвращения рецидива; оказание помощи в трудоустройстве, профориентации и переподготовке молодежи, вернувшейся из мест лишения свободы; консультации по юридическим, медицинским и социальным вопросам, выявление актуальных проблем и кризисных ситуаций, приведших к дезадаптированному состоянию, поиск путей выхода из них; ликвидация конфликтов и выработка совместно с подопечным установок с целью выхода из кризисного состояния. В составе Центра должны быть отдел консультирования по телефону («телефон доверия»), кабинет психологической разгрузки, школа профориентации и профподготовки, отдел индивидуальной работы с криминогенным контингентом, консультационный пункт;

Консультационный центр для подростков и молодежи, предназначенный для оказания квалифицированной, экстренной, анонимной, бесплатной психологической помощи по телефону. Основные задачи Центра:

обеспечение доступности и современности квалифицированной социально-психологической помощи подросткам и молодежи независимо от их социального статуса и места жительства;

помощь абонентам, переживающим актуальные конфликты и находящимся в иных психотравмирующих ситуациях, актуализация их творческих, интеллектуальных, личностных, духовных и физических ресурсов для выхода из кризисного состояния;

проведение психологического телефонного консультирования детей, подростков, молодежи, родителей и воспитателей по психологическим проблемам социализации и развития личности молодого человека;

информационное консультирование абонентов с целью установления их связи с другими социальными службами и специалистами (психотерапевтами, психологами, педагогами, сексопатологами, юристами, социальными работниками и др.);

выявление настроений, конфликтных ситуаций и «болевых точек» в молодежной среде, актуальных тенденций в молодежной среде, молодежной субкультуре.

Также к службам по делам молодежи можно отнести социальный приют, о котором говорилось выше.

В республике на современном этапе социальное обслуживание молодежи осуществляется на достаточно низком уровне. В РХ нет специализированных учреждений по работе с молодежью. Можно выделить только: - социальный приют;

                  - отделение помощи семье, детям и молодежи;

                  - Центр планирования семьи и репродукции;

                   - АДМ;

                   - ОКЦМ.

Центры помощи женщинам. Сложность, комплексность социальных проблем женщин, обусловленность их причин общей социально-экономической и социально-психологической проблематикой общества определяют необходимость системного подхода к их разрешению, использования самых разнообразных технологий для получения конкретных позитивных результатов.

Говоря о собственно гендерных направлениях СР, можно выделить 3 этапа задач в области оказания помощи женщинам.

  •  Для спасения жизни и здоровья женщин и детей могут использоваться приюты-стационары, кризисные центры, убежища с комплексом социальных услуг (психологическая и медицинская реабилитация, юридическое консультирование и правовая защита, содействие в подыскании другого места жительства и подходящей работы, иногда помощь в получении или восстановлении документов), также острые экономические затруднения дают женщине право обращаться за адресной социальной или экстренной помощью.
  •   Поддержание социального функционирования носит более долгосрочный характер, и потребность в нем определяется более сложной совокупностью причин. Соответственно и технологии, применяемые при этом, более разнообразны: все адекватные виды социально-психологической, социально-экономической, медицинской реабилитации и поддержки женщин в трудной жизненной ситуации. Важнейшим средством социальной и трудовой реабилитации следует считать переподготовку или переобучение женщин более нужным профессиям. Консультации или иная правовая помощь могут содействовать защите прав женщин в случае семейных конфликтов или имущественных споров, в любой ситуации, когда в силу либо несовершенства нормативной базы, либо особенностей своего социального статуса женщины находятся в уязвимом положении.
  •  Социальное развитие может обеспечиваться информированием женщин, обучением их прогрессивным личностным умениям и социальным технологиям, включая технологии самозанятости и самообеспечения, малого бизнеса. Важное значение имеет поддержка групп самопомощи и взаимопомощи, ассоциаций защиты гражданских, социальных и иных прав различных страт женского населения.

Все эти три типа задач, как правило, выполняются социальными работниками совместно с сотрудниками различных сфер социального комплекса – правоохранительными органами, службами занятости, медицинскими и образовательными учреждениями и т. п.

На сегодняшний день в РХ не создано ни одного специализированного центра помощи женщинам.

Помимо вышеперечисленных учреждений на территории субъектов РФ действуют различные комплексные центры социального обслуживания и территориальные центры. Данные социальные учреждения оказывают социальную поддержку различным категориям населения (ветеранам, инвалидам, семьям) и отдельным индивидам, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Технологии, используемые в работе этих служб, очень разнообразны: социальная диагностика; реабилитация (социальная, медицинская, психологическая, профессиональная); консультирование; групповая работа и т.д.

Также на территории каждого субъекта РФ действуют министерства, ведомства, комитеты, управления и отделы социальной поддержки, которые являются в свою очередь субъектами управления. В РХ создано Министерство труда и социального развития, которое действует на основании Положения от 31.01.2005г. В ведении Министерства находится 13 УСПН; 11 учреждений социального обслуживания; ГУП «Хакасское протезно-ортопедическое предприятие»; «Хакасский центр охраны труда».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

56316. ТАБЛИЦІ СУПЕРЕЧНОСТЕЙ 209.5 KB
  Принцип використання таблиць полягає в тому, що вони спонукають учнів згадати орфографічне правило на основі зіставлення поданих у таблиці прикладів. Порівнюючи праву і ліву колонки, учень пояснює суперечливі на перший погляд приклади, аргументуючи їх відповідними правилами, винятками.
56317. Періодичний закон Д.І. Менделєєва 121 KB
  Мета: ознайомити учнів з періодичним законом хімічних елементів; формувати уявлення про періодичну зміну властивостей хімічних елементів; показати загальну залежність і розвиток неорганічної природи...
56318. Програми роботи з таблицями 78.5 KB
  Ми завершуємо ознайомлення з табличними величинами та програмами роботи з таблицями. Ви вмієте описувати масиви, вводити і виводити елементи масивів, складати програми опрацювання табличних величин. Але треба бути уважним і добре розуміти, що робиш і для чого.
56319. ЗАГАЛЬНІ ПОЛОЖЕННЯ НАПИСАННЯ ТЕКСТУ НАУКОВОЇ РОБОТИ ТА ЙОГО ОФОРМЛЕННЯ 24.36 KB
  Які існують прийоми осмислення тексту (і виділення інформаційно-смислових блоків)? Психологи називають три такі прийоми: виділення смислових опорних пунктів (або ключових слів), антиципація та реціпація
56320. ОСОБЛИВОСТІ МЕТОДИЧНОГО ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ УЧБОВИХ ТА УЧБОВО-ДОСЛІДНИЦЬКИХ РОБІТ НА ПРИКЛАДІ УЧБОВОГО РЕФЕРАТУ, КОНТРОЛЬНОЇ Й КУРСОВОЇ РОБОТИ 18.36 KB
  Реферат (від латинського refezo – доповідаю, повідомляю) – це короткий виклад змісту документа або його частини, що включає основні фактичні відомості та висновки, необхідні для початкового ознайомлення з документом і доцільності звернення до нього.
56321. ОСОБЛИВОСТІ МЕТОДИЧНОГО ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ УЧБОВИХ ТА УЧБОВО-ДОСЛІДНИЦЬКИХ РОБІТ НА ПРИКЛАДІ ДИПЛОМНОЇ (ВИПУСКНОЇ) РОБОТИ 17.12 KB
  Дипломна робота – це вид навчально-дослідницької діяльності, орієнтованої на розвиток вміння самостійно виконувати науковий аналіз питань, пов'язаних із специфікою освоюваної професії. Дипломна робота є заключним періодом навчання у вищій школі, так як вона виконується на випускному курсі під керівництвом наукового керівника.
56322. Нацистский «новый порядок» в Европе 110 KB
  Движение Сопротивления в Европе Цели движения Сопротивления: Движение Сопротивления –- это освободительное движение в оккупированных странах Формы движения Сопротивления против внешнего и внутреннего фашизма и установленного фашистами порядка.
56323. ЗАГАЛЬНІ ПОЛОЖЕННЯ ЛОГІЧНИХ ДОВОДІВ (АРГУМЕНТАЦІЙ) 20.3 KB
  Наукове знання, як уже відомо, це результат наукового дослідження, перевірений суспільно-історичною практикою і не суперечить логіці. Значить, в будь-якому дослідженні, крім чуттєвого пізнання, використовується абстрактне мислення чи логічне пізнання.