25409

Региональная социальная политика: сущность и содержание

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Социальная политика – это одно из главных направлений внутренней политики государства призванное обеспечить воспроизводство тех социальных ресурсов из которых черпает себе поддержку создает предпосылки для своей деятельности и стабильности общественной системы. Факторами серьезно влияющими на реализацию государственной в том числе социальной политики являются значительные географические и климатические различия российских регионов которые накладывают свой отпечаток на условия деятельности и образ жизни населения. Характеристика...

Русский

2013-08-13

17.66 KB

34 чел.

57В: Региональная социальная политика: сущность и содержание.

Социальная политикаэто одно из главных направлений внутренней политики государства, призванное обеспечить воспроизводство тех социальных ресурсов, из которых черпает себе поддержку, создает предпосылки для  своей деятельности и стабильности общественной системы.

Факторами, серьезно влияющими на реализацию государственной, в том числе социальной, политики, являются значительные географические и  климатические  различия российских регионов, которые накладывают свой отпечаток на условия деятельности и образ жизни населения. Важнейшим обстоятельством являются численность и социально-культурные особенности населения той или иной территории, которые формируют определенные социальные ожидания по отношению к социальной политике, продуцируют специфические формы социальной поддержки. Характеристика региональной социальной политики требует определения сущности регион.

Регион (от лат. слова - обозначает местный, областной) –  часть страны, которая отличается от других частей особенностью естественных и исторически сложившихся относительно-устойчивых экономико-географических и иных особенностей.

Регионализм – подход к рассмотрению и решению экономических, социальных, политических и других проблем с точки зрения того или иного региона, его интересов и потребностей.

Формирование теоретических представлений, раскрывающих сущность и содержание региональной социальной политики, сопряжено с обоснованием ее базовой структуры, осуществляемой органами государственной власти и управления субъекта РФ.

 А. Бакитжанов и С. Филин под региональной политикой - систему целей и задач органов власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов государства, а также механизм их реализации. По существу приведенная позиция воспроизводит трактовку региональной политики, данную в «Основных положениях региональной политики в РФ», утвержденных Указом Президента РФ №803 от 3 июня 1996 г..  В «Основных положениях региональной политики в РФ», утвержденных Указом Президента РФ от 3,06,1996г., №803 определяется, что большинство вопросов связанных с оказанием помощи людям, нуждающимся в социальной поддержке, должно решаться на уровне органов регионального управления и местного самоуправления

Представляется теоретически и практически обоснованным положение о том, что главной целью региональной политики является увеличение общего благосостояния жителей субъекта РФ.       Понятие «благосостояние для всех» представляет собой основу концепции «социального рыночного хозяйства», характеризующегося превращением государства в средство обеспечения достойного уровня жизни, удовлетворения основных жизненных потребностей всех социальных групп.

Региональная политика должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих рост благосостояния населения на основе развития и эффективного использования социально-экономического потенциала субъекта РФ.

 Объект: все население региона, отдельные индивиды, социальные общности, действующие на соответствующей территории.

Субъекты: государственные органы, организации, учреждения и объединения, оказывающие воздействие на социальную сферу региона, Наличие разных центров выработки решений, обусловливает необходимость при формировании политики обеспечивать согласование целей и координацию действий федерального центра и региональных органов.

В современной России перспективы регионалистики обусловлены следующими факторами: природно-климатический; ресурсно-экономический, этнографический, демографический, экологический, инфраструктура (наличие дорог, зданий).

Региональный аспект в социальной политике важен, прежде всего, потому, что необходимо выравнивать (сглаживать) региональные различия, социально-экономические диспропорции. Диспропорции между сильным севером и слабым югом, между центром и периферией, сильным западом и слабым востоком. Только учет межрегиональных различий позволит в полной мере сохранить и развить человеческий потенциал на всей территории государства.

Разработка типологии регионов это классическая проблема регионалистики регионов. На основе типологии принимаются решения государственной властью о выравнивании социально-экономического развития региона. Поэтому критерию типологизации регионов должны быть сопоставимыми. Обычно для определения типологии регионов в статистике пользуются следующими показателями:

  1. демографическое состояние регионов (отношение смертности и рождаемости и т.д.);
  2. трудовая сфера (уровень безработицы и т.д.);
  3. доходы населения (отношение среднедушевых доходов к прожиточному минимуму и т.д.);
  4. инфраструктура социальная (ввод действия жилья, наличие социального жилья и т.д.).

По данным критериям проводят группировку регионов от лучших к худшим через расчет среднего балла по каждому показателю и после этого разрабатываются предложения по конкретным положениям социальной политики в регионах, чтобы улучшить всю социальную политику, либо отдельные ее показатели.

В настоящее время по общепринятому районированию в России выделяют 10 районов: Северо-Восточный (Камчатка), Дальневосточный, Северный (Норильск), Восточно-Сибирский (Тува), Западно-Сибирский (Хакасия), Северо-Западный (Кольский п-ов), Уральский, Поволжский, Западный, Азово-прикаспийский.

      При формировании региональной политики обоснованно определять интересы разных групп ее участников. Региональные власти обязаны согласовывать интересы всех субъектов, оказывающих, или способных оказывать влияние на социально-экономическое развитие субъекта РФ.       Региональная политика предполагает, что органы власти и управления, имея в распоряжении всегда ограниченные экономические ресурсы, направляют их на поддержку тех субъектов хозяйствования, которые в наибольшей степени способны реализовать интересы территории. Поэтому значимый элемент политики - критерии выбора реципиентов государственной поддержки.

В нашей стране нет опыта региональных исследований, он появляются только сейчас.

В рамках единого государства происходит неизбежное перераспределение средств в пользу объективно более бедных территорий или стратегически важных регионов. Региональная социальная политика строится на основе потребностей жителей данной территории и руководствуется законодательством субъекта Федерации. В идеале такое законодательство должно соответствовать нормам и принципам федерального законодательства, и оно не может сокращать права граждан данной территории по сравнению с общефедеральным уровнем.

На региональном уровне проявляются противоречия не только между федерацией и регионом, но также между регионом в целом и его отдельными территориями, между региональным государственным управлением и муниципальным самоуправлением. Значительные размеры ряда регионов, разнообразие условий внутри них приводят к тому, что общерегиональный подход не всегда точно отражает потребности жителей каждого населенного пункта или района внутри региона.

В целом региональная социальная политика обладает ограниченной «чуткостью» к запросам и ожиданиям отдельных индивидов, реагируя, прежде всего на массовые нужды и интересы. Наиболее точно потребностям индивидов, семей и жилых сообществ отвечает социальная политика, реализуемая на муниципальном уровне. Этот уровень лишь в ограниченной степени способен разрабатывать социальную политику, но он играет важнейшую роль в ее осуществлении.

 Примечание: в РХ существует 101 муниципальное образование, 5 городских округов, 8 муниципальных районов, 9 городских, 79 сельских поселений. Существует НПА: «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06,10,2003г..  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31919. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ БАНКОВСКОГО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ АБХАЗИИ С УЧЕТОМ РОССИЙСКОГО ОПЫТА 177.5 KB
  Именно поэтому формирование национальной банковской системы соответствующей потребностям и масштабам Абхазии выступает на современном этапе важнейшим фактором укрепления Республики основой ее экономического развития. Современное состояние и перспективы развития банковской системы Абхазии необходимо рассматривать в контексте общей трансформации экономики. В результате экономика Абхазии оказалась отброшенной на многие годы назад в республике прекратили свое существование многие предприятия и учреждения.
31920. Генерування випадкових даних 24 KB
  Генерування нормально розподілених випадкових чисел 1. Написати програму мова програмування на вибір студента що генерує ряд вказаної довжини випадкових чисел розподілених за нормальним законом із заданими параметрами. Для генерування рівномірно розподілених випадкових чисел з інтервалу [0;1 використати лінійну змішану формулу див.
31921. Коефіцієнт кореляції 49.5 KB
  Знайти вибірковий коефіцієнт кореляції. Перевірити значення коефіцієнта кореляції користуючись вбудованими можливостями MS Excel функція КОРРЕЛ
31923. Надстройка „Анализ данных”. Кореляція якісних змінних 89 KB
  Надстройка Анализ данных Пакет Аналіз даних запускається за допомогою команди Сервис Анализ данных: У разі відсутності необхідно підключити пакет за допомогою команди Сервис Надстройки і підключити Пакет анализа. Знайти парні коефіцієнти кореляції для даних лабораторної роботи №11 користуючись надстройкою MS Excel Анализ данных. Згенерувати ряд рівномірно розподілених чисел користуючись надстройкою MS Excel Анализ данных.
31924. Обчислення параметрів парної лінійної регресії матричним способом 177 KB
  Знайти оцінки коефіцієнтів моделі матричним способом. Матриця Х складається з 2х стовпців: 1й складається з 1 так як у моделі присутній вільний член а другий із вибіркових значень фактора Х. Остаточно матриця А буде мати вигляд: Тобто і наша модель має вигляд: Знайдемо інші параметри лінійної моделі для цього спочатку заповнимо таблицю 1: а для того щоб знайти стандартну похибку моделі обчислимо теоретичні значення фактора Y та знайдемо залишки моделі е. Знайдемо стандартну похибку моделі Е за формулою: .
31925. Архітектура комп’ютерів 286.5 KB
  Проаналізувати текст програми lb1. text SEGMENT ORG 100h begin: MOV x20 MOV bx30 DD xbx MOV cxx DD ch16 RET text ENDS END begin Початок сегменту коду програми під назвою text†Встановлення лічильника адреси на зміщення 100H шістнадцятирічне число 100 відносно початку сегменту кода Занесення до регістру АX числа 20 Занесення до регістру BX числа 30 Додавання двох чисел що містяться в регістрах АX та BX Занесення до регістру CX числа з регістру X Збільшення числа що міститься у старших 8 бітах регістра СX на 16 Команда...
31927. Общая психология, ответы на билеты 211.5 KB
  Крупные научные школы придерживались различных методологических принципов. Для поведенческой психологии (бихевиоризма) существенным было положение об объективности, наблюдаемости психических явлений. В психоанализе выдвигалась идея динамики, метаморфоз психической энергии в разные периоды жизни ребенка и взрослого. Концепции отечественных психологов строятся на принципах единства сознания и деятельности, принципе детерминизма