25409

Региональная социальная политика: сущность и содержание

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Социальная политика это одно из главных направлений внутренней политики государства призванное обеспечить воспроизводство тех социальных ресурсов из которых черпает себе поддержку создает предпосылки для своей деятельности и стабильности общественной системы. Факторами серьезно влияющими на реализацию государственной в том числе социальной политики являются значительные географические и климатические различия российских регионов которые накладывают свой отпечаток на условия деятельности и образ жизни населения. Характеристика...

Русский

2013-08-13

17.66 KB

34 чел.

57В: Региональная социальная политика: сущность и содержание.

Социальная политикаэто одно из главных направлений внутренней политики государства, призванное обеспечить воспроизводство тех социальных ресурсов, из которых черпает себе поддержку, создает предпосылки для  своей деятельности и стабильности общественной системы.

Факторами, серьезно влияющими на реализацию государственной, в том числе социальной, политики, являются значительные географические и  климатические  различия российских регионов, которые накладывают свой отпечаток на условия деятельности и образ жизни населения. Важнейшим обстоятельством являются численность и социально-культурные особенности населения той или иной территории, которые формируют определенные социальные ожидания по отношению к социальной политике, продуцируют специфические формы социальной поддержки. Характеристика региональной социальной политики требует определения сущности регион.

Регион (от лат. слова - обозначает местный, областной) –  часть страны, которая отличается от других частей особенностью естественных и исторически сложившихся относительно-устойчивых экономико-географических и иных особенностей.

Регионализм – подход к рассмотрению и решению экономических, социальных, политических и других проблем с точки зрения того или иного региона, его интересов и потребностей.

Формирование теоретических представлений, раскрывающих сущность и содержание региональной социальной политики, сопряжено с обоснованием ее базовой структуры, осуществляемой органами государственной власти и управления субъекта РФ.

 А. Бакитжанов и С. Филин под региональной политикой - систему целей и задач органов власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов государства, а также механизм их реализации. По существу приведенная позиция воспроизводит трактовку региональной политики, данную в «Основных положениях региональной политики в РФ», утвержденных Указом Президента РФ №803 от 3 июня 1996 г..  В «Основных положениях региональной политики в РФ», утвержденных Указом Президента РФ от 3,06,1996г., №803 определяется, что большинство вопросов связанных с оказанием помощи людям, нуждающимся в социальной поддержке, должно решаться на уровне органов регионального управления и местного самоуправления

Представляется теоретически и практически обоснованным положение о том, что главной целью региональной политики является увеличение общего благосостояния жителей субъекта РФ.       Понятие «благосостояние для всех» представляет собой основу концепции «социального рыночного хозяйства», характеризующегося превращением государства в средство обеспечения достойного уровня жизни, удовлетворения основных жизненных потребностей всех социальных групп.

Региональная политика должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих рост благосостояния населения на основе развития и эффективного использования социально-экономического потенциала субъекта РФ.

 Объект: все население региона, отдельные индивиды, социальные общности, действующие на соответствующей территории.

Субъекты: государственные органы, организации, учреждения и объединения, оказывающие воздействие на социальную сферу региона, Наличие разных центров выработки решений, обусловливает необходимость при формировании политики обеспечивать согласование целей и координацию действий федерального центра и региональных органов.

В современной России перспективы регионалистики обусловлены следующими факторами: природно-климатический; ресурсно-экономический, этнографический, демографический, экологический, инфраструктура (наличие дорог, зданий).

Региональный аспект в социальной политике важен, прежде всего, потому, что необходимо выравнивать (сглаживать) региональные различия, социально-экономические диспропорции. Диспропорции между сильным севером и слабым югом, между центром и периферией, сильным западом и слабым востоком. Только учет межрегиональных различий позволит в полной мере сохранить и развить человеческий потенциал на всей территории государства.

Разработка типологии регионов это классическая проблема регионалистики регионов. На основе типологии принимаются решения государственной властью о выравнивании социально-экономического развития региона. Поэтому критерию типологизации регионов должны быть сопоставимыми. Обычно для определения типологии регионов в статистике пользуются следующими показателями:

  1. демографическое состояние регионов (отношение смертности и рождаемости и т.д.);
  2. трудовая сфера (уровень безработицы и т.д.);
  3. доходы населения (отношение среднедушевых доходов к прожиточному минимуму и т.д.);
  4. инфраструктура социальная (ввод действия жилья, наличие социального жилья и т.д.).

По данным критериям проводят группировку регионов от лучших к худшим через расчет среднего балла по каждому показателю и после этого разрабатываются предложения по конкретным положениям социальной политики в регионах, чтобы улучшить всю социальную политику, либо отдельные ее показатели.

В настоящее время по общепринятому районированию в России выделяют 10 районов: Северо-Восточный (Камчатка), Дальневосточный, Северный (Норильск), Восточно-Сибирский (Тува), Западно-Сибирский (Хакасия), Северо-Западный (Кольский п-ов), Уральский, Поволжский, Западный, Азово-прикаспийский.

      При формировании региональной политики обоснованно определять интересы разных групп ее участников. Региональные власти обязаны согласовывать интересы всех субъектов, оказывающих, или способных оказывать влияние на социально-экономическое развитие субъекта РФ.       Региональная политика предполагает, что органы власти и управления, имея в распоряжении всегда ограниченные экономические ресурсы, направляют их на поддержку тех субъектов хозяйствования, которые в наибольшей степени способны реализовать интересы территории. Поэтому значимый элемент политики - критерии выбора реципиентов государственной поддержки.

В нашей стране нет опыта региональных исследований, он появляются только сейчас.

В рамках единого государства происходит неизбежное перераспределение средств в пользу объективно более бедных территорий или стратегически важных регионов. Региональная социальная политика строится на основе потребностей жителей данной территории и руководствуется законодательством субъекта Федерации. В идеале такое законодательство должно соответствовать нормам и принципам федерального законодательства, и оно не может сокращать права граждан данной территории по сравнению с общефедеральным уровнем.

На региональном уровне проявляются противоречия не только между федерацией и регионом, но также между регионом в целом и его отдельными территориями, между региональным государственным управлением и муниципальным самоуправлением. Значительные размеры ряда регионов, разнообразие условий внутри них приводят к тому, что общерегиональный подход не всегда точно отражает потребности жителей каждого населенного пункта или района внутри региона.

В целом региональная социальная политика обладает ограниченной «чуткостью» к запросам и ожиданиям отдельных индивидов, реагируя, прежде всего на массовые нужды и интересы. Наиболее точно потребностям индивидов, семей и жилых сообществ отвечает социальная политика, реализуемая на муниципальном уровне. Этот уровень лишь в ограниченной степени способен разрабатывать социальную политику, но он играет важнейшую роль в ее осуществлении.

 Примечание: в РХ существует 101 муниципальное образование, 5 городских округов, 8 муниципальных районов, 9 городских, 79 сельских поселений. Существует НПА: «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06,10,2003г..  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

65021. Посмертный титул Бату-хана 28.5 KB
  Однако современники Бату никогда не использовали этот титул. Он не встречается в трудах Джувейни и Джузджани, Киракоса Гандзакеци и Вардана Аравелци или в сочинениях западных авторов — Иоанна де Плано Карпини, Симона де Сен-Кантена и Вильгельма де Рубрука.
65022. Мужской союз, дружина и гвардия у монголов: преемственность и конфликты 157.5 KB
  Мужской союз дружина и гвардия у монголов: преемственность и конфликты Употребляя в заглавии данной работы термин мужской союз автор невольно вынужден значительную ее часть посвятить доказательству тезиса о существовании организаций...
65023. ТУРАНСКАЯ СИБИРЬ 76.5 KB
  История Сибири писалась прямо скажем весьма странным образом. Самая заметная странность это начало истории Сибири с тех пор как русские о ней услышали. В 1032 году новгородцы как записано в €œПовести временных лет впервые проникли в устье Оби и с этих пор в русской историографии отсчитывается история Сибири.
65024. Амир Темур и монета Термеза 761 год 53 KB
  Период распада чагатаидского улуса почти не нашел своего отражения в дошедших до нас письменных источниках поэтому монеты нередко становятся главным а иногда единственным тому свидетельством. Особый интерес представляют две различные медные посеребренные монеты чеканенные в Термезе в 761 г.
65025. Касимов: ханы, гробницы, ученые 90 KB
  Юбилей любого города - скорее повод к празднику, чем источник для познания истории. Свидетельство летописей об основании Городца Мещерского Юрием Долгоруким в 1152 году, хоть и названо специалистами...
65027. О локализации золотоордынского города Керман 42.5 KB
  В науке утвердилось мнение о существовании в золотоордынское время города Керман располагавшегося якобы возле деревни Альменьево в нынешней Чувашии который недолгое время чеканил собственную монету. Об этом кладе известно следующее...
65029. К вопросу о генеалогии ханов Золотой Орды в период «Великой Замятни» 249 KB
  Доминантным в комплексе кризисных явлений являлся династический кризис связанный со смертью Бердибека последнего потомка Батухана. После смерти Бердибека теоретически отныне легитимным мог считаться любой правитель нёсший в себе кровь 4 старших сыновей Чингизхана.