25409

Региональная социальная политика: сущность и содержание

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Социальная политика – это одно из главных направлений внутренней политики государства призванное обеспечить воспроизводство тех социальных ресурсов из которых черпает себе поддержку создает предпосылки для своей деятельности и стабильности общественной системы. Факторами серьезно влияющими на реализацию государственной в том числе социальной политики являются значительные географические и климатические различия российских регионов которые накладывают свой отпечаток на условия деятельности и образ жизни населения. Характеристика...

Русский

2013-08-13

17.66 KB

34 чел.

57В: Региональная социальная политика: сущность и содержание.

Социальная политикаэто одно из главных направлений внутренней политики государства, призванное обеспечить воспроизводство тех социальных ресурсов, из которых черпает себе поддержку, создает предпосылки для  своей деятельности и стабильности общественной системы.

Факторами, серьезно влияющими на реализацию государственной, в том числе социальной, политики, являются значительные географические и  климатические  различия российских регионов, которые накладывают свой отпечаток на условия деятельности и образ жизни населения. Важнейшим обстоятельством являются численность и социально-культурные особенности населения той или иной территории, которые формируют определенные социальные ожидания по отношению к социальной политике, продуцируют специфические формы социальной поддержки. Характеристика региональной социальной политики требует определения сущности регион.

Регион (от лат. слова - обозначает местный, областной) –  часть страны, которая отличается от других частей особенностью естественных и исторически сложившихся относительно-устойчивых экономико-географических и иных особенностей.

Регионализм – подход к рассмотрению и решению экономических, социальных, политических и других проблем с точки зрения того или иного региона, его интересов и потребностей.

Формирование теоретических представлений, раскрывающих сущность и содержание региональной социальной политики, сопряжено с обоснованием ее базовой структуры, осуществляемой органами государственной власти и управления субъекта РФ.

 А. Бакитжанов и С. Филин под региональной политикой - систему целей и задач органов власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов государства, а также механизм их реализации. По существу приведенная позиция воспроизводит трактовку региональной политики, данную в «Основных положениях региональной политики в РФ», утвержденных Указом Президента РФ №803 от 3 июня 1996 г..  В «Основных положениях региональной политики в РФ», утвержденных Указом Президента РФ от 3,06,1996г., №803 определяется, что большинство вопросов связанных с оказанием помощи людям, нуждающимся в социальной поддержке, должно решаться на уровне органов регионального управления и местного самоуправления

Представляется теоретически и практически обоснованным положение о том, что главной целью региональной политики является увеличение общего благосостояния жителей субъекта РФ.       Понятие «благосостояние для всех» представляет собой основу концепции «социального рыночного хозяйства», характеризующегося превращением государства в средство обеспечения достойного уровня жизни, удовлетворения основных жизненных потребностей всех социальных групп.

Региональная политика должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих рост благосостояния населения на основе развития и эффективного использования социально-экономического потенциала субъекта РФ.

 Объект: все население региона, отдельные индивиды, социальные общности, действующие на соответствующей территории.

Субъекты: государственные органы, организации, учреждения и объединения, оказывающие воздействие на социальную сферу региона, Наличие разных центров выработки решений, обусловливает необходимость при формировании политики обеспечивать согласование целей и координацию действий федерального центра и региональных органов.

В современной России перспективы регионалистики обусловлены следующими факторами: природно-климатический; ресурсно-экономический, этнографический, демографический, экологический, инфраструктура (наличие дорог, зданий).

Региональный аспект в социальной политике важен, прежде всего, потому, что необходимо выравнивать (сглаживать) региональные различия, социально-экономические диспропорции. Диспропорции между сильным севером и слабым югом, между центром и периферией, сильным западом и слабым востоком. Только учет межрегиональных различий позволит в полной мере сохранить и развить человеческий потенциал на всей территории государства.

Разработка типологии регионов это классическая проблема регионалистики регионов. На основе типологии принимаются решения государственной властью о выравнивании социально-экономического развития региона. Поэтому критерию типологизации регионов должны быть сопоставимыми. Обычно для определения типологии регионов в статистике пользуются следующими показателями:

  1. демографическое состояние регионов (отношение смертности и рождаемости и т.д.);
  2. трудовая сфера (уровень безработицы и т.д.);
  3. доходы населения (отношение среднедушевых доходов к прожиточному минимуму и т.д.);
  4. инфраструктура социальная (ввод действия жилья, наличие социального жилья и т.д.).

По данным критериям проводят группировку регионов от лучших к худшим через расчет среднего балла по каждому показателю и после этого разрабатываются предложения по конкретным положениям социальной политики в регионах, чтобы улучшить всю социальную политику, либо отдельные ее показатели.

В настоящее время по общепринятому районированию в России выделяют 10 районов: Северо-Восточный (Камчатка), Дальневосточный, Северный (Норильск), Восточно-Сибирский (Тува), Западно-Сибирский (Хакасия), Северо-Западный (Кольский п-ов), Уральский, Поволжский, Западный, Азово-прикаспийский.

      При формировании региональной политики обоснованно определять интересы разных групп ее участников. Региональные власти обязаны согласовывать интересы всех субъектов, оказывающих, или способных оказывать влияние на социально-экономическое развитие субъекта РФ.       Региональная политика предполагает, что органы власти и управления, имея в распоряжении всегда ограниченные экономические ресурсы, направляют их на поддержку тех субъектов хозяйствования, которые в наибольшей степени способны реализовать интересы территории. Поэтому значимый элемент политики - критерии выбора реципиентов государственной поддержки.

В нашей стране нет опыта региональных исследований, он появляются только сейчас.

В рамках единого государства происходит неизбежное перераспределение средств в пользу объективно более бедных территорий или стратегически важных регионов. Региональная социальная политика строится на основе потребностей жителей данной территории и руководствуется законодательством субъекта Федерации. В идеале такое законодательство должно соответствовать нормам и принципам федерального законодательства, и оно не может сокращать права граждан данной территории по сравнению с общефедеральным уровнем.

На региональном уровне проявляются противоречия не только между федерацией и регионом, но также между регионом в целом и его отдельными территориями, между региональным государственным управлением и муниципальным самоуправлением. Значительные размеры ряда регионов, разнообразие условий внутри них приводят к тому, что общерегиональный подход не всегда точно отражает потребности жителей каждого населенного пункта или района внутри региона.

В целом региональная социальная политика обладает ограниченной «чуткостью» к запросам и ожиданиям отдельных индивидов, реагируя, прежде всего на массовые нужды и интересы. Наиболее точно потребностям индивидов, семей и жилых сообществ отвечает социальная политика, реализуемая на муниципальном уровне. Этот уровень лишь в ограниченной степени способен разрабатывать социальную политику, но он играет важнейшую роль в ее осуществлении.

 Примечание: в РХ существует 101 муниципальное образование, 5 городских округов, 8 муниципальных районов, 9 городских, 79 сельских поселений. Существует НПА: «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06,10,2003г..  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

42071. Решение задачи о распределении ресурсов методом динамического программирования 610.5 KB
  Средства X выделенные kому предприятию приносит в конце года прибыль . Функции заданы таблично: X f1X f2X f3X f4X 1 8 6 3 4 2 10 9 4 6 3 11 11 7 8 4 12 13 11 13 5 18 15 18 16 Определить какое количество средств нужно выделить каждому предприятию чтобы суммарная прибыль равная сумме прибылей полученных от каждого предприятия была наибольшей. Пусть количество средств выделенных kому предприятию. Уравнения на м шаге удовлетворяют условию: либо kому предприятию ничего не выделяем: либо не больше того что...
42072. Изучение работы приборов для измерения давления электрической ветви ГСП 101.5 KB
  Ознакомиться с принципом действия устройством преобразователя измерительного Метран43 в комплекте с вторичным прибором и приобретают навыки в определении давления при помощи измерительных преобразователей типа Метран43. Снять статическую характеристику измерительного преобразователя Метран43.1 Преобразователи давления типа Метран43 Преобразователи разности давления типа Метран43 предназначены для промышленных систем автоматического контроля и систем в составе АСУ ТП на базе микропроцессорной техники работающих со...
42073. Нахождение оптимального решения по векторному критерию 362.5 KB
  Метод ведущего критерия – все критерии кроме самого важного заносятся в систему ограничений. Метод равных и наименьших относительных отклонений – оптимизируемые критерии включают в число неизвестных задачи а систему ограничений дополняют требованием равных относительных отклонений значений критериев в компромиссном решении от их экстремальных значений. Найти решение следующей трехкритериальной задачи Система ограничений: 1 Применим информационные технологии Excel для решения задачи. Для нахождения компромиссного...
42074. Расчет производственной программы технического обслуживания и текущего ремонта главной передачи автомобиля Ваз 2107 с разработкой планировочного решения зоны текущего ремонта 2.25 MB
  Двойные главные передачи устанавливают на автомобилях большой грузоподъемности для увеличения общего передаточного числа трансмиссии и повышения передаваемого крутящего момента. В этом случае передаточное число главной передачи подсчитывается как произведение передаточных чисел конической
42075. Изучение конструкции и тарировка измерительного преобразователя уровня буйкового типа УБ-П 101 KB
  Изучить принцип действия и конструкции измерительного преобразователя уровня. Ознакомление с методикой тарировки измерительных преобразователей уровня буйковых с пневматическим выходным сигналом. При изменении уровня жидкости в аппарате масса буйка в жидкости изменяется пропорционально изменению уровня.
42077. Створення Delphi- проектів з використанням компонентів відображення даних 71.53 KB
  Створити Delphi-проект, головна форма якого має вигляд, зображений на рис.1. Для надписів “конкурсант А” ,“конкурсант В” , “конкурсант С” використати компоненти типу TLabel (текстові мітки), для введення балів – компоненти типу TEdit, для графічного відображення результатів – компоненти типу TProgressBar. Для заборони введення в полях любих символів крім цифр використано подію OnKeyPress для поля Edit. Для полівEdit2Edit3 в інспекторі об’єктів для події OnKeyPress вибрано зі списку цю ж саму процедуру.Керування доступом до кнопки “ пітсумкиâ€здійснено з використанням події OnChge для поляEdit1.
42078. Исследование процессов самотестирования компьютерной системы при включении (POST) 294 KB
  Анализ алгоритмов тестирования клавиатуры CMOSпамяти и спикера и выявление особенностей процессов их диагностики. Задача: Ознакомиться и выучить алгоритмы тестирования клавиатуры CMOSпамяти и спикера с учетом выявленных особенностей процессов их диагностики. Результаты: Отчет по лабораторной работе с описанием особенностей процессов диагностики клавиатуры CMOSпамяти и спикера. Имеется в виду программа POST и контроль четности памяти.
42079. Теоретичні основи організації обчислювальних процесів і режимів функціонування ЕОМ 327.5 KB
  Інтенсивний розвиток мікроелектронних технологій збільшення ступеня інтеграції мікросхем процесорів пам'яті контролерів і т. Ціль: Аналіз алгоритмів тестування клавіатури CMOSпам’яті і спікера й виявлення особливостей процесів їхньої діагностики. Завдання: Ознайомитися й вивчити алгоритми тестування клавіатури CMOSпам’яті і спікера з урахуванням виявлених особливостей процесів їхньої діагностики. Результати: Звіт з лабораторної роботи з описом особливостей процесів діагностики клавіатури CMOSпам’яті і спікера.