25409

Региональная социальная политика: сущность и содержание

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Социальная политика это одно из главных направлений внутренней политики государства призванное обеспечить воспроизводство тех социальных ресурсов из которых черпает себе поддержку создает предпосылки для своей деятельности и стабильности общественной системы. Факторами серьезно влияющими на реализацию государственной в том числе социальной политики являются значительные географические и климатические различия российских регионов которые накладывают свой отпечаток на условия деятельности и образ жизни населения. Характеристика...

Русский

2013-08-13

17.66 KB

35 чел.

57В: Региональная социальная политика: сущность и содержание.

Социальная политикаэто одно из главных направлений внутренней политики государства, призванное обеспечить воспроизводство тех социальных ресурсов, из которых черпает себе поддержку, создает предпосылки для  своей деятельности и стабильности общественной системы.

Факторами, серьезно влияющими на реализацию государственной, в том числе социальной, политики, являются значительные географические и  климатические  различия российских регионов, которые накладывают свой отпечаток на условия деятельности и образ жизни населения. Важнейшим обстоятельством являются численность и социально-культурные особенности населения той или иной территории, которые формируют определенные социальные ожидания по отношению к социальной политике, продуцируют специфические формы социальной поддержки. Характеристика региональной социальной политики требует определения сущности регион.

Регион (от лат. слова - обозначает местный, областной) –  часть страны, которая отличается от других частей особенностью естественных и исторически сложившихся относительно-устойчивых экономико-географических и иных особенностей.

Регионализм – подход к рассмотрению и решению экономических, социальных, политических и других проблем с точки зрения того или иного региона, его интересов и потребностей.

Формирование теоретических представлений, раскрывающих сущность и содержание региональной социальной политики, сопряжено с обоснованием ее базовой структуры, осуществляемой органами государственной власти и управления субъекта РФ.

 А. Бакитжанов и С. Филин под региональной политикой - систему целей и задач органов власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов государства, а также механизм их реализации. По существу приведенная позиция воспроизводит трактовку региональной политики, данную в «Основных положениях региональной политики в РФ», утвержденных Указом Президента РФ №803 от 3 июня 1996 г..  В «Основных положениях региональной политики в РФ», утвержденных Указом Президента РФ от 3,06,1996г., №803 определяется, что большинство вопросов связанных с оказанием помощи людям, нуждающимся в социальной поддержке, должно решаться на уровне органов регионального управления и местного самоуправления

Представляется теоретически и практически обоснованным положение о том, что главной целью региональной политики является увеличение общего благосостояния жителей субъекта РФ.       Понятие «благосостояние для всех» представляет собой основу концепции «социального рыночного хозяйства», характеризующегося превращением государства в средство обеспечения достойного уровня жизни, удовлетворения основных жизненных потребностей всех социальных групп.

Региональная политика должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих рост благосостояния населения на основе развития и эффективного использования социально-экономического потенциала субъекта РФ.

 Объект: все население региона, отдельные индивиды, социальные общности, действующие на соответствующей территории.

Субъекты: государственные органы, организации, учреждения и объединения, оказывающие воздействие на социальную сферу региона, Наличие разных центров выработки решений, обусловливает необходимость при формировании политики обеспечивать согласование целей и координацию действий федерального центра и региональных органов.

В современной России перспективы регионалистики обусловлены следующими факторами: природно-климатический; ресурсно-экономический, этнографический, демографический, экологический, инфраструктура (наличие дорог, зданий).

Региональный аспект в социальной политике важен, прежде всего, потому, что необходимо выравнивать (сглаживать) региональные различия, социально-экономические диспропорции. Диспропорции между сильным севером и слабым югом, между центром и периферией, сильным западом и слабым востоком. Только учет межрегиональных различий позволит в полной мере сохранить и развить человеческий потенциал на всей территории государства.

Разработка типологии регионов это классическая проблема регионалистики регионов. На основе типологии принимаются решения государственной властью о выравнивании социально-экономического развития региона. Поэтому критерию типологизации регионов должны быть сопоставимыми. Обычно для определения типологии регионов в статистике пользуются следующими показателями:

  1. демографическое состояние регионов (отношение смертности и рождаемости и т.д.);
  2. трудовая сфера (уровень безработицы и т.д.);
  3. доходы населения (отношение среднедушевых доходов к прожиточному минимуму и т.д.);
  4. инфраструктура социальная (ввод действия жилья, наличие социального жилья и т.д.).

По данным критериям проводят группировку регионов от лучших к худшим через расчет среднего балла по каждому показателю и после этого разрабатываются предложения по конкретным положениям социальной политики в регионах, чтобы улучшить всю социальную политику, либо отдельные ее показатели.

В настоящее время по общепринятому районированию в России выделяют 10 районов: Северо-Восточный (Камчатка), Дальневосточный, Северный (Норильск), Восточно-Сибирский (Тува), Западно-Сибирский (Хакасия), Северо-Западный (Кольский п-ов), Уральский, Поволжский, Западный, Азово-прикаспийский.

      При формировании региональной политики обоснованно определять интересы разных групп ее участников. Региональные власти обязаны согласовывать интересы всех субъектов, оказывающих, или способных оказывать влияние на социально-экономическое развитие субъекта РФ.       Региональная политика предполагает, что органы власти и управления, имея в распоряжении всегда ограниченные экономические ресурсы, направляют их на поддержку тех субъектов хозяйствования, которые в наибольшей степени способны реализовать интересы территории. Поэтому значимый элемент политики - критерии выбора реципиентов государственной поддержки.

В нашей стране нет опыта региональных исследований, он появляются только сейчас.

В рамках единого государства происходит неизбежное перераспределение средств в пользу объективно более бедных территорий или стратегически важных регионов. Региональная социальная политика строится на основе потребностей жителей данной территории и руководствуется законодательством субъекта Федерации. В идеале такое законодательство должно соответствовать нормам и принципам федерального законодательства, и оно не может сокращать права граждан данной территории по сравнению с общефедеральным уровнем.

На региональном уровне проявляются противоречия не только между федерацией и регионом, но также между регионом в целом и его отдельными территориями, между региональным государственным управлением и муниципальным самоуправлением. Значительные размеры ряда регионов, разнообразие условий внутри них приводят к тому, что общерегиональный подход не всегда точно отражает потребности жителей каждого населенного пункта или района внутри региона.

В целом региональная социальная политика обладает ограниченной «чуткостью» к запросам и ожиданиям отдельных индивидов, реагируя, прежде всего на массовые нужды и интересы. Наиболее точно потребностям индивидов, семей и жилых сообществ отвечает социальная политика, реализуемая на муниципальном уровне. Этот уровень лишь в ограниченной степени способен разрабатывать социальную политику, но он играет важнейшую роль в ее осуществлении.

 Примечание: в РХ существует 101 муниципальное образование, 5 городских округов, 8 муниципальных районов, 9 городских, 79 сельских поселений. Существует НПА: «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06,10,2003г..  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

3649. Правовое регулирование чрезвычайных ситуаций 76.5 KB
  Правовое регулирование чрезвычайных ситуаций Нормативные акты, регулирующие деятельность по снижению риска ЧС, могут быть условно подразделены на две группы: частные и общие (общесистемные) акты. В общесистемных правовых актах формулируется базовый ...
3650. Автоматизированный электропривод машин и аппаратов химических производств 1.63 MB
  Назначение электродвигателя – для привода с регулированием скорости в широком диапазоне, обеспечивающем хорошие пусковые качества и перегрузочной способностью. Вид автоматизированного пуска – в функции времени. По назначению привода опреде...
3651. Лексико-стилистические особенности комментариев пользователей официальных групп СМИ социальной сети В Контакте 182.95 KB
  Объектом исследования является текстовые сообщения Интернет-сообщества. Предмет исследования – лексико-стилистические особенности комментариев пользователей официальных групп СМИ социальной сети ВКонтакте. Цель работы – комплексное изуче...
3652. Закріплення і узагальнення мовленнєвих умінь, пов`язаних з вивченням частин мови 1.06 MB
  Мета: повторити з учнями вживання частин мови у своєму мовленні, вчити знаходити їх у тексті, давати характеристику, як частини мови; розвивати мову, збагачувати словниковий запас, розвивати вміння користуватися словниками; виховувати повагу до люде...
3653. Величний подвиг в ім’я людства – поза часом 2.11 MB
  «Величний подвиг в ім’я людства – поза часом» Мета: Знайомство з героїчними сторінками історії нашої країни, нашого міста. Формування в учнів почуття патріотизму, любові до свого народу, його героїчного минулого. Виховання г...
3654. Закріплення знань про звукове значення букви «ш» (ша). 2.84 MB
  Закріплення знань про звукове значення букви «ш» (ша). Мета. Закріплювати знання учнів про звукове значення букви «ш» (ша) виконувати звуко-буквений аналіз слів;формувати в учнів навички свідомого й виразного читання розвивати мислення...
3655. Виховний захід. У країні дорожніх знаків 1.85 MB
  У країні дорожніх знаків 1-а ведуча. Добрий день! Сьогодні ми поговоримо про правила дорожнього руху. Відомо всім, що найдорожчий скарб людини - це її власне життя...
3656. Дистанційне навчання 761.5 KB
  Одним з пріоритетних напрямів програми модернізації загальноосвітньої і вищої школи визнане дистанційне навчання. В 2000 році прийнята Концепція розвитку дистанційної освіти в Україні (затверджено Постановою МОН України В.Г. Кременем 20 г...
3657. Познакомить учащихся с участниками афганской войны 38.5 KB
  Цель: познакомить учащихся с участниками афганской войны, с воинами, поэтический талант которых расцвел в суровый военный период, с жизнью и творчеством 23-летнего Александра Стовбы (Аиста), посмертно принятого в Союз писателей СССР воспитывать у ш...