25410

Механизмы реализации социально-правовой политики в Республике Хакасия

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Механизмы реализации социальноправовой политики в Республике Хакасия Формирование и функционирование механизма реализации социальноправовой политики определяется объективными потребностями и тенденциями общественного развития. Особый интерес для нас представляют нормативноправовые акты в части социальной защиты населения в Республике Хакасия. Законодательство Республики Хакасия о социальном обслуживании населения основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права Конституции Российской Федерации Федеральном законе Об...

Русский

2013-08-13

45 KB

5 чел.

№ 59. Механизмы реализации социально-правовой политики в Республике Хакасия

Формирование и функционирование механизма реализации социально-правовой политики определяется объективными потребностями и тенденциями общественного развития. Именно потребности и тенденции предопределяют структуру механизма, набор и использование его компонентов.

Механизм реализации социально-правовой политики сориентирован на решение важнейших социальных проблем. Главный смысл и содержание их нацелены на гармонизацию общественных отношений, обеспечение политической стабильности и гражданского согласия.

По мнению Смирнова С.Н. механизмы реализации социально-правовой политики должны отвечать двум основным требованиям:

  1.  во-первых, эти механизмы в рамках одной и той же их группы не должны противоречить друг другу и изменяться по возможности синхронно;
  2.  во-вторых, механизмы социальной политики не должны, с одной стороны тормозить новые эффективные формы социальных отношений, уже развитых самим обществом, а с другой стороны, их использование должно быть направлено на стимулирование новых форм социальных отношений, самостоятельное развитие которых обществом невозможно.

В настоящее время к основным механизмам реализации социально-правовой политики относятся:

  •  законодательная и нормативная база (правовой механизм);
    •  финансовый механизм;
    •  налоговые рычаги и стимулы;
    •  административные решения (административный ресурс);
    •  политические методы.

Законодательная и нормативная база. Как известно все действующие документы, регламентирующие разработку и проведение социальной политики, разделяются на несколько групп. К третьей группе относятся правовые акты, принятые органами законодательной и исполнительной власти на региональном и местном уровнях.

Основные требования к правовому механизму в регионе:

  •  мобильность;
  •  гибкость;
  •  практичность.

Особый интерес для нас представляют нормативно-правовые акты в части социальной защиты населения в Республике Хакасия.

Законодательство Республики Хакасия о социальном обслуживании населения основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права, Конституции Российской Федерации, Федеральном законе «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», Федеральном законе «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», Конституции Республики Хакасия и состоит из Закона Республики Хакасия «О социальном обслуживании населения Республики Хакасия» № 88 – ЗРХ от 5.12.2005.

В данном законе определено право граждан на социальное обслуживание, которое является составной частью социальной защиты населения и прописаны государственные стандарты социального обслуживания, которые устанавливают основные требования к объемам и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания.

В ст. 2 закона № 88 – ЗРХ перечислены категории граждан, имеющих право на социальное обслуживание:

1) граждане пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет), инвалиды (в том числе дети-инвалиды);

2) граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации, а также дети-сироты, безнадзорные дети, дети, оставшиеся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).

Социальное обслуживание в соответствии с данным законом включает в себя следующие виды:

1) материальную помощь;

2) социальное обслуживание на дому;

3) полустационарное социальное обслуживание;

4) социальное обслуживание в стационарных учреждениях;

5) предоставление временного приюта;

6) срочное социальное обслуживание;

7) консультативную помощь;

8) реабилитационные услуги.

Это основополагающий закон РХ, на основании которого строится вся система социального обслуживания населения в РХ. Помимо этого закона социальная политика в регионе реализуется и посредством других нормативно-правовых актов, которые условно можно разделить по основным направлениям реализации социальной защиты населения в Республике Хакасия:

  •  социальная защита семьи и детей – ЗРХ «О социальном обслуживании населения Республики Хакасия» № 88 – ЗРХ от 05.12.2005; ЗРХ «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Хакасия» № 50 – ЗРХ от 08.07.2005; ЗРХ «О государственном ежемесячном пособии на ребенка в Республике Хакасия» № 78 от 09.11.2004; Постановление Президиума Правительства Республики Хакасия «Об утверждении Положения о порядке оказания материальной помощи малообеспеченным категориям граждан» № 170 – П от 27.08.1999; Постановление Совета Министров Республики Хакасия «О мерах по социальной поддержке многодетных семей в Республике Хакасия» и т.д.;
  •  социальная защита нетрудоспособных граждан - ЗРХ «О социальном обслуживании населения Республики Хакасия» № 88 – ЗРХ от 05.12.2005; ЗРХ «О квотировании рабочих мест в Республике Хакасия» от 01.07.2003; Постановление Правительства Республики Хакасия «О порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых территориальными управлениями социальной поддержки населения Министерства труда и социального развития Республики Хакасия» № 193 от 27. 05. 2005; Постановление Президиума Правительства Республики Хакасия «Об утверждении Положения о порядке оказания материальной помощи малообеспеченным категориям граждан» № 170 – П от 27.08.1999 и т.д.;
  •  социальная защита трудоспособных граждан – ЗРХ «Об обращениях граждан в Республике Хакасия» № 3 – ЗРХ от 21.02.2006; ЗРХ «О социальном партнерстве в Республике Хакасия» № 7 – ЗРХ от 26.02.2006; ЗРХ «О прожиточном минимуме в Республике Хакасия» № 79 от 09.11.2004; Постановление Президиума Правительства Республики Хакасия «Об утверждении Положения о порядке оказания материальной помощи малообеспеченным категориям граждан» № 170 – П от 27.08.1999 и т.д.

Таким образом, можно четко проследить правовой механизм реализации социальной политики в Республике Хакасия. Принятая правовая база социальной политики определяет особенности всех прочих ее механизмов, в том числе и в области социальной защиты населения.

Все перечисленные выше направления социальной защиты населения реализуются не только посредствам законов и иных нормативно-правовых актов РХ, но и посредствам различных программ социальной поддержки населения.

Первые законодательные акты относительно социальных программ в современном понимании были приняты в 1880-х гг. в Германии, в настоящее время подобные программы имеются в большинстве стран мира, хотя и очень отличаются по методам финансирования и управления, масштабам охвата различных слоев населения и льготам.

Социальные программы можно условно разделить на три основных направления:

  1.  программы социального благосостояния и обеспечения (программы поддержки доходов населения);
  2.  социально-демографические программы;
  3.  программы в области социального здравоохранения.

Все виды социальных программ могут выполнять следующие функции, которые на практике пересекаются, но обычно доминирует одна из них:

  •  развитие различных социальных общностей, семей и индивидов;
  •  обеспечение социальной защищенности определенных социально-экономических, социально-демографических или социально-доходных групп населения;
  •  оптимизация условий для благоприятного функционирования каких-либо социумов и, следовательно, общества в целом.

Финансовый механизм определяется законодательной и исполнительной ветвями власти и устанавливает порядок образования и использования финансовых ресурсов.

Состоит из 2х блоков:

Первый блок обеспечивает регулирование финансового обеспечения социальной политики и включает следующие элементы:

  •  нормативы обязательных страховых платежей в бюджет;
  •  расходные статьи.

Второй блок включает порядок формирования финансовых ресурсов, необходимых для государственной поддержки производителей товаров и услуг, для государственного инвестирования проектов и целевых программ, связанных с развитием материально-технической базы некоммерческой части социальной сферы и для реализации природоохранных, экологических и иных проектов, влияющих на уровень жизни населения. Предполагает использование кредитов, льгот по налогообложению.

Налоговые рычаги и стимулы используются для ориентации работодателей на содействие проведению социальной политики, а домохозяйств – на повышение уровня экономической самостоятельности и социальной защищенности.

Налоговые стимулы имеют высокую эффективность только тогда, когда в законодательстве прописаны жесткие санкции за нарушение данных стимулов. К сожалению в региональном законодательстве эти санкции прописаны слабо, либо не прописаны вообще.

Административный ресурс используется для повышения уровня социальной поддержки населения сверх установленного государственным законодательством (такие решения могут быть приняты и работодателями) при условии, что их реализация не приведет к росту расходов бюджета.

Политические методы. Их суть состоит, одной стороны, в организации и проведении митингов и забастовок, в ходе которых их участники выдвигают социально-экономические требования, и, с другой – в лоббировании конкретных решений, связанных с социальной политикой.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

35579. История Белоруссии 492 KB
  В истории Белоруси выявлено много белых пятенБНРВКЛсоздание БССР и т.Полоцкая земля находилась на терр сев Белорусии в землях кривичейвключала в себя современную Вит обл.На границе 1314в Полоцкое княжество вошло в состав ВКЛ.В конце 13начале14 веков Туровская земля была включена в состав ВКЛ.
35580. История беларускiх зямель 228.5 KB
  Тэрмiн зясялення тэрыторыi Беларусi 40 тыс. Iндаеўрапейскi перыяд пачаўся ў бронзавым веку з часу рассялення iндаеўрапейскiх плямён на тэрыторыi Беларусi 3 2 тыс. Засяленне славянамi Беларусi адбывалася ў вынiку мiграцыi славян са сваёй прарадзiмы тэрыторыi памiж р. Славяне асiмiлiравалi балтаў i ў вынiку славянабалцкага ўзаемадзеяння ўзнiклi новыя этнiчныя супольнасцi: ва ўсходняй Еўропе больш за 15 на тэрыторыi Беларусi 3 гэта крывiчы дрыгавiчы радзiмiчы.
35581. История Руси от древних времен до ХХ столетия 221 KB
  Древние славяне - большая этническая группа: Восточные (русские, украинцы, белорусы); Западные (Чехи, Поляки); Южные (болгары, сербы, хорваты, македонцы). Соседи с севера: угро-финские племена, норманны, балты. С норманнами были напряженные отношения т.к. они промышляли грабежами, плавали во Францию, Испанию, Италию. Славяне часто платили им дань.
35582. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА 138.5 KB
  Административное право как отрасль современного права появилась тогда когда в правовой системе достаточное место заняли нормы закрепляющие права личности гарантии от административного произвола. Реализация в законодательстве идей естественных и неотъемлемых прав гражданина разделения властей контроля за государственной администрацией необходимое условие превращения полицейского права в административное. Административное право очень важная отрасль права так как роль государственной администрации в России очень велика.
35583. Общее понятие экономической безопасности страны 97 KB
  Понятие национальной безопасности шире понятия экономической безопасности страны оно включает оборонную экологическую энергетическую безопасность и т. Сущность экономической безопасности можно определить как такое состояние экономики и институтов власти при которых обеспечиваются гарантированная защита национальных интересов социально направленное развитие страны в целом достаточный оборонный потенциал даже при наиболее неблагоприятном условии развития внутренних и внешних процессов. Мировая практика показывает что даже при существенном...
35584. Предмет и функции гражданского права 175 KB
  Например: возможно заключение договора который предусматривает ежемесячные поставки в определенном законе если покупатель не сообщит о своем отказе от получения товара в течение какоголибо срока до начала очередного срока молчание €œДА€. Так общества с ограниченной или дополнительной ответственностью ассоциации и союзы действуют на основе учредительного договора и устава. Его можно рассматривать как разновидность договора простого товарищества договора о совместной деятельности хотя существует и мнение о том что это...
35585. Система макроэкономических показателей 232 KB
  Поскольку суммирование разнородной по физическим единицам измерения и целям использования продукции возможно только в стоимостном выражении значения таких показателей будут сильно зависеть от рассматриваемых цен. Различают три вида цен используемых для расчета объемностоимостных показателей: а текущие цены т. цены в которых осуществлялись товарные операции отраженные в статистических данных и на основе которых рассчитывались показатели; б сопоставимые цены т. цены приведенные к определенному моменту времени и зафиксированные на...
35586. Спрос и его факторы. Функция спроса 142.5 KB
  Функция спроса. На динамику спроса оказывают влияние ценовые и неценовые факторы: Цена данного товара Р; Цены других товаров субститутов и комплиментов Рs Рc; Текущие доходы потребителей V; Вкусы и предпочтения потребителей Z; Объективные внешние условия потребления N; Ожидания потребителей Е. Зависимость Д от указанных факторов называется функцией спроса: QД = f Р Рs1 Рsn Рc1 Рcm V Z N E где QД объем спроса. Функция спроса от цены: QД = f P.
35587. Правовое регулирование товарных бирж 202 KB
  Своими корнями институт несостоятельности уходит в далекое прошлое. В России истоки зарождения института несостоятельности можно найти в €œРусской Правде€. Дальнейшее упоминание об институте несостоятельности содержится только в Соборном уложении 1649 года хотя и оно практически повторяет то что было заложено в €œРусской правде€. Переломным моментом в регулировании отношений несостоятельности стал ХVIII век.