25412

Социальная работа с лицами делинквентного поведения

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Социальная работа с осужденными пенитенциарная социальная работа это специфический вид профессиональной деятельности по оказанию социальной помощи поддержки и защите несовершеннолетних осужденных в целях их исправления и ресоциализации в период исполнения уголовного наказания а также адаптации реадаптации в обществе после освобождения. Основной целью социальной работы с осужденными в местах лишения свободы является создание предпосылок для исправления и ресоциализации несовершеннолетних осужденных а также для их успешной адаптации...

Русский

2013-08-13

54 KB

22 чел.

  1.  Социальная работа с лицами делинквентного поведения

 Прежде чем говорить о социальной работе с лицами делинквентного поведения необходимо определить значение понятия «делинквентное поведение», изучить причины и  условия его формирования, рассмотреть основные его виды.

Как известно делинквентное поведение является одним из видов девиантного поведения.

Девиантное поведение (по определению Холостовой Е.И.) — поведение, которое отклоняется от ценностей, норм, установок и ожиданий общества или социальной группы. Под «социальной нормой» принято понимать совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет социальная общность (группа, организация, класс, общество) к своим членам с целью осуществления деятельности (поведения) установленного образца.

 Необходимо отметить, что в зависимости от нарушения тех или иных норм общества девиантное поведение разделяется на 5 типов: делинквентное, адиктивное, патохарактерологическое, психопатологическое и на базе гиперспособностей.

 В специальной литературе термин «делинквентное поведение» используется в различных значениях. Одни авторы (Личко «подростковая психиатрия») рассматривают его антиобщественные действия, не влекущие за собой уголовной ответственности (школьные прогулы, мелкое хулиганство), другие (Ковалёв) как преступное. В общем делинквентное поведение (от лат. delinguens – проступок, провинность) понимается противоправное, антиобщественное  поведение  личности – действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях. Личность, проявляющая противозаконное поведение, квалифицируется как деликвентная личность (делинквент), а сами действия – деликтами. В материалах ВОЗ делинквент определяется как лицо в возрасте до 18 лет, чьё поведение причиняет вред другому индивиду или группе и превышает предел, установленный нормальными социальными группами в данный момент развития общества. Причинение вреда делинквентом связано с посягательством на человека, его права и свободы, собственность и др. общественные и государственные интересы, а также установленным государством правопорядок.   Делинквентное поведение может иметь форму мелких нарушений нравственно-этических норм, не достигающих уровня преступления. Здесь оно совпадает с асоциальным поведением. Также оно может выражаться в преступных действиях, наказуемых в соответствии с Уголовным кодексом. В этом случае поведение будет криминальным, антисоциальным.

 Виды делинквентного поведения: административные правонарушения (АК РФ), дисциплинарный проступок - противоправное виновное неисполнение работодателем своих трудовых обязанностей (прогул, распитие спиртных напитков), преступление – общественно опасные деяния, предусмотренные уголовным законодательством и запрещены им угрозой наказания. Подвиды: социально-правовой подход (не/насильственные), социально-психологический (антидисциплинарное, антиобщественное, противоправное), клинико-психопатологический (не/патологические формы), личностно-динамический (реакции, развитие, состояние). Для решения таких вопросов, как определение степени выраженности делинквентности и меры воздействия на личность, важное значение также имеет систематизация типов правонарушителей. В 1932г. Н.И. Озерецким была предложена актуальная и сегодня типология несовершеннолетних правонарушителей по степени выраженности и характеру личностных деформаций: случайные, привычные, стойкие и профессиональные правонарушители. Долгова А.И., Горбатовская, Шумилкин и др. выделяют три типа (подростки правонарушители): последовательно-криминогенный(преступление вытекает из стиля поведения, установок, ценностей), ситуативно-криминогенный (преступление обусловлено неблагоприятной ситуацией), ситуативный тип (выраженность негативного поведения, влияние ситуации, борьба мотивов).

Делинквентное поведение имеет ряд особенностей: во-первых, это один из наименее определённых видов отклоняющегося поведения личности; во-вторых, оно регулируется преимущественно правовыми нормами (законами, нормативными актами, дисциплинарными правилами); в-третьих, оно признаётся одной из наиболее опасных форм девиаций; в-четвёртых, оно активно осуждается и наказывается в любом обществе (86 стран мира в законодательстве имеют статью о смертной казни); в-пятых, по сути, оно означает наличие конфликта между личностью и обществом – между индивидуальными стремлениями и общественными интересами.

 Д. поведение регулируется социальными институтами: судами, следственными органами, местами лишения свободы (исправительные колонии: колонии-поселения, общего, строгого, особого режимов; тюрьмы; лечебно-исправительные и лечебно-профилактические учреждения; воспитательные колони: несовершеннолетние от 14 до 18 лет (до 21года)). 

 Причиной преступного поведения является сложное взаимодействие внешних (объективных) условий и внутренних (субъективных) факторов, то есть среды и личности. К внешним причинам можно отнести: социальные условия (низкий уровень жизни, соц. катаклизмы), социальные причины (склонность общества навешивать ярлыки, принцип порочного круга), микросоциальная среда (асоциальное окружение, безнадзорность, неблагополучие в семье: многодетность, малообеспеченность, внутрисемейные конфликты и насилие, воспитание вне семьи, одним родителем, наличие судимых родственников, девиантное, аморальное поведение членов семьи, плохие жилищные условия и дт.; влияние преступной группы сверстников и многое другое). К внутренним  факторам можно отнести: индивидуальные особенности (пол, возраст), конституциональный фактор (конституциональные особенности человека), наличие психопатологии  (психопатия, алкоголизм, невротические расстройства, остаточные явления черепно-мозговых травм и органические заболевания головного мозга, интеллектуальная недостаточность).  
 Таким образом, можно выделить несколько основных групп делинквентных личностей:
ситуативный правонарушитель; субкультурный правонарушитель; невротический правонарушитель;  «органический» правонарушитель (совершающий противоправные действия вследствие мозговых повреждений); психотический правонарушитель (совершающий деликты вследствие тяжелого психического расстройства — психоза), антисоциальная личность (антиобщественные действия которой вызваны специфическим сочетанием личностных черт: враждебностью, неразвитостью высших чувств, неспособностью к близости).

  Современная российская пенитенциарная система - это ряд  учреждений и органов исполняющих  наказание. Социальный работник в уголовно–исполнительной системе -  многофункциональный специалист, готовый к организационно-управленческой, исследовательско-аналитической и научно-педагогической деятельности. Социальная работа с  осужденными (пенитенциарная социальная работа) – это специфический вид профессиональной деятельности по оказанию социальной помощи, поддержки и защите несовершеннолетних осужденных в целях их исправления и ресоциализации в период исполнения уголовного наказания, а также адаптации (реадаптации) в обществе после освобождения.  Основной целью социальной работы с осужденными в местах лишения свободы является создание предпосылок для исправления и ресоциализации несовершеннолетних осужденных, а также для их успешной адаптации после освобождения из мест лишения свободы. Ресоциализация осужденных — это сложная система реабилитационных мероприятий по восстановлению утраченных или ослабленных в результате отбывания уголовного наказания социальных функций и статуса личности. Это усвоение осужденными стандартов поведения и ценностных ориентаций, осознанное подчинение правовым и иным нормам. Социальная помощь осужденным - это система разносторонних социальных мер в виде содействия, поддержки, консультирования, иных услуг, оказываемых социальной службой исправительного учреждения  и/или иными субъектами деятельности осужденным и их группам для преодоления трудных жизненных ситуаций и позитивного личностного развития в процессе исправления и ресоциализации. Под социальной защитой осужденных принято понимать  систему общих мероприятий, осуществляемых администрацией исправительного учреждения, иными субъектами пенитенциарной социальной работы, представителями государственных органов, неправительственных организаций по обеспечению предусмотренных законом прав, свобод и интересов лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы.

 Таким образом, в сфере профессиональной пенитенциарной социальной работы (специализации) специалист должен:

знать основы конституционного, гражданского, семейного, трудового, жилищного и других отраслей права;

знать нормы уголовного права, уголовного процесса, уголовно-исполнительного права, уметь осуществлять свою деятельность в их рамках;

знать основные концепции причин преступности несовершеннолетних, и роль социальной работы в борьбе с нею;

владеть методами осуществления социальной профилактики;

использовать стандартизированные методы сбора информации об индивидуальных различиях и социально-психологических явлениях в среде несовершеннолетних осужденных, способы ее математической обработки, в том числе с использованием ЭВМ;

знать процедурные особенности психодиагностики осужденных их общностей и среды;

осуществлять социальную диагностику, выявлять социальные проблемы, потребности конкретного осужденного, их групп, коллективов, их причины и определять пути разрешения;

участвовать в организации и управлении воспитательным процессом с осужденными;

участвовать в составлении характеристик и программ исправления осужденных, разрабатывать программы социальной работы (ресоциализации) с осужденными и социальной помощи группам осужденных, а также обеспечивать их исполнение;

осуществлять социально-правовую защиту, отстаивать интересы осужденных во всех сферах их жизнедеятельности;

своевременно ставить перед руководством исправительного учреждения и органами местной власти вопросы соответствующего обеспечения осужденных условиями проживания, питанием, работой, медицинской помощью;

осуществлять индивидуальную помощь, консультирование по вопросам пенсионного, материально-финансового, социального обеспечения, различных видов страхования осужденных;

организовывать и реализовывать комплекс социально-педагогических мероприятий по ресоциализации осужденных в период отбывания наказания;

осуществлять с первых дней пребывания в исправительном учреждении подготовку осужденных к освобождению, содействовать приобретению ими образования, профессии и восстановлению трудовых навыков;

содействовать поддержанию, восстановлению и формированию социально полезных связей осужденных, навыков функционирования в семье, общения в ближайшем социальном окружении, неформальных группах;

оказывать помощь осужденным в восстановлении социального и гражданского статуса, получении ими законных льгот, социально-правовой защите и поддержке в процессе отбывания наказания и непосредственно после освобождения;

вести учет и анализировать результаты социальной работы, степень исправления и готовности осужденных к жизни на свободе;

уметь взаимодействовать с другими сотрудниками учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, иными субъектами исправления осужденных, координировать их участие в социальной работе с осужденными;

знать и уметь применять методы и технологию социальной работы с несовершеннолетними осужденными;

владеть социально-психологическими основами урегулирования конфликтов, профилактики субкультуры в среде осужденных;

знать структуру и функции системы и органов, исполняющих наказание, нормативно-правовые, управленческие, психологические основы их деятельности, как в обычных, так и в экстремальных условиях.

 Социальная работа с  осужденными – это специфический по содержанию, специально организуемый и управляемый вид комплексной (многоаспектной) деятельности, который выступает одним из основных средств достижения главной цели уголовно-исполнительной системы – исправления и ресоциализации осужденных. Она выполняет ряд функций. К содержательным функциям социальной работы мс осужденными  относятся: исправительная (социально-педагогическая), охранно-защитная (предупредительно-профилактическая), психологическая, социально-медицинская, социально-бытовая, ресоциализирующая, реабилитационная (реадаптационная), диагностическая (информационно-обеспечивающая), прогностическая, организационно-исполнительская, а также функция программирования и планирования.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15875. Проблема субъекта истории в современном марксизме и концепция постиндустриального общества 109 KB
  ПРОБЛЕМА СУБЪЕКТА ИСТОРИИВ СОВРЕМЕННОМ МАРКСИЗМЕ И КОНЦЕПЦИЯ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА Настоящая статья служит обобщением базовых положений классического и современного марксизма в отношении человека общества истории в единую схему способную послужить дале
15876. Концепция структурности бытия в философии информационного общества 70.5 KB
  Усложнение структуры как материального, так и духовного компо-нента общественного бытия в условиях формирования информационного общества становится одной из научных проблем, требующих специаль-ного философского осмысления. Разработанная философской школой Пермского классического университета концепция уровней
15878. Роль научной философии в развитии социальной работы 214.32 KB
  РОЛЬ НАУЧНОЙ ФИЛОСОФИИ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Социальная работа призвана обеспечивать жизненно важную функцию служить механизмом стабильности и устойчивого развития общества. От того какая именно модель положена в основу социальной работы степени участ
15879. Философские размышления о проблеме антропосоциогенеза 58.5 KB
  В.П. Посохов к. мед. н. доц. Поволжская государственная социальногуманитарная академия ФИЛОСОФСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ О ПРОБЛЕМЕ АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗА Пермская философская школа в настоящее время представляет и разрабатывает научное направление философии в форме к
15880. Современный социально-биологический кризис. К постановке проблемы 87 KB
  А.И. Желнин асп. Пермский государственный национальный исследовательский университет СОВРЕМЕННЫЙ СОЦИАЛЬНОБИОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ1 Современное состояние человеческой цивилизации многими учеными определяется как кризисное. Вместе с тем...
15882. Постиндустриальное общество как версия обновленного капитализма перспектива или утопия 77.5 KB
  Л.С. Постоляко к. филос. н. доц. Уральская государственная юридическая академия ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО КАК ВЕРСИЯ ОБНОВЛЕННОГО КАПИТАЛИЗМА: ПЕРСПЕКТИВА ИЛИ УТОПИЯ В современном научном и философском мышлении постиндустриальное общество связывается...
15883. Социокультурные особенности индустриального и постиндустриального общества 55 KB
  О.Н. Васильев к. филос. н. доц. Волгоградский государственный социальнопедагогический университет СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИНДУСТРИАЛЬНОГОИ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА В последние десятилетия неоднократно транслируются высказывания о том что филос