25412

Социальная работа с лицами делинквентного поведения

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Социальная работа с осужденными пенитенциарная социальная работа – это специфический вид профессиональной деятельности по оказанию социальной помощи поддержки и защите несовершеннолетних осужденных в целях их исправления и ресоциализации в период исполнения уголовного наказания а также адаптации реадаптации в обществе после освобождения. Основной целью социальной работы с осужденными в местах лишения свободы является создание предпосылок для исправления и ресоциализации несовершеннолетних осужденных а также для их успешной адаптации...

Русский

2013-08-13

54 KB

21 чел.

  1.  Социальная работа с лицами делинквентного поведения

 Прежде чем говорить о социальной работе с лицами делинквентного поведения необходимо определить значение понятия «делинквентное поведение», изучить причины и  условия его формирования, рассмотреть основные его виды.

Как известно делинквентное поведение является одним из видов девиантного поведения.

Девиантное поведение (по определению Холостовой Е.И.) — поведение, которое отклоняется от ценностей, норм, установок и ожиданий общества или социальной группы. Под «социальной нормой» принято понимать совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет социальная общность (группа, организация, класс, общество) к своим членам с целью осуществления деятельности (поведения) установленного образца.

 Необходимо отметить, что в зависимости от нарушения тех или иных норм общества девиантное поведение разделяется на 5 типов: делинквентное, адиктивное, патохарактерологическое, психопатологическое и на базе гиперспособностей.

 В специальной литературе термин «делинквентное поведение» используется в различных значениях. Одни авторы (Личко «подростковая психиатрия») рассматривают его антиобщественные действия, не влекущие за собой уголовной ответственности (школьные прогулы, мелкое хулиганство), другие (Ковалёв) как преступное. В общем делинквентное поведение (от лат. delinguens – проступок, провинность) понимается противоправное, антиобщественное  поведение  личности – действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях. Личность, проявляющая противозаконное поведение, квалифицируется как деликвентная личность (делинквент), а сами действия – деликтами. В материалах ВОЗ делинквент определяется как лицо в возрасте до 18 лет, чьё поведение причиняет вред другому индивиду или группе и превышает предел, установленный нормальными социальными группами в данный момент развития общества. Причинение вреда делинквентом связано с посягательством на человека, его права и свободы, собственность и др. общественные и государственные интересы, а также установленным государством правопорядок.   Делинквентное поведение может иметь форму мелких нарушений нравственно-этических норм, не достигающих уровня преступления. Здесь оно совпадает с асоциальным поведением. Также оно может выражаться в преступных действиях, наказуемых в соответствии с Уголовным кодексом. В этом случае поведение будет криминальным, антисоциальным.

 Виды делинквентного поведения: административные правонарушения (АК РФ), дисциплинарный проступок - противоправное виновное неисполнение работодателем своих трудовых обязанностей (прогул, распитие спиртных напитков), преступление – общественно опасные деяния, предусмотренные уголовным законодательством и запрещены им угрозой наказания. Подвиды: социально-правовой подход (не/насильственные), социально-психологический (антидисциплинарное, антиобщественное, противоправное), клинико-психопатологический (не/патологические формы), личностно-динамический (реакции, развитие, состояние). Для решения таких вопросов, как определение степени выраженности делинквентности и меры воздействия на личность, важное значение также имеет систематизация типов правонарушителей. В 1932г. Н.И. Озерецким была предложена актуальная и сегодня типология несовершеннолетних правонарушителей по степени выраженности и характеру личностных деформаций: случайные, привычные, стойкие и профессиональные правонарушители. Долгова А.И., Горбатовская, Шумилкин и др. выделяют три типа (подростки правонарушители): последовательно-криминогенный(преступление вытекает из стиля поведения, установок, ценностей), ситуативно-криминогенный (преступление обусловлено неблагоприятной ситуацией), ситуативный тип (выраженность негативного поведения, влияние ситуации, борьба мотивов).

Делинквентное поведение имеет ряд особенностей: во-первых, это один из наименее определённых видов отклоняющегося поведения личности; во-вторых, оно регулируется преимущественно правовыми нормами (законами, нормативными актами, дисциплинарными правилами); в-третьих, оно признаётся одной из наиболее опасных форм девиаций; в-четвёртых, оно активно осуждается и наказывается в любом обществе (86 стран мира в законодательстве имеют статью о смертной казни); в-пятых, по сути, оно означает наличие конфликта между личностью и обществом – между индивидуальными стремлениями и общественными интересами.

 Д. поведение регулируется социальными институтами: судами, следственными органами, местами лишения свободы (исправительные колонии: колонии-поселения, общего, строгого, особого режимов; тюрьмы; лечебно-исправительные и лечебно-профилактические учреждения; воспитательные колони: несовершеннолетние от 14 до 18 лет (до 21года)). 

 Причиной преступного поведения является сложное взаимодействие внешних (объективных) условий и внутренних (субъективных) факторов, то есть среды и личности. К внешним причинам можно отнести: социальные условия (низкий уровень жизни, соц. катаклизмы), социальные причины (склонность общества навешивать ярлыки, принцип порочного круга), микросоциальная среда (асоциальное окружение, безнадзорность, неблагополучие в семье: многодетность, малообеспеченность, внутрисемейные конфликты и насилие, воспитание вне семьи, одним родителем, наличие судимых родственников, девиантное, аморальное поведение членов семьи, плохие жилищные условия и дт.; влияние преступной группы сверстников и многое другое). К внутренним  факторам можно отнести: индивидуальные особенности (пол, возраст), конституциональный фактор (конституциональные особенности человека), наличие психопатологии  (психопатия, алкоголизм, невротические расстройства, остаточные явления черепно-мозговых травм и органические заболевания головного мозга, интеллектуальная недостаточность).  
 Таким образом, можно выделить несколько основных групп делинквентных личностей:
ситуативный правонарушитель; субкультурный правонарушитель; невротический правонарушитель;  «органический» правонарушитель (совершающий противоправные действия вследствие мозговых повреждений); психотический правонарушитель (совершающий деликты вследствие тяжелого психического расстройства — психоза), антисоциальная личность (антиобщественные действия которой вызваны специфическим сочетанием личностных черт: враждебностью, неразвитостью высших чувств, неспособностью к близости).

  Современная российская пенитенциарная система - это ряд  учреждений и органов исполняющих  наказание. Социальный работник в уголовно–исполнительной системе -  многофункциональный специалист, готовый к организационно-управленческой, исследовательско-аналитической и научно-педагогической деятельности. Социальная работа с  осужденными (пенитенциарная социальная работа) – это специфический вид профессиональной деятельности по оказанию социальной помощи, поддержки и защите несовершеннолетних осужденных в целях их исправления и ресоциализации в период исполнения уголовного наказания, а также адаптации (реадаптации) в обществе после освобождения.  Основной целью социальной работы с осужденными в местах лишения свободы является создание предпосылок для исправления и ресоциализации несовершеннолетних осужденных, а также для их успешной адаптации после освобождения из мест лишения свободы. Ресоциализация осужденных — это сложная система реабилитационных мероприятий по восстановлению утраченных или ослабленных в результате отбывания уголовного наказания социальных функций и статуса личности. Это усвоение осужденными стандартов поведения и ценностных ориентаций, осознанное подчинение правовым и иным нормам. Социальная помощь осужденным - это система разносторонних социальных мер в виде содействия, поддержки, консультирования, иных услуг, оказываемых социальной службой исправительного учреждения  и/или иными субъектами деятельности осужденным и их группам для преодоления трудных жизненных ситуаций и позитивного личностного развития в процессе исправления и ресоциализации. Под социальной защитой осужденных принято понимать  систему общих мероприятий, осуществляемых администрацией исправительного учреждения, иными субъектами пенитенциарной социальной работы, представителями государственных органов, неправительственных организаций по обеспечению предусмотренных законом прав, свобод и интересов лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы.

 Таким образом, в сфере профессиональной пенитенциарной социальной работы (специализации) специалист должен:

знать основы конституционного, гражданского, семейного, трудового, жилищного и других отраслей права;

знать нормы уголовного права, уголовного процесса, уголовно-исполнительного права, уметь осуществлять свою деятельность в их рамках;

знать основные концепции причин преступности несовершеннолетних, и роль социальной работы в борьбе с нею;

владеть методами осуществления социальной профилактики;

использовать стандартизированные методы сбора информации об индивидуальных различиях и социально-психологических явлениях в среде несовершеннолетних осужденных, способы ее математической обработки, в том числе с использованием ЭВМ;

знать процедурные особенности психодиагностики осужденных их общностей и среды;

осуществлять социальную диагностику, выявлять социальные проблемы, потребности конкретного осужденного, их групп, коллективов, их причины и определять пути разрешения;

участвовать в организации и управлении воспитательным процессом с осужденными;

участвовать в составлении характеристик и программ исправления осужденных, разрабатывать программы социальной работы (ресоциализации) с осужденными и социальной помощи группам осужденных, а также обеспечивать их исполнение;

осуществлять социально-правовую защиту, отстаивать интересы осужденных во всех сферах их жизнедеятельности;

своевременно ставить перед руководством исправительного учреждения и органами местной власти вопросы соответствующего обеспечения осужденных условиями проживания, питанием, работой, медицинской помощью;

осуществлять индивидуальную помощь, консультирование по вопросам пенсионного, материально-финансового, социального обеспечения, различных видов страхования осужденных;

организовывать и реализовывать комплекс социально-педагогических мероприятий по ресоциализации осужденных в период отбывания наказания;

осуществлять с первых дней пребывания в исправительном учреждении подготовку осужденных к освобождению, содействовать приобретению ими образования, профессии и восстановлению трудовых навыков;

содействовать поддержанию, восстановлению и формированию социально полезных связей осужденных, навыков функционирования в семье, общения в ближайшем социальном окружении, неформальных группах;

оказывать помощь осужденным в восстановлении социального и гражданского статуса, получении ими законных льгот, социально-правовой защите и поддержке в процессе отбывания наказания и непосредственно после освобождения;

вести учет и анализировать результаты социальной работы, степень исправления и готовности осужденных к жизни на свободе;

уметь взаимодействовать с другими сотрудниками учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, иными субъектами исправления осужденных, координировать их участие в социальной работе с осужденными;

знать и уметь применять методы и технологию социальной работы с несовершеннолетними осужденными;

владеть социально-психологическими основами урегулирования конфликтов, профилактики субкультуры в среде осужденных;

знать структуру и функции системы и органов, исполняющих наказание, нормативно-правовые, управленческие, психологические основы их деятельности, как в обычных, так и в экстремальных условиях.

 Социальная работа с  осужденными – это специфический по содержанию, специально организуемый и управляемый вид комплексной (многоаспектной) деятельности, который выступает одним из основных средств достижения главной цели уголовно-исполнительной системы – исправления и ресоциализации осужденных. Она выполняет ряд функций. К содержательным функциям социальной работы мс осужденными  относятся: исправительная (социально-педагогическая), охранно-защитная (предупредительно-профилактическая), психологическая, социально-медицинская, социально-бытовая, ресоциализирующая, реабилитационная (реадаптационная), диагностическая (информационно-обеспечивающая), прогностическая, организационно-исполнительская, а также функция программирования и планирования.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31459. Проблема познаваемости мира и ее решение в различных философских системах. Субъект и объект познания. Чувственное познание и его формы 54 KB
  Субъект и объект познания. Локк[эмпиризм сенсуализм] 2агностицизм мир в принципе не познаваем для человека; Юм [человек может иметь дело только со своими ощущениями и за их пределы выйти не способен] критический рационализм [пределы познания в свойствах психич. способностей] Кант догматический рационализм [тождество мышления и действительности] Гегель 3скептицизм отрицает возможность достоверного познания мира В конкретном познавательном акте объектом познания будет тот или иной фрагмент действительности прим. Если же вести речь...
31460. Философия, ее предназначение, функции и роль в обществе. Исторические тенденции в определении предмета философии. Философия и наука. Философия и вненаучное знание 49.5 KB
  Исторические тенденции в определении предмета философии. Предназначение философии Предмет философии – философия – наука которая изучает наиболее общие законы развития природы общества и познания правильное и бесполезное определение. Предмет философии – рассматривает наиболее важные связи в системе мир человек. Назначение философии – поиск удела человека обеспечение его бытия в причудливом мире а в конечном счете в возвышении человека в обеспечении его совершенствования.
31461. Проблема материального и идеального в философии. Основной вопрос философии и два его аспекта. Направления в философии 35.5 KB
  Материя порождает сознание или наоборот что первично необхмо выяснить является ли содержание нашего сознания адекватным отражением внешнего мира или нет познаваем ли мир Материализм исходит из принципа первичности материи по отношю к сознанию: первичность материи означает что она есть абсолютное начало мира сущет объективно незывмо от сознания и в мире ничего нет что не являлось бы материей ее сввом или продуктом ее развя. Идеализм философское мировоззрение признающее сущностной субстанцией мира основой бытия не...
31462. Философия как метод. Различные философские методы. Структура философского знания 34.5 KB
  Различные философские методы. Основными методами философии путями средствами с помощью которых осуществляется философское исследование являются: диалектика; метафизика; догматизм; эклектика; софистика; герменевтика. Диалектика метод философского исследования при котором вещи явления рассматриваются гибко критически последовательно с учетом их внутренних противоречий изменений развития причин и следствий единства и борьбы противоположностей.
31463. Философия и мировоззрение. Мировоззрение: структура, функции, типология, классификация. Философия как теоретическое ядро и рефлексивно-рациональная форма выражения мировоззрения 30.5 KB
  Философия и мировоззрение. Мировоззрение: структура функции типология классификация. Философия как теоретическое ядро и рефлексивнорациональная форма выражения мировоззрения Мировоззрение – совсть наиб. Философия и есть мировоззрение.
31464. Религиозно-философские воззрения Древней Индии. Религиозно-философская мысль Древнего Китая 45 KB
  В основе периодизации древнеиндийской философии лежат различные источники философской мысли известные как в древности так и в современную эпоху. В соответствии с данными источников в древнеиндийской философии выделяются три основных этапа: XV VI вв. Наибольший интерес у исследователей древнеиндийской философии вызывают заключительные части Вед Упанишады дословно с санскрита сидение у ног учителя в которых дается философская трактовка содержания Вед. Наиболее известными источниками философии Древней Индии второго эпического...
31465. Характерные черты древнегреческой философии. Общая характеристика школ и направлений античной философии 39.5 KB
  Характерные черты древнегреческой философии. Общая характеристика школ и направлений античной философии. Классический сократический период время расцвета древнегреческой философии совпавшее с расцветом древнегреческого полиса. Для эллинистического периода периода кризиса полиса и образования крупных государств в Азии и Африке под властью греков и во главе с соратниками Александра Македонского и их потомками характерно: распространение антиобщественной философии киников; зарождение стоического направления...
31466. Основные проблемы античной философии (общая характеристика). Античная философия досократического периода 45.5 KB
  Проблемы античной философии. Совокупную проблематику античной философии можно тематически определить следующим образом: космология натурфилософы в ее контексте тотальность реального виделась как “physis†природа и как космос порядок основной вопрос при этом: Как возник космос; мораль софисты была определяющей темой в познании человека и его специфических способностей; метафизика Платон декларирует существование интеллигибельной...
31467. Софисты и Сократ. Сократики 38 KB
  Софисты философская школа в Древней Греции существовавшая в V первой половине IV вв. К числу сократических школ относятся: Академия Платона; школа киников; киренская школа; лигарская школа; элидоэритрийская школа. Академия Платона религиознофилософская школа созданная Платоном в 385 г. Киники философская школа которая обосновывала идею свободы вне общества асоциальной свободы.