25414

Региональный рынок труда (на примере РХ)

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Региональный рынок труда на примере РХ Рынок – совокупность сделок купли и продажи товаров и услуг взаимодействие производителей и потребителей. Рынок труда – совокупность социальноэкономических отношений в сфере обмена между субъектами хозяйствования по поводу спроса на рабочую силу. Региональный рынок труда – территориальная организация системы отношений возникающих в процессе взаимодействия субъектов региональной экономики направленных на достижение сбалансированности его основных элементов что обеспечивает реализацию целевой...

Русский

2013-08-13

20.3 KB

1 чел.

63. Региональный рынок труда (на примере РХ)

Рынок – совокупность сделок купли и продажи товаров и услуг, взаимодействие производителей и потребителей.

Рынок труда – совокупность социально-экономических отношений в сфере обмена между субъектами хозяйствования по поводу спроса на рабочую силу.

Региональный рынок труда – территориальная организация системы отношений, возникающих в процессе взаимодействия субъектов региональной экономики, направленных на достижение сбалансированности его основных элементов, что обеспечивает реализацию целевой направленности регионального воспроизводственного процесса.

На территории РХ расположены 4 монопрофильных города (Абаза, Саяногорск, Сорск, Черногрск), доля которых от общей численности городов составляет 80%, что является вторым показателем в общероссийских масштабах. В городах с односторонней специализацией хозяйства проживает 188, 7 тыс. человек, что составляет 54,5% населения. В 2003году 6 населенных пунктов на территории РХ были включены в перечень городов и населенных пунктов с моноэкономической структурой и критической ситуацией на рынке.

Общероссийский рынок труда деформирован и функционирует с устойчивым нарушением таких рыночных регуляторов как стоимость и цена рабочей силы, конкуренция. Сибирский рынок труда, являясь составным компонентом  общероссийского, сочетает  развитие общеродовых признаков и специфических особенностей. К числу последних можно отнести: диспропорции в отраслевой структуре экономики, ограничение свободы перелива труда.

Рынок труда РХ формируется в условиях трансформационной и структурной перестройки экономики региона. Имеют место явные квалификационные диспропорции между предложением рабочей силы и спросом на нее со стороны отдельных отраслей.

Анализ основных направлений и программ, реализуемых на рынке труда РХ, позволил сделать вывод о недостаточном внимании к постановке проблемы разработки и задействования механизма, регулирующего ситуацию на рынке рабочей силы, адекватного условиям социально-экономического развития территории. Существование зарегистрированной безработицы в регионе на высоком уровне объективно вело к «замыканию» политики на рынке труда на его текущем регулировании в направлении обеспечения его достаточной проводимости. Поэтому региональная политика состояла и состоит в использовании «традиционных» методов воздействия на спрос и частично предложение рабочей силы для преодоления, прежде всего, количественного дисбаланса. Возникает необходимость переосмысления некоторых подходов к организации  региональной политики. Дальнейший вектор реформ должен быть смещен в сторону совершенствования механизма сбалансированности спроса и предложения рабочей силы, предполагающего тесную увязку новых социально- экономических условий хозяйствования в регионе и мероприятий на ранке труда с использованием достижений мировой практики.

Выделяется 2 блока проблем, решение которых должно содействовать преодолению дисбаланса на рынке труда:

  1.  повышение эффективности региональной политики посредством совершенствования форм и методов воздействия на функционирование рынка труда;
  2.  улучшение институциональной структуры рынка труда.

Систему регулирующих средств можно разделить на 4группы:

  1.  меры, направленные на регулирование спроса на труд;
  2.  меры, направленные на регулирование предложения рабочей силы и повышение ее качества;
  3.  меры, направленные на регулирование заработной платы;
  4.  меры, направленные на развитее конкуренции.

Определенные надежды  на расширение спроса на труд связаны с инвестициямив экономику Хакасии.

     Ориентация региональной экономики на развитие сырьевых отраслей ставит рынок труда в зависимость от внешних факторов, сдерживает процессы реструктуризации спроса на труд.

   При реализации целевых инвестиционных программ регулирования спроса важно соединить 2 линии: снижение трудозатрат и повышение производительности труда (экономическая составляющая) и создание большего количества рабочих мест (социальная направленность).

   В качестве точек опоры и роста региональной экономики должны стать инвестиции в строительство,  инвестиционные проекты в туристический бизнес, машиностроение. Выделение туризма в качестве одного из приоритетных направлений развития экономики связано с тем, что республика обладает богатыми и уникальными природно-климатическими условиям. Безусловно, эта мера позволит поглотить значительную часть незанятого, но нуждающегося в трудоустройстве населения. К тому же становление туристического бизнеса должно способствовать развитию ряда сопряженных  отраслей: общественному питанию, торговле, а также народным промыслам. Для рынка труда республики это означает одно – создание дополнительных рабочих мест, решение проблем безработицы на территориях, примыкающих к курортным зонам.

Ключевое место в комплексном  регулировании спроса и предложения труда занимают нестандартные формы трудоустройства: временная занятость, гибкое рабочее время, рабочее место, занимаемое несколькими лицами, специальные отпуска, надомничество и др.

Использование нетипичных форм занятости на региональном рынке труда может способствовать решению целого комплекса проблем: обеспечение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы, снижение напряженности на молодежном и женском сегментах рынка труда, предоставление возможности получения дополнительного дохода лицам, не способным работать в течении полного рабочего дня (пенсионеры, студенты, инвалиды), кроме того позволит сдержать деградацию рабочей силы.

В настоящее время в республике преобладает вынужденная, недобровольная форма неполной занятости, хотя гибкие формы также имеют место,  преимущественно в негосударственном секторе. Если первое – ненормально, является одним из признаков кризиса, то второе – вполне нормальное и перспективное явление.

Не менее важной и сложной представляется проблема регулирования качественного несоответствия спора и предложения рабочей силы. Одним из важнейших средств его преодоления следует рассматривать систему непрерывного профессионального образования, подготовки и переподготовки безработных. Однако с переобучением кадров в республике не все благополучно. Всеохватная система профессионального образования требует значительных финансовых вложений. Поэтому на ряду с развитием финансируемой государством системы переподготовки кадров необходимо всемерно поддерживать хозрасчетные учебные заведения, создавать льготные условия для частных, кооперативных и других профессиональных структур.

Кадровая политика в современных условиях должна исходить из того, что потребности в кадрах по отдельным профессиям и специальностям должны определяться на перспективу, исходя из прогнозов изменения производственных параметров.

Эффективным средством защиты от профессионально – квалификационного дисбаланса на рынке труда может стать превентивная подготовка и переподготовка рабочей силы. Это определяет необходимость разработки серьезных научных прогнозов, ориентированных на среднесрочную и долгосрочную перспективу социально-экономического развития РХ.

Эффективная региональная политика должна быть ориентирована  не столько  на преодоление последствий негативных явлений на рынке труда, сколько на выявление причин и своевременное и адекватное реагирование с целью их устранения. В этой связи преодоление качественного дисбаланса во многом зависит от профессиональной работы службы занятости, организуемой прежде всего среди молодежи.

Как показали данные опроса, проведенного среди учащихся и студентов 27 профессиональных учебных заведений РХ, уровень информированности молодежи о состоянии рынка труда крайне низкий. Улучшению ситуации на рынке труда РХ в целом и молодежном сегменте в частности будет способствовать реализация следующих мероприятий:

  1.  активизация профориентационной работы в школах;
  2.  развитие экскурсионной практики на предприятиях;
  3.  создание информационных программ, анализирующих положение регионального рынка труда в СМИ;
  4.  введение часов в рамках внеклассной работы в школе и учреждениях начального профессионального образования по основам эффективного поведения на рынке труда.

Решению указанных проблем могло бы способствовать возвращение к практике распределения молодых специалистов, но уже на договорной основе.

Решение проблем регионального рынка труда невозможно без преодоления доминирующего положения нанимателя. Монопсонизм работодателя является одним из объективных ограничителей сбалансированности регионального рынка труда, препятствующих его эффективному функционированию. Вопросом монопсонии нарынке труда Правительство РХ практически не занималось. Мнение, что с формированием рыночных отношений конкурентная среда самоорганизуется в оптимальном варианте без вмешательства извне, остается господствующей и сегодня.

Другим блоком реформирования региональной политики должно тать совершенствование деятельности службы занятости с учетом непрерывно меняющихся экономических социальных  процессов, что способствует повышению гибкости рынка труда, обеспечивает подвижность его институциональной конструкции.

3 основных направления действий:

1. подготовка персонала служб занятости в соответствии с требованиями современного рынка труда. Кадровый потенциал службы занятости республики не соответствует требованиям рынка не количественно ни качественно. Если исходить из расчета, что в Швеции на 100тыс. жителей приходится 63 работника государственной службы занятости, то в РХ их должно быть около 350. но по состоянию на 01.01.2004г. фактически работает 188 человек, из них 153 – численность работников городских и  районных центров занятости и 354 работников ДФСЗН по РХ. К тому же еще не все работающие сейчас в этих структурах получили достаточную подготовку и квалификацию, адекватную рыночным условиям (особенно это характерно для районных центров занятости).

2. внедрение современных информационных технологий и Интернета.

3.совершенствование взаимоотношений службы занятости с другими институциональными структурами рынка труда.

Применительно к сибирскому рынку труда, в качестве отличительных черт можно назвать такие, как топливно-энергитическая и сырьевая  специализация Сибири в общероссийском разделении труда, низкая территориальная мобильность рабочей силы. Функционирование рынка труда РХ, в целом отражая развитие общероссийских и сибирских тенденций, имеет свои особенности, к которым относятся: усиление монопсонизма покупателей рабочей силы; приоритетное развитие отраслей группы «А», ориентированных на российский и мировой рынок, что усиливает зависимость экономики региона от внешних факторов; положительное сальдо миграции.

Предложение рабочей силы на рынке труда РХ характеризуется комплексом разнонаправленных тенденций. С одной стороны, рост численности ЭАН и увеличение уровня экономической активности населения, повышение образовательного уровня населения, с другой стороны, увеличение доли женщин, уменьшение доли лиц до 15лет, следствием чего в ближайшей перспективе стане старение рабочей силы, ухудшение ее качественных характеристик. Изменение соотношения на рынке образовательных услуг между начальным и высшим профессиональным образованием в сторону последнего, объективно ведет к уменьшению доли специалистов по рабочим профессиям.

Достижение позитивных изменений на рынке труда России возможно лишь при условии  достижения сбалансированности территориальных и региональных рынков труда.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34045. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения (общие положения) 79.5 KB
  Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения общие положения. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения. В действующем Земельном Кодексе РФ целая глава посвящена закреплению правового режима земель сельскохозяйственного назначения. Правовой режим использования данных земель кроме ЗК РФ регулируется также специальным Федеральным законом от 24 июля 2002г.
34046. Правовой режим земель специального назначения 84 KB
  Землями специального назначения признаются земли отведенные в установленном порядке предприятиям учреждениям и организациям для выполнения соответствующих задач. Общим признаком всех видов земель данной категории является то обстоятельство что данные земли выступают в качестве территориального базиса и не являются сельскохозяйственными т. Правовой режим земель специального назначения распространяется и на земли других категорий. В зависимости от нахождения в той или иной категории земли специального назначения имеют определенный...
34047. Правовой режим земель поселений 48 KB
  Правовой режим земель поселений. Одной из них являются земли поселений. Данные земли представляют собой пространственнооперационный базис располагающихся на них городов и других поселений. Землями поселений признаются земли предоставленные для размещения и развития городов поселков и сельских поселений.
34048. Правовой режим земель природоохранного, рекреационного, историко-культурного назначения. Особо ценные земли 77.5 KB
  Они имеют целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений генетического фонда растительного и животного мира отдельных видов и сообществ растений и животных типичных и уникальных экологических систем. Земля воды недра государственных природных заповедников со всеми находящимися в их пределах объектами растительного и животного мира историкокультурными и другими объектами недвижимости полностью и безвозмездно предоставляются заповедникам в бессрочное постоянное пользование. Имущество государственных...
34049. Правовой режим особо охраняемых территорий, в т.ч. земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов 27 KB
  К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников в т. биосферных государственных природных заказников памятников природы национальных парков природных парков дендрологических парков ботанических садов территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации а также земли лечебнооздоровительных местностей и курортов.Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и...
34050. Охрана земель в Российской Федерации: понятие, цели, содержание 34.5 KB
  Охрана земель в Российской Федерации: понятие цели содержание. Охрана земель. Охрана и защита земель – разные понятия. Законодатель отказался от легального определения охраны земель.
34051. Возмещение потерь сельскохозяйственного производства и потерь лесного хозяйства 54 KB
  57 ЗК РФ убытки в полном объеме в том числе упущенная выгода возмещаются землепользователям землевладельцам и арендаторам земельных участков:1 при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд;2 в связи с ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц;3 при временном занятии земельных участков;4 при ограничении прав собственников земельных участков землепользователей землевладельцев арендаторов.Собственникам земельных участков убытки возмещаются во всех названных случаях кроме случаев изъятия...
34052. Правовой режим земельных участков, на которых находятся объекты недвижимости 128.5 KB
  При этом правовой режим того или иного земельного участка определяется тем для какой цели предназначен данный земельный участок. С этим утверждением не всегда согласны юристы специализирующиеся в области земельного права. В частности основанием для изъятия земельного участка могут например служить факт грубого нарушения правил рационального использования земель или использования земель не по целевому назначению либо случаи когда его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо значительному...
34053. Земля как объект земельных отношений 69 KB
  Земля как объект земельных отношений. Перевод земель или земельных участков – это процедура изменения категории земель или земельных участков урегулированная специальными нормативноправовыми актами ФЗ от 21. â€œО переводе земель или земельных участков из одной категории в другую†Земельный кодекс иные федеральные законы и законы субъектов РФ. Решение о переводе земель или земельных участков принимают следующие органы: 1.