25414

Региональный рынок труда (на примере РХ)

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Региональный рынок труда на примере РХ Рынок – совокупность сделок купли и продажи товаров и услуг взаимодействие производителей и потребителей. Рынок труда – совокупность социальноэкономических отношений в сфере обмена между субъектами хозяйствования по поводу спроса на рабочую силу. Региональный рынок труда – территориальная организация системы отношений возникающих в процессе взаимодействия субъектов региональной экономики направленных на достижение сбалансированности его основных элементов что обеспечивает реализацию целевой...

Русский

2013-08-13

20.3 KB

1 чел.

63. Региональный рынок труда (на примере РХ)

Рынок – совокупность сделок купли и продажи товаров и услуг, взаимодействие производителей и потребителей.

Рынок труда – совокупность социально-экономических отношений в сфере обмена между субъектами хозяйствования по поводу спроса на рабочую силу.

Региональный рынок труда – территориальная организация системы отношений, возникающих в процессе взаимодействия субъектов региональной экономики, направленных на достижение сбалансированности его основных элементов, что обеспечивает реализацию целевой направленности регионального воспроизводственного процесса.

На территории РХ расположены 4 монопрофильных города (Абаза, Саяногорск, Сорск, Черногрск), доля которых от общей численности городов составляет 80%, что является вторым показателем в общероссийских масштабах. В городах с односторонней специализацией хозяйства проживает 188, 7 тыс. человек, что составляет 54,5% населения. В 2003году 6 населенных пунктов на территории РХ были включены в перечень городов и населенных пунктов с моноэкономической структурой и критической ситуацией на рынке.

Общероссийский рынок труда деформирован и функционирует с устойчивым нарушением таких рыночных регуляторов как стоимость и цена рабочей силы, конкуренция. Сибирский рынок труда, являясь составным компонентом  общероссийского, сочетает  развитие общеродовых признаков и специфических особенностей. К числу последних можно отнести: диспропорции в отраслевой структуре экономики, ограничение свободы перелива труда.

Рынок труда РХ формируется в условиях трансформационной и структурной перестройки экономики региона. Имеют место явные квалификационные диспропорции между предложением рабочей силы и спросом на нее со стороны отдельных отраслей.

Анализ основных направлений и программ, реализуемых на рынке труда РХ, позволил сделать вывод о недостаточном внимании к постановке проблемы разработки и задействования механизма, регулирующего ситуацию на рынке рабочей силы, адекватного условиям социально-экономического развития территории. Существование зарегистрированной безработицы в регионе на высоком уровне объективно вело к «замыканию» политики на рынке труда на его текущем регулировании в направлении обеспечения его достаточной проводимости. Поэтому региональная политика состояла и состоит в использовании «традиционных» методов воздействия на спрос и частично предложение рабочей силы для преодоления, прежде всего, количественного дисбаланса. Возникает необходимость переосмысления некоторых подходов к организации  региональной политики. Дальнейший вектор реформ должен быть смещен в сторону совершенствования механизма сбалансированности спроса и предложения рабочей силы, предполагающего тесную увязку новых социально- экономических условий хозяйствования в регионе и мероприятий на ранке труда с использованием достижений мировой практики.

Выделяется 2 блока проблем, решение которых должно содействовать преодолению дисбаланса на рынке труда:

  1.  повышение эффективности региональной политики посредством совершенствования форм и методов воздействия на функционирование рынка труда;
  2.  улучшение институциональной структуры рынка труда.

Систему регулирующих средств можно разделить на 4группы:

  1.  меры, направленные на регулирование спроса на труд;
  2.  меры, направленные на регулирование предложения рабочей силы и повышение ее качества;
  3.  меры, направленные на регулирование заработной платы;
  4.  меры, направленные на развитее конкуренции.

Определенные надежды  на расширение спроса на труд связаны с инвестициямив экономику Хакасии.

     Ориентация региональной экономики на развитие сырьевых отраслей ставит рынок труда в зависимость от внешних факторов, сдерживает процессы реструктуризации спроса на труд.

   При реализации целевых инвестиционных программ регулирования спроса важно соединить 2 линии: снижение трудозатрат и повышение производительности труда (экономическая составляющая) и создание большего количества рабочих мест (социальная направленность).

   В качестве точек опоры и роста региональной экономики должны стать инвестиции в строительство,  инвестиционные проекты в туристический бизнес, машиностроение. Выделение туризма в качестве одного из приоритетных направлений развития экономики связано с тем, что республика обладает богатыми и уникальными природно-климатическими условиям. Безусловно, эта мера позволит поглотить значительную часть незанятого, но нуждающегося в трудоустройстве населения. К тому же становление туристического бизнеса должно способствовать развитию ряда сопряженных  отраслей: общественному питанию, торговле, а также народным промыслам. Для рынка труда республики это означает одно – создание дополнительных рабочих мест, решение проблем безработицы на территориях, примыкающих к курортным зонам.

Ключевое место в комплексном  регулировании спроса и предложения труда занимают нестандартные формы трудоустройства: временная занятость, гибкое рабочее время, рабочее место, занимаемое несколькими лицами, специальные отпуска, надомничество и др.

Использование нетипичных форм занятости на региональном рынке труда может способствовать решению целого комплекса проблем: обеспечение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы, снижение напряженности на молодежном и женском сегментах рынка труда, предоставление возможности получения дополнительного дохода лицам, не способным работать в течении полного рабочего дня (пенсионеры, студенты, инвалиды), кроме того позволит сдержать деградацию рабочей силы.

В настоящее время в республике преобладает вынужденная, недобровольная форма неполной занятости, хотя гибкие формы также имеют место,  преимущественно в негосударственном секторе. Если первое – ненормально, является одним из признаков кризиса, то второе – вполне нормальное и перспективное явление.

Не менее важной и сложной представляется проблема регулирования качественного несоответствия спора и предложения рабочей силы. Одним из важнейших средств его преодоления следует рассматривать систему непрерывного профессионального образования, подготовки и переподготовки безработных. Однако с переобучением кадров в республике не все благополучно. Всеохватная система профессионального образования требует значительных финансовых вложений. Поэтому на ряду с развитием финансируемой государством системы переподготовки кадров необходимо всемерно поддерживать хозрасчетные учебные заведения, создавать льготные условия для частных, кооперативных и других профессиональных структур.

Кадровая политика в современных условиях должна исходить из того, что потребности в кадрах по отдельным профессиям и специальностям должны определяться на перспективу, исходя из прогнозов изменения производственных параметров.

Эффективным средством защиты от профессионально – квалификационного дисбаланса на рынке труда может стать превентивная подготовка и переподготовка рабочей силы. Это определяет необходимость разработки серьезных научных прогнозов, ориентированных на среднесрочную и долгосрочную перспективу социально-экономического развития РХ.

Эффективная региональная политика должна быть ориентирована  не столько  на преодоление последствий негативных явлений на рынке труда, сколько на выявление причин и своевременное и адекватное реагирование с целью их устранения. В этой связи преодоление качественного дисбаланса во многом зависит от профессиональной работы службы занятости, организуемой прежде всего среди молодежи.

Как показали данные опроса, проведенного среди учащихся и студентов 27 профессиональных учебных заведений РХ, уровень информированности молодежи о состоянии рынка труда крайне низкий. Улучшению ситуации на рынке труда РХ в целом и молодежном сегменте в частности будет способствовать реализация следующих мероприятий:

  1.  активизация профориентационной работы в школах;
  2.  развитие экскурсионной практики на предприятиях;
  3.  создание информационных программ, анализирующих положение регионального рынка труда в СМИ;
  4.  введение часов в рамках внеклассной работы в школе и учреждениях начального профессионального образования по основам эффективного поведения на рынке труда.

Решению указанных проблем могло бы способствовать возвращение к практике распределения молодых специалистов, но уже на договорной основе.

Решение проблем регионального рынка труда невозможно без преодоления доминирующего положения нанимателя. Монопсонизм работодателя является одним из объективных ограничителей сбалансированности регионального рынка труда, препятствующих его эффективному функционированию. Вопросом монопсонии нарынке труда Правительство РХ практически не занималось. Мнение, что с формированием рыночных отношений конкурентная среда самоорганизуется в оптимальном варианте без вмешательства извне, остается господствующей и сегодня.

Другим блоком реформирования региональной политики должно тать совершенствование деятельности службы занятости с учетом непрерывно меняющихся экономических социальных  процессов, что способствует повышению гибкости рынка труда, обеспечивает подвижность его институциональной конструкции.

3 основных направления действий:

1. подготовка персонала служб занятости в соответствии с требованиями современного рынка труда. Кадровый потенциал службы занятости республики не соответствует требованиям рынка не количественно ни качественно. Если исходить из расчета, что в Швеции на 100тыс. жителей приходится 63 работника государственной службы занятости, то в РХ их должно быть около 350. но по состоянию на 01.01.2004г. фактически работает 188 человек, из них 153 – численность работников городских и  районных центров занятости и 354 работников ДФСЗН по РХ. К тому же еще не все работающие сейчас в этих структурах получили достаточную подготовку и квалификацию, адекватную рыночным условиям (особенно это характерно для районных центров занятости).

2. внедрение современных информационных технологий и Интернета.

3.совершенствование взаимоотношений службы занятости с другими институциональными структурами рынка труда.

Применительно к сибирскому рынку труда, в качестве отличительных черт можно назвать такие, как топливно-энергитическая и сырьевая  специализация Сибири в общероссийском разделении труда, низкая территориальная мобильность рабочей силы. Функционирование рынка труда РХ, в целом отражая развитие общероссийских и сибирских тенденций, имеет свои особенности, к которым относятся: усиление монопсонизма покупателей рабочей силы; приоритетное развитие отраслей группы «А», ориентированных на российский и мировой рынок, что усиливает зависимость экономики региона от внешних факторов; положительное сальдо миграции.

Предложение рабочей силы на рынке труда РХ характеризуется комплексом разнонаправленных тенденций. С одной стороны, рост численности ЭАН и увеличение уровня экономической активности населения, повышение образовательного уровня населения, с другой стороны, увеличение доли женщин, уменьшение доли лиц до 15лет, следствием чего в ближайшей перспективе стане старение рабочей силы, ухудшение ее качественных характеристик. Изменение соотношения на рынке образовательных услуг между начальным и высшим профессиональным образованием в сторону последнего, объективно ведет к уменьшению доли специалистов по рабочим профессиям.

Достижение позитивных изменений на рынке труда России возможно лишь при условии  достижения сбалансированности территориальных и региональных рынков труда.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29124. Коммерческое представительство 27.5 KB
  Коммерческое представительство. Коммерческим представителем является лицо постоянно и самостоятельно представительствующее от имени предпринимателей при заключении ими договоров в сфере предпринимательской деятельности. Одновременное коммерческое представительство разных сторон в сделке допускается с согласия этих сторон и в других случаях предусмотренных законом. При этом коммерческий представитель обязан исполнять данные ему поручения с заботливостью обычного предпринимателя.
29125. Сроки в гражданском праве и их классификация 33 KB
  В зависимости от того кем устанавливаются сроки: законными зафиксированы в законах и иных нормативных актах законом установлен 3 летний общий срок исковой давности договорными устанавливаются соглашением сторон судебными устанавливаются судом арбитражным или третейским судом 2. По характеру определения сроков последние делятся: –императивные – они точно определены законом и не могут быть изменены по соглашению сторон; – диспозитивные – эти сроки хотя и предусмотрены законом но могут быть изменены соглашением сторон;...
29126. Исковая давность (понятие, сроки, применение) 28.5 KB
  Исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица право которого нарушено. Сроки: Общий срок исковой давности 3 года для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком. Сроки исковой давности и порядок их исчисления не могут быть изменены соглашением сторон. Основания приостановления и перерыва течения сроков исковой давности устанавливаются настоящим Кодексом и иными законами.
29127. Перерыв и приостановление исковой давности. Последствия с ними связанные 30 KB
  Перерыв и приостановление исковой давности. Перерыв течения срока исковой давности предъявлением иска в установленном порядке совершением обязанным лицом действий свидетельствующих о признании долга. После перерыва течение срока исковой давности начинается заново; время истекшее до перерыва не засчитывается в новый срок. Приостановление течения срока исковой давности: если предъявлению иска препятствовало чрезвычайная и непреодолимая сила; если истец или ответчик находится в составе Вооруженных Сил переведенных на военное положение;...
29128. Требования, на которые исковая давность не распространяется 27 KB
  Требования на которые исковая давность не распространяется. Исковая давность не распространяется на: требования о защите личных неимущественных прав и других нематериальных благ; требования вкладчиков к банку о выдаче вкладов; требования о возмещении вреда причиненного жизни или здоровью гражданина. требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения.
29129. Содержание права собственности 25.5 KB
  Собственнику принадлежат права 1 владение т. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия не противоречащие закону. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества если иное не предусмотрено законом или договором. Риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник если иное не предусмотрено законом или договором.
29130. Формы права собственности 49 KB
  В РФ признаются: Негосударственная Государственная: на праве собственности РФ федеральная собственность на праве собственности субъектам РФ собственность субъекта РФ. Земля и другие природные ресурсы не находящиеся в собственности граждан юридических лиц либо муниципальных образований являются государственной собственностью. Имущество находящееся в государственной собственности закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение пользование распоряжение.
29131. Основания возникновения права собственности и их классификация 32 KB
  Находка Нашедший потерянную вещь обязан немедленно уведомить об этом лицо потерявшее ее или собственника вещи и возвратить ему найденную вещь. Вещь может быть также сдана транспортной организации в милицию или орган местного самоуправления. В случае неустановления владельца вещи в 6 месяцев нашедший вещь приобретает право собственности на нее. При возврате вещи владельцу нашедший вещь вправе потребовать от него вознаграждение за находку в размере до 20 стоимости вещи а также возмещение необходимых расходов связанных с хранением или...
29132. Приобретательская давность как основание возникновение права собственности 26.5 KB
  Приобретательная давность лицо гражданин юридическое лицо не являющееся собственником имущества но добросовестно открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение 15 лет либо иным имуществом в течение 5 лет приобретает право собственности на это имущество. Приобретательная давность это новая для отечественного законодательства форма приобретения права собственности. Право собственности на недвижимое и иное имущество подлежащее государственной регистрации возникает у лица приобретшего это...