25419

Сущность и технология проектирования и моделирования в социальной работе

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Сущность и технология проектирования и моделирования в социальной работе Социальное проектирование это проектирование социальных объектов социальных качеств социальных процессов и отношений. В отличие от проектирования таких объектов при изменении которых не учитывается субъективный фактор при проектировании социальных объектов этот фактор должен учитываться. Его учет во многом предопределяет специфику социального проектирования. При этом в основания социального проектирования должны быть заложены следующие параметры: противоречивость...

Русский

2013-08-13

22.54 KB

33 чел.

31. Сущность и технология проектирования и моделирования в социальной работе

Социальное проектирование - это проектирование социальных объектов, социальных качеств, социальных процессов и отношений. В отличие от проектирования таких объектов, при изменении которых не учитывается субъективный фактор, при проектировании социальных объектов этот фактор должен учитываться. Его учет во многом предопределяет специфику социального проектирования. При этом в основания социального проектирования должны быть заложены следующие параметры:

• противоречивость социального объекта;

• многовекторность развития социального объекта;

• невозможность описания социального объекта конечным числом терминов любой социальной теории (принципиальная неформализуемость);

• многофакторность бытия социального объекта;

• наличие множества субъективных составляющих, определяющих соотношение должного и сущего в отношении развития социального объекта;

• субъективные факторы формирования социального ожидания, социального прогноза и социального проектирования;

• факторы, определяющие разные критерии оценки зрелости развития социального объекта.

К средствам осуществления социального проектирования относятся те (в том числе технические, математические и логические), при помощи которых получается, анализируется и перерабатывается информация о состоянии систем и процессов, тенденциях их развития, возникновения и развития проблемной ситуации, потребностях субъектов, средств, при помощи которых ведется непосредственное проектирование, создаются знаковые сообщения, словесные описания, таблицы, чертежи, бланки, схемы, сети взаимодействий, макеты, коды, символы, алгоритмы, блок-таблицы, матрицы и другие носители, осуществляется управление процессом проектной деятельности. В настоящее время широкое распространение получили технические средства проектирования, в том числе системы автоматизированного проектирования.

Этапы социального проектирования. Условно выделяют следующие этапные цели социального проектирования: определение проектной проблемы; проведение проектных исследований; разработка проектной программы; формирование проектного целого; реализация проектного образца.

Непосредственно этапы проектирования, служащие структурированию проектной деятельности, могут быть представлены в следующем виде. Необходимо акцентировать внимание на том, что указанная схема имеет наиболее традиционный и общий характер, однако в практике социальной работы возможны некоторые отступления от данной схемы, что зависит исключительно от специфики проектируемого социального объекта и разрешаемой проблемы. Итак, этапы проектирования следующие:

l-й этап. Формулирование проблемы - определение проблемной ситуации, требующей целенаправленных действий для ее преобразования;

2-й этап. Социальный заказ - уяснение необходимости разрешения некоторой социальной проблемы с помощью моделирования возможных вариантов преобразуемой социальной ситуации;

З-й этап. Паспортизация объекта - получение точных данных о системе, процессе или явлениях, описание их состояний, функционирования и развития. Паспорт - это сводный документ, в котором отображаются количественные и качественные параметры системы, влияющие на функционирование и развитие, производится анализ структуры элементов.

Этапы создания паспорта социальной структуры (общая схема): а) определение характеристик и параметров, влияющих на нормальное функционирование и развитие системы, их классификация и дифференциация; б) разработка форм паспорта (внесение показателей, которые будут изменяться под воздействием управляющей подсистемы); в) заполнение форм паспорта, получение необходимых данных: работа с документами, анкетирование, интервьюирование.

4-й этап. Определение целей - на данном этапе производится планирование действий, необходимых для достижения некоторой цели, а также установление сроков, затрат, оценочных критериев, позволяющих наблюдать степень адекватности процесса достижения поставленной цели. Формулировка цели может быть отражена в различных видах, так, например, в графическом - в виде «дерева целей», выражающего отношения между различными целями, их оценками и этапами, при этом построение такового графа требует досконального изучения проблемной ситуации и тех объектов, которые предполагаются для воздействия социального проектирования.

5-й этап. Установление основных задач - формулирование задач проектной деятельности, реализация которых имеет возможность способствовать достижению поставленных ранее целей, причем задачи должны выглядеть достаточно конкретными, являясь этапами приближения к поставленной цели социального проекта.

6-й этап. Выбор стратегии проектной деятельности - сформулированные задачи, очевидно, должны реализовываться с помощью конкретных средств, мероприятий, действий, последовательность и взаимозависимость которых должны быть определены на этапе, предваряющем составление организационной программы и рабочего плана проектной деятельности. К содержательной характеристике проектных стратегий мы обратимся несколько позже.

7-й этап. Составление организационной программы - организационная программа обеспечивает целенаправленную и согласованную деятельность социальных проектировщиков на всех стратегических этапах проектирования. С ее помощью создается и поддерживается на протяжении всего процесса проектирования организация проектной активности как динамичной структурной целостности. Организационная программа имеет следующую типизированную структуру: формулирование целей и задач проектной деятельности непосредственно для проектировщика; определение содержания ролей и распределение последних в зависимости от способностей деятелей; каталогизация объектов проектирования; четкое изложение действий, планируемых для достижения поставленной цели; перечень средств действий и ожидаемых результатов;

8-й этап. Прогнозирование - это предвидение тенденций и перспектив возможного развития социальных систем, объектов, общественных явлений, процессов. Прогноз описывает будущее состояние системы. В основе прогнозирования лежат три взаимодополняющих источника информации о будущем: экстраполяция в будущее тенденций, закономерностей развития, которые хорошо известны в прошлом и настоящем; моделирование объектов исследования, представление их в упрощенной форме, схематическом виде, удобном для получения выводов прогнозного характера; прогнозная экспертная оценка.

9-й этап. Моделирование - на основе многочисленных вариантов верификации и корректировки прогнозов производится моделирование будущих состояний систем и процессов. В настоящее время моделирование - один из наиболее распространенных приемов познания и обязательная часть любого исследования. Модель - это такая мысленно представляемая или материально реализованная система, которая, отображая и воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает новую информацию об этом объекте.

10-й этап. Конструкт - это выбор из множества моделей наиболее эффективной, обеспечивающей наименьшие затраты при достижении запланированного результата.

11-й этап. Проект системы - на этом этапе идеальная модель выражается в системе знаков, определяются проективные особенности проектируемой системы и отдельных ее элементов, уточняются связи, наличествующие в ней.

Соц. проектирование является систематическим описанием соц. эксперимента, одной из форм опережающего отражения соц. действительности; содержащее предположения относительно данной разработки на практике. Результат соц. проектирования - это научно обоснованное определение вариантов планового развития новых соц. процессов и явлений. В практике СР социальное проектирование имеет тесную связь с технологией реализации проекта. Технологию социального проектирования следует конструировать, основываясь на методологических положениях соц. проектирования и на методологии соц. наук. Основная цель соц. проектирования - создание соц. проектов, которое отображают будущее желаемого состояния системы. Методики соц. проектирования; 1. Матрицы идей (несколько перемешанных вырабатываются различные варианты решений) Существуют следующие методики матрицирования. Социальное картографирование - особый способ организации и представления данных в виде проблемно ориентированной "сетки", характеризующей «поисково-прогнозно-проектное поле» применительно к исследуемому социальному объекту. Выборочные опросы местных жителей с использованием анкет, интервью и других достоверных способов, позволяющих диагностировать проблемные жизненные ситуации и пути их разрешения. Экспертный опрос должностных лиц и специалистов-практиков, исследователей, изучающих существующие социальные проблемы и способы их разрешения. Эта методика дополняется анализом нормативных документов и специальной литературы по данной проблеме. Организация мониторинга, способствующего отслеживания постоянства показателей в области исследуемых проблем, с тем чтобы на основе существующих тенденций иметь возможность делать прогнозы о перспективах состояния социального объектта.2. вживание в роль - помогает получить более точное представление о том, что нужно сделать в процессе проектирования. 3. аналогии (определенные регионы могут служить эталоном);4. ассоциации - заключается в том, что при подготовке проекта нередко возникает необходимость принятия новых решений, которые вызваны неудовлетворительностью существующей практики.

5. метод мозгового штурма (генерация идей) - более интенсивная методика, дающая боле высокие результаты.

В широком смысле моделирование - многоплановый метод исследования, один из путей познания. Оно предполагает исследование реально существующих предметов, явлений, социальных процессов, органических и неорганических систем. А это значит, что сферы применения моделирования, по существу, неограничены. Им охватываются все процессы. Но это вовсе не означает что моделирование является единственным и исчерпывающим методом познания, хотя моделирование присуще всякому познавательному процессу.

Соц. моделирование - это специфическое многофункциональное исследование. Его глав. Задача воспроизвести на основании сходства с существующим объектом другой, заменяющий объект (модель). Модель- это аналог оригинала. Цели моделирования в СР-е : 1. Отображение состояния проблем на данный момент; выявить критические моменты.

2. Определить тенденции развития и те факты, влияния которых можно скорректировать нежелательное развитие; активизировать деятельность государственных и иных организаций и лиц в поисках оптимальных вариантов разрешения соц. задач. Социальная модель может представлять собой математическое уравнение, графическое отображение различных факторов, таблицы взаимозависимых признаков (событий, явлений) и т.д. Информационное значение соц. модели можно оценивать по степени точности отображения (прогнозирования) изменений изучаемых социальных процессов и явлений (зависимые признаки) при новых значениях независимых признаков (объективных условиях). Необходимо учитывать, что моделирование всегда применяется вместе с другими общенаучными и специальными методами, на основе междисциплинарного подхода; особенно когда оно используется для исследования глобальных проблем, отличающихся многоплановостью, т.е. охватывающих, по существу, всю жизнедеятельности человека. Наиболее распространенными методами моделирования в соц. сфере является разработка, анализ и исследование модели проблемной ситуации, моделей нововведений (инновационных моделей), эвристических моделей и специальных математических моделей.

Особенность моделирования в СР-е составляют моделирование соц. процессов: прогностическая модель доходов населения и оплат труда (прожит, минимум, з/плата); модель соц. системы.

В процессе реализации любых социальных мер возможны альтернативные подходы, непредвиденные ситуации, непредвиденное воздействие тех или иных факторов, что и предполагает множество вариантов моделей, которые отражают измененное сочетание тех или иных социальных факторов, влияющих на исследуемые процессы. Одной из практических задач в соц. сфер и в практике моделирования является определение наиболее значимой проблемы и цели ее исследования.

В целом модель должна соответствовать следующим требованиям.

1. Модель должна удовлетворять требованиям полноты, адекватности и эволюционности. Она должна обеспечивать возможность включения достаточно широкого диапазона изменений добавлений, чтобы было возможно последовательное приближение к модели, удовлетворяющей исследователя по точности воспроизведения социального объекта, явления, процесса.

2. Модель должна быть достаточно абстрактной, чтобы допускать варьирование большим числом переменных но не настолько абстрактной, чтобы возникали сомнения в надежности и практической полезности полученных на ней результатов.

3. Модель должна удовлетворять условиям, ограничивающим время решения задачи.

4. Модель должна ориентироваться на реализацию с помощью существующих возможностей, т. е. быть осуществимой на данном уровне развития общества.

5. Модель должна обеспечивать получение новой полезной информации на социальном объекте (явлении, процессе) в плане поставленной задачи исследования.

6. Модель должна строиться с использованием установившейся терминологии.

7. Модель должна предусматривать возможность про верки ее истинности, полноты соответствия ее изучаемому социальному объекту, явлению, процессу.

Моделирование применяется тогда, когда сам объект исследования (в силу территориальной отдаленности, невозможности одновременного анализа всех его Составных частей) не может исследоваться непосредственно.

Уровень использования модели характеризуется такими показателями:

• определена цель применения модели;

• углублено знание по тем или иным аспектам применения модели в социальной сфере;

• используется в системе научного знания, в системе подготовки кадров, в учебных заведениях.

Не менее важным является рассмотрение структуры моделей. В структуру моделей входят три основных компонента: совокупность направлений развития объекта познания; побудительные силы развития; факторы внешних воздействий.

При исследовании важно зафиксировать степень реализованного воздействия всех основных компонентов на предыдущем этапе познания объекта что может быть осуществлено при ретроспективном анализе. Подобный подход в значительной мере предопределяет предвидение развития исследуемого объекта, базирующееся на опыте прошлого, сравнении с ним, опирающееся на репрезентативные массивы информации.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

67798. РЕНТГЕНОГРАФИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОРИЕНИРОВКИ НЕОГРАНЕННЫХ МОНОКРИСТАЛЛОВ МЕТОДОМ ЛАУЭ 2.04 MB
  В методе Лауэ дифракционная картина получается от неподвижного монокристалла при облучении его непрерывным спектром рентгеновского излучения. Образцом может служить как изолированный кристалл, так и достаточно крупное зерно поликристалла.
67799. КОДИРОВАНИЕ ОТКРЫТОГО ТЕКСТА И ДВОИЧНЫХ ДАННЫХ 203 KB
  Информация подлежащая зашифрованию и расшифрованию представляется различными способами чаще всего в виде текстов записанных в некотором алфавите. Под кодированием обычно понимают представление информации в виде знаков букв алфавита. Алфавит конечное множество знаков используемых для кодирования информации.
67800. КОДУВАННЯ ВІДКРИТОГО ТЕКСТУ І ДВІЙКОВИХ ДАНИХ 190.5 KB
  Інформація, що підлягає зашифруванню і розшифруванню, представляється різними способами, найчастіше у вигляді текстів, записаних в деякому алфавіті. Під кодуванням звичайно розуміють представлення інформації у вигляді знаків (букв алфавіту). Знак – подія або матеріальний об'єкт, виникнення...
67801. Основи роботи в середовищі MatCAD 1.27 MB
  Запис змінних виконується з клавіатури, знаки операцій брати з плітри операцій або з клавіатури. Наприклад (див. приклад далі) При записі виразів зявляється курсор в вигляді кута (голубого кольору), горизонтальна та вертикальна частини якого показують до якої частини виразу буде записана наступна операція.
67802. МЕТОД ПОРОШКОВ 1.27 MB
  При исследовании образцов со сложной структурой и с большими периодами решетки для уменьшения возможности наложения дифракционных линий которых в этом случае получается очень много целесообразно применять длинноволновое излучение например хрома или железа. Промер линий должен проходить строго по середине рентгенограммы.
67803. ПІДСТАНОВКИ І ЛІНІЙНІ ПЕРЕТВОРЕННЯ 554 KB
  Мета роботи – вивчити основні властивості лінійних перетворень і підстановочних матриць, необхідні для математичного опису регістрів зсуву з лінійним зворотним зв’язком. Короткі теоретичні відомості. Векторні простори. Нехай – непорожня множина елементів будь-якої природи, які позначатимемо і нехай – деяке поле...
67804. ПОДСТАНОВКИ И ЛИНЕЙНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ 578.5 KB
  Цель работы – изучить основные свойства линейных преобразований и подстановочных матриц, необходимые для математического описания регистров сдвига с линейной обратной связью. Краткие теоретические сведения. Векторные пространства. Пусть – непустое множество элементов любой природы, которые будем обозначать...
67805. Основи роботи в середовищі MatCAD. Ознайомлення з методами рішення рівнянь 359.5 KB
  Рішнння систем нелінійних рівнянь або нерівностей Знайти рішення системи (таблиця №4 додаток). Виконати перевірку рішення. Знайти рішення при різних значення початкових даних. Визначити - система має один чи декілька розв’язків.
67806. ПРЕЦИЗИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРИОДОВ РЕШЕТКИ 612 KB
  Одной из важнейших характеристик вещества является его период кристаллической решетки. По периодам решетки вещества можно судить об образовании, концентрации и типе твердого раствора, о наличии остаточных напряжений, определять коэффициенты термического расширения и решать многие другие металловедческие задачи.