25420

Сила в социальном конфликте

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Её предметом стало объяснение процессов жизни функционирование и развитие общественных систем и подсистем по средством категории конфликта.Фрейда причина конфликта в расчленении человека на ОНО Я СВЕРХЯ Центральным понятием теоретической системы К. В отечественной психологии наиболее полное и последовательное описание явлений психологического конфликта принадлежит В. Им разработана проблема психологического конфликта проанализирована мотивация личности в конфликтной ситуации описаны социально – типичные отношения личности в...

Русский

2013-08-13

68.5 KB

3 чел.

Изменяющаяся социальная ситуация резко обострила чувство личной причастности индивидуума ко всему происходящему и расширила рамки свободы реагирования и поведения, что ведет к все возрастающей конфликтности между индивидами.

Конфликты возникают в процессе взаимодействия, общения индивидов между собой, поэтому они существуют столько, сколько существует человек.

Конфликт – весьма сложное социальное и психологическое явление. Каждый конфликт по-своему уникален, неповторим, как и поведение отдельного человека в конфликтных ситуациях.

До определенного времени практика обходилась без специальных знаний о конфликте. В первые предметом научного познания стали конфликты между государственной властью и обществом, отдельными социальными группами. Конфликтология как наука сложилась в середине 70-х г.г. ХХ века (С.В. Тетерский) в недрах западной политологии, социологии, социальной психологии, менеджмента. Её предметом стало объяснение процессов жизни, функционирование и развитие общественных систем и подсистем, по средством категории конфликта.

В исследовании конфликтов можно выделить два основных направления:

1. функционалистская (является причиной возникновения конфликтов и изучая функции, их наложение друг на друга регулирует их взаимодействие можно избежать конфликтов)

2. структурно-реалистская (они увязывают конфликт со структурой общества (Маркс, Вебер)).  

Существует множество определений термина конфликт. Само же слово “conflict us” в переводе с латинского означает столкновение.

С точки зрения Т. Парсонса, конфликт нарушает социальный порядок. Конфликт свидетельствует о дезорганизации и кризисе социальной системы. М. Дойч полагает, что “конфликт существует тогда, когда сталкиваются несовместимые друг с другом намерения действовать”.

Конфликт – центральное понятие теории психоанолиза. По традиционной психоаналитической концепции человек имеет конфликтную природу. С точки зрения З.Фрейда, причина конфликта в расчленении человека на «ОНО», «Я», «СВЕРХ-Я» Центральным понятием теоретической системы К. Хорни является понятие базисной тревожности, однако, в отличие от З. Фрейда и К. Юнга (поведение и поступки личности определяются психической энергией человека, её обращенностью на внешнюю среду или внутренний мир), К. Хорни не считает, что конфликт свойствен природе человека изначально. Уже начиная со своих ранних работ, она исходит из того, что неврозы генерируются нарушением равновесия в человеческих взаимоотношениях”. Под влиянием базисного чувства тревожности человек вырабатывает компенсирующие стратегии поведения.

В отечественной психологии наиболее полное и последовательное описание явлений психологического конфликта принадлежит В.С. Мерлину.  Им разработана проблема психологического конфликта, проанализирована мотивация личности в конфликтной ситуации, описаны социально – типичные отношения личности в конфликтах и влияние конфликтной ситуации на формирование характера.

Андреев В.И. дает такое понятие конфликта: “Конфликт – это процесс резкого обострения противоречия и борьбы двух или нескольких сторон – участников в решении проблемы, имеющей личную значимость для каждого из его участников”. Он также предлагает “формулу” отличия конфликта от конфликтной ситуации:

ПРОБЛЕМА + КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ + УЧАСТНИКИ КОНФЛИКТА + ИНЦИДЕНТ = КОНФЛИКТ.

Конфликтная ситуация - это ситуация скрытого или открытого противоборства двух или нескольких сторон – участников, каждый из которых имеет свои цели, мотивы, средства или способы решения проблемы, имеющей личную значимость для каждого из ее участников.

Источники конфликтов – это противоречия, а противоречия возникают там, где есть рассогласования (целей, средств, мотивов деятельности; потребностей; взглядов, убеждений и др.).

Бихевиористски ориентированные исследователи утверждают, что о конфликте можно говорить только тогда, когда имеются альтернативные возможности реагирования. Наконец, с точки зрения когнитивной психологии, в конфликте сталкиваются идеи, желания, цели, ценности – словом, феномены сознания.

Л. Козер вслед за Г. Зиммелем рассматривает конфликт как одну из форм социализации. Под конфликтом в собственном смысле Л. Козер предлагает понимать “борьбу по поводу ценностей и притязаний из-за дефицита статуса, власти и средств, в которой цели противников должны быть нейтрализованы, ущерблены их соперникам”.

В теории конфликтов принято описывать конфликт как борьбу с целью нейтрализации противника, нанесения ему ущерба, как психическое напряжение и враждебность, как достижение своих целей за счет подавления противоположных им.

Конфликтология - наука, изучающая конфликты, выработала две основные модели для описания конфликтов: процессуальную и структурную.

Процессуальная модель делает акцент на динамике конфликта, возникновении конфликтной ситуации, переходе конфликта из одной фазы в другую.

Структурная модель конфликта делает акцент на анализе условий, лежащих в основе конфликта.

Социальные конфликты объективно неизбежны в любой социальной структуре. Более того, они являются необходимым условием общественного развития.

Социальный конфликт – это открытое противоборство, столкновение двух и более субъектов и участников социального взаимодействия, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности.

Субъект – это «активная сторона», способная создать конфликт и влиять на его ход. Участник конфликта может сознательно, или не вполне сознавая цели противостояния, принять участие в конфликте, а может случайно или помимо его воли быть вовлеченным в конфликт.

Сила в социальном конфликте – это возможность и способность сторон конфликта реализовать свои цели вопреки противостоянию оппонента.

Окружающая среда также является одним из элементов в структуре социального конфликта. Она состоит из физической среды (географических, климатических и других факторов) и социальной среды – определенных социальных условий, в которых развивается конфликт.

Одним из непременных элементов конфликта является объект – это конкретная причина, мотивация, движущие силы конфликта.

По проблемам классификации социальных конфликтов среди исследователей нет единой точки зрения. Так, если за основание берутся особенности сторон, то можно выделить межличностные, конфликты между личностью и группой, внутригрупповые, межэтнические и межгосударственные конфликты. Если за основание классификации берутся сферы общественной жизни, в которых проявляется конфликт, то можно говорить о политических, экономических, социальных, семейно-бытовых и т.п.

Конфликт – это сложное динамическое образование, имеющее свои границы, содержание, этапы и свои формы динамики.

В западной социально – психологической литературе динамика конфликта понимается в двух планах: широком и узком. В широком смысле слова динамика трактуется как последовательная смена определенных стадий или этапов, характеризующих процесс развертывания конфликта, от возникновения конфликтной ситуации до разрешения конфликта. В узком смысле динамика конфликта рассматривается в контексте лишь одной, но наиболее острой его стадии – конфликтного взаимодействия.

Ход конфликта А.Д. Сергодеев разделили на этапы и фазы. I этап – предконфликт – включает фазы скрытого развития противоречий, выявление противоречий и обострение противоречий. II этап – собственно конфликт – включает фазу столкновения и фазу затухания конфликта. III этап представляет период, включающий последствия конфликта.

На основе понимания динамики развития конфликта как “внезапной или постепенной смены взаимоотношений общающимися, взаимодействующими личностями, зависящей от их эмоциональных отношений, свойств характера и значимости преследуемых целей и влияющих на них факторов реальной действительности”, Н.Ф. Феденко и В.П. Галицкий выделяют в ней следующие этапы:

  1.   возникновение конфликтной ситуации;
  2.   усиление конфликтной напряженности;
  3.   возникновение повода, толчка для обстоятельства создающих конфликт;
  4.   наступление самого конфликта;
  5.   разрешение конфликта или усугубление конфликтной ситуации;
  6.   послеконфликтный период.

Конфликтующая сторона, как правило, неадекватно воспринимает оппонента. К типичным искажениям восприятия Е. Мелибруда относит следующее: 1. «Иллюзия собственного благородства», когда мы считаем, что являемся жертвой злобного противника и, с точки зрения морали, сами ведем себя образцово. 2. «Поиск соломинки в глазу другого». В конфликте чрезвычайно важно уметь следить не только за оппонентом, но, в первую очередь, за самим собой. 3. «Двойная этика». Человеку свойственно приукрашивать собственное поведение даже перед самим собой. 4. «Все ясно».

Составляющей единицей конфликта является поведение – как совокупность внешних действий и внутренних процессов индивидуальности в определенных условиях. “Стиль поведения – это относительно устойчивая совокупность целей, осознаваемых или неосознаваемых личностью действий, операций и реакций, направленных на разрешение конфликта или выход из него в определенном пространстве и в ситуации непосредственного взаимодействия”.

Анализ исследований по психологии конфликта позволяет выделить стили или стратегии конфликтного поведения:

  1.  соперничающая – навязывание другой стороне выгодного для себя решения;
  2.  проблемно – решающая – поиск решения, которое удовлетворяет обе стороны;
  3.  уступающая – снижение своих запросов, в результате частичная неудовлетворенность исходом конфликта;
  4.  избегающая – уход из ситуации конфликта (физический или психологический);
  5.  бездействие – нахождение в ситуации конфликта, но без всяких действий по его разрешению.

Наступательная стратегия соперничества подразумевает любые попытки урегулировать конфликт на условиях одной стороны без учета интересов другой.

Сетка Томаса – Килмена демонстрирует, что выбор конфликтного поведения зависит как от интересов участвующих в конфликте сторон, так и от характера предпринимаемых ими действий. Согласно этой модели можно выделить следующие стили поведения: уклонение (избегание); соперничество (борьба); приспособление; сотрудничество; компромисс.

Для социального работника-профессионала нет секретов в человеческих взаимоотношениях. Конфликтология представляет интерес для социальных работников, т.к. они работают с людьми и участвуют в регулировании социальных отношений.

Социальная работа изучает главным образом межличностные, внутриличностные и личностно-групповые конфликты. Социальная работа как наука изучает потенциально и реально существующие конфликты между личностью и социальной средой, взаимоотношения человека с другими людьми, которые имеют конфликтный характер.

Современная Россия – одна из самых конфликтных стран мира. Социальные конфликты определяют характер деятельности всех социальных институтов и групп, придают социальным отношениям принципиально новые качества. Социальные работники имеют дело с остроконфликтными категориями населения (инвалидами, пенсионерами, беженцами и др.) и призваны содействовать ослаблению социальной напряженности. Поэтому содержание науки социальной работы, ее объект, предмет, категории не могут осмысливаться вне конфликтологического аспекта. В противном случае неизбежен ее отрыв от реальных общественных запросов, возможна искаженная интерпретация ее функций и предназначения.

Конфликтом в социальной работе может быть и несоответствие личных и профессиональных ценностей специалиста. Например у практического работника в семейной службе, являющегося противником абортов, могут возникнуть трудности при обсуждении этой проблемы с беременной юной девушкой.

Конфликтологически насыщенными являются и некоторые методы социальной работы: социодрама, психодрама, т.к. они есть не что иное, как проигрывание в ролях конфликтных ситуаций в стихийно организованных сценах.

Типы конфликтного взаимодействия

1. ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ

Социальный работник, оказывая помощь клиенту всегда включается в решение сложных конфликтных проблем. Его клиент чаще всего испытывает внутриличностный конфликт. Знание общих проблем внутриличностного конфликта – непременное условие дальнейшего усвоения навыков общения, регулирования и разрешения конфликтной ситуации.

Внутриличностный конфликт обусловлен самой природой, психикой человека, ее развитием и изменением, а также наличием взаимосвязи внутреннего мира человека и внешней среды. Конфликты представляют собой столкновение внутри личности равных по силе, но противоположно направленных мотивов, потребностей, интересов.

Классификация: - эквивалентный (приближение-придвижение) – субъект должен выполнить две или более важных дела, обычно разрешается через компромисс/частичное замещение

                           - витальный (избегание-избегание) – субъект должен принимать непривлекательные для него решения (например: уволится с работы и искать новую, либо работать на малооплачиваемом, неинтересном месте)

                           - амбивалентный (приближение-удаление) – когда одни и те же действия и привлекают и отталкивают

                           - фрустрирующий конфликт (приближение-избегание) – когда желаемый результат, действие не одобряется обществом, его нормами и правилами.

Разрешается открытым способом (индивид принимает решение, прекратил колебание и приступил к выполнению принятого решения) и скрытым способом (человек не понимает, что конфликтует – истерия; симуляция; страдание; сублимация (перевод психологической энергии в другую область деятельности); компенсация (возмещение утраченного, путем обретения других целей); уход от деятельности; неврастения; номадизм (изменение места жительства, работы); идеализация (абстрагирование); регрессия (подавление чувств и желаний); эйфория (показное веселье)).

Главное во внутриличностном конфликте – помочь человеку принять решение и поддержать это решение, каким бы оно ни было.

2. МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ

Его анализ помогает скрыть причины трудностей, переживаемых и испытываемых клиентом, а соответственно и выявить оптимальный способ разрешения конфликта. Межличностный конфликт возникает тогда, когда в основе взаимодействия лежат несовместимые, противоположные интересы, потребности, ценности. Если в межличностном конфликте задействованы интересы, цели, ценности отдельных людей, тогда его можно считать межличностным, а если они затрагивают группу в целом, то внутригрупповым. Для участников этого конфликта характерно наличие внутренней и внешней позиций в конфликте. Внешняя позиция – открыто предъявляемые оппоненту требования, установки, а внутренняя – истинные мотивы.

Подходы к исследованию межличностных конфликтов:  1) мотивационный (источник конфликта – мотив); 2) когнитивный (источник - поведение); 3) деятельностный (источник – совместная деятельность, групповые процессы); 4) организационный (источник – в сфере управленческих отношений). От подходов формируются виды (соответствуют названиям подходов).

Межличностный конфликт производен от внутреннего состояния личности. Выделяют три уровня межличностных конфликтов: 1. межличностное столкновение

                                                                      2. ссоры

                                                                      3. скандал-кризис

Разновидностью межличностностных конфликтов, с которыми чаще сталкиваются социальные работники являются семейные конфликты, причинами которых являются следующие обстоятельства (по убывающей): 1. ограничение свободы, активности, самовыражения членов семьи                           2. наличие противоправных интересов

                                                                             3. сексуальная дисгармония

                                                                             4. общий авторитарный тип

                                                                             5. авторитетное вмешательство родни

                                                                             6. материальные проблемы.

Семейный конфликт рассматривается как способ выражения и разрешения противоречий, лежащих в основе развития сложнейшей системы, каковой и является семья. Противоречия заложены в самом механизме функционирования семьи как малой социальной группы, а конфликт, будучи формой проявления и разрешения этих противоречий, обнаруживает себя во взаимоотношениях и взаимодействии членов семьи.

Для семейных конфликтов характерны крайне не однозначные и потому неадекватные ситуации, связанные с особенностями поведения людей в конфликтах. Демонстрируемое поведение часто маскирует истинные чувства и представления о конфликтной ситуации и друг о друге.

По степени опасности для семейных уз конфликты могут быть:

- неопасными – возникают при наличии объективных трудностей, усталости, раздражительности. Про такие конфликты часто говорят: «К утру все пройдет»;

-  опасными – разногласия возникают из-за того, что один из супругов должен, по мнению другого, изменить линию поведения, отказаться от каких-то привычек и т.п., то есть ставится проблема, которая требует разрешения дилеммы: уступать или нет;

- особо опасными – приводят к разводам.

Любой семейный конфликт сопровождается фрустрацией, переживанием неудачи.

Признаки межличностного конфликта: актуализация потребностей (заострение); психическая напряженность; неуправляемость эмоциями; перенос причин неудач на противника; демонстрация враждебности, агрессия; нанесение ущерба; формирование отрицательных установок в поведении.

3. КОНФЛИКТ ИНДИВИД-ОБЩЕСТВО

Когда у человека неправильно произошла социализация. Конфликт социализации. Психология человека, который вырос не в ту эпоху. Данное взаимодествие отражает особенности социального положения клиента. Его окружение – качество его социализированности. Данный конфликт происходит на микро-уровне (межличностные отношения в конкретной группе) и макро-уровне (область общественных отношений). Этот конфликт связан с легитимностью власти, социализацией индивидв, с гражданским обществом и политическими партиями. Причина этого конфликта в разной логике, т.е. человек развивается по своей логике, а общественные интересы по своей.

Можно по-разному относиться к конфликту. Однако конфликты существовали всегда, существуют и будут существовать в дальнейшем. Чарльз Диксон когда-то сказал: “…Если в вашей жизни нет конфликтов, проверьте, есть ли у вас пульс”.

Функции конфликта: позитивные

                                     1.оптимизация, установление баланса сил

                                     2.интеграция и стабилизация

                                     3.информационно-сигнальная

                                     4.инновационная (в конфликте всегда показываются качественные и количественные параметры)

                                       негативные

                                     1.истощение ресурсов

                                     2.деформация отношений

                                     3.разрушение отдельных элементов, организаций их подавление          

PAGE  2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

66985. День Вчителя 56.5 KB
  На вулиці знову осінь А літо пропало в імлі. Ведучий: Красуня-осінь Справжня чарівниця. Ведучий: Такосінь це не тільки пора рокуосінь це свято. Звучить пісня Осінь Ведучий: У осені свят багато це знають тут усі Та два шкільних є свята в усій її красі...
66986. Цінність держави визначається цінністю її громадян 33.5 KB
  Найщасливіша та людина яка потрібна всім 2 група: Щастя у праці 3група: Щастя за гроші не купиш 4 група: Щастя у коханні 5 група: Щастя у подоланні себе у самовдосконаленні 6 група: Якщо хочеш бути щасливим будь ним Ви майбутнє України. Додаток Надпис на дошці: Щастяце вічна дорога земна Щастяце літо зима і весна...
66987. «Права та свободи твої, дитино» 54 KB
  Мета: познайомити учнів із правами дитини, показати важливість юридичного закріплення права дітей на особливе піклування та допомогу з боку суспільства та держави. Виховувати в учнів розуміння цінності особистості кожної дитини, необхідності дотримання її прав.
66988. ЗАОЧНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ДНЕПРУ 56 KB
  Днепр - украинское название Дніпро, древнегреческое название Борисфен. Вторая после Волги река восточной Европы. Берет начало на Валдайской возвышенности и протекает по территории России, Беларуси, Украины. Делится натри часті, верхнее течение - от истока до Киева, среднее течение от Киева до Запорожья, и нижчеє течение - от Запорожья до устья.
66989. Образ Добрыни Никитича (былинский сказ). Иллюстрация к былине (портрет богатыря) 28 KB
  Цели: создать у детей целостный литературно-художественный образ былинного героя; показать его в творчестве художников; представить самим и воплотить представленное в рисунке; сформировать понятие о былине виде устного народного творчества; развивать интеллект логическое мышление учащихся...
66990. Морально-етична година 64.5 KB
  Обладнання: на дошці записана тема заняття прихована паперовою смужкою; оформлені висловлювання про добро: Раз добром нагріте серце вік не охолоне.Шевченко Добра людина із доброї скарбниці серця добре виносить а лиха із лихої виносить лихе. Життя таке коротке: поспішайте робити добро.
66991. Ми прийшли у цей світ, щоб творити добро 101.5 KB
  Допомогти учням зрозуміти зміст людського життя визначити своє місце в ньому навчити відрізняти добро від зла; сприяти вихованню в них людяності чесності працьовитості відповідальності любові до людей до рідної землі. На фоні музики читець декламує духовні заповіді Матері Терези Життя це можливість...
66992. «НЕМАЄ ВИЩОЇ СВЯТИНІ НІЖ ЧИСТЕ СЯЙВО ДОБРОТИ» 61.5 KB
  Людяність, милосердя, добро. Такі знайомі нам ці слова. Все частіше ми говоримо про них, а чи кожна людина відкрита для добра? Чомусь сьогдні наше суспільство заражене вірусом егоїзму, зла і жорстокості. Зачерствілі людські серця заросли ряскою байдужості до чужого горя, чужої біди, яких у нашому житті дуже багато.