25422

Методы исследования в области СР

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Всю совокупность методов используемых в СР можно классифицировать на 2 большие группы: теоретические и практические. К теоретическим методам СР следует отнести общенаучные методы: индукция заключение осуществляется от фактов к гипотезе и к общему утверждению; дедукция заключение от общих утверждений к частным фактам; синтез соединение элементов в единое целое; аналогия умозаключение при котором 3 об изученном объекте переносятся на сходный менее изученный; сравнение метод позволяющий установить сходство...

Русский

2013-08-13

15.92 KB

0 чел.

34 Методы исследования в области СР

Метод  - это   способ   рационального   исследования   и   преобразования действительности,  кратчайшего  пути  достижения  цели.  Всю  совокупность методов используемых в СР можно классифицировать на 2 большие группы: теоретические и практические.    К теоретическим методам СР следует отнести общенаучные методы: индукция -заключение осуществляется от фактов к гипотезе и к общему утверждению; дедукция - заключение от общих утверждений к частным фактам; синтез - соединение элементов в единое целое; аналогия  - умозаключение  при  котором  3  об  изученном  объекте, переносятся    на    сходный,    менее    изученный;    сравнение   -метод позволяющий установить сходство,  различие предметов и явлений; анализ - мысленное или реальное расчленение объекта на элементы. Они используются социальными работниками в практической деятельности в неявном виде, но имеют прямое отношение к принятию конкретных решений в каких-либо обстоятельствах, поиску   адекватных   этим   обстоятельствам   практических   действий. Использование этих методов в процессе СР определяется ее универсальным междисциплинарным характером.  Среди  методов  сбора информации  в практике СР используют: Опрос -метод сбора информации, основанный на взаимодействии между социальным работником и клиентом в результате которого социальный работник получает информацию заложенную в словесных сообщениях клиента.  Опрос может быть письменным (анкетирование) и устным (интервью).    А) Интервью - метод сбора информации,  заключается  в том,  что специально  подготовленный интервьюер   (социальный работник)   в непосредственном контакте с респондентом (клиент) задает ему вопросы по предварительно составленной программе. Источником информации для социального работника являются не только слова и заключенная в них смысловая информация, но и то как они произносятся - интонация, темп   речи,   др.   виды   поведения.   Когда  планируется   опрос  значит совокупности людей, когда содержание проблемы определено тогда более подходящим методом является стандартизированное интервью с закрытыми вопросами.   Это интервью сводит к минимуму возможные индивидуальные отклонения.     Стандартизированное интервью с открытыми вопросами предоставляет больше   самостоятельности  в   формулировке ответов и требует от интервьюера их максимально подробной точной регистрации.   Свободное  интервью   предполагает     предварительную разработку примерных основных направлений беседы. Здесь специалист не оказывает большого влияния  на направленность беседы, лишь изредка задает респонденту наводящие вопросы. Б)анкетирование - метод сбора информации с жестко фиксированным порядком содержания и форм вопросов, а также четким указанием форм ответа. Предполагает сбор информации о массовых соц.   явлениях.   2   Наблюдение - метод сбора информации путем непосредственного изучения соц. явления в его естественных условиях здесь и сейчас. Позволяет получить информацию о клиенте, его психологических особенностях,   оценки   им   конкретной   ситуации,   его  отношении к окружающим, которым является субъективизм наблюдателя, занимает много времени.   Стандартизированное  наблюдение   предполагает  наличие предварительно   разработанного списка   событий,   признаков,   которые предстоит наблюдать; определение условий и ситуаций наблюдения; инструкции для наблюдателей. Нестандартизированное наблюдение - здесь исследователь определяет лишь общее направление наблюдения, согласно которым результаты фиксируются в    свободной    форме непосредственно в процессе наблюдения или позже по памяти. 3 Анализ документов. Документ средство закрепления различным способом, на специальном материале информации о  фактах,  событиях,  явлениях общественной деятельности и мыслительной деятельности человека. Информация может фиксироваться с помощью букв, цифр, рисунков, фотографий. Выделяют 2 группы анализа документов: А) традиционные - здесь   информация извлекается путем осмысления содержания документов, группировки и классификации данных. Это м/б: внешний  анализ  -  изучение  обстоятельств  возникновения  документов; внутренний анализ - направлен на раскрытие содержания документа в свете программы  исследования.  Б) количественные  методы - сводятся  к подсчету повторяемости изучаемых явлений. Такая процедура перевода текстового   материала   (книги,   газеты,   ответы   на  открытые   вопросы)   в количественные показатели называется контент-анализ.   В контент-анализе выделяются   1)единицы  анализа -  понятия  раскрывающие существо изучаемой проблемы (слово, состояние слов); 2)еденицы счета - частота упоминания,     повторяемости в тексте. 4Метод  фокус-групп  - представляет собой нестандартизированное интервью, которое проводится не с одним ч-ком а одновременно с группой людей, сходных по ряду некоторых соц. характеристик. Если группа составлена из экспертов в определенной области то говорят о «мозговом штурме». Гл. задача в этом случае   состоит   в   генерации   за   счет   группового   взаимодействия экспертов спектра идей, возможных решений интересующей проблемы. Термин  фокус-групп  обычно  используют  применительно  к   группе составленной   из   обычных   людей.   В   этом   случае   исследователя интересует не столько возможность генерирования новых идей, сколько поиск объяснения поведения или отношения конкретных соц. групп к каким либо процессам и явлениям. Метод сводится к проведению интервью в форме обсуждения  по заранее подготовленному сценарию предлагаемых специально подготовленных вопросов с небольшой группой людей.   Выделяют  и  специфические  (практические)  методы  СР: Соц. модель предполагает формализацию связей между соц. субъектом и социальными исследованиями с целью выявления более оптимальных позиций как тех, так и других что позволяет оптимизировать механизмы реализации жизненных сил человека и  группы.  Информационной базой для  социальных моделей могут служить статистические  данные  и  результаты  социологических исследований. (т.е. это процесс создания, разработки различных моделей (Например, моделирование путей решения проблемы клиента, моделирование соц. службы как субъекта решающего проблемы клиента). 3 Метод диалога. Диалог это метод сбора информации в исследованиях проблем СР, определенный процесс в котором социальный работник исходя из имеющейся информации формирует свои гипотезы, осуществляет вмешательства, наблюдая за реакцией клиента.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81881. Организационно-правовые формы организаций 38.17 KB
  Хозяйственные общества Коммерческие организации в которых вклады в уставный капитал разделены на доли учредителей Общество с ограниченной ответственностью ООО Хозяйственное общество участники которого не отвечают по его обязательствам и несут риск лишь в пределах своих вкладов в уставный капитал ООО. Общество с дополнительной ответственностью ОДО Хозяйственное общество участники которого солидарно несут субсидиарную полную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их...
81882. Законы организации и динамика их развития 73.5 KB
  Закон композиции отражает необходимость согласования целей организации: они должны быть направлены на поддержание основной цели более общего характера. Для обеспечения однонаправленности целей организации можно использовать систему деревьев целей.
81883. Организация как система управления 75 KB
  Организация в менеджменте - это объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или достигающих определенной цели и действующих на основе определенных процедур и правил. В общем смысле под организацией имеют в виду способы упорядочения и регулирования действий отдельных индивидов и социальных групп.
81885. Внешняя среда организации 41.32 KB
  Подвижность среды это скорость с которой происходят изменения в окружении организации. Среда прямого воздействия включает факторы которые непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе прямое влияние операций организации. Зависимость между организацией и сетью поставщиков обеспечивающих ввод указанных ресурсов один из наиболее ярких примеров прямого воздействия среды на операции и успешность деятельности организации.
81886. Понятие и классификация структур управления 34.87 KB
  В рамках структуры управления протекает весь управленческий процесс в котором участвуют менеджеры всех уровней категорий и профессиональной специализации. Структура управления простая совокупность способов посредством которых процесс труда сначала разделяется на отдельные рабочие задачи а затем достигается координация действий по решению задачи. Типы организационных структур: Иерархический тип структура которая характеризуется высокой степенью разделения труда иерархией управления многочисленными нормами и правилами поведения.
81887. Основные элементы структуры управления 39.32 KB
  Под структурой управления организацией понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов находящихся между собой в устойчивых отношениях обеспечивающих их развитие и функционирование как единого целого. Элементами структуры управления являются. Структура управления характеризуется наличием связей между её элементами.
81888. Иерархические структуры управления 38.72 KB
  Соблюдение этого принципа должно обеспечивать единство управления. Такая организационная структура образуется в результате построения аппарата управления из взаимоподчинённых органов в виде иерархической лестницы т. Функциональная организационная структура основана на создании подразделений для выполнения определённых функций на всех уровнях управления.
81889. Принципы «рациональной бюрократии» Макса Вебера как основа иерархических структур управления 38.18 KB
  Бюрократия рассматривалась им как некий идеальный образ наиболее эффективный инструмент управления социальными структурами и отдельными структурными единицами. Бюрократию как рациональную машину управления характеризуют: жесткая ответственность за каждый участок работы: координация во имя достижения организационных целей; оптимальное действие безличных правил; четкая иерархическая зависимость. Однако позже Вебер стал различать бюрократию в позитивном смысле западная рациональная система управления и в негативном смысле восточная...