25422

Методы исследования в области СР

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Всю совокупность методов используемых в СР можно классифицировать на 2 большие группы: теоретические и практические. К теоретическим методам СР следует отнести общенаучные методы: индукция заключение осуществляется от фактов к гипотезе и к общему утверждению; дедукция заключение от общих утверждений к частным фактам; синтез соединение элементов в единое целое; аналогия умозаключение при котором 3 об изученном объекте переносятся на сходный менее изученный; сравнение метод позволяющий установить сходство...

Русский

2013-08-13

15.92 KB

0 чел.

34 Методы исследования в области СР

Метод  - это   способ   рационального   исследования   и   преобразования действительности,  кратчайшего  пути  достижения  цели.  Всю  совокупность методов используемых в СР можно классифицировать на 2 большие группы: теоретические и практические.    К теоретическим методам СР следует отнести общенаучные методы: индукция -заключение осуществляется от фактов к гипотезе и к общему утверждению; дедукция - заключение от общих утверждений к частным фактам; синтез - соединение элементов в единое целое; аналогия  - умозаключение  при  котором  3  об  изученном  объекте, переносятся    на    сходный,    менее    изученный;    сравнение   -метод позволяющий установить сходство,  различие предметов и явлений; анализ - мысленное или реальное расчленение объекта на элементы. Они используются социальными работниками в практической деятельности в неявном виде, но имеют прямое отношение к принятию конкретных решений в каких-либо обстоятельствах, поиску   адекватных   этим   обстоятельствам   практических   действий. Использование этих методов в процессе СР определяется ее универсальным междисциплинарным характером.  Среди  методов  сбора информации  в практике СР используют: Опрос -метод сбора информации, основанный на взаимодействии между социальным работником и клиентом в результате которого социальный работник получает информацию заложенную в словесных сообщениях клиента.  Опрос может быть письменным (анкетирование) и устным (интервью).    А) Интервью - метод сбора информации,  заключается  в том,  что специально  подготовленный интервьюер   (социальный работник)   в непосредственном контакте с респондентом (клиент) задает ему вопросы по предварительно составленной программе. Источником информации для социального работника являются не только слова и заключенная в них смысловая информация, но и то как они произносятся - интонация, темп   речи,   др.   виды   поведения.   Когда  планируется   опрос  значит совокупности людей, когда содержание проблемы определено тогда более подходящим методом является стандартизированное интервью с закрытыми вопросами.   Это интервью сводит к минимуму возможные индивидуальные отклонения.     Стандартизированное интервью с открытыми вопросами предоставляет больше   самостоятельности  в   формулировке ответов и требует от интервьюера их максимально подробной точной регистрации.   Свободное  интервью   предполагает     предварительную разработку примерных основных направлений беседы. Здесь специалист не оказывает большого влияния  на направленность беседы, лишь изредка задает респонденту наводящие вопросы. Б)анкетирование - метод сбора информации с жестко фиксированным порядком содержания и форм вопросов, а также четким указанием форм ответа. Предполагает сбор информации о массовых соц.   явлениях.   2   Наблюдение - метод сбора информации путем непосредственного изучения соц. явления в его естественных условиях здесь и сейчас. Позволяет получить информацию о клиенте, его психологических особенностях,   оценки   им   конкретной   ситуации,   его  отношении к окружающим, которым является субъективизм наблюдателя, занимает много времени.   Стандартизированное  наблюдение   предполагает  наличие предварительно   разработанного списка   событий,   признаков,   которые предстоит наблюдать; определение условий и ситуаций наблюдения; инструкции для наблюдателей. Нестандартизированное наблюдение - здесь исследователь определяет лишь общее направление наблюдения, согласно которым результаты фиксируются в    свободной    форме непосредственно в процессе наблюдения или позже по памяти. 3 Анализ документов. Документ средство закрепления различным способом, на специальном материале информации о  фактах,  событиях,  явлениях общественной деятельности и мыслительной деятельности человека. Информация может фиксироваться с помощью букв, цифр, рисунков, фотографий. Выделяют 2 группы анализа документов: А) традиционные - здесь   информация извлекается путем осмысления содержания документов, группировки и классификации данных. Это м/б: внешний  анализ  -  изучение  обстоятельств  возникновения  документов; внутренний анализ - направлен на раскрытие содержания документа в свете программы  исследования.  Б) количественные  методы - сводятся  к подсчету повторяемости изучаемых явлений. Такая процедура перевода текстового   материала   (книги,   газеты,   ответы   на  открытые   вопросы)   в количественные показатели называется контент-анализ.   В контент-анализе выделяются   1)единицы  анализа -  понятия  раскрывающие существо изучаемой проблемы (слово, состояние слов); 2)еденицы счета - частота упоминания,     повторяемости в тексте. 4Метод  фокус-групп  - представляет собой нестандартизированное интервью, которое проводится не с одним ч-ком а одновременно с группой людей, сходных по ряду некоторых соц. характеристик. Если группа составлена из экспертов в определенной области то говорят о «мозговом штурме». Гл. задача в этом случае   состоит   в   генерации   за   счет   группового   взаимодействия экспертов спектра идей, возможных решений интересующей проблемы. Термин  фокус-групп  обычно  используют  применительно  к   группе составленной   из   обычных   людей.   В   этом   случае   исследователя интересует не столько возможность генерирования новых идей, сколько поиск объяснения поведения или отношения конкретных соц. групп к каким либо процессам и явлениям. Метод сводится к проведению интервью в форме обсуждения  по заранее подготовленному сценарию предлагаемых специально подготовленных вопросов с небольшой группой людей.   Выделяют  и  специфические  (практические)  методы  СР: Соц. модель предполагает формализацию связей между соц. субъектом и социальными исследованиями с целью выявления более оптимальных позиций как тех, так и других что позволяет оптимизировать механизмы реализации жизненных сил человека и  группы.  Информационной базой для  социальных моделей могут служить статистические  данные  и  результаты  социологических исследований. (т.е. это процесс создания, разработки различных моделей (Например, моделирование путей решения проблемы клиента, моделирование соц. службы как субъекта решающего проблемы клиента). 3 Метод диалога. Диалог это метод сбора информации в исследованиях проблем СР, определенный процесс в котором социальный работник исходя из имеющейся информации формирует свои гипотезы, осуществляет вмешательства, наблюдая за реакцией клиента.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

56122. ПРОФІЛАКТИКА ВІЛ/СНІДу 70.5 KB
  Мета уроку: Розглянути теоретичні основи та практичні способи профілактики ВІЛ-інфекції СНІДу; ознайомити учнів з розповсюдженням ВІЛ СНІД в Україні; Навчити учнів оцінювати ступінь ризику захворювання; Розвивати вміння аналізувати робити висновки...
56123. ЕКОНОМІКА ПІДПРИЄМСТВА 248 KB
  Мета заняття: Навчальна: економічно обґрунтоване визначення величини затрат для виробництва і збуту продукції. Методичне забезпечення: Роздатковий матеріал 2 компоненти: вправа для розпізнання термінів; економічний...
56124. Собівартість продукції, її структура. Витрати на виробництво продукції 135.5 KB
  Вивчення теми «Собівартість продукції, її структура. Витрати на виробництво продукції» в рамках усієї дисципліни сприяє формування у студентів вмінь та знань щодо структури собівартості, витрат на виробництво продукції...
56125. Содержание понятия нормирование труда 57 KB
  Нормирование труда - это установление норм затрат труда на изготовление единицы продукции или выработки количества продукции в единицу времени различают следующие основные виды норм: нормы времени; нормы выработки...
56126. Закріплення теоретичного матеріалу по знаках альтерації й вокально-інтонаційних, метро-ритмічних навичок на прикладі знайомих поспівок і пісень 55.5 KB
  Учні повинні довідатися по перших 8 тактах пісню – звучить пісня «Паровоз» Г.Ернесакса у виконанні педагога. Спів групою 1-го куплету пісні. Після цього діти повинні «зіграти» на паперових клавіатурах мелодію заспіву пісні від «ре», від « до», від «фа» з проспівуванням нотами водночас.
56127. Солоність вод світового океану 37.5 KB
  Цей блок починається словами Екзюпері: Вода в тебе ні кольору ні смаку тебе неможливо описати тобою насолоджуються не відаючи що ти таке. Згідно з цією теорією в хмарі міститься вода у вигляді льодяного пилу.
56128. Я, моя сім’я та друзі 973.5 KB
  Nice to see you, my dear students! You are so good-looking today! Your eyes are shining. I know you are eager to dive into English again. And it’s high time to start our lesson. Look at the blackboard and guess what we are going to talk about today.
56129. Сон, його фізіологічні механізми та гігієна сну 6.96 MB
  Мета: виховувати бережливе ставлення до свого здоров’я та гігієнічну необхідність здорового сну пізнавальний інтерес до теми; дати поняття про основний ритм життя людини встановити фази сну і їх фізіологічне значення...
56130. Сон і його значення 48 KB
  Мета: розкрити біологічні основи сну і сновидінь причини порушення сну сформувати поняття про фази сну та його роль в житті людини. Обладнання: схема фаз сну людини таблиці медіа фрагменти.