25422

Методы исследования в области СР

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Всю совокупность методов используемых в СР можно классифицировать на 2 большие группы: теоретические и практические. К теоретическим методам СР следует отнести общенаучные методы: индукция заключение осуществляется от фактов к гипотезе и к общему утверждению; дедукция заключение от общих утверждений к частным фактам; синтез соединение элементов в единое целое; аналогия умозаключение при котором 3 об изученном объекте переносятся на сходный менее изученный; сравнение метод позволяющий установить сходство...

Русский

2013-08-13

15.92 KB

1 чел.

34 Методы исследования в области СР

Метод  - это   способ   рационального   исследования   и   преобразования действительности,  кратчайшего  пути  достижения  цели.  Всю  совокупность методов используемых в СР можно классифицировать на 2 большие группы: теоретические и практические.    К теоретическим методам СР следует отнести общенаучные методы: индукция -заключение осуществляется от фактов к гипотезе и к общему утверждению; дедукция - заключение от общих утверждений к частным фактам; синтез - соединение элементов в единое целое; аналогия  - умозаключение  при  котором  3  об  изученном  объекте, переносятся    на    сходный,    менее    изученный;    сравнение   -метод позволяющий установить сходство,  различие предметов и явлений; анализ - мысленное или реальное расчленение объекта на элементы. Они используются социальными работниками в практической деятельности в неявном виде, но имеют прямое отношение к принятию конкретных решений в каких-либо обстоятельствах, поиску   адекватных   этим   обстоятельствам   практических   действий. Использование этих методов в процессе СР определяется ее универсальным междисциплинарным характером.  Среди  методов  сбора информации  в практике СР используют: Опрос -метод сбора информации, основанный на взаимодействии между социальным работником и клиентом в результате которого социальный работник получает информацию заложенную в словесных сообщениях клиента.  Опрос может быть письменным (анкетирование) и устным (интервью).    А) Интервью - метод сбора информации,  заключается  в том,  что специально  подготовленный интервьюер   (социальный работник)   в непосредственном контакте с респондентом (клиент) задает ему вопросы по предварительно составленной программе. Источником информации для социального работника являются не только слова и заключенная в них смысловая информация, но и то как они произносятся - интонация, темп   речи,   др.   виды   поведения.   Когда  планируется   опрос  значит совокупности людей, когда содержание проблемы определено тогда более подходящим методом является стандартизированное интервью с закрытыми вопросами.   Это интервью сводит к минимуму возможные индивидуальные отклонения.     Стандартизированное интервью с открытыми вопросами предоставляет больше   самостоятельности  в   формулировке ответов и требует от интервьюера их максимально подробной точной регистрации.   Свободное  интервью   предполагает     предварительную разработку примерных основных направлений беседы. Здесь специалист не оказывает большого влияния  на направленность беседы, лишь изредка задает респонденту наводящие вопросы. Б)анкетирование - метод сбора информации с жестко фиксированным порядком содержания и форм вопросов, а также четким указанием форм ответа. Предполагает сбор информации о массовых соц.   явлениях.   2   Наблюдение - метод сбора информации путем непосредственного изучения соц. явления в его естественных условиях здесь и сейчас. Позволяет получить информацию о клиенте, его психологических особенностях,   оценки   им   конкретной   ситуации,   его  отношении к окружающим, которым является субъективизм наблюдателя, занимает много времени.   Стандартизированное  наблюдение   предполагает  наличие предварительно   разработанного списка   событий,   признаков,   которые предстоит наблюдать; определение условий и ситуаций наблюдения; инструкции для наблюдателей. Нестандартизированное наблюдение - здесь исследователь определяет лишь общее направление наблюдения, согласно которым результаты фиксируются в    свободной    форме непосредственно в процессе наблюдения или позже по памяти. 3 Анализ документов. Документ средство закрепления различным способом, на специальном материале информации о  фактах,  событиях,  явлениях общественной деятельности и мыслительной деятельности человека. Информация может фиксироваться с помощью букв, цифр, рисунков, фотографий. Выделяют 2 группы анализа документов: А) традиционные - здесь   информация извлекается путем осмысления содержания документов, группировки и классификации данных. Это м/б: внешний  анализ  -  изучение  обстоятельств  возникновения  документов; внутренний анализ - направлен на раскрытие содержания документа в свете программы  исследования.  Б) количественные  методы - сводятся  к подсчету повторяемости изучаемых явлений. Такая процедура перевода текстового   материала   (книги,   газеты,   ответы   на  открытые   вопросы)   в количественные показатели называется контент-анализ.   В контент-анализе выделяются   1)единицы  анализа -  понятия  раскрывающие существо изучаемой проблемы (слово, состояние слов); 2)еденицы счета - частота упоминания,     повторяемости в тексте. 4Метод  фокус-групп  - представляет собой нестандартизированное интервью, которое проводится не с одним ч-ком а одновременно с группой людей, сходных по ряду некоторых соц. характеристик. Если группа составлена из экспертов в определенной области то говорят о «мозговом штурме». Гл. задача в этом случае   состоит   в   генерации   за   счет   группового   взаимодействия экспертов спектра идей, возможных решений интересующей проблемы. Термин  фокус-групп  обычно  используют  применительно  к   группе составленной   из   обычных   людей.   В   этом   случае   исследователя интересует не столько возможность генерирования новых идей, сколько поиск объяснения поведения или отношения конкретных соц. групп к каким либо процессам и явлениям. Метод сводится к проведению интервью в форме обсуждения  по заранее подготовленному сценарию предлагаемых специально подготовленных вопросов с небольшой группой людей.   Выделяют  и  специфические  (практические)  методы  СР: Соц. модель предполагает формализацию связей между соц. субъектом и социальными исследованиями с целью выявления более оптимальных позиций как тех, так и других что позволяет оптимизировать механизмы реализации жизненных сил человека и  группы.  Информационной базой для  социальных моделей могут служить статистические  данные  и  результаты  социологических исследований. (т.е. это процесс создания, разработки различных моделей (Например, моделирование путей решения проблемы клиента, моделирование соц. службы как субъекта решающего проблемы клиента). 3 Метод диалога. Диалог это метод сбора информации в исследованиях проблем СР, определенный процесс в котором социальный работник исходя из имеющейся информации формирует свои гипотезы, осуществляет вмешательства, наблюдая за реакцией клиента.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2496. Изучение математического маятника. Изучение колебаний груза на пружине 28.97 KB
  Цель: определить ускорение свободного падения методом математического маятника. Математический маятник – это материальная точка, подвешенная на невесомой нерастяжимой нити. Составить уравнение гармонических колебаний для пружинного маятника.
2497. Изучение зависимости периода колебаний нитяного маятника от длины нити 18.51 KB
  Цель: установить математическую зависимость периода нитяного маятника от длины нити маятника. Математическим маятником называется материальная точка, подвешенная на невесомой и нерастяжимой нити. Моделью может служить тяжёлый шарик, размеры которого весьма малы по сравнению с длинной нити, на которой он подвешен (не сравнимы с расстоянием от центра тяжести до точки подвеса).
2498. Микроэкономика. Экономика как система наук 222.5 KB
  Экономические блага. Потребности, ресурсы и факторы. Способ производства, экономические отношения, их структура. Экономические категории и законы. Экономические интересы, стимулы и заинтересованность. Экономический строй первобытнообщинного способа производства. Товар и его свойства. Меновая стоимость. Двойственный, противоречивый характер труда, создающего товар.
2499. Основы русского языка 243 KB
  Разновидности языка. Культура речи. Коммуникативные качества культурной речи. Взаимосвязь речь – речевая культурная ситуация. Коммуникативно-конгитивный процесс. Речевые нарушения в устном и письменном высказывании.
2500. Определение понятия сердце в кардиоолгии 107.9 KB
  Краткие сведения об истории развития учения о сердце. Развитие крупных сосудов, выходящих из сердца и входящих в него. Понятие о проводящей системе сердца. Закономерности ветвления экстраорганных и интраорганных артерий. Источники развития непарной и полунепарной вен.
2501. Признаки объектов ОУ. Самоанализ урока 25.27 KB
  Цель: формирование представлений о признаках объекта на основе рассказа с пояснениями на примерах и выполнения практических заданий.
2502. Понятие права человека в мировой практике и в Республике Беларусь 308 KB
  Основополагающие принципы прав человека. Декларация независимости и Билль о правах (США). Международные пакты о правах человека 1966г. Всеобщая декларация прав человека. Основания ограничения прав и свобод человека и гражданина. Личные или гражданские права и свободы граждан Республики Беларусь.
2503. Техники в живописи - пуантилизм и техника мазками 24.59 KB
  Этот урок направлен на ознакомление учащихся с разнообразием техник в живописи. Формирование умений применять знания при решении практических творческих заданий. Ознакомить детей с различными изобразительными средствами для передачи изображений. Развитие восприятия цвета и колористического видения. Научить видеть особенности и отличительные признаки разных видов искусства.
2504. Организационные теории и организационные сруктуры 260.17 KB
  Классическая организационная теория. Теории организационного поведения. Теория институтов и институциональных изменений. Популяционно-экологическая (эволюционная) теория. Понятия, характеризующие строение организации. Линейные структуры управления.