25423

Методы исследования в социальной статистике

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Задачами для СоцС явся: систематический анализ ситуации в соц сфере; анализ важнейших тенденций и закономерностей развития отраслей соц инфрастрры; изучение уровня и условий жизни нася; оценка степени дифференциации этих характеристик; анализ динамики; прогнозирование наиболее вероятного хода развития на ближайшую и более отдаленную перспективу; исследование факторов под влиянием к х сложилась данная ситуация; выяснение соотношений объективных и субъективных факторов. Разработка подходов к построению обобщающих показателей позволяющих...

Русский

2013-08-13

14.9 KB

0 чел.

35. Методы исследования в социальной статистике.

Статистика наука к/ая изучает количественную сторону массовых общ-х явлений в неразрывной связи с их качественными особенностями. Познавательное значение С-ки  заключается в том что она 1-ая обнаруживает новые явления, процессы и закономерности и дает им соответствующие хар-ки. Она дает цифровое и содержательное освещение изучаемых явлений, служит надежным способом оценки действительности. Задачами для СоцС яв-ся: систематический анализ ситуации в соц сфере; анализ важнейших тенденций и закономерностей развития отраслей соц инфрастр-ры; изучение уровня и условий жизни нас-я; оценка степени дифференциации этих характеристик; анализ динамики; прогнозирование наиболее вероятного хода развития на ближайшую и более отдаленную перспективу; исследование факторов под влиянием к/х сложилась данная ситуация;  выяснение соотношений объективных и субъективных факторов. Метод статистики – это сов-ть приемов пользуясь к/ми исследуются все соц и эк-ие явления происходящие в общ-ве. Различают 3 группы методов: 1метод массовых наблюдений – закл-ся в научно-организованной регистрации всех существующих фактов, относящихся к рассматриваемому объекту. Это 1-ый этап любого соц исследования. Наблюдается при помощи стат-ой отчтности, анкетирования, специально организованное стат-ое наблюдение в виде разл-х переписей. 2метод группировок – дает возможность все собранные сведения подвергнуть конкретной систематизации и классификации. 3метод обобщающих показателей (анализа) – позволяет характеризовать изучаемые явления при помощи абсолютных, относительных и средних стат-х величин. Разработка подходов к построению обобщающих показателей, позволяющих дать количественную оценку уровня жизни по таким направлениям как доход нас-я, потребление матер-х благ, жилищные условия и бытовое обслуживание нас-я, состояние здоровья нас-я и обеспеченность его мед помощью, безопасность среды обитания для здоровья ч-ка, уровень образования нас-я яв-ся задачей соц С. Для этого используются абсолютные и относит-ые величины. Абс вел – всегда числа, именованные, имеющие опред-ую размерность, единицы измерения. Т.к. абс вел различны в связи с влиянием на них  множества факторов, то используют в С средние величины (для погашения индивидуальных различий).  Они дают обощающую хар-ку всей исследуемой совокупности или отдельной ее части (хар-ют осн свойства объекта). Абс вел выражают размеры (уровни, объемы) явлений и процессов, получаются в результате стат-го наблюдения и сводки исходной инф-ции. Стат инф-ция начинает формироваться с абс вел, ими измеряются все стороны общ-ой жизни. Относит вел в С представляют собой частное от деления 2-х стат-х вел и хар-ют количественное соотношение м/у ними. При расчете относит вел следует иметь в виду что в числителе всегда нах-ся показатель, отражающий то явление к/ое изучается, а в знаменателе – показатель с к/ым производится сравнение, принимаемый за основание или базу сравнения. Расчет относит вел м/б правильным при условии, что показатели к/ые сравниваются яв-ся сопоставимыми. (Н-р отношение величины структуры рассматривается как отношение части числа к целому числу и представляет собой удельный вес части в целом, и выражается в %, т.е. умножается на 100

Т.е. Н-р уровень безраб-х исчисляется как отношение   числа безработных         х100 

                                                                                                к числу всего нас-я

Относит вел динамики хар-ет изменение изучаемого явления во времени и рассчитывается в виде темпов роста (Н-р в2004 безраб-х было 500 ч-к, в 2005 – 600 ч-к, темп роста  составил  (600:500) х 100 = 120%)

Изучение жилищных условий нас-я предполагает хар-ку размера жилищного фонда в стране, его состава и благоустройства. Сопоставляя размер всего жилищного фонда на конец года с числиностью постоянного нас-я на эту же дату исчесляют показатель обеспеченности нас-я жильем, отражающий кол-во общей и жилой площади, приходящейся на одного жителя  (кол-во квадратных метров площади делится на кол-во нас-я = площадь приходящаяся на одного жителя). Для стат измерения жилищных условий нас-я используются след показатели: численность нас-я, проживающие в отдельной квартире, в комммунальной квартире, общежитии, в отдельном доме, средняя площадь отдельных квартир, среднее число жителей на 1 комнату, число 7-ей, состоящих на учете на получение жилья, размер жилого фонда и др.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79005. Постнеклассическая наука, её ценностно-целевые ориентиры. Парадигма нелинейного мира 35.5 KB
  Парадигма нелинейного мира. В контексте различных и даже противоречивых концепций можно говорить о новой научной картине мира создаваемой постнеклассической наукой Процесс ее построения еще не завершен но основные контуры уже очевидны. Исходные философские идеи новой науки: единство мира заключается в том что на всех уровнях организации действуют общие законы; системное видение в противовес механическому пониманию мира; синтез детерминизма многовариантности и случайности; отказ от концепции редукционизма: нахождение изоморфных законов в...
79007. Особенности научного знания. Наука и другие формы миропостижения (философия, искусство, религия) 48.5 KB
  Ответ на вопрос о том что исследуется раскрывает природу предмета науки а ответ на вопрос о том как осуществляется исследование раскрывает метод исследования. Философия же в отличие от науки выносит универсальные суждения и стремится открыть законы всего мирового целого. В отличие от науки ценностная компонента знания неустранима из философии. Это с одной стороны натурфилософия как попытка строить универсальные картины мира без опоры на данные науки а с другой позитивизм призывающий философию отказаться от обсуждения...
79008. Роль науки в образовании и формировании современного человека 30.5 KB
  Роль науки в образовании распространяется на все компоненты образовательного процесса цели средства результаты принципы формы и методы. Образовательный процесс выступает в качестве исходной территории на которой происходит встреча индивида и науки а также его подготовка к жизнедеятельности в данном обществе формирование зрелой личности. В этой связи достаточно часты обращения к античной идее пайдейя обозначающей процесс формирования индивида включающий в себя три составляющие: воспитанность образованность и культура....
79009. Структура эмпирического и теоретического знания 47 KB
  Теоретический уровень научного познания как и эмпирический имеет ряд подуровней среди которых можно выделить следующие по степени общности: а аксиомы теоретические законы; б частные теоретические законы описывающие структуру свойства и поведение идеализированных объектов; в частные единичные высказывания утверждающие нечто о конкретных во времени и пространстве состояниях свойствах и отношениях некоторых идеализированных объектов Абстрагирование и идеализация – начало теоретического познания. Научные законы – регулярные...
79010. Эксперимент и наблюдение 38.5 KB
  Наблюдение и эксперимент в научном познании виды эксперимента. Существуют три основных метода опосредственного получения нового знания – операциональный экспериментальный и логикоматематический. Эмпирическая процедура может выступать как средство выявления точного и однозначного физического смысла тех или иных ключевых понятий для чего в их определения должен входить метод позволяющий в каждом конкретном случае на основе эксперимента решить правильно ли применение этого понятия в данной познавательной ситуации или нет. При...
79011. Гипотеза и теория 29.5 KB
  К числу основных из них относятся проблема гипотеза теория и закон выступающие вместе с тем как формы узловые моменты построения и развития знания на теоретическом его уровне. Гипотеза научное допущение или предположение истинное значение которого не определено. Гипотеза это предположение о существовании какойто вещи явления свойства связи отношения и т. Научная гипотеза должна отвечать ряду требований главные из которых: соответствие фактам которые эта гипотеза собирается объяснить; внутренняя непротиворечивость; проверяемость;...
79012. Идеалы и нормы науки. Мотивация научной деятельности 37 KB
  Историческая изменчивость идеалов и норм рождает потребность их разумного объяснения и применения. Внутренний мотив – это познавательная потребность – информация заключенная в объекте на который направлено внимание человека. Познавательная потребность характеризуется следующими основными критериями: интенсивное стремление субъекта к знанию и к познавательной деятельности на основании чего избирается его направленность; активный поиск ожидание информации; формулирование вопросов задач и проблемных ситуаций; ...