25425

Основные направления и технологии социальной работы с семьей

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Сегодня многие семьи нуждаются в помощи и поддержке для того чтобы полноценно реализовывать предписываемые обществом функции. В такой помощи нуждаются неполные и многодетные семьи семьи одиноких матерей военнослужащих семьи воспитывающие детей с ограниченными возможностями усыновленных и опекаемых детей имеющие родителейинвалидов студенческие семьи семьи беженцев мигрантов безработных асоциальные семьи и др. Исходя их этого социальный работник призван выполнять следующие функции: диагностическую изучение особенностей семьи...

Русский

2013-08-13

50.5 KB

47 чел.

37?Основные направления и технологии социальной работы с семьей.

Технология социальной работы – это совокупность научных знаний, средств, приемов, методов и организационных процедур, направленных на оптимизацию объекта социального воздействия. (Холостова)

Семья – это основанная на браке и (или) кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными обязанностями по отношению друг к другу.(Павленок)

Семья имеет большое значение для стабильности и развития всего общества. Как малая группа семья выполняет функции регулятивного характера поведения ее членов, как внутри этой малой группы, так и во вне

Современная семья призвана не только решать многочисленные проблемы, связанные с повседневной жизнедеятельностью своих членов, с рождением и воспитанием ребенка, поддержкой недееспособных, но и быть своеобразным психологическим укрытием для человека. Она обеспечивает экономическую, социальную, психологическую и физическую безопасность и защищенность своим членам. Сегодня многие семьи нуждаются в помощи и поддержке, для того чтобы полноценно реализовывать предписываемые обществом функции.

В такой помощи нуждаются неполные и многодетные семьи, семьи одиноких матерей, военнослужащих, семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями, усыновленных и опекаемых детей, имеющие родителей-инвалидов, студенческие семьи, семьи беженцев, мигрантов, безработных, асоциальные семьи и др. Социальная работа в них должна быть направлена на решение повседневных семейных проблем, укрепление и развитие позитивных семейных отношений, восстановление внутренних ресурсов, стабилизацию достигнутых положительных результатов, социально-экономическом положении и ориентации на реализацию социализирующего потенциала. Исходя их этого, социальный работник призван выполнять следующие функции:

- диагностическую (изучение особенностей семьи, выявление ее потенциалов);

- охранно-защитную (правовая поддержка семьи, обеспечение ее социальных гарантий, создание условий для реализации ее прав и свобод);

- организационно-коммуникативную (организация общения, инициирование совместной деятельности, совместного досуга, творчества);

- социально-психолого-педагогическую (психолoго·- педагогическое просвещение членов семьи, оказание неотложной психологической помощи, профилактическая поддержка и патронаж);

- прогностическую (моделирование ситуаций и разработка определенных программ адресной помощи);

- координационную (установление и поддержание объединение усилий департаментов помощи семье и детству, социальной помощи населению, отделов семейного неблагополучия органов внутренних дел, социальных педагогов образовательных учреждений, реабилитационных центров и служб) [Основы социальной работы: учебное пособие для студентов ВУЗов / Под ред. Н. Ф. Басова. - М.: Издательский центр «академия», 2004. - 288 с. (с. 61).]

Социальная работа с семьей - это особым образом организованная деятельность, направленная на малые группы людей, нуждающихся в социальной защите и поддержки извне. Это одна из разновидностей социальной защиты населения, основным содержанием которой является содействие, помощь, в восстановление и поддержании нормального функционирования семьи. Социальная работа с семьей сегодня представляет собой многофункциональную деятельность по социальной защите и поддержке, социальному обслуживанию семьи на государственном уровне.

Эта деятельность осуществляется специалистами по социальной работе с семьей различного профиля. Она реализуется в условиях конкретного социума (федерального или территориального) и определяется его спецификой.

Социальная работа с семьей состоит из:

1. Социальная защита семьи - это многоуровневая система преимущественно государственных мер по обеспечению минимальных социальных гарантии, прав, льгот и свобод нормально функционирующей семьи в ситуации риска в интересах гармоничного развития семьи, личности и общества. Важная роль в социальной защите семьи отводится самой семье: укрепление родительских уз; формирование устойчивости против пропаганды секса, наркотиков, насилия, агрессивного поведения; поддержания в норме психологического здоровья семьи и др.

В настоящее время в России сложились четыре основных формы социальной защиты семей, имеющих детей: денежные выплаты семье на детей в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии); трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям; юридическое, медицинское, психолого-педагогическое и экономическое консультирование, родительский всеобуч, научно практические конференции и конгрессы; федеральные, региональные целевые и социальные программы типа «Планирование семьи» и «Дети России» и другие.

2.  Социальная поддержка семьи предполагает формальную и неформальную деятельность и взаимоотношения специалистов с семьями, временно оказавшимися в затруднительных обстоятельствам по вопросам профессиональной переподготовки (образование членов семьи), трудоустройства, обеспечения заработком и т. д. она включает медицинское страхование, а так же различные формы (моральную, психолог - педагогическую, материальную и физическую) помощи индивидов и групп, предлагающих модели ролей, социальное сочувствие и единство. Социальная поддержка семьи предполагает меры предупредительного и восстановительного свойства для семьи в случае смерти близкого человека, болезни, безработицы и т. п.

Важную роль в социальной поддержки семей в условиях развития рыночных отношений играют Центры занятости всех уровней, которые решают следующие задачи: сбор и распространение информации по вопросам социальной поддержки семьи; предоставление консультационных услуг по вопросам профессионального обучения и трудоустройства; содействие в открытии предприятий семейного типа; профессиональная ориентация детей и подростков; выплата пособий по временной не занятости; консультирование по вопросам подбора и использования рабочей силы; оказание помощи в кадровом обеспечении; социально - психологическая работа с клиентами.

3.Социальное обслуживание семьи представляет собой деятельность социальных служб по оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. В узком смысле слова она понимается как процесс предоставления семьям, отдельным людям, зависящим от других, и неспособных самим о себе позаботится, конкретных социальных услуг, необходимых для удовлетворения потребностей их нормального развития, существования.

Таким образом, проанализировав направления деятельности социальной работы в отношении семей, можно сделать вывод, что помощь семьям оказывается системно и в большом объеме. Несмотря на все усилия государственных и негосударственных организаций в помощи семьям, проблемы внутрисемейных отношений и вообще сохранения ценности семьи остаются актуальными и по сей день.

На сегодня нет единых подходов к практике социальной работы с семьей, поэтому могут быть обозначены только основные стратегии:

1.Акцент делается на модели взаимодействия между личностью и её окружением.

2. Системный подход к работе с семьей.

3.Подход к семье как единице изменения, осмысление способов изменения ситуации.

4.Активнотворческий подход включает в себя активные формы вмешательства в переструктурируемой семейной связи распределения домашних обязанностей.

5.Концентрирование работы по принципу «здесь и  теперь», изменения установок и взглядов на семейные отношения и поведение брачных пар.

Технологии  социальной работы с семьей можно подразделить на:

  

                                     

Экстренные, направленные                                       

на выживание семьи (срочная соц.помощь,

предоставление убежища, немедленное

удаление из семьи детей, подвергшихся

жестокому обращению, находящихся в

опасности или оставленных без попечения

родителей)

К технологиям с.р. с семьей также могут быть отнесены:

1.Создание комплексных региональных программ по созданию и сохранению рабочих мест, профессиональное обучение новым профессиям, повышение квалификации.

2. Контролирование своевременной выплаты заработной платы.

3.Выплаты государственных пособий на детей.

4.Строительство домов-интернатов для детей-инвалидов.

5. Оказание финансовой и натуральной помощи нуждающимся гражданам.

6. Оказание психологической помощи конфликтным семьям.

7.Групповая беседа и групповая терапия.

8.Генограмма - это графическое изображение семейной истории. Выступает в качестве диагностического инструментария, а также помогает вовлечь во взаимодействие конфликтных членов семьи.

9.Семейный договор – договор заключается в произвольной форме, не подлежит официальной регистрации и его выполнение проверяется еженедельно.

10.Семейная психопрофилактика-это разработка и регулярное использование заместительных средств отреагирования отрицательных эмоций и разрядки психических напряжений…..

Основные тактики соц.работы с семьей.

1.Непосредственная работа c конкретной семьей. Социальный работник наносит визит семье, обращая внимание на состояние дома; может организовать  консультацию с представителями других служб.

2. Опосредованная работа с конкретной семьей предусматривает контакты по телефону; выдачу специальных книг, игр, пособий; проведение опроса на детях.

3.Непосредственная работа с группой родителей: встреча с родителями в социальном учреждении, выступление социального работника, ответы на вопросы, проведение лекций, привлечение родителей к подготовке и проведению особенных мероприятий.

4.Опосредованная работа с группой родителей: предоставление родителям информационных проспектов услуг, подготовка видеопрограмм, учебных пособий.

5.Развитие контактов между семьями для развития групп самопомощи родителей (ассоциации, клубы по интересам)

Таким образом, учитывая, что семья - один из древнейших институтов социализации новых поколений, который выполняет функцию обеспечения безопасности и защищенности любого человека, но в современных условиях переживает серьезные проблемы (дезорганизация факторов семейной связей, нестабильность супружеских отношений, рост числа разводов, изменение положения супругов в системе общественного труда, серьезные экономические затрудненения, смена эмоционально-психологических проявлений, родительской функции и др.), можно с полным основанием считать, что роль социального работника в сохранении и усилении социального потенциала этого феномена общества возрастает. [Основы социальной работы: учебной пособие для студентов ВУЗов / Под ред. Н. Ф. Басова. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 288 с. (с60).]  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31690. Форми переживання емоцій і почуттів 29.5 KB
  Настрій це загальний емоційний стан який своєрідно забарвлює на певний час діяльність людини характеризує її життєвий тонус. Афект як і настрій залежить певною мірою від індивідуальних особливостей людини: її темпераменту характеру вихованості. Афекти викликають глибокі зміни у психічному житті людини виснажують її.
31691. Мотиваційна сфера особистості. Потяги і бажання. Прагнення особистості. Ризик як вияв активності особистості 81.5 KB
  Здійснюючи цілеспрямовані дії людина зустрічається з різноманітними перешкодами. Тут і оцінка ситуації і вибір шляху для майбутньої дії відбір засобів потрібних для досягнення мети прийняття рішень і т.Якщо в людини відсутня актуальна потреба виконувати дію але при цьому необхідність виконання її вона усвідомлює то воля створює допоміжне спонукання змінюючи смисл дії робить його більш значущим. Довільні та вольові дії включаються в зміст вольової поведінки людини.
31692. Самоосвіта та самовиховання як умова успішної діяльності вчителя 31 KB
  Кількість часу й сил які вчитель витрачає на самоосвіту залежить від його мотивації. Ніхто не сперечатиметься з тезою що якщо вчитель хороший то й рівень знань учнів високий. Працювати над собою вчитель починає ще зі студентської лави. Якщо вчитель не вдосконалює себе не експериментує то перетворюється на ремісника який стоїть за верстатом і робить кожного дня одну й ту ж роботу.
31693. Розвиток і виховання дитини в сім'ї потребує безлічі діяльнісних ситуацій, в яких відбувається формування особистості заданої орієнтації 47 KB
  Головне навантаження щодо забезпечення реального звязку з сімєю лягає на плечі класного керівника. Свою діяльність він організовує через класний батьківський комітет, батьківські збори, а також через вчителів, які працюють в даному класі. Важливою частиною практичної діяльності класного керівника з підтримання контактів
31695. Тактики виховання дітей у сім’ї 27.5 KB
  Вдаючись до такої тактики, батьки намагаються відгородити дитину від життєвих реалій, випробувань, намагаються все вирішувати за неї, задовольняти її потреби і примхи. За таких умов дитина позбавлена змоги формувати в собі необхідні для подальшого життя психологічні, вольові якості, об'єктивно оцінювати себе, свої можливості й інших людей, цілеспрямовано працювати над собою. Усе це деформує її внутрішній світ, систему цінностей, різко занижує або завищує її вимоги до оточення, спонукає до девіантних форм задоволення своїх потреб
31696. Юнацький вік 59 KB
  У звязку з тенденцією до різкого омолодження шлюбу актуальною стає підготовка до одруження молоді. Все це викликає у них незадоволення розчарування невпевненість у собі небажання разом з партнером налагоджувати сімейні взаємини зниження мотивації шлюбу. Наскільки такі знання наприклад роблять молодь готовою до шлюбу [2; 8; 23; 25; 36; 40; 57; 77; 84] Певний вклад у її вивчення унесли М. Одначе недостатньо вивченими залишилися питання змісту структури готовності до шлюбу шляхів поліпшення підготовки молоді до сімейного життя.
31697. Досліджується вплив сімї на формування особистості дітей 58.5 KB
  Досліджується вплив сімї на формування особистості дітей. Психологія вивчає особистісні та соціально-психологічні чинники, що зміцнюють або дестабілізують шлюб. Багато уваги приділяється питанням статево-рольового виховання молоді, формуванню просімейної мотивації, психологічним аспектам сексуальних стосунків, взаємної адаптації шлюбної пари, їхній психологічній сумісності. Чільне місце відводиться дослідженню соціально-психологічних процесів, що відбуваються в сім'ї: сімейна комунікація ті інтеракція, міжособистісна перцепція, рольова диференціація у взаєминах подружжя.
31698. Становлення шлюбно-сімейних відносин 33 KB
  Для багатьох джерел національних правових систем характерним є уникнення законодавчого визначення поняття шлюбу. Договірна концепція шлюбу є найбільш поширеною. Розуміння шлюбу як союзу двох незалежних і рівноправних партнерів Східна Європа в т. Дещо іншим є поняття шлюбу як союзу чоловіка й жінки у мусульманських державах.