25425

Основные направления и технологии социальной работы с семьей

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Сегодня многие семьи нуждаются в помощи и поддержке для того чтобы полноценно реализовывать предписываемые обществом функции. В такой помощи нуждаются неполные и многодетные семьи семьи одиноких матерей военнослужащих семьи воспитывающие детей с ограниченными возможностями усыновленных и опекаемых детей имеющие родителейинвалидов студенческие семьи семьи беженцев мигрантов безработных асоциальные семьи и др. Исходя их этого социальный работник призван выполнять следующие функции: диагностическую изучение особенностей семьи...

Русский

2013-08-13

50.5 KB

45 чел.

37?Основные направления и технологии социальной работы с семьей.

Технология социальной работы – это совокупность научных знаний, средств, приемов, методов и организационных процедур, направленных на оптимизацию объекта социального воздействия. (Холостова)

Семья – это основанная на браке и (или) кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными обязанностями по отношению друг к другу.(Павленок)

Семья имеет большое значение для стабильности и развития всего общества. Как малая группа семья выполняет функции регулятивного характера поведения ее членов, как внутри этой малой группы, так и во вне

Современная семья призвана не только решать многочисленные проблемы, связанные с повседневной жизнедеятельностью своих членов, с рождением и воспитанием ребенка, поддержкой недееспособных, но и быть своеобразным психологическим укрытием для человека. Она обеспечивает экономическую, социальную, психологическую и физическую безопасность и защищенность своим членам. Сегодня многие семьи нуждаются в помощи и поддержке, для того чтобы полноценно реализовывать предписываемые обществом функции.

В такой помощи нуждаются неполные и многодетные семьи, семьи одиноких матерей, военнослужащих, семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями, усыновленных и опекаемых детей, имеющие родителей-инвалидов, студенческие семьи, семьи беженцев, мигрантов, безработных, асоциальные семьи и др. Социальная работа в них должна быть направлена на решение повседневных семейных проблем, укрепление и развитие позитивных семейных отношений, восстановление внутренних ресурсов, стабилизацию достигнутых положительных результатов, социально-экономическом положении и ориентации на реализацию социализирующего потенциала. Исходя их этого, социальный работник призван выполнять следующие функции:

- диагностическую (изучение особенностей семьи, выявление ее потенциалов);

- охранно-защитную (правовая поддержка семьи, обеспечение ее социальных гарантий, создание условий для реализации ее прав и свобод);

- организационно-коммуникативную (организация общения, инициирование совместной деятельности, совместного досуга, творчества);

- социально-психолого-педагогическую (психолoго·- педагогическое просвещение членов семьи, оказание неотложной психологической помощи, профилактическая поддержка и патронаж);

- прогностическую (моделирование ситуаций и разработка определенных программ адресной помощи);

- координационную (установление и поддержание объединение усилий департаментов помощи семье и детству, социальной помощи населению, отделов семейного неблагополучия органов внутренних дел, социальных педагогов образовательных учреждений, реабилитационных центров и служб) [Основы социальной работы: учебное пособие для студентов ВУЗов / Под ред. Н. Ф. Басова. - М.: Издательский центр «академия», 2004. - 288 с. (с. 61).]

Социальная работа с семьей - это особым образом организованная деятельность, направленная на малые группы людей, нуждающихся в социальной защите и поддержки извне. Это одна из разновидностей социальной защиты населения, основным содержанием которой является содействие, помощь, в восстановление и поддержании нормального функционирования семьи. Социальная работа с семьей сегодня представляет собой многофункциональную деятельность по социальной защите и поддержке, социальному обслуживанию семьи на государственном уровне.

Эта деятельность осуществляется специалистами по социальной работе с семьей различного профиля. Она реализуется в условиях конкретного социума (федерального или территориального) и определяется его спецификой.

Социальная работа с семьей состоит из:

1. Социальная защита семьи - это многоуровневая система преимущественно государственных мер по обеспечению минимальных социальных гарантии, прав, льгот и свобод нормально функционирующей семьи в ситуации риска в интересах гармоничного развития семьи, личности и общества. Важная роль в социальной защите семьи отводится самой семье: укрепление родительских уз; формирование устойчивости против пропаганды секса, наркотиков, насилия, агрессивного поведения; поддержания в норме психологического здоровья семьи и др.

В настоящее время в России сложились четыре основных формы социальной защиты семей, имеющих детей: денежные выплаты семье на детей в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии); трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям; юридическое, медицинское, психолого-педагогическое и экономическое консультирование, родительский всеобуч, научно практические конференции и конгрессы; федеральные, региональные целевые и социальные программы типа «Планирование семьи» и «Дети России» и другие.

2.  Социальная поддержка семьи предполагает формальную и неформальную деятельность и взаимоотношения специалистов с семьями, временно оказавшимися в затруднительных обстоятельствам по вопросам профессиональной переподготовки (образование членов семьи), трудоустройства, обеспечения заработком и т. д. она включает медицинское страхование, а так же различные формы (моральную, психолог - педагогическую, материальную и физическую) помощи индивидов и групп, предлагающих модели ролей, социальное сочувствие и единство. Социальная поддержка семьи предполагает меры предупредительного и восстановительного свойства для семьи в случае смерти близкого человека, болезни, безработицы и т. п.

Важную роль в социальной поддержки семей в условиях развития рыночных отношений играют Центры занятости всех уровней, которые решают следующие задачи: сбор и распространение информации по вопросам социальной поддержки семьи; предоставление консультационных услуг по вопросам профессионального обучения и трудоустройства; содействие в открытии предприятий семейного типа; профессиональная ориентация детей и подростков; выплата пособий по временной не занятости; консультирование по вопросам подбора и использования рабочей силы; оказание помощи в кадровом обеспечении; социально - психологическая работа с клиентами.

3.Социальное обслуживание семьи представляет собой деятельность социальных служб по оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. В узком смысле слова она понимается как процесс предоставления семьям, отдельным людям, зависящим от других, и неспособных самим о себе позаботится, конкретных социальных услуг, необходимых для удовлетворения потребностей их нормального развития, существования.

Таким образом, проанализировав направления деятельности социальной работы в отношении семей, можно сделать вывод, что помощь семьям оказывается системно и в большом объеме. Несмотря на все усилия государственных и негосударственных организаций в помощи семьям, проблемы внутрисемейных отношений и вообще сохранения ценности семьи остаются актуальными и по сей день.

На сегодня нет единых подходов к практике социальной работы с семьей, поэтому могут быть обозначены только основные стратегии:

1.Акцент делается на модели взаимодействия между личностью и её окружением.

2. Системный подход к работе с семьей.

3.Подход к семье как единице изменения, осмысление способов изменения ситуации.

4.Активнотворческий подход включает в себя активные формы вмешательства в переструктурируемой семейной связи распределения домашних обязанностей.

5.Концентрирование работы по принципу «здесь и  теперь», изменения установок и взглядов на семейные отношения и поведение брачных пар.

Технологии  социальной работы с семьей можно подразделить на:

  

                                     

Экстренные, направленные                                       

на выживание семьи (срочная соц.помощь,

предоставление убежища, немедленное

удаление из семьи детей, подвергшихся

жестокому обращению, находящихся в

опасности или оставленных без попечения

родителей)

К технологиям с.р. с семьей также могут быть отнесены:

1.Создание комплексных региональных программ по созданию и сохранению рабочих мест, профессиональное обучение новым профессиям, повышение квалификации.

2. Контролирование своевременной выплаты заработной платы.

3.Выплаты государственных пособий на детей.

4.Строительство домов-интернатов для детей-инвалидов.

5. Оказание финансовой и натуральной помощи нуждающимся гражданам.

6. Оказание психологической помощи конфликтным семьям.

7.Групповая беседа и групповая терапия.

8.Генограмма - это графическое изображение семейной истории. Выступает в качестве диагностического инструментария, а также помогает вовлечь во взаимодействие конфликтных членов семьи.

9.Семейный договор – договор заключается в произвольной форме, не подлежит официальной регистрации и его выполнение проверяется еженедельно.

10.Семейная психопрофилактика-это разработка и регулярное использование заместительных средств отреагирования отрицательных эмоций и разрядки психических напряжений…..

Основные тактики соц.работы с семьей.

1.Непосредственная работа c конкретной семьей. Социальный работник наносит визит семье, обращая внимание на состояние дома; может организовать  консультацию с представителями других служб.

2. Опосредованная работа с конкретной семьей предусматривает контакты по телефону; выдачу специальных книг, игр, пособий; проведение опроса на детях.

3.Непосредственная работа с группой родителей: встреча с родителями в социальном учреждении, выступление социального работника, ответы на вопросы, проведение лекций, привлечение родителей к подготовке и проведению особенных мероприятий.

4.Опосредованная работа с группой родителей: предоставление родителям информационных проспектов услуг, подготовка видеопрограмм, учебных пособий.

5.Развитие контактов между семьями для развития групп самопомощи родителей (ассоциации, клубы по интересам)

Таким образом, учитывая, что семья - один из древнейших институтов социализации новых поколений, который выполняет функцию обеспечения безопасности и защищенности любого человека, но в современных условиях переживает серьезные проблемы (дезорганизация факторов семейной связей, нестабильность супружеских отношений, рост числа разводов, изменение положения супругов в системе общественного труда, серьезные экономические затрудненения, смена эмоционально-психологических проявлений, родительской функции и др.), можно с полным основанием считать, что роль социального работника в сохранении и усилении социального потенциала этого феномена общества возрастает. [Основы социальной работы: учебной пособие для студентов ВУЗов / Под ред. Н. Ф. Басова. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 288 с. (с60).]  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

49328. Возможности Hex-редакторов 843.76 KB
  Актуальность: в настоящее время hexредакторы используются в основном профессиональными программистами которые работают с языками низкого уровня. Hexредакторы вместе с дизассемблерами активно применяются хакерами для написания вирусов взлома программ и создания crck’ов. Понятие hexредактора Hexредактор англ.
49329. Цепи постоянного тока 136.43 KB
  Оглавление Цель курсовой работы Постановка задачи Расчет схемы Определение токов и напряжений в ветвях методом контурных токов Определение токов и напряжений в ветвях методом узловых потенциалов Баланс мощности Определение номинальных значений пассивных элементов цепи R LC Моделирование Список использованной литературы Целью курсовой работы является закрепление и...
49332. Синтезирование непрерывной системы управления с астатизмом второго порядка методом желаемой передаточной функции с заданными передаточной функцией объекта 303.87 KB
  Целью выполнения курсовой работы является применение теоретических положений теории управления для синтеза непрерывной системы управления методом желаемой передаточной функции...