25426

Проблемы социальной защиты семьи, материнства и детства в России

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

В Конституции РФ сказано что в Российской Федерацииобеспечивается государственная поддержка семьи материнства отцовства и детстваразвивается система социальных служб устанавливаются государственные пенсии пособия и иные гарантии социальной защиты. Основными принципами социальной работы с семьей являются: Приоритет прав и интересов ребенка всесторонней развитие и уважение его человеческого достоинства; Уважение прав родителей объективная и компетентная оценка ситуации в семье со стороны социальных служб; Соблюдение конфиденциальности...

Русский

2013-08-13

18.19 KB

187 чел.

38 В: Проблемы социальной защиты семьи, материнства и детства в России.

Определяющее значение в обеспечении жизнедеятельности семей имеет государственная экономическая и социальная политика, от которой зависят занятость населения, благосостояние и доходы семей. Важнейшим критерием социального государства является защита материнства, детства, отцовства, а также помощь и защита семьи. В Конституции РФ сказано, что «в Российской Федерации…обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства…развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».  

Это полностью согласуется со ст.23 Международного пакта «О гражданских и политических правах», где говорится, что семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства. К настоящему времени сложились четыре основные формы государственной помощи семьям, имеющим детей:

  1. Денежные выплаты семье на детей и в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии);
  2. Трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям;
  3. Бесплатные выдачи семье и детям (детское питание, лекарства, одежда и обувь, питание беременным женщинам и др.);
  4. Социальное обслуживание семей (оказание конкретной психологической, юридической, педагогической помощи, консультирование и т.д.).

Основными принципами социальной работы с семьей являются:

  1. Приоритет прав и интересов ребенка, всесторонней развитие и уважение его человеческого достоинства;
  2. Уважение прав родителей, объективная и компетентная оценка ситуации в семье со стороны социальных служб;
  3. Соблюдение конфиденциальности со стороны социальных работников при работе с семьей при условии отсутствия риска насилия над детьми;
  4. Обоснованное использование власти и контроля;
  5. Учет неблагоприятных факторов в семье, подход с позиции риска и т.д.

В России все больше людей нуждаются в помощи государства. Тяжелые демографические и социальные последствия грозят увеличением числа социального неблагоприятных процессов (преступности, алкоголизма). В связи с этим основными задачами социальной защиты являются:

1.реализация установленных законом социальных прав и минимальных социальных гарантий гражданам, прежде всего в области пенсионного обеспечения, социального обслуживания, материальной поддержки семей с детьми и др.;

2. адаптация системы социальной защиты к изменяющимся социально-экономическим условиям, включая развитие сети учреждений социального обслуживания, расширение перечня предоставляемых населению социальных услуг, поддержку негосударственных форм социальной помощи, подготовку кадров социальных работников;

3. совершенствование организации социальной защиты на основе формирования законченных социальных технологий, дифференцированного подхода к различным категориям населения и типам семей, адресной социальной помощи, непосредственно связанной с конкретными потребностями получателя;

4. широкое использование активных форм социальной поддержки населения (социальная и психологическая реабилитация и адаптация населения,  профессиональной ориентации и т.д.).

Здесь целесообразно дать понятие социальная защита – это совокупность законодательно установленных экономических, социальных, юридических гарантий и прав, социальных институтов и учреждений, обеспечивающих их реализацию и создающих условия для поддержания жизнеобеспечения и деятельностного существования различных социальных слоев и групп населения, прежде всего, социально уязвимых. (С.р.: теория и практика – Холостова Е.И., 2003г.).

Большое значение в социальной защите семьи имеет совершенствование соответствующей нормативно-правовой базы. Разработаны и приняты следующие законы: «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», «О порядке назначения и выплаты ежемесячных компенсаций женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, уволенным в связи с ликвидацией предприятий, учреждений, организаций», «О совершенствовании системы государственных социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющим детей, и повышении их размеров», «О компенсационных выплатах семьям с детьми, обучающимся и другим категориям лиц», «О государственной системе  профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» и др.

Для  решения конкретных задач социальной защиты семьи шире стал применяться программно-целевой метод. Так, была разработана и принята к выполнению федеральная программа «Дети России». Вместе с тем необходимо быстрее ввести в действие новые государственные стандарты социального обслуживания семьи и детей, поскольку многие федеральные программы не выполняются.

В работе с семьями разного типа социальный работник должен не только помогать семье преодолевать трудности, привлекая средства благотворителей или наблюдая за справедливым распределением государственной помощи, но и учить членов семьи самопомощи и взаимопомощи, которые помогут им обеспечить себе достойную жизнь.

Под материнством понимается реализуемая способность женщины к рождению, вскармливанию, воспитанию детей.(Глоссарий с.р. – Холостова Е.И., 2007г.).

Под детством – период возрастного развития от рождения до достижения 18-летнего возраста.

Охрана материнства и детства по Курбатовой В.И. – это система государственных и общественных мероприятий по охране здоровья женщин и детей.

 Социальная защита материнства и детства предусматривает два уровня: 1.в обычной жизненной ситуации; 2. в чрезвычайной, нестандартной ситуации.

Первый уровень социальной защиты связан, прежде всего, с защитой семьи, а также с защитой ребенка в сфере образования. Второй уровень – чрезвычайный, связан с  потерей родителей, с социальным сиротством, социальными и экологическими катастрофами. Чрезвычайная ситуация для ребенка – это грубое нарушение его прав, угроза для его жизни, здоровья и безопасности в семье.

Социальная защита материнства и детства начинается с  защиты матери и ребенка еще до его рождения. Система материального поощрения своевременной постановки на врачебный контроль на ранних сроках беременности, консультирование и социально-медицинское сопровождение будущей матери (социально-медицинский патронаж), безусловно, имеют большое значение для рождения здорового малыша и его благополучия в первый год жизни. Работа по профилактике материнской и младенческой смертности, поддержание репродуктивного здоровья женщины, формирование здорового образа жизни в семье – все эти задачи должны быть поставлены и решены как базовое условие социальной защищенности детей.

Особое внимание уделяется защите интересов детей в разводящихся семьях. Уровень разводов в нашей стране в последние годы возрос. Конфликты в семье, психологические драмы, сам процесс развода – все это оставляет тяжелый след в жизни детей. Определенную роль играет законодательство об установлении происхождения ребенка, это важно при определении прав ребенка и ответственности родителей. К тому же, среди типов семей в России немалую долю составляют семьи девиантные, в которых ребенок не может жить постоянно. В этом случае может быть поставлен вопрос об ограничении или даже лишении родительских прав. Эта крайняя форма защиты ребенка применяется только при угрозе физическому существованию ребенка, угрозе психическому здоровью и только по решению суда. Поэтому распространенной формой социальной защиты детства является опека и попечительство. Опека устан-ся над детьми в возрасте менее 14 лет,  попечительство – от 14 до 18 лет.

Итак, магистральным направлением социальной зашиты детства является, укрепление и поддержка семьи – родной семьи для ребенка. Сегодня происходит активное разрушение устоев семьи, ориентированной на детей, как важнейшего социального института. Остановить этот процесс призван, Национальный план действий в интересах детей на период до 2010г. В этом плане «комплексная семейная политика неразрывно связана с проблемами защиты материнства, совершенствования законодательной базы, механизмов управления жизнедеятельностью семьи, технологий реализации семейной политики с привлечением средств неправительственных, частных, предпринимательских структур».

Таким образом, проблема заключается в том, что традиционная патерналистская политика в отношении семей сегодня уже не может быть эффективной. Возможно, выход заключается в создании синтеза патерналистской, мобилизирующей и саморегулирующейся моделей при сочетании принципов деловой активности и самообеспечения, а также разумной социальной поддержки со стороны государства. Сегодня общество как никогда нуждается  в благоприятной среде. В конечном счете, именно позитивная социальная среда может стать гарантом правильной, благоприятной социализации детей и подростков. Можно сказать, что формирование такой среды является одной из важнейших задач социальной работы. В настоящее время эта задача реализуется в клубной работе, в системе дополнительного и развивающего образования, в развитии кружков и общественных объединений по интересам. Выполнено по книге «Основы с.р.» – Павленок П.Д., 2007г.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8626. Философия Аристотеля. Аристотель кается перед Платоном 92.5 KB
  Философия Аристотеля Вопросы: 1. Что Аристотель называет началом, которым «должен владеть всякий, кто постигает какую-либо вещь»? При помощи какого метода строит свою философию Аристотель? 2. В чём состоит критика Аристотелем Платоновской теории иде...
8627. Философия Средних веков (богословие) и эпохи Возрождения 130 KB
  Философия Средних веков (богословие) и эпохи Возрождения Вопросы: 1. В чём отличие богословия от философского мышления? 2. Какие ступени познания выделяет Плотин? В чём отличие учения Плотина от богословия? 3. Какие два монотеизма противостоят друг ...
8628. Философия Р.Декарта и Ф.Бэкона 249 KB
  Философия Р.Декарта и Ф.Бэкона Р.Декарт РАЗЫСКАНИЕ ИСТИНЫ ПОСРЕДСТВОМ ЕСТЕСТВЕННОГО СВЕТА, который сам по себе, не прибегая к содействию религии или философии, определяет мнения, кои должен иметь добропорядочный человек относительно всех предметов, ...
8629. Философия И.Канта 102.5 KB
  Философия И.Канта Вопросы: 1. В чём отличие эмпирических знаний от априорных? 2. Какие признаки априорного знания выделяет И.Кант? Какова задача философии, по Канту? Чем обусловлена постановка задачи? 3. Какую классификацию суждений предлагает Кант?...
8630. Русская религиозная философия 19-20 веков 68 KB
  Русская религиозная философия 19-20 вв. Вопросы: 1. Какой должна стать русская философия? С каким предметом она должна иметь дело? 2. Как И.Ильин аргументирует необходимость отказа от намеренного выдумывания философских систем? 3. Каков закон иссл...
8631. Сознание как философская категория 56.5 KB
  Сознание как философская категория Вопросы: 1. Какие правила мышления выделяет И.Кант? Как понимается мышление в европейской традиции? 2. Что такое сознание? Как формулирует своё предназначение человек сознающий? 3. Каковы свойства гармонии, носител...
8632. Проблема познания в философии 105 KB
  В каком смысле акты научного познания - свободные явления. Можно ли рассматривать знание законов как актуализацию готовых смыслов и сущностей. Можно ли рассматривать знание как превращение...
8633. Личность как философская категория 158.5 KB
  Человек бесчувственный. За что критикует К.Льюис авторов одного из английских учебников для старших классов. Какие следствия имеют взгляды данных авторов. Какая мыслительная традиция...
8634. Философия общества. Соотношение понятий культура и цивилизация 180.5 KB
  Философия общества. Соотношение понятий культура и цивилизация. Изложите критику социального материализма. Изложите критику социального психологизма. Каковы сущностные признаки общественного явления...