25428

Гендерные аспекты социальной работы

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

анализу социальной ситуации клиента социальной службы изысканию ресурсов и технологий оказания помощи клиенту в зависимости от его принадлежности к мужскому или женскому полу. Доминанты пола играют определенную роль для выбора стратегий поддерживающей терапии клиента. Проблемы мужчиныклиента в контексте брачносемейных отношений и психосексуальных конфликтов являются важной составной частью социальной работы. Таким образом полоролевые особенности клиента вызывают ряд специфических проблем которые имеют свою функциональную...

Русский

2013-08-13

68 KB

140 чел.

40В: Гендерные аспекты социальной работы.

Социальные проблемы присущи различным категориям населения и обусловлены их возрастом, социальным, имущественным или семейным положением, состоянием здоровья и т.д. Население, с которым ведется социальная работа, разделяется на категории по различным критериям. В последнее время все большее внимание уделяется гендерному аспекту социальных проблем, т.е. анализу социальной ситуации клиента социальной службы, изысканию ресурсов и технологий оказания помощи клиенту в зависимости от его принадлежности к мужскому или  женскому полу. Понимание гендерной специфичности социального положения, самочувствия и саморазвития личности в обществе в известной мере можно объяснить изменением положения женщин в обществе, развитием демократического мировоззрения. С таких позиций изучение и разрешение социальных проблем индивида независимо от его половой принадлежности не оправдывает себя. Социальная работа с мужчинами вполне заслуживает того, чтобы быть выделенной в отдельную отрасль, однако в силу ряда причин в этом направлении и в стране, и во всем мире делаются только первые шаги. В то же время социальная работа с женщинами признается одной из наиболее важных и масштабных сфер социальной работы в целом.

Поэтому важную роль в разрешении таких проблем полов выступают две науки: гендерология и феминология. Обе науки имеют глубокий цивилизационный, национально-исторический контекст, т.е. выступают как культурозависимые отрасли знания.

Гендерология – это наука, занимающаяся изучением проблем обоих полов, их социальными особенности (гендер), не отрицая биологической составляющей.

Здесь биологическое присутствует, говоря философским языком, в «снятом виде», как и вообще в человеке все биологическое преобразуется в социальное, т.е. все, что делает человек, он делает по-человечески. Каждый человек есть продукт сложного взаимодействия наследственности и среды. В течение всей жизни,  а особенно в период взросления, обретения личностных характеристик, идет процесс полоролевой социализации, освоения  определенных моделей поведения. Доминантная проблема гендерологии, следовательно, заключается в том, что понимается под нормами мужского и женского поведения и каков характер отношений между полами, чем детерминируется это поведение и эти отношения. Биологический и социальный пол – это сложившиеся способы гендерной идентичности.

Феминология (от лат. femina – женщина + греч. logos - учение) изучает социально-политическое и экономическое положение женщин в обществе, отношения между полами и отражение этих отношений в общественном сознании и психологии. Предмет: социально-политические, экономические, социально-психологические закономерности решения вечного женского вопроса.

Наука феминология возникла сравнительно недавно, тогда как общественное движение в защиту женщин, носящее название «феминизм», имеет давнюю историю. Феминизм берет свое начало в  XV столетии.начало современного феминистского движения, а вместе с ним предпосылок феминологии (теории феминизма) может быть датировано 1789г. – выходом в свет «Декларации прав женщин», написанной Олимпией де Гуж. Также свой вклад в развитие феминизма внесли: Мэри Уоллстоункрафт, франц. социолог Кондорсе, Теодор фон Гиш, Анджела Дэвис,   

Основные понятия:

Гендер (пол) –  (от лат. genus- род) - это социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то как это поведение воспринимается. Это то поло-ролевое поведение, которое определяет отношение с другими людьми.

С т.з. психологии гендер – подразделяются любые психологические или поведенческие свойства, ассоциирующиеся с маскулинностью и феминностью и предполагающего отличие мужчин от женщин.

феминость (женственность) – характерные формы поведения, ожидаемые от женщины в данном обществе (внешние и внутренние черты).

Маскулинность (мужественность) – это комплекс характеристик поведения, возможностей и ожиданий, детерминированных деятельностью мужской роли.

Андроцентризм – это глубинная культурная традиция, которая сводит весь мир к единой мужской норме, которая считается единственно верной, женская воспринимается как отклонение от нормы.

Гендерные роли – это один из видов социальных ролей набор ожидаемых образцов поведения для мужчин и женщин.

Дискриминация – это действия закрывающие членам определенной группы доступ к ресурсам или источникам дохода доступным для остальных.

Сексизм – это идеология и практика дискриминации людей по признаку пола. Основана на установках в соответствии, с которыми женщинам, либо мужчинам могут приписываться определенные качества, например, принудительный призыв мужчин в армию.

Гендерная идентичность – это базовая структура  социальной идентичности, которая характеризует человека с точки зрения его принадлежности  к мужской или женской группе, т.е. как вообще идентифицирует себя человек.

Гендерная идеология – это система идей с помощью, которой гендерные различия получают социальные оправдания.

Гендерная дифференциация – это процесс, в котором биологические различия между мужчинами и женщинами наделяются социальным значением (классификация), т.е. девушка и юноша.

Доминанты пола играют определенную роль для выбора стратегий поддерживающей терапии клиента. Мужские и женские стереотипы, ролевое поведение в социуме, семье, на производстве, специфика психосоциальных проблем, особенность требований окружающей среды к мужчинам и женщинам поднимает целый пласт специфических проблем, с которыми сталкиваются социальные работники.

Представление о маскулинности разные народы связывают с различными стереотипами. Некоторые восточные культуры мужественность и физическое совершенство связывают с наличием у мужчин большого живота, поскольку там сосредоточена жизненная энергия. Современные стереотипы мужественности связываются с такими качествами, как физическая сила, свобода в отношении, например, к внешности. Однако с ростом женского движения за свои права, усилением роли женщины в общественной и производственной жизни выдвигаются требования, ранее не предъявляемые к мужчинам, например, мужчина должен зарабатывать много денег, к тому же успевать разделить ответственность в доме.

Культурные нормы, ролевые обязательства формируют определенные ограничения для проявления маскулинности в современном обществе. Социальные нормы и стереотипы вызывают к жизни специфические проблемы, с которыми сталкиваются мужчины в процессе жизнидеятельности.

Кризис маскулинности – проблема нашего века. Кризис связан, с одной стороны, с изменением характера труда в условиях свободной конкуренции, экономическим и социальным освобождением женщины. С другой стороны, от мужчин требуют больше активности не только в обеспечении семьи в условиях равноправного социально-экономического партнерства, но и выполнение ранее не свойственных для них социально-ролевых функций, например выполнения работ по дому или осуществления ухода за больным ребенком. Ситуация усугубляется, если мужчина оказывается безработным, а работа женщины является единственным источником финансирования семьи. Таким образом, происходит разрушение поло-ролевых установок, сформированных в процессе социализации, что приводит к определенным последствиям: агрессии, насилию, суицидам.

Запреты и ограничения, которые предписываются мужчине в обществе, психосоциальные проблемы в брачно-семейных отношениях могут вызывать различные формы депрессии, психосоматические расстройства, провоцировать систематическое употребление алкогольных напитков, что в свою очередь, не может не отразиться на семейной и личной жизни мужчины.

Так агрессивность рассматривается зарубежными исследователями как производная мужской социализации. Агрессия является инструментом, к которому прибегают мужчины для получения социального и материального вознаграждения. Однако часто агрессивность проявляется в сфере семейно-брачных отношений, в процессе воспитания детей, что приводит к психо-травмирующим последствиям не только для объектов, но и самих субъектов агрессии.

Согласно отечественным исследованиям мужчины значительно чаще чем женщины кончают жизнь самоубийством, и мужскую суицидальную активность можно  как устойчивую тенденцию.

По данным всемирной организации здравоохранения алкоголизмом страдают мужчины чаще, чем женщины. Стрессы, дезадаптивные факторы, семейные конфликты, финансовые проблемы, неурядицы на работе, разводы провоцируют развитие алкоголизма. Проблемы мужчины-клиента в контексте брачно-семейных отношений и психосексуальных конфликтов являются важной составной частью социальной работы.

В тоже время патриархальная культура в XXв. хотя и сохранилась во многих странах мира, тем не менее она претерпевает существенные изменения. Феномен женщины – как самостоятельного социокультурного явления сегодня рассматривается различными направлениями научной мысли: социологией, политологией, феминологией и другими дисциплинами.

Свою роль в определении подхода к женщине-клиентке в социальной работе сыграли феминистские идеи, психолого-антропологические концепции, психологические теории поло-ролевой идентичности, социологические теории стереотипов. Основные темы, рассматриваемые этими направлениями, - проблемы свободы и независимости женщины, истоки ее подчинения в культуре и обществе, биосоциальный феномен равенства полов, своеобразие поло-ролевой идентификации.  

В феминистских теориях рассматриваются важнейшие социально-экономические дилеммы «женщина и общество», «женщина и производство», «женщина и свобода». Как правило, им свойственен социально-исторический подход к пониманию личности на основе детерминант пола, интерес к специфическим общественным мифам, внимание к исследованию общественных отношений.

Сложность феминологии женщины не дает сегодня основания для доминирования только одной научной позиции, теории или концепции. В социальной работе проблемы бедности, насилия, занятости, социальной дискриминации рассматриваются в контексте различных аспектов: психологических, социальных, гендерных, демографических, политических, что требует интегративного осмысления феноменологии женщины, выделение проблем женщин-клиенток в самостоятельную область знания.

Основные проблемы женщины-клиентки в социальной работе условно можно типизировать как проблемы, связанные с кризисом в семейных отношениях, распадом семьи, алкоголизацией, так и проблемы, связанные с психическим здоровьем.

Как показывают отечественные исследования, распад семьи сказывается на психическом здоровье женщины. Психологические проблемы одиночества отражаются на уровне общения, сексуальной сфере. Распад семьи может повлечь за собой и другие реакции, такие как пьянство, самоубийство или «уход в работу», что избирается женщинами чаще, чем самоубийство, в отличие от мужчин, а также бродяжничество.  

По сведениям ВОЗ в настоящее время наблюдается тенденция роста женского алкоголизма.  Среди женщин,  страдающих этим заболеванием, преобладают занятые в сфере обслуживания. Алкоголизации «способствуют» двойная занятость женщины на производстве и дома, безработица, невозможность пользоваться основными социальными благами, разводы, семейные неурядицы.

Женщины более часто, чем мужчины, признают у себя наличие психических расстройств и чаще обращаются к специалистам по поводу своего психического здоровья.

Сравнивая психическое здоровье мужчин и женщин, можно отметить, что женщины в большей степени подвержены депрессиям, чем мужчины. Это вызвано поло-ролевыми установками и требованиями социума, где мужчинам и женщинам предписаны свои нормы эмоционального проявления.

Таким образом, поло-ролевые особенности клиента вызывают ряд специфических проблем, которые имеют свою функциональную индивидуальность. Генезис данных проблем на всю схожесть этиологии тем не менее будет не только по-своему интерпретироваться, но и иметь свои последствия для развития жизненного сценария личности.

Социальный работник не использует отдельных техник при оказании помощи мужчинам и женщинам. Хотя некоторые элементы в социальной работе требуют учета поло-ролевой  доминантности, в целом это характерно для работы с семьей. Однако в практике социальной работе есть ряд гендерных подходов к индивиудальной проблеме клиента, предполагающих определенные знания о клиенте, его жизни и жизненных ролях, ценностях и стереотипах поведения, характере запроса о помощи и необходимости ее предоставления. Такие подходы направлены на понимание социальной истории клиента. Социальная история клиента – результат системного подхода к личности клиента и его проблеме. Этот подход предполагает описание индивидуального развития клиента и его проблемы в контексте социоэкономических и психосоциальных факторов. Существуют различные схемы описания социальной истории, в зависимости от субъективности клиента (индивид, группа, сообщество). Нас интересует схема описания индивидуальной социальной истории клиента:

  1.  идентификация клиента: имя, адрес, возраст, дата рождения, место проживания, религия, семейное положение, образование, место работы.
  2.  социальная проблема:  
    •  трудности в социальной жизни, социальных связях; и т.д.  
    •  характер современных жалоб, определение ситуационного контекста, ситуационное поведение и т.д.
    •  описание проблемы клиента относительно времени и лиц, групп, причины, объяснения, обвинения сторон.
    •  Описание поведения, отражение проблем на состоянии клиента, его ролях, статусе, а также поведение групп; описание функциональных трудностей, отклонение от нормы.
    •  Наличие других проблем у клиента.
  3.  индивидуальность клиента: физиологическая, интеллектуальная, социальная.

Социальный работник, основываясь на социальной истории клиента, строит стратегию взаимоотношений, которая состоит из следующих основных элементов взаимодействия:

- представление проблемы; симптоматика  проблемы; история проблемы; течение проблемы; проблема на фоне семейных отношений; проблема в контексте образования и профессии; цели клиента; оценка социальным работником ситуации; осуществление процесса социального лечения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12286. Изучение средств измерения шероховатости поверхности методом последовательного преобразования профиля 131.5 KB
  Лабораторная работа № 7. Изучение средств измерения шероховатости поверхности методом последовательного преобразования профиля Цель работы. Изучение функциональных возможностей профилографовпрофилометров способов получения измерительной информации и ее
12287. ИЗМЕРЕНИЕ ДЛИНЫ СВЕТОВОЙ ВОЛНЫ С ПОМОЩЬЮ БИПРИЗМЫ ФРЕНЕЛЯ 304.5 KB
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1 ИЗМЕРЕНИЕ ДЛИНЫ СВЕТОВОЙ ВОЛНЫ С ПОМОЩЬЮ БИПРИЗМЫ ФРЕНЕЛЯ Введение. Свет представляет собой электромагнитные волны. Как и всякие волны световые волны могут интерферировать. Интерференцией света называется сложение световых пучков вед
12288. Измерение длины cветовой волны с помощью бипризмы Френеля 83.5 KB
  Тема ИЗМЕРЕНИЕ ДЛИНЫ СВЕТОВОЙ ВОЛНЫ С ПОМОЩЬЮ БИПРИЗМЫ ФРЕНЕЛЯ. Цель работы: Измерение длины cветовой волны с помощью бипризмы Френеля. Описание установки. Бипризма Френеля рис.1 Рис.1 состоит из двух остроугольных призм сложенных основа...
12289. Методы диагностики внимания младших школьников 3.52 MB
  Внимание имеет огромное значение в жизни человека. Оно – необходимое условие выполнения любой деятельности. Именно внимание делает все наши психические процессы полноценными; только внимание дает возможность воспринимать окружающий нас мир
12290. Длина световой волны, ее измерение с помощью бипризмы Френеля. 181.5 KB
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1 ИЗМЕРЕНИЕ ДЛИНЫ СВЕТОВОЙ ВОЛНЫ С ПОМОЩЬЮ БИПРИЗМЫ ФРЕНЕЛЯ 1.Цель: измерить длину световой волны с помощью бипризмы Френеля. 2.Схема: а бипризмы Френеля Sисточник монохроматический б рабочая установка: осветитель 1 щел...
12291. Измерение длины световой волны с помощью бипризмы Френеля. 166 KB
  Отчет по лабораторной работе №1. Измерение длины световой волны с помощью бипризмы Френеля. Цель работы: Измерение длины световой волны с помощью бипризмы Френеля. а бипризмы Френеля Sисточник монохроматический б рабочая установка: осветите
12292. ИЗМЕРЕНИЕ ДЛИНЫ СВЕТОВОЙ ВОЛНЫ С ПОМОЩЬЮ ПРОЗРАЧНОЙ ДИФРАКЦИОННОЙ РЕШЁТКИ 209 KB
  При прохождении света через любую из щелей происходит дифракция (в результате которой волны распространяются от щели по всем направлениях). Идущие от всех щелей волны собираются линзой О на экране Э и интерферируют (складываются).
12293. Банктік менеджментті жетілдіру жолдары 164.5 KB
  Кіріспе Менеджмент – ұйымдастыру және басқарудың оңтайлы жүйесі туралы ғылым. Менеджменттің мағынасы әр түрлі. Менеджмент сөзі тар мағынасында белгілі бір адамдар тобын ұйымдастыру мен басқаруға қатысты болса оны кең мағынасында банктің қызме
12294. Банктік карточкалар бойынша жүргізілетін операциялар есебі 319.5 KB
  Кіріспе. Зерттеу тақырыбының өзектілігі. Қазақстан Республикасының төлем системасының ұйымдастырылуы жетілдіріліп келеді. Төлем системасындағы есеп айырысу операциялары экономикадағы ақша массасы мен оның қозғалысын реттеуге және оған бақылау жасауға ықпал ет...