25429

Женщины – один из наиболее значимых объектов социальной работы

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Женщины составляют большинство населения в России где их доля равна 531 881 мужчина на 1000 женщин. Для возрастной структуры России гендерный аспект имеет особое значение: среди жителей страны в возрасте 60 лет и старше доля женщин составляет более 65 диспропорция мужского и женского населения что ведет к женскому одиночеству. Исследованием положения женщин вплотную заняты 2 науки: гендерология и феминология. Предмет гендерологиисоциальные статусы женщины и мужчины определяющие определенный характер их взаимодействия и...

Русский

2013-08-13

47.5 KB

13 чел.

Женщины – один из наиболее значимых объектов социальной работы. Они представляют самую большую социально-демографическую группу населения, нуждающуюся в особой социальной защите.

Женщины составляют большинство населения в России, где их доля равна 53,1% (881 мужчина на 1000 женщин). Для возрастной структуры России гендерный аспект имеет особое значение: среди жителей страны в возрасте 60 лет и старше доля женщин составляет более 65% (диспропорция мужского и женского населения, что ведет к женскому одиночеству). В последнее время все большее внимание уделяется гендерному аспекту и социальных проблем.

Исследованием положения женщин вплотную заняты 2 науки: гендерология и феминология. Предмет гендерологии-социальные статусы женщины и мужчины, определяющие определенный характер их взаимодействия и взаимовлияния, положение в обществе. Предмет феминологии – социально-политические, экономические, социально-психологические закономерности решения женского вопроса. Феминология изучает отношения между полами и отражение этих отношений в общественном сознании и психологии.

О важности феминологических проблем свидетельствует то, что ООН причислила их к разряду глобальных.

Изучением статуса женщины в обществе занимается социальная феминология.  

Феминизм (обществ.движение) берет свое начало в XV столетии. Начало современного феминистского движения может быть датировано 1789 г. – выходом в свет «Декларации прав женщин». Французский социолог Кондорсе в проекте Конституции выступил сторонником уравнивания прав женщин и мужчин, предоставления женщинам права участия в общественной жизни, но только вдовам и незамужним.

Центральная идея первой волны феминизма (серед. XIX – н. XX в.) – борьба за политическое равноправие, за распространение на женщин права голоса =>право голоса законодательно закреплено, но женщины по-прежнему оставались людьми «второго сорта», лишенными прав человека.

Во время второй мировой войны и послевоенной разрухи женщины доказали полную равноценность с мужчинами. В 60-е гг. возникла «вторая волна», которая приняла более радикальные формы, направленные на революционные преобразования общества. Одна из самых заметных фигур – Анджела Девис – активистка КП США.

Одной из функций женщин, по  мнению консерваторов, является рождение и воспитание детей, а не производственная и политическая деятельность.

Современный феминизм представлен направлениями:

1. либеральным (достижение равенства между мужчиной и женщиной возможно без изменения патриархальной системы общества);

2. радикальным (борьба за новый общественный порядок);

3. марксистским (объяснение подчиненного положения женщин в общем русле эксплуатации, свойственной частно-собственническому обществу);

4. социалистическим (исследование исторических причин сохранения патриархального общества, видение его основой половую и классовую эксплуатацию. Подавляя женщину в обществе, на производстве, в семье, капитализм и патриархат извлекают из этого выгоду).

Поиски социального равенства женщин и мужчин шли через отвоевывание прав: на труд рядом с мужчинами, на образование и др. Отправным пунктом решения «женского» вопроса в нашей стране следует считать 1918 г., когда принцип равенства женщин и мужчин во всех сферах жизни был закреплен в первой Конституции Советского государства. В эти же годы издавались женские журналы «Коммунистка», «Работница»….

Общие идеологические и социально-экономические процессы в нашей стране оказали специфическое влияние на положение женщин (например: индустриализация, осуществляемая экстенсивными методами, требовала новых дешевых рабочих рук; реализация лозунга «Кто не работает, тот не ест» обеспечивали пости 100%-ую мужскую и женскую вовлеченность в общественное производство и др.). Уже к 1940 г. Удельный вес женщин в общей численности рабочих и служащих составил примерно 39%. Но право на труд явилось не средством экономической независимости, а дополнительной нагрузкой

В культурной среде К. Хорни перечисляет следующие наиболее существенные причины дифференциации женских ролей от мужских:

  •  Женщина считается существом, которое ниже мужчины;
  •  Женщина экономически зависит от мужчины;
  •  Деятельность женщин ограничивается сферами, где все строится на эмоциональных связях: семьей, религией и благотворительностью…

В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с гендерными стереотипами, не осознавая это в большинстве случаев. Как пишет И.С. Кон, в любом из существовавших обществ обнаруживается разделение труда между мужчинами и женщинами, специфические для мужчин и женщин виды деятельности и социальные функции.

Изначально многими авторами предлагалось рассматривать маскулинность / фемининность как бинарную дихотомию, каждая из составляющих которой одновременно исключает и предполагает противоположное (например, так предлагал символизм). Например, женщинам приписываются такие характеристики: зависимая, подчиняется, легко поддается влиянию, нежная, тихая и др.

Присмотревшись к настоящему положению дел, можно четко увидеть, что подавляющая часть женщин работает в торговле и общественном питании, здравоохранении и  социальном обеспечении, народном образовании, в сфере культурного обслуживания. Можно сказать, что женщины имеют мало престижные профессии с низкой оплатой труда, часто занимаются низко квалифицированным трудом. В среднем зарплата российских тружениц в наши дни остается по народному хозяйству более чем на треть ниже, чем у мужчин. Объяснение – гендерная сегрегация в сфере труда, которая проявляется в различных оценках труда. В феминизированных отраслях (медицина, образование, легкая, пищевая промышленность) женщины имеют низкий профессиональный статус, ограниченные возможности для переподготовки и переквалификации, низкие заработки.

Кроме того, большинство женщин работает в дефицитных и кризисных отраслях материального производства, на должностях, не требующих высокой квалификации, в бюджетной сфере.

В российском трудовом законодательстве сохраняются положения, создающие предпосылки для дискриминации: запрет на работу в ночное время и на некоторые виды работ и др. Примерно треть руководителей предприятий признают, что предпочитают при приеме на работу мужчин, а не женщин. На руководящей работе в России преобладают мужчины. Женщины фактически вытеснены из активной политической жизни, из структур власти, отстранены от участия в разработке стратегии развития. Безработица и бедность имеют «женское лицо». Хотя уровень образованности работающих женщин выше, чем у мужчин.

Социальная дискриминация женщин – ограничение или лишение прав по признаку пола во всех сферах жизни общества. Социальная дискриминация ведет к снижению социального статуса женщины и является одной из форм насилия над личностью.

Истоки социальной дискриминации женщин следует искать в глубокой древности. Уже тогда ученые прикрывали неравноправное положение женщины в обществе, ее угнетение и эксплуатацию спорами о том, является ли она человеком.

Суть идеи равноправия мужчин и женщин, их равных возможностей состоит в том, что по своему интеллектуальному и физическому потенциалу женщина ни в чем не уступает мужчине. Дискриминационный подход анализируется в работах зарубежных ученых феминистской ориентации: М.Хорнер, Б.Велтер, М.Мид и др.

Приватизация государственного сектора экономики отрицательно сказалась на положении работающих женщин. И в условиях перехода к рынку именно государственные предприятия остаются для них основными работодателями.

Несмотря на масштабные демократические изменения, произошедшие в ХХ в. Существенно изменившие как положение женщин, так и отношение к ним со стороны общества, главная социальная проблема женщин – сочетание семейных и внесемейных, материнских и трудовых обязанностей – продолжает сохранять актуальность.

Появилась проблема «двойной занятости», т.к. в соответствии с традиционным разделением домашних обязанностей женщина несет основную нагрузку.

Как данные статистики, так и результаты социологических исследований показывают, что женщинам отводятся должности второго, третьего плана, связанные преимущественно с исполнительскими и техническими функциями.

Интеллектуализация труда, появление новых высокотехнологичных отраслей промышленности, иных сфер деятельности привели к появлению высокооплачиваемых рабочих мест, рассчитанных на женщин, утверждению стереотипа деловой женщины, которая добивается высокого положения собственным трудом. Возник феномен «бикарьерной семьи» (в основном на Западе), в которой оба супруга способны добиться высоких достижений и никто не жертвует своим успехом ради другого.

Изменяется отношение к детям и деторождению (снижение потребности в детях, регулирование рождаемости, ценностью становится не количество детей, а их «качество» т.е. способность к социальному функционированию и развитию, возможность достижения ими жизненных успехов).

Наблюдается изменение семейных ориентаций, внесемейное существование рассматривается как комфортабельный стиль жизни.

Эксперты ВОЗ, исследовавшие состояние здоровья российских женщин, сделали следующее заключение: «Крайнее ухудшение здоровья женщин и детей». Многие инфекционные болезни у женщин протекают тяжелее, чем у мужчин. В последние годы ухудшается состояние здоровья беременных женщин. Психические и моральные травмы утяжеляют течение беременности и родов.

Анализируя сложившуюся в обществе негативную ситуацию, приходим к выводам, что в ухудшении здоровья женщин решающее значение имеют социальные факторы: отсутствие работы, низкий доход и др. По потреблению алкоголя и табака российские женщины стали догонять мужчин. Падает рождаемость. Социально-экономическая ситуация в стране вынуждает женщин трудиться в любых условиях, в том числе вредных и опасных, в ущерб собственному здоровью и здоровью своих детей. Распространяется феномен «подросткового материнства». К абортам по-прежнему прибегает 50 – 60% беременных женщин, следствием аборта являются хронические воспалительные заболевания, бесплодие, недонашиваемость, длительная нетрудоспособность женщин.

Женщины часто чувствуют себя неполноценно по сравнению с мужчинами из-за того, что их жизнь основывается на экономической, политической и психосоциальной зависимости от мужчин. Исторически сложилось так, что к женщине относились как к существу второго сорта, не признавая равенство ее прав с правами мужчин и, воспитывая так, чтобы она признавала мужское превосходство. «Наша культура – это мужская культура, которая не способствует раскрытию женщины и ее индивидуальности».

Рэндалл Коллинз считал, что половое неравенство обусловлено конфликтом между господствующей (мужчинами) и зависимой группами (женщинами). Согласно ему, первоначальная основа господства мужчин над женщинами состояла в том, что мужчины, будучи крупнее и сильнее женщин, насильственно подчиняли их ради получения сексуального удовлетворения. Предоставляя женщинам более низкий заработок, чем мужчинам, общество поддерживает господство мужчин.

Основные проблемы женщины-клиентки в социальной работе условно можно типизировать как проблемы, связанные с кризисом в семейных отношениях, распадом семьи, алкоголизацией, связанные с психическим здоровьем.

Таким образом, несмотря на преобладающее большинство женщины в нашей стране подвергаются дискриминации, подавлению со стороны мужчин. Женщины вытеснены из политической жизни общества, женщина в парламенте на сегодняшний момент является «роскошью»; руководящие должности в основном занимают мужчины. Здоровье женщин, особенно репродуктивное, ухудшается с каждым днем. Изначально женщины работают в социальной сфере, которая не предполагает высокого заработка, но если мужчина и женщина занимают одинаковые должности на одном и том же предприятии, то почему-то женщине платят все равно меньше, тем самым, укореняя господство мужчин. Анализ различных источников показывает, что на протяжении всей истории к женщине относились как к существу второго сорта, не признавали даже ее прав, а что уж говорит о равенстве с мужчиной. Особенно ярко негативное отношение к женщине наблюдалось до возникновения феминистических движений. До сих пор во многих семьях девочек воспитывают так, чтобы она угождала мужу, признавала мужское превосходство, зависела от него материально.

PAGE  3


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23837. Використання графіки при створенні HTML 38.5 KB
  Вихідний код сторінки: html head title Індокитай title head body bgcolor= 99FF33 p align= center b i font size= 7 color= FF0000 Індокитай font i b p p align= left b i img border= 0 src= Flag_of_Vietnam.png width= 184 height= 125 align= left Соціалістична Республіка В'єтнам i b країна в південносхідній Азії на узбережжі ПівденноКитайського моря межує на півночі з Китаєм на півдні та заході з Камбоджею і Лаосом; омивається Південнокитайським морем затока Тонкін. 2006 p p align= center nbsp; p p align= center img border= 0 src=...
23838. Сатирическая Литература 17в.Антицерковная литра 26.5 KB
  только они и люди Типы сатиры: 1Антицерковная литература 2сатира на царский суд Сатира на самые главные вещина все мироздание. библией можно оправдать любые поступки сатира не сколько на библиюсколько на демагогичное использование текста сверхсложные системы на вопросы в них нельзя отвечать однозначноязыквселенная человек Калязинская челобитная меховую жалобу иноков Троицкого Калязина монастыря на левом берегу Волги против города Калязина адресованную архиепископу Тверскому и Кашинскому Симеону 16761681....
23839. Сатира на Царский суд 28 KB
  Сатира на Царский суд Повесть об Ерше Ершовиче рассказывает о тяжбе Ерша с Лещом и Головлем. Лещ и Головль Ростовского озера жильцы жалуются в суд на Ерша на Ершова сына на щетинника на ябедника на вора на разбойника на ябедника на обманщика. Дальше в форме пародии на судное дело повествуется о проделках и непотребствах Ерша векового обманщика и ведомого воришки. В конце концов судьи признают что правы Лещ с товарищи и выдают им Ерша головою.
23840. Смеховой мир Древней Руси (далее - ДР) 22.5 KB
  В ДР смехом разрушалась родовая точка зрения.С точки зрения жителей ДР все что за пределами родовой точки зрения не существует это антимир находящийся на кромке кромешный мир.Азбука о голом и небогатом человеке монолог чтоб вы знали: на каждую букву малюсенький сюжет на пару строк он рассказывает что у него были родители потом умерли стал бедным итдВообще такого рода азбуки были популярны тк если вдуматься азбука модель культуры и мировоззрения народа и мироздания вообще.
23841. Смеховой мир Древней Руси 22.5 KB
  Смехочень сложное понятиене изученное до концастихиякоторая может созидать и разрушать.Признак хороших отношенийсмех.Любая иерархия относится к смеху отрицательнов церкви смеяться нельзя.Функции Смехового мира:крушение родовой точки зрения Сатирический смехнаправленный на когото.
23842. Житие протопопа Аввакума: жанровое своеобразие 21.5 KB
  Не будь Аввакума не было бы таких какими мы знаем Пушкина Толстого Гоголя Достоевского в один ряд с которыми Лихачев ставит Аввакума 1 этап Киевская Русь Феодосий Печерский. 2 этап Епифаний Премудрый плетение словес.3 этап борьба с каноном ЕрмолайЕразм Повесть о Петре и Февронье замена волшебной сказки.4 этап разрушение канона появление романа потом в произведениях многих авторов возникают отголоски жития вплоть до святых атеизма Как закалялась сталь Островского.
23843. Житие протопопа Аввакума: новаторство Аввакума 22.5 KB
  Житие протопопа Аввакума: новаторство АввакумаОн ощущает себя святым страдающим за веру пишет свое житие. Прожив полную лишений жизнь он говорит об этом случае в своем житие так глубоко в душу это ему запало.
23844. Эволюция жанра жития 24.5 KB
  Следующий этап эволюции наступает в тот момент когда на предыдущем этапе уже некуда развиваться достигнуто совершенство.1 этап.2 этап. Плетение словес Епифамия Премудрого совершенствовать уже было не и наступил следующий этап.
23845. Эволюция жанра хождения 23.5 KB
  Эволюция жанра хождения.Хождениями в древнерусской литературе назывались произведения в которых описывались путешествияпаломничества в Палестину Византию страны Востока. Хождения совершались как официальными представителями русской церкви так и по собственной инициативе или обету паломников их называли кАликами перехожими Хождение Игумена Даниила древнейшее произведение жанра хождения.Популярность Хождения игумена Даниила в древнерусской письменности была исключительно велика о чём свидетельствует тот факт что до нас...