25429

Женщины – один из наиболее значимых объектов социальной работы

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Женщины составляют большинство населения в России где их доля равна 531 881 мужчина на 1000 женщин. Для возрастной структуры России гендерный аспект имеет особое значение: среди жителей страны в возрасте 60 лет и старше доля женщин составляет более 65 диспропорция мужского и женского населения что ведет к женскому одиночеству. Исследованием положения женщин вплотную заняты 2 науки: гендерология и феминология. Предмет гендерологиисоциальные статусы женщины и мужчины определяющие определенный характер их взаимодействия и...

Русский

2013-08-13

47.5 KB

12 чел.

Женщины – один из наиболее значимых объектов социальной работы. Они представляют самую большую социально-демографическую группу населения, нуждающуюся в особой социальной защите.

Женщины составляют большинство населения в России, где их доля равна 53,1% (881 мужчина на 1000 женщин). Для возрастной структуры России гендерный аспект имеет особое значение: среди жителей страны в возрасте 60 лет и старше доля женщин составляет более 65% (диспропорция мужского и женского населения, что ведет к женскому одиночеству). В последнее время все большее внимание уделяется гендерному аспекту и социальных проблем.

Исследованием положения женщин вплотную заняты 2 науки: гендерология и феминология. Предмет гендерологии-социальные статусы женщины и мужчины, определяющие определенный характер их взаимодействия и взаимовлияния, положение в обществе. Предмет феминологии – социально-политические, экономические, социально-психологические закономерности решения женского вопроса. Феминология изучает отношения между полами и отражение этих отношений в общественном сознании и психологии.

О важности феминологических проблем свидетельствует то, что ООН причислила их к разряду глобальных.

Изучением статуса женщины в обществе занимается социальная феминология.  

Феминизм (обществ.движение) берет свое начало в XV столетии. Начало современного феминистского движения может быть датировано 1789 г. – выходом в свет «Декларации прав женщин». Французский социолог Кондорсе в проекте Конституции выступил сторонником уравнивания прав женщин и мужчин, предоставления женщинам права участия в общественной жизни, но только вдовам и незамужним.

Центральная идея первой волны феминизма (серед. XIX – н. XX в.) – борьба за политическое равноправие, за распространение на женщин права голоса =>право голоса законодательно закреплено, но женщины по-прежнему оставались людьми «второго сорта», лишенными прав человека.

Во время второй мировой войны и послевоенной разрухи женщины доказали полную равноценность с мужчинами. В 60-е гг. возникла «вторая волна», которая приняла более радикальные формы, направленные на революционные преобразования общества. Одна из самых заметных фигур – Анджела Девис – активистка КП США.

Одной из функций женщин, по  мнению консерваторов, является рождение и воспитание детей, а не производственная и политическая деятельность.

Современный феминизм представлен направлениями:

1. либеральным (достижение равенства между мужчиной и женщиной возможно без изменения патриархальной системы общества);

2. радикальным (борьба за новый общественный порядок);

3. марксистским (объяснение подчиненного положения женщин в общем русле эксплуатации, свойственной частно-собственническому обществу);

4. социалистическим (исследование исторических причин сохранения патриархального общества, видение его основой половую и классовую эксплуатацию. Подавляя женщину в обществе, на производстве, в семье, капитализм и патриархат извлекают из этого выгоду).

Поиски социального равенства женщин и мужчин шли через отвоевывание прав: на труд рядом с мужчинами, на образование и др. Отправным пунктом решения «женского» вопроса в нашей стране следует считать 1918 г., когда принцип равенства женщин и мужчин во всех сферах жизни был закреплен в первой Конституции Советского государства. В эти же годы издавались женские журналы «Коммунистка», «Работница»….

Общие идеологические и социально-экономические процессы в нашей стране оказали специфическое влияние на положение женщин (например: индустриализация, осуществляемая экстенсивными методами, требовала новых дешевых рабочих рук; реализация лозунга «Кто не работает, тот не ест» обеспечивали пости 100%-ую мужскую и женскую вовлеченность в общественное производство и др.). Уже к 1940 г. Удельный вес женщин в общей численности рабочих и служащих составил примерно 39%. Но право на труд явилось не средством экономической независимости, а дополнительной нагрузкой

В культурной среде К. Хорни перечисляет следующие наиболее существенные причины дифференциации женских ролей от мужских:

  •  Женщина считается существом, которое ниже мужчины;
  •  Женщина экономически зависит от мужчины;
  •  Деятельность женщин ограничивается сферами, где все строится на эмоциональных связях: семьей, религией и благотворительностью…

В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с гендерными стереотипами, не осознавая это в большинстве случаев. Как пишет И.С. Кон, в любом из существовавших обществ обнаруживается разделение труда между мужчинами и женщинами, специфические для мужчин и женщин виды деятельности и социальные функции.

Изначально многими авторами предлагалось рассматривать маскулинность / фемининность как бинарную дихотомию, каждая из составляющих которой одновременно исключает и предполагает противоположное (например, так предлагал символизм). Например, женщинам приписываются такие характеристики: зависимая, подчиняется, легко поддается влиянию, нежная, тихая и др.

Присмотревшись к настоящему положению дел, можно четко увидеть, что подавляющая часть женщин работает в торговле и общественном питании, здравоохранении и  социальном обеспечении, народном образовании, в сфере культурного обслуживания. Можно сказать, что женщины имеют мало престижные профессии с низкой оплатой труда, часто занимаются низко квалифицированным трудом. В среднем зарплата российских тружениц в наши дни остается по народному хозяйству более чем на треть ниже, чем у мужчин. Объяснение – гендерная сегрегация в сфере труда, которая проявляется в различных оценках труда. В феминизированных отраслях (медицина, образование, легкая, пищевая промышленность) женщины имеют низкий профессиональный статус, ограниченные возможности для переподготовки и переквалификации, низкие заработки.

Кроме того, большинство женщин работает в дефицитных и кризисных отраслях материального производства, на должностях, не требующих высокой квалификации, в бюджетной сфере.

В российском трудовом законодательстве сохраняются положения, создающие предпосылки для дискриминации: запрет на работу в ночное время и на некоторые виды работ и др. Примерно треть руководителей предприятий признают, что предпочитают при приеме на работу мужчин, а не женщин. На руководящей работе в России преобладают мужчины. Женщины фактически вытеснены из активной политической жизни, из структур власти, отстранены от участия в разработке стратегии развития. Безработица и бедность имеют «женское лицо». Хотя уровень образованности работающих женщин выше, чем у мужчин.

Социальная дискриминация женщин – ограничение или лишение прав по признаку пола во всех сферах жизни общества. Социальная дискриминация ведет к снижению социального статуса женщины и является одной из форм насилия над личностью.

Истоки социальной дискриминации женщин следует искать в глубокой древности. Уже тогда ученые прикрывали неравноправное положение женщины в обществе, ее угнетение и эксплуатацию спорами о том, является ли она человеком.

Суть идеи равноправия мужчин и женщин, их равных возможностей состоит в том, что по своему интеллектуальному и физическому потенциалу женщина ни в чем не уступает мужчине. Дискриминационный подход анализируется в работах зарубежных ученых феминистской ориентации: М.Хорнер, Б.Велтер, М.Мид и др.

Приватизация государственного сектора экономики отрицательно сказалась на положении работающих женщин. И в условиях перехода к рынку именно государственные предприятия остаются для них основными работодателями.

Несмотря на масштабные демократические изменения, произошедшие в ХХ в. Существенно изменившие как положение женщин, так и отношение к ним со стороны общества, главная социальная проблема женщин – сочетание семейных и внесемейных, материнских и трудовых обязанностей – продолжает сохранять актуальность.

Появилась проблема «двойной занятости», т.к. в соответствии с традиционным разделением домашних обязанностей женщина несет основную нагрузку.

Как данные статистики, так и результаты социологических исследований показывают, что женщинам отводятся должности второго, третьего плана, связанные преимущественно с исполнительскими и техническими функциями.

Интеллектуализация труда, появление новых высокотехнологичных отраслей промышленности, иных сфер деятельности привели к появлению высокооплачиваемых рабочих мест, рассчитанных на женщин, утверждению стереотипа деловой женщины, которая добивается высокого положения собственным трудом. Возник феномен «бикарьерной семьи» (в основном на Западе), в которой оба супруга способны добиться высоких достижений и никто не жертвует своим успехом ради другого.

Изменяется отношение к детям и деторождению (снижение потребности в детях, регулирование рождаемости, ценностью становится не количество детей, а их «качество» т.е. способность к социальному функционированию и развитию, возможность достижения ими жизненных успехов).

Наблюдается изменение семейных ориентаций, внесемейное существование рассматривается как комфортабельный стиль жизни.

Эксперты ВОЗ, исследовавшие состояние здоровья российских женщин, сделали следующее заключение: «Крайнее ухудшение здоровья женщин и детей». Многие инфекционные болезни у женщин протекают тяжелее, чем у мужчин. В последние годы ухудшается состояние здоровья беременных женщин. Психические и моральные травмы утяжеляют течение беременности и родов.

Анализируя сложившуюся в обществе негативную ситуацию, приходим к выводам, что в ухудшении здоровья женщин решающее значение имеют социальные факторы: отсутствие работы, низкий доход и др. По потреблению алкоголя и табака российские женщины стали догонять мужчин. Падает рождаемость. Социально-экономическая ситуация в стране вынуждает женщин трудиться в любых условиях, в том числе вредных и опасных, в ущерб собственному здоровью и здоровью своих детей. Распространяется феномен «подросткового материнства». К абортам по-прежнему прибегает 50 – 60% беременных женщин, следствием аборта являются хронические воспалительные заболевания, бесплодие, недонашиваемость, длительная нетрудоспособность женщин.

Женщины часто чувствуют себя неполноценно по сравнению с мужчинами из-за того, что их жизнь основывается на экономической, политической и психосоциальной зависимости от мужчин. Исторически сложилось так, что к женщине относились как к существу второго сорта, не признавая равенство ее прав с правами мужчин и, воспитывая так, чтобы она признавала мужское превосходство. «Наша культура – это мужская культура, которая не способствует раскрытию женщины и ее индивидуальности».

Рэндалл Коллинз считал, что половое неравенство обусловлено конфликтом между господствующей (мужчинами) и зависимой группами (женщинами). Согласно ему, первоначальная основа господства мужчин над женщинами состояла в том, что мужчины, будучи крупнее и сильнее женщин, насильственно подчиняли их ради получения сексуального удовлетворения. Предоставляя женщинам более низкий заработок, чем мужчинам, общество поддерживает господство мужчин.

Основные проблемы женщины-клиентки в социальной работе условно можно типизировать как проблемы, связанные с кризисом в семейных отношениях, распадом семьи, алкоголизацией, связанные с психическим здоровьем.

Таким образом, несмотря на преобладающее большинство женщины в нашей стране подвергаются дискриминации, подавлению со стороны мужчин. Женщины вытеснены из политической жизни общества, женщина в парламенте на сегодняшний момент является «роскошью»; руководящие должности в основном занимают мужчины. Здоровье женщин, особенно репродуктивное, ухудшается с каждым днем. Изначально женщины работают в социальной сфере, которая не предполагает высокого заработка, но если мужчина и женщина занимают одинаковые должности на одном и том же предприятии, то почему-то женщине платят все равно меньше, тем самым, укореняя господство мужчин. Анализ различных источников показывает, что на протяжении всей истории к женщине относились как к существу второго сорта, не признавали даже ее прав, а что уж говорит о равенстве с мужчиной. Особенно ярко негативное отношение к женщине наблюдалось до возникновения феминистических движений. До сих пор во многих семьях девочек воспитывают так, чтобы она угождала мужу, признавала мужское превосходство, зависела от него материально.

PAGE  3


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27368. Значение уроков изобразительного искусства, музыки в системе начального общего образования 39 KB
  Исполнительская в интерпретации муз произведений = осознанный интуитивный выбор средств. Виды: апение сольное хоровое пр допой досочини муз диалоги пропой свое имя. Б музритмич Д выразит движения театр.
27369. Сравнительная характеристика современных программ и учебно-методических комплектов по изобразительному искусству, музыке для начальной школы с учетом требований ФГОС НОО 30 KB
  УМК Школа 2100 Изобразительное искусство О. УМК Классическая начальная школа Изобразительное искусство В. УМК Начальная школа XXI века Музыка О. умк Гармония Н.
27370. Кризис подросткового возраста 29 KB
  Необходимы занятия спортом для нормального развития организма. Поэтому именно перестройка всей познавательной сферы в связи с развитием теоретического мышления составляет основное содержание умственного развития в младшем школьном возрасте. Чаще всего учебные трудности детей в средней школе особенно в IV классе вызываются именно недостаточным уровнем их развития. в этот переходный период как и на любой ступени возрастного развития школьников проявляется потребность и необходимость в общей положительной оценке себя в целом вне зависимости...
27371. Структура общения 45.5 KB
  Педагогическое общение специфическая форма общения имеющая свои особенности и в то же время подчиняющаяся общим психологическим закономерностям присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми включающей коммуникативный интерактивный и перцептивный компоненты. Недостаток и ограничение общения замедляют и обедняют развитие ребёнка.[3] Проблеме педагогического общения посвящено значительное количество исследований анализ которых обнаруживает несколько аспектов в её изучении. Структура общения: Коммуникативный компонент...
27372. Социальная ситуация: смена статуса, появление учебной деятельности 34.5 KB
  Изменение внутренней позиции ребенка обесценивание игры как ведущей деятеьности прошлого периода стремление к новому. Как развивать личность: развивать самостоятельность произвольность знает что надо и что для этого делать преобладание мотива надо над мотивом хочу поддержка начинаний ребенка рефлексия анализ планирование обеспечение комфортной обстановки формировать внутренний план действий Работа с родителями: выделяют 2 вида подготовки ребенка к школе специальную и общую. Необходимо физически подготовить ребенка: общее...
27373. Неуспеваемость 32.5 KB
  Содержание и методы обучения повышают а иногда задерживают понижают возможности учащихся. И этот фактор так или иначе учитывается при определении содержания обучения. Одни и те же условия обучения и воспитания поразному воздействуют на детей воспитывающихся в разных условиях имеющих различия в организме в общем развитии.
27374. Норма - сочетание личности и социума 42 KB
  Социум обязан обеспечивать норму Среднестатистическая норма уровень психологического развития человека который соответствует средним качественноколичественным показателям полученным при обследовании представителей популяции людей того же возраста пола культуры. Попадание в эту зону означает уровень развития свойственный не менее 68 лиц данной группы. Функциональная норма индивидуальная в её основе лежит представление о непоторимости пути развития каждого человека и любое его отклонение можно считать индивидуальным отклонением....
27375. Мораль. Формирование морали 34 KB
  Ценность человеческой жизни меняется в зависимости от ценности вещей и статуса или других признаков человека. Ценность жизни человека определяется чувствами связанных с ним людей. Ценность человеческой жизни определяется вкладом человека в общий прогресс человечества. Главной проблемой является не следование предписаниям а отыскание смысла жизни.
27376. Профессиональные свойства и характеристики личности учителя 40.5 KB
  Как и любой вид деятельности деятельность педагога имеет свою структуру Зимняя И. Предмет педагогической деятельности. Продукт и результат педагогической деятельности. Каждый вид деятельности имеет свой предмет точно также и педагогическая деятельность имеет свой.