25429

Женщины – один из наиболее значимых объектов социальной работы

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Женщины составляют большинство населения в России где их доля равна 531 881 мужчина на 1000 женщин. Для возрастной структуры России гендерный аспект имеет особое значение: среди жителей страны в возрасте 60 лет и старше доля женщин составляет более 65 диспропорция мужского и женского населения что ведет к женскому одиночеству. Исследованием положения женщин вплотную заняты 2 науки: гендерология и феминология. Предмет гендерологиисоциальные статусы женщины и мужчины определяющие определенный характер их взаимодействия и...

Русский

2013-08-13

47.5 KB

9 чел.

Женщины – один из наиболее значимых объектов социальной работы. Они представляют самую большую социально-демографическую группу населения, нуждающуюся в особой социальной защите.

Женщины составляют большинство населения в России, где их доля равна 53,1% (881 мужчина на 1000 женщин). Для возрастной структуры России гендерный аспект имеет особое значение: среди жителей страны в возрасте 60 лет и старше доля женщин составляет более 65% (диспропорция мужского и женского населения, что ведет к женскому одиночеству). В последнее время все большее внимание уделяется гендерному аспекту и социальных проблем.

Исследованием положения женщин вплотную заняты 2 науки: гендерология и феминология. Предмет гендерологии-социальные статусы женщины и мужчины, определяющие определенный характер их взаимодействия и взаимовлияния, положение в обществе. Предмет феминологии – социально-политические, экономические, социально-психологические закономерности решения женского вопроса. Феминология изучает отношения между полами и отражение этих отношений в общественном сознании и психологии.

О важности феминологических проблем свидетельствует то, что ООН причислила их к разряду глобальных.

Изучением статуса женщины в обществе занимается социальная феминология.  

Феминизм (обществ.движение) берет свое начало в XV столетии. Начало современного феминистского движения может быть датировано 1789 г. – выходом в свет «Декларации прав женщин». Французский социолог Кондорсе в проекте Конституции выступил сторонником уравнивания прав женщин и мужчин, предоставления женщинам права участия в общественной жизни, но только вдовам и незамужним.

Центральная идея первой волны феминизма (серед. XIX – н. XX в.) – борьба за политическое равноправие, за распространение на женщин права голоса =>право голоса законодательно закреплено, но женщины по-прежнему оставались людьми «второго сорта», лишенными прав человека.

Во время второй мировой войны и послевоенной разрухи женщины доказали полную равноценность с мужчинами. В 60-е гг. возникла «вторая волна», которая приняла более радикальные формы, направленные на революционные преобразования общества. Одна из самых заметных фигур – Анджела Девис – активистка КП США.

Одной из функций женщин, по  мнению консерваторов, является рождение и воспитание детей, а не производственная и политическая деятельность.

Современный феминизм представлен направлениями:

1. либеральным (достижение равенства между мужчиной и женщиной возможно без изменения патриархальной системы общества);

2. радикальным (борьба за новый общественный порядок);

3. марксистским (объяснение подчиненного положения женщин в общем русле эксплуатации, свойственной частно-собственническому обществу);

4. социалистическим (исследование исторических причин сохранения патриархального общества, видение его основой половую и классовую эксплуатацию. Подавляя женщину в обществе, на производстве, в семье, капитализм и патриархат извлекают из этого выгоду).

Поиски социального равенства женщин и мужчин шли через отвоевывание прав: на труд рядом с мужчинами, на образование и др. Отправным пунктом решения «женского» вопроса в нашей стране следует считать 1918 г., когда принцип равенства женщин и мужчин во всех сферах жизни был закреплен в первой Конституции Советского государства. В эти же годы издавались женские журналы «Коммунистка», «Работница»….

Общие идеологические и социально-экономические процессы в нашей стране оказали специфическое влияние на положение женщин (например: индустриализация, осуществляемая экстенсивными методами, требовала новых дешевых рабочих рук; реализация лозунга «Кто не работает, тот не ест» обеспечивали пости 100%-ую мужскую и женскую вовлеченность в общественное производство и др.). Уже к 1940 г. Удельный вес женщин в общей численности рабочих и служащих составил примерно 39%. Но право на труд явилось не средством экономической независимости, а дополнительной нагрузкой

В культурной среде К. Хорни перечисляет следующие наиболее существенные причины дифференциации женских ролей от мужских:

  •  Женщина считается существом, которое ниже мужчины;
  •  Женщина экономически зависит от мужчины;
  •  Деятельность женщин ограничивается сферами, где все строится на эмоциональных связях: семьей, религией и благотворительностью…

В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с гендерными стереотипами, не осознавая это в большинстве случаев. Как пишет И.С. Кон, в любом из существовавших обществ обнаруживается разделение труда между мужчинами и женщинами, специфические для мужчин и женщин виды деятельности и социальные функции.

Изначально многими авторами предлагалось рассматривать маскулинность / фемининность как бинарную дихотомию, каждая из составляющих которой одновременно исключает и предполагает противоположное (например, так предлагал символизм). Например, женщинам приписываются такие характеристики: зависимая, подчиняется, легко поддается влиянию, нежная, тихая и др.

Присмотревшись к настоящему положению дел, можно четко увидеть, что подавляющая часть женщин работает в торговле и общественном питании, здравоохранении и  социальном обеспечении, народном образовании, в сфере культурного обслуживания. Можно сказать, что женщины имеют мало престижные профессии с низкой оплатой труда, часто занимаются низко квалифицированным трудом. В среднем зарплата российских тружениц в наши дни остается по народному хозяйству более чем на треть ниже, чем у мужчин. Объяснение – гендерная сегрегация в сфере труда, которая проявляется в различных оценках труда. В феминизированных отраслях (медицина, образование, легкая, пищевая промышленность) женщины имеют низкий профессиональный статус, ограниченные возможности для переподготовки и переквалификации, низкие заработки.

Кроме того, большинство женщин работает в дефицитных и кризисных отраслях материального производства, на должностях, не требующих высокой квалификации, в бюджетной сфере.

В российском трудовом законодательстве сохраняются положения, создающие предпосылки для дискриминации: запрет на работу в ночное время и на некоторые виды работ и др. Примерно треть руководителей предприятий признают, что предпочитают при приеме на работу мужчин, а не женщин. На руководящей работе в России преобладают мужчины. Женщины фактически вытеснены из активной политической жизни, из структур власти, отстранены от участия в разработке стратегии развития. Безработица и бедность имеют «женское лицо». Хотя уровень образованности работающих женщин выше, чем у мужчин.

Социальная дискриминация женщин – ограничение или лишение прав по признаку пола во всех сферах жизни общества. Социальная дискриминация ведет к снижению социального статуса женщины и является одной из форм насилия над личностью.

Истоки социальной дискриминации женщин следует искать в глубокой древности. Уже тогда ученые прикрывали неравноправное положение женщины в обществе, ее угнетение и эксплуатацию спорами о том, является ли она человеком.

Суть идеи равноправия мужчин и женщин, их равных возможностей состоит в том, что по своему интеллектуальному и физическому потенциалу женщина ни в чем не уступает мужчине. Дискриминационный подход анализируется в работах зарубежных ученых феминистской ориентации: М.Хорнер, Б.Велтер, М.Мид и др.

Приватизация государственного сектора экономики отрицательно сказалась на положении работающих женщин. И в условиях перехода к рынку именно государственные предприятия остаются для них основными работодателями.

Несмотря на масштабные демократические изменения, произошедшие в ХХ в. Существенно изменившие как положение женщин, так и отношение к ним со стороны общества, главная социальная проблема женщин – сочетание семейных и внесемейных, материнских и трудовых обязанностей – продолжает сохранять актуальность.

Появилась проблема «двойной занятости», т.к. в соответствии с традиционным разделением домашних обязанностей женщина несет основную нагрузку.

Как данные статистики, так и результаты социологических исследований показывают, что женщинам отводятся должности второго, третьего плана, связанные преимущественно с исполнительскими и техническими функциями.

Интеллектуализация труда, появление новых высокотехнологичных отраслей промышленности, иных сфер деятельности привели к появлению высокооплачиваемых рабочих мест, рассчитанных на женщин, утверждению стереотипа деловой женщины, которая добивается высокого положения собственным трудом. Возник феномен «бикарьерной семьи» (в основном на Западе), в которой оба супруга способны добиться высоких достижений и никто не жертвует своим успехом ради другого.

Изменяется отношение к детям и деторождению (снижение потребности в детях, регулирование рождаемости, ценностью становится не количество детей, а их «качество» т.е. способность к социальному функционированию и развитию, возможность достижения ими жизненных успехов).

Наблюдается изменение семейных ориентаций, внесемейное существование рассматривается как комфортабельный стиль жизни.

Эксперты ВОЗ, исследовавшие состояние здоровья российских женщин, сделали следующее заключение: «Крайнее ухудшение здоровья женщин и детей». Многие инфекционные болезни у женщин протекают тяжелее, чем у мужчин. В последние годы ухудшается состояние здоровья беременных женщин. Психические и моральные травмы утяжеляют течение беременности и родов.

Анализируя сложившуюся в обществе негативную ситуацию, приходим к выводам, что в ухудшении здоровья женщин решающее значение имеют социальные факторы: отсутствие работы, низкий доход и др. По потреблению алкоголя и табака российские женщины стали догонять мужчин. Падает рождаемость. Социально-экономическая ситуация в стране вынуждает женщин трудиться в любых условиях, в том числе вредных и опасных, в ущерб собственному здоровью и здоровью своих детей. Распространяется феномен «подросткового материнства». К абортам по-прежнему прибегает 50 – 60% беременных женщин, следствием аборта являются хронические воспалительные заболевания, бесплодие, недонашиваемость, длительная нетрудоспособность женщин.

Женщины часто чувствуют себя неполноценно по сравнению с мужчинами из-за того, что их жизнь основывается на экономической, политической и психосоциальной зависимости от мужчин. Исторически сложилось так, что к женщине относились как к существу второго сорта, не признавая равенство ее прав с правами мужчин и, воспитывая так, чтобы она признавала мужское превосходство. «Наша культура – это мужская культура, которая не способствует раскрытию женщины и ее индивидуальности».

Рэндалл Коллинз считал, что половое неравенство обусловлено конфликтом между господствующей (мужчинами) и зависимой группами (женщинами). Согласно ему, первоначальная основа господства мужчин над женщинами состояла в том, что мужчины, будучи крупнее и сильнее женщин, насильственно подчиняли их ради получения сексуального удовлетворения. Предоставляя женщинам более низкий заработок, чем мужчинам, общество поддерживает господство мужчин.

Основные проблемы женщины-клиентки в социальной работе условно можно типизировать как проблемы, связанные с кризисом в семейных отношениях, распадом семьи, алкоголизацией, связанные с психическим здоровьем.

Таким образом, несмотря на преобладающее большинство женщины в нашей стране подвергаются дискриминации, подавлению со стороны мужчин. Женщины вытеснены из политической жизни общества, женщина в парламенте на сегодняшний момент является «роскошью»; руководящие должности в основном занимают мужчины. Здоровье женщин, особенно репродуктивное, ухудшается с каждым днем. Изначально женщины работают в социальной сфере, которая не предполагает высокого заработка, но если мужчина и женщина занимают одинаковые должности на одном и том же предприятии, то почему-то женщине платят все равно меньше, тем самым, укореняя господство мужчин. Анализ различных источников показывает, что на протяжении всей истории к женщине относились как к существу второго сорта, не признавали даже ее прав, а что уж говорит о равенстве с мужчиной. Особенно ярко негативное отношение к женщине наблюдалось до возникновения феминистических движений. До сих пор во многих семьях девочек воспитывают так, чтобы она угождала мужу, признавала мужское превосходство, зависела от него материально.

PAGE  3


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53097. ТЕСТИ З ГЕОГРАФІЇ 10 класу (профільний рівень) 88.5 KB
  Яка країна є лідером за кількістю користувачів Інтернету: а Китай; б Японія; в США. У якій країні знаходиться найбільша ТНК в світі: а США; б Велика Британія; в Японія. ТНК контролюють таку частку світової торгівлі: а 1 3; б 2 3 Найбільший експортер послуг в світі: а США; б Японія; в Велика Британія. Найбільша країна за кількістю іноземних туристів: а Іспанія; б США; в Франція.
53098. Використання інтерактивних технологій під час вивчення фізичної географії Донецької області 82 KB
  Мета:практичне застосування інтерактивних технологій під час вивчення фізичної географії Донецької області. Обладнання і матеріали: мультимедійна установка мікрофон роздавальні матеріали для п'яти уроків з теми Фізична географія Донецької області атлас Донецької області. Географічне положення межі розміри Донецької області Конструктор уроку Тема уроку Актуалізація...
53099. Брейн – ринг з географії для 7 класу. «По країнах і континентах» 218 KB
  Мета: поглибити інтерес до предмету, виховувати почуття колективізму, уміння працювати в команді. Обладнання : мультимедійний комплекс. Хід гри. Члени команд займають місця згідно проведеного жеребкування. Учитель об’являє правила проведення брейн – рингу та представляє журі. 1 конкурс. Розминка. Кожній команді учитель ставить питання. Протягом хвилини команда повинна дати відповідь. Кожна правильна відповідь оцінюється в 1 бал.
53100. КОНКУРС ЗНАТОКОВ ГЕОГРАФИИ 38.5 KB
  Вопросы к викторине по Китаю Китай на политической карте 1. По территории Китай занимает место в мире. Династия Цинь именно при ней велось строительство Китайской стены 4. С какой страной воевал Китай в 18941985 гг.
53101. СЦЕНАРІЙ ЗАГАЛЬНОШКІЛЬНОЇ ЛІНІЙКИ ДО ВІДКРИТТЯ ТИЖНЯ ГЕОГРАФІЇ 92.5 KB
  Андрій. Як же я не люблю середину лютого! Зимові канікули давно вже минули до весняних ще так довго... А кожен день одне й те ж саме: окисно-відновні реакції, рівняння, формули, задачі, вправи… Юлія. Увага! 11 лютого в школі розпочинається тиждень географії. Андрій. О, ні! Тільки не географії!
53104. Тести до підсумкового уроку. Земля на плані та карті. Географія (6 клас) 108 KB
  Завдання 1-5 мають по чотири варіанти відповідей. У кожному завданні лише ОДНА ПРАВИЛЬНА відповідь. Оберіть правильну відповідь та позначте її у бланку відповідей згідно з інструкцією. Не робіть інших позначок – комп’ютерна програма реєструє їх як ПОМИЛКИ.
53105. Застосування інтерактивних технологій під час вивчення нового матеріалу на уроці географії 24.88 MB
  Виконавчо-діяльнісний етап посідає центральне місце у дидактичному процесі адже тут відбувається розвиток і навчання учнів. Досить широко відомі і достатньо розроблені вимоги до діяльності учнів на цьому етапі навчального заняття 5 126127: здобуття знань і набуття досвіду діяльності учнем має відбуватися у результаті його власної діяльності яка повинна мати навчальнопізнавальний характер; у діяльності учня мають переважати процедурні знання знанняяк над інформаційними...