25431

Место и роль пожилых и старых людей в современном обществе

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Структура ответа: Вступление Понятие пожилого и старого человека Исторический аспект положения пожилых и старых людей в обществе Современная ситуация. За последние 60 лет доля в населении детей уменьшилась почти вдвое а доля пожилых и старых людей в возрасте после 60 лет напротив возросла почти втрое. Согласно международным критериям например ООН население страны считается старым если доля людей в возрасте 65 лет и старше превышает 7.

Русский

2013-08-13

54.5 KB

123 чел.

Место и роль пожилых и старых людей в современном обществе.

Структура ответа:

  1.  Вступление
  2.  Понятие пожилого и старого человека
  3.  Исторический аспект положения пожилых и старых людей в обществе
  4.  Современная ситуация. Стереотипы старости
  5.  Вывод

На протяжении последних лет в развитии России сохраняются негативные демографические тенденции. Главная среди них – абсолютное сокращение численности жителей страны. Этот процесс сопровождается радикальными изменениями в возрастной структуре населения – оно быстро стареет. За последние 60 лет доля в населении детей уменьшилась почти вдвое, а доля пожилых и старых людей (в возрасте после 60 лет), напротив возросла почти втрое. 30 миллионов россиян уже принадлежат к старшему поколению.1

В последние десятилетия предлагались различные варианты возрастной классификации для позднего периода жизни человека. В документах Европейского регионального бюро Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), возраст от 60 до 74 лет рассматривается как пожилой; 75 лет и старше – старые люди; возраст 90 лет и старше – долгожители. В зарубежной литературе встречается различие «молодых пожилых» - 65-74 лет, «старых» - 75-84 лет и «очень старых» - 85 лет и старше. Доклад Комитета экспертов ВОЗ ссылается на решение ООН от 1980 г., в котором возраст 60 лет рекомендуется рассматривать как границу перехода в группу пожилых. Согласно международным критериям (например, ООН) население страны считается старым, если доля людей в возрасте 65 лет и старше превышает 7%. По этому показателю население России давно можно считать таковым, ибо каждый пятый россиянин относится к вышеуказанной возрастной категории. А в некоторых десятках областей страны удельный вес пожилого населения в сельской местности превышает 30%.2

Пожилые (и старые) – это люди, прожившие относительно долгую жизнь, вследствие чего они уже испытывают определенные психофизические ограничения независимо от наличия или отсутствия заболеваний, в некоторых случаях они функционально недееспособны либо им необходима помощь со стороны.3

История развития человечества свидетельствует о том, что старые люди в разное время занимали различное положение в обществе и оказывали на него неодинаковое влияние. Американский антрополог и этнограф Л. Морган выделил три основных периода в развитии общества: дикость, варварство и цивилизацию. В соответствии с этим он разделил периоды дикости и варварства на три подпериода (низший, средний и высший), отличающиеся уровнем развития. Эволюция положения старых людей в обществе происходила не в одном направлении – от плохого к хорошему: существовали периоды, когда оно было очень хорошим и, напротив, очень плохим.4 

В давние времена, на низшем уровне дикости, когда средняя продолжительность жизни составляла менее 20 лет, старые люди не умирали естественной смертью. С.М. Соловьев писал, что детям вменялось в обязанность убийство немощных и старых родителей. Этот обычай существовал у племен воинственных, которые не терпели в своей среде лишних, слабых, не способных оказать помощь во время войны, защитить сородичей, отомстить за свои обиды. Однако это была не единственная причина уничтожения стариков; основная же заключалась в том, что в условиях первобытного общества люди с трудом могли прокормить себя, прилагая к этому по истине коллосальные усилия. Именно поэтому среди них не было места тем, кто из-за физической немощи терял способность добывать пищу. Однако зрелый человек как носитель практических знаний и обладатель многолетнего опыта был объектом уважения в первобытной орде. Он осуществлял связь между поколениями, так как передавал свои знания молодым людям. Однако когда он становился беспомощным, бесполезным для племени или рода, когда силы и память отказывали ему, его либо бросали на произвол судьбы, либо убивали. Этот обычай существовал у кочевых народов, диких племен, занимавшихся охотой. Угасание этого жестокого обычая, связанное непосредственно с хозяйственным прогрессом, по мнению Л. Моргана, наступило в средний подпериод эпохи дикости.

Умерщвление старых людей прекратилось окончательно тогда, когда появилась необходимость использования их в процессе добывания пищи в связи с расширением источников существования. Самым главным фактором, способствовавшим сохранению жизни старым людям, явилось открытие огня. Необходимость постоянного наблюдения за огнем привела к первому общественному разделению труда между мужчинами и женщинами: первые должны были охотиться, вторые – поддерживать и оберегать огонь. С появлением огня человечество научилось варить пищу, что способствовало уменьшению убийств детей и стариков. Старые люди становились одной из необходимых категорий общества6 они освобождали женщин от наблюдения за огнем, становились его хранителями.

Развитие оседлости и начало занятий сельским хозяйством еще более способствовало прекращению традиции уничтожения стариков.

Следует остановиться на том факте, что понимание старческого возраста в глубокой древности очень разнилось от его современного толкования. Согласно исследованиям Дж. Эйнджела, средняя продолжительность жизни составляла в раннюю эпоху железа и бронзы на территории Греции не более 18 лет. В первобытном обществе не было стариков. В.В. Фролькис писал, что в каменный и бронзовый века люди в возрасте 50 лет были исключением. В первобытном обществе немногочисленные старики пользовались уважением как люди с наиболее богатым личным опытом, историки рода, хранители традиций, толкователи мистерий, воспитатели детей, посредники между умершими и живыми и мастера различных церемоний. В глазах соотечественников они были живыми свидетелями прошлого, что ценилось очень высоко.

Конечно, такое уважение было связано в значительной степени с тем, что число старых людей было невелико, само достижение старости было очень редким явлением. Именно этим объясняется существование олигархии старцев в Центральной Австралии и геронтократии в Полинезии. В жизни многих примитивных сообществ старые люди играли главные роли в политике, магии и религии. Геронтократия надолго установилась в Древней Греции: в Афинах и Спарте членом ареопага или геронсии мог стать лишь человек, достигший 60 лет. В Древнем Риме высший орган власти получил название «Сенат», что означало собрание старых и уважаемых людей.

Доиндустриальная эпоха также не знала проблемы старости. Старых людей было мало, и они почти до самой смерти могли с пользой трудиться в сельском хозяйстве в своих собственных семьях, заниматься ремеслами, искусством. Дожившие до старости становились настоящими мастерами в своей сфере деятельности, стать их учениками было очень престижно для молодых. Развитие индустрии быстро разрушило всеобщее уважение к старым людям, отношение к ним как хранителям очага, знаний, мудрости. Промышленная и демографическая революции привели к полному отвержению старых людей. Их становилось все больше, общество начало сталкиваться с наиболее отягощающими последствиями старения.

Стремление к извлечению максимальной прибыли способствовало жестокой эксплуатации работающих, возникновению непосильного эмоционального напряжения, ускоренному истощению адаптационных возможностей стареющего человека. Трагизм положения стареющих людей заключается в том, что они становятся ненужными именно в период полного расцвета физических сил и умственных способностей.

По мнению многих исследователей, общественное положение старого человека постоянно ухудшается. Уважение к старости, бывшее правилом в прошлом, в наше время исчезает, уступая место безразличию или даже вражде. По мнению известных геронтологов, дискриминация стариков, существовавшая у примитивных народов на заре эпохи дикости, в современном обществе претерпела изменения по форме, а не по сути отношения к старым людям. В условиях социального регресса старость становится обесцененным периодом жизни людей. Еще одной особенностью современного общества, оказывающей влияние на рост неприязни к старым людям, является происходящая революция в образовании. Впервые в истории развития человечества возникла ситуация, когда новые поколения в интеллектуальном отношении и по своей профессиональной подготовке в области использования современных технических средств оказываются выше прежних поколений.

В наше время положение старых людей во многих странах остается очень трудным. 16 декабря 1991г. Генеральной Ассамблеей ООН принята Декларация прав старого человека, которая, по существу, представляет собой свод этических норм и рекомендаций по установлению приоритетов в отношении старых людей. Этот документ способствует воплощению в жизнь фундаментальных положений Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948г. о признании достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, о праве каждого на социальное обеспечение, на «такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи»5, и о праве каждого на обеспечение по случаю наступления старости.

Культ независимости и самостоятельности, характерный для российской культуры, сформировавшейся в условиях рыночной экономики, все больше разделяет поколения. Между поколениями возникает ряд противоречий, крайней степенью которых может стать разрыв межпоколенных связей и отношений. Ценность человеческой жизни на данном этапе развития общества определяется умением быстро и эффективно переобучаться, легко приспосабливаться к меняющимся условиям. Пожилой возраст отличает особая, специфическая роль в системе жизненного цикла человека: старость призвана обеспечивать связь времен и поколений. В условиях наступающей культуры, когда процесс обучения больше не связан с передачей опыта старших поколений, старый человек перестает выполнять данную социальную роль, но при этом российское общество не предлагает иных альтернативных ролей. В итоге социальная группа пожилых и старых людей с их ценностными ориентациями вытесняется на границу социокультурной жизни общества. Старый человек постепенно приобретает качества маргинальной личности.6

Каждое общество в целом создает свой стереотип старого человека, черты которого экстраполирует затем на всю категорию пожилого и старческого населения.

Социальный стереотип – относительно устойчивый и упрощенный образ социального объекта (группы, человека, события, явления и т.п.), складывающийся в условиях дефицита информации как результат обобщения личного опыта индивида и нередко предвзятых представлений, принятых в обществе.7

В настоящее время в научной литературе указываются три основные позиции, которые определяют отношение нашего общества к понятию пожилого человека. Наиболее распространенной является точка зрения, что пожилые – это, прежде всего, обездоленные люди, нуждающиеся в адекватном социальном обеспечении. Другое мнение, что эта группа населения представляет значительный человеческий потенциал, который может и должен быть вовлечен в социально активную жизнь. Третья позиция в явном виде проявляется редко, но отчетливо прослеживается при обсуждении социальной политики: пожилые – это социальный балласт общества, тормозящий реформы.8

Стереотип старости, сформировавшийся в том или ином обществе, является отражением положения старых людей, которые в этом обществе живут.

Позитивный стереотип. В его основе лежат ценность жизненного опыта и мудрости старых людей, потребность в уважении к ним и соответствующей опеке.

Негативный стереотип. На старого человека смотрят как на ненужного, лишнего, бесполезного, «нахлебника», а его опыт расценивают как устаревший и неприменимый в настоящий момент.

Понятия «геронтофилия» и «геронтофобия» существуют, вероятно, с сотворения мира. Геронтофилия (gerontos  - старец, phileo – любить), или, иначе, любовь к старым людям, в большей или меньшей степени прослеживаются во все века. Благотворительность, попечительство, призрение старых людей – все это различные формы проявления геронтофилии. Геронтофобия (gerontos  - старец, phobos – боязнь) – это боязнь старости. Враждебное чувство к ней и страх перед собственной старостью пришли из далекого прошлого, когда старому человеку не было места в роду или племени, когда его выбрасывали собственные дети, у которых удушение, утопление или закапывание живьем старого родственника не вызывали внутреннего протеста и считались благодеянием.

Геронтологи описывают несколько геронтологических социальных стереотипов. 1. Геронтофилия – особое почитание стариков, предоставление им исключительных привилегий. 2. Геронтофобия – неприятие старых людей вообще и собственной старости в частности. 3. Агглютинативные модели поведения – геронтократия власти и ее почитание, добровольное или принудительное, и неприязненное, жестокое отношение к простым, не имеющим социального статуса, старым людям. 4. Рефлексия старости как социокультурной ценности признание высоких статусных характеристик старого человека (опыт, мудрость), одобрение его наставнических функций.9

К сожалению, нашу цивилизацию, по мнению большинства ученых. Занимающихся различными аспектами старости можно считать геронтофобической.

А. Сови видит в геронтофобии явление в высшей степени небезопасное. Он считает, что в определенных условиях, которые сейчас трудно предугадать, молодежь может счесть старых людей балластом и настаивать на их физическом уничтожении.

Таким образом, старые люди в разное время занимали различное положение в обществе и оказывали на него неодинаковое влияние. Эволюция положения старых людей в обществе происходила не в одном направлении – от плохого к хорошему: существовали периоды, когда оно было очень хорошим и, напротив, очень плохим. В целом же отношение общества к пожилым людям отражает уровень цивилизованности этого общества, несущего ответственность за их социальное, материальное положение, эмоционально-психологическое состояние. Каждое общество создает свой стереотип старости. Социальные стереотипы могут иметь как положительное, так и отрицательное значение. Они могут приводить к ошибочным знанием и деформации межличностного взаимодействия. Чтобы не допустить этого, необходимо анализировать каждую конкретную ситуацию.

В настоящее время существуют положительный и отрицательный стереотипы старости с преобладанием последнего. Старость ассоциируется с бедностью, плохим жильем, безобразным медицинским обслуживанием, слабым здоровьем и социальной изоляцией. Сложившиеся стереотипы, в свою очередь, влияют на мироощущение пожилых людей: активная старость начинает восприниматься как исключение, пассивная и болезненная – как норма.

Возможности и способности пожилых людей приносить материальные и духовные блага обществу и тем более стать определенным фактором его развития зависят от того, готово ли общество изменить стереотипное отношение к пожилым людям и социально защитить их. При соответствующем отношении к пожилым людям со стороны государства, общественных и других объединений и организаций, общества в целом их жизнь может быть достаточно полноценной.

1 Забелина Н.В. Маргинализация пожилых людей в условиях социокультурной трансформации России//Отечественный журнал социальной работы,2007г №2, с.38

2 Владимиров Д. Г. Старшее поколение как фактор экономического развития // Социс – 2004, №4, с.57

3 Холостова Е. И. Словарь-справочник по социальной работе – М: Юрист, 2000

4 Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. Социальная геронтология – М,1999, с.34-35

5 п.1 ст. 25 Всеобщая декларация прав человека

6 Забелина Н.В. Маргинализация пожилых людей в условиях социокультурной трансформации России//Отечественный журнал социальной работы,2007г №2, с.39

7 Психологический словарь, с.384

8 Писарев А. В. Образ пожилых в современной России//Социс – 2004, №4, с.54

9 Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. Социальная геронтология – М,1999, с.82-83


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12590. РЕВИЗИОНИЗМ ХОЛОКОСТА 260 KB
  Ревизионизм холокоста Юрген Граф Лекция в Институте мировых цивилизаций Москва 15 апреля 2009 г. Существует ли на Западе свобода исторического исследования Ответ: Да существует – если только историки занимаются тематикой которая не затрагивает интересы госпо...
12591. АНАЛИЗ ТОЧНОСТИ ОБРАБОТКИ ДЕТАЛЕЙ ПО КРИВЫМ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ 293 KB
  АНАЛИЗ ТОЧНОСТИ ОБРАБОТКИ ДЕТАЛЕЙ ПО КРИВЫМ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ Методические указания к выполнению лабораторной работы по дисциплине Основы технологии машиностроения для студентов обучающихся по направлению 552900 Технология оборудование и автоматизация машиностр
12592. ВЛИЯНИЕ РЕЖИМОВ ТОЧЕНИЯ И АЛМАЗНОГО ВЫГЛАЖИВАНИЯ НА ШЕРОХОВАТОСТЬ ПОВЕРХНОСТИ 191 KB
  ВЛИЯНИЕ РЕЖИМОВ ТОЧЕНИЯ И АЛМАЗНОГО ВЫГЛАЖИВАНИЯ НА ШЕРОХОВАТОСТЬ ПОВЕРХНОСТИ Методические указания к выполнению лабораторной работы по дисциплине Основы технологии машиностроения для студентов обучающихся по направлению 552900 Технология оборудование и автома...
12593. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМПЕРАТУРНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ РЕЗЦОВ ПРИ ЧИСТОВОМ ТОЧЕНИИ 29.35 KB
  ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМПЕРАТУРНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ РЕЗЦОВПРИ ЧИСТОВОМ ТОЧЕНИИ Методические указания к выполнению лабораторной работы по дисциплине Основы технологии машиностроения для студентов обучающихся по направлению 150900 Технология оборудование и автоматизация машинос...
12594. Electronics Workbench (EWB) системи схемотехнычного моделювання 898.73 KB
  ПЕРЕДМОВА Комп’ютерні технології в навчанні розвиваються бурхливими темпами особливо в зв’язку зі збільшенням вимог до самостійної роботи студентів та широким упровадженням дистанційних форм здобуття знань. Для вивчення дисциплін Теоретичні основи електротехні
12595. Основи електротехніки та електроніки. Методичні вказівки до виконання лабораторних робіт 3.02 MB
  МЕТОДИЧНІ ВКАЗІВКИ ДО ВИКОНАННЯ КОНТРОЛЬНИХ РОБІТ З ДИСЦИПЛІНИ ОСНОВИ ЕЛЕКТРОТЕХНІКИ ТА ЕЛЕКТРОНІКИ Методичні вказівки до виконання лабораторних робіт з дисципліни Основи електротехніки та електроніки для студентів денної і заочної форми навчання. /Уклад.: Куч...
12596. Електротехніка і основи електроніки 7.06 MB
  Вступ до дисципліни Електротехніка і основи електроніки 1. До розділу електричні кола. Із курсу фізики відомо що електричні кола − це сукупність джерел і споживачів електричної енергії комутаційної апаратури вимірювальних приладів та з’єднувальних провідників. В...
12597. Електротехніка і основи електроніки. Методичні вказівки до виконання контрольних робіт 539.5 KB
  МЕТОДИЧНІ ВКАЗІВКИ ДО ВИКОНАННЯ КОНТРОЛЬНИХ РОБІТ З ДИСЦИПЛІНИ ЕЛЕКТРОТЕХНІКА І ОСНОВИ ЕЛЕКТРОНІКИ Для студентів неелектричних спеціальностей заочної форми навчання Методичні вказівки до виконання контрольних робіт з дисципліни Електротехніка і основи елек
12598. ИСПЫТАНИЕ МЕТАЛЛОВ НА РАСТЯЖЕНИЕ 567.5 KB
  ИСПЫТАНИЕ МЕТАЛЛОВ НА РАСТЯЖЕНИЕ Методические указания к лабораторной работе № 2 по курсу Сопротивление материалов для студентов технических специальностей Испытание металлов на растяжение. Методические указания к лабораторной работе № 2 по курсу Сопрот