25432

Регион как объект хозяйствования и управления

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Реализя крупн региональн программ программ развития сырьевых экологичх освоения террии Одна из задач районирования обеспечить управляемость развитием государства. Региональные структуры характерные для РФ: 1. Суть воспроизводственного подхода Требует обеспечить преимущ региона и использовать возможности при комплексн развитии хозяйства региона.Воспроизводственный процесс единство внутренних и межрегиональных связей обеспечив последовательный процесс прва распределения обмена потребления.

Русский

2013-08-13

51.34 KB

17 чел.

33. Регион как объект хозяйствования и управления.

Регион – подсистема С-Э. комплекса страны, относит самостоят его часть с законч-м циклом воспр-ва, характериз особ формами проявления стадий воспроизводства и специфическими соц. и эк. процессами.

Рег упр-е выступает формах – управление функционированием (поддержание функционирования) и управление развитием (достижение стратегических целей). Деление территории на регионы принято называть районированием. Виды районирования: 1.Экономическийй (Крупные эк районы, Терр произв комплексы, промышл узлы), 2.Национальный( Федер округа, республика, край, область,город федер знач-я, автономн округ,3.Административно-территориальный (республика, край, область, город, район, посёлок)4.Реализ-я крупн региональн программ (программ развития, сырьевых, экологич-х, освоения терр-ии) Одна из задач районирования - обеспечить управляемость развитием государства.

Региональные структуры, характерные для РФ: 1.регион-эк. зона (4 шт- Сиб, Д. Вост, Европ. часть Р.); 2 регион как эк. район – 11 шт.; 3.регион – ТПК; 4 регион – субъект РФ(83шт); 5 регион - мун. округ.

Суть воспроизводственного подхода Требует обеспечить преимущ региона и использовать возможности при комплексн развитии хозяйства региона. Особенности создаются общественным разделением труда. Разделение труда: отраслевое (опред НТП, сложившимися технологиями и связями), территориальное (опред историч особенностями, емкостью рынка сбыта) РТ.Воспроизводственный процесс- единство внутренних и межрегиональных связей, обеспечив последовательный процесс пр-ва, распределения, обмена, потребления. Уровни воспроизводственного процесса: на уровне предприятий, уровне региона.

Отличительные особенности регионального воспроизводственного процесса(по Маршаловой):

  1.  Открытый характер экономики региона и обширные межрегиональные связи
  2.  Несоответствие  произведенного в регионе Совок Обществ Продукта ресурсам, необх для его пр-ва.
  3.  Отсутствие строгой зависимости между произведенным и использованным национ доходом;
  4.  Межотраслевые диспропорции
  5.  Особенности структуры использованного национального дохода.

Стадии: производство, распределение (вкл. перераспределение и обмен) и потребление(использование)

Пропорции регионального воспроизводственного процесса.

1. Общеэкономические пропорции -отраж отличительные особенности регионального воспроизводства, роль региона в экономике страны. Например: между фондом накопления и ф-м потребления;  использованием живого и овеществленного труда; развитием произв-й и непроизводственной сфер др.

2. Структурные пропорции отраж- соотношения между отдельными элементами конструкции региональной экономики, обеспечивающими ее участие в территориальном разделении труда .

3. Социально-экономические пропорции - внутрирегиональные проблемы, решение к-х явл- непоср функцией региональных органов власти. Например: пропорции м/у: личным и общественным потреблением; платежесп спросом и предл-м на региональном рынке потребительских товаров и услуг.

4. Экономико-демографические пропорции отражают взаимосвязи демографического и экономического процессов регионального воспроизводства. Эта группа пропорций отражает взаимосвязи между:  трудовыми ресурсами и наличием рабочих мест; городским и сельским населением;  численностью занятого и неработающего населения в трудоспособном возрасте и др.

5. Экономико-экологические пропорции соотношения м/у емкостью природного потенциала и уровнем  социально-экономического  развития  региона. Напр: между: сырьевым потенц  и  производственными возможностями его исп-я. Формир-е этой группы пропорций предполагает разработку балансов по каждому виду природных ресурсов и политики их использования.

6. Финансово-экономические пропорции. Связ с кругооборотом материальных и финансово-денежных ресурсов и отражает распределение компетенций между структурами, управляющими процессом регионального воспроизводства.

Соединение рег. воспроизводственного процесса с единичными процессами воспроизводства предприятий и организаций, расположенных в регионе, осуществляется через региональные воспроизводственные циклы, обеспечивающие воспроизводство продукции, услуг и необходимых условий, т. е. общерегиональную базу для функционирования всех субъектов региональной экономики.

К региональным воспроизводственным циклам относятся (по Маршаловой): 1 воспр-во трудовых ресурсов (восст-е и разв-е труд. рес. рег.);2 воспр-во фин-кред и денежных рес-в (купля-продажа, размещение своб-х фин-кред и ден ср-в);3 воспр-во инвестиционно-строительного процесса (аккумуляция и перераспр-е своб-х ден-х ср-в, направл-х на фин-ие инвестиций.);4 воспр-во продовольств-х ресурсов 5воспр-во природных ресурсов (вкл. испол-е всего набора ПР); 6воспроизводство производственных услуг (развитие инфраструктурных мощностей);7воспр-во соц-быт услуг (привязано к терр-ии, напр у. жил-коммунальных и у.связи); 8воспр-во услуг рыночной инфраструктуры; 9 воспроизводство информации и знаний.

  1.  Специализация и комплексное развитие региона.

Территориальное и отраслевое разделение труда. Оценка специализации регионов. Методы определения отраслей рыночной специализации регионов. Подходы к оценке комплексности регионального хозяйства.

Общественное разделение труда – объективный процесс развития производительных сил, при котором происходят обособление различных видов трудовой деятельности, специализация производственных единиц и обмен между ними продуктами своей деятельности. Делится на территориальное и отраслевое разделение труда.

Территориальное разделение труда – закрепление на определенной территории отдельных отраслей и производств, для которых именно в этой местности имеются благоприятные условия

При отраслевой специализации разделение труда происходит по отдельным технологическим частям разработки или отдельным операциям технологического процесса (пример – Боинг собирает свои самолеты по всему свету). Бывает подетальной, предметной, пооперационной.

Сочетание отраслевого и территориального разделения труда фомирует региональный воспроизводственный процесс.

Совокупность отраслей хозяйственного комплекса, характеризующаяся определенными пропорциями и взаимосвязями – отраслевая структура.

Специализация региона – концентрация на территории региона конкретных видов производств, удовлетворяющих не только собственные потребности, но и потребности других регионов.

Специализация обусловлена разделением труда.

Отрасли делятся на профилирующие (значительный удельный вес, участвуют в вывозе производимой продукции из региона) и непрофилирующие (vice versa).

  1. Коэффициент локализации – на основе сопоставления отраслевой структуры региона и страны в целом. Равен соотношению удельного веса отрасли в регионе и в стране в целом. Если больше единицы, то отрасль = специализация.
  2. Индекс уровня специализации – отношение удельного веса отрасли в регионе в объеме выпуска продукции отрасли в стране к удельному весу хозяйства региона в хозяйстве страны. Если больше  1, то отрасль=специализация.
  3. Коэффициент уровня развития страны в регионе – отношение объема произведенной продукции в регионе к объему ее потребления в регионе. Если больше 1, то отрасль=специализация.
  4. Коэффициент душевого производства – отношение удельного веса данной отрасли региона в соответствующей отрасли хозяйства страны к удельному весу населения региона в населении страны.
  5. Коэффициент межрайонной товарности – отношение вывозимой продукции отрасли региона к объему ее производства в регионе. Если больше 0.5, то отрасль=специализация.

Обобщенный показатель – удельный вес производимой продукции в регионе в общем ее производстве по стране.

Специализация – основа комплексного развития региона.

Помимо отраслей специализации – вспомогательные производства, отрасли жизнеобеспечения населения региона, отрасли сферы услуг и обращения.

Комплексное развитие региона предполагает обеспечение наиболее рациональных отраслевых и территориальных пропорций, установление и поддержание оптимального соотношения между ними.

Показатели компелксности:

  1. Показатель степени удовлетворения потребности регионального хозяйства в продукции за счет собственного производства.
  2. Степень использования региональных ресурсов
  3. Коэффициент занятости трудовых ресурсов
  4. Отраслевая структура региона. (соответствие потенциалу региона)
  5. Соотношение темпов и уровней социального и производственного развития, динамика структуры материального производства
  6. Сбалансированность рабочих мест и трудовых ресурсов
  7. Обеспеченность хозяйства территориальными ресурсами
  8. Состояние окружающей среды
  9. Соответствие инфраструктуры потребностям региона
  10. Жилищное обеспечение.

Суть – определение дефицита или избытка тех или иных ресурсов относительно потребности в них.

Простой отраслевой комплекс – сочетание обособленных отраслей специализации и обслуживающих отраслей.

Сложный отраслевой комплекс – ПОК + непосредственные производственные связи (с.х + пищевая)


35. Классификация методов управления региональной экономикой.

I. По хар-ру возд-вия на рын. процессы методы упр-ния: прямые и косвенные.

прямое (непосредственное влияние на объект) включ:1 разработку планов и прогнозов;2 бюджетное финансирование экономических и социальных целевых программ, инвестиционных проектов;3размещение на предприятиях региона заказов для региональных нужд;4 предоставление субвенций для отдельных предприятий;5 осуществление национализации или приватизации предприятий и т. д.

Косвенное (создание условий для достижения целей, воздействие на процесс рег восп-ва ч/з эк интересы субъектов с помощью рычагов-налоги, льготы, субвенции, кредиты/без прямого вмешательства орг вл, но в уставновленных ими рамках): 1 создание условий для привлечения из других регионов и из-за рубежа инвестиций для реализации задач регионального развития;2 компенсация дополнительных затрат, хозяйствующие субъекты несут при решении региональных проблем; 3предоставление налоговых льгот предприятиям, выполняющим социальные функции; 4регул-ние цен на продукцию госсектора, п/п-тий-монополистов, на соц-но-значимые товары

II. По широте воздействия на соц-экономич процессы: общеэкономические и селективные.

общеэкономические методы (бюдж-финансовые, ценовые, кредитно-денежные)-воздействие на всех субъектов эк-ки региона, селективные методы-целенаправленны, избирательны, воздействуют на отдельные группы субъектов (регул-ние ставок различ-х местных нал-в и сб-в, имеющ целевое назначение).

III. По каналам воздействия: административные и экономические методы. Администр –исп-ся отношения власти и подчин, осущ-тся в форме: 1прямых распоряж-ий, постан-й, 2 установления правил, регулир-х деят-ть предпр и орг-й различ-х форм собственности (нормативное регулир-е); 3 разработка рекомендаций, контроль (напр, фин-бюдж), надзор (напр, за соблюдением государственных стандартов).

В основе адм методов - соблюдение обязательности вып-я предписаний, возможность применения принуждения в отношении отдельных предприятий, нарушающих установленные правила. Административные методы должны использоваться в комплексе с экономическими методами, оптимальное сочетание с которыми в единой системе может обеспечить нормальное функционирование экономики региона.

Экономические методы осн на общих правилах поведения, выбора вариантов экономической стратегии. Оказывают косвенное воздействие на объекты управления, предполагают полную самост-сть субъектов эк-ки региона при высокой ответст-сти за принимаемые действия и их последствия. (регулирование цен и тарифов на определенные, виды товаров,стимулир-е увеличения предложения определенных видов товаров (предоставление льгот производителю, дотации на оплату потребляемых ресурсов, разрешение ускоренной амортизации, снижение ставок или полное освобождение от налогов, разрешение образования необлагаемых налогом страховых фондов, помощь в подготовке персонала); стимулир-е инвестиц-й деят-ти производителей (гос гарантии под кредиты, коммерческих банков, предост-е на льготных условиях аренды);

IV. По политике действий и формам реализации выделяют:

1) налоговые- Региональные органы управления могут устанавливать ставки налога на прибыль для предприятий и организаций, находящихся в муниципальной собственности, определять льготы по налогу на прибыль в пределах своей налоговой квоты, а также устанавливать ставки местных налогов, сборов и пошлин. Региональные органы управления при помощи налоговой системы могут сдерживать экономически необоснованный рост прибыли монопольных производителей на рынке товаров и услуг, при этом основу налоговой политики должно составлять стимулирование роста производства, а не фискальное изъятие средств у производителей.

2) бюджетные- региональные органы правления могут воздействовать на предприятия и организации, расположенные в регионе, через определение направлений использования бюджетных средств, в том числе на текущие нужды и финансирование инвестиций в различные отрасли хозяйства и административные районы региона.

3) кредитно-денежные 4) ценовые 6) внешнеэкономические

5) антимонопольные-что бы кто то не диктовал условия, обеспечение конкуренции, например малый бищнес в гос заказ №94 ФЗ

7) институциональные-наример, есть потребность в к-л функции, но для её осущ-я д.б. создан институт, сейчас это СРО, проф объединения

В сфере бюджетного регулирования

V. Общие методы: экономическое моделирование-моделирование эк объектов и процессов в искусственно созданных условиях или математич моделирование с целью прогнозирования, планирования, анализ, управления эк процессами и объектами


  1.  Управление экономическим развитием региона.

Оценка экономического положения региона. Инструменты экономического развития региона. Направления деятельности органов власти в целях экономического развития. Инфраструктура региона и ее виды. Точки роста региональной экономики и методы их определения.

Основные показатели социально-экономического положения региона. 1. – внешняя эффективность управления (возможность достичь цели) 2. – внутренняя эффективность (соотношение результата и затрат)

Для анализа экономического положения региона используется та же система, что и для страны – валовый региональный продукт, показатели уровня жизни и состояния рынка труда, финансовая обеспеченност, стоимость основных фондов региона, динамика и объем промышленного производства, оборот розничной торговли, объем инвестиций в основной капитал. (на душу населения)

Интегральный показатель экономической эффективности = ВРП/(М+А+З)

Кроме того - Производительность труда, Фондовооруженность труда, фондоотдача, Материало и энергоемкость.

Региональное развитие – прогрессивное изменеие социально-экономической структуры региона, обеспечивающие экономное использование его ресурсов и максимальное удовлетворение производственных потребностей территории.

Основные направления деятельности органов власти для  экономического развития:

  1. Создание в регионе благоприятных общих условий для развития деловой активности = развитие инфраструктуры + наличие земли и соответствующих на нее прав (документы территориального планирования, инвестиционные паспорта МО)

Рыночная инфраструктура - совокупность объектов и структур, обеспеч формир-е материальных, финансовых и информационных связей между субъектами рынка. Осн элементы: отрасли оптовой и розничной торговли, материально-технического снабжения, кредитования и страхования, информационного и правового обслуживания, функционирующие в социально-экономической среде региона.

Р.И.объединяет сферы производства, обращения и потребления в единую последовательную цепочку, обеспечивает ускорение оборота материальных, финансовых и информационных потоков в экономике, способствуя повышению эффективности общественного развития. Явл 1 из подсистем региональной экономики и призвана обеспечить необходимые условия формирования развитых рыночных отношений. Классификации рыночной инфраструктуры.

По функциональному признаку 

  1. торгово-посредническая инфраструктура (ассоциации оптовой торговли);
  2. финансово-кредитная (коммерческие банки и небанковские финансово-кредитные учреждения);
  3. эк-ко-информационная (информационно маркетинговые центры);
  4. экономико-правовая (арбитражн суды,консульт-правовые фирмы, адвокатск,нотариальные конторы);
  5. внешнеэк-ская инфраструктура (специализированные внешнеторговые организации, торгово-промышленные палаты, таможенные организации и др.).                                                                                              

По отраслевому признаку: торговая; снабженческо-сбытовая; заготовительная; финансовая: кредитная; страховая; информационно-вычислительная; инфраструктура операций с недвижимостью: инфраструктура общей коммерческой деятельности.

По признаку обслуживания рынков:  общерыночную  инфраструктуру  универсального характера, обслуживающую различные типы рынков (коммерческие банки, страховые Компании, и др.); инфраструктуру, обслуживающую отдельные типы рынков (потребительский рынок, рынок средств производства, рынок недвижимости и др.;

По пространственному признаку: международная (международные банки, биржи, страх-е компании), национ-ная (Росс-кая торгово-промышленная  палата, Аудиторская палата), межрег-ная (крупные рег-ные коммерческие банки и их межрегиональные ассоциации, межрег-ные биржи, межрег-ные ассоциации оптовой торговли, крупные  сбытово - посреднические  фирмы и коммерческо-посреднические компании межрегионального значения), рег-ная (ассоциации оптовой торговли, посреднические; торгово-закупочные организации), городская и районная (оптовые и мелкооптовые фирмы, маркетинговые фирмы).

По формам собственности: инф-ра частной, кооперативной, гос-ной форм собств-ти; инф-ра, находящаяся в собств-ти общественных орг-ий (Ассоциация коммерческих банков- Биржевой союз, Союз малых п/п-тий и др  орг-ции и их рег-ные отделения); инф-ра, принадлежащая иностранным собственникам (филиалы иностр банков, представит-ва торговых фирм и др.); рын-я инфр-ра смеш-й формы собств-ти.

По уровню развития: инфр-ра, оставшаяся от старой системы и треб-щая коренных изменений с учетом совр-ных треб-ний разв-я  бизнеса  и коммерции;  новая формир-ся инфр-ра; сформир-ся  инфр-ра, по своим пар-рам и характ-кам отвеч-щая треб-ниям совр-ного р-ка.  

  1. Регулирование деловой активности = налоговые льготы, субсидии, гарантии, залог, софинансирование процентной ставки.
  2. Прямая кооперация органов власти и бизнеса – ТПП, бизнес-инкубаторы, в целом – насыщение информацией.

Точки роста – 1. Самостоятельно действующие предприятия, способные к самостоятельному развитию. 2. Предприятия, имеющие потенциал к такому развитию.

Можно выделить 4 составные части точек роста:

  1. Территории,
  2. Отрасли
  3. Предприятия
  4. Программы.

Как выделить точку роста?

  1. По удельному весу отрасли во всем объеме продукции
  2. По доле убыточных  предприятий
  3. По уровню рентабельности отрасли или предприятия
  4. По денежному выражению полученной отраслями или предприятиями прибыли
  5. По совокупности ведущих предприятий (top 20)
  6. По бюджетной эффективности
  7. Размер ВРП и объем инвестиций на душу (для территорий)

Омская область – кластерное развитие нефтехимического, машиностроительного, биотехнологического, агропромышеленного и лесоперерабатывающего комплексов.


  1.  Диагностика социально-экономического положения регионов.

ВРП и методы его расчета. Межотраслевой баланс и отражение в нем пропорций регионального воспроизводственного процесса. Этапы оценки социально-экономического положения. Показатели и индикаторы социально-экономического положения. Оценка роли регионов в национальной экономике.

ВРП:

  1. Производственный способ (только этим способом происходит расчет)

ВДС = ВВ – ПП (валовая добавленная стоимость = валовый выпуск – промежуточное потребление)

ВРП = Сумма Вдс всех отраслей + ЧНП + ЧНИ (чистые налоги на продукт, чистые налоги на импорт)

  1. Метод конечного использования

ВВП = КП + ВН + (Э-И) (конечное потребление + валовое накопление + экспорт – импорт)

  1. Распределительный метод

ВРП = ОТ + ВПЭ + ЧНПР + ЧНИ (оплата труда наемников + валовая прибыль экономики + чистые налоги на производство + чистые налоги на импорт)

Сумма ВРП по регионам не равна ВВП из-за оборонки и федеральных органов власти.

Особенности формирования ВДС отражается в межотраслевом балансе производства и распределения продукции.

Раздел 1 – матрица межотраслевых потоков, раздел 2 – конечный спрос, раздел 3 – стоимостной состав ВДС.

МОБ. Столбцы – отрасли материального производства. Строки – виды основных производственных фондов.

Коэффициент прямых затрат – среднеотраслевые нормативы расхода материальных ресурсов на производство единицы продукции. (количество продукции I той отрасли, необходимой для производства 1 J отрасли)

Разр-ка межотраслевых балансов произв-ва и распределения продукции региона позволяет: - определить место региона в территориальном разделении труда;- установить, какая часть совокупного общественного продукта и национального дохода использована для осуществления процесса воспроизводства региона;-проанализировать важнейшие внутрирегиональные пропорции воспроизводства;  -оценить эффективность регионального воспроизводства.  

Основные показатели социально-экономического положения региона. 1. – внешняя эффективность управления (возможность достичь цели) 2. – внутренняя эффективность (соотношение результата и затрат)

Для анализа экономического положения региона используется та же система, что и для страны – валовый региональный продукт, показатели уровня жизни и состояния рынка труда, финансовая обеспеченност, стоимость основных фондов региона, динамика и объем промышленного производства, оборот розничной торговли, объем инвестиций в основной капитал. (на душу населения)

Интегральный показатель экономической эффективности = ВРП/(М+А+З)

Кроме того - Производительность труда, Фондовооруженность труда, фондоотдача, Материало и энергоемкость.

Этапы. 1. Анализ общего уровня развития 2. Анализ структуры и динамики экономики региона. 3. Анализ финансового положения региона. 4. Анализ структуры и динамики инвестиций. 5. Оценка экспортного потенциала 6. Анализ социально-экономического развития 6. Интегральная оценка = ВРП на душу.

ДОПОЛНИТЬ про роль региона в национальной экономики!!!


38. Региональная политика государства

РФ-федеративное гос-во. Указ Президента от 1996 г «Об основных положениях регион политики»

Рег П-система мер и действ орг гос власти и управл, направл на раз-е тер с целью созд-я оптим усл жизни населения, достижение тер справедливости и мах эф раз-я страны и рег

Уровни осущ-я РП: 1федеральная РП-тер проблемы нац эк, отношения центра с убъектами, комплексное регулирование факторов и связей; 2 субфедеральная-пространственная организация внутри региона, регулирование отношений субъектов фед с МО

Межрег ассоциации эк взаимодействия: суть координация соц-эк развития групп сопредельных регионов, в т.ч. их взаимоотношения с фед центром. «Сибирское соглашение»-укрепление горизонтальных отношений путем объединения в ассоциации эк взаимодействия для разработки и реализации межрег проги как условие выхода из соц-эк кризиса, повышение эк и жизненного уровня населения.

2подхода к построению  гос РП: «П выравнивания»- поддержка отд рег путем перераспределения ср-в ФБ в их пользу на опред время за счет др рег. Основания-эколог катастрофа, эк депрессия…. «Т полюсов роста»- имеется ключевая отрасль, кот оказывает формирующее влияние на окруж

Инструменты РП: 1. Прогнозир-е развития; 2 создание ОЭЗ ; 3 прямое гос участие в развитии объектов эк и соц сферы (инвест проекты, селективная поддержка п/п) размещение гос закупок, заказов; 4 поддержка приграничных районов; 5 повышение инвест привлекательности; 6 применение эк регуляторов(субсидии, льготные займы, налог льготы); 7 Реализация программ развития регионов

ОЭЗ-часть тер страны, на к-й осущ-ся деят-ть с участием иностранного капитала

Особенности: 1 специфические эк отношения в сфере пр-ва и распределения необход и доп продукта, изгот на тер ОЭЗ; 2 способность ОЭЗ к расширению и распространению своих пределов на др, связаные с ней непосредственно или опосредствованно хоз сферы, отрасли, территории

Особая экономическая зона - определяемая Правительством РФ часть территории РФ, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности

На территории Российской Федерации могут создаваться особые экономические зоны следующих типов: 1. специализированные: промышленно-производственные ОЭЗ; технико-внедренческие ОЭЗ; туристско-рекреационные ОЭЗ; портовые ОЭЗ. 2. Иные (ОЭЗ в калинигр и магаданск обл)

Осн цель ОЭЗ- развитие обрабат отраслей, высокотехнологич отраслей, пр-во новых видов прод-и, транспорт инфрастр-ры, туризм, санаторно-курортной среды

В инвестиционной привлекательности суб-тов РФ учитываются экономич потенциал, транспорт, географическое положение, позиция региональных властей.

Рычаги и методы стимулирования и регулирования инвестиций:

Прямые методы - непосредственная работа с зарубежными инвесторами, с конкретными инвестиционными проектами

Косвенные методы создание общих благоприятных условии для инвестиций. При этом может возникнуть необходимость соверш-ния организац-ной структуры управления в регионе с целью приспособления его к задачам осуществления инвестиционной политики.                                                            

Деятельность рег-ных органов по привлечению иностр-го кап-ла должна обеспечить:

- содействие разв-ю всех типов  инфраструктуры производственной, соц-ной, рын-ной, вкл инвестиционную;

- содействие развитию всех форм частной предпринимательской деятельности, включая подготовку специалистов по упр-нию с целью развития предпринимательской среды;

- создание, поддержку и расширение банка данных  об инвестиционных  возможностях региона и предложениях иностранных фирм;

- содействие российским фирмам в поиске потенциальных зарубежных партнеров для реализации совместных проектов.                                                                                                                                                  

Каталоги инвестиционных проектов, разрабатывающиеся во многих областях, включают перечень инвестиционных предложений, поступивших от предприятий различных отраслей, расположенных на территории региона, и поддерживаются их администрациями. Эти предложения предназначены прежде всего крупным институциональным инвесторам.

  1.  
    Социальная политика региона.

Социальная политика (СП) - это многомерное понятие, вкл все значимые для жизни людей решения. Направления и содержание СП определяются:1.общим уровнем эк-кого развития гос-ва, 2.целями соц развития гос-ва. В современных условиях приоритетные направления СП во всех регионах:  

  1.  стабилизация  ур-ня жизни  массы населения региона;
  2.  сокращение масштабов бедности;
  3.  своевременная выплата ден-х доходов населения: з/пл, пенсий, стипендий, пособий;
  4.  предотвращение роста и сокращение безработицы.

В решении проблемы бедности главным вопросом становится обоснование миним-го размера з/п и мин-ной пенсии в соответствии с реальным размером прожиточного минимума. Для того чтобы мин-ная з/п выполняла социальную функцию, она д.б. соизмерима с прож-ным мин-мом.

2 главных ориентира:1) пересмотр методики определения прожиточного минимума в целях его приближения к реальным условиям; 2) соответствие мин-ной з/п прожиточному минимуму.

Мобилизация средств на развитие социальной сферы происходит по нескольким каналам. Источниками формирования этих каналов являются:  население, предприниматели, гос. органы власти, ОМСУ.

Один из принципов современной СП состоит в ее избирательности: социальные гарантии должны предоставляться только слабо защищенным слоям населения. Соц-ная защита населения обеспечивается развитием системы гос-ного страхования, представленной фондами социальной защиты, обязательного медиц-го страхования и пенсионным фондом.

Еще одним новым для России напр-нием СП явл-ся проблемы миграции.   Социальная сфера включает социальную инфраструктуру и производимые  ею  продукты  потребления,  услуги  образования,  здравоохранения, социального и бытового' обслуживания, органы и институты управления социальной сферой, механизмы и нормативную базу регулирования социального поведения населения.

Социальная инфраструктура представляет собой совок-сть матер-но-вещественных эл-тов, создающих условия для произв-ва услуг, обеспечивающих воспр-тво человека и общества (это школы, медицинские учреждения с их оборудованием, библиотеки, театры и т. п.). Развитие социальной инфраструктуры характ-тся числом учреждений и организаций, обеспечивающих произв-во социальных услуг, колич-вом обслуживаемых ими людей, объемом оказ-мых услуг.

Уровень развития социальной сферы региона характеризуется системой показателей:

- средняя продолж-сть жизни;

- рождаемость;

- детская смертность;

- среднедушевые доходы населения;

- величина прожиточного минимума;

- доля населения, находящегося за чертой бедности;

- величина поляризации доходов;

- объем медицинских услуг, доступных всему населению.

Для рег-ных и муниципальных органов власти эти показатели выступают как социальные нормативы  на определенный период развития.   

К вопросам социального развития, решающихся на региональном уровне, относятся разработка и реализация экологической политики, политики по укреплению законности, правопорядка и защите безопасности граждан, политики в сфере совершенствования самой системы управления. 

Жилищно-коммунальная реформа как эл-нт рег-ной социальной политики.

ЖКХ представляет собой крупную отрасль, являющуюся одновременно важнейшим элементом как социальной, так и экономической сферы.

Цены и тарифы на ЖК услуги влияют на структуру денежных расходов населения и тем самым на масштабы и структуру рынка потребительских товаров и услуг. По поводу ЖК  реформы существует два различных подхода: постепенный, и радикальный.

Принципы, которые д.б. положены в основу разр-тки программы ЖК реформы:

Комплексный  подход. ЖК реформа - система мероприятий. Ее эфф-сть определяется тем, насколько согласованно и синхронно осуществляются процессы, являющиеся составной частью системы.

Принцип самофинансирования ЖКХ, Пр-п соц-ных гарантий. ЖК реформа явл составной частью соц-ной политики, Принцип государственного и общественного контроля, Принцип  гос-ного стимулирования программы реализации ЖК  реформы. 


  1.  Формы организации производительных сил региона.

Территориально-производительные комплексы. Промышленные узлы, как единицы ТПК. Кластерный подход. Роль органов власти в развитии производительных сил региона. Пространственная организация страны: точки роста, оси развития.

Теор полюсов роста выдвинута  Ф. Перру, котор объясняет неравном-ть соц-эк развития. С точки зр. этой теории рег развитие проявляется только в отдельных "точках" или "полюсах роста" с различной степенью интенс-ти. Ж. Будевиль: регион-ый  "полюс роста" - набор развивающихся и расширяющихся отраслей, размещенных в урбанизированной зоне и способных вызвать активизацию экономической деят-ти во всей зоне своего влияния.

Образование полюсов роста происх только в том случ, когда имеется ключевая отрасль пром-ти, относящ-ся к наиб динамичн траслям, или когда им-ся благопр условия д/ интенсивного внедрения достижен НТП. Полюс роста м. трактовать как географич агломерац эк акт-ти или как совок-ть городов, располаг-щих комплексом бытро разви-щихся пр-в, котор им экспортн ориентацию.

М/у полюс роста формир оси развит. Тер-рии, располож-ые м/у полюсами роста обеспеч-щие транспорт связь, получают доп импульсы развит благоря росту грузопотоков. Эти оси вместе с полюсами роста формируют простр-ный каркас эк роста больш рег или страны. В рег нового овоения наиб хар-ными полюсами роста стан-ся промышл узлы и ТПК, котор позвол комплексно осваивать прир рес-сы, созд-ая технологич цепочку производст вместе с об-ми инфрастр-ры.  Пром узел - сочетан пром п/п, 1 или неск-ких насел пунктов вместе с общими объектами произ-ной и соц инфрастр-ры, размещенных на компактной тер-рии. ТПК (террит-произ комплекс) - сочет различных технологич-ки связ-ных пр-в с общими объектами произв и соц инфрастр-ры. ТПК им производств специализацию в масштабах межрег-ого, национ-ого и даже мирового рынков. ТПК - типичн форма хоз-ого освоения новых тер-рий с богат прир рес-ми

Особ значен приобрела теория конкурентных преимуществ М. Портера. Страна и регионы д. макс-но исп-ть свои производств-ые, интеллектуальные, технологич-кие, прир или иные преимущества при сост и реализац прогр своего развития. Т. конкур преимуществ основана на анлизе точек роста, т.е. городов и крупных производств, способных породить процесс кластеризации эк-ки региона. Проц кластеризац эк-ки рег - процесс инициации развития смежных произв-в группы п/п на базе заказов п/п - лидера, очага роста. Кластерная политика - укрепляем взаимосвязи (интеграции) м/у эк субъектами - уч-ми кластера. Основн цель кластера - реализац крупного проекта, котор не под силу 1 п/п.

Кластер - сеть нависим произв-ных, сервисных фирм, включая их поставщикв, создателей технологий и ноу-хау, связующих рыночных институтов и потреб-лей, взаимод-щих др с др в рамках единой цепочки создания стоимости.

Понят кластера и отрасли не совпад. Кластер - локализованная составная часть отрасли, огранич-ная террит-но. Отличит черта аличия кластера - специализация и кооперация пр-ва. Кластер ориентирован на выпуск срав-но узкой номенклатуры специализир-ной продукц и вкл в себя в кач-ве сновы пром-ные п/п. Кластер - это упорядоченная, относит-но устойчивая совок-ть специализир-ных п/п, выпускающих конкурентоспособную продукцию. Специализация - выпуск кач-но однородн прод узной номенклатуры, как прав, в пределах 1 тов группы. Совет кластера вкл регион рук-во и связан с првит-ным советом по бизнесу (задачи - аналитич-ие). Гавное в стр-ре кластеров - распростр инноваций на всю цепочку созд ст-ти в единое логическое окно д/ взаимодействия с внешней средой. В основе функционирования - ромб Портера (стр.33). Комплекс взаимод в этом ромбе определяет конкурентоспос-ть кластера (услов пр-ва - за счет сочет прир, человеч рес-ов, рес-ов капит, физич, администр и НТ инфрастр-ры; связанные и вспомогат отрасли - обеспеч внедрение инноваций по линии комплектующ и технологич оборудования; налич взыскат местного потребителя, требов котор опереж спрос на др рынках).

Д/ РФ хар-но выдел кастеров в пределах адм-тер единиц, что связано с относ-но высок управляемостью пром-ти на рег уровне по сравнению с общенац.

Теор. формиров ТПК (разр-л Бандман в Новосибе). Исп-ет математ оделирование стр-ры, размещен и динамики ТПК. Предполаг активн  организац и экономич участие гос-ва в созд ТПК посредством программно-целевого планиров и управления (пр., разр-ка фед целев прогр использов прир рес-ов Нижнего Приангарья).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

77146. Сетевые анализаторы 556.5 KB
  Компьютеры подключенные к сети Ethernet в состоянии перехватывать информацию адресованную своим соседям. Объединение компьютеров в сети ломает старые аксиомы защиты информации. Защита с помощью межсетевых экранов МСЭ может оказаться нецелесообразной для корпоративных сетей...
77147. Юстус Либих 4.67 MB
  Общественно-исторические условия в Германии, да и в Европе целом, на момент жизни Ю. Либиха (а это шел XIX в) нельзя охарактеризовать как однозначно благоприятные или неблагоприятные для развития науки о почве.
77148. Сканеры. Типы сканеров. Аппаратные интерфейсы 166 KB
  Сейчас ситуация очень изменилась и сканеры получили широкое распространение. Сканеры применяются в полиграфии и настольной издательской деятельности медицине. Существует большое количество сканеров разных типов но только некоторые из них применимы в САПР.
77149. Грузоперевозки предприятия «Дары моря» 105 KB
  Сохранность скоропортящихся грузов. Для такого режима контроля его соблюдения принятия мер для ликвидации нарушений необходимо ознакомиться со свойствами скоропортящихся продуктов способами их консервирования и техническими средствами контроля.
77150. Информационно-развлекательный интернет-сайт для Шахтинской Открытой Лиги КВН «ШАОЛИнь» 4.67 MB
  Каждый современный сайт содержит не просто набор страниц со ссылками между ними, а является полноценный программный продукт, который отслеживает действия пользователей, позволяет им между собой общаться и предлагает множество полезных сервисов в зависимости от поставленных владельцем сайта задач.