25434

Социальный работник – клиент - особенности взаимодействия. Клиент в системе социальной работы. Структура социальной помощи клиенту в системе соц.обслуживания

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

работе помощь клиента соц.работника и клиента является восприятия последнего как неповторимой личности. Основными принципами работы с пожилыми людьми являются уважение и интерес к личности клиента акцент на нужности и полезности его опыта и знаний окружающим людям. Определение типа клиента – первый шаг в установлении контакта так как отношение и взаимодействие соц.

Русский

2013-08-13

21.46 KB

135 чел.

23. Социальный работник – клиент - особенности взаимодействия. Клиент в системе социальной работы. Структура социальной помощи клиенту в системе соц.обслуживания

Определяющим моментом в процессе соц.работы является особый тип личных взаимоотношений между соц.работником и клиентом. Эти отношения основываются на установлении человеческой связи – отношении доверия, основаны на неравенстве, т.к. в соц.работе помощь клиента соц.работнику не ожидается.

Это такие отношения доверия, когда клиент знает, что его выслушают, поймут его боль, предложат помощь. Установление такой формы человеческой связи является одним из основных инструментов соц.работы, т.к. помогают клиенту:

         выразить себя;

         справиться;

         жить с трудностями и болью;

         принять меры для изменения ситуации в лучшую сторону.

Соц.работник должен помочь клиенту склониться к принятию решения и встать на путь действий не навязывая.

Одним из главных условий взаимодействия соц.работника и клиента является восприятия последнего, как неповторимой личности. Он является основным источником фактов. Основными принципами работы с пожилыми людьми являются уважение и интерес к личности клиента, акцент на нужности и полезности его опыта и знаний окружающим людям.

Клиент – человек, который ищет помощь.

Основная задача соц.работника – предоставить клиенту профессиональную помощь.

Выделяют следующие типы клиентов:

-          просят о необходимой помощи для себя;

-          просят о помощи для другого человека или группы лиц;

-          не ищут помощи, но тем или иным способом препятствуют или угрожают соц.функционированию другого человека;

-          ищут или используют помощь как средство достижения собственных целей;

-          ищут помощи, но для недостойных целей.

Определение типа клиента – первый шаг в установлении контакта, так как отношение и взаимодействие соц.работника и клиента будут значительно отличаться в зависимости от типа клиента и характера ожидаемой помощи.

Клиент социальной службы- человек или семья, находящиеся в трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в с вязи с этим в социальном обслуживании.

Трудная жизненная ситуация- ситуация, которая субъективно воспринимается человеком как трудная лично для него или является объективно нарушающей его нормальную жизнедеятельность (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т.д.,)

Социальная ситуация- конкретное состояние проблемы конкретного клиента соц.работы со всем богатством связей и опосредований, имеющих отношение к разрешению данной проблемы.

Важнейшим условием вз/действия социального работника и клиента является восприятие его как неповторимой личности. Клиент является источником фактов, из которых мы выясняем его проблемы.

1)ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ, т.е. называть клиента по имени и отчеству;

2)ЗЕРКАЛО ДУШИ (зеркало отношения)

3)ЗОЛОТЫЕ СЛОВА (небольшой комплимент)

4)ТЕРПЕЛИВЫЙ СЛУШАТЕЛЬ (25%-специалист,75- клиент)

5)ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ

1.клиент, который идет в социальную службу должен для себя решить, что у него есть проблемы, требующие поддержки со стороны этой службы;

2.допустить  вероятность того, что о его проблемах узнают друзья, соседи, родственники;

3.суметь признать свою несостоятельность в решении собственной проблемы;

4осознать, что необходимо поступиться своей независимостью и играть подчиненную роль;

5.решиться прибегнуть к посторонней помощи;

6.быть готовым поступиться чем-то может быть, весьма существенным для него во имя получения помощи, понять, что получение помощи может поставить под угрозу все его другие отношения.

Соц.работник должен знать, что согласиться с ролью клиента нелегко и ,обращаясь к социальному работнику, человек может ощущать дискомфорт, тревогу, испытать стресс.

Социальная история клиента:

1.                        Личность (объективные данные):

1)имя адрес, место проживания, место рождения, брачный статус, кем он направлен (или пришел добровольно);

2)семья: близкие родственники (имена, даты рождения, места проживания). Возможности семьи в оказании помощи клиенту;

3)образование (выяснить отношение к образованию);

4)трудовая деятельность: места работы, время и причины ухода с той или иной работы. Потребность в трудовой деятельности;

5)специфические факторы, имеющиеся у клиента: физ.и умственное здоровье, их состояние  в настоящий момент;

6)окружающая среда: отношения вне семьи и значимые факторы в более широком смысле (работа).

2.Проблема

1)причина обращения за помощью

2)начало проблемы, попытки справиться с проблемой и  что заставило обратиться за помощью

3)способность трудиться, состоять в браке, выполнять родительские функции

4)нынешняя стадия физ.,умств.и психологического социального развития

5)наличие общечеловеческих потребностей, как он их удовлетворяет (в пище, одежде, желании познакомиться)

6)потребность клиента, связанная с просьбой об услуге, как семья реагирует на проблему, как она может помочь клиенту.

3.Поддержка в оказании помощи

1)что ожидает клиент в результате оказания помощи. Каковы его планы относительно услуг. Какова его мотивация в получении услуг. Каковы его внутренние ресурсы для достижения желаемых перемен

2)какова обстановка в окружении клиента, которая может или помочь или помешать справиться с проблемой

3)выяснить факторы, влияющие на мотивацию клиента, его способности и возможности.

Способности клиента в 3-х аспектах:

1.способность поддерживать отношения с социальным работником

2.способность решать проблему

3.способность решать проблему исходя из физического и умственного развития, состояния.

Возможности зависят от того,  1)осталось ли у клиента достаточно энергии, чтобы решать свои проблемы после тех усилий, которые он затрачивает на выполнение обязательств перед его семьей и окружением;2)есть ли у него в наличии необходимые ресурсы, которые можно использовать для решения проблемы.

Основные принципы этики социальной работы:

1.соблюдение разумных интересов К. (не поступай с другим так, как не хотелось бы, чтобы поступили  с тобой. Помочь К., не ущемляя прав и интересов других.

2.личная ответственность С/р за нежелательные последствия для К и общества

3.уважение права К. на принятие самостоятельного решения на любом этапе совместных действий. К. как личность имеет право на определение своей судьбы. Специалист может предложить варианты, обсудить не только проблему, но и видение решения проблемы самим клиентом.

4.принятие клиента таким, каков он есть

5.конфиденциальность (разглашение только с согласия клиента)

6.доброжелательность(на всех этапах совместной деятельности)

С/р не имеет права отказаться от К., только К.- от С/р

Типы вз/отношений с К.:

1)С/р занимает главенствующее положение над клиентом, т.к. он является представителем общества и государства. Покровительство. Отношения с/р и К.имеют строго субъектно-объектный характер, причем, субъект- соц.работник, объект- подопечный. Диапазон отношений -от покровительства до диктата.

2)К.0, исходя из приоритетности своих интересов, главенствует над с/р- приводит в тупик.

3)партнерские отношения. Наилучшим образом отвечают интересам как клиента, так и интересам социального работника и общества в целом. В ходе партнерских отношений К. и с/р не только совместно обсуждают проблему и возможные пути ее решения,3 но и реализуют поставленные задачи. Гл.метод- убеждения

Гл.тип- консультирование. Консультирование – рекомендация, информирование, беседа. Необходима обратная связь:

А)в своих замечаниях затрагивать особенности поведения, а не личности

Б) говорить больше о своих наблюдениях, а не о замечаниях, к которым пришли(м не оценивать, а говорить: «мне кажется…» т.п.)

В)говорить в мягкой форме, а не в форме оценок. Привести схожий пример, успокоить

Г)описывая поведение человека пользовать категориями, типа: «в большей или меньшей степени», но не : «ты никогда…», «ты всегда…».

Д)сосредоточить все внимание на конкретных поступках К. в ситуациях, имеющих место недавно, а не в далеком прошлом

Е)советы преподносить в форме своих соображений: « лучше было бы…», не давить.

Эмпатия (сопереживание)

Уважение и умение передать мысль К., что сможет справиться с проблемой

Конкретность, четкость

Знание самого себя и оказания другим помощи в познании себя

Искренность, умение вести себя естественно

Соответствие- слова должны соответствовать взгляду, жестам, мимике

Сиюминутность- иметь дело с тем, что происходит в данный момент.

Нежелательно в практике консультирования: много говорить, перебивать, испытывать чувство вины за трудности другого, читать нотации, осуждать.

Высшей целью и мерилом ценности нравственности, деятельности может быть только благо клиента и общества. Цель является идеальным образом будущего реального результата. И может быть выражена формулой : способствовать решению проблемы и улучшению условий жизнедеятельности клиента.

Клиент, как правило, формулирует свою цель конкретно. Однако, она не всегда является достижимой в силу влияния таких факторов как возможности системы СЗ и конкретной соц.службы, объективная ценность конечного результата для клиента, этичность цели и другие факторы. В том случае, если С/р оценил возможную ценность результатов работы для клиента, его соц.окружения, для общества  в целом как отрицательную, сочтет возможным не предпринимать действий по реализации данной цели или изменить цель, он должен тщательно аргументировать свое мнение и доказать его правильность клиенту.

Для успешного общения первостепенное значение имеют 3 фактора:

1.надежность говорящего

2.понятность его сообщений

3.учет обратных связей относительно того, насколько правильно он понят.

Коммуникативные средства : речевые (вербальные), неречевые (невербальные), опто-кинетические (жесты, мимика….), паралингвистические (тембр, интонация…).

Постановка вопроса и техника ответов на них: закрытые вопросы (да или нет)

Открытые (требуют объяснения:что?как?кто?)

Риторические служат для более глубокого рассмотрения проблемы, чтобы вызвать новые вопросы

Переломные- удерживать беседу в строго установленном направлении: Как Вы считаете?

Вопросы для обдумывания, чтобы снизить вероятность спора: Считаете ли Вы, что…?

Информационные

Подтверждающие для выхода на взаимопонимание

Встречные как психологический прием, если не можете ответить, то перевести на собеседника

Альтенативные( свобода выбора) : или …

Провокационные с целью установления истинных желаний Вашего собеседника.

Техника ответов на вопросы:

На сложные, проблемные вопросы отвечать, если имеются продуманные варианты решения этой проблемы

Если собеседник использует негативные слова, то при ответе их не повторять

На провокационные вопросы лучше не отвечать или перевести на собеседника

Чем эмоциональнее вопрос, тем короче должен быть ответ, тем спокойнее надо отвечать.

Техника нейтрализации замечаний

Ссылка на авторитет

Концентрация всех замечаний в 1 фразу

Перефразирование (повтор замечаний собеседника)

Предупреждение- включенный ответ на потенциальные замечания

Отсрочка-замечание утрачивает свою силу, когда отводим его на конец разговора.

Схема разрешения дилемм:

-распознать и прояснить дилемму

-получит все возможные факты

-перечислить все варианты выбора решения проблемы

-проверить каждый вариант, задавая вопросы: это законно?,это правильно?,это полезно?

-принятие решения

- проверить решение, которое принято, вопросами: как я себя буду чувствовать, если семья узнает о моем решении, или если о моем решении сообщат  в местной печати?

Особую роль  в осуществлении социальной работы в различных сферах ж/деят-ти общества играют территориальные социальные центры, социальные службы. Они могут быть специализированными: психолого-педагогические, экстренной психологической помощи по телефону, медико-социальной реабилитации лиц  с ограниченными возможностями, социальной реабилитации дезадаптированых детей и подростков, помощи беженцам и лицам, пострадавшим от стихийных бедствий, социальной помощи несовершеннолетним беременным, социальные приюты и др., а также комплексными: территориальные центры социального обслуживания населения, центры социальной помощи семье и детям, центры дошкольной и внешкольной работы с несовершеннолетними и т.п. помогают решить такие проблемы как: организация в различных формах материальной помощи особо нуждающимся группам населения и достижению материальной самостоятельности; оказанию разнообразных видов психологической, социально-педагогической, медико-социальной, юридической, реабилитационной, профилактической и иной помощи, широко комплекса услуг по семейному консультированию и планированию семьи, мероприятия по охране прав детей, передаче их на усыновление и опеку, предоставление информации гражданам об их социально- экономически правах и пр.

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32541. РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ 130 KB
  Основная функция обратной связи идущей от учащегося к обучаемому раскрыть как осуществляется учебная деятельность с тем чтобы наметить систему обучающих воздействий которые обеспечивают эффективное достижение учебных целей. Информация которая идет по каналу обратной связи от обучаемого к обучающему содержит сведения о том как учащийся решает предложенные ему учебные задачи какие трудности испытывает их причины а также какие вспомогательные обучающие воздействия обеспечивают правильное решение учебных задач. В настоящее время...
32542. КАЧЕСТВО ПРОГРАММНОГО СРЕДСТВА 68.5 KB
  Понятие качества программного средства. Этому препятствует тот факт что повышение качества ЭС по одному из таких свойств часто может быть достигнуто лишь ценой изменения стоимости сроков завершения разработки и снижения качества этого ЭС по другим его свойствам. Поэтому при описании качества ЭС прежде всего должны быть фиксированы критерии отбора требуемых свойств ЭС. В настоящее время критериями качества программных средств criteri of softwre qulity принято считать: Функциональность  это способность ЭС выполнять набор...
32543. ОЦЕНКА УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ 79.5 KB
  При оценивании следует помнить что не всякая оценка в равной мере применима ко всем программам необходимо учитывать тему цель и тип программы. Один из пунктов предназначен для краткого описания программы причем не столько ее содержания сколько других факторов которые могут вызвать интерес учителя предмет ступень обучения класс необходимое аппаратное обеспечение количество программ цена и т. Прогон программы запуск ввод данных управление. гарантируется ли работа при неправильном нажатии клавиш Точно ли указывается опасность...
32544. ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОБУЧАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ. ЗАЩИТА ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ 148.5 KB
  При запуске продукта проверяется наличие на ключевом носителе дискете или CDROM определенной информации записанной в защищенной от копирования области. Затраты обусловленные отсутствием защиты: недополученный доход изза несанкционированного распространения и использования продукта = Затраты обусловленные реализацией защиты: прямые затраты на реализацию или приобретение и интеграцию в продукт соответствующих средств; ограничения на программнотехническую совместимость накладываемые средствами защиты; снижение привлекательности...
32545. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВНЕДРЕНИЮ ЭС В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС 59 KB
  РЕКОМЕНДАЦИИ Об эффективности обучающей программы можно судить только после ее апробации. Все это выясняется в процессе апробации программы. Только так Вы сможете отчетливо увидеть достоинства и недостатки составленной Вами программы. Не пренебрегайте экспериментальной проверкой программы.
32546. УРОВНИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ 135.5 KB
  КСО на данном уровне обеспечивают поддержку учебного процесса наравне с прочими некомпьютерными учебнометодическими средствами. КСО используются в пассивном качестве т. Она обусловлена тем что по сравнению с традиционными учебнометодическими средствами КСО обеспечивают новые возможности а многие существующие функции реализуются с более высоким качеством. Назовем основные преимущества КСО: создание условий для самостоятельной проработки учебного материала самообразования позволяющих обучаемому выбирать удобные для него место и...
32547. КЛАССИФИКАЦИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ПРОГРАММ ПРИМЕНЯЕМЫХ В ОБРАЗОВАНИИ 1.04 MB
  КЛАССИФИКАЦИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ Для эффективной разработки и использования КУ и КОС нужно знать возможности и характеристики этих видов КСО. Начнем знакомство с ними с определения их места в классе КСО. Вопервых на практике разные виды КСО часто применяются в комплексе что требует знания возможностей их взаимодействия и совместного использования. Вовторых многие методические и технологические аспекты создания КУ и КОС являются общими для всего класса КСО Между различными видами КСО лежат нечеткие границы.
32548. ТИПЫ ОБУЧАЮЩИХ ПРОГРАММ С ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ. В КАКИХ СЛУЧАЯХ ЦЕЛЕСООБРАЗНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ КОМПЬЮТЕР 54.5 KB
  Разработка и использование ЭС образовательного назначения ТИПЫ ОБУЧАЮЩИХ ПРОГРАММ С ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ. ТИПЫ ОБУЧАЮЩИХ ПРОГРАММ с педагогической точки зрения В настоящее время в учебном процессе используется большое число обучающих программ весьма отличающихся по различным параметрам. Но когда речь идет о рекомендациях по разработке обучающих программ необходимо прежде всего уточнить какие именно программы имеются в виду. Ведь различие между интеллектуальными обучающими программами и программами на отработку умений и навыков...
32549. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБУЧЕНИЯ. УРОВНИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХ ПРОГРАММ 48 KB
  Разработка и использование ЭС образовательного назначения ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБУЧЕНИЯ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБУЧЕНИЯ В настоящее время наметилось два подхода к проектированию обучающих программ. В принципе можно создать несколько эффективных обучающих программ и без психологической теории обучения и технологии компьютерного обучения например путем проб и ошибок. Проектирование обучающих программ должно базироваться на надежном психологическом фундаменте причем прежде всего необходимо проектировать...