25441

Зарубежный опыт социальной работы с различными категориями населения

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Зарубежный опыт социальной работы с различными категориями населения На рубеже 19 и 20 веков во многих европейских государства Великобритания Германия Нидерландах Швеции и Франции а также США возникла социальная работа как вид профессиональной деятельности которая развивалась наряду с благотворительными организациями. Социальные проблемы обусловливаются как индивидуальными так и общественными причинами. Одной из специфических форм такого предложения является социальная работа. Отличительной чертой системы социальной...

Русский

2013-08-13

24.02 KB

103 чел.

75.  Зарубежный  опыт социальной работы с различными категориями населения

На рубеже 19 и 20 веков во многих европейских государства (Великобритания, Германия, Нидерландах, Швеции и Франции), а также США возникла социальная работа как вид профессиональной деятельности, которая развивалась наряду с благотворительными организациями. В каждом обществе встречаются нужда и конфликты, которые люди самостоятельно не могут преодолеть. Социальные проблемы обусловливаются как индивидуальными, так и общественными причинами. В этой связи общество несет обязательство предоставить соответствующую помощь. Одной из специфических форм такого предложения является социальная работа.

                Отличительной чертой системы социальной защиты в США является децентрализация. Это проявляется в наличии и реализации разных социальных программ на разных уровнях: федеральном, штатном, местном. Государственная поддержка осуществляется только на уровне программ для беднейших слоев населения, поэтому здесь в большей степени развиты благотворительные начала на уровне неправительственных структур. Налоговые льготы способствуют активному привлечению бизнеса для реализации социальных программ м проведения социальной работы.

                Основными формами государственной системы социального обеспечения являются:

1.             социальное страхование. Финансирование осуществляется за счет налогов с трудящихся. Установлено 2 вида – пенсии по старости; пособия по безработице, пенсии по потере кормильца, пособия по нетрудоспособности, медицинское страхование лиц старше 65 лет;

2.             государственное вспомоществование. Финансирование осуществляется за счет государства, местных штатных бюджетов. Нацелено на обеспечение гарантированного дохода, поддержку семей с детьми, престарелых, инвалидов, нуждающихся в какой-либо помощи.

Основное внимание оказывается социальной защите молодежи и безработных.

                Таким образом, действующая система социальной защиты в США является очень гибкой, хотя и весьма сложной. Ее характерная особенность и основное отличие от европейских моделей – децентрализация. Характерная черта американцев  - опора на собственные силы, личную инициативу и стремление максимально уменьшить влияние государственных структур.

 В США национальнаяя система соц. защиты (или соц. безопасности как это принято говорить в США) берет свое начало с момента подписания президентом Ф. Рузвельтом Акта о соц. безопасности в августе 1935 г. В августе 1994 г. Б. Клинтоном были внесены последние штрихи в законодательство о соц. страховании.

Основными гос. ведомствами явл-ся Администрация соц. безопасности, Департамент здравоохранения и соц. служб, Департамент труда. Поскольку американская система соц. поддержки в плане ее практической реализации в основном децентрализована, к гос-м ведомствам управления можно отнести также Агенства соц. обслуживания в штатах и специализированные администрации (по делам ветеранов, помощи семье, пенсионеров – железнодорожников и др). Отношения м/у различными органами  управления соц. сферой во многом опираются на сложившиеся традиции и четко регламентированы законодательством.

Действующая система соц. защиты нас-я в США явл-ся очень гибкой. Ее характерная особенность и основное отличие от большинства европейских стран – ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ. Она состоит из разного рода соц. программ, регламентируемых либо федеральным законодательством, либо законодательством штата, либо федеральными гос. органами, либо органами управления штатов. Такой подход позволяет с достаточной полнотой и оперативно учитывать потребности в соц. помощи конкретного региона.

ГОС. СИСТЕМА СОЦ. ОБЕСПЕЧЕНИЯ базируется на 2-х основных формах: соц. страховании и гос. вспомоществовании, которые различаются м/у собой источником финансирования.

Выплаты по СОЦ. СТРАХОВАНИЮ производятся из страховых фондов, образуемых за счет налога на соц. страхование, который взимается и с наемных работников и с работодателей.

Законом о соц. страховании (1935 г) установлено 2 вида соц. страхования – пенсии по старости и пособия по потере кормильца. Закон предусматривал меры помощи некоторым категориям бедняков, прежде всего инвалидам и сиротам. С течением времени Закон начал  обрастать многочисленными поправками, вводящими новые формы соц. страхования: пособия по безработице, по нетрудоспособности, не связанной с производственной травмой, право на медицинское страхование в возрасте 65 лет и старше (программа «Медикэр»).

Соц. страхование предназначено для обеспечения пособиями лиц, не имеющих средств к существованию, без проведения проверки их доходов.

Положение о пособии основывается на 2-х важных принципах:

1.       индивидуальном подходе – размер пособия зависит от предыдущего заработка получателя, по которому было произведено страхование,

2.       соц. подходе – получатели, имевшие более низкие заработки, начисляется более высокий % отчислений с предыдущего заработка на соц. пособие по сравнению с получателями, имевшими перед начислением пособия более высокие заработки. 

Чтобы иметь право на пособие, работники должны осуществлять текущее страхование.

Для получения полной пенсии необходимо достичь 65 лет и иметь трудовой стаж не меньше 3 месяцев за каждый год в период с 21 до 65 лет.

В 1965 г. была создана программа «Медикэр». Она делится на две части:

1.       больничное страхование. Категории – все лица 65 лет и старше, имеющие право на получение пенсии по программе страхования по возрасту и потере кормильца; все нетрудоспособные работники, вдовы, вдовцы 50 лет и старше; взрослые дети, застрахованных работников 18 лет и старше, нетрудоспособность которых установлена до достижения ими 22-летнего возраста.

         Обеспечивается 4 вида пособий: пособие, помогающее оплачивать пребывание в больнице; пособие по оплате квалифицированного ухода; по оплате медицинского обслуживания на дому, по оплате пребывания в приюте.

          Больничное страхование финансируется за счет налога на соц. страхование.

2.       Дополнительное медицинское страхование – считается добровольным и финансируется за счет федерального бюджета и взносов участников. Оно оплачивает амбулаторное лечение, консультативные услуги врачей, медикаменты.

Пособие по безработице – право имеют наемные работники вне зависимости от их материального достатка. Финансируются за счет налога с предпринимателей.

Все виды соц. страхования предусмотренные законом 1935 г. с поправками к нему, принято объединять под названием ОБЩАЯ ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПРГРАММА. В общую федеральную программу включены также те, кто работает не по найму: врачи, лица свободных профессий и т.п. Они уплачивают налог свыше 14 % своих доходов.

Другая составная часть  американской гос. системы соц. защиты – ВСПОМОЩЕСТВОВАНИЕ БЕДНЫМ. Эта система получила наиболее широкое развитие начиная с 60-х годов. Критерии для ее получения – бедность, нуждаемость.

Основными задачами сферы вспомоществования явл-ся: обеспечение гарантированного дохода, поддержка нуждающихся семей с детьми, продовольственная, жилищная и медицинская помощь. Гос. вспомоществование осуществляется за  счет ассигнований из средств федерального бюджета, бюджетов штатов или местных органов власти.

Данная система включает в себя несколько крупных и множество (около 70) мелких программ.

Программа помощи семьям с детьми предусматривает оказание помощи многодетным с низкими доходами, где глава семьи – вдова, разведенная или одинокая мать. В ряде штатов пособие по этой программе предоставляется семьям, где главой семьи явл-ся безработный.

В рамках продовольственной помощи существует несколько крупных федеральных программ. По программе продовольственных талонов бесплатные талоны предоставляются лицам чей доход не достигает 130 % уровня бедности, др. категории оплачивают часть их стоимости.

Программа школьных завтраков предоставляет бесплатное одноразовое ежедневное питание школьникам из наименее обеспеченных семей.

Специальная продовольственная помощь оказывается беременным женщинам и матерям с детьми в возрасте до 1 г.

Программа «Медикейд» (1965 г) предоставляет медиц-е услуги лицам, живущим ниже уровня бедности. Она финансируется федеральным правительством совместно с властями щтатов.

В 1973 г. была утверждена программа создания местных центров здоровья, в задачу которых вошло развертывание профилактической и первичной медицинской помощи в районах, где наблюдается нехватка врачей и больничных коек.

Жилищная помощь (с 30-х годов). Федеральные средства идут на субсидирование нового жилья для бедных, поддержание и ремонт существующего жилого фонда, а также используются на пособия для оплаты жилья.

Существуют также федеральные программы помощи бездомным. В 1987 г. был принят закон Маккини, в соответствии с которым штатам выделяются средства на строительство ночлежек.

Федеральные программы помощи в области образования дают возможность школьникам посещать бесплатные школы, а студентам предоставляют беспроцентные займы для оплаты обучения.

Федерально-штатные программы юридической помощи предоставляют бесплатные услуги юристов. На местах существуют сотни программ коммунального развития, в рамках которых помощь оказывается престарелым и инвалидам по месту жительства (оплата отопления и др).

В США существуют и частные формы соц. страхования, которые дополняют гос-ю и которые с помощью определенных механизмов регулируются гос-вом. Существуют две формы частного страхования – коллективная по мету работы и индивидуальная. Ведущая форма – коллективная. Коллективные договора м/у профсоюзами и предпринимателями, как правило, предусматривает определенные соц. выплаты и гарантии.

Программы соц. помощи более чем в 2 раза сокращают численность бедняков.

Негосударственный сектор в системе соц. работы США.

  Соц. агентства частной инициативы – финансируется за счет благотворительных взносов, частных даров, платы лиц, которым оказываются услуги, правительственные ассигнования и т.п.

  Неприбыльные орг-ции – их доходы не облагаются налогами. Вся полученная ими прибыль направляется на расширение благотворительной деятельности добровольцев

  Благотворительные организации (Американский Красный Крест)

  Добровольцы

  Частные соц службы.

2. Европейская модель социальной защиты.

   Соц. законодательство европейских стран отличается более высокой степенью участия гос-ва в определении направлений, планировании, финансировании и проведении в жизнь соц. пол-ки. Значительная роль в предоставлении услуг отводится местным органам самоуправления. Больший охват населения различными  соц. услугами и видами помощи.           

Впервые, специальные законы о соц. защите были изданы в 1936 г. (о защите ребенка, алкоголизме, бродяжничестве). Резкое увеличение числа соц. услуг приходится на 70-е годы. Шириться сеть дошкольных учр-ий, домов дневного пребывания неполноценных детей и взрослых, амбулаторные формы их обеспечения и т.д.

Соц пол-ку стали разрабатывать и претворять в жизнь гос-во и коммуны. Важное место отводится муниципальным властям. В 80-х годах в стране прошла дискуссия о муниципальной соц. пол-ке. В рекомендации для муниципалитетов указывалось на необходимость привлекать общественные движения к разработке местных планов, проектированию и орг-ции услуг.

       Центральный принцип совмещение возможностей рынка с механизмами солидарной самозащиты (социальное страхование) под государственным наблюдением. Данная модель базируется на принципе достижений, где труд определяет последующее социальное обеспечение. Проблемы возникают у тех слоев населения, которые не заняты, соответственно они не имеют право на страховые пособия, в свою очередь уровень государственного вспомошествования невелик, поэтому эти категории вынуждены рассчитывать на местные благотворительные организации. Данная модель предполагает развитие системы пособий по социальному страхованию, дифференцированных по видам трудовой деятельности. Услуги социального страхования  различаются в зависимости от принадлежности к той или иной проф. Группе. Страна где максимально реализована  эта модель – Германия, которая впервые ввела систему страхования. (Бисмарк 80г. 19в.) В начале 20 в. Развитие социального страхования привело к снижению пенсионного возраста 65 лет – 35 лет страховой стаж, досрочная пенсия -60 лет. В Германии самыми типичными формами социальной защиты являются страховые пособия по старости, болезни, потери трудоспособности, по безработице. На региональном и местном уровнях соц.защитой занимаются 3 субъекта – национальные и местные ассоциации предпринимателей, профсоюзы, государство. Государство обеспечивает социальную помощь, а также социальное обслуживание нуждающихся семей и детей. Итак евр. Модель построена на взаимных обязательствах наемных работников и работодателей на принципе трудового участия.     

3. Скандинавская  универсальная модель социальной защиты

Главная особенность этой модели – всеобщность социальной защиты населения, как гарантированного права всех граждан, обеспечиваемого государством. Модель отличается высокой ролью государства  в обобществлении доходов  и общенациональными социальными механизмами управления. Государство обеспечивает высокий уровень качества и общедоступность социальных услуг. Направления и пути реализации социальной политики определяются политическим союзом рабочих партий левого крыла и партий, представляющих интересы мелких фермеров. Их цель обеспечение государством широкого диапазона услуг всему населению. Экономическая основа этой модели – эффективное производство, полная занятость, сильные объединения работодателей и профсоюзов и договорные отношения между ними, высокий уровень перераспределения общественного продукта. Соц.пол. финансируется из бюджетных средств. Основные принципы:

- все люди имеют одинаковую ценность, независимо от возраста и производительности. Общество не может отказаться от слабых элементов и должно предоставить им возможность удовлетворения своих потребностей

- соц.услуги и сервис предоставляются на добровольных началах

- соц.защита должна быть непрерывной, всесторонней, адекватной социальным рискам, охватывать все сферы жизни человека

- соц.защита д.б. гибкой, доступной, способной выравнивать социальные условия для всех групп населения.

 Реализуя базовую идею шведской модели – национальную солидарность, правительство не только обеспечивает равную защиту интересов всех членов общества, но и добивается относительного сближения благосостояния отдельных групп населения. Активная перераспределительная политика решила проблемы бедности, но не смогла вполне решить проблемы социально уязвимых групп (инв.дети, старики, безраб.) . Уровень затрат на социальную защиту является довольно высоким, что позволяет добиваться ее эффективности. Модель предполагает наличие корпоративной системы социальной защиты в рамках предприятия.

 4. Британская модель социальной защиты.

Рынок –наиболее важная сфера формирования социально-защитных ресурсов человека. Социальная защита предусмотрена по остаточному принципу, люди д.уметь существовать и без помощи государства. Правительство не несет ответственность за социальную защиту всех граждан. Оно предлагает мин.гос. поддержку низов. Из-за остаточного характера финансирования реализация модели зависит от объема добровольной помощи. Не предполагает высокого уровня перераспределения в соответствии с принципом социальной солидарности. В основе защиты от социальных рисков- гарантированная обществом  возможность иметь достойный заработок, накопления. Социальное страхование находится на низком уровне., социальная помощь социально уязвимым слоям играет решающую роль. Велика роль негосударственных субъектов социальной помощи. Экономически активное население должно самостоятельно организовывать для себя уровень социальной защиты в рамках собственной семьи.

5. Азиатская модель социальной защиты.(Япония)

Институт социального обеспечения сложился в 60г.20в. Доля финансировния соц.обеспечения – на высоком уровне. – низкие отчисления граждан в социальные фонды, - большое внимание  уделяется разработке программ поддержки престарелых, в силу прогрессирующего процесса старения населения ( законы о пенсиях, о благосостоянии лиц преклонного возраста- строительство жилых домов и создание клубов для престарелых, - внимание к геронтологическим проблемам – создание научных центров по проблемам старости, - бесплатное мед. Обслуживание для лиц преклонного возраста, - пособия на иждивенцов.

С.Р. с подростками: (Германия)  Учреждения по социальному обслуживанию детей и подростков участвуют в реализации ряда программ. - Создан открытый интернат, способный удовлетворить основные потребности в жилище и питании. – Опыт  деятельности социальных работников, разъезжающих на специальном автобусе в места скопления детей(витамины, сок, презервативы) Важная задача возложена на приюты – индивидуальный подход, направить усилия подростка на осмысление сложившейся ситуации и действий по выходу из нее. Подросткам, совершившим правонарушение, предлагается принять участие в социально групповой работе – цель – проведение самоанализа в поведении. Большое внимание уделяется работе с семьей – семейное консультирование, терапия, профилактическое обслуживание.

С.Р. с пожилыми людьми: Эта сфера постоянно расширяется. В работе с пожилыми в специальных геронтологических центрах, стационарах, полустационарах, центрах дневного пребывания соц.раб. используют свои знания в области теории и практики социальной работы, геронтологии и гериатрии. Социальные работники часто выступают инициаторами создания общественных организаций, в рамках которых возможно оказание действенной помощи пожилым людям. Практически во всех странах действуют объединения ветеранов, деятельность которых выходит далеко за рамки чисто бытовой, социально-медицинской и социально-экономической помощи. Эти организации занимаются культурно-просветительской работой, предлагают разнообразные образовательные программы.

С.Р. с семьей: Работа в домашних условиях – данная служба помогает членам семьи жить вместе в своем доме – финансовая помощь, услуги по социальной защите, семейная терапия, вмешательство, дневной уход. Финансовая помощь – обеспечивается программами – обеспечение минимального доходов, помощь в определении источника помощи, в развитии навыков решения проблем. Семейная терапия – помощь семьям, испытывающим стрессы – старается помочь членам взаимодействовать более конкурентными способами, чтобы смягчить остроту межличностных проблем. Дневной уход – позволяет работающим родителям обеспечить надлежащие условия для воспитания детей.

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59471. Релігійні, етнічні, мовні конфлікти та їх вирішення у європейському домі 83.5 KB
  На цьому уроці Ви дізнаєтесь: Про причинно-наслідкові зв’язки конфліктів у Європі. Які заходи для врегулювання та попередження конфліктів провадяться в європейських державах. Чи існує загроза виникненню етнічних конфліктів в Україні В яких саме регіонах.
59472. Освіта. Європейський вимір 88.5 KB
  Які особливості освіти європейського виміру. Основи європейської освіти було закладено в часи Античності вони збереглися в епоху Середньовіччя були розвинуті в новий час. Освіта в Європі освіта для Європи Формування індустріального та інформаційного суспільства...
59473. Українці – співтворці європейської культури 411 KB
  До списку Світової культурної спадщини було включено собор Софії Київської Києво-Печерську Лавру та історичний центр міста Львова. Собор Святої Софії у Києві Красуня-церква біла наречена Що загубилась на стежках небесних...
59474. Проблеми війни і миру та їхній прояв в історії Європи 41 KB
  Свого часу Леонардо да Вінчі зробив досить невтішний прогноз щодо розвитку людства: €œНа землі завжди будуть відбуватися руйнівні війни Ні на землі ні під нею ні під водою не залишиться нічого не ушкодженого. Та серед цієї безлічі воєн гігантськими вершинами височать дві...
59475. Демографічна проблема 39 KB
  Потім відбулося неймовірне: кількість населення Землі почала збільшуватись фантастичними вибухоподібними темпами. З’явились песимістичні прогнози перенаселення планети. населення світу уже складали 4 млрд.
59476. Екологічні проблеми та їхні наслідки 46 KB
  Характеризуючи стан навколишнього середовища вони дають йому такі визначення як €œдеградація глобальної екологічної системи екологічна дестабілізація €œруйнування екологічних систем €œекологічна криза. Виникла екологічна криза в основному під впливом трьох чинників...
59477. Небезпечні хвороби та їхнє поширення в Європі 50.5 KB
  У результаті численних досліджень вчені дійшли висновку що серед чинників від яких залежить здоров’я людини котра проживає в цивілізованій країні в умовах миру і за відсутності природних катаклізмів приблизно 2022 припадає на екологічні та соціальні чинники; 2022 на спадковість і генетичні порушення...
59478. Місце України в європейській історії 54.5 KB
  Що спільне і що відмінне в тезах їхніх авторів На які визначальні чинники в історії України вони звертають увагу Джерело За фокусну точку України на дніпровських порогах де степовий шлях перетинався з річковою торговельною магістраллю люто билися всі новоприбульці...
59479. Роль права у світовому та європейському суспільстві 56.5 KB
  Вони є такими собі загальними правилами гри які дають можливість узгодити інтереси всіх членів суспільства зрівняти можливості таких різних людей захистити їх від сваволі більш сильних індивідів чи держави.