25444

Сущностная характеристика социальной работы

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Сущностная характеристика социальной работы. Соц. Человек как объект соц. Множество потребностей человека определяется его двойственной социальнобиологической природой.

Русский

2013-08-13

17.91 KB

4 чел.

1. Сущностная характеристика социальной работы.

Соц.работа проводится с людьми, в ней приходиться сталкиваться с многообразием проблем самой различной природы и происхождения. Человек как объект соц.работы, живет только в обществе, которое состоит из индивидов.

Потребности определяют внутреннюю движущую силу человеческой активности. Множество потребностей человека определяется его двойственной, социально-биологической природой. По А. Маслоу, система человеческих потребностей состоит из 5 уровней:

-        физиологические (потребности в пище, сне, жилище, воспроизводстве);

-        потребности в безопасности, устойчивости, спокойствии;

-        потребности в общности (принадлежности к сообществу людей);

-        потребности в уважении, самоуважении, признании окружающих;

-        потребность в самоактуализации.

Общество не может обойтись без установления прав, свобод и обязанностей своих граждан. Вместе с тем они не могут устанавливаться произвольно, так как обусловлены достигнутым уровнем материальных, культурных и духовных возможностей. Основные права, свободы и обязанности граждан находят юридическое закрепление и гарантируются государством в главном его законе – Конституции.

Гражданское законодательство рассматривает 2 вида общественных отношений: имущественные и личные неимущественные.

Имущественные – складываются по поводу принадлежности, использования, распределения и обмена средств производства и других предметов материальных благ (ценностей).

Личные неимущественные – относятся по поводу благ, имеющих нематериальный характер: жизнь, здоровье, честь, достоинство, личная неприкосновенность, сфера личной жизни и т.д., т.е. духовные права.

Соц.отношения – проявление в социальной деятельности и поведении человека его соц. качеств. А характер проявления этих качеств во многом обусловлен отношениями равенства или неравенства, прежде всего соц.равенства или неравенства. В качестве субъектов, являющихся реальными носителями соц.отношений, выступают:

1.            отдельный человек, являющийся личностью;

2.            группа людей, приобретшая некие системные качества целого, не сводимые к сумме качеств элементов данной системы;

3.            определенный социум, обладающий высокой степенью внутренней организованности и целостности;

4.            общество, взятое в целом, или человечество, выступающее как одно целое.

Соц.работа основывается на отношениях, существующих в обществе и обусловленных, в свою очередь, как соц.политикой государства, так и особенностями клиентов. Существующие отношения целесообразно разделить на первичные – возникающие в соц.группе, которую составляют сам клиент, его семья и друзья; вторичные – определяются членством клиента в различных соц.группах; третичные – обусловлены гражданскими ролями клиентов и их возможностями по реализации своей субъектности. Основу соц.работы составляет учет особенностей различных типов отношений, т.к. проблема, возникающая при первичных отношениях, требует часто клинико-терапевтического вмешательства, при вторичных – организационных изменений, при третичных – формирование новых ценностей и новой соц.политики.

Таким образом, можно констатировать, что соц.отношения – это основа, и предпосылка развертывания соц.работы.

Основной престиж профессии «соц.работник» - гуманистические убеждения и идеалы, альтруистическая направленность личности. Гуманистическое мировоззрение основано на признании неотъемлемых прав человека, в т.ч. права на достойную, полноценную и счастливую жизнь для каждого, независимо от его национальных, расовых, религиозных, возрастных, половых, индивидуальных или соц.особенностей.

Соц.развитие в 20 в. с очевидностью продемонстрировало, что у человечества есть иные связи, кроме экономических и политических, и эти иные, поднятые над прагматизмом экономики и политики, незримые нити, объединяющие людей в человечество, заставляют их группироваться для защиты общих интересов поверх барьеров национальных границ или политических систем. Можно с уверенностью утверждать, что в основе решения всех гуманитарных проблем лежат именно гуманистические принципы.

Категория «соц.отношения» однозначно не определена. Неоднозначное толкование категории «социальное». В широком понимании данное понятие охватывает все, что относится к обществу, т.е. противопоставляется «природному». В узком понимании понятие «социальное» употребляется при описании соц.сферы, рассматриваемой как одна из сфер общественной жизни, а также при анализе соц.отношений как специфических отношений, существующих между основными социальными субъектами. Вопрос о месте соц.отношений в системе общественных отношений. Основная точка зрения: соц.отношения как аспект, сторона общественных отношений.

Соц.отношения – это отношения, определяемые положением людей и групп в социальной структуре общества. Стержнем соц.отношений являются отношения равенства и неравенства в положении людей и групп в обществе. Соц.отношения всегда присутствуют в экономических, политических и др. общественных отношениях, но не мешают их специфике.

Соц.отношения – это проявление в соц.деятельности и поведении человека его соц.качеств. Характер проявления этих качеств во многом обусловлен отношениями равенства и неравенства, прежде всего социального.

Н. Смелзер дал анализ различных подходов к изучению соц.неравенств: стратификации стадии и классов, этническое и расовое неравенства, семейных ролей, возраста и творчества.

Соц.отношения и соц.связи в различных общественных системах существенно отличаются. Их специфика обусловлена существованием таких, базовых, первичных соц.отношений как взаимозависимость людей по поводу их жизненного пространства, средств воспроизводства и совершенствования жизни. На этой основе выстраивается вся система общественных отношений от политических до социально-бытовых и от производственно-экономических до художественно-эстетических, духовно-культурных.

Соц.отношения – предпосылка соц.работы. Прежде всего нужно иметь в виду базовое значение институциональную роль для воспроизводства человека как биопсихосоциального существа, с одной стороны, взаимозависимости (соц.связи) людей по поводу условий воспроизводства их индивидуально-личностного и коллективного бытия, их жизненного пространства, а с другой – многообразие особенностей общественных сфер, где такие связи реализуются в деятельности людей, в определенных конкретно-исторических, социокультурных формах.

К таким связям относятся: призрение нуждающихся, соц.поддержка, соц.помощь, соц.реабилитация, соц.коррекция, соц.защита. Оптимизация этих связей и является предметом социальной работы.

Соц.отношения как предпосылка осуществления соц.работы:

Соц.работник объективно обязан учитывать наличие сложившихся соц.отношений людей, их соц.дифференциации, которые существовали до кризиса, переживаемого клиентом, сохранившихся и будут сохраняться после преодоления трудной жизненной ситуации.

Соц.отношения закрепляются в виде определенных общественных механизмов, устойчивых взаимодействий соц.институтов, организаций, структур, которые также являются предпосылкой решения проблем соц.работой, воздействуют на них как в прошлом  настоящем, так и в будущем.

Важные факторы, способствующие формированию современной системы соц.работы:

-        массовая урбанизация 19-20 вв. – вложение средств в сферу поддержания жизнеобеспечения человека, соц.сферу;

-        борьба трудящихся за свои права в 19 в. – буржуазные правительства, предприниматели убеждались в необходимости широкой поддержки различных форм соц.работы, снимающих напряженность в обществе.

Поэтому активизируется поиск прогрессивной общностью мирных эволюционных путей перехода к более справедливому общественному устройству, более гибким механизмам решения соц.проблем. Оформление соц.работы как объективно необходимого общественного явления стало одним из основных путей решения современных соц.противоречий, обеспечения соц.прогресса в целом.

Кроме того, на становление соц.работы повлияли возникшие в кон. 19 в. – нач. 20 в. глобальные проблемы: загрязнение окружающей среды, угроза демографического взрыва, проблема моральной деградации, социокультурного вырождения, распад семьи как традиционного соц.института и др. Необходимость защиты большей части населения планеты возникла вследствие растущей соц.дифференциации.

 

Типы соц.отношений:

Соц.работа как специфическая форма соц.деятельности может характеризоваться на уровне индивида, группы, организации, общества в целом. На каждом их этих уровней многомерность соц.отношений имеет свои особенности, и во многом они обусловлены спецификой соц.субъектов, между которыми и возникают соц.отношения.

-        отдельный человек – личность,

-        группа людей, приобретшая некоторые системные качества целого,

-        определенный социум, обладающий высокой степенью организованности и целостности,

-        общество и человечество, выступающие как единое целое,

-        существование различного основания структурирования и классификации соц.отношений.

В своей деятельности специалист по соц.работе должен четко представлять, какое основание употребляется в конкретном случае (носитель соц.отношений, механизм взаимодействия соц. и общественных отношений и т.д.), т.к. это позволяет оптимизировать помощь, оказываемую клиенту.

В реальной жизни формой осуществления соц.отношений выступают соц.потребности. Сегодня в России рост малообеспеченности.

При формировании моделей соц.работы и выборе технологии соц.помощи важно учесть следующие факторы:

-        особенности соц.положения и условий жизнеобеспечения различных соц.групп в отдельных регионах,

-        традиционно сложившиеся соц.отношения между существующими субъектами и новыми, появившимися в связи с изменением соц.структуры общества.

Соц.работа основывается на отношениях, существующих в обществе и обусловленных как соц.политикой государства, так и особенностями клиентов, Существующие отношения можно разделить на:

Первичные – отношения, возникшие в соц.группе, которые составляют сам клиент, его семья и друзья.

Вторичные отношения – определяются членством клиента в различных соц.группах (территориальные, религиозные, этнические и т.д.). Их особенности оказывают влияние на протекание проблем клиента.

Третичные отношения – обусловлены гражданскими ролями клиентов и их возможностями по реализации своей субъектности.

Американские ученые: нужно учитывать особенности различных типов отношений, Проблема, возникшая при первичных отношениях, требует часто клинико-терапевтического вмешательства, при вторичных – организационных изменений, при третичных – формирования новых ценностей и новой соц.политики.

Соц.отношения – это и основа, предпосылка развертывания соц.работы. Их взаимосвязь носит диалектический характер. Тип соц.отношений определяет культуру соц. жизни. Соц.культура, формы совместного бытия людей в свою очередь обуславливают выбор технологий осуществления соц.работы. В свою очередь оптимизации соц.работа способствует росту культуры соц. жизни, что влечет изменения соц. отношений.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

11360. Антифрикционные материалы. Антифрикционные сплавы, применяемые в судовом машиностроении 139.12 KB
  Лекция 14 Антифрикционные материалы Антифрикционные сплавы применяемые в судовом машиностроении К антифрикционным относят материалы которые идут на изготовление различных деталей работающих в условиях трения скольжения. Антифрикционный материал должен обл
11361. Неметаллические материалы. Полимеры и пластмассы 268.83 KB
  Лекция 15 Неметаллические материалы. Полимеры и пластмассы Полимеры от греческого polymeres – состоящий из многих частей многообразный от poly – много и meros – доля часть – соединения с высокой молекулярной массой молекулы которых состоят из большого числа регулярно ил...
11362. Понятие, предмет и метод экономического анализа. Характеристика основных приемов и методов экономического анализа 154.5 KB
  Понятие предмет и метод экономического анализа. Понятие экономического анализа. Характеристика основных приемов и методов экономического анализа. Методика факторного анализа Вопросы для самоконтроля. Понятие экономического анализа Экон...
11363. Анализ производства и реализации продукции 119.5 KB
  Тема 2. Анализ производства и реализации продукции 2.1. Анализ формирования и выполнения производственной программы 2.1.1. Анализ объема продукции 2.1.2. Анализ ассортимента продукции 2.1.3. Анализ структуры продукции 2.2. Анализ качества продукции 2.3. Анализ ритмично
11364. Анализ использования основных производственных фондов 114.5 KB
  Тема 3. Анализ использования основных производственных фондов 3.1. Анализ движения ОС 3.2. Анализ эффективности использования ОС 3.3. Факторный анализ фондоотдачи 3.4. Анализ использования оборудования 3.5. Характеристика производственной мощности предприятия О
11365. Анализ материальных ресурсов предприятия 152.5 KB
  Тема 4. Анализ материальных ресурсов предприятия 4.1. Оценка качества планов материальнотехнического снабжения 4.2. Оценка потребности в материальных ресурсах 4.3. Оценка эффективности использования материальных ресурсов 4.4. Факторный анализ общей материалоемкост
11366. Анализ трудовых ресурсов предприятия 179.5 KB
  Тема 5. Анализ трудовых ресурсов предприятия 5.1. Анализ использования рабочей силы 5.2. Анализ производительности труда 5.3. Анализ фонда заработной платы Рациональное использование персонала предприятия – непременное условие обеспечивающее бесперебойность пр...
11367. Анализ себестоимости продукции 214.5 KB
  Тема 6. Анализ себестоимости продукции 6.1. Анализ динамики обобщающих показателей и факторов 6.2. Анализ затрат на рубль товарной продукции 6.3. Анализ себестоимости важнейших изделий 6.4. Анализ прямых материальных и трудовых затрат 6.5. Анализ косвенных з...
11368. Анализ прибыли и рентабельности 207 KB
  Тема 7. Анализ прибыли и рентабельности 7.1. Анализ состава и динамики балансовой прибыли 7.2. Анализ финансовых результатов от обычных видов деятельности 7.3. Анализ уровня среднереализационных цен 7.4. Анализ финансовых результатов от прочих видов деятельности 7.5.