25444

Сущностная характеристика социальной работы

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Сущностная характеристика социальной работы. Соц. Человек как объект соц. Множество потребностей человека определяется его двойственной социальнобиологической природой.

Русский

2013-08-13

17.91 KB

4 чел.

1. Сущностная характеристика социальной работы.

Соц.работа проводится с людьми, в ней приходиться сталкиваться с многообразием проблем самой различной природы и происхождения. Человек как объект соц.работы, живет только в обществе, которое состоит из индивидов.

Потребности определяют внутреннюю движущую силу человеческой активности. Множество потребностей человека определяется его двойственной, социально-биологической природой. По А. Маслоу, система человеческих потребностей состоит из 5 уровней:

-        физиологические (потребности в пище, сне, жилище, воспроизводстве);

-        потребности в безопасности, устойчивости, спокойствии;

-        потребности в общности (принадлежности к сообществу людей);

-        потребности в уважении, самоуважении, признании окружающих;

-        потребность в самоактуализации.

Общество не может обойтись без установления прав, свобод и обязанностей своих граждан. Вместе с тем они не могут устанавливаться произвольно, так как обусловлены достигнутым уровнем материальных, культурных и духовных возможностей. Основные права, свободы и обязанности граждан находят юридическое закрепление и гарантируются государством в главном его законе – Конституции.

Гражданское законодательство рассматривает 2 вида общественных отношений: имущественные и личные неимущественные.

Имущественные – складываются по поводу принадлежности, использования, распределения и обмена средств производства и других предметов материальных благ (ценностей).

Личные неимущественные – относятся по поводу благ, имеющих нематериальный характер: жизнь, здоровье, честь, достоинство, личная неприкосновенность, сфера личной жизни и т.д., т.е. духовные права.

Соц.отношения – проявление в социальной деятельности и поведении человека его соц. качеств. А характер проявления этих качеств во многом обусловлен отношениями равенства или неравенства, прежде всего соц.равенства или неравенства. В качестве субъектов, являющихся реальными носителями соц.отношений, выступают:

1.            отдельный человек, являющийся личностью;

2.            группа людей, приобретшая некие системные качества целого, не сводимые к сумме качеств элементов данной системы;

3.            определенный социум, обладающий высокой степенью внутренней организованности и целостности;

4.            общество, взятое в целом, или человечество, выступающее как одно целое.

Соц.работа основывается на отношениях, существующих в обществе и обусловленных, в свою очередь, как соц.политикой государства, так и особенностями клиентов. Существующие отношения целесообразно разделить на первичные – возникающие в соц.группе, которую составляют сам клиент, его семья и друзья; вторичные – определяются членством клиента в различных соц.группах; третичные – обусловлены гражданскими ролями клиентов и их возможностями по реализации своей субъектности. Основу соц.работы составляет учет особенностей различных типов отношений, т.к. проблема, возникающая при первичных отношениях, требует часто клинико-терапевтического вмешательства, при вторичных – организационных изменений, при третичных – формирование новых ценностей и новой соц.политики.

Таким образом, можно констатировать, что соц.отношения – это основа, и предпосылка развертывания соц.работы.

Основной престиж профессии «соц.работник» - гуманистические убеждения и идеалы, альтруистическая направленность личности. Гуманистическое мировоззрение основано на признании неотъемлемых прав человека, в т.ч. права на достойную, полноценную и счастливую жизнь для каждого, независимо от его национальных, расовых, религиозных, возрастных, половых, индивидуальных или соц.особенностей.

Соц.развитие в 20 в. с очевидностью продемонстрировало, что у человечества есть иные связи, кроме экономических и политических, и эти иные, поднятые над прагматизмом экономики и политики, незримые нити, объединяющие людей в человечество, заставляют их группироваться для защиты общих интересов поверх барьеров национальных границ или политических систем. Можно с уверенностью утверждать, что в основе решения всех гуманитарных проблем лежат именно гуманистические принципы.

Категория «соц.отношения» однозначно не определена. Неоднозначное толкование категории «социальное». В широком понимании данное понятие охватывает все, что относится к обществу, т.е. противопоставляется «природному». В узком понимании понятие «социальное» употребляется при описании соц.сферы, рассматриваемой как одна из сфер общественной жизни, а также при анализе соц.отношений как специфических отношений, существующих между основными социальными субъектами. Вопрос о месте соц.отношений в системе общественных отношений. Основная точка зрения: соц.отношения как аспект, сторона общественных отношений.

Соц.отношения – это отношения, определяемые положением людей и групп в социальной структуре общества. Стержнем соц.отношений являются отношения равенства и неравенства в положении людей и групп в обществе. Соц.отношения всегда присутствуют в экономических, политических и др. общественных отношениях, но не мешают их специфике.

Соц.отношения – это проявление в соц.деятельности и поведении человека его соц.качеств. Характер проявления этих качеств во многом обусловлен отношениями равенства и неравенства, прежде всего социального.

Н. Смелзер дал анализ различных подходов к изучению соц.неравенств: стратификации стадии и классов, этническое и расовое неравенства, семейных ролей, возраста и творчества.

Соц.отношения и соц.связи в различных общественных системах существенно отличаются. Их специфика обусловлена существованием таких, базовых, первичных соц.отношений как взаимозависимость людей по поводу их жизненного пространства, средств воспроизводства и совершенствования жизни. На этой основе выстраивается вся система общественных отношений от политических до социально-бытовых и от производственно-экономических до художественно-эстетических, духовно-культурных.

Соц.отношения – предпосылка соц.работы. Прежде всего нужно иметь в виду базовое значение институциональную роль для воспроизводства человека как биопсихосоциального существа, с одной стороны, взаимозависимости (соц.связи) людей по поводу условий воспроизводства их индивидуально-личностного и коллективного бытия, их жизненного пространства, а с другой – многообразие особенностей общественных сфер, где такие связи реализуются в деятельности людей, в определенных конкретно-исторических, социокультурных формах.

К таким связям относятся: призрение нуждающихся, соц.поддержка, соц.помощь, соц.реабилитация, соц.коррекция, соц.защита. Оптимизация этих связей и является предметом социальной работы.

Соц.отношения как предпосылка осуществления соц.работы:

Соц.работник объективно обязан учитывать наличие сложившихся соц.отношений людей, их соц.дифференциации, которые существовали до кризиса, переживаемого клиентом, сохранившихся и будут сохраняться после преодоления трудной жизненной ситуации.

Соц.отношения закрепляются в виде определенных общественных механизмов, устойчивых взаимодействий соц.институтов, организаций, структур, которые также являются предпосылкой решения проблем соц.работой, воздействуют на них как в прошлом  настоящем, так и в будущем.

Важные факторы, способствующие формированию современной системы соц.работы:

-        массовая урбанизация 19-20 вв. – вложение средств в сферу поддержания жизнеобеспечения человека, соц.сферу;

-        борьба трудящихся за свои права в 19 в. – буржуазные правительства, предприниматели убеждались в необходимости широкой поддержки различных форм соц.работы, снимающих напряженность в обществе.

Поэтому активизируется поиск прогрессивной общностью мирных эволюционных путей перехода к более справедливому общественному устройству, более гибким механизмам решения соц.проблем. Оформление соц.работы как объективно необходимого общественного явления стало одним из основных путей решения современных соц.противоречий, обеспечения соц.прогресса в целом.

Кроме того, на становление соц.работы повлияли возникшие в кон. 19 в. – нач. 20 в. глобальные проблемы: загрязнение окружающей среды, угроза демографического взрыва, проблема моральной деградации, социокультурного вырождения, распад семьи как традиционного соц.института и др. Необходимость защиты большей части населения планеты возникла вследствие растущей соц.дифференциации.

 

Типы соц.отношений:

Соц.работа как специфическая форма соц.деятельности может характеризоваться на уровне индивида, группы, организации, общества в целом. На каждом их этих уровней многомерность соц.отношений имеет свои особенности, и во многом они обусловлены спецификой соц.субъектов, между которыми и возникают соц.отношения.

-        отдельный человек – личность,

-        группа людей, приобретшая некоторые системные качества целого,

-        определенный социум, обладающий высокой степенью организованности и целостности,

-        общество и человечество, выступающие как единое целое,

-        существование различного основания структурирования и классификации соц.отношений.

В своей деятельности специалист по соц.работе должен четко представлять, какое основание употребляется в конкретном случае (носитель соц.отношений, механизм взаимодействия соц. и общественных отношений и т.д.), т.к. это позволяет оптимизировать помощь, оказываемую клиенту.

В реальной жизни формой осуществления соц.отношений выступают соц.потребности. Сегодня в России рост малообеспеченности.

При формировании моделей соц.работы и выборе технологии соц.помощи важно учесть следующие факторы:

-        особенности соц.положения и условий жизнеобеспечения различных соц.групп в отдельных регионах,

-        традиционно сложившиеся соц.отношения между существующими субъектами и новыми, появившимися в связи с изменением соц.структуры общества.

Соц.работа основывается на отношениях, существующих в обществе и обусловленных как соц.политикой государства, так и особенностями клиентов, Существующие отношения можно разделить на:

Первичные – отношения, возникшие в соц.группе, которые составляют сам клиент, его семья и друзья.

Вторичные отношения – определяются членством клиента в различных соц.группах (территориальные, религиозные, этнические и т.д.). Их особенности оказывают влияние на протекание проблем клиента.

Третичные отношения – обусловлены гражданскими ролями клиентов и их возможностями по реализации своей субъектности.

Американские ученые: нужно учитывать особенности различных типов отношений, Проблема, возникшая при первичных отношениях, требует часто клинико-терапевтического вмешательства, при вторичных – организационных изменений, при третичных – формирования новых ценностей и новой соц.политики.

Соц.отношения – это и основа, предпосылка развертывания соц.работы. Их взаимосвязь носит диалектический характер. Тип соц.отношений определяет культуру соц. жизни. Соц.культура, формы совместного бытия людей в свою очередь обуславливают выбор технологий осуществления соц.работы. В свою очередь оптимизации соц.работа способствует росту культуры соц. жизни, что влечет изменения соц. отношений.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24295. Взаимодействие PR структур со СМИ 41 KB
  Взаимодействие PR_структур со СМИ. Считается даже что до восьмидесяти процентов всей работы в них приходится на взаимодействие со СМИ. По данным социологического исследования опубликованного в журнале Сообщение самую существенную часть расходов компании составляют связи со СМИ для формирования имиджа кандидата в целом. От степени умения и желания работать со СМИ нередко зависит успех деятельности различных предпринимательских структур органов власти отдельных руководителей политиков.
24296. Пресс-службы: структура, функции, направления деятельности, формы работы 47 KB
  Прессслужбы: структура функции направления деятельности формы работы. В частности в московский отдел входят: директор департамента PR заместитель директора департамента PR главный менеджер департамента PR начальник прессслужбы . Также примером такого устройства прессслужбы может служить прессслужба Государственной Думы или Прессслужба Президента см. Функции отдела: Координация деятельности Отслеживание бюджета Основные преимущества прессслужбы на аутсорсинге работающей удаленно не в штате компании: 1.
24297. Організація системи мерчандайзингу у роздрібній компанії 26.47 KB
  Вибір того або іншого варіанта залежить від багатьох факторів: формату магазину, розміру його торговельної площі, широти асортиментної матриці, частоти ротації і зміни асортименту, організаційної структури магазину в даний момент і напрямів її трансформації у перспективі...
24298. Система СМИ в Российской Федерации 41 KB
  Аудиовизуальные СМИ радио телевидение эфирное кабельное документальное неигровое кино видеовещание. Обеспечивают деятельность других СМИ поставляя им готовые тексты и сырые факты. Прессцентры являются посредниками между СМИ и подразделениями данного ведомства и действуют по нескольким направления консультируют установление контактов СМИ с различными подразделениями ведомствами Интернет источники.
24299. Мировые тенденции развития современной журналистики 48 KB
  С другой стороны все более заметным становится рост общественной активности в информационной сфере проявляющийся в создании альтернативных массмедиа по преимуществу на сетевой платформе а также в деятельности гражданских организаций мониторинга СМИ и медиакритики в отстаивании требований демократизации медийного сектора сохранения и развития мощных общественных средств массовой информации. В большой Европе СМИ все чаще называют медиаиндустрией а журналистские произведения медиапродуктами рассматривая их как товарную продукцию...
24300. Публицистические жанры журналистики и их место в системе жанров журналистского творчества 51 KB
  Жанры журналистики отличаются от литературных достоверностью адресностью фактов. Жанр в прессе это способ подачи информации. Теоретики классифицируют жанры по назначению объекту изображения теме стилистике выразительным средствам и проч.
24301. Этика в СМИ, теория свободы прессы 24 KB
  Этика в СМИ теория свободы прессы. Главная тенденция по итогам исследования 2010 года СМИ в теме социальной ответственности низкая доля внимания средств массовой информации к тематике в целом. встречаются редко и лишь на страницах отдельных СМИ. Причем если деятельность официально зарегистрированных организаций благотворительных и правозащитных объединений фондов помощи и общественных ассоциаций проводящих мероприятия имеющие статус официальных а также отдельные социальные акции крупных компаний или государственных структур еще...
24302. Состояние и развитие рекламного рынка в России и мире. Законодательное регулирование рекламных процессов 37 KB
  История рекламы исчисляется не годами а тысячелетиями. С момента возникновения такой экономической категории как товар и установления товарного производства началось развитие рекламы как искусства. Журнал Лаборатория рекламы маркетинга и PR №1. Мировой рекламный рынок: рынок мировой рекламы растет однако его рост замедлился.
24303. Планирование рекламной кампании 31.5 KB
  Планирование рекламной кампании. Планирование рекламной кампании разбивается на следующие этапы: Определение целей рекламной кампании; Разработка рекламной идеи и стратегии рекламной кампании; Исследование рынка; Разработка бюджета рекламной кампании; Выбор средств распространения рекламной информации; Выбор графика проведения рекламной кампании; Составление медиаплана рекламной кампании; Оценка эффективности рекламной кампании. Рекламные кампании различаются: По основному объекту рекламирования можно выделить кампании по рекламе:...