25446

Этапы развития социальной работы как научного знания и практики

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Этапы развития социальной работы как научного знания и практики Термин социальная работа был впервые использован в Англии в связи с расширением в начале XX столетия направлений деятельности одной из религиозных общественных организаций COS занимающихся филантропией или как ее называли тогда любительской дилетантской работой. Эта новая деятельность и стала называться социальной работой. Уже в этот период возникает необходимость выделения адресной помощи нуждающимся что сегодня и представляет собой один из основных принципов...

Русский

2013-08-13

35.06 KB

24 чел.

2. Этапы развития социальной работы как научного знания и практики

Термин «социальная работа» был впервые использован в Англии в связи с расширением в начале XX столетия направлений деятельности одной из религиозных общественных организаций (COS), занимающихся филантропией, или, как ее называли тогда, «любительской (дилетантской) работой». В соответствии с этим появилась новая задача для этой организации - преобразование филантропии из неквалифицированной в профессиональную деятельность, основанную на социальных теориях и специальной подготовке. Эта новая деятельность и стала называться социальной работой.

Задолго до возникновения термина «социальная работа» в обществе стали особо выделять деятельность, причем как профессиональную, так и непрофессиональную (добровольческую, волонтерскую), направленную на поддержку различных групп населения, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.

Благотворительность в России с глубокой древности, по мнению различных исследователей, была не столько вспомогательным средством общественного здоровья, сколько необходимым условием личного нравственного здоровья: она больше нужна была самому благотворителю, чем нищему. Позднее благотворительная деятельность духовенства стала обусловливаться соответствующими религиозными постановлениями. В частности, в Церковном уставе 996 г. упоминается об обязанностях духовенства по надзору и попечению за призрением бедных.

В этот период общественная помощь нуждающимся лицам (постройка жилищ, обучение ремеслу и т.п.) не преследовала целей изменения устройства общества, однако она имела огромное воспитательное значение для формирования того нравственного потенциала, который сохранялся многие годы в России.

При Иоанне Грозном в 1551 г. в Постановлении Стоглавого Собора отмечается, что «попечение о бедных признается делом общества, которое доставляет средства на него, и в лице выборных целовальников, вместе со священниками, заведует ими». Далее подчеркивается, что собор должен регулировать обязанности общества «мерами государственными, путем царского повеления или, иначе говоря, законом».

Уже в этот период возникает необходимость выделения «адресной» помощи нуждающимся (что сегодня и представляет собой один из основных принципов социальной работы). Так, прокаженные и престарелые должны были быть устроены в богадельни, где могли получать пищу и одежду, а которые «здравые» - должны питаться по дворам. Именно в этот период благотворительность в России из общественного феномена стала переходить в объект государственного призрения. Но, естественно, что о систематической законодательной деятельности в этой области тогда не могло быть и речи.

Общественное призрение оформилось в некоторую систему при Петре I, который подробно останавливался на необходимости различать нуждающихся по причинам их нужды и определять помощь в соответствии с этой нуждой; указывал на предупреждение нищеты как лучшего способа борьбы с ней; выделял из нуждающихся работоспособных, профессиональных нищих и другие категории; принимал меры по урегулированию частной благотворительности, определял организационную помощь обществу, создавая органы призрения.

Система общественного призрения, утвержденная Петром I, как показывает исторический опыт и анализ материалов и документов, соответствовала основным формам жизнедеятельности человека. В общих чертах она сохранилась до 1917 г. и совпадала с основными этапами развития общественного призрения в Европе.

Так, в частности, XVIII век для многих западных стран ознаменовался сильным влиянием идей просвещения, исходивших из Франции. Эти идеи коснулись и призрения бедных. В законодательстве разных стран появляется указание на то, что общество ответственно не только за нуждающихся в призрении (особенно вдов, старцев, больных и физически неполноценных людей), а также за трудоспособных безработных. В Англии в этот период вводится пособие по бедности, а в 1834 г. появилось специальное законодательство («Poor Jaws») со строгим регулированием оказания помощи бедным. В Швеции в середине XVIII века в формах призрения бедных стали различаться два направления: призрение больных и помощь бедным. В этот период в Швеции возникают первые больницы (в России первые больницы, в которых бедные призревались и пользовались бесплатным лечением, были учреждены Переяславским епископом еще в 1091 г.). С 1862 г. церковный закон вменил в обязанность каждому церковному приходу в Швеции учредить больницы и дома для бедных, но в оказании помощи не было системы, она оказывалась лишь в отдельных случаях, а также могло быть принято решение о возврате помощи. В 1847 г. в Швеции принимается новое постановление о формах и способах призрения бедных. Муниципальные реформы 1862 г. освободили службу призрения бедных от церкви, и с этого времени она становится муниципальным объектом. Постановление 1871 г. о призрении бедных ограничивало помощь бедным, основанием для оказания помощи стало отсутствие собственных средств, а также невозможность содержания другими лицами. В этот период четко проводилась граница между возможностью бедных зарабатывать на жизнь И желанием делать это. Только тот, кто документально подтверждал желание зарабатывать на жизнь, пользовался поддержкой общества.

В конце XIX века во многих странах Европы возникают специальные государственные формы помощи осужденным и освободившимся из мест заключения; специальные системы ухода за больными; специальная помощь слепым и глухим; обязательное государственно-муниципальное обучение населения; частное и муниципальное посредничество по обеспечению работой; профсоюзная касса помощи больным, безработным и т.д.

В этот период параллельно с государственной системой призрения бедных формировалась система благотворительных учреждений, деятельность которых была направлена на оказание в первую очередь индивидуальной помощи клиентам. Так, в 1866 г. в Стокгольме создается организация «открытой благотворительности» - «Общественный Союз покровительства». В 1869 г. в Лондоне основывается Благотворительное общество («The Charity Organisation Society») для координации оказываемой помощи (составляется центральный каталог лиц, ходатайствующих о помощи) обращающихся за помощью людей связывали с организациями, которые могли им оказать поддержку. Подобные организации возникли и в других странах мира.

Таким образом, к концу XIX века во многих странах существовали общественные организации для помощи бедным, различные формы благотворительности частных лиц и организаций, а также благотворительная деятельность церкви.

Научно-теоретическое осмысление форм помощи нуждающимся с самого начала как бы «группировалось» по разным уровням оказания помощи, в частности, на уровне индивида, группы и семьи, организации, общины и общества.

Особую роль в развитии теории социальной работы на Западе при исследовании форм и характера помощи на уровне индивида оказали теории 3. Фрейда, Б.Ф. Скиннера и Ж. Пиаже.

Фрейд Зигмунд (1856-1939) является родоначальником теории психоанализа, которая выходит за рамки медико-биологических концепций явлений психики. В работах «По ту сторону принципа удовольствия», «Психология масс и анализ человеческого «Я», «Я» и «Оно» Фрейд анализирует механизмы функционирования социальных институтов, рассматривает основные стимулы человеческой деятельности, развивает психоаналитическую концепцию личности.

Жан Пиаже (1896—1960) в своих ранних работах «Речь и мышление ребенка» (1926), «Детская концепция мира» (1929) основной упор делает на проблемы, связанные с социализацией ребенка, считая ее главным фактором интеллектуального развития индивида. В 1920-е гг. взгляды Ж. Пиаже на социализацию близки взглядам представителей французской социологической школы (Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль и др.). На первых этапах развития практики социальной работы исследования Ж. Пиаже активно использовались социальными работниками [12].

Группа как специфический феномен также привлекает внимание специалистов из разных сфер социального знания. «Ключевыми» теориями в начале становления социальной работы как науки были теории К. Левина, Г. Хоумана и А. Зандера. Эти теории оказали определенное влияние на ряд других современных теорий.

Так, в частности, в своих ранних работах Г. Лебон («Толпа», IMIO) и Г. Зиммель («Групповое объединение», 1955) проявили большой интерес к группе как специфическому феномену.     Л.Ч. Кули рассматривал «приоритет группы» как «ключ» от нового столетия («Социальные организации: изучение огромного разума», 1000). Каждая из этих теорий, так же, как и более поздние дискуссии Ф. Хайдера - американского социального психолога, оказала большое влияние на исследования групповой работы в теории социальной работы. Проблема групповой работы не была до этого момента «узаконена» в социальных науках как исследовательская проблема, в то время «господствовала» психотерапия. И много лет существовала категория «групповая и восстановительная работа», объединяющая работу в группах с реабилитацией клиентов. Поэтому знание и изучение этих дискуссий, как нам подставляется, является важным моментом в исследовании этапов становления социальной работы как научной дисциплины.

Курт Левин (1890-1947) был одним из первых, кто начал специально исследовать малые группы («Принципы топологической психологии», 1936, «Психология XV-XXстолетий», 1946 и др.), являющиеся сферой интересов тех социальных работников, которые понимали важность учета социально-психологических факторов при работе с клиентом. Работы К. Левина опираются на экспериментальное изучение внутригрупповых отношений, психологического климата в группе, роли лидера-организатора. Он исследовал также механизмы и способы разрешения конфликтов («Разрешение социальных конфликтов», 1948).

ЗандерАлвин (1913-), как и К. Левин, разрабатывает проблемы, связанные с групповой динамикой («Развитие групповой эффективности», 1962). Он придает особое значение влиянию «группового феномена» на индивидуальную жизнь личности и на деятельность различных организаций. А. Зандер отмечает, что работа в «Т-группах» (тренинговых группах) развивает способности личности к работе в группе на своем рабочем месте. Позднее групповая динамика становится одной из методик терапевтической помощи, которая интенсивно развивается в конце XX столетия.

Относительно недавно в социальной работе была признана важность организационного уровня как самостоятельного уровня ее практики. Рассмотрение управленческих аспектов как определенной специализации в структуре социальной работы было связано с необходимостью подготовки специалистов в области управления, менеджмента, организации социальных служб. Эти моменты в теории социальной работы и раньше и сейчас опираются на науки об управлении. Большой вклад в развитие этих наук внесли М. Фоллетт, Ф. Селзник, Р. Мертон, М. Залд, Е. Гоффман, Р. Кантер и др.

Мари Паркер Фоллетт (1868-1933) занималась научным исследованием менеджмента. Ее работа «Динамика управления» (1940) является одной из первых в этой области. Она рассматривала вопросы, связанные с научной организацией рабочего места.

Филипп Селзник (1919 -) в книге «Руководство в управлении» (1956), которая считается классической работой в сфере управления, одним из первых выступает с концепцией организационного управления и развития, в основе которой лежит принцип кооперации и сотрудничества. Социальные работники, являющиеся администраторами в социальных службах, активно используют эту книгу в своей деятельности.

Роберт Мертон (1910 -) первым стал изучать негативные проявления бюрократии как уровня и института власти («Социальная теория и социальная структура, 1957). В своих работах он также рассматривает противоречия, возникающие между «желаемым» и «законным» у людей, находящихся на различных социальных ступенях общества. Социальные работники активно используют  идеи Р. Мертона о том, что многие люди связывают свои интересы г общностью, в которой они проживают («Значение влияния: изучению внешнего влияния и коммуникативного поведения в локальном сообществе», 1949).

Эрвин Гоффман (1922-1982) в книге «Представление себя в повседневной жизни» (1959) высказывает идеи о том, что «все в мире играют», что мы все постоянно «представляем» себя другим, а они нам - себя. Ролевая теория, рассматриваемая в этой книге, вошла в лексикон социальных работников, а актуальные фразы стали даже профессиональными терминами (например, «совокупный институт»). В работе «Клиент» (1963) Э. Гоффман рассматривает проблемы гомосексуализма и лесбиянства. Эта книга наиболее популярна среди социальных работников, клиентами которых являются представители так называемых групп риска. 

Розабед Кантер (1943 -) в работах «Сотрудничество мужчин и женщин» (1977), «Смена хозяев» (1983) рассматривает введение в «концепцию полового анализа», положенную в основу исследования изменений происходящих в управленческих науках. Эти книги изучаются социальными работниками, которые стремятся изменить, расширить средства социальной работы и понять роль половой динамики в диспозиции членов группы, в частности семьи.

Исследователи, занимающиеся изучением структуры власти, социальных законов, подчеркивают важность влияния на социальную работу, наряду с социологическими и психологическими теориями, политических наук.

Социальные работники, занятые в сфере социальной политики и общественных организаций, проявляют большой интерес к проблемам социального законодательства, разработке социальных программ и действенной помощи представителям разных социальных групп через различные социальные службы.

Особая роль в разработке этих проблем и их использовании в социальной работе принадлежит специалистам Чикагской школы. В Чикагском университете с 1900 г. осуществляется подготовка специалистов в области социальной работы и социологии. В фокус научных исследований «попадают» бродяги (Андерсон Н. «Бродяги», 1923), трущобы (Зоибах X. «Золотой берег и трущобы», 1929). Эти исследования позволили соединить различные концепции, теории и формы «вмешательства» в жизнь представителей групп социального риска. В дальнейшем в течение длительного периода это способствовало развитию практики социальной работы в данной сфере.

В основе социеталъного уровня социальной работы лежит структурно-функциональный подход, который предполагает понимание общественной жизни в виде множества взаимодействий людей, их бесконечных переплетений.

Социологически функции и структура несущих элементов конкретизируются как система действия. При этом в качестве структуры могут выступать устойчивые образцы поведения в системе, нормативные ожидания относительно действий (и ожиданий друг друга), которые имеют общепризнанную значимость.

Для исследований в области социальной работы это, конечно, имеет очень важное значение. И не только потому, что здесь в объективе исследования оказывается семья, малая группа, человек в макро- и микросреде обитания, в контексте многообразия его жизнедеятельности, дифференциации социального положения, но и в силу тех возможностей, что позволяют рассмотреть социальную работу в единстве ее организационных, структурных характеристик и функционирования учреждений соответствующего профиля, а также специалистов различного профиля.

Особое место в развитии теории социальной работы занимает концепция «welfare state» или «государства всеобщего благополучия» (так это понятие чаще всего использовалось в советских изданиях), которая после второй мировой войны была положена в основу организации социальной работы на данном уровне.

Одна из ведущих концепций социальной работы в Америке сегодня связана с экологическими перспективами развития общества. В связи с этим основными проблемами, которые включаются в исследовательскую сферу социальной работы, являются: функции социальной работы как профессиональной деятельности; социальное благосостояние (welfare) как социальный институт; описание эволюции социальной работы и социального благосостояния (благополучия) в современном обществе; анализ природы сервисных систем в социальной работе и социальном благосостоянии.

Этот небольшой экскурс в историю исследования форм, технологий и характера помощи нуждающимся позволяет понять эволюцию взглядов на социальную работу как общественный феномен и деятельность.

Во второй половине XX столетия ученые все чаще стали говорить о том, что социальная работа - это и самостоятельная академическая дисциплина. И в связи с этим встают вопросы определения объекта и предмета теории социальной работы.

Для любой науки проблемы методологии являются актуальными. Общий ход развития научного знания в современном обществе, особенно социального знания, для которого характерна все большая гуманизация, выявляет особые объективные требования к наукам, изучающим проблемы общества и человека. Причем все чаще перед представителями таких наук, как социология, психология, социальная психология, встают общие проблемы, связанные с индивидом, группой, обществом, механизмами их взаимодействия, которые не могут быть решены только их усилиями. И в соответствии с этим встают вопросы об их взаимодействии, «соподчиненности», а также возникновении новых отраслей социального знания. В связи с этим и становится актуальным определение объекта и предмета этих новых формирующихся научных теорий.

На разных этапах развития общества исследователи рассматривали либо эффективность индивидуально-личностного,  либо группового, либо социетального уровня оказания социальной поддержки. Конкретные социологические исследования, направлении разные сферы практики, позволили выявить проблемы, которые имели ни теоретического обоснования, ни даже описания. Отсутствие системности, комплексности в развертывании форм помощи и поддержки населения приводит порой к тому, что при отсутствии социального «мостика» (которым и является социальная работа) возникают дополнительные трудности при решении проблем клиентов.

Эволюция знания, и особенно социального, способствующая дифференциации и интеграции наук, в конце XX столетия выдвинула проблемы человека и общества в число актуальных. В частности, проблема человека становится фактически общей проблемой всей науки в целом, всех ее отраслей и разделов, включая точные и технические. Не только наука, но и практика, особенно социальная, испытывает потребность в интеграции всех средств познания человека и механизмов, способствующих его развитию.

По мере дифференциации научного знания, увеличения числа специальных дисциплин, направленных на изучение отдельных аспектов взаимодействия человека с обществом, средой обитания, механизмов формирования и развития личности, все отчетливее обнаруживается необходимость в общей теории, которая могла бы стать основой адекватного понимания логики жизнеосуществления человека, формирования, осуществления и реабилитации его жизненных сил.

Такой теорией и является теория социальной работы, что со всей очевидностью вытекает из ее характера как системы видов деятельности по защите «слабых» общественных групп. Теория социальной работы составляет органическую часть тех социолого-ориентированных   и   психолого-ориентированных   теорий,   которые связывают социальную теорию в целом с прикладными исследованиями этого круга проблем.

Становление СР как професс деят-ти произошло на рубеже 19-20 вв.: в 1899г. появ. Учеб заведения по подготовке соц работников и возникла необходимость разработки теоретических основ СР. Возникновение СР как професс деят-ти связано с воплощением идей Джейн Адамс и Мери Ричманд. Адамс основала Чикагскую школу социологии, основала движение «сеттльментов» - образованные люди переселялись в бедные кварталы, осн. идея – необходимо изменять саму среду, чтобы искоренить бедность и несчастья.

Ричманд представила свой метод СР – индивидуальный метод, основанный на американской идеологии индивидуализма: бедность – болезнь, неспос-ть индивида самостоятельно организовать свою независимую жизнь. Клиент выступает в роли больного, задача соц работника «соц врачевание» инд-да и подготовка подопечного к самостоятельному решению проблем.               В основе СР медицинская модель, в процессе взаимодействия соц раб-ка и клиента работа ведется на основе следующей цепочки: изучение – диагноз (соц диагноз) – лечение (соц терапия). Самое важное в СР – постановка правильного соц диагноза и оказание помощи. Соц диагноз – оценка личности клиента и его соц положения.

К наиболее известным школам ТСР относятся:

- диагностическая шк. Возникла в нач. 20в. В качестве модели подготовки спец-тов использовали мед модель, но позже применяли идеи теории Фрейда: его теории психического детерминизма бессознательных процессов, значение переживаний раннего детства. Поэтому сосредоточили внимание на внутреннем мире клиента, а соц среда отодвинулась на второй план. Акцент делался на диагнозе, на сборе инфо о детстве клиента, оценке его личности, а оценка соц ситуации клиента имела вторичное значение. Отношения между соц работником и клиентом носили авторитарный характер. Задачей СР становилось лечение клиента, понимаемое как изменение его личности и помощь в адаптации его к окружающей среде. Соц работник выступает в качестве эксперта, на котором лежит ответственность за изменение клиента.

- функциональная школа (Пенсильвания, 1930-е гг.). Данное направление получило развитие в связи с интересом к СР и процессу оказания помощи, но не как к лечебному процессу, а скорее как к услуге, оказываемой соц службами. Задача СР – оказать поддержку в виде услуги в рамках соц помощи. Осн. влияние на развитие теоретич основ школы оказали Отто Ранк и Карл Роджерс. Функциональная школа основывается на представлениях Ранка о желании перемен у клиента, его способности к восприятию помощи. В ситуации оказания помощи главным аспектом являются взаимоотношения соц раб-ка и клиента. Центральным звеном становится процесс оказания помощи, а не постановка диагноза. Соц раб-к предлагает помощь клиенту и работает с клиентом по поводу принятия/непринятия помощи. Осн. упор делался на понятия «структура помощи и процесс», а также на процессе построения взаимоотношений между соц раб-ком и клиентом. Вирджиния Робинсон ставила клиента в центр процесса оказания помощи и только то, что сам клиент выбирал в качестве темы для обсуждения прошлого являлось важным для соц раб-ка.

Т.о., происходит переход к современному пониманию сущности СР и отказ от авторитарных и формальных отношений. В отличие от идей первой школы, представители второй считали, что поскольку клиент знает себя лучше, то только он способен поставить диагноз проблеме, а не его професс помощник, который может только способствовать этому процессу. Задача спец-та принять на себя ответ-ть за процесс оказания соц помощи и за формирование таких отношений между клиентом и соц раб-ком, кот. приведут к желаемым изменениям. Бернер и Юнссон отмечают, что истоки функциональной школы идут от гуманистической психологии к понятию Маслоу о самоактуализации, представлениям Карен Хорни о том, что человек внутренне всегда стремится к позитивному и находится в состоянии постоянного роста и развития.

Функциональная школа рассматривает СР и как цель, и как процесс. Значительное влияние имеет соц окружение клиента, кот может способствовать / препятствовать решению проблемы клиента. Индивид несет личную ответ-ть за самореализацию. Помимо помощи отдельному индивиду необходимо уметь работать в группе, вести общественную работу, обеспечивать снабжение материальными ресурсами себя и своей семьи.

Среди современных подходов системно-теоретический подход, в котором системы взаимодействуют, соглашения и соц процессы рассматриваются в причинно-следственной зависимости: каждый человек является участником нескольких систем: семья, коллективы – все они оказывают взаимовлияние друг на друга и этот факт необходимо учитывать в работе с клиентом.

Концепция соц действия в СР (Костнер и Кункель) каждый человек – носитель двух начал биологич и соц-го. Человеческие действия как самоорганизующаяся система в соц аспекте регулируется символами – язык, ценности, нормы, а как биологич существо для человека характерна волюнтаристичность. СР необходимо не только знание теорий и методов СР, но и представления об обществе, потребностях соц групп, законодательстве, культурных и этнических различиях клиентов. Вместе с тем, соц раб-к может рассчитывать на успех во взаимодействии с клиентом, если он учитывает не только соц статус, но и другие соц характеристики: индивидуально-психологические, биологические, социальные, которые определяют его поведение в тех или иных ситуациях. Поэтому СР не только теория, но и искусство взаимодействия с другими людьми, испытывающими психологические проблемы или находящимися в ТЖС.

Принципы Эльберфельдской школы: осн. пр-п – индивидуализация помощи, привлечение к активному участию в помощи малообеспеченным слоям граждан.

Несмотря на различия в моделях социальной работы существуют общие тенденции, характеризующие процессы оказания социальной помощи на современном этапе. Для современных исследований социальной работы понимание ее сущности близко тому, которое дает Национальная ассоциация социальных работников США: "Социальная работа - это профессиональная деятельность оказания помощи индивидам, группам или общинам, усиление или возрождение их способности к социальному функционированию и создание благоприятных общественных условий для достижения этих целей" .

В теоретических аспектах современных исследователей сохраняется интегративный и междисциплинарный характер. Наибольшее влияние на развитие теории социальной работы продолжают оказывать социология и психология, а также педагогика, психиатрия,

антропология, юриспруденция и др.

Среди современных концепций актуален системно-теоретический подход в социальной работе, в котором отношения, интеракции, трансакции и социальные процессы рассматриваются в причинно-следственной зависимости. Определенный интерес представляет концепция социального действия в социальной работе, в основе которой - разрешение конфликта между потребностями и возможностями клиента с реальной социальной средой.

Наибольший интерес может представлять теоретическая концепция по созданию социальных сетей, получившая особое распространение в Германии. Распад системы социально-культурных и социально-бытовых отношений, переход к рыночной экономике породили в бывших социалистических странах необходимость создания новой системы социальных отношений в социальной работе, базирующихся на общинном методе социальной работы, ориентированном на создание соответствующих социальных связей по месту жительства.

Европейская социальная работа развивается в тесной взаимосвязи с социальной политикой, и это проявляется в развитии такого понятия как "социальное государство", зафиксированного в Конституции ФРГ 1949 г. Социальное государство обозначает обязанность государства заботиться о благосостоянии своих граждан. Это обязательство осуществляется путем комплексного вмешательства государства в соответствии с существующим законодательством и социально-экономическими процессами, когда это необходимо для поддержания должного уровня благосостояния.  Параметры социального государства-услуговый, правовой, налоговый.

Данное понятие характерно не только для немецкоязычных стран (Sozialstate), в англоязычных версиях употребляется понятие «общество всеобщего благосостояния/благоденствия) (Welfar State)». Социальное государство должно обеспечивать права человека, достойный прожиточный минимум, гарантировать социальное обеспечение и социальную защиту наиболее уязвимых социальных групп и категорий населения. Социальное государство создаёт многоуровневую систему, обеспечивающую социальную стабильность через такие механизмы как социальная политика и социальная работа.

Основой для современной социальной работы является также такой принцип социальной политики как субсидиарность. Данный принцип предполагает законодательное регулирование взаимодействия в социальном секторе государственных и негосударственных структур, отдающее предпочтение при финансировании гражданским (общественным), частным инициативам в области социальных программ и мероприятий по сравнению с государственными структурами.

Стратегия современной социальной работы независимо от модели направлена на активизацию позиции клиента в процессе принятия помощи через повышение его самостоятельности, его способности контролировать свою жизнь и свои проблемы.

Хотя основные принципы, методы социальной работы в различных странах довольно схожи, при знакомстве с реальной социальной работой в конкретных странах заметны существенные различия. Это зависит от национальных и исторических особенностях развития страны, бюджетно-страховых принципов финансирования социальной работы, степени развития социального законодательства, что подтверждает уникальность и невозможность какого-либо слепого копирования и переноса зарубежного опыта на отечественную почву.

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84763. Транспортные протоколы стека TCP/IP 237.33 KB
  Транспортные протоколы ТСР и UDP стека протоколов TCP IP обеспечивают передачу данных между любой парой прикладных процессов выполняющихся в сети и предоставляют интерфейс для протокола IP путем демультиплексирования нескольких процессов использующих в качестве адресов транспортного уровня порты.
84764. Общие принципы организации сетей. Основные понятия и определения 672.2 KB
  Средства вычислительной техники (СВТ) реализуют обработку данных и представляют собой совокупность ЭВМ, вычислительных комплексов и вычислительных систем различных классов. ЭВМ (электронная вычислительная машина, компьютер) совокупность технических средств, предназначенных для организации ввода...
84765. Требования к организации компьютерных сетей 439.39 KB
  Открытость возможность добавления в сеть новых компонентов узлов и каналов связи средств обработки данных без изменения существующих технических и программных средств; 2 гибкость сохранение работоспособности при изменении структуры сети в результате сбоев и отказов отдельных...
84766. Сетевые топологии 697.36 KB
  Следует различать физическую и логическую топологию сети. Физическая структурная топология отображает структурную взаимосвязь узлов сети. Логическая функциональная топология определяется функциональной взаимосвязью узлов сети то есть отображает последовательность передачи данных между узлами сети.
84767. Маршрутизация 495.88 KB
  Маршрутизация одна из основных функций компьютерной сети определяющая эффективность передачи данных. Проблема маршрутизации в компьютерных сетях аналогична проблеме организации автомобильного движения по улицам города и состоит в выборе в каждом узле сети направления передачи данных выходного...
84768. СРЕДСТВА ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ 599.62 KB
  Для передачи электрических и оптических сигналов применяются электрические ЭЛС и волоконно-оптические ВОЛС линии связи соответственно. Передача электромагнитных сигналов осуществляется через радиолинии РЛС и спутниковые линии связи СЛС.
84769. Модуляция и кодирование данных 654.93 KB
  На основе непрерывного аналогового высокочастотного синусоидального сигнала называемого несущей аналоговая модуляция; на основе дискретного цифрового сигнала в виде импульсов импульсная или цифровая модуляция. Процесс преобразования дискретных данных представляемых дискретными первичными сигналами...
84770. Кабельные линии связи. Классификация кабельных линий связи 692.46 KB
  Классификация кабельных линий связи При организации компьютерных сетей широко используются кабельные линии связи. Кабельная линия связи КЛС линия связи состоящая из кабеля кабельной арматуры и кабельных сооружений туннели колодцы распределительные шкафы кабельные столбы.
84771. Телекоммуникационные сети. Классификация телекоммуникационных сетей 678.02 KB
  В зависимости от вида передаваемых данных телекоммуникационные сети делятся на: аналоговые сети; цифровые сети. К современным телекоммуникационным сетям предъявляются два основных требования: интеграция возможность передачи в сети данных разных типов неоднородного трафика предъявляющих разные...