25447

Тенденции изменения практики социальной работы в современном обществе

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Такой теорией и является теория социальной работы что со всей очевидностью вытекает из ее характера как системы видов деятельности по защите слабых общественных групп. Теория социальной работы составляет органическую часть тех социологоориентированных и психологоориентированных теорий которые связывают социальную теорию в целом с прикладными исследованиями этого круга проблем. Учеб заведения по подготовке соц работников и возникла необходимость разработки теоретических основ СР.

Русский

2013-08-13

18.17 KB

4 чел.

Тенденции изменения практики социальной работы в современном обществе

По мере дифференциации научного знания, увеличения числа специальных дисциплин, направленных на изучение отдельных аспектов взаимодействия человека с обществом, средой обитания, механизмов формирования и развития личности, все отчетливее обнаруживается необходимость в общей теории, которая могла бы стать основой адекватного понимания логики жизнеосуществления человека, формирования, осуществления и реабилитации его жизненных сил.

Такой теорией и является теория социальной работы, что со всей очевидностью вытекает из ее характера как системы видов деятельности по защите «слабых» общественных групп. Теория социальной работы составляет органическую часть тех социолого-ориентированных   и   психолого-ориентированных   теорий,   которые связывают социальную теорию в целом с прикладными исследованиями этого круга проблем.

Становление СР как професс деят-ти произошло на рубеже 19-20 вв.: в 1899г. появ. Учеб заведения по подготовке соц работников и возникла необходимость разработки теоретических основ СР. Возникновение СР как професс деят-ти связано с воплощением идей Джейн Адамс и Мери Ричманд. Адамс основала Чикагскую школу социологии, основала движение «сеттльментов» - образованные люди переселялись в бедные кварталы, осн. идея – необходимо изменять саму среду, чтобы искоренить бедность и несчастья.

Ричманд представила свой метод СР – индивидуальный метод, основанный на американской идеологии индивидуализма: бедность – болезнь, неспос-ть индивида самостоятельно организовать свою независимую жизнь. Клиент выступает в роли больного, задача соц работника «соц врачевание» инд-да и подготовка подопечного к самостоятельному решению проблем.               В основе СР медицинская модель, в процессе взаимодействия соц раб-ка и клиента работа ведется на основе следующей цепочки: изучение – диагноз (соц диагноз) – лечение (соц терапия). Самое важное в СР – постановка правильного соц диагноза и оказание помощи. Соц диагноз – оценка личности клиента и его соц положения.

К наиболее известным школам ТСР относятся:

- диагностическая шк. Возникла в нач. 20в. В качестве модели подготовки спец-тов использовали мед модель, но позже применяли идеи теории Фрейда: его теории психического детерминизма бессознательных процессов, значение переживаний раннего детства. Поэтому сосредоточили внимание на внутреннем мире клиента, а соц среда отодвинулась на второй план. Акцент делался на диагнозе, на сборе инфо о детстве клиента, оценке его личности, а оценка соц ситуации клиента имела вторичное значение. Отношения между соц работником и клиентом носили авторитарный характер. Задачей СР становилось лечение клиента, понимаемое как изменение его личности и помощь в адаптации его к окружающей среде. Соц работник выступает в качестве эксперта, на котором лежит ответственность за изменение клиента.

- функциональная школа (Пенсильвания, 1930-е гг.). Данное направление получило развитие в связи с интересом к СР и процессу оказания помощи, но не как к лечебному процессу, а скорее как к услуге, оказываемой соц службами. Задача СР – оказать поддержку в виде услуги в рамках соц помощи. Осн. влияние на развитие теоретич основ школы оказали Отто Ранк и Карл Роджерс. Функциональная школа основывается на представлениях Ранка о желании перемен у клиента, его способности к восприятию помощи. В ситуации оказания помощи главным аспектом являются взаимоотношения соц раб-ка и клиента. Центральным звеном становится процесс оказания помощи, а не постановка диагноза. Соц раб-к предлагает помощь клиенту и работает с клиентом по поводу принятия/непринятия помощи. Осн. упор делался на понятия «структура помощи и процесс», а также на процессе построения взаимоотношений между соц раб-ком и клиентом. Вирджиния Робинсон ставила клиента в центр процесса оказания помощи и только то, что сам клиент выбирал в качестве темы для обсуждения прошлого являлось важным для соц раб-ка.

Т.о., происходит переход к современному пониманию сущности СР и отказ от авторитарных и формальных отношений. В отличие от идей первой школы, представители второй считали, что поскольку клиент знает себя лучше, то только он способен поставить диагноз проблеме, а не его професс помощник, который может только способствовать этому процессу. Задача спец-та принять на себя ответ-ть за процесс оказания соц помощи и за формирование таких отношений между клиентом и соц раб-ком, кот. приведут к желаемым изменениям. Бернер и Юнссон отмечают, что истоки функциональной школы идут от гуманистической психологии к понятию Маслоу о самоактуализации, представлениям Карен Хорни о том, что человек внутренне всегда стремится к позитивному и находится в состоянии постоянного роста и развития.

Концепция соц действия в СР (Костнер и Кункель) каждый человек – носитель двух начал биологич и соц-го. Человеческие действия как самоорганизующаяся система в соц аспекте регулируется символами – язык, ценности, нормы, а как биологич существо для человека характерна волюнтаристичность. СР необходимо не только знание теорий и методов СР, но и представления об обществе, потребностях соц групп, законодательстве, культурных и этнических различиях клиентов. Вместе с тем, соц раб-к может рассчитывать на успех во взаимодействии с клиентом, если он учитывает не только соц статус, но и другие соц характеристики: индивидуально-психологические, биологические, социальные, которые определяют его поведение в тех или иных ситуациях. Поэтому СР не только теория, но и искусство взаимодействия с другими людьми, испытывающими психологические проблемы или находящимися в ТЖС.

Принципы Эльберфельдской школы: осн. пр-п – индивидуализация помощи, привлечение к активному участию в помощи малообеспеченным слоям граждан.

Несмотря на различия в моделях социальной работы существуют общие тенденции, характеризующие процессы оказания социальной помощи на современном этапе. Для современных исследований социальной работы понимание ее сущности близко тому, которое дает Национальная ассоциация социальных работников США: "Социальная работа - это профессиональная деятельность оказания помощи индивидам, группам или общинам, усиление или возрождение их способности к социальному функционированию и создание благоприятных общественных условий для достижения этих целей" .

В теоретических аспектах современных исследователей сохраняется интегративный и междисциплинарный характер. Наибольшее влияние на развитие теории социальной работы продолжают оказывать социология и психология, а также педагогика, психиатрия,

антропология, юриспруденция и др.

Среди современных концепций актуален системно-теоретический подход в социальной работе, в котором отношения, интеракции, трансакции и социальные процессы рассматриваются в причинно-следственной зависимости. Определенный интерес представляет концепция социального действия в социальной работе, в основе которой - разрешение конфликта между потребностями и возможностями клиента с реальной социальной средой.

Наибольший интерес может представлять теоретическая концепция по созданию социальных сетей, получившая особое распространение в Германии. Распад системы социально-культурных и социально-бытовых отношений, переход к рыночной экономике породили в бывших социалистических странах необходимость создания новой системы социальных отношений в социальной работе, базирующихся на общинном методе социальной работы, ориентированном на создание соответствующих социальных связей по месту жительства.

Европейская социальная работа развивается в тесной взаимосвязи с социальной политикой, и это проявляется в развитии такого понятия как "социальное государство", зафиксированного в Конституции ФРГ 1949 г. Социальное государство обозначает обязанность государства заботиться о благосостоянии своих граждан. Это обязательство осуществляется путем комплексного вмешательства государства в соответствии с существующим законодательством и социально-экономическими процессами, когда это необходимо для поддержания должного уровня благосостояния.  Параметры социального государства-услуговый, правовой, налоговый.

Данное понятие характерно не только для немецкоязычных стран (Sozialstate), в англоязычных версиях употребляется понятие «общество всеобщего благосостояния/благоденствия) (Welfar State)». Социальное государство должно обеспечивать права человека, достойный прожиточный минимум, гарантировать социальное обеспечение и социальную защиту наиболее уязвимых социальных групп и категорий населения. Социальное государство создаёт многоуровневую систему, обеспечивающую социальную стабильность через такие механизмы как социальная политика и социальная работа.

Основой для современной социальной работы является также такой принцип социальной политики как субсидиарность. Данный принцип предполагает законодательное регулирование взаимодействия в социальном секторе государственных и негосударственных структур, отдающее предпочтение при финансировании гражданским (общественным), частным инициативам в области социальных программ и мероприятий по сравнению с государственными структурами.

Стратегия современной социальной работы независимо от модели направлена на активизацию позиции клиента в процессе принятия помощи через повышение его самостоятельности, его способности контролировать свою жизнь и свои проблемы.

Хотя основные принципы, методы социальной работы в различных странах довольно схожи, при знакомстве с реальной социальной работой в конкретных странах заметны существенные различия. Это зависит от национальных и исторических особенностях развития страны, бюджетно-страховых принципов финансирования социальной работы, степени развития социального законодательства, что подтверждает уникальность и невозможность какого-либо слепого копирования и переноса зарубежного опыта на отечественную почву.

 

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

17949. КУЛЬТУРА ДІЛОВОГО МОВЛЕННЯ 63 KB
  12. КУЛЬТУРА ДІЛОВОГО МОВЛЕННЯ 12.1. Вимоги до мови документів12.2. Основні риси культури мови12.3. Норми сучасної української літературної мови 12.4. Запитання і завдання для самоперевірки 12.1. Вимоги до мови документів Складання документів складний процес і велике значенн...
17950. ОРГАНІЗАЦІЯ ГРОШОВИХ РОЗРАХУНКІВ ПІДПРИЄМСТВ 177 KB
  Тема 2 ОРГАНІЗАЦІЯ ГРОШОВИХ РОЗРАХУНКІВ ПІДПРИЄМСТВ Сутність і значення грошових розрахунків принципи організації розрахунків підприємств. Готівкові і безготівкові розрахунки. Види банківських рахунків та порядок їх відкриття. Форми безготівкових розр...
17951. ФОРМУВАННЯ І РОЗПОДІЛ ПРИБУТКУ 115 KB
  Тема 4 ФОРМУВАННЯ І РОЗПОДІЛ ПРИБУТКУ Економічний зміст прибутку та його склад. Прибуток від реалізації продукції. Розподіл і використання чистого прибутку. Сутність і методи обчислення рентабельності. 4.1. Економічний зміст прибутку та його склад ...
17952. ОПОДАТКУВАННЯ ПІДПРИЄМСТВ 161.5 KB
  Тема 5 ОПОДАТКУВАННЯ ПІДПРИЄМСТВ Система оподаткування підприємств її функції та призначення. Непрямі податки та особливості їх впливу на фінансовогосподарську діяльність суб'єктів господарювання. Акцизний збір. Податок на додану вартість. Податок ...
17953. ОБОРОТНІ КОШТИ 130.5 KB
  Тема 6 ОБОРОТНІ КОШТИ Сутність оборотних коштів та їх організація. Необхідність і методи обчислення оборотних коштів. Поняття норм і нормативів оборотних коштів їх розрахунок. Джерела формування оборотних коштів. Показники стану оборотних коштів. ...
17954. КРЕДИТУВАННЯ ПІДПРИЄМСТВ 153 KB
  Тема 7 КРЕДИТУВАННЯ ПІДПРИЄМСТВ 7.1.Індивідуальний кругообіг коштів підприємств та необхідність залучення кредитів. Класифікація та форми кредитів що надаються підприємствам. Різновиди банківських кредитів. Принципи кредитування. Способи отримання
17955. ФІНАНСОВЕ ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ ВІДТВОРЕННЯ ОСНОВНИХ ФОНДІВ 154.5 KB
  Тема 8 ФІНАНСОВЕ ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ ВІДТВОРЕННЯ ОСНОВНИХ ФОНДІВ Склад і структура основних фондів підприємства. Показники стану й ефективності використання основних виробничих фондів. Знос і амортизація основних фондів. і 8.3. Сутність і склад капітальних вклад
17956. ОЦІНЮВАННЯ ФІНАНСОВОГО СТАНУ ПІДПРИЄМСТВ 225 KB
  Тема 9 ОЦІНЮВАННЯ ФІНАНСОВОГО СТАНУ ПІДПРИЄМСТВ Оцінювання фінансового стану підприємств його необхідність і значення. Показники фінансового стану підприємств. Ліквідність підприємства. Платоспроможність підприємства. Фінансова стійкість підприєм
17957. ФІНАНСОВЕ ПЛАНУВАННЯ НА ПІДПРИЄМСТВАХ 251.5 KB
  Тема 10 ФІНАНСОВЕ ПЛАНУВАННЯ НА ПІДПРИЄМСТВАХ Зміст завдання та методи фінансового планування. Зміст і структура фінансового плану підприємства. Зміст оперативного фінансового плану надходження коштів і здійснення платежів. Касовий план. 10.1. Зміс