25447

Тенденции изменения практики социальной работы в современном обществе

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Такой теорией и является теория социальной работы что со всей очевидностью вытекает из ее характера как системы видов деятельности по защите слабых общественных групп. Теория социальной работы составляет органическую часть тех социологоориентированных и психологоориентированных теорий которые связывают социальную теорию в целом с прикладными исследованиями этого круга проблем. Учеб заведения по подготовке соц работников и возникла необходимость разработки теоретических основ СР.

Русский

2013-08-13

18.17 KB

5 чел.

Тенденции изменения практики социальной работы в современном обществе

По мере дифференциации научного знания, увеличения числа специальных дисциплин, направленных на изучение отдельных аспектов взаимодействия человека с обществом, средой обитания, механизмов формирования и развития личности, все отчетливее обнаруживается необходимость в общей теории, которая могла бы стать основой адекватного понимания логики жизнеосуществления человека, формирования, осуществления и реабилитации его жизненных сил.

Такой теорией и является теория социальной работы, что со всей очевидностью вытекает из ее характера как системы видов деятельности по защите «слабых» общественных групп. Теория социальной работы составляет органическую часть тех социолого-ориентированных   и   психолого-ориентированных   теорий,   которые связывают социальную теорию в целом с прикладными исследованиями этого круга проблем.

Становление СР как професс деят-ти произошло на рубеже 19-20 вв.: в 1899г. появ. Учеб заведения по подготовке соц работников и возникла необходимость разработки теоретических основ СР. Возникновение СР как професс деят-ти связано с воплощением идей Джейн Адамс и Мери Ричманд. Адамс основала Чикагскую школу социологии, основала движение «сеттльментов» - образованные люди переселялись в бедные кварталы, осн. идея – необходимо изменять саму среду, чтобы искоренить бедность и несчастья.

Ричманд представила свой метод СР – индивидуальный метод, основанный на американской идеологии индивидуализма: бедность – болезнь, неспос-ть индивида самостоятельно организовать свою независимую жизнь. Клиент выступает в роли больного, задача соц работника «соц врачевание» инд-да и подготовка подопечного к самостоятельному решению проблем.               В основе СР медицинская модель, в процессе взаимодействия соц раб-ка и клиента работа ведется на основе следующей цепочки: изучение – диагноз (соц диагноз) – лечение (соц терапия). Самое важное в СР – постановка правильного соц диагноза и оказание помощи. Соц диагноз – оценка личности клиента и его соц положения.

К наиболее известным школам ТСР относятся:

- диагностическая шк. Возникла в нач. 20в. В качестве модели подготовки спец-тов использовали мед модель, но позже применяли идеи теории Фрейда: его теории психического детерминизма бессознательных процессов, значение переживаний раннего детства. Поэтому сосредоточили внимание на внутреннем мире клиента, а соц среда отодвинулась на второй план. Акцент делался на диагнозе, на сборе инфо о детстве клиента, оценке его личности, а оценка соц ситуации клиента имела вторичное значение. Отношения между соц работником и клиентом носили авторитарный характер. Задачей СР становилось лечение клиента, понимаемое как изменение его личности и помощь в адаптации его к окружающей среде. Соц работник выступает в качестве эксперта, на котором лежит ответственность за изменение клиента.

- функциональная школа (Пенсильвания, 1930-е гг.). Данное направление получило развитие в связи с интересом к СР и процессу оказания помощи, но не как к лечебному процессу, а скорее как к услуге, оказываемой соц службами. Задача СР – оказать поддержку в виде услуги в рамках соц помощи. Осн. влияние на развитие теоретич основ школы оказали Отто Ранк и Карл Роджерс. Функциональная школа основывается на представлениях Ранка о желании перемен у клиента, его способности к восприятию помощи. В ситуации оказания помощи главным аспектом являются взаимоотношения соц раб-ка и клиента. Центральным звеном становится процесс оказания помощи, а не постановка диагноза. Соц раб-к предлагает помощь клиенту и работает с клиентом по поводу принятия/непринятия помощи. Осн. упор делался на понятия «структура помощи и процесс», а также на процессе построения взаимоотношений между соц раб-ком и клиентом. Вирджиния Робинсон ставила клиента в центр процесса оказания помощи и только то, что сам клиент выбирал в качестве темы для обсуждения прошлого являлось важным для соц раб-ка.

Т.о., происходит переход к современному пониманию сущности СР и отказ от авторитарных и формальных отношений. В отличие от идей первой школы, представители второй считали, что поскольку клиент знает себя лучше, то только он способен поставить диагноз проблеме, а не его професс помощник, который может только способствовать этому процессу. Задача спец-та принять на себя ответ-ть за процесс оказания соц помощи и за формирование таких отношений между клиентом и соц раб-ком, кот. приведут к желаемым изменениям. Бернер и Юнссон отмечают, что истоки функциональной школы идут от гуманистической психологии к понятию Маслоу о самоактуализации, представлениям Карен Хорни о том, что человек внутренне всегда стремится к позитивному и находится в состоянии постоянного роста и развития.

Концепция соц действия в СР (Костнер и Кункель) каждый человек – носитель двух начал биологич и соц-го. Человеческие действия как самоорганизующаяся система в соц аспекте регулируется символами – язык, ценности, нормы, а как биологич существо для человека характерна волюнтаристичность. СР необходимо не только знание теорий и методов СР, но и представления об обществе, потребностях соц групп, законодательстве, культурных и этнических различиях клиентов. Вместе с тем, соц раб-к может рассчитывать на успех во взаимодействии с клиентом, если он учитывает не только соц статус, но и другие соц характеристики: индивидуально-психологические, биологические, социальные, которые определяют его поведение в тех или иных ситуациях. Поэтому СР не только теория, но и искусство взаимодействия с другими людьми, испытывающими психологические проблемы или находящимися в ТЖС.

Принципы Эльберфельдской школы: осн. пр-п – индивидуализация помощи, привлечение к активному участию в помощи малообеспеченным слоям граждан.

Несмотря на различия в моделях социальной работы существуют общие тенденции, характеризующие процессы оказания социальной помощи на современном этапе. Для современных исследований социальной работы понимание ее сущности близко тому, которое дает Национальная ассоциация социальных работников США: "Социальная работа - это профессиональная деятельность оказания помощи индивидам, группам или общинам, усиление или возрождение их способности к социальному функционированию и создание благоприятных общественных условий для достижения этих целей" .

В теоретических аспектах современных исследователей сохраняется интегративный и междисциплинарный характер. Наибольшее влияние на развитие теории социальной работы продолжают оказывать социология и психология, а также педагогика, психиатрия,

антропология, юриспруденция и др.

Среди современных концепций актуален системно-теоретический подход в социальной работе, в котором отношения, интеракции, трансакции и социальные процессы рассматриваются в причинно-следственной зависимости. Определенный интерес представляет концепция социального действия в социальной работе, в основе которой - разрешение конфликта между потребностями и возможностями клиента с реальной социальной средой.

Наибольший интерес может представлять теоретическая концепция по созданию социальных сетей, получившая особое распространение в Германии. Распад системы социально-культурных и социально-бытовых отношений, переход к рыночной экономике породили в бывших социалистических странах необходимость создания новой системы социальных отношений в социальной работе, базирующихся на общинном методе социальной работы, ориентированном на создание соответствующих социальных связей по месту жительства.

Европейская социальная работа развивается в тесной взаимосвязи с социальной политикой, и это проявляется в развитии такого понятия как "социальное государство", зафиксированного в Конституции ФРГ 1949 г. Социальное государство обозначает обязанность государства заботиться о благосостоянии своих граждан. Это обязательство осуществляется путем комплексного вмешательства государства в соответствии с существующим законодательством и социально-экономическими процессами, когда это необходимо для поддержания должного уровня благосостояния.  Параметры социального государства-услуговый, правовой, налоговый.

Данное понятие характерно не только для немецкоязычных стран (Sozialstate), в англоязычных версиях употребляется понятие «общество всеобщего благосостояния/благоденствия) (Welfar State)». Социальное государство должно обеспечивать права человека, достойный прожиточный минимум, гарантировать социальное обеспечение и социальную защиту наиболее уязвимых социальных групп и категорий населения. Социальное государство создаёт многоуровневую систему, обеспечивающую социальную стабильность через такие механизмы как социальная политика и социальная работа.

Основой для современной социальной работы является также такой принцип социальной политики как субсидиарность. Данный принцип предполагает законодательное регулирование взаимодействия в социальном секторе государственных и негосударственных структур, отдающее предпочтение при финансировании гражданским (общественным), частным инициативам в области социальных программ и мероприятий по сравнению с государственными структурами.

Стратегия современной социальной работы независимо от модели направлена на активизацию позиции клиента в процессе принятия помощи через повышение его самостоятельности, его способности контролировать свою жизнь и свои проблемы.

Хотя основные принципы, методы социальной работы в различных странах довольно схожи, при знакомстве с реальной социальной работой в конкретных странах заметны существенные различия. Это зависит от национальных и исторических особенностях развития страны, бюджетно-страховых принципов финансирования социальной работы, степени развития социального законодательства, что подтверждает уникальность и невозможность какого-либо слепого копирования и переноса зарубежного опыта на отечественную почву.

 

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

49824. Тактика прийняття управлінських рішень в складних ситуаціях 223.5 KB
  Характеристика рішення в психології управління. Поняття процесу управлінського рішення і його види. Етапи прийняття рішення в складній ситуації. Процес прийняття управлінського рішення керівником в залежності від його психологічних якостей.
49825. Стратегія управління стресом. Профілактика стресів та стратегія виходу зі стресових ситуацій 215 KB
  Виникнення стресу. Стрес його сутність та види. Причини виникнення стресів та динаміка розвитку внутрішнього напруження під час стресу. Висновки та рекомендації Список використаної літератури Додатки Вступ Переважна більшість людей в сучасному суспільстві знаходиться під впливом стресу бо у часи науковотехнічної революції в які ми живемо посилюється психічна діяльність людей. Тому й виникає проблема емоційного стресу тобто напруження і перенапруження...
49826. Использование нейронных сетей на рынке недвижимости 850.5 KB
  Представлен результат нейросетевого моделирования в графиках указывается ошибка обучения а также выведен закон зависимости цен на квартиры от удаленности от центра. Сама нейросеть представляет собой набор специальных математических функций с множеством параметров которые настраиваются в процессе обучения на прошлых данных. Другая существенная особенность нейронных сетей состоит в том что зависимость между входом и выходом находится в процессе обучения сети. Самые продвинутые симуляторы позволяют конструировать НС с экзотическими...
49827. Работа с базами данных в сети 214.5 KB
  База данных – это организованная структура, предназначенная для хранения информации. В современных базах данных хранятся не только данные, но и информация. Это утверждение легко пояснить, если, например, рассмотреть базу данных библиотеки.
49828. Использование аппарата нейронных сетей для прогнозирования индекса потребительских цен 174.5 KB
  Индексы цен производителей широко используются в процессе экономического анализа и прогнозирования в том числе в прогнозе материальных и других затрат потребителей и выделении ценового фактора при анализе динамики показателей прогнозировании промежуточного потребления в счете ВВП а также при оценке последствий реализации мер экономической политики. Анализ и прогнозирование индексов потребительских цен необходим для анализа динамики...
49830. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА 299.5 KB
  КУРСОВАЯ РАБОТА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА Студентки НОИ0 Липатовой А. Теоретические методологические и педагогические основы развития творческого мышления младших школьников Понятие творческого мышления и педагогические принципы его развития Проблема развития и условия...
49832. Оценка стоимости квартир 354 KB
  Подходы к оценке стоимости квартир ПЕРСЕПТРОН И ВОЗМОЖНОСТЬ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ НЕДВИЖИМОСТИ Подготовка входных и выходных параметров ПРИМЕНЕНИЕ ПЕРСЕПТРОНА В ОЦЕНКЕ СТОИМОСТИ КВАРТИР Исследование модели Заключение Список литературы Введение Оценка квартиры подразумевает определение рыночной стоимости права собственности или иных вещных прав например права аренды в отношении оцениваемого объекта.