25447

Тенденции изменения практики социальной работы в современном обществе

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Такой теорией и является теория социальной работы что со всей очевидностью вытекает из ее характера как системы видов деятельности по защите слабых общественных групп. Теория социальной работы составляет органическую часть тех социологоориентированных и психологоориентированных теорий которые связывают социальную теорию в целом с прикладными исследованиями этого круга проблем. Учеб заведения по подготовке соц работников и возникла необходимость разработки теоретических основ СР.

Русский

2013-08-13

18.17 KB

5 чел.

Тенденции изменения практики социальной работы в современном обществе

По мере дифференциации научного знания, увеличения числа специальных дисциплин, направленных на изучение отдельных аспектов взаимодействия человека с обществом, средой обитания, механизмов формирования и развития личности, все отчетливее обнаруживается необходимость в общей теории, которая могла бы стать основой адекватного понимания логики жизнеосуществления человека, формирования, осуществления и реабилитации его жизненных сил.

Такой теорией и является теория социальной работы, что со всей очевидностью вытекает из ее характера как системы видов деятельности по защите «слабых» общественных групп. Теория социальной работы составляет органическую часть тех социолого-ориентированных   и   психолого-ориентированных   теорий,   которые связывают социальную теорию в целом с прикладными исследованиями этого круга проблем.

Становление СР как професс деят-ти произошло на рубеже 19-20 вв.: в 1899г. появ. Учеб заведения по подготовке соц работников и возникла необходимость разработки теоретических основ СР. Возникновение СР как професс деят-ти связано с воплощением идей Джейн Адамс и Мери Ричманд. Адамс основала Чикагскую школу социологии, основала движение «сеттльментов» - образованные люди переселялись в бедные кварталы, осн. идея – необходимо изменять саму среду, чтобы искоренить бедность и несчастья.

Ричманд представила свой метод СР – индивидуальный метод, основанный на американской идеологии индивидуализма: бедность – болезнь, неспос-ть индивида самостоятельно организовать свою независимую жизнь. Клиент выступает в роли больного, задача соц работника «соц врачевание» инд-да и подготовка подопечного к самостоятельному решению проблем.               В основе СР медицинская модель, в процессе взаимодействия соц раб-ка и клиента работа ведется на основе следующей цепочки: изучение – диагноз (соц диагноз) – лечение (соц терапия). Самое важное в СР – постановка правильного соц диагноза и оказание помощи. Соц диагноз – оценка личности клиента и его соц положения.

К наиболее известным школам ТСР относятся:

- диагностическая шк. Возникла в нач. 20в. В качестве модели подготовки спец-тов использовали мед модель, но позже применяли идеи теории Фрейда: его теории психического детерминизма бессознательных процессов, значение переживаний раннего детства. Поэтому сосредоточили внимание на внутреннем мире клиента, а соц среда отодвинулась на второй план. Акцент делался на диагнозе, на сборе инфо о детстве клиента, оценке его личности, а оценка соц ситуации клиента имела вторичное значение. Отношения между соц работником и клиентом носили авторитарный характер. Задачей СР становилось лечение клиента, понимаемое как изменение его личности и помощь в адаптации его к окружающей среде. Соц работник выступает в качестве эксперта, на котором лежит ответственность за изменение клиента.

- функциональная школа (Пенсильвания, 1930-е гг.). Данное направление получило развитие в связи с интересом к СР и процессу оказания помощи, но не как к лечебному процессу, а скорее как к услуге, оказываемой соц службами. Задача СР – оказать поддержку в виде услуги в рамках соц помощи. Осн. влияние на развитие теоретич основ школы оказали Отто Ранк и Карл Роджерс. Функциональная школа основывается на представлениях Ранка о желании перемен у клиента, его способности к восприятию помощи. В ситуации оказания помощи главным аспектом являются взаимоотношения соц раб-ка и клиента. Центральным звеном становится процесс оказания помощи, а не постановка диагноза. Соц раб-к предлагает помощь клиенту и работает с клиентом по поводу принятия/непринятия помощи. Осн. упор делался на понятия «структура помощи и процесс», а также на процессе построения взаимоотношений между соц раб-ком и клиентом. Вирджиния Робинсон ставила клиента в центр процесса оказания помощи и только то, что сам клиент выбирал в качестве темы для обсуждения прошлого являлось важным для соц раб-ка.

Т.о., происходит переход к современному пониманию сущности СР и отказ от авторитарных и формальных отношений. В отличие от идей первой школы, представители второй считали, что поскольку клиент знает себя лучше, то только он способен поставить диагноз проблеме, а не его професс помощник, который может только способствовать этому процессу. Задача спец-та принять на себя ответ-ть за процесс оказания соц помощи и за формирование таких отношений между клиентом и соц раб-ком, кот. приведут к желаемым изменениям. Бернер и Юнссон отмечают, что истоки функциональной школы идут от гуманистической психологии к понятию Маслоу о самоактуализации, представлениям Карен Хорни о том, что человек внутренне всегда стремится к позитивному и находится в состоянии постоянного роста и развития.

Концепция соц действия в СР (Костнер и Кункель) каждый человек – носитель двух начал биологич и соц-го. Человеческие действия как самоорганизующаяся система в соц аспекте регулируется символами – язык, ценности, нормы, а как биологич существо для человека характерна волюнтаристичность. СР необходимо не только знание теорий и методов СР, но и представления об обществе, потребностях соц групп, законодательстве, культурных и этнических различиях клиентов. Вместе с тем, соц раб-к может рассчитывать на успех во взаимодействии с клиентом, если он учитывает не только соц статус, но и другие соц характеристики: индивидуально-психологические, биологические, социальные, которые определяют его поведение в тех или иных ситуациях. Поэтому СР не только теория, но и искусство взаимодействия с другими людьми, испытывающими психологические проблемы или находящимися в ТЖС.

Принципы Эльберфельдской школы: осн. пр-п – индивидуализация помощи, привлечение к активному участию в помощи малообеспеченным слоям граждан.

Несмотря на различия в моделях социальной работы существуют общие тенденции, характеризующие процессы оказания социальной помощи на современном этапе. Для современных исследований социальной работы понимание ее сущности близко тому, которое дает Национальная ассоциация социальных работников США: "Социальная работа - это профессиональная деятельность оказания помощи индивидам, группам или общинам, усиление или возрождение их способности к социальному функционированию и создание благоприятных общественных условий для достижения этих целей" .

В теоретических аспектах современных исследователей сохраняется интегративный и междисциплинарный характер. Наибольшее влияние на развитие теории социальной работы продолжают оказывать социология и психология, а также педагогика, психиатрия,

антропология, юриспруденция и др.

Среди современных концепций актуален системно-теоретический подход в социальной работе, в котором отношения, интеракции, трансакции и социальные процессы рассматриваются в причинно-следственной зависимости. Определенный интерес представляет концепция социального действия в социальной работе, в основе которой - разрешение конфликта между потребностями и возможностями клиента с реальной социальной средой.

Наибольший интерес может представлять теоретическая концепция по созданию социальных сетей, получившая особое распространение в Германии. Распад системы социально-культурных и социально-бытовых отношений, переход к рыночной экономике породили в бывших социалистических странах необходимость создания новой системы социальных отношений в социальной работе, базирующихся на общинном методе социальной работы, ориентированном на создание соответствующих социальных связей по месту жительства.

Европейская социальная работа развивается в тесной взаимосвязи с социальной политикой, и это проявляется в развитии такого понятия как "социальное государство", зафиксированного в Конституции ФРГ 1949 г. Социальное государство обозначает обязанность государства заботиться о благосостоянии своих граждан. Это обязательство осуществляется путем комплексного вмешательства государства в соответствии с существующим законодательством и социально-экономическими процессами, когда это необходимо для поддержания должного уровня благосостояния.  Параметры социального государства-услуговый, правовой, налоговый.

Данное понятие характерно не только для немецкоязычных стран (Sozialstate), в англоязычных версиях употребляется понятие «общество всеобщего благосостояния/благоденствия) (Welfar State)». Социальное государство должно обеспечивать права человека, достойный прожиточный минимум, гарантировать социальное обеспечение и социальную защиту наиболее уязвимых социальных групп и категорий населения. Социальное государство создаёт многоуровневую систему, обеспечивающую социальную стабильность через такие механизмы как социальная политика и социальная работа.

Основой для современной социальной работы является также такой принцип социальной политики как субсидиарность. Данный принцип предполагает законодательное регулирование взаимодействия в социальном секторе государственных и негосударственных структур, отдающее предпочтение при финансировании гражданским (общественным), частным инициативам в области социальных программ и мероприятий по сравнению с государственными структурами.

Стратегия современной социальной работы независимо от модели направлена на активизацию позиции клиента в процессе принятия помощи через повышение его самостоятельности, его способности контролировать свою жизнь и свои проблемы.

Хотя основные принципы, методы социальной работы в различных странах довольно схожи, при знакомстве с реальной социальной работой в конкретных странах заметны существенные различия. Это зависит от национальных и исторических особенностях развития страны, бюджетно-страховых принципов финансирования социальной работы, степени развития социального законодательства, что подтверждает уникальность и невозможность какого-либо слепого копирования и переноса зарубежного опыта на отечественную почву.

 

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53458. Інтернет: за і проти! 119.5 KB
  Обладнання: плакат Основні правила спілкування плакат №1 із зображенням комп’ютера плакат №2 із зображенням комп’ютера підключеного до мережі Інтернет; запис на дошці; малюнки учнів; пам’ятки картки зображення Золотої рибки ілюстрація мікрофон тощо. За часів сьогодення коли особливого значення набуває інформація вже ніхто не заперечує що комп’ютер увійшов до різних сфер сучасного життя і...
53459. The Internet and Social Networking Sites 115.5 KB
  A social network is a social structure made up of individuals (organizations) called “nodes”, which are tied (connected) by one or more specific types of interdependency, such as friendship, kinship, common interest, financial exchange, dislike, sexual relationships, or relationships of beliefs, knowledge or prestige.
53460. У Інтернет–клубі 97.5 KB
  Мета: повторити і поглибити знання учнів про дієслово як частину мови, його(ЇЇ) граматичні ознаки; виробляти вміння розпізнавати дієслова серед інших частин мови; розвивати зв’язне мовлення, пам’ять, мислення; вчити учнів працювати з прикладними програмами; виховувати інформаційну культуру, любов до рідної мови.
53461. Винаходи. Досягнення науковців 33 KB
  Good morning, boys and girls! Today we’ll continue to work with the topic “Inventions and gadgets”. You have already done exercises and spoken about it with your teacher and now you’ll show your abilities. At this lesson we’ll revise all the vocabulary on the topic; we shall practice listening, reading, speaking and writing skills. Of course, we’ll make predictions using Future Indefinite and “to be going to…”.
53462. Оптимизация процедуры Heap_sort, особенности 19.42 KB
  ирамидальная сортировка (англ. Heapsort, «Сортировка кучей») — алгоритм сортировки, работающий в худшем, в среднем и в лучшем случае (то есть гарантированно) за Θ(n log n) операций при сортировке n элементов
53463. Оптимизация процедуры Shell_sort, особенности 26.29 KB
  Сортировка Шелла — алгоритм сортировки, являющийся усовершенствованным вариантом сортировки вставками. Идея метода Шелла состоит в сравнении элементов, стоящих не только рядом, но и на определённом расстоянии друг от друга.
53464. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ В ФОРМИРОВАНИИ ИКТ КОМПЕТЕНТНОСТИ 30.23 KB
  Использование интерактивной доски один из самых перспективных и востребованных. Также с помощью различных программ учитель может создать компьютерную модель урока с которой затем можно работать с помощью интерактивной доски. Из практики обучения я могу предложить следующие формы работы с интерактивной доской PenBord: Активные презентации.
53465. Разработка конспекта обобщающего урока математики в 4 классе по теме Дроби 91.5 KB
  Познавательная деятельность учащихся через использование мультимедийных технологий. Разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения играет важную роль в развитии наблюдательности внимания речи мышления учащихся. В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых строго отобранных соответствующим образом организованных знаний но и развивать интеллектуальные творческие способности учащихся. задействованы все каналы восприятия учащихся –...