25449

Психолого-ориентированные модели

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Получили распространение в связи с тем что ее современная стратегия ориентирует соц.работников на то чтобы помочь клиентам оптимизировать собственные усилия по изменению ситуации возникшей на личностном и соц. Основные понятия психодинамической модели опирающиеся на психоанализ вошли в ранг категорий соц. Выполняет функцию универсальной технологии применяемой ко всем сферам соц.

Русский

2013-08-13

18.08 KB

16 чел.

2. Психолого-ориентированные модели. Получили распространение в связи с тем, что ее современная стратегия ориентирует соц.работников на то, чтобы помочь клиентам оптимизировать собственные усилия по изменению ситуации, возникшей на личностном и соц.уровне.

    Психодинамическая модель. Основные понятия психодинамической модели, опирающиеся на психоанализ, вошли в ранг категорий соц.работы. Выполняет функцию универсальной технологии, применяемой ко всем сферам соц.работы. Достоинство – интегративность – позволяет соц.работнику в разных ситуациях использовать разные технологии и методики, способствующие эффективному решению проблем клиента. Психодинамическая модель – это совокупность разных идей, которые по мере развития отпочковались от нее и выступали в ранге самостоятельных концепций и теорий. Это говорит о жизнестойкости модели.

Отношения соц.работника и клиента включают следующие компоненты:

-          большая индивидуализация клиента;

-          большая оценка возникшей проблемы;

-          диагностика;

-          большее использование недирективной терапевтической технологии оказания помощи.

Неблагоприятные соц.-экономические изменения в современном обществе – потребность в директивном методе оказания помощи.

    Экзистенциональная модель – в основе принцип – при анализе поведения клиента необходимо принимать во внимание то, как он воспринимает и интерпретирует свои представления об окружающем его мире, как оценивает свой статус. Она получила развитие в связи с ростом внимания к девиациям и с расширением сфер взаимодействия психосоциальной и структурной соц.работы. Оказание помощи имеет положение о том, что люди действуют в соответствии с опредмечив. Мотивами, обозначающими явления внешнего мира, которые удерживают в своей памяти. Соц.работник должен учитывать эти личностные конструкции, имеющиеся у клиента, что помогает ему понять причины поведения, приведшие к личностному дискомфорту. Эту модель можно использовать при работе с категориями риска.

    Гуманистическая модель – основной принцип – стремление соц.работников помочь клиентам на основе самопознания и понимания значимости своей личности понять самих себя и характер влияния  на них окружающего мира. Соц.работник старается убедить клиента в своей искренней заинтересованности в его проблемах, положительном отношении к нему, стремится сопереживать его эмоциональному отношению к возникшей ситуации или к миру в целом. Используется технология активного слушания. Существенная черта гуманистической модели – недирективный подход к решению проблем клиента. Соц.работник должен донести до клиента, что понять себя, а следовательно и свои проблемы можно только через понимание отношения к другим, что человек должен действовать в соответствии со своими решениями. Необходимо убедить клиента в том, что он стремится помочь ему в выборе стратегии действий, подчеркивая важность того, чтобы каждый человек нашел именно свое предназначение в жизни.

Эффективность гуманистической модели связана с личностными чертами соц.работников (эмпатия). Основная задача соц.работника – изменение позиции клиента. Такой подход позволяет не только понять потребности клиентов, но и четче обозначить потребности соц.работника. В настоящее время гуманистическая модель соц.работы приобретает все большее влияние, усиливая междисциплинарный и интегративный подходы в соц.практике.

Целостное представление о человеке в тории соц.работы.

Для теории и практики соц.работы принципиально важное значение имеет целостное осмысление проблемы человека. Сегодня все еще не учитывается то обстоятельство, что видение человека в разных науках не одинаково.

Теория соц.работы проблему целостного постижения человека как объекта познания традиционно выносит за скобки теоретических построений, акцентируя внимание на обосновании разных моделей практич.деятельности по соц.защите нуждающихся, технологий соц.поддержки людей, имеющих проблемы. Это не значит, что в теории соц.работы вовсе не учитываются требования целостного видения человека, его разностороннего осмысления. Используемая в системе соц.работы гуманистическая функция в качестве важнейшего философско-социологической основания имеет именно требования целостности осмысления человека как явления общественной жизни, объекта жизнеосуществления.

Абсолютное большинство теоретических моделей соц.работы ориентировано преимущественно технологически, задают основы формирования и применения различных технологий оказания помощи клиентам. Сама соц.работа осмысливается целостно как феномен общественной жизни, неотъемлемая часть бытия современного человека.

Повышенное внимание к миру человеч.существования, в котором соединены и опыт, и наука, и рациональное, и эмоциональное, и биологическое, и соц., а так же к миру явлений, фактов, является существенный аспект феноменологического видения бытия человека. Это позволяет открыть для человека его собственный во многом уникальный опыт, сохранять преемственность в развитии каждой человеческой жизни, всех субъектов общественного бытия, противостоять нежизненным схемам, неэффективным фактам соц.работы.

Основа – например – конструирование субъект-объектного жизненного пространства.

Феноменологическая редукция как сведение мира к феномену, его феноменологическое видение означает требование описать и понимать сознание человека как реального соучастника бытия предмета, реально существующего объективного мира.

Особенно остро стоит проблема целостного осмысления человека и как субъекта и как объекта соц.работы, ее теоретического постижения, моделирования и практического прикладного освоения как повседневной соц.практики.

Теоретические модели целостности человеческой личности.

Активная творческая природа человека по-разному интерпретируется и учитывается в различных моделях теории и практической организации соц.работы.

В зарубежной научн.литературе все большее распространение получает психосоц.трактовка соц.работы, ориентированная на концептуальное обоснование индивидуально-личностной психологической и соц.помощи нуждающимся, хотя структурные ее разновидности, ориентированные на организационно-коллективные формы помощи, работу с группами нуждающихся, организациями, выполняющими различные виды соц.поддержки населения, по прежнему не теряют своей действенности.

Психологические модели – или виды соц.работы:

-          проблемно-ориентированная;

-          функциональная;

-          кризис-интервентная;

-          эго-ориенитированная.

Их особенности: в целостном осознании, постижении человека; связаны с признанием огромной роли прошлого опыта индивида, воздействие которого обычно не вполне осознается людьми (предметные связи = связи жизненного опыта). Описывают воздействие прошлого опыта на формирование стиля поведения человека, уровень его адаптации к окружающей среде.

Целостность человека: в его опоре на свой жизненный опыт; как успешно, гармонично он преодолевает конфликт своего прошлого опыта с настоящим решением текущих проблем.

Бихевиорально-когнитиный подходосновная идея – утверждение о том, что поведение человека определяется в его существенных чертах воздействием окружающей среды, которая контролирует его путем воздействия различного рода стимулов.

Целостность видения человека – осмысление его способности адекватно реагировать на одни и те же стимулы, сохраняя устойчивость поведения в изменяющейся ситуации.

Общий набор принципов – «соц.обучение». Психологическое содержание действий:

-          большинство людей приобретают свой опыт через воспитание и осмысление получаемых впечатлений, копируя поведение других людей;

-          соц.обучение – процесс подражания, копирования культурных стандартов образа жизни, культуры поведения;

-          целостность человека – может быть постигнута как система культурных образцов, которым подражает личность;

-          соц.работник может быть включен в соц.обучение, в соответствии с которым он будет моделировать свое поведение.

Гуманистическая теория соц.работы.

Основные положения связаны с пониманием человека как целостной личности, находящейся в постоянном взаимодействии с окружением. Целостность обеспечивается декларацией веры в человека как высшую ценность, высшее существо, способное воспринимать и конструировать мир, принимать решения и формировать свои жизненные стратегии, изменяться под влиянием обстоятельств. Исходит из понятия необходимости для нормального существования человека самостоятельно думать  и действовать, обеспечения гуманитарных отношений выбора, конструктивного сотрудничества. Больший акцент – партнерские отношения клиента и соц.работника.

Социолого-ориентированные моделипод влиянием классического позитивизма в соц.работе постулировало наличие неизменных законов функционирования и развития общества и человека, которые рассматривались как часть или продолжение природных процессов.

Субъектная роль человека в соц.работе ориентируется на учет естественных потребностей воспроизводства индивидуально-личностной и соц.жизни объективных закономерностей эволюции человека и общества.

Социологический функционализм – соц.работа рассматривается как часть более широкой соц.системы, где она имеет свою роль, ряд функций, влияние которых обеспечивает целостность и жизнестойкость общества; соц.работа как система деятельности ряда учреждений, совокупность соц.действий, идей, общественных связей, отношений, соц.институтов. Деятельность соц.работника – совокупность функций, ролей. Клиент рассматривается функционально.

Марксистская социология – ориентация изучения условий коллективного бытия людей, коллективных ориентаций личности, человек – объект изучения и организации соц.помощи.

Системная социология – жизнь человека зависит от различных окружающих его систем.

Соц.-психологические моделицелостность человека связывается с особенностями психологического облика, обыденного сознания различных соц.групп.

Виталистский походопирается на социологическую концепцию жизненных сил человека. Целостность человека – учет характера взаимодействия жизненных сил и жизненного пространства и совершенствования его деятельности как биопсихосоциального существа.

Интегральная социология (П.Сорокин) - человек – неотъемлемая часть той культурной среды, социокультурной традиции, что обуславливает его развитие и характерные для него проблемы. 

 

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37540. Философия и ее основные смыслы 35.46 KB
  То есть он имел в виду не благоприобретенное субъективное свойство человеческого ума а некое объективное качество разумно устроенного и гармоничного мира. Проследите становление ОВФ историческую роль категорий Смерть Жизнь Тело Душа Природа Дух Бог Бытие Мышление Материя Сознание Материальный мир Духовный мир как ступеней абстрагирования при постановке проблемы. Homo Spiens начинается с момента который может длиться веками когда он осознает себя как индивидуальность личность Я окруженную...
37541. Парменид – древнегреческий философ 14.91 KB
  Парменид рассуждает следующим образом: поскольку изменение происходят во времени и пространстве объект познания существует вне времени и пространства и следовательно не доступен для органов чувств: нет ничего в заблуждающихся умах кроме того что уже было в их заблуждающихся органах чувств. Например из апории Стрела следует летящая стрела в каждый момент времени имеет одно положение в пространстве и следовательно неподвижна. А если она неподвижна в каждый отдельный момент времени то и в сумме всех временных отрезков она...
37542. Первые философы. На какой вопрос они пытались ответить 14.11 KB
  В качестве первоосновы предлагалась одна из природных стихий или их сочетание вода земля огонь воздух. Анаксимандр в качестве первоначала всего сущего считает апейрон беспредельное. Можно считать что Анаксимандр в определенной степени отходит от натурфилософского обоснования первоначала и дает более глубокое его толкование полагая в качестве первоначала не какойлибо конкретный элемент например воду а признавая таковым апейрон материю рассматриваемую как обобщенное абстрактное первоначало приближающееся по своей сущности к...
37543. ЛОГИКА И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ СТРУКТУРА НАУЧНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ 1.08 MB
  Кун Логика и методология науки СТРУКТУРА НАУЧНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ Перевод с английского И. То счастливое обстоятельство что я с увлечением прослушал пробный университетский курс по физике читавшийся для неспециалистов позволило мне впервые получить некоторое представление об истории науки. К моему полному удивлению это знакомство со старыми научными теориями и самой практикой научного исследования в корне подорвало некоторые из моих основных представлений о природе науки и причинах ее достижений. Я имею в виду те представления которые ранее...
37545. ОСНОВЫ ФИЛОСОФСКИХ ЗНАНИЙ. Учебно-методическое пособие 792 KB
  Природа человека и смысл его существования 104 Тема 14. В современном представлении философией называется область теоретических знаний о мире в целом о месте человека в нем и о принципах взаимоотношения человека с миром. Мировоззрение – это целостный взгляд на мир и место в нем человека. В его структуру входят: знания о мире; ценности с позиций которых человек осмысливает мир; убеждения и идеалы которые определяют поступки человека.
37546. ФІЛОСОФІЯ. МЕТОДИЧНІ ВКАЗІВКИ ДО ПРАКТИЧНИХ ЗАНЯТЬ 414 KB
  Написание рефератов по философии. Методические указания определяются рабочей программой конспектом лекций и дополнительно снабжаются краткой версией полнотекстовой базой данных философских источников кафедры психологии философии и образовательных технологий. Самостоятельное изучение курса философии базируется на принципах личного поиска исходя из мировоззрения личности и одновременно предметности освоения своей специальности будущими учеными. Для сохранения диалектической природы философии в предложенных для самостоятельного чтения...
37548. КУРС ФИЛОСОФИИ В ТАБЛИЦАХ 48.16 KB
  Философия о человеке Историческая эпоха философии Что такое человек Античность Микрокосмос Душа тело Душа есть проявление идеи Платон Душа это форма человека Аристотель Средние века Духовность душа тело; духовность есть связь человека с Богом посредством веры любви надежды совести Новое время Существо разумное и действующее по законам разума Локк Кант Проявление общественных отношений Маркс Существо волевое и страстное Ницше ХХ в. Философия об обществе Историческая эпоха философии Что такое общество Античность...