25450
Надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда
Лекция
Безопасность труда и охрана жизнедеятельности
Контроль за состоянием охраны труда и его виды. Органы государственного надзора за охраной труда. Компетенция Госгорпромнадзора в сфере надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда. Права и ответственность должностных лиц специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по надзору за охраной труда.
Русский
2014-10-11
148.5 KB
0 чел.
Тема № 6. Надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда.
1. Контроль за состоянием охраны труда и его виды.
Действенное управление охраной труда можно осуществлять только при наличии полной, своевременной достоверной информации о состоянии охраны труда. Получить такую информацию, обнаружить возможные отклонения от норм безопасности, а также проверить выполнение планов и управленческих решений можно только на основании регулярного и объективного контроля. Поэтому контроль состояния охраны труда является наиболее ответственной и трудоемкой функцией процесса управления.
Основными формами контроля за состоянием охраны труды являются: оперативный контроль;
контроль, который проводится службой охраны труда предприятия;
общественный контроль;
ведомственный контроль высших органов.
Необходимо отметить, что кроме контроля, осуществляется надзор за охраной труда со стороны государственных и профсоюзных инспекций.
Оперативный контроль со стороны руководителей работ и подразделений предприятия проводится в соответствии с утвержденными должностными обязанностями.
Служба охраны труда контролирует выполнение требований безопасности труда во всех структурных подразделениях и службах предприятия.
С целью создания здоровых и безопасных условий труда значительная роль отводится общественному контролю, который осуществляется профессиональными союзами и уполномоченными наемными работниками лица.
2. Органы государственного надзора за охраной труда.
Статья 38 . Органы государственного надзора за охраной труда
Государственный надзор за соблюдением законов и других
нормативно-правовых актов об охране труда осуществляют:
центральный орган исполнительной власти по надзору за охраной
труда; (Госгорпромандзор)
Указом Президента от 09.12.2010 № 1085 на основе Государственного комитета по промышленной безопасности, охране труда и горному надзору создан центральный орган исполнительной власти - Государственную службу горного надзора и промышленной безопасности Украины. Действительно, общее количество должностных лиц в Службе меньше, чем в Комитете, но структурами территориальных органов предусмотрено максимально возможное сохранение основной рабочей звена системы надзора - государственных инспекторов, ведь именно они осуществляют надзорную работу.
Ліквідувати Державний комітет України з промислової безпеки, охорони праці та гірничого нагляду, поклавши його функції на Державну службу гірничого нагляду та промислової безпеки України та Державну інспекцію техногенної безпеки України.
Специально уполномоченный государственный орган по вопросам радиационной безопасности Государственная инспекция ядерного регулирования Украины;
Кроме того, мы будем уделять гораздо больше внимания профилактике производственного травматизма, консультативной и разъяснительной работе. Необходимо, чтобы каждый сотрудник осознал необходимость соблюдения определенных правил безопасности на производстве, осознал, что пренебрежение собственной безопасностью может в любой момент обернуться увечьем или смертью. А вот когда соблюдение правил станет нормой поведения, тогда у нас и работы меньше.
Если говорить о влиянии на состояние промышленной безопасности, частично усилить его возможно за счет внутренних ресурсов, частично - за счет дифференциации интенсивности государственного надзора, в зависимости от потенциальной опасности несчастных случаев и аварий на предприятиях.
специально уполномоченный государственный орган по вопросам пожарной безопасности Государственный департамент пожарной безопасности, действует в составе МЧС Украины, органы государственного пожарного надзора;
специально уполномоченный государственный орган по вопросам гигиены труда органы и учреждения Государственной санитарно-эпидемиологической службы при Министерстве здравоохранения Украины ..
Органы государственного надзора за охраной труда не зависят от
любых хозяйственных органов, субъектов предпринимательства, объединений граждан, политических формирований, местных государственных администраций и органов местного самоуправления, им не подотчетны и не подконтрольны.
Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины . Статьей 22 Закона № 1105 Фонд наделен полномочиями проверять состояние профилактической работы и ОП на предприятиях, а также принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по вопросам труда и социальной политики - Министерство социальной политики Украины, госинспекция Украині по вопросам охраны труда .
Отраслевые министерства и другие центральные органы исполнительной власти .
Структурные подразделения по ОТ, созданные в составе Совета министров АР Крым, местных государственных администраций .
Деятельность органов государственного надзора за охраной труда
регулируется этим Законом, законами Украины "Об использовании
ядерной энергии и радиационной безопасности", "О пожарной
безопасности ", "Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения", другими нормативно-правовыми актами и положениями об этих органах, которые утверждаются Президентом Украины или Кабинетом Министров Украины.
УТВЕРЖДЕНО О Положении о Государственной службе горного надзора 1. Утвердить Положение о Государственной службе горного надзора и промышленной безопасности Украины (прилагается). ПОЛОЖЕНИЕ 6) осуществляет в установленном порядке государственный надзор (контроль) вопросы консервации и ликвидации горных объектов и других сооружений, связанных с пользованием недрами, в соответствии с определенным порядком; |
4. Права и ответственность должностных лиц специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по надзору за охраной труда.
Статья 39. Права и ответственность должностных лиц центрального органа исполнительной власти по надзору за охраной труда
Должностные лица центрального органа исполнительной власти по надзору за охраной труда имеют право:
беспрепятственно посещать подконтрольные предприятия (объекты), производства физических лиц, согласно законодательству используют наемный труд, и осуществлять в присутствии работодателя или его представителя проверку соблюдения законодательства по вопросам, отнесенным к их компетенции;
получать от работодателя и должностных лиц письменные или устные объяснения, заключения экспертных обследований, аудитов,
материалы и информацию по соответствующим вопросам, отчеты об уровне и состоянии профилактической работы, причины нарушений законодательства и принятых мерах по их устранению;
выдавать в установленном порядке работодателям, руководителям и другим должностным лицам юридических и физических лиц, в соответствии с законодательством наемный труд, министерствам и
другим центральным органам исполнительной власти, Совету министров
Автономной Республики Крым, местным государственным администрациям и органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания (распоряжения) об устранении нарушений и недостатков в области охраны труда, охраны недр, безопасной эксплуатации объектов повышенной опасности;
запрещать, приостанавливать, прекращать, ограничивать эксплуатацию предприятий, отдельных производств, цехов, участков, рабочих мест, зданий, сооружений, помещений, выпуск и эксплуатацию машин, механизмов, оборудования, транспортных и других средств труда, выполнение определенных работ, применение новых опасных веществ, реализацию продукции, а также отменять или прекращать действие выданных ими разрешений и лицензий до устранения нарушений, создающих угрозу жизни работающих;
привлекать к административной ответственности работников, виновных в нарушении законодательства об охране труда;
направлять работодателям представления о несоответствии отдельных должностных лиц занимаемой должности, передавать материалы органам прокуратуры для привлечения этих лиц к ответственности согласно закону.
Решения должностных лиц центрального органа исполнительной власти по надзору за охраной труда при необходимости обосновываются результатами работы и выводами экспертно-технических центров, исследовательских, испытательных лабораторий и других подразделений (групп) технической поддержки, которые функционируют в составе органов государственного надзора за охраной труда в соответствии с задачами инспекционной службы или создаются и действуют согласно законодательству как независимые экспертные организации.
Должностные лица центрального органа исполнительной власти по надзору за охраной труда являются государственными служащими, и на них распространяется действие Закона Украины "О государственной службе". Они несут ответственность по закону за выполнение возложенных на них обязанностей. Должностные лица центрального органа исполнительной власти по надзору за охраной труда имеют право носить форменную одежду, образцы которой утверждаются Кабинетом Министров Украины.
Служба охраны труда на предприятии осуществляет контроль за:
выполнением мероприятий, предусмотренных программами, планами по улучшению состояния безопасности, гигиены труда и производственной среды,
коллективным договором и мероприятиями, направленными на устранение причин несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
проведением идентификации и декларированием безопасности объектов повышенной опасности;
наличием в подразделениях инструкций по охране труда согласно
перечню профессий, должностей и видов работ, своевременным внесением в
них изменений;
своевременным проведением необходимых испытаний и технических
осмотров оборудования;
состоянием предохранительных и защитных устройств, вентиляционных систем;
своевременным проведением обучения по охране труда, всех
видов инструктажа по охране труда;
обеспечением работников в соответствии с законодательством
спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной и
коллективной защиты, моющими и обезвреживающими средствами;
организацией хранения, стирки, химической чистки, сушки,
обеспыливания и ремонта специальной одежды, специальной обуви и
других средств индивидуальной защиты;
санитарно-гигиеническим и санитарно-бытовыми условиями
работников согласно нормативно-правовыми актами;
своевременным и правильным предоставлением работникам льгот и
компенсаций за тяжелые и вредные условия труда, обеспечением их
лечебно-профилактическим питанием, молоком или равноценными
ему пищевыми продуктами, газированной соленой водой, предоставлением
оплачиваемых перерывов санитарно-оздоровительного назначения и т.п.
в соответствии с требованиями законодательства и коллективного договора;
соблюдением в надлежащем состоянии территории
предприятия, внутренних дорог и пешеходных дорожек;
организацией рабочих мест в соответствии с нормативно-правовых
актов по охране труда;
использованием целевых средств, выделенных для выполнения
комплексных мероприятий для достижения установленных нормативов и
повышения существующего уровня охраны труда;
применением труда женщин, инвалидов и лиц младше 18
лет, в соответствии с законодательством;
выполнением предписаний должностных лиц органов государственного надзора
за охраной труда и предоставлению страхового эксперта по охране труда;
проведением предварительных (при приеме на работу) и
периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров
работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными или
опасными условиями труда или таких, где необходим профессиональный
отбор, ежегодных обязательных медицинских осмотров лиц возрастом до
21 лет.
Статья 41 . Общественный контроль за соблюдением законодательства
об охране труда
Общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда осуществляют профессиональные союзы, их объединения в лице своих выборных органов и представителей.
Профессиональные союзы осуществляют общественный контроль за
соблюдением законодательства об охране труда, созданием безопасных
и безвредных условий труда, надлежащих производственных и санитарно-бытовых условий, обеспечением работников спецодеждой,
спецобувью и другими средствами индивидуальной и коллективной защиты.
В случае угрозы жизни или здоровью работников профессиональные союзы имеют право требовать от работодателя немедленного прекращения работ на рабочих местах, производственных участках, в цехах и других структурных подразделениях или на предприятиях или производствах физических лиц, которые согласно законодательству используют наемный труд, в целом на период, необходимый для устранения угрозы жизни или здоровью работников.
Профессиональные союзы также имеют право на проведение независимой экспертизы условий труда, а также объектов производственного назначения, которые проектируются, строятся или эксплуатируются, на соответствие их нормативным правовым актам об охране труда, принимать участие в расследовании причин несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве и предоставлять свои выводы о них, вносить работодателям, государственным органам управления и надзора представления по вопросам охраны труда и получать от них аргументированный ответ.
Предоставить право технической инспекции профсоюзов отраслевого уровня, который осуществляет контроль за соблюдением условий труда и техники безопасности работников, указанных в статье 1 Закона Украины "О повышении престижности шахтерского труда", приостанавливать ведение работ на предприятии в случае грубых нарушений правил техники безопасности и охраны труда.
В случае отсутствия профессионального союза на предприятии
общественный контроль за соблюдением законодательства об охране
труда осуществляет уполномоченное наемными работниками лицо.
7.Уполномоченные наемными работниками лица по вопросам охраны труда.
Статья 42 . Уполномоченные наемными работниками лица по вопросам охраны труда
Уполномоченные наемными работниками лица по вопросам охраны
труда имеют право беспрепятственно проверять на предприятиях выполнение требований по охране труда и вносить обязательные для рассмотрения работодателем предложения об устранении выявленных нарушений нормативно-правовых актов по безопасности и гигиене труда.
Для выполнения этих обязанностей работодатель за свой счет
организовывает обучение, обеспечивает необходимыми средствами и освобождает
уполномоченных наемными работниками лиц по вопросам охраны труда
от работы на предусмотренный коллективным договором срок с сохранением за ними среднего заработка.
Не могут быть ущемлены любые законные интересы работников в связи с выполнением ими обязанностей уполномоченных наемными работниками лиц по вопросам охраны труда. Их увольнение или привлечение к дисциплинарной или материальной ответственности
осуществляется только с согласия наемных работников в порядке, определенном коллективным договором.
Если уполномоченные наемными работниками лица по вопросам
охраны труда считают, что профилактические меры, принятые
работодателем, являются недостаточными, они могут обратиться за помощью в орган государственного надзора за охраной труда.
Они также имеют право принимать участие и вносить соответствующие предложения во время
инспекционных проверок предприятий или производств физических лиц,
которые согласно законодательству используют наемный труд, этими органами.
Уполномоченные наемными работниками лица по вопросам охраны
труда действуют в соответствии с типовым положением, утверждаемым
центральным органом исполнительной власти по вопросам труда и социальной
политики.
Приказ Госкомитета Украины по промышленной безопасности, охране труда и горному надзору от 21.03.2007 N 56
ПОЛОЖЕНИЕ о деятельности уполномоченных наемными работниками лиц по вопросам охраны труда
1.1. Типовое положение о деятельности уполномоченных наемными
работниками лиц по вопросам охраны труда (далее - Типовое положение)
распространяется на предприятия, учреждения, организации (далее -
предприятия) любой формы собственности и вида деятельности.
1.3. Уполномоченные наемными работниками лица по вопросам охраны труда (далее - уполномоченные по вопросам охраны труда) избираются на предприятиях, где нет профсоюза, для осуществления общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда.
1.4. На предприятии с участием представителей работодателя - владельца предприятия или уполномоченного им органа (далее - работодатель), трудового коллектива на основании Типового положения с учетом специфики производства разрабатывается Положение о деятельности уполномоченных наемными работниками лиц по вопросам охраны труда, которое утверждается общим собранием (конференцией) трудового коллектива предприятия.
1.5. Уполномоченные по вопросам охраны труда избираются простым большинством голосов, открытым голосованием и на срок определенный общим собранием (конференцией) трудового коллектива предприятия или цеха, смены, участка, бригады, звенья и т.п..
Уполномоченным по вопросам охраны труда не может быть избран работник, согласно должностным обязанностям отвечает за обеспечение безопасных и здоровых условий труда.
1.6. Численность уполномоченных по вопросам охраны труда определяется общим собранием (конференцией) трудового коллектива в зависимости от конкретных условий производства и необходимости обеспечения непрерывного общественного контроля за состоянием безопасности и условий труда в каждом производственном подразделении.
1.7. Уполномоченные по вопросам охраны труда в месячный срок труда в соответствии с Положением о порядке проведения обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда, утвержденного приказом Госнадзорохрантруда Украины от 26.01.2005 N 15, зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 15.02.2005 за N 231/10511.
1.8. В своей деятельности уполномоченные по вопросам охраны труда руководствуются законодательством Украины, нормативно-правовыми актами по вопросам труда, уставом (положением) предприятия и Положением о деятельности уполномоченных наемными работниками лиц по вопросам охраны труда.
1.9. Уполномоченные по вопросам охраны труда проверяют на предприятиях соблюдения требований нормативно-правовых актов по охране труда.
Для выполнения этих обязанностей работодатель за свой счет организовывает обучение, обеспечивает необходимыми нормативно-правовыми актами, справочными материалами по вопросам охраны труда и освобождает уполномоченных по вопросам охраны труда от работы на предусмотренный коллективным договором срок с сохранением за ними среднего заработка.
1.10. Методическую помощь в работе уполномоченных по вопросам охраны труда предоставляет служба охраны труда предприятия.
Уполномоченные по вопросам охраны труда сотрудничают с комиссией по вопросам охраны труда предприятия в случае его создания.
1.11. Уполномоченные по вопросам охраны труда при выполнении своих функциональных обязанностей сотрудничают с звеньевыми, бригадирами, мастерами, руководителями соответствующих структурных подразделений, специалистами службы охраны труда предприятия, должностными лицами органов государственного надзора за охраной труда, представителями профсоюзных организаций.
1.12. Уполномоченные по вопросам охраны труда не реже одного раза в год отчитываются о своей работе на общем собрании (конференции) трудового коллектива.
2. Функциональные обязанности уполномоченных наемными работниками лиц по вопросам охраны труда
2.1. Уполномоченные по вопросам охраны труда с целью создания безопасных и здоровых условий труда на производстве, оперативного устранения выявленных нарушений осуществляют контроль за:
2.1.1. соответствием нормативно-правовых актов по охране
труда: условий труда на рабочих местах, безопасности технологических процессов, машин, механизмов, оборудования и других средств производства, состояния средств коллективной и индивидуальной защиты, используемых работниками, проходов, путей эвакуации и запасных выходов, а также санитарно-бытовых условий;
труда женщин, несовершеннолетних и инвалидов;
обеспечение работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, моющими и обезвреживающими средствами, организации питьевого режима;
проведение обучения, инструктажей и проверки знаний работников по охране труда;
прохождения работниками предварительного и периодических медицинских осмотров;
2.1.2. бесплатным обеспечением работников нормативно-правовыми актами по охране труда и соблюдением работниками в процессе работы требований этих нормативных правовых актов;
2.1.3. своевременным и правильным расследованием, документальным оформлением и учетом несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
2.1.4. выполнением приказов, распоряжений, мероприятий по охране труда, в том числе мероприятий по устранению причин несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий, указанных в актах расследования;
2.1.5. наличием и состоянием наглядных средств пропаганды и информации по охране труда на предприятии.
2.2. Уполномоченные по вопросам охраны труда немедленно сообщают мастеру, бригадиру или другому руководителю работ о любом несчастном случае или повреждения здоровья, которые произошли с работником на производстве, и оказывают помощь пострадавшему.
2.3. Уполномоченные по вопросам охраны труда принимают участие в:
2.3.1. проработке соответствующего раздела коллективного договора (соглашения) по вопросам охраны труда, комплексных мероприятий по достижению установленных нормативов, повышению существующего уровня охраны труда, предотвращение случаев производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
2.3.2. расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
2.3.3. рассмотрении опасной для жизни или здоровья работника производственной ситуации, или для окружающих работников, производственного либо окружающей среды в случае отказа работника выполнять по этим причинам порученную ему работу;
2.3.4. рассмотрении, при необходимости, должностными лицами писем, заявлений и жалоб по вопросам охраны труда работников соответствующего трудового коллектива;
2.3.5. подготовке и проведении общественных смотров, конкурсов, рейдов по вопросам охраны труда.
3. Права уполномоченных по охране труда
3.1. Уполномоченные по вопросам охраны труда имеют право:
3.1.1. беспрепятственно проверять на предприятии состояние безопасности и гигиены труда, соблюдение работниками нормативных актов по охране труда на объектах предприятия или производственного подразделения, коллектив которого его избрал;
3.1.2. вносить работодателю обязательные для рассмотрения предложения об устранении выявленных нарушений нормативно-правовых актов по безопасности и гигиене труда, осуществлять контроль за реализацией этих предложений;
3.1.3. обращаться за помощью в орган государственного надзора в
случае, если они считают меры работодателя по охране труда недостаточными;
3.1.4. требовать от мастера, бригадира или другого руководителя производственного подразделения прекращения работы на рабочем месте в случае возникновения угрозы жизни или здоровью работников;
3.1.5. вносить предложения по привлечению к ответственности работников, нарушающих требования нормативно-правовых актов по охране труда;
3.1.6. быть избранными в состав комиссии по вопросам охраны труда предприятия в случае его создания.
4. Гарантии прав и деятельности уполномоченных по охране труда
4.1. Любые законные интересы работников в связи с выполнением ими обязанностей уполномоченных по вопросам охраны труда не могут быть ограничены. Их увольнение или привлечение к дисциплинарной или материальной ответственности осуществляется только с согласия наемных работников в порядке, определенном коллективным договором.
4.2. Уполномоченный по вопросам охраны труда может быть отозван до истечения срока своих полномочий в случае неудовлетворительного их выполнения только по решению общего собрания
(конференции) трудового коллектива.
PAGE 2
А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать | |||
62023. | Учет особенностей местной художественной культуры и народных традиций при разработке национально-регионального компонента в типовых программах по изобразительному искусству | 19.27 KB | |
Конспект открытого занятия по Методике преподавания изобразительного искусства в школе. Воспитание интереса к урокам изобразительного искусства. Лекция: Сегодня как никогда активизировался процесс развития системы художественного образования и воспитания... | |||