25451

Социальные перспективы и вариативность моделей социальной работы

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Социальные перспективы и вариативность моделей социальной работы Основные модели теоретического обоснования практики соц.работы отражают не только результаты научных поисков ученых разных поколений но и ее эволюцию изменения в самом содержании и формах соц. Каждая модель содержит некоторые теоретические положения связь со смежными науками о человеке и обществе естественными социокультурными основами жизни а так же предполагает вполне определенное содержание соц. соц.

Русский

2013-08-13

19.29 KB

17 чел.

6. Социальные перспективы и вариативность моделей социальной работы

Основные модели теоретического обоснования практики соц.работы отражают не только результаты научных поисков ученых разных поколений, но и ее эволюцию, изменения в самом содержании и формах соц.работы.

Каждая модель содержит некоторые теоретические положения, связь со смежными науками о человеке и обществе, естественными социокультурными основами жизни, а так же предполагает вполне определенное содержание соц.работы, методы, формы содействия нуждающимся, профилактику кризисов, возникающую у клиентов.

Все модели могут быть сведены к 3 группам теорий:

1.                              психолого-ориентированные;

2.                              соц.-ориентированные;

3.                              комплексно-ориентированные.

1.   Социолого-ориентированные. Анализ современных теорий соц.работы позволяет сделать вывод, что значительная часть их выросла из социологических концепций того или иного характера. Социология тяготеет к тем теориям соц.работы, которые ориентированы преимущественно на так называемую структурную соц.работу, предполагающую прежде всего участие социальных работников в оптимизации деятельности учреждений соц.сферы, обеспечивающих:

1.                                  соц.защиту и поддержку различным соц.группам нуждающихся. Здесь объект социологического анализа – соц.предпосылки, условия осуществления соц.работы, технологии соц.помощи конкретным людям;

2.   повышение эффективности соц.политики в обществе в целом.

a)                 Теория систем и системные идеи в соц.работе восходят к общей теории соц.систем Л.Фон Берталамфи. Первоначально теория систем была разработана на биологическом материале и доказала, что все организмы являются системами, составленными из подсистем, а сами они часть сверхсистем. Исходя из теории систем, соц.система – определенный набор абстракций из конкретных форм взаимосвязей и поведения. Исходя из этого, соц.работник: выявляет факторы окружения человека, от непосредственно бытового до общественного. Фиксирует наличие воздействия на клиента других людей, а так же влияние различных соц.факторов. Соц.работник и клиент ищут возможности помочь клиенту достичь намеченных целей, помогая снять или обойти те обстоятельства, которые могут привести к нежелательным результатам.

Отрицательные черты теории – не объясняет причину появления тех или иных проблем и не представляет ключ для решения проблем. Соц.работник должен учитывать, что существуют различные явления, которые могут не вписываться в общую схему теории систем, которая не учитывает личностный уровень развития соц.процессов и явлений. Кроме того, это очень обобщенная теория, которая может порой трансформироваться в конкретных специфических ситуациях. В настоящее время теория систем наиболее эффективно используется в организации соц.обеспечения, а так же с целью разработки концепций соц.защиты населения и их реализации в виде соц.проектов.

b)                 «Модели жизни» экологической теории. В теории систем принято различать проблемы, которые становятся объектом исследования различных наук, то есть носят междисциплинарный характер, и проблемы, лежащие на границе соц.систем. Например, нарушение соц. и психологических связей – дезадаптация индивида. Т.о., соц.работник должен учитывать существующие в регионе соц.факторы и условия, выявлять механизмы эффективной адаптации клиентов к новой среде обитания, обучать клиентов самостоятельно приобретать адаптивные навыки. Соц.работник должен воздействовать не только на клиента, но и на среду его обитания. В структурной соц.работе системно-экологический подход наиболее масштабно проявляется в организации работы системы соц.обслуживания и поддержки населения. «Модели жизни» экологические теории представляют собой одну из концепций взаимодействия психологической и соц. систем и является сравнительно новой теорией осмысления соц.практики. Поэтому в настоящее время они обладают недостаточной технологичностью и конкретностью в определении средств и методов оказания помощи людям.

c)                 Социально-радикальная модель. В ее основе – модели защиты и наделения полномочиями, соц.адвокатуры, развития самосознания представителей различных соц.групп. Развивается как часть движения за права человека, так как ответственность за соц.изменения в этом случае как бы перекладывается на самого клиента, восстанавливающего свой жизненный потенциал с помощью соц.работника. Не касается технологии помощи клиентом, чьи способности, как бы их ни активизировали, ни освобождали, не соответствуют широте свободы и власти распоряжения собственной жизнью, которую может получить клиент. Больший акцент делается на учет влияния властных структур, такого общественного явления, как угнетение. Направлена на развитие соц.способностей клиента, но не ищет путей изменения соц.структур, которые его угнетают.

d)                Марксистская модель – в основе – понимание деятельности соц.работника как силы, способствующей осуществлению совместных коллективных действий, направленных на подъем самосознания и осуществления перемен в обществе. Но направленность этой силы в разных модификациях этой модели рассматривается по разному: 1. На первое место – соц.контроль. 2. Соц.работник – соц.стабилизатор, соц.адвокат, соц.врач. Соц.работа рассматривалась и развивалась в основном на структурном уровне. Такие модели соц.работы могли быть эффективны при решении соц.проблем современного общества. Например, Швеция, где на протяжении 30 лет шло органическое соединение структурного и психосоц. уровней соц.работы.

Целостное представление о человеке в тории соц.работы.

Для теории и практики соц.работы принципиально важное значение имеет целостное осмысление проблемы человека. Сегодня все еще не учитывается то обстоятельство, что видение человека в разных науках не одинаково.

Теория соц.работы проблему целостного постижения человека как объекта познания традиционно выносит за скобки теоретических построений, акцентируя внимание на обосновании разных моделей практич.деятельности по соц.защите нуждающихся, технологий соц.поддержки людей, имеющих проблемы. Это не значит, что в теории соц.работы вовсе не учитываются требования целостного видения человека, его разностороннего осмысления. Используемая в системе соц.работы гуманистическая функция в качестве важнейшего философско-социологической основания имеет именно требования целостности осмысления человека как явления общественной жизни, объекта жизнеосуществления.

Абсолютное большинство теоретических моделей соц.работы ориентировано преимущественно технологически, задают основы формирования и применения различных технологий оказания помощи клиентам. Сама соц.работа осмысливается целостно как феномен общественной жизни, неотъемлемая часть бытия современного человека.

Повышенное внимание к миру человеч.существования, в котором соединены и опыт, и наука, и рациональное, и эмоциональное, и биологическое, и соц., а так же к миру явлений, фактов, является существенный аспект феноменологического видения бытия человека. Это позволяет открыть для человека его собственный во многом уникальный опыт, сохранять преемственность в развитии каждой человеческой жизни, всех субъектов общественного бытия, противостоять нежизненным схемам, неэффективным фактам соц.работы.

Основа – например – конструирование субъект-объектного жизненного пространства.

Феноменологическая редукция как сведение мира к феномену, его феноменологическое видение означает требование описать и понимать сознание человека как реального соучастника бытия предмета, реально существующего объективного мира.

Особенно остро стоит проблема целостного осмысления человека и как субъекта и как объекта соц.работы, ее теоретического постижения, моделирования и практического прикладного освоения как повседневной соц.практики.

Теоретические модели целостности человеческой личности.

Активная творческая природа человека по-разному интерпретируется и учитывается в различных моделях теории и практической организации соц.работы.

В зарубежной научн.литературе все большее распространение получает психосоц.трактовка соц.работы, ориентированная на концептуальное обоснование индивидуально-личностной психологической и соц.помощи нуждающимся, хотя структурные ее разновидности, ориентированные на организационно-коллективные формы помощи, работу с группами нуждающихся, организациями, выполняющими различные виды соц.поддержки населения, по прежнему не теряют своей действенности.

Психологические модели – или виды соц.работы:

-          проблемно-ориентированная;

-          функциональная;

-          кризис-интервентная;

-          эго-ориенитированная.

Их особенности: в целостном осознании, постижении человека; связаны с признанием огромной роли прошлого опыта индивида, воздействие которого обычно не вполне осознается людьми (предметные связи = связи жизненного опыта). Описывают воздействие прошлого опыта на формирование стиля поведения человека, уровень его адаптации к окружающей среде.

Целостность человека: в его опоре на свой жизненный опыт; как успешно, гармонично он преодолевает конфликт своего прошлого опыта с настоящим решением текущих проблем.

Бихевиорально-когнитиный подходосновная идея – утверждение о том, что поведение человека определяется в его существенных чертах воздействием окружающей среды, которая контролирует его путем воздействия различного рода стимулов.

Целостность видения человека – осмысление его способности адекватно реагировать на одни и те же стимулы, сохраняя устойчивость поведения в изменяющейся ситуации.

Общий набор принципов – «соц.обучение». Психологическое содержание действий:

-          большинство людей приобретают свой опыт через воспитание и осмысление получаемых впечатлений, копируя поведение других людей;

-          соц.обучение – процесс подражания, копирования культурных стандартов образа жизни, культуры поведения;

-          целостность человека – может быть постигнута как система культурных образцов, которым подражает личность;

-          соц.работник может быть включен в соц.обучение, в соответствии с которым он будет моделировать свое поведение.

Гуманистическая теория соц.работы.

Основные положения связаны с пониманием человека как целостной личности, находящейся в постоянном взаимодействии с окружением. Целостность обеспечивается декларацией веры в человека как высшую ценность, высшее существо, способное воспринимать и конструировать мир, принимать решения и формировать свои жизненные стратегии, изменяться под влиянием обстоятельств. Исходит из понятия необходимости для нормального существования человека самостоятельно думать  и действовать, обеспечения гуманитарных отношений выбора, конструктивного сотрудничества. Больший акцент – партнерские отношения клиента и соц.работника.

Социолого-ориентированные моделипод влиянием классического позитивизма в соц.работе постулировало наличие неизменных законов функционирования и развития общества и человека, которые рассматривались как часть или продолжение природных процессов.

Субъектная роль человека в соц.работе ориентируется на учет естественных потребностей воспроизводства индивидуально-личностной и соц.жизни объективных закономерностей эволюции человека и общества.

Социологический функционализм – соц.работа рассматривается как часть более широкой соц.системы, где она имеет свою роль, ряд функций, влияние которых обеспечивает целостность и жизнестойкость общества; соц.работа как система деятельности ряда учреждений, совокупность соц.действий, идей, общественных связей, отношений, соц.институтов. Деятельность соц.работника – совокупность функций, ролей. Клиент рассматривается функционально.

Марксистская социология – ориентация изучения условий коллективного бытия людей, коллективных ориентаций личности, человек – объект изучения и организации соц.помощи.

Системная социология – жизнь человека зависит от различных окружающих его систем.

Соц.-психологические моделицелостность человека связывается с особенностями психологического облика, обыденного сознания различных соц.групп.

Виталистский походопирается на социологическую концепцию жизненных сил человека. Целостность человека – учет характера взаимодействия жизненных сил и жизненного пространства и совершенствования его деятельности как биопсихосоциального существа.

Интегральная социология (П.Сорокин) - человек – неотъемлемая часть той культурной среды, социокультурной традиции, что обуславливает его развитие и характерные для него проблемы. 

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25169. Ідея поступу в філософії історії Просвітництва 24 KB
  Ідея поступу загальносвітоглядна ідея що відображає віру в прогрес і є символом європейської цивілізації. Активного розвитку в епоху Просвітництва набуває ідея розвитку. Ідея поступу розглядає історію як певний процес що прямує до досконалості. Також ідея поступу включає в себе ідею породження тобто кожна наступна стадія розглядається як результат попередньої.
25170. Поняття феномену у феноменологічній філософії 31 KB
  Поняття феномену у феноменологічній філософії Феномен від грецьк. У феноменології Гуссерля Ф. дається в принципово іншій феноменологічній установці. Після процедури феноменологічної редукції очищення змісту свідомості від натуралізму та психологізму цей зміст постає як інтенційна даність ноезоноематичних актів що конституюють змістовний результат пізнання.
25171. М.Фуко. “Слова і речі” 28 KB
  Підзаголовок Археологія гуманітарного знання. Археологія як протиставлення кумулятивістським концепціям для яких найважливішим є прогрес знання через накопичення спостережених фактів. В книзі Археологія знання доробив та помякшив розриви між епістемами за рахунок поняття дискурсивна практика.
25172. Роль соціальних інститутів в житті суспільства 25.5 KB
  Соціальні інститути бувають: Економічні поділ праці право приватної власності заробітна плата; Політичні держава армія суд партії Інститути шлюбу та сімї Виховні Соціальні інститути в системі культури.Дюркгейма вивів ряд базових соціальних характеристик якими повинні володіти соціальні інститути. Інститути сприймаються індивідами як зовнішня реальність. Інститути сприймаються індивідом як об'єктивна реальність.
25173. Поняття нації в сучасній соціальній філософії 25 KB
  Поняття нації в сучасній соціальній філософії. Але якщо говорити про сучасне розуміння нації то панує ряд таких тенденцій: Нації це явища модерної епохи Європоцентризм погляди дослідників завжди спрямовані на Європу пр розгляді цього поняття Нації це штучно створений феномен вони є продуктом процесу модернізації та створені для певних цілей. Нації це територіальні та політичні спільноти Вони завжди засновані на соціальній комунікації. Ентоні Сміт пропонує виокремлювати такі підходи до розуміння нації в сучасну епоху:...
25174. Критика соціальних теорій Гегеля і Маркса за працею К.Поппера “Відкрите суспільство та його вороги” 22.5 KB
  Найголовніший пункт критики ідея історичної закономірності розвитку людської спільноти. Поппер відкидає поняття закону історії і каже що історичні факти можна пояснити після того як вони відбулися але шукати в них закономірності немає сенсу. Закономірності вивчає соціологія історія ж аналізує окремі події. Він вважав хибною дихотомію природничонаукового та соціального знання через те що й там і там діє принцип фальсифікації заперечував існування обєктивних законів історії стверджував відсутність жорсткого детермінізму в природі і...
25175. К.Леві-Стросс – один з найвизначніших представників структуралізму 29.5 KB
  Подібні спроби вчинялися до нього Проппом при аналізі казки але саме ЛевіСтросс вкорінив інваріантні форми структуру не у емпіричній реальності а у самій людині в несвідомих структурах розуму. нова дисципліна яка виникає як результат обєднання ЛевіСтросом соціальної антропології і етнологічної дисципліни. Недоліки вчення ЛевіСтросса: поглинання свободи індивіда обєктивними закономірностями переоцінка ролі позасвідомого недооцінка ролі історії.
25176. Взаємовплив науки і філософії 27.5 KB
  Співвідношення філософії і науки можна показати на прикладі міркувань Патнема. тобто тут висловлюється думка сама про взаємовплив науки і філософії. Філософія створює для науки ціннісно нормативну сферу і в свою чергу беручи за цінності результати отримані наукою.
25177. «ПОВСТАННЯ МАС» як проблема історії ХХ ст.. (Х. Ортега-і-Гассет) 24.5 KB
  Маса за ОртегоюіГасеттом це середня людина без обличчя загальний тип. Маса це кожен хто сприймає себе як усіх інших тобто маса поглинає особистість тому залишається посередність. Маса завжди має жагу до відновлення переходить до насилля це є одичавінням процес розпаду у розумінні ортегаіГассета тому маса переходить до прямих форм дії губить духовні форми. Маса ненавидить тих хто до неї не входить.