25453

Комплексно-ориентированные модели

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

 Ролевая теория основа психологическое знание компоненты социологического знания. Соц.роль это поведение которое от человека ожидают люди при выполнении им соц. Ролевую игру соц.

Русский

2013-08-13

18.17 KB

4 чел.

3. Комплексно-ориентированные модели.

                    Ролевая теория – основа – психологическое знание + компоненты социологического знания. Представление о личностных ролях, используемое в ролевой теории предполагает, что люди строят свое поведение в соответствии с моделями, схемами, воспроизводимыми индивидуально-личностным сознанием. Ролевая теория включает проблемы клиента, связанные с вопросами о том, как вести себя и развиваться с учетом прошлого опыта, понимая значимость актуальных событий, а так же того, как каждый человек формирует свои представления о собственной роли в жизни.

Соц.роль – это поведение, которое от человека ожидают люди при выполнении им соц.функции. Ролевую игру соц.работник может использовать для обучения клиента коррекции поведения и повышения его адаптивности. Ролевая теория – одна из форм приобщения к соц.ролям (семейн., профес.). Одной из методик, в основе, которой лежит ролевая игра, является психодрама.

Наиболее распространенные технологии:

-     перемена ролей;

-     групповая дискуссия;

-     групповая поведенческая терапия, цель которой освоение новых ролей, коррекция поведения;

-     арттерапия, то есть раскрытие клиентом своей роли, стимулирование активности;

-     методика запрограммированных ролей.

Ситуативно-ролевая игра может быть использована в процессе подготовки специалистов по соц.работе.

                    Соц.-педагогическая модель – в основе – положение, что воспитание выступает частью процесса становления человека как сознательное целенаправленное воздействие на индивида, соц.группу со стороны субъектов воспитательной деятельности, ставящих своей целью выработку у воспитуемых определенных соц.качеств. Соц.-педагогическая модель может рассматриваться и на уровне структурной и на уровне психосоц.работы. Соц.работники должны регулировать отношения общества и школы как системы образования и воспитания, так как насколько школа формируется под влиянием общества, настолько общество изменяется под влиянием школы.

                    Когнитивная модель – один из принципов – соц.услуги должны быть доступны всем нуждающимся в них. Для повышения эффективности и действенности консультирования соц.работнику важно знать особенности мышления клиента, имеющиеся у него установки и предубеждения, которые в конечном счете и направляют его соц.действия как по отношению к себе, так и по отношению к окружающим.

В когнитивной модели выявляются возможности регуляции соц.поведения клиента путем обучения его отрабатывать механизмы своих поступков, адекватные соц.условиям или той конкретной ситуации, в которой он оказался.

Одна из методик – объяснение, в основе которого лежит рациональный контроль соц.работника за поведением клиента. Когнитивная модель чаще всего используется при работе по месту жительства.

3 основных этапа когнитивной модели:

1.      реакция на внешний мир, обусловленная Я клиентом, его целями и стремлениями;

2.      стабилизация положения клиента в соц.среде;

3.      выявление потребностей клиента в соответствии с имеющимися целями и установками.

Одним из важных моментов деятельности соц.работников является наличие умений и навыков по использованию различных методов работы с индивидами, группами по разрешению проблем на федеральном, региональном, муниципальном уровнях.

 Эффективным является комплексное использование теорий психологии, социологии, правоведения, экономики, особенно тех, которые носят интегративный характер.

Целостное представление о человеке в тории соц.работы.

Для теории и практики соц.работы принципиально важное значение имеет целостное осмысление проблемы человека. Сегодня все еще не учитывается то обстоятельство, что видение человека в разных науках не одинаково.

Теория соц.работы проблему целостного постижения человека как объекта познания традиционно выносит за скобки теоретических построений, акцентируя внимание на обосновании разных моделей практич.деятельности по соц.защите нуждающихся, технологий соц.поддержки людей, имеющих проблемы. Это не значит, что в теории соц.работы вовсе не учитываются требования целостного видения человека, его разностороннего осмысления. Используемая в системе соц.работы гуманистическая функция в качестве важнейшего философско-социологической основания имеет именно требования целостности осмысления человека как явления общественной жизни, объекта жизнеосуществления.

Абсолютное большинство теоретических моделей соц.работы ориентировано преимущественно технологически, задают основы формирования и применения различных технологий оказания помощи клиентам. Сама соц.работа осмысливается целостно как феномен общественной жизни, неотъемлемая часть бытия современного человека.

Повышенное внимание к миру человеч.существования, в котором соединены и опыт, и наука, и рациональное, и эмоциональное, и биологическое, и соц., а так же к миру явлений, фактов, является существенный аспект феноменологического видения бытия человека. Это позволяет открыть для человека его собственный во многом уникальный опыт, сохранять преемственность в развитии каждой человеческой жизни, всех субъектов общественного бытия, противостоять нежизненным схемам, неэффективным фактам соц.работы.

Основа – например – конструирование субъект-объектного жизненного пространства.

Феноменологическая редукция как сведение мира к феномену, его феноменологическое видение означает требование описать и понимать сознание человека как реального соучастника бытия предмета, реально существующего объективного мира.

Особенно остро стоит проблема целостного осмысления человека и как субъекта и как объекта соц.работы, ее теоретического постижения, моделирования и практического прикладного освоения как повседневной соц.практики.

Теоретические модели целостности человеческой личности.

Активная творческая природа человека по-разному интерпретируется и учитывается в различных моделях теории и практической организации соц.работы.

В зарубежной научн.литературе все большее распространение получает психосоц.трактовка соц.работы, ориентированная на концептуальное обоснование индивидуально-личностной психологической и соц.помощи нуждающимся, хотя структурные ее разновидности, ориентированные на организационно-коллективные формы помощи, работу с группами нуждающихся, организациями, выполняющими различные виды соц.поддержки населения, по прежнему не теряют своей действенности.

Психологические модели – или виды соц.работы:

-          проблемно-ориентированная;

-          функциональная;

-          кризис-интервентная;

-          эго-ориенитированная.

Их особенности: в целостном осознании, постижении человека; связаны с признанием огромной роли прошлого опыта индивида, воздействие которого обычно не вполне осознается людьми (предметные связи = связи жизненного опыта). Описывают воздействие прошлого опыта на формирование стиля поведения человека, уровень его адаптации к окружающей среде.

Целостность человека: в его опоре на свой жизненный опыт; как успешно, гармонично он преодолевает конфликт своего прошлого опыта с настоящим решением текущих проблем.

Бихевиорально-когнитиный подходосновная идея – утверждение о том, что поведение человека определяется в его существенных чертах воздействием окружающей среды, которая контролирует его путем воздействия различного рода стимулов.

Целостность видения человека – осмысление его способности адекватно реагировать на одни и те же стимулы, сохраняя устойчивость поведения в изменяющейся ситуации.

Общий набор принципов – «соц.обучение». Психологическое содержание действий:

-          большинство людей приобретают свой опыт через воспитание и осмысление получаемых впечатлений, копируя поведение других людей;

-          соц.обучение – процесс подражания, копирования культурных стандартов образа жизни, культуры поведения;

-          целостность человека – может быть постигнута как система культурных образцов, которым подражает личность;

-          соц.работник может быть включен в соц.обучение, в соответствии с которым он будет моделировать свое поведение.

Гуманистическая теория соц.работы.

Основные положения связаны с пониманием человека как целостной личности, находящейся в постоянном взаимодействии с окружением. Целостность обеспечивается декларацией веры в человека как высшую ценность, высшее существо, способное воспринимать и конструировать мир, принимать решения и формировать свои жизненные стратегии, изменяться под влиянием обстоятельств. Исходит из понятия необходимости для нормального существования человека самостоятельно думать  и действовать, обеспечения гуманитарных отношений выбора, конструктивного сотрудничества. Больший акцент – партнерские отношения клиента и соц.работника.

Социолого-ориентированные моделипод влиянием классического позитивизма в соц.работе постулировало наличие неизменных законов функционирования и развития общества и человека, которые рассматривались как часть или продолжение природных процессов.

Субъектная роль человека в соц.работе ориентируется на учет естественных потребностей воспроизводства индивидуально-личностной и соц.жизни объективных закономерностей эволюции человека и общества.

Социологический функционализм – соц.работа рассматривается как часть более широкой соц.системы, где она имеет свою роль, ряд функций, влияние которых обеспечивает целостность и жизнестойкость общества; соц.работа как система деятельности ряда учреждений, совокупность соц.действий, идей, общественных связей, отношений, соц.институтов. Деятельность соц.работника – совокупность функций, ролей. Клиент рассматривается функционально.

Марксистская социология – ориентация изучения условий коллективного бытия людей, коллективных ориентаций личности, человек – объект изучения и организации соц.помощи.

Системная социология – жизнь человека зависит от различных окружающих его систем.

Соц.-психологические моделицелостность человека связывается с особенностями психологического облика, обыденного сознания различных соц.групп.

Виталистский походопирается на социологическую концепцию жизненных сил человека. Целостность человека – учет характера взаимодействия жизненных сил и жизненного пространства и совершенствования его деятельности как биопсихосоциального существа.

Интегральная социология (П.Сорокин) - человек – неотъемлемая часть той культурной среды, социокультурной традиции, что обуславливает его развитие и характерные для него проблемы. 

 

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19043. Теория стационарных возмущений для состояний дискретного спектра. Случай невырожденного спектра 279 KB
  Лекция 25 Теория стационарных возмущений для состояний дискретного спектра. Случай невырожденного спектра Точное решение стационарного уравнения Шредингера как правило представляет собой существенную математическую проблему и возможно только для простейших кв...
19044. Теория стационарных возмущений в случае невырожденного спектра: примеры 309 KB
  Лекция 26 Теория стационарных возмущений в случае невырожденного спектра: примеры Рассмотрим несколько примеров. Пусть на одномерный гармонический осциллятор наложено возмущение . Найдем поправки первого и второго порядка к энергетическим уровням осциллятора. ...
19045. Теория стационарных возмущений для состояний дискретного спектра. Случай вырож-денного спектра 269.5 KB
  Лекция 27 Теория стационарных возмущений для состояний дискретного спектра. Случай вырожденного спектра Рассмотрим теперь случай когда невозмущенный оператор Гамильтона имеет вырожденные собственные значения. Пусть функции ... отвечают одному и тому же собст...
19046. Теория стационарных возмущений в случае вырожденного спектра. Примеры 441 KB
  Лекция 28 Теория стационарных возмущений в случае вырожденного спектра. Примеры Рассмотрим несколько примеров применения теории возмущений в случае вырожденного спектра. Пусть трехмерная частица находится в сферически симметричном потенциале в котором отсутст...
19047. Теория нестационарных возмущений. Переходы под влиянием возмущений, зависящих от времени 777 KB
  Лекция 29 Теория нестационарных возмущений. Переходы под влиянием возмущений зависящих от времени Согласно постулатам квантовой механики волновая функция любой квантовой системы удовлетворяет временному уравнению Шредингера 1 где гамильтониан системы...
19048. Теория нестационарных возмущений. Примеры 838 KB
  Лекция 30 Теория нестационарных возмущений. Примеры Рассмотрим примеры применения теории нестационарных возмущений для простейших квантовых систем. Пусть на гармонический осциллятор находящийся в основном состоянии начиная с момента времени действует малое в...
19049. Адиабатические и внезапные возмущения. Переходы под действием внезапных возмущений 1.15 MB
  Лекция 31 Адиабатические и внезапные возмущения. Переходы под действием внезапных возмущений Исследуем общую формулу для вероятностей переходов на предмет зависимости вероятности перехода 1 от времени действия возмущения некоторые элементы такого анали
19050. Переходы под действием периодических возмущений. Резонансное приближение. Переходы в непрерывный спектр 1.21 MB
  Лекция 32 Переходы под действием периодических возмущений. Резонансное приближение. Переходы в непрерывный спектр Рассмотрим теперь случай возмущений зависящих от времени периодически. Пусть на частицу находящуюся в стационарном состоянии с энергией действует
19051. Системы тождественных частиц в квантовой механике. Бозоны и фермионы. Принцип за-прета Паули 266.5 KB
  Лекция 23 Системы тождественных частиц в квантовой механике. Бозоны и фермионы. Принцип запрета Паули Согласно постулатам квантовой механики волновая функция физической системы состоящей из нескольких частиц определяет вероятности различных положений всех части