25457

Теория социальной работы как наука. Механизмы взаимодействия теории и практики социальной работы

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Теория социальной работы как наука. Механизмы взаимодействия теории и практики социальной работы Теоретическое обоснование соц. Вопервых определяется место соц.работы как науки среди таких дисциплин как соц.

Русский

2013-08-13

15.18 KB

4 чел.

13. Теория социальной работы как наука. Механизмы взаимодействия теории и практики социальной работы

Теоретическое обоснование соц.работы в настоящее время идет в 3-х направлениях. Во-первых, определяется место соц.работы как науки среди таких дисциплин, как соц.философия, соц.история, политология, соц.психология, культурология. Во-вторых, ведется поиск собственной теоретической константны соц.работы как специфического объекта исследования и, в-третьих, выявляется ее взаимодействие с другими науками об обществе и человеке.

В оценке научного статуса соц.работы в России доминируют 2 подхода: сторонники первого исходят из того, что теоретическую основу соц.работы составляют несколько смежных наук о человеке и обществе; сторонники второго предпринимают попытки доказать самостоятельность соц.работы как научной дисциплины, в рамках которой выделяются теоретический и прикладной аспекты.

Объектом исследования соц.работы как науки являются связи, взаимодействия, механизмы, способы и средства регуляции поведения соц.групп и личностей. Предметом соц.работы – закономерности и принципы развития соц.процессов, их динамики под влиянием различных факторов при защите гражданских прав и свобод личности в обществе.

Структуру соц.работы образует понятийный аппарат, который включает в себя определение ее сущности, объекта, предмета и функций, вплоть до выявления критериев ее эффективности. Понятия и категории соц.работы можно свести к трем группам: понятия, отражающие сущностный аспект; понятия, отражающие технологический аспект; понятия, характеризующие качественное состояние соц.работы.

Принято различать понятия 2 уровней. Во-первых, это понятия, отражающие эмпирический опыт соц.работы, результаты наблюдений и экспериментов. Во-вторых, понятия, образующиеся путем интерпретации первичных понятий и логических операций над ними, их относят к теоретическим понятиям.

Наиболее важные, ключевые понятия любой науки, составляющие основу ее аппарата, называются категориями, таких как:

    категории, не являющиеся специфическими для теории соц.работы, т.к. обозначаемые ими явления и процессы изучаются и др. науками (например, соц.отношения, социализация, личность, соц.деятельность);

    категории, относящиеся к соц.работе по преимуществу, но используемые также и другими отраслями знания (психосоц.работа, соц.реабилитация, семейный конфликт);

    категории, являющиеся собственно категориями соц.работы (соц.работник, соц.обслуживание, адресная соц.помощь).

Важнейшим структурным элементом соц.работы являются ее закономерности. Междисциплинарный, интегративный характер соц.работы, необходимость статистической обработки большого количества эмпирического материала, практических данных и результатов единичного наблюдения – все это усложняет выявление и формулирование закономерностей.

В качестве основной закономерности можно выделить взаимосвязь соц.политики и содержания соц.работы в обществе. В связи с этим закономерна также взаимосвязь между целями соц.развития и уровнем развития соц.работы.

Принципы соц.работы являются важнейшими структурными элементами логических форм научной теории и основополагающими правилами эмпирической деятельности. Выделяются следующие группы принципов теории соц.работы:

    общефилософские – принципы детерминизма, отражения, развития, единства сознания и деятельности, историзма, неразрывной взаимосвязи индивида и его соц.среды;

    соц.-политические – единство государственного подхода в сочетании с региональными особенностями соц.работы, принцип демократизма, учет конкретных условий жизнедеятельности личности, законность и справедливость деятельности соц.работника;

    организационные – компетентность кадров, принцип контроля, единства прав и обязанностей, полномочий и ответственности;

    психолого-педагогические – комплексный анализ оценки условий жизнедеятельности клиентов, индивидуальный подход, адресность соц.работы;

Наконец, специфические принципы соц.работы:

    принцип универсальности – исключение дискриминации;

    принцип охраны соц.прав – оказание помощи клиенту не может быть обусловлено требованием к нему отказаться от своих соц.прав или отчасти их;

    соц.реагирования – необходимость принимать меры по выявленным проблемам, а не ограничиваться стандартным набором мероприятий;

    клиентоцентризма – приоритет прав клиента во всех случаях, кроме тех, где это противоречит правам и интересам других людей;

    опоры на собственные силы – активная позиция клиента;

    максимализации соц.ресурсов – т.к. соц.системы выделяет минимум средств на оказание соц.помощи, соц.работники должны прилагать максимум усилий для привлечения дополнительных возможностей оказания помощи клиенту;

    конфиденциальности – неразглашение тайны;

    толерантности – терпимость к клиенту, какой бы он не был.

Методы соц.работы:

1.  психологический – сводится к выявлению причины поведения людей и выработке методов, способных остановить процесс изменения (изучение-диагноз – лечение);

2.  соц.-психологический (личность – в – ситуации), изучаются связи этой личности, ее коммуникативность;

3.  медико-соц. – реабилитация инвалидов, обеспечение людей техникой, медицинский осмотр, реабилитация больных и т.д.;

4.  организационный – организация соц.служб, работа движения общественных и религиозных организаций;

5.  административно-правовой – опирается на законы и подзаконные акты (бронирование рабочих мест для инвалидов, женщин);

6.  финансово-экономический – планирование исходя из финансов, поиск спонсоров, платные услуги;

7.  педагогический – воспитание и перевоспитание, попечительство, опекунство, консультирование.

Системный подход к соц.работе заключается в том, что теория соц.работы как прикладная наука изучает систему соц.работы и соц.обслуживания населения, их возникновение, становление, функционирование и развитие.

Применение системного подхода в соц.работе включает четыре последовательных этапа. На первом – определяется сфера системного подхода; на втором – проводятся необходимые исследования (структурно-системный анализ); на третьем – разрабатываются решения определенных проблем, оптимальный вариант решения каждой из задач; на четвертом – осуществляется конкретное решение комплекса задач при помощи современных технологий и частных методик.

Структура системы соц.работы состоит из субъекта, содержания, управления, объекта и связывающих их воедино целое средств, функций и целей, но центральным компонентом выступает объект соц.работы – люди, нуждающиеся в соц.помощи и соц.обслуживании.

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60255. ВОЛОНТЕРИ – ЛЮДИ ДОБРОЇ ВОЛІ 1.06 MB
  Волонтери люди доброї волі Мета: познайомити учнів із поняттям волонтер створити умови для виховання небайдужого ставлення до людей які потребують допомоги; стимулювати пізнавальний інтерес до основ моральної культури. Все більше людей долучається до волонтерської справи все більше молоді свій вільний час віддає іншим...
60256. Ярмарок вакансій (розробка профорієнтаційного заходу) 80 KB
  Обладнання: компютерна презентація заходу буклети з порадами психолога щодо успішного професійного самовизначення рекламна інформація міського центру зайнятості ДП Артемсіль Горлівського Державного педагогічного інституту іноземних мов...
60257. Я здоровье берегу- сам себе я помогу 326 KB
  Будьте здоровы Учитель: Здоровье это бесценный дар который преподносит человеку природа. Но как часто мы растрачиваем этот дар попусту забывая что потерять здоровье легко а вот вернуть его очень и очень трудно.
60258. Новорічне свято 612 KB
  В умовах стрімкого сьогодення на вчителя покладається відповідальне завдання – виховувати всебічно розвинуту особистість. Особливо це важливо у молодшій школі, коли в дитини тільки формується вміння аналізувати...
60259. Забвению не подлежит 100 KB
  Цель: отбор примеров из произведений художественной литературы для сценария внеклассного интегрированного занятия и песен созданных во время войны или о войне. Столкновение российских патриотических и украинских националистических организаций...
60261. Слово давнє й сьогочасне 59 KB
  Мета: навчити учнів володіти рідною мовою виховувати повагу пошану до рідного слова відчувати свою приналежність до великого народу нації народності розвивати спостережливість навички виразного читання.
60262. Гра «Танграм» 40.5 KB
  Обладнання: мультимедійна дошка; проектор; презентація набори для гри у кількості учнів обо листи кольрової бумаги для їх виготовлення; два набори для гри в командах. План проведення заходу...