25457

Теория социальной работы как наука. Механизмы взаимодействия теории и практики социальной работы

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Теория социальной работы как наука. Механизмы взаимодействия теории и практики социальной работы Теоретическое обоснование соц. Вопервых определяется место соц.работы как науки среди таких дисциплин как соц.

Русский

2013-08-13

15.18 KB

4 чел.

13. Теория социальной работы как наука. Механизмы взаимодействия теории и практики социальной работы

Теоретическое обоснование соц.работы в настоящее время идет в 3-х направлениях. Во-первых, определяется место соц.работы как науки среди таких дисциплин, как соц.философия, соц.история, политология, соц.психология, культурология. Во-вторых, ведется поиск собственной теоретической константны соц.работы как специфического объекта исследования и, в-третьих, выявляется ее взаимодействие с другими науками об обществе и человеке.

В оценке научного статуса соц.работы в России доминируют 2 подхода: сторонники первого исходят из того, что теоретическую основу соц.работы составляют несколько смежных наук о человеке и обществе; сторонники второго предпринимают попытки доказать самостоятельность соц.работы как научной дисциплины, в рамках которой выделяются теоретический и прикладной аспекты.

Объектом исследования соц.работы как науки являются связи, взаимодействия, механизмы, способы и средства регуляции поведения соц.групп и личностей. Предметом соц.работы – закономерности и принципы развития соц.процессов, их динамики под влиянием различных факторов при защите гражданских прав и свобод личности в обществе.

Структуру соц.работы образует понятийный аппарат, который включает в себя определение ее сущности, объекта, предмета и функций, вплоть до выявления критериев ее эффективности. Понятия и категории соц.работы можно свести к трем группам: понятия, отражающие сущностный аспект; понятия, отражающие технологический аспект; понятия, характеризующие качественное состояние соц.работы.

Принято различать понятия 2 уровней. Во-первых, это понятия, отражающие эмпирический опыт соц.работы, результаты наблюдений и экспериментов. Во-вторых, понятия, образующиеся путем интерпретации первичных понятий и логических операций над ними, их относят к теоретическим понятиям.

Наиболее важные, ключевые понятия любой науки, составляющие основу ее аппарата, называются категориями, таких как:

    категории, не являющиеся специфическими для теории соц.работы, т.к. обозначаемые ими явления и процессы изучаются и др. науками (например, соц.отношения, социализация, личность, соц.деятельность);

    категории, относящиеся к соц.работе по преимуществу, но используемые также и другими отраслями знания (психосоц.работа, соц.реабилитация, семейный конфликт);

    категории, являющиеся собственно категориями соц.работы (соц.работник, соц.обслуживание, адресная соц.помощь).

Важнейшим структурным элементом соц.работы являются ее закономерности. Междисциплинарный, интегративный характер соц.работы, необходимость статистической обработки большого количества эмпирического материала, практических данных и результатов единичного наблюдения – все это усложняет выявление и формулирование закономерностей.

В качестве основной закономерности можно выделить взаимосвязь соц.политики и содержания соц.работы в обществе. В связи с этим закономерна также взаимосвязь между целями соц.развития и уровнем развития соц.работы.

Принципы соц.работы являются важнейшими структурными элементами логических форм научной теории и основополагающими правилами эмпирической деятельности. Выделяются следующие группы принципов теории соц.работы:

    общефилософские – принципы детерминизма, отражения, развития, единства сознания и деятельности, историзма, неразрывной взаимосвязи индивида и его соц.среды;

    соц.-политические – единство государственного подхода в сочетании с региональными особенностями соц.работы, принцип демократизма, учет конкретных условий жизнедеятельности личности, законность и справедливость деятельности соц.работника;

    организационные – компетентность кадров, принцип контроля, единства прав и обязанностей, полномочий и ответственности;

    психолого-педагогические – комплексный анализ оценки условий жизнедеятельности клиентов, индивидуальный подход, адресность соц.работы;

Наконец, специфические принципы соц.работы:

    принцип универсальности – исключение дискриминации;

    принцип охраны соц.прав – оказание помощи клиенту не может быть обусловлено требованием к нему отказаться от своих соц.прав или отчасти их;

    соц.реагирования – необходимость принимать меры по выявленным проблемам, а не ограничиваться стандартным набором мероприятий;

    клиентоцентризма – приоритет прав клиента во всех случаях, кроме тех, где это противоречит правам и интересам других людей;

    опоры на собственные силы – активная позиция клиента;

    максимализации соц.ресурсов – т.к. соц.системы выделяет минимум средств на оказание соц.помощи, соц.работники должны прилагать максимум усилий для привлечения дополнительных возможностей оказания помощи клиенту;

    конфиденциальности – неразглашение тайны;

    толерантности – терпимость к клиенту, какой бы он не был.

Методы соц.работы:

1.  психологический – сводится к выявлению причины поведения людей и выработке методов, способных остановить процесс изменения (изучение-диагноз – лечение);

2.  соц.-психологический (личность – в – ситуации), изучаются связи этой личности, ее коммуникативность;

3.  медико-соц. – реабилитация инвалидов, обеспечение людей техникой, медицинский осмотр, реабилитация больных и т.д.;

4.  организационный – организация соц.служб, работа движения общественных и религиозных организаций;

5.  административно-правовой – опирается на законы и подзаконные акты (бронирование рабочих мест для инвалидов, женщин);

6.  финансово-экономический – планирование исходя из финансов, поиск спонсоров, платные услуги;

7.  педагогический – воспитание и перевоспитание, попечительство, опекунство, консультирование.

Системный подход к соц.работе заключается в том, что теория соц.работы как прикладная наука изучает систему соц.работы и соц.обслуживания населения, их возникновение, становление, функционирование и развитие.

Применение системного подхода в соц.работе включает четыре последовательных этапа. На первом – определяется сфера системного подхода; на втором – проводятся необходимые исследования (структурно-системный анализ); на третьем – разрабатываются решения определенных проблем, оптимальный вариант решения каждой из задач; на четвертом – осуществляется конкретное решение комплекса задач при помощи современных технологий и частных методик.

Структура системы соц.работы состоит из субъекта, содержания, управления, объекта и связывающих их воедино целое средств, функций и целей, но центральным компонентом выступает объект соц.работы – люди, нуждающиеся в соц.помощи и соц.обслуживании.

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

17312. ЗАХИСТ GRID-ТЕХНОЛОГІЙ 134.5 KB
  Лекція 24. Захист Gridтехнологій Загальні положення Технологія Grid призначена для створення географічно розподіленої обчислювальної інфраструктури що об'єднує ресурси різних типів з колективним доступом до цих ресурсів в рамках віртуальних організацій що складаютьс...
17313. ЗАСОБИ БЕЗПЕКИ GRID - ТЕХНОЛОГІЙ 124 KB
  Лекція 24. Засоби безпеки Grid технологій Сучасний стан програмного забезпечення інфраструктури GRID На сьогодняшній день розроблено нове покоління програмного забезпечення GRID ГПЗ. Представниками цього покоління є дві основні розробки: Globus Alliance випустив версію 4.0 комп...
17314. Візуальне програмування – робота з БД Компонентне програмування – робота з об'єктами БД 881.96 KB
  Парадигми програмування Кредит 1 Лабораторна робота 2. Візуальне програмування робота з БД Компонентне програмування робота з обєктами БД. 2 год Практикум прикладного программирования на C в среде VS.NET 2008...
17315. Створення DLL-бібліотеки 63.99 KB
  Лабораторна робота 1. Створення DLLбібліотеки Мета роботи: 1. Створення DLLбібліотеки 2. Створення рішення з кількох проектів модулів 3. Створення DLLбібліотеки як окремого рішення. 4. Вивчення структури збірки метаданих збірки В платформі Microsoft .NET реалізовано ком...
17316. Візуальне програмування – робота з БД Компонентне програмування – робота з обєктами БД 215.38 KB
  Лабораторна робота 3. Візуальне програмування робота з БД Компонентне програмування робота з об'єктами БД. 2 год Мета роботи: Зв'язування даних з елементами управління ListBox і TextBox У палітрі компонентів Toolbox відкрийте вкладку Data і перетягніть на форму компонент...
17318. Візуальне програмування – робота з БД Компонентне програмування – робота з обєктами БД 67 KB
  Лабораторна робота 4. Візуальне програмування робота з БД Компонентне програмування робота з об'єктами БД. 2 год Мета роботи: Додавання оновлення і видалення даних Розмістіть на формі дві кнопки Button які налаштуйте відповідно до таблиці властивостей ...
17319. Компонентне програмування – робота з обєктами БД 1.17 MB
  Лабораторна робота 5 Компонентне програмування робота з об'єктами БД. Мета роботи: 1. Розробка інформаційної моделі схеми бази даних 2. Відображення даних із зв'язаних таблиць 1. Розробка інформаційної моделі схеми бази даних Розробка діаграми дозволяє візуа...
17320. Робота з XML-документами 22.45 KB
  Парадигми програмування Кредит 2 Лабораторна робота 6. Робота з XMLдокументами Мета роботи: Створення і обробка XMLдокументів Завдання для самостійної роботи 1. Виконати приклади лекцій 910 і продемонструвати їхню роботу. 2. Створити проекти з аналогічною функц...