25457

Теория социальной работы как наука. Механизмы взаимодействия теории и практики социальной работы

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Теория социальной работы как наука. Механизмы взаимодействия теории и практики социальной работы Теоретическое обоснование соц. Вопервых определяется место соц.работы как науки среди таких дисциплин как соц.

Русский

2013-08-13

15.18 KB

4 чел.

13. Теория социальной работы как наука. Механизмы взаимодействия теории и практики социальной работы

Теоретическое обоснование соц.работы в настоящее время идет в 3-х направлениях. Во-первых, определяется место соц.работы как науки среди таких дисциплин, как соц.философия, соц.история, политология, соц.психология, культурология. Во-вторых, ведется поиск собственной теоретической константны соц.работы как специфического объекта исследования и, в-третьих, выявляется ее взаимодействие с другими науками об обществе и человеке.

В оценке научного статуса соц.работы в России доминируют 2 подхода: сторонники первого исходят из того, что теоретическую основу соц.работы составляют несколько смежных наук о человеке и обществе; сторонники второго предпринимают попытки доказать самостоятельность соц.работы как научной дисциплины, в рамках которой выделяются теоретический и прикладной аспекты.

Объектом исследования соц.работы как науки являются связи, взаимодействия, механизмы, способы и средства регуляции поведения соц.групп и личностей. Предметом соц.работы – закономерности и принципы развития соц.процессов, их динамики под влиянием различных факторов при защите гражданских прав и свобод личности в обществе.

Структуру соц.работы образует понятийный аппарат, который включает в себя определение ее сущности, объекта, предмета и функций, вплоть до выявления критериев ее эффективности. Понятия и категории соц.работы можно свести к трем группам: понятия, отражающие сущностный аспект; понятия, отражающие технологический аспект; понятия, характеризующие качественное состояние соц.работы.

Принято различать понятия 2 уровней. Во-первых, это понятия, отражающие эмпирический опыт соц.работы, результаты наблюдений и экспериментов. Во-вторых, понятия, образующиеся путем интерпретации первичных понятий и логических операций над ними, их относят к теоретическим понятиям.

Наиболее важные, ключевые понятия любой науки, составляющие основу ее аппарата, называются категориями, таких как:

    категории, не являющиеся специфическими для теории соц.работы, т.к. обозначаемые ими явления и процессы изучаются и др. науками (например, соц.отношения, социализация, личность, соц.деятельность);

    категории, относящиеся к соц.работе по преимуществу, но используемые также и другими отраслями знания (психосоц.работа, соц.реабилитация, семейный конфликт);

    категории, являющиеся собственно категориями соц.работы (соц.работник, соц.обслуживание, адресная соц.помощь).

Важнейшим структурным элементом соц.работы являются ее закономерности. Междисциплинарный, интегративный характер соц.работы, необходимость статистической обработки большого количества эмпирического материала, практических данных и результатов единичного наблюдения – все это усложняет выявление и формулирование закономерностей.

В качестве основной закономерности можно выделить взаимосвязь соц.политики и содержания соц.работы в обществе. В связи с этим закономерна также взаимосвязь между целями соц.развития и уровнем развития соц.работы.

Принципы соц.работы являются важнейшими структурными элементами логических форм научной теории и основополагающими правилами эмпирической деятельности. Выделяются следующие группы принципов теории соц.работы:

    общефилософские – принципы детерминизма, отражения, развития, единства сознания и деятельности, историзма, неразрывной взаимосвязи индивида и его соц.среды;

    соц.-политические – единство государственного подхода в сочетании с региональными особенностями соц.работы, принцип демократизма, учет конкретных условий жизнедеятельности личности, законность и справедливость деятельности соц.работника;

    организационные – компетентность кадров, принцип контроля, единства прав и обязанностей, полномочий и ответственности;

    психолого-педагогические – комплексный анализ оценки условий жизнедеятельности клиентов, индивидуальный подход, адресность соц.работы;

Наконец, специфические принципы соц.работы:

    принцип универсальности – исключение дискриминации;

    принцип охраны соц.прав – оказание помощи клиенту не может быть обусловлено требованием к нему отказаться от своих соц.прав или отчасти их;

    соц.реагирования – необходимость принимать меры по выявленным проблемам, а не ограничиваться стандартным набором мероприятий;

    клиентоцентризма – приоритет прав клиента во всех случаях, кроме тех, где это противоречит правам и интересам других людей;

    опоры на собственные силы – активная позиция клиента;

    максимализации соц.ресурсов – т.к. соц.системы выделяет минимум средств на оказание соц.помощи, соц.работники должны прилагать максимум усилий для привлечения дополнительных возможностей оказания помощи клиенту;

    конфиденциальности – неразглашение тайны;

    толерантности – терпимость к клиенту, какой бы он не был.

Методы соц.работы:

1.  психологический – сводится к выявлению причины поведения людей и выработке методов, способных остановить процесс изменения (изучение-диагноз – лечение);

2.  соц.-психологический (личность – в – ситуации), изучаются связи этой личности, ее коммуникативность;

3.  медико-соц. – реабилитация инвалидов, обеспечение людей техникой, медицинский осмотр, реабилитация больных и т.д.;

4.  организационный – организация соц.служб, работа движения общественных и религиозных организаций;

5.  административно-правовой – опирается на законы и подзаконные акты (бронирование рабочих мест для инвалидов, женщин);

6.  финансово-экономический – планирование исходя из финансов, поиск спонсоров, платные услуги;

7.  педагогический – воспитание и перевоспитание, попечительство, опекунство, консультирование.

Системный подход к соц.работе заключается в том, что теория соц.работы как прикладная наука изучает систему соц.работы и соц.обслуживания населения, их возникновение, становление, функционирование и развитие.

Применение системного подхода в соц.работе включает четыре последовательных этапа. На первом – определяется сфера системного подхода; на втором – проводятся необходимые исследования (структурно-системный анализ); на третьем – разрабатываются решения определенных проблем, оптимальный вариант решения каждой из задач; на четвертом – осуществляется конкретное решение комплекса задач при помощи современных технологий и частных методик.

Структура системы соц.работы состоит из субъекта, содержания, управления, объекта и связывающих их воедино целое средств, функций и целей, но центральным компонентом выступает объект соц.работы – люди, нуждающиеся в соц.помощи и соц.обслуживании.

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19207. Движение в неоднородном магнитном поле 333 KB
  Лекция № 3. Движение в неоднородном магнитном поле. Дрейфовое приближение условия применимости дрейфовая скорость. Дрейфы в неоднородном магнитном поле. Адиабатический инвариант. Движение в скрещенных электрическом и магнитном полях. Общий случай скрещенных поля л...
19208. Аналогия световой и электронной оптики. Электронная оптика параксиальных пучков 735 KB
  Лекция № 4. Аналогия световой и электронной оптики. Электронная оптика параксиальных пучков. Движение заряженных частиц в аксиальносимметричном электрическом поле. Основные типы электростатических линз. IV. Электронная оптика. 4.1. Аналогия световой и электрон
19209. Движение заряженных частиц в аксиально-симметричном магнитном поле. Магнитные линзы 412.5 KB
  Лекция № 5. Движение заряженных частиц в аксиальносимметричном магнитном поле. Магнитные линзы. Фокусировка короткой катушкой. Магнитные квадрупольные линзы жесткая фокусировка. Магнитные электронные микроскопы. Аберрация электронных линз. V. Магнитные линзы. ...
19210. Ограничение тока пространственным зарядом в диоде. Формула Ленгмюра и Богуславского для плоских и цилиндрических электродов 325.5 KB
  Лекция № 6. Ограничение тока пространственным зарядом в диоде. Формула Ленгмюра и Богуславского для плоских и цилиндрических электродов. Учет начальных скоростей частиц. Образование виртуального катода. Предельная плотность тока пучка частиц в пролетном промежутке
19211. Расхождение пучков заряженных частиц под действием собственного объемного заряда 421.5 KB
  Лекция № 7. Расхождение пучков заряженных частиц под действием собственного объемного заряда. Прямолинейные пучки электронных лучей электронные пушки Пирса. VII. Формирование электронных и ионных пучков. 7.1. Расплывание пучков заряженных частиц под действи
19212. Электромагнитные ускорители плазмы. МГД приближение для описания динамики 269 KB
  Лекция 8 VIII. Плазменные ускорители. Электромагнитные ускорители плазмы. МГД приближение для описания динамики. Одножидкостная модель. Магнитное давление. Равновесие плазменной границы. Рельсотрон. 8.1. МГД приближение. Для описания ускорения плазмы магни...
19213. Термоэлектронная эмиссия. Статистический и термодинамические вывод формулы плотности тока термоэлектронной эмиссии 557.5 KB
  Лекция № 9. Термоэлектронная эмиссия. Статистический и термодинамические вывод формулы плотности тока термоэлектронной эмиссии. Влияние внешнего электрического поля Эффект Шоттки. Распределение термоэлектронов по энергиям. Средняя энергия термоэлектронов. Эксп
19214. Влияние поверхностной неоднородности материала катода на термоэмиссию 557 KB
  Лекция № 10. Влияние поверхностной неоднородности материала катода на термоэмиссию. Пленочные катоды. Оксидные катоды. Автоэлектронная эмиссия. Изменение температуры эмиттера при термо и автоэлектронной эмиссии. 9.7. Влияние поверхностной неоднородности материала...
19215. Фотоэлектронная эмиссия. Законы Столетова и Эйнштейна. Теория фотоэмиссии 476 KB
  Лекция № 11. Фотоэлектронная эмиссия. Законы Столетова и Эйнштейна. Теория фотоэмиссии. Кривая Фаулера. Применение фотоэмиссии в технике. Фотокатоды. XI. ФОТОэлектронная эмиссия. 11.1. Законы фотоэффекта. В широком смысле фотоэффект это возникновение или измене