25457

Теория социальной работы как наука. Механизмы взаимодействия теории и практики социальной работы

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Теория социальной работы как наука. Механизмы взаимодействия теории и практики социальной работы Теоретическое обоснование соц. Вопервых определяется место соц.работы как науки среди таких дисциплин как соц.

Русский

2013-08-13

15.18 KB

2 чел.

13. Теория социальной работы как наука. Механизмы взаимодействия теории и практики социальной работы

Теоретическое обоснование соц.работы в настоящее время идет в 3-х направлениях. Во-первых, определяется место соц.работы как науки среди таких дисциплин, как соц.философия, соц.история, политология, соц.психология, культурология. Во-вторых, ведется поиск собственной теоретической константны соц.работы как специфического объекта исследования и, в-третьих, выявляется ее взаимодействие с другими науками об обществе и человеке.

В оценке научного статуса соц.работы в России доминируют 2 подхода: сторонники первого исходят из того, что теоретическую основу соц.работы составляют несколько смежных наук о человеке и обществе; сторонники второго предпринимают попытки доказать самостоятельность соц.работы как научной дисциплины, в рамках которой выделяются теоретический и прикладной аспекты.

Объектом исследования соц.работы как науки являются связи, взаимодействия, механизмы, способы и средства регуляции поведения соц.групп и личностей. Предметом соц.работы – закономерности и принципы развития соц.процессов, их динамики под влиянием различных факторов при защите гражданских прав и свобод личности в обществе.

Структуру соц.работы образует понятийный аппарат, который включает в себя определение ее сущности, объекта, предмета и функций, вплоть до выявления критериев ее эффективности. Понятия и категории соц.работы можно свести к трем группам: понятия, отражающие сущностный аспект; понятия, отражающие технологический аспект; понятия, характеризующие качественное состояние соц.работы.

Принято различать понятия 2 уровней. Во-первых, это понятия, отражающие эмпирический опыт соц.работы, результаты наблюдений и экспериментов. Во-вторых, понятия, образующиеся путем интерпретации первичных понятий и логических операций над ними, их относят к теоретическим понятиям.

Наиболее важные, ключевые понятия любой науки, составляющие основу ее аппарата, называются категориями, таких как:

    категории, не являющиеся специфическими для теории соц.работы, т.к. обозначаемые ими явления и процессы изучаются и др. науками (например, соц.отношения, социализация, личность, соц.деятельность);

    категории, относящиеся к соц.работе по преимуществу, но используемые также и другими отраслями знания (психосоц.работа, соц.реабилитация, семейный конфликт);

    категории, являющиеся собственно категориями соц.работы (соц.работник, соц.обслуживание, адресная соц.помощь).

Важнейшим структурным элементом соц.работы являются ее закономерности. Междисциплинарный, интегративный характер соц.работы, необходимость статистической обработки большого количества эмпирического материала, практических данных и результатов единичного наблюдения – все это усложняет выявление и формулирование закономерностей.

В качестве основной закономерности можно выделить взаимосвязь соц.политики и содержания соц.работы в обществе. В связи с этим закономерна также взаимосвязь между целями соц.развития и уровнем развития соц.работы.

Принципы соц.работы являются важнейшими структурными элементами логических форм научной теории и основополагающими правилами эмпирической деятельности. Выделяются следующие группы принципов теории соц.работы:

    общефилософские – принципы детерминизма, отражения, развития, единства сознания и деятельности, историзма, неразрывной взаимосвязи индивида и его соц.среды;

    соц.-политические – единство государственного подхода в сочетании с региональными особенностями соц.работы, принцип демократизма, учет конкретных условий жизнедеятельности личности, законность и справедливость деятельности соц.работника;

    организационные – компетентность кадров, принцип контроля, единства прав и обязанностей, полномочий и ответственности;

    психолого-педагогические – комплексный анализ оценки условий жизнедеятельности клиентов, индивидуальный подход, адресность соц.работы;

Наконец, специфические принципы соц.работы:

    принцип универсальности – исключение дискриминации;

    принцип охраны соц.прав – оказание помощи клиенту не может быть обусловлено требованием к нему отказаться от своих соц.прав или отчасти их;

    соц.реагирования – необходимость принимать меры по выявленным проблемам, а не ограничиваться стандартным набором мероприятий;

    клиентоцентризма – приоритет прав клиента во всех случаях, кроме тех, где это противоречит правам и интересам других людей;

    опоры на собственные силы – активная позиция клиента;

    максимализации соц.ресурсов – т.к. соц.системы выделяет минимум средств на оказание соц.помощи, соц.работники должны прилагать максимум усилий для привлечения дополнительных возможностей оказания помощи клиенту;

    конфиденциальности – неразглашение тайны;

    толерантности – терпимость к клиенту, какой бы он не был.

Методы соц.работы:

1.  психологический – сводится к выявлению причины поведения людей и выработке методов, способных остановить процесс изменения (изучение-диагноз – лечение);

2.  соц.-психологический (личность – в – ситуации), изучаются связи этой личности, ее коммуникативность;

3.  медико-соц. – реабилитация инвалидов, обеспечение людей техникой, медицинский осмотр, реабилитация больных и т.д.;

4.  организационный – организация соц.служб, работа движения общественных и религиозных организаций;

5.  административно-правовой – опирается на законы и подзаконные акты (бронирование рабочих мест для инвалидов, женщин);

6.  финансово-экономический – планирование исходя из финансов, поиск спонсоров, платные услуги;

7.  педагогический – воспитание и перевоспитание, попечительство, опекунство, консультирование.

Системный подход к соц.работе заключается в том, что теория соц.работы как прикладная наука изучает систему соц.работы и соц.обслуживания населения, их возникновение, становление, функционирование и развитие.

Применение системного подхода в соц.работе включает четыре последовательных этапа. На первом – определяется сфера системного подхода; на втором – проводятся необходимые исследования (структурно-системный анализ); на третьем – разрабатываются решения определенных проблем, оптимальный вариант решения каждой из задач; на четвертом – осуществляется конкретное решение комплекса задач при помощи современных технологий и частных методик.

Структура системы соц.работы состоит из субъекта, содержания, управления, объекта и связывающих их воедино целое средств, функций и целей, но центральным компонентом выступает объект соц.работы – люди, нуждающиеся в соц.помощи и соц.обслуживании.

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46289. Сравнение объектного и вариантного обобщений 11.93 KB
  Кроме этого изменения связанные с добавлением сведений о новой специализаций могут затронуть различные единицы компиляции без изменения располагаемых в них программных объектов что тоже ведет к дополнительным затратам. При этом все добавления связанные с новой фигурой могут осуществляться во вновь создаваемых единицах компиляции. Процесс добавления новой фигуры полностью аналогичен разработке уже созданных и не требует специальных комментариев. В рассматриваемом случае необходимо только изменить процедуру обеспечивающую ввод новой...
46290. Проблема расширения функциональности в объектно-ориентированном подходе 11.85 KB
  Проблема расширения функциональности в объектноориентированном подходе. Использование объектноориентированного подхода Объектноориентированный подход не позволяет в данном случае получить элегантное решение.
46291. Вектор в c++ 11.81 KB
  Кроме массивов в c++ существуют еще контейнеры, которые позволяют вам немного по другому хранить данные и, вдобавок, применять к ним различные функции (поиск, сортировка и т.д.) . Сегодня вы узнаете об одном из контейнеров - векторе (vector)
46293. Общеисторическая природа сознания. Роль труда в возникновении и развитии сознания. Единство языка и мышления 11.29 KB
  Роль труда в возникновении и развитии сознания. Энгельс считал что решающую роль в возникновении сознания сыграл труд. Роль труда складывается из нескольких факторов. Труд сыграл роль в становлении мозга.
46294. Понятия «клиент», с точки зрения практики социальной работы 10.02 KB
  Системный подход к этому понятию означает что личностная и социальная проблема трудности связанные с межличностным общение или сложная жизненная ситуация к разрешению которой стремится клиент должны быть увидены участниками процесса социальной работы объемно как результат стечения многих обстоятельств на которые оказали влияние как личностные так и социальные факторы. Уникальность социальной работы для оказания помощи людям заключается именно в том чтобы способствовать достижению изменений во взаимодействиях между людьми и...
46295. Дети как объект социальной работы 8.86 KB
  Специфика социального обслуживания детейсирот детей оставшихся без попечения родителей детейинвалидов детей с девиантным поведением. Дети оставшиеся без попечения родителей лица в возрасте до 18 лет которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с: лишением их родительских прав; ограничением их в родительских правах; признанием родителей безвестно отсутствующими недееспособными ограниченно дееспособными находящимися в лечебных учреждениях; объявлением их умершими; отбыванием ими наказания в...
46297. Объединения юридических лиц 15.56 KB
  Объединения Юридических Лиц некоммерческие организации созданные юридическими лицами на добровольных договорных началах и на основе их членства в форме ассоциаций и союзов в целях координации их деятельности и представления и защиты их общих в том числе имущественных интересов п. Объединения Юридических Лиц не вправе осуществлять какиелибо управленческие функции в отношении участников которые полностью сохраняют свою самостоятельность. атривает минимально необходимого числа участников Объединения Юридических Лиц отдавая решение этого...