25463

Принципы и методы профессиональной социальной работы

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Принципы и методы профессиональной социальной работы Принципы соц. Именно через применение принципов осуществляется непосредственное соотнесение теоретических положений воплощенныхв категориях и закономерностях с практикой соц. Теория соц.рты выявляет и описывает основные тенденции закономерности разя и функционирования всего комплекса взаимосвязанных компонентов соц.

Русский

2013-08-13

15.61 KB

9 чел.

17. Принципы и методы профессиональной социальной работы

Принципы соц.р-ты явл-ся важнейшими структурными системами логических форм научной теории и основополагающими правилами эмпирической деят-ти. Именно через применение принципов осуществляется непосредственное соотнесение теоретических положений, воплощенныхв категориях и закономерностях с практикой соц.р-ты. Теория соц.р-ты выявляет и описывает основные тенденции, закономерности раз-я и функционирования всего комплекса взаимосвязанных компонентов соц.р-ты. Одно из центральных мест в содержании механизма соц.работы принадлежит принципам соц.р-ты, которые наряду с закономерностями обеспечивают научность социальной работы. Принципы соц.работы – это основополагающие идеи, положения, правила и нормы поведения органов соц.р-ты, обусловленные требованиями объективных закономерностей раз-я и функционирования соц.процессов, требованиями передовой практики. Выделяются следующие принципы теории соц.р-ты (Холостова «Теория соц.р-ты»):

1.общефилософские (лежат в основе всех наук об общ-ве, человеке и механизмах их взаимодействия) – принцип детерминизма (причинно-следственная связь), отражения (объективной действительности в сознании и поведении), развития (ничто не стоит на месте, а постоянно раз-ся), историзма (любые явл-я рассматриваются на конкретно исторической ситуации, на конкретном этапе, не оторвано), единства сознания и деятельности, неразрывной связи индивида и его соц.среды.

Следующие группы принципов явл-ся менее узкими по содержанию, но также охватывают различные стороны соц.р-ты.

2.социально-политические – выражают требования, которые обусловлены зависимостью содержания и направленности соц.р-ты от соц.пол-ки гос-ва. Это и определяет подходы к выбору приоритетов в социальной защите населения. Это принципы – единство гос.подхода в сочетании с региональными особенностями соц.работы, демократизм ее содержания и методов, учет конкретных условий жизнедеят-ти личности или соц.группы при выборе форм и методов соц.р-ты с ними, законность и справедливость деят-ти соц.р-ка.

3.Организационные – социально-технологическая компетентность кадров, принцип контроля и проверки исполнения, принцип функциональной определенности, принцип единства прав и обязанностей, полномочий и отвественности.

4.Психолого-педагогические – выражают требования к выбору средств психолого-педагогического воздействия на клиентов соц.служб, необходимость учета индивидуальных хар-к. К ним относятся–комплексный анализ оценки условий жизнедеят-ти клиентов и выбора форм и методов работы с ними, индивидуальный подход, целенаправленность и адресность соц.работы.

Специфические принципы соц.р-ты определяют осн-е правила деятельности в сфере оказания соц.услуг населению.

1.Принцип универсальности – исключение дискриминации при оказании соц.помощи по любым признакам нац-го, расового, возрастного, политического хар-ра.

2.Принцип охраны соц.прав – защита прав личности.

3.Принцип социального реагирования – осознание необходимости принимать меры по выявленным соц.проблемам, действовать в соответствии с конкретными обстоятельствами соц.ситуации клиента.

4.Принцип профилактической направленности – предпринимать усилия по превенции возникновения соц.проблем и жизненных затруднений клиентов или по предупреждению отягощения уже возникших проблем.

5.Принцип клиентоцентризма – признание приоритета прав клиента во всех случаях, кроме тех, где это противоречит правам и интересам других людей.

6.Принцип опоры на собстенные силы подчеркивает субъективную роль клиента, его активную позицию в разрешении своих проблем.

7.Принцип максимизации соц.ресурсов – каждая соц.система с неизбежностью выделяет минимум средств на оказание соц.помощи своему нас-ю. Надо изыскивать дополнительные источники помощи.

8.Принцип конфиденциальности – информация о клиенте м.б. использована только в профессиональных целях.

9.Принцип толерантности – терпимость к клиентам.

Гуслякова, Холостова: Общефилософские; Общие принципы соц.наук – принцип соц.обусловленности (явление обусловлено соц. связями), соц. значимости (насколько явление значимо в обществе); Специфические принципы соц. работы – принцип гуманизма, коммуникативности (обмен информацией), вариативности соц. помощи (разнообразие вариантов при решении проблем).

Фирсов М.В., Студенова Е.Г. условно разделяют принципы социальной работы на следующие группы:

1.Общие принципы социальной работы, отражающие стратегии соц.р-ты во всех ее познавательных и практических направлениях. К ним относят:

принцип активизации (самостоятельность объектов помощи в их политической, правовой, эконом-й независимости и в решении своих проблем);

принцип «среда – личность» (объект изменения – среда, связь личности и среды);

принцип «личность – среда» (объект изменения – личность, не существует фатальной зависимости человека от среды, которая также изменяется под воздействием индивидуальных преобразований отдельных субъектов);

принцип «здесь и теперь» (установка на процесс взаимодействия и познания соц.р-ка клиента, где актуализируются мысли, чувства, события, имеющие место непосредственно в данное время);

принцип «там и тогда» (фокусирование внимания на прошлом опыте клиента, его жизненных ситуаций);

принцип «я и другие» (учет совокупности воздействий на клиента).

2.Концептуальные принципы соц.р-ты, характерны для теоретических школ и направлений. Например, ситуативная теория соц.р-ты, теория ролей, психоаналитическая теория и т.д.

3.Операциональные принципы раскрываются через индивидуальные смысловые категории, принятые в той или иной профессии. они выражаются в тех операциях, которые использует соц.р-к при взаимодействие с клиентом и при решении его проблемы.

4.Этические принципы социальной работы определяют нормированное поведение социального работника. Например, принцип компетентности, моральной ответственности перед клиентом, перед обществом, перед профессией и коллегами.

Принципы соц.работы: (давала Хотемова на лекциях в ПЛ № 34):

-     методологические – объединяют методику работы, развития) – принципы гносеологического подхода, отражение, развитие детерминации;

-     организационно-распорядительные:

●    соц.технологическая компетентность кадров;

●    стимулирование;

●    контроль и проверки исполнения;

●    функциональная определенность;

●    единство правил и обязанностей;

-     психолого-педагогические:

●    комплексный и системный подход к анализу и оценке условий жизнедеятельности клиента и выбору форм и методов работы;

●    индивидуальный подход к личности клиента;

●    целенаправленность и адресность соц.работы;

●    такт и терпимость при общении с клиентами соц.служб;

-     соц.-политические – т.е. те требования, которые зависят от гос.политики:

●    гос.подход к задачам, решаемым в соц.работе;

●    гуманизм и демократизм содержания методов соц.работы;

●    учет конкретных условий жизнедеятельности личности, группы при выборке форм и методов соц.работы;

●    законность и справедливость действий соц.работника, т.е. действия законны, но взыскания административны.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15752. СЕМИОТИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТИ 49.5 KB
  А.В. БОРИСЕНКО Тверь СЕМИОТИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТИ Интерес к работам Ч. Пирса обострившийся в последнее время в значительной мере связан с тем что его концепция знака оказалась в большей степени адекватна современным представлениям о природе комм...
15753. АРХИТЕКТОНИКА И СТРУКТУРА ТЕКСТА: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ (НА МАТЕРИАЛЕ РАССКАЗА И.А. БУНИНА «ПРЕОБРАЖЕНИЕ») 50.5 KB
  Л.Ю. ЧУНЁВА Тверь АРХИТЕКТОНИКА И СТРУКТУРА ТЕКСТА: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ НА МАТЕРИАЛЕ РАССКАЗА И.А. БУНИНА ПРЕОБРАЖЕНИЕ Понятие архитектоника часто встречается в литературоведческих исследованиях1 но его значение пока остается неопределенным. Даже в тех р
15754. ПОЭТИКА ОГЛАВЛЕНИЯ (СЕРГЕЙ ЕСЕНИН. «РАДУНИЦА») 99 KB
  Е.В. ВОЙТКЕВИЧ Тверь ПОЭТИКА ОГЛАВЛЕНИЯ СЕРГЕЙ ЕСЕНИН. РАДУНИЦА Оглавление возможности которого как смыслообразующего элемента текста практически не изучены принято рассматривать как вспомогательный элемент текста. Между тем оглавление способно играть в
15755. РУССКИЙ РОК: К ПРОБЛЕМЕ НАУЧНОЙ ДЕФИНИЦИИ 75.5 KB
  О.Э. НИКИТИНА Тверь РУССКИЙ РОК: К ПРОБЛЕМЕ НАУЧНОЙ ДЕФИНИЦИИ Изучение русского рока как национального варианта общекультурного феномена является сравнительно новой сферой научного интереса. Большинство исследований в этой области посвящено решению проблем час
15756. КАМЧАТКА КАК СОСТОЯНИЕ ДУШИ: К ВОПРОСУ О МЕТОДАХ ИССЛЕДОВАНИЯ РУССКОЙ РОК-ПОЭЗИИ 62 KB
  С.А. ПЕТРОВА СанктПетербург КАМЧАТКА КАК СОСТОЯНИЕ ДУШИ: К ВОПРОСУ О МЕТОДАХ ИССЛЕДОВАНИЯ РУССКОЙ РОКПОЭЗИИ Как известно романтизм третьей волны1 не смог бы образоваться без своих предшественников. И при исследовании литературных творений этой традиции конц
15757. ЕКОНОМІЧНА ЕФЕКТИВНІСТЬ РОСЛИННИЦЬКИХ ГАЛУЗЕЙ ТА ШЛЯХИ ЇЇ ПІДВИЩЕННЯ ТОВ «НАТАЛКА» ЯМПІЛЬСЬКОГО РАЙОНУ 676.5 KB
  Питаннями підвищення економічної ефективності виробництва сільськогосподарської продукції займається велика група науковців. Ними розроблені стратегічні аспекти зміцнення сільськогосподарського виробництва в країні, структурної перебудови галузі, підвищення економічної ефективності використання земельних, матеріально-технічних і трудових ресурсів, ціноутворення, формування і функціонування ринків зерна.
15758. История Советской архитектуры 113.5 KB
  Социалистическая революция уничтожила частную собственность на землю и средства производства. Впервые в истории архитектуры не на словах, а на деле стала архитектурой для всего народа, архитектор – государственным деятелем, что в корне изменило социально-идеологическую направленность, а следовательно, и все ценностные критерии архитектуры.
15759. Особенности работы школы по формированию гражданской идентичности младших школьников 199.5 KB
  На основе анализа психолого-педагогической литературы определить теоретическое значение понятия “гражданская идентичность”. Проанализировать психологические особенности младших школьников в контексте развития гражданских качеств личности. Рассмотреть формирование гражданских и патриотических качеств младших школьников как основы гражданской идентичности на уроках.
15760. Объект, предмет, метод и организация статистики промышленности 43 KB
  Тема 1. Объект предмет метод и организация статистики промышленности. Промышленность является основой экономики. Она создает материальнотехническую базу научнотехнического прогресса и средства производства для других отраслей производит большую часть продуктов...