25463

Принципы и методы профессиональной социальной работы

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Принципы и методы профессиональной социальной работы Принципы соц. Именно через применение принципов осуществляется непосредственное соотнесение теоретических положений воплощенныхв категориях и закономерностях с практикой соц. Теория соц.рты выявляет и описывает основные тенденции закономерности разя и функционирования всего комплекса взаимосвязанных компонентов соц.

Русский

2013-08-13

15.61 KB

10 чел.

17. Принципы и методы профессиональной социальной работы

Принципы соц.р-ты явл-ся важнейшими структурными системами логических форм научной теории и основополагающими правилами эмпирической деят-ти. Именно через применение принципов осуществляется непосредственное соотнесение теоретических положений, воплощенныхв категориях и закономерностях с практикой соц.р-ты. Теория соц.р-ты выявляет и описывает основные тенденции, закономерности раз-я и функционирования всего комплекса взаимосвязанных компонентов соц.р-ты. Одно из центральных мест в содержании механизма соц.работы принадлежит принципам соц.р-ты, которые наряду с закономерностями обеспечивают научность социальной работы. Принципы соц.работы – это основополагающие идеи, положения, правила и нормы поведения органов соц.р-ты, обусловленные требованиями объективных закономерностей раз-я и функционирования соц.процессов, требованиями передовой практики. Выделяются следующие принципы теории соц.р-ты (Холостова «Теория соц.р-ты»):

1.общефилософские (лежат в основе всех наук об общ-ве, человеке и механизмах их взаимодействия) – принцип детерминизма (причинно-следственная связь), отражения (объективной действительности в сознании и поведении), развития (ничто не стоит на месте, а постоянно раз-ся), историзма (любые явл-я рассматриваются на конкретно исторической ситуации, на конкретном этапе, не оторвано), единства сознания и деятельности, неразрывной связи индивида и его соц.среды.

Следующие группы принципов явл-ся менее узкими по содержанию, но также охватывают различные стороны соц.р-ты.

2.социально-политические – выражают требования, которые обусловлены зависимостью содержания и направленности соц.р-ты от соц.пол-ки гос-ва. Это и определяет подходы к выбору приоритетов в социальной защите населения. Это принципы – единство гос.подхода в сочетании с региональными особенностями соц.работы, демократизм ее содержания и методов, учет конкретных условий жизнедеят-ти личности или соц.группы при выборе форм и методов соц.р-ты с ними, законность и справедливость деят-ти соц.р-ка.

3.Организационные – социально-технологическая компетентность кадров, принцип контроля и проверки исполнения, принцип функциональной определенности, принцип единства прав и обязанностей, полномочий и отвественности.

4.Психолого-педагогические – выражают требования к выбору средств психолого-педагогического воздействия на клиентов соц.служб, необходимость учета индивидуальных хар-к. К ним относятся–комплексный анализ оценки условий жизнедеят-ти клиентов и выбора форм и методов работы с ними, индивидуальный подход, целенаправленность и адресность соц.работы.

Специфические принципы соц.р-ты определяют осн-е правила деятельности в сфере оказания соц.услуг населению.

1.Принцип универсальности – исключение дискриминации при оказании соц.помощи по любым признакам нац-го, расового, возрастного, политического хар-ра.

2.Принцип охраны соц.прав – защита прав личности.

3.Принцип социального реагирования – осознание необходимости принимать меры по выявленным соц.проблемам, действовать в соответствии с конкретными обстоятельствами соц.ситуации клиента.

4.Принцип профилактической направленности – предпринимать усилия по превенции возникновения соц.проблем и жизненных затруднений клиентов или по предупреждению отягощения уже возникших проблем.

5.Принцип клиентоцентризма – признание приоритета прав клиента во всех случаях, кроме тех, где это противоречит правам и интересам других людей.

6.Принцип опоры на собстенные силы подчеркивает субъективную роль клиента, его активную позицию в разрешении своих проблем.

7.Принцип максимизации соц.ресурсов – каждая соц.система с неизбежностью выделяет минимум средств на оказание соц.помощи своему нас-ю. Надо изыскивать дополнительные источники помощи.

8.Принцип конфиденциальности – информация о клиенте м.б. использована только в профессиональных целях.

9.Принцип толерантности – терпимость к клиентам.

Гуслякова, Холостова: Общефилософские; Общие принципы соц.наук – принцип соц.обусловленности (явление обусловлено соц. связями), соц. значимости (насколько явление значимо в обществе); Специфические принципы соц. работы – принцип гуманизма, коммуникативности (обмен информацией), вариативности соц. помощи (разнообразие вариантов при решении проблем).

Фирсов М.В., Студенова Е.Г. условно разделяют принципы социальной работы на следующие группы:

1.Общие принципы социальной работы, отражающие стратегии соц.р-ты во всех ее познавательных и практических направлениях. К ним относят:

принцип активизации (самостоятельность объектов помощи в их политической, правовой, эконом-й независимости и в решении своих проблем);

принцип «среда – личность» (объект изменения – среда, связь личности и среды);

принцип «личность – среда» (объект изменения – личность, не существует фатальной зависимости человека от среды, которая также изменяется под воздействием индивидуальных преобразований отдельных субъектов);

принцип «здесь и теперь» (установка на процесс взаимодействия и познания соц.р-ка клиента, где актуализируются мысли, чувства, события, имеющие место непосредственно в данное время);

принцип «там и тогда» (фокусирование внимания на прошлом опыте клиента, его жизненных ситуаций);

принцип «я и другие» (учет совокупности воздействий на клиента).

2.Концептуальные принципы соц.р-ты, характерны для теоретических школ и направлений. Например, ситуативная теория соц.р-ты, теория ролей, психоаналитическая теория и т.д.

3.Операциональные принципы раскрываются через индивидуальные смысловые категории, принятые в той или иной профессии. они выражаются в тех операциях, которые использует соц.р-к при взаимодействие с клиентом и при решении его проблемы.

4.Этические принципы социальной работы определяют нормированное поведение социального работника. Например, принцип компетентности, моральной ответственности перед клиентом, перед обществом, перед профессией и коллегами.

Принципы соц.работы: (давала Хотемова на лекциях в ПЛ № 34):

-     методологические – объединяют методику работы, развития) – принципы гносеологического подхода, отражение, развитие детерминации;

-     организационно-распорядительные:

●    соц.технологическая компетентность кадров;

●    стимулирование;

●    контроль и проверки исполнения;

●    функциональная определенность;

●    единство правил и обязанностей;

-     психолого-педагогические:

●    комплексный и системный подход к анализу и оценке условий жизнедеятельности клиента и выбору форм и методов работы;

●    индивидуальный подход к личности клиента;

●    целенаправленность и адресность соц.работы;

●    такт и терпимость при общении с клиентами соц.служб;

-     соц.-политические – т.е. те требования, которые зависят от гос.политики:

●    гос.подход к задачам, решаемым в соц.работе;

●    гуманизм и демократизм содержания методов соц.работы;

●    учет конкретных условий жизнедеятельности личности, группы при выборке форм и методов соц.работы;

●    законность и справедливость действий соц.работника, т.е. действия законны, но взыскания административны.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79914. УСНИЙ ЖУРНАЛ «ДВАДЦЯТИЛІТНІЙ ШЛЯХ НА ГОЛГОФУ» 112.5 KB
  Мета: ознайомити учнів із життєвим шляхом поета світового рівня, борця за справедливість; навчати розумінню, що таке добро і зло, в чому сенс людського життя, щастя; переконати, що правдиве слово митця будило совість нації; формувати високі моральні якості; виховувати національну гідність і свідомість.
79915. Виховна година «Хто вам сказав, що я слабка...» 161 KB
  Викладач Ні я жива Я буду вічно жити Я в серці маю те що не вмирає Так писала відома українська поетеса Леся Петрівна Косач. На шлях я вийшла ранньою весною І тихий спів несмілий заспівала Леся Українка пройшла великий шлях перемоги духу над стражданням тіла і проявами буденності життя.
79916. Счастливый случай 1.84 MB
  Все вопросы заданы скорее в шутку. Однако даже самые трудные из этих вопросов все равно предназначены для забавы. Участники быстро отвечают на вопросы. Вы слушайте вопросы Ни пуха ни пера Любой предмет в физике.
79917. Рідна школа, рідна сім’я – тут зростає доля моя… 473 KB
  Посібник містить тести для батьків, які допомагають діагностувати проблеми сімей, виявити характер стосунків, взаєморозуміння між членами родини, дає практичні рекомендації щодо підготовки дитини до школи, кращої її адаптації.
79918. Сценарій виховного заходу «Школа – країна дивовижних мрій» 67 KB
  У школі сьогодні свято Зібралось гостей багато. Розмова дітей А моя мама вчилася в нашій школі. І моя мама працює у нашій школі вчителем. А мій тато шахтар а мій водій а мій програміст Вчитель: Діти тихо тихо Так і є багато ваших батьків вчилися в нашій школі а тепер вони стали дорослі стали батьками...
79919. Страна превратится в пустыню, если семья не станет святыней 45 KB
  Показать учащимся необходимость ценить и уважать свою семью, чтобы обеспечить благополучие и процветание своей страны. Познакомить детей с понятиями «семья», «генеалогия», «генеалогическое древо». Научить учащихся составлять родословную своей семьи. Показать основы для дальнейшего изучения истории поколений.
79920. КЛАССНЫЙ ЧАС ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ: «СЕМЬЯ — КЛЮЧ К СЧАСТЬЮ» 36.5 KB
  А что же должно быть между двумя молодыми людьми чтобы они захотели создать семью Правильно любовь А что же такое любовь Лично для меня любовь это любовь к моим родителям их я люблю дочерней любовью. Это любовь к моим детям их я люблю материнской любовью. Это любовь к моему мужу его я люблю женской любовью.
79921. Вивчення проблеми сенсу буття та призначення людини на Землі за творами Річарда Баха «Чайка Джонатан Лівінгстон» та Пауло Коельо «Алхімік» 185.5 KB
  Ніколи людині не було байдужим питання про сутність її призначення, місію на Землі. Пошук істини виправдовував зміст життя, приводив до відкриттів, які окриляли, запевняли: не дарма, не дарма... Складався досвід, життєстверджуючий, ґрунтовний. Здавалось би, повтори, доповни своїм.
79922. Гра «Щасливий випадок» 46 KB
  Мета: Показати учням красу та багатство української мови, викликати навички бажання вивчати її, збагачувати її, збагачувати свій словниковий запас; розвивати навички виразного читання, усне мовлення учнів, кмітливість. Виховувати любов і повагу до своєї Батьківщини, свого народу, рідної мови