25463

Принципы и методы профессиональной социальной работы

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Принципы и методы профессиональной социальной работы Принципы соц. Именно через применение принципов осуществляется непосредственное соотнесение теоретических положений воплощенныхв категориях и закономерностях с практикой соц. Теория соц.рты выявляет и описывает основные тенденции закономерности разя и функционирования всего комплекса взаимосвязанных компонентов соц.

Русский

2013-08-13

15.61 KB

10 чел.

17. Принципы и методы профессиональной социальной работы

Принципы соц.р-ты явл-ся важнейшими структурными системами логических форм научной теории и основополагающими правилами эмпирической деят-ти. Именно через применение принципов осуществляется непосредственное соотнесение теоретических положений, воплощенныхв категориях и закономерностях с практикой соц.р-ты. Теория соц.р-ты выявляет и описывает основные тенденции, закономерности раз-я и функционирования всего комплекса взаимосвязанных компонентов соц.р-ты. Одно из центральных мест в содержании механизма соц.работы принадлежит принципам соц.р-ты, которые наряду с закономерностями обеспечивают научность социальной работы. Принципы соц.работы – это основополагающие идеи, положения, правила и нормы поведения органов соц.р-ты, обусловленные требованиями объективных закономерностей раз-я и функционирования соц.процессов, требованиями передовой практики. Выделяются следующие принципы теории соц.р-ты (Холостова «Теория соц.р-ты»):

1.общефилософские (лежат в основе всех наук об общ-ве, человеке и механизмах их взаимодействия) – принцип детерминизма (причинно-следственная связь), отражения (объективной действительности в сознании и поведении), развития (ничто не стоит на месте, а постоянно раз-ся), историзма (любые явл-я рассматриваются на конкретно исторической ситуации, на конкретном этапе, не оторвано), единства сознания и деятельности, неразрывной связи индивида и его соц.среды.

Следующие группы принципов явл-ся менее узкими по содержанию, но также охватывают различные стороны соц.р-ты.

2.социально-политические – выражают требования, которые обусловлены зависимостью содержания и направленности соц.р-ты от соц.пол-ки гос-ва. Это и определяет подходы к выбору приоритетов в социальной защите населения. Это принципы – единство гос.подхода в сочетании с региональными особенностями соц.работы, демократизм ее содержания и методов, учет конкретных условий жизнедеят-ти личности или соц.группы при выборе форм и методов соц.р-ты с ними, законность и справедливость деят-ти соц.р-ка.

3.Организационные – социально-технологическая компетентность кадров, принцип контроля и проверки исполнения, принцип функциональной определенности, принцип единства прав и обязанностей, полномочий и отвественности.

4.Психолого-педагогические – выражают требования к выбору средств психолого-педагогического воздействия на клиентов соц.служб, необходимость учета индивидуальных хар-к. К ним относятся–комплексный анализ оценки условий жизнедеят-ти клиентов и выбора форм и методов работы с ними, индивидуальный подход, целенаправленность и адресность соц.работы.

Специфические принципы соц.р-ты определяют осн-е правила деятельности в сфере оказания соц.услуг населению.

1.Принцип универсальности – исключение дискриминации при оказании соц.помощи по любым признакам нац-го, расового, возрастного, политического хар-ра.

2.Принцип охраны соц.прав – защита прав личности.

3.Принцип социального реагирования – осознание необходимости принимать меры по выявленным соц.проблемам, действовать в соответствии с конкретными обстоятельствами соц.ситуации клиента.

4.Принцип профилактической направленности – предпринимать усилия по превенции возникновения соц.проблем и жизненных затруднений клиентов или по предупреждению отягощения уже возникших проблем.

5.Принцип клиентоцентризма – признание приоритета прав клиента во всех случаях, кроме тех, где это противоречит правам и интересам других людей.

6.Принцип опоры на собстенные силы подчеркивает субъективную роль клиента, его активную позицию в разрешении своих проблем.

7.Принцип максимизации соц.ресурсов – каждая соц.система с неизбежностью выделяет минимум средств на оказание соц.помощи своему нас-ю. Надо изыскивать дополнительные источники помощи.

8.Принцип конфиденциальности – информация о клиенте м.б. использована только в профессиональных целях.

9.Принцип толерантности – терпимость к клиентам.

Гуслякова, Холостова: Общефилософские; Общие принципы соц.наук – принцип соц.обусловленности (явление обусловлено соц. связями), соц. значимости (насколько явление значимо в обществе); Специфические принципы соц. работы – принцип гуманизма, коммуникативности (обмен информацией), вариативности соц. помощи (разнообразие вариантов при решении проблем).

Фирсов М.В., Студенова Е.Г. условно разделяют принципы социальной работы на следующие группы:

1.Общие принципы социальной работы, отражающие стратегии соц.р-ты во всех ее познавательных и практических направлениях. К ним относят:

принцип активизации (самостоятельность объектов помощи в их политической, правовой, эконом-й независимости и в решении своих проблем);

принцип «среда – личность» (объект изменения – среда, связь личности и среды);

принцип «личность – среда» (объект изменения – личность, не существует фатальной зависимости человека от среды, которая также изменяется под воздействием индивидуальных преобразований отдельных субъектов);

принцип «здесь и теперь» (установка на процесс взаимодействия и познания соц.р-ка клиента, где актуализируются мысли, чувства, события, имеющие место непосредственно в данное время);

принцип «там и тогда» (фокусирование внимания на прошлом опыте клиента, его жизненных ситуаций);

принцип «я и другие» (учет совокупности воздействий на клиента).

2.Концептуальные принципы соц.р-ты, характерны для теоретических школ и направлений. Например, ситуативная теория соц.р-ты, теория ролей, психоаналитическая теория и т.д.

3.Операциональные принципы раскрываются через индивидуальные смысловые категории, принятые в той или иной профессии. они выражаются в тех операциях, которые использует соц.р-к при взаимодействие с клиентом и при решении его проблемы.

4.Этические принципы социальной работы определяют нормированное поведение социального работника. Например, принцип компетентности, моральной ответственности перед клиентом, перед обществом, перед профессией и коллегами.

Принципы соц.работы: (давала Хотемова на лекциях в ПЛ № 34):

-     методологические – объединяют методику работы, развития) – принципы гносеологического подхода, отражение, развитие детерминации;

-     организационно-распорядительные:

●    соц.технологическая компетентность кадров;

●    стимулирование;

●    контроль и проверки исполнения;

●    функциональная определенность;

●    единство правил и обязанностей;

-     психолого-педагогические:

●    комплексный и системный подход к анализу и оценке условий жизнедеятельности клиента и выбору форм и методов работы;

●    индивидуальный подход к личности клиента;

●    целенаправленность и адресность соц.работы;

●    такт и терпимость при общении с клиентами соц.служб;

-     соц.-политические – т.е. те требования, которые зависят от гос.политики:

●    гос.подход к задачам, решаемым в соц.работе;

●    гуманизм и демократизм содержания методов соц.работы;

●    учет конкретных условий жизнедеятельности личности, группы при выборке форм и методов соц.работы;

●    законность и справедливость действий соц.работника, т.е. действия законны, но взыскания административны.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

3567. Апаратні та програмні складові електронно-обчислювальної машини. 46 KB
  Апаратні та програмні складові електронно-обчислювальної машини. Персональний комп’ютер можна представити з допомогою двох невід’ємних складових частин: апаратна частина, програмне забезпечення. Апаратні складові частини можна розділити ...
3568. Основи мови С# 302 KB
  Основи мови С# Створення мови C# Не зважаючи на те, що курс Алгоритмізації та програмування , як одним із своїх компонентів, передбачає реалізацію розроблених алгоритмів на існуючих мовах програмування. Я хотів би зупинитися на деяких особливостях м...
3569. Типи даних C# 88.5 KB
  Типи даних C# Цей розділ присвячений універсальній системі типів .NET Common Type System (CTS), яка знаходиться в центрі Microsoft .NET Framework. CTS визначає не тільки всі типи, але і правила, яким Common Language Runtime (CLR) слідує відносно ого...
3570. Синтаксис мови програмування C# 164.5 KB
  Синтаксис мови програмування C# У цьому розділі ми розглянемо основу будь-якої мови програмування — його здатність виконувати привласнення і порівняння за допомогою операторів. Ми побачимо, які оператори є в С# і яке їх старшинство, а потім заг...
3571. Введення в C#. Створення консольних додатків 1.45 MB
  Введення в C#. Створення консольних додатків Мова C# (вимовляється Си-Шарп) - це мова програмування від компанії Microsoft. Він входить у версію Visual Studio - Visual Studio.NET. Крім C# в Visual Studio.NET входять Visual Basic.NET й Visual C++. Од...
3572. Алгоритми роботи з цілими числами 54 KB
  Тип ціле число є основним для будь-якої алгоритмічної мови. Зв'язано це з тим, що вміст комірки пам'яті або регістра процесора можна розглядати як ціле число. Адреси елементів пам'яті також являють собою цілі числа, з їхньою допомогою записуються машинні команди й т.д...
3573. Алгоритми роботи з дійсними числами 89.5 KB
  Дійсні числа представляються в комп'ютері в так названої експонентної, або плаваючої, форми. Дійсне число r має вигляд
3574. Особистість вчителя в реалізації науково – методичного проекту для успішного розвитку творчої особистості учня 24.65 KB
  Особистість вчителя в реалізації науково – методичного проекту для успішного розвитку творчої особистості учня Як удосконалити себе як вчителя, як готувати учня до життя, яка особистість потрібна суспільству сьогодні та як вчити, виховувати. За...
3575. Наші друзі – дельфіни. Виконання композиції аквареллю з використанням нетрадиційних методів малювання. 49 KB
  Наші друзі – дельфіни. Виконання композиції аквареллю з використанням нетрадиційних методів малювання. Мета: учити спостерігати характерні риси тварин; формувати вміння вибирати формат, виконувати динамічну і статичну композиції, компонувати фі...