25463

Принципы и методы профессиональной социальной работы

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Принципы и методы профессиональной социальной работы Принципы соц. Именно через применение принципов осуществляется непосредственное соотнесение теоретических положений воплощенныхв категориях и закономерностях с практикой соц. Теория соц.рты выявляет и описывает основные тенденции закономерности разя и функционирования всего комплекса взаимосвязанных компонентов соц.

Русский

2013-08-13

15.61 KB

9 чел.

17. Принципы и методы профессиональной социальной работы

Принципы соц.р-ты явл-ся важнейшими структурными системами логических форм научной теории и основополагающими правилами эмпирической деят-ти. Именно через применение принципов осуществляется непосредственное соотнесение теоретических положений, воплощенныхв категориях и закономерностях с практикой соц.р-ты. Теория соц.р-ты выявляет и описывает основные тенденции, закономерности раз-я и функционирования всего комплекса взаимосвязанных компонентов соц.р-ты. Одно из центральных мест в содержании механизма соц.работы принадлежит принципам соц.р-ты, которые наряду с закономерностями обеспечивают научность социальной работы. Принципы соц.работы – это основополагающие идеи, положения, правила и нормы поведения органов соц.р-ты, обусловленные требованиями объективных закономерностей раз-я и функционирования соц.процессов, требованиями передовой практики. Выделяются следующие принципы теории соц.р-ты (Холостова «Теория соц.р-ты»):

1.общефилософские (лежат в основе всех наук об общ-ве, человеке и механизмах их взаимодействия) – принцип детерминизма (причинно-следственная связь), отражения (объективной действительности в сознании и поведении), развития (ничто не стоит на месте, а постоянно раз-ся), историзма (любые явл-я рассматриваются на конкретно исторической ситуации, на конкретном этапе, не оторвано), единства сознания и деятельности, неразрывной связи индивида и его соц.среды.

Следующие группы принципов явл-ся менее узкими по содержанию, но также охватывают различные стороны соц.р-ты.

2.социально-политические – выражают требования, которые обусловлены зависимостью содержания и направленности соц.р-ты от соц.пол-ки гос-ва. Это и определяет подходы к выбору приоритетов в социальной защите населения. Это принципы – единство гос.подхода в сочетании с региональными особенностями соц.работы, демократизм ее содержания и методов, учет конкретных условий жизнедеят-ти личности или соц.группы при выборе форм и методов соц.р-ты с ними, законность и справедливость деят-ти соц.р-ка.

3.Организационные – социально-технологическая компетентность кадров, принцип контроля и проверки исполнения, принцип функциональной определенности, принцип единства прав и обязанностей, полномочий и отвественности.

4.Психолого-педагогические – выражают требования к выбору средств психолого-педагогического воздействия на клиентов соц.служб, необходимость учета индивидуальных хар-к. К ним относятся–комплексный анализ оценки условий жизнедеят-ти клиентов и выбора форм и методов работы с ними, индивидуальный подход, целенаправленность и адресность соц.работы.

Специфические принципы соц.р-ты определяют осн-е правила деятельности в сфере оказания соц.услуг населению.

1.Принцип универсальности – исключение дискриминации при оказании соц.помощи по любым признакам нац-го, расового, возрастного, политического хар-ра.

2.Принцип охраны соц.прав – защита прав личности.

3.Принцип социального реагирования – осознание необходимости принимать меры по выявленным соц.проблемам, действовать в соответствии с конкретными обстоятельствами соц.ситуации клиента.

4.Принцип профилактической направленности – предпринимать усилия по превенции возникновения соц.проблем и жизненных затруднений клиентов или по предупреждению отягощения уже возникших проблем.

5.Принцип клиентоцентризма – признание приоритета прав клиента во всех случаях, кроме тех, где это противоречит правам и интересам других людей.

6.Принцип опоры на собстенные силы подчеркивает субъективную роль клиента, его активную позицию в разрешении своих проблем.

7.Принцип максимизации соц.ресурсов – каждая соц.система с неизбежностью выделяет минимум средств на оказание соц.помощи своему нас-ю. Надо изыскивать дополнительные источники помощи.

8.Принцип конфиденциальности – информация о клиенте м.б. использована только в профессиональных целях.

9.Принцип толерантности – терпимость к клиентам.

Гуслякова, Холостова: Общефилософские; Общие принципы соц.наук – принцип соц.обусловленности (явление обусловлено соц. связями), соц. значимости (насколько явление значимо в обществе); Специфические принципы соц. работы – принцип гуманизма, коммуникативности (обмен информацией), вариативности соц. помощи (разнообразие вариантов при решении проблем).

Фирсов М.В., Студенова Е.Г. условно разделяют принципы социальной работы на следующие группы:

1.Общие принципы социальной работы, отражающие стратегии соц.р-ты во всех ее познавательных и практических направлениях. К ним относят:

принцип активизации (самостоятельность объектов помощи в их политической, правовой, эконом-й независимости и в решении своих проблем);

принцип «среда – личность» (объект изменения – среда, связь личности и среды);

принцип «личность – среда» (объект изменения – личность, не существует фатальной зависимости человека от среды, которая также изменяется под воздействием индивидуальных преобразований отдельных субъектов);

принцип «здесь и теперь» (установка на процесс взаимодействия и познания соц.р-ка клиента, где актуализируются мысли, чувства, события, имеющие место непосредственно в данное время);

принцип «там и тогда» (фокусирование внимания на прошлом опыте клиента, его жизненных ситуаций);

принцип «я и другие» (учет совокупности воздействий на клиента).

2.Концептуальные принципы соц.р-ты, характерны для теоретических школ и направлений. Например, ситуативная теория соц.р-ты, теория ролей, психоаналитическая теория и т.д.

3.Операциональные принципы раскрываются через индивидуальные смысловые категории, принятые в той или иной профессии. они выражаются в тех операциях, которые использует соц.р-к при взаимодействие с клиентом и при решении его проблемы.

4.Этические принципы социальной работы определяют нормированное поведение социального работника. Например, принцип компетентности, моральной ответственности перед клиентом, перед обществом, перед профессией и коллегами.

Принципы соц.работы: (давала Хотемова на лекциях в ПЛ № 34):

-     методологические – объединяют методику работы, развития) – принципы гносеологического подхода, отражение, развитие детерминации;

-     организационно-распорядительные:

●    соц.технологическая компетентность кадров;

●    стимулирование;

●    контроль и проверки исполнения;

●    функциональная определенность;

●    единство правил и обязанностей;

-     психолого-педагогические:

●    комплексный и системный подход к анализу и оценке условий жизнедеятельности клиента и выбору форм и методов работы;

●    индивидуальный подход к личности клиента;

●    целенаправленность и адресность соц.работы;

●    такт и терпимость при общении с клиентами соц.служб;

-     соц.-политические – т.е. те требования, которые зависят от гос.политики:

●    гос.подход к задачам, решаемым в соц.работе;

●    гуманизм и демократизм содержания методов соц.работы;

●    учет конкретных условий жизнедеятельности личности, группы при выборке форм и методов соц.работы;

●    законность и справедливость действий соц.работника, т.е. действия законны, но взыскания административны.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75506. Пользовательские права (1С) 111 KB
  Пользовательские права 1С В Конфигураторе системы разделены функции создания набора пользовательских прав и создания пользователей. Количество наборов пользовательских прав в системе практически не ограничено. Доступ к списку наборов прав текущей конфигурации осуществляется через закладку Права окна Конфигурация. Внешний вид списка наборов прав зависит от положения переключателей Список Таблица в меню Действия главного меню Конфигуратора.
75507. Характеристика языка SQL. Структура запроса к базе данных 49 KB
  Например обозначение SC DESC указывает можно выбрать один из терминов SC или DESC; когда же один из элементов выбора заключен в квадратные скобки то это означает что он выбирается по умолчанию так [SC] DESC означает что отсутствие всей этой конструкции будет восприниматься как выбор SC; точка с запятой ; завершающий элемент предложений SQL; запятая используется для разделения элементов списков; пробелы могут вводиться для повышения наглядности между любыми синтаксическими конструкциями предложений SQL; прописные...
75508. Формирование и ввод исходных данных в системе 1С: Предприятие 23.5 KB
  Внимательно изучить нижеследующие задания и осуществить первичное заполнение справочников. В Плане счетов (меню «Операции» → раздел «План счетов») ввести активно-пассивный счет 38 «Пробный счет», который будет иметь количественный учет и субконто «Резервы».
75509. Средства разработки приложений БД 28 KB
  Средства разработки приложений БД Программы с помощью которых пользователи работают с базой данных называются приложениями. В общем случае с одной базой данных могут работать множество различных приложений. Например если база данных моделирует некоторое предприятие то для работы с ней может быть создано приложение которое обслуживает подсистему учета кадров другое приложение может быть посвящено работе подсистемы расчета заработной платы сотрудников третье приложение работает как подсистемы складского учета четвертое приложение...
75510. Регистрация хозяйственных операций (1С) 21 KB
  Ведение финансово-хозяйственных операций неразрывно связан с регистрацией первичных документов и формированию на их основ бухгалтерских проводок. Документы одного вида группируются в журнал. Кроме обычных журналов объединяющих все документы определенного вида видов существует общий журнал в который попадет все документы. Документ может находиться в двух состояниях не проведен и проведен.
75511. Порядок разработки таблицы базы данных в СУБД MS Access 125.5 KB
  В поле этого типа ccess автоматически нумерует строки таблицы в возрастающей последовательности. Каждое поле обладает индивидуальными свойствами по которым можно установить как должны сохраняться отображаться и обрабатываться данные.
75512. Понятие отчета в СУБД Access и его основных элементов 117 KB
  Отчеты представляют собой наилучшее средство представления информации из базы данных в виде печатного документа. По сравнению с другими методами вывода данных на печать отчеты обладают двумя принципиальными преимуществами...
75513. Пояснить создание и настройку отчета в режиме конструктора СУБД Access 22.5 KB
  Настройка отчетов Чтобы изменить размер выделенного элемента управления можно воспользоваться маркерами изменения размера находящимися на сторонах в нижних углах и в правом верхнем углу. Для перемещения невыделенного элемента управления используйте указатель мыши. Если элемент управления имеет присоединенную надпись она перемещается вместе с ним. перемещать элемент управления и присоединенную надпись можно независимо друг от друга с помощью маркеров перемещения расположенных в левых верхних углах элемента управления и надписи.
75514. Понятие перекрестного запроса в СУБД Access 54 KB
  Понятие перекрестного запроса в СУБД ccess С помощью перекрестного запроса можно более наглядно представить данные итоговых запросов предусматривающих группировку по нескольким признакам по двум в частности. Для преобразования итогового запросавыборки необходимо перейти в режим его Конструктора и выполнить команду Запрос Перекрестный. После этого в бланке запроса строка Вывод на экран будет заменена на строку Перекрестная таблица. Вид окна перекрестного запроса Существует возможность вывести данные в перекрестной таблице без создания в...