25467

Философские основания и проблемы социальной работы

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Философские основания и проблемы социальной работы Как система научных знаний соц. Первый раздел включает в себя методологические основы познания законы строгий общий категориальный аппарат; второй сведения практического применения общих теоретических положений относящихся непосредственно к соц. Соц.работник в любой из сфер своей деятельности так или иначе связан с человеком с взаимоотношениями между личностью и коллективом между соц.

Русский

2013-08-13

13.31 KB

15 чел.

15. Философские основания и проблемы социальной работы

Как система научных знаний соц.работа состоит из двух качественно своеобразных, но неразрывно связанных и взаимообусловливающих друг друга разделов: 1) теоретико-методологического и 2) прикладного. Первый раздел включает в себя методологические основы познания, законы, строгий общий категориальный аппарат; второй – сведения практического применения общих теоретических положений, относящихся непосредственно к соц.работе.

Философия связана с практической работой опосредованно, через методологический блок.

Соц.работник в любой из сфер своей деятельности так или иначе связан с человеком, с взаимоотношениями между личностью и коллективом, между соц.группами. Т.е. вся его деятельность направлена на совершенствование человеческих отношений, на то, что мы называем проведением в жизнь идей гуманизма.

Именно в развитии гуманизма заложен основной философский смысл соц.работы.

Концептуальный аппарат философии соц.работы содержит универсальные социокультурные категории: человека, социум, свободу, гуманизм, конфликт, соц.время и пространство, общественную деятельность, образ жизни, душу, соц.экологию и т.д.

Кроме философии как методологии научного познания, как науки о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления важным является использование при подготовке соц.работников и ряда философских дисциплин: логики, эстетики и этики.

Возьмем, к примеру, этику. Основные категории этики – добро и зло, благо, долг, ответственность и другие – имеют в соц.работе 2 значения. С одной стороны, как категории, описывающие определенные отношения, складывающиеся в группе или обществе, с другой – как отношение личности к самой себе, другим людям, различным соц.процессам.

Философия соц.работы ставит проблему личностной регуляции в масштабе жизненного пути, который включает возрастные этапы: детство, юность, молодость, зрелость, старость. Все эти критические точки могут стать точками риска. Возраст человека существует в разных формах: биологический, хронологический, психологический, соц. Жизненный цикл времени индивида, его жизненный путь просматривается, конечно, с позиций человеческой судьбы. Понятие возраста при этом дополняется понятием личностного статуса.

Вообще вопрос о пределах воздействия общества на формирование индивида включает в себя несколько позиций:

  определенную долю конформизма, приспособления к требованиям и запросам внешнего окружения проявляет каждый отдельный человек. На уровне формирования характера происходит компенсация личностных черт, неодобряемых или приемлемых в данной среде;

  приспособление к окружающей среде редко бывает абсолютным;

  уровень соответствия личностных качеств индивидов меняется на протяжении всей жизни;

  сознательный подход человека к своей роли в мире, способен привести к серьезным изменениям личности – от полной адаптации к требованиям среды до протеста против внешних условия и борьбы с ним.

Воздействие человека на общества многосторонне и всепроникающе. Неудовлетворительное овладение соц.-культурными знаниями и навыками может обусловить в дальнейшем неэффективное функционирование индивида в обществе, рассогласование между предписанной соц.ролью и той ролью, которую индивид принимает на себя (инфантилизм).

Роль философии в подготовке специалиста по соц.работе многогранна. Помимо конкретных знаний о различных аспектах человеческого поведения и функционирования общества философия воспитывает также привычку к рефлексии и саморефлексии, т.е. умение подвергать мыслительному анализу различные стороны действительности, собственное поведение, чувства и эмоциональные проявления. Подобная склонность необходима любой коммуникативной профессии. Соц.работник, имеющий дело с индивидами, находящимися в состоянии жизненного затруднения, ущемленными, иногда с деформированной личностью, нуждается в такой деятельности особенно остро.

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12596. Електротехніка і основи електроніки 7.06 MB
  Вступ до дисципліни Електротехніка і основи електроніки 1. До розділу електричні кола. Із курсу фізики відомо що електричні кола − це сукупність джерел і споживачів електричної енергії комутаційної апаратури вимірювальних приладів та зєднувальних провідників. В...
12597. Електротехніка і основи електроніки. Методичні вказівки до виконання контрольних робіт 539.5 KB
  МЕТОДИЧНІ ВКАЗІВКИ ДО ВИКОНАННЯ КОНТРОЛЬНИХ РОБІТ З ДИСЦИПЛІНИ ЕЛЕКТРОТЕХНІКА І ОСНОВИ ЕЛЕКТРОНІКИ Для студентів неелектричних спеціальностей заочної форми навчання Методичні вказівки до виконання контрольних робіт з дисципліни Електротехніка і основи елек
12598. ИСПЫТАНИЕ МЕТАЛЛОВ НА РАСТЯЖЕНИЕ 567.5 KB
  ИСПЫТАНИЕ МЕТАЛЛОВ НА РАСТЯЖЕНИЕ Методические указания к лабораторной работе № 2 по курсу Сопротивление материалов для студентов технических специальностей Испытание металлов на растяжение. Методические указания к лабораторной работе № 2 по курсу Сопрот
12599. ИСПЫТАНИЕ НА СЖАТИЕ РАЗЛИЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ 3.22 MB
  ИСПЫТАНИЕ НА СЖАТИЕ РАЗЛИЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ Методические указания к лабораторной работе № 3 по курсу Сопротивление материалов для студентов технических специальностей Астрахань2009 Составили: Денисова Л.М. ст. преп. кафедры Те
12600. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОДУЛЯ ПРОДОЛЬНОЙ УПРУГОСТИ МАТЕРИАЛА 288.5 KB
  ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОДУЛЯ ПРОДОЛЬНОЙ УПРУГОСТИ МАТЕРИАЛА Методические указания к лабораторной работе № 6 по курсу Сопротивление материалов для студентов технических специальностей Составили: Миронов А.И. к.т.н. доцент кафедры Теоретическая и прикладная мех
12601. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОДУЛЯ СДВИГА СТАЛИ 3.43 MB
  ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОДУЛЯ СДВИГА СТАЛИ Методические указания к лабораторной работе № 8 по курсу Сопротивление материалов для студентов технических специальностей Составил: Денисова Л.М. старший преподаватель кафедры Теоретическая и прикладная механика Миро...
12602. ОПРЕДЕЛЕНИЕ НОРМАЛЬНЫХ НАПРЯЖЕНИЙ ПРИ ПЛОСКОМ ИЗГИБЕ КОНСОЛЬНОЙ БАЛКИ 92 KB
  PAGE 11 ОПРЕДЕЛЕНИЕ НОРМАЛЬНЫХ НАПРЯЖЕНИЙ ПРИ ПЛОСКОМ ИЗГИБЕ КОНСОЛЬНОЙ БАЛКИ Методические указания к выполнению лабораторной работы № 10 по сопротивлению материалов для студентов механических специальностей Автор КРУГЛОВ А.А. к.т.н. доц...
12603. ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЙ КОНСОЛЬНОЙ БАЛКИ 123 KB
  ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЙ КОНСОЛЬНОЙ БАЛКИ Методические указания к выполнению лабораторной работы № 11 по сопротивлению материалов для студентов механических специальностей Автор КРУГЛОВ А.А. к.т.н. доцент кафедры Теоретическая
12604. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЙ ПРИ ИЗГИБЕ БАЛКИ НА ДВУХ ОПОРАХ 111 KB
  ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЙ ПРИ ИЗГИБЕ БАЛКИ НА ДВУХ ОПОРАХ Методические указания к лабораторной работе № 12 по курсу Сопротивление материалов для студентов технических специальностей Составил: Гаращенко П.А. д.т.н. профессор кафедры Теоретическая и прик