25467

Философские основания и проблемы социальной работы

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Философские основания и проблемы социальной работы Как система научных знаний соц. Первый раздел включает в себя методологические основы познания законы строгий общий категориальный аппарат; второй – сведения практического применения общих теоретических положений относящихся непосредственно к соц. Соц.работник в любой из сфер своей деятельности так или иначе связан с человеком с взаимоотношениями между личностью и коллективом между соц.

Русский

2013-08-13

13.31 KB

12 чел.

15. Философские основания и проблемы социальной работы

Как система научных знаний соц.работа состоит из двух качественно своеобразных, но неразрывно связанных и взаимообусловливающих друг друга разделов: 1) теоретико-методологического и 2) прикладного. Первый раздел включает в себя методологические основы познания, законы, строгий общий категориальный аппарат; второй – сведения практического применения общих теоретических положений, относящихся непосредственно к соц.работе.

Философия связана с практической работой опосредованно, через методологический блок.

Соц.работник в любой из сфер своей деятельности так или иначе связан с человеком, с взаимоотношениями между личностью и коллективом, между соц.группами. Т.е. вся его деятельность направлена на совершенствование человеческих отношений, на то, что мы называем проведением в жизнь идей гуманизма.

Именно в развитии гуманизма заложен основной философский смысл соц.работы.

Концептуальный аппарат философии соц.работы содержит универсальные социокультурные категории: человека, социум, свободу, гуманизм, конфликт, соц.время и пространство, общественную деятельность, образ жизни, душу, соц.экологию и т.д.

Кроме философии как методологии научного познания, как науки о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления важным является использование при подготовке соц.работников и ряда философских дисциплин: логики, эстетики и этики.

Возьмем, к примеру, этику. Основные категории этики – добро и зло, благо, долг, ответственность и другие – имеют в соц.работе 2 значения. С одной стороны, как категории, описывающие определенные отношения, складывающиеся в группе или обществе, с другой – как отношение личности к самой себе, другим людям, различным соц.процессам.

Философия соц.работы ставит проблему личностной регуляции в масштабе жизненного пути, который включает возрастные этапы: детство, юность, молодость, зрелость, старость. Все эти критические точки могут стать точками риска. Возраст человека существует в разных формах: биологический, хронологический, психологический, соц. Жизненный цикл времени индивида, его жизненный путь просматривается, конечно, с позиций человеческой судьбы. Понятие возраста при этом дополняется понятием личностного статуса.

Вообще вопрос о пределах воздействия общества на формирование индивида включает в себя несколько позиций:

  определенную долю конформизма, приспособления к требованиям и запросам внешнего окружения проявляет каждый отдельный человек. На уровне формирования характера происходит компенсация личностных черт, неодобряемых или приемлемых в данной среде;

  приспособление к окружающей среде редко бывает абсолютным;

  уровень соответствия личностных качеств индивидов меняется на протяжении всей жизни;

  сознательный подход человека к своей роли в мире, способен привести к серьезным изменениям личности – от полной адаптации к требованиям среды до протеста против внешних условия и борьбы с ним.

Воздействие человека на общества многосторонне и всепроникающе. Неудовлетворительное овладение соц.-культурными знаниями и навыками может обусловить в дальнейшем неэффективное функционирование индивида в обществе, рассогласование между предписанной соц.ролью и той ролью, которую индивид принимает на себя (инфантилизм).

Роль философии в подготовке специалиста по соц.работе многогранна. Помимо конкретных знаний о различных аспектах человеческого поведения и функционирования общества философия воспитывает также привычку к рефлексии и саморефлексии, т.е. умение подвергать мыслительному анализу различные стороны действительности, собственное поведение, чувства и эмоциональные проявления. Подобная склонность необходима любой коммуникативной профессии. Соц.работник, имеющий дело с индивидами, находящимися в состоянии жизненного затруднения, ущемленными, иногда с деформированной личностью, нуждается в такой деятельности особенно остро.

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25099. Смысл жизни 33.5 KB
  Если смысл жизни это как бы объективная оценка значимости существования человека то счастье это сопровождающееся чувство глубокой моральной удовлетворенности личностное переживание полноты своего бытия результатов своей жизнедеятельности. Поэтому счастье всегда связано с ощущением необыкновенного подъема духовных и физических сил стремлением к переживанию всей многомерности бытия а состояние счастья прямо противоположно состоянию пассивности равнодушия инертности. Поэтому счастье это осуществление внутренней свободы процесс...
25100. Категорії естетики 38.5 KB
  Середньовічна естетика яка виробляла своє розуміння гармонії опинилася в складному і суперечливому становищі щодо античної спадщини. Необхідно було обґрунтовувати нову християнську космогонію аби замінити ідею космічної гармонії ієрархією земного і небесного людського і Божого. Нової ідеєю щодо гармонії було уявлення її як тотожності цілого і частини; за нею стояло вчення стоїків і неоплатонівців про єдність мікро і макрокосмосу. Категорії гармонії і міри широко використовувалися й у Новий час проте вони вже не були головними естетичними...