25467

Философские основания и проблемы социальной работы

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Философские основания и проблемы социальной работы Как система научных знаний соц. Первый раздел включает в себя методологические основы познания законы строгий общий категориальный аппарат; второй – сведения практического применения общих теоретических положений относящихся непосредственно к соц. Соц.работник в любой из сфер своей деятельности так или иначе связан с человеком с взаимоотношениями между личностью и коллективом между соц.

Русский

2013-08-13

13.31 KB

14 чел.

15. Философские основания и проблемы социальной работы

Как система научных знаний соц.работа состоит из двух качественно своеобразных, но неразрывно связанных и взаимообусловливающих друг друга разделов: 1) теоретико-методологического и 2) прикладного. Первый раздел включает в себя методологические основы познания, законы, строгий общий категориальный аппарат; второй – сведения практического применения общих теоретических положений, относящихся непосредственно к соц.работе.

Философия связана с практической работой опосредованно, через методологический блок.

Соц.работник в любой из сфер своей деятельности так или иначе связан с человеком, с взаимоотношениями между личностью и коллективом, между соц.группами. Т.е. вся его деятельность направлена на совершенствование человеческих отношений, на то, что мы называем проведением в жизнь идей гуманизма.

Именно в развитии гуманизма заложен основной философский смысл соц.работы.

Концептуальный аппарат философии соц.работы содержит универсальные социокультурные категории: человека, социум, свободу, гуманизм, конфликт, соц.время и пространство, общественную деятельность, образ жизни, душу, соц.экологию и т.д.

Кроме философии как методологии научного познания, как науки о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления важным является использование при подготовке соц.работников и ряда философских дисциплин: логики, эстетики и этики.

Возьмем, к примеру, этику. Основные категории этики – добро и зло, благо, долг, ответственность и другие – имеют в соц.работе 2 значения. С одной стороны, как категории, описывающие определенные отношения, складывающиеся в группе или обществе, с другой – как отношение личности к самой себе, другим людям, различным соц.процессам.

Философия соц.работы ставит проблему личностной регуляции в масштабе жизненного пути, который включает возрастные этапы: детство, юность, молодость, зрелость, старость. Все эти критические точки могут стать точками риска. Возраст человека существует в разных формах: биологический, хронологический, психологический, соц. Жизненный цикл времени индивида, его жизненный путь просматривается, конечно, с позиций человеческой судьбы. Понятие возраста при этом дополняется понятием личностного статуса.

Вообще вопрос о пределах воздействия общества на формирование индивида включает в себя несколько позиций:

  определенную долю конформизма, приспособления к требованиям и запросам внешнего окружения проявляет каждый отдельный человек. На уровне формирования характера происходит компенсация личностных черт, неодобряемых или приемлемых в данной среде;

  приспособление к окружающей среде редко бывает абсолютным;

  уровень соответствия личностных качеств индивидов меняется на протяжении всей жизни;

  сознательный подход человека к своей роли в мире, способен привести к серьезным изменениям личности – от полной адаптации к требованиям среды до протеста против внешних условия и борьбы с ним.

Воздействие человека на общества многосторонне и всепроникающе. Неудовлетворительное овладение соц.-культурными знаниями и навыками может обусловить в дальнейшем неэффективное функционирование индивида в обществе, рассогласование между предписанной соц.ролью и той ролью, которую индивид принимает на себя (инфантилизм).

Роль философии в подготовке специалиста по соц.работе многогранна. Помимо конкретных знаний о различных аспектах человеческого поведения и функционирования общества философия воспитывает также привычку к рефлексии и саморефлексии, т.е. умение подвергать мыслительному анализу различные стороны действительности, собственное поведение, чувства и эмоциональные проявления. Подобная склонность необходима любой коммуникативной профессии. Соц.работник, имеющий дело с индивидами, находящимися в состоянии жизненного затруднения, ущемленными, иногда с деформированной личностью, нуждается в такой деятельности особенно остро.

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84374. Закріплення літери ц. Опрацювання тексту «Циркова залізниця» 56.5 KB
  Ви у цирку побувайте І багато чого взнайте а Словникова робота. А як називається те місце в цирку де відбувається вистава Арена круглий майданчик посередині цирку де виступають артисти цирку. Що вам сподобалося в цьому цирку в Читання оповідання ланцюжком.
84375. Г. Скребицький «Їжачок теж прокинувся» 93 KB
  Мета: Розвивати і удосконалювати техніку читання. Розвивати творчі та пізнавальні інтереси учнів. Виховувати любов до природи. Обладнання: картини Весна. Малюнки тварин. Картки. Хід уроку: Побажаємо собі успіху. Посміхнемося. Нехай гарний настрій допоможе нам.
84376. Закріплення звукових значень букви «зе». Читання слів. Опрацювання тексту 50.5 KB
  Читання слів. Закріпити набуті знання про букву з; її звукове значення; формувати в учнів уміння читати слова з буквою з; удосконалювати вміння робити звуковий та звукоскладовий аналіз слів; розвивати уяву навички виразного читання увагу мислення фонематичний слух пізнавальний...
84377. Вироблення навичок виразного та свідомого читання. Г.Храпач «Вишенька вродила» 62.5 KB
  Мета: Виробляти навички виразного та свідомого читання. Розширити кругозір учнів. Збагачувати словниковий запас. Розвивати пізнавальні та творчі здібності учнів. Виховувати доброзичливе ставлення до оточуючих.
84378. Відпрацювання літературної (дзвінкової) вимови слів з виучуваними звуками (віз, казка, слизько). Заучування скоромовки 58 KB
  Вчити дітей правильно артикулювати звуки [ з ], [ з ]; виправляти в читанні складів та слів з буквою “зе”; збагачувати активний словник учнів; розвивати їх уважність, спостережливість, логічне мислення
84379. Закріплення знань про звук ж, букви Ж, ж (же). Опрацювання народної казки «Лисичка і Журавель» 51.5 KB
  Мета: - закріплювати вміння читати слова, речення з вивченими буквами; формувати навички читання вголос; розвивати зв’язне мовлення, збагачувати словниковий запас учнів; виховувати любов до тварин.
84380. Г. Черінь “Чи ми з природою єдині...”; І. Драч “В товаристві джмеля”; Д. Білоус “Пісенька до куличка”; К. Перелісна “Песик і хлопці” 38.5 KB
  Мета: розвивати образне бачення поетичних картин уміння простежувати взаємозв’язок людини з природою знаходити спільне й відмінне в його зображенні в різних віршах; удосконалювати вміння читати діалоги; знаходити рими.
84381. Добре того вчити, хто хоче все знати. Англійська народна казки «Сорочаче гніздо» 73 KB
  Мета: ознайомити учнів із англійською народною казкою «Сорочаче гніздо», вдосконалювати навики читання школярів, учити стежити за послідовністю описуваних подій, орієнтуватися у структурі тексту; розвивати критичне мислення учнів; виховувати наполегливість у здобутті знань.