25473

Сущность, функции и структура социальной работы

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Сущность функции и структура социальной работы Социальная работа Холостова это разновидность человеческой деятельности цель которой оптимизировать осуществление субъективной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе жизнеобеспечения и деятельности существования личности семьи социальных и др. специалисты стала затем особой профессией получившей название социальной работы. Данная функция ассоциируется с пониманием социальной работы как в узком так и в широком смысле слова; 4.Социальномедицинская функция организация...

Русский

2013-08-13

16.56 KB

60 чел.

16. Сущность, функции и структура социальной работы

Социальная работа (Холостова) – это разновидность человеческой деятельности, цель которой оптимизировать осуществление субъективной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе жизнеобеспечения и деятельности существования личности, семьи, социальных и др. групп и слоев в обществе.

Соединяя в себе черты различных профессий, социальная работа имеет интегральный характер. Помощь нуждающимся, которой занимались ранее педагоги, психологи, медики и др. специалисты, стала затем особой профессией, получившей название социальной работы. Отражая интегральный характер профессиональной помощи нуждающимся, т.с.р. сложилась на стыке различных дисциплин и явилась результатом междисциплинарных исследований. Эффективная помощь нуждающимся предполагает профессионализм, поскольку непрофессиональные помощники часто оказываются некомпетентными в тех или иных вопросах, а также могут выступать в качестве посредников между теми, кто в ней нуждается, и государством, осуществляющим социальную политику. Она может оказываться только людьми, принадлежащими к профессии социального работника. В практической с.р. посредничество реализуется в различных формах: поср в решении правовых, бытовых, медицинско-реабилитационных проблем клиентов; социально-педагогическое; поср в поиске соц. служб и учреждений, способных оказать клиенту необходимую помощь и поддержку; поср в решении трудовых, семейных конфликтах и др.

Под объектом с. р. подразумеваются те, кто нуждается в помощи, а под субъектом – кто её оказывает. То есть с. р. можно рассматривать как взаимодействие между объектом и субъектом, имеющее своим результатом помощь людям в решении встающих перед ними проблем, т.е. улучшение условий их жизни.

К функциям с.р. относятся:

1. Диагностическая - изучение соц.работником особенностей группы людей (или отд. человека), степени влияния на них (или на него) микросреды и постановка «социального диагноза».

2.Прогностическая - программирование и прогнозирование влияния на объекты с.р. всех социальных институтов общества, выработка отдельной модели социального поведения этих объектов;

3.Предупредительно-профилактическая (или социально-терапевтическая) - приведение в действие социально-правовых, юридических, психологических, социально-медицинских, педагогических и других механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений, организация социотерапевтической, социально-бытовой, психолого-педагогической, медицинской, юридической и иной помощи нуждающимся, обеспечение защиты прав семьи, женщин, подростков, детей, молодежи. Таким образом, предупредительно-профилактическая функция предполагает не толь ко оказание всевозможной помощи и поддержки оступившимся лю дям и слабо защищенным слоям населения, но и предупреждение всевозможных негативных последствий их поведения или деятельности. Данная функция ассоциируется с пониманием социальной работы как в узком, так и в широком смысле слова;

4.Правозащатаая функция — использование всего комплекса законов и правовых норм, направленных на оказание помощи и поддержки, защиту населения — как проживающего внутри страны, так и той его части, которая по тем или иным причинам оказалась за ее пределами;

5.Социально-педагогическая функция — выявление интересов и потребностей людей в различных видах деятельности (культурно-досуговая, спортивно-оздоровительная, а также техническое и художественное творчество, туризм) и привлечение к работе с ними различных учреждений, организаций, общественных, творческих и других союзов, специалистов, тренеров, организаторов культурно-досуговой деятельности и др.;

6.Соцаально-психологическая функция различные виды консультирования и коррекции межличностных отношений, помощь в социальной адаптации и социальной реабилитаций всем нуждающимся;

7.Социально-медицинская функция — организация работы по профилактике заболеваний, помощь в овладении основами первой медицинской помощи, культуры питания, санитарно-гигиеническими нормами, организация работы по планированию семьи, формирование ответственного отношения к репродуктивному и сексуальному поведению, содействие подготовке молодежи к семейной жизни, развитие трудотерапии, способствование формированию здорового образа жизни;

8.Социально-бытовая функция — способствование в оказании не обходимой помощи различным категориям насёления (инвалидам, людям пожилого возраста, молодым семьям и др.), в улучшении их жилищных условий, организации нормального быта;

9.Коммунакатавная функция — установление контактов с нуждающимся в той или иной помощи и поддержке, организация обмена информацией, способствование включению различных институтов общества в деятельность социальных служб;

10.Рекламно-проiгагандастская функция — организация рекламы социальных услуг, пропаганда идей социальной защиты человека;

11.Нравственно функция (своеобразная концентрация определенных свойств всех других функций) — придание социальной работе высоких гуманистических целей, создание условий для достойного функционирования человека, групп и слоев в обществе;

12.Организационная функция — способствование организации социальных служб на предприятиях и в учреждениях, а также по месту жительства, привлечение к их работе общественн9сти, направление деятельности социальных служб на оказание различных видов помощи и социальных услуг населению, в первую очередь слабозащищенным слоям и группам, отдельным личностям.

Функции социальной работы определяют ее  уровни. Основания для определения уровней социальной работы могут быть различными. В зависимости от масштабности социальная работа может проводиться на федеральном, региональном, местном и индивидуальном уровнях.

Содержание федерального уровня определяется прежде всего законодательной и социальной политикой государства, управлением социальной защитой населения в масштабе страны.

Региональный уровень социальной работы во многом предопределяется ее федеральным уровнем, является производным от него. Это находит конкретное выражение как в реализации законодательных или нормативных актов федерального значения, так и их адаптации к особенностям тех или иных субъектов страны, что имеет важное значение в России, характеризующейся разнообразием климатических, природных и других условий. На региональном уровне социальная работа приобретает, таким образом, более конкретный, содержательный характер.

Местный уровень социальной работы определяется конкретной направленностью на конкретные объекты; социальная работа осуществляется главным образом различного рода социальными службами, профессиональными социальными работниками и добровольцами.

Индивидуально-личностный уровень — это работа с клиентом на основе его запросов, применения техник и методик индивидуальной работы. В зависимости от конкретных объектов социальная работа может проводиться как с отдельным индивидом, так и семьей, тем или иным слоем (группой), населением в целом (социально-групповой). Как феномен общественной жизни социальная работа должна быть рассмотрена не только как практический вид специфической деятельности, но и как наука, и как учебная дисциплина или цикл учебных дисциплин (общественный).

Структура соц.работы состоит из нескольких компонентов. Это – субъект, содержание, управление, объект и связывающие их в единое целое средства, функции и цели.

Объектом соц.работы служат люди, нуждающиеся в посторонней помощи: старики, инвалиды, дети, люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Зачастую это маргинальные слои – стоящие на краю (семьи, имеющие неблагополучные условия; дети и подростки; взрослые граждане; люди преклонного возраста).

Все функции по оказанию помощи нуждающимся выполняет субъект соц.работы (люди, занимающиеся соц.работой профессионально или на общественных началах; люди, обучающие этому занятию; исследователи; административные структуры; предприятия и трудовые коллективы; государственные органы; общественные и религиозные организации и др.).

Следующим компонентом соц.работы как системы является ее содержание. Оно непосредственно вытекает из функций работы (информационная, диагностическая, прогностическая, организационная, психолого-педагогическая, оказание практической помощи, управленческая).

Соц.работа осуществляется с помощью средств. Средствами называют все те предметы, орудия, приспособления, действия, с помощью которых достигаются цели деятельности.

Соц.работа немыслима без такого компонента, как управление. Оно включает в себя оценку состояния объекта, планирование, выработку и принятие решения, учет и контроль, координацию, организационное и материально-техническое обеспечение, подбор, подготовку и воспитание кадров соц.работы.

Перечисленные компоненты составляют структуру соц.работы. Деятельность становится системой, когда ее компоненты связываются в единое целое с помощью функций и целей. Цель – образ предмета, который человек хочет получить в результате своей деятельности. Самая общая цель соц.работы – удовлетворить потребности своих клиентов. Этой цели подчиняется вся деятельность субъекта, в соответствии с ней складывается содержание, организуется управление, подбираются адекватные средства, формы и методы соц.работы. Цель, как видно, связывает компоненты соц.работы в единое целое, делает их единой системой.

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59718. на тему: Структура уроку української мови проблема структури уроку вимагає переосмислення Основною мето. 87.5 KB
  Сказане насамперед стосується таких модулів як принципи і методи навчання урок зокрема структурування уроку. Організація такого процесу значною мірою залежить від структурування уроку.
59719. Тарас Шевченко — видатний художник. Цінність його живописної спадщини (урок української літератури у 9 класі) 62.5 KB
  Обладнання: портрет Тараса Шевченка репродукції Шевченкових картин таблиці слівтермінів і дат визначних подій в житті поета малюнки учнів. Шевченка працювали над розкриттям ідейного змісту його поезій вивчали напамять його твори.
59721. Урок-мандрівка «Історія кобзарства в Україні» 92 KB
  На ній фотопортрети кобзарів. Пригадайте що ви вже знаєте про кобзарів звертається до класу вчитель. А тих хто грав на щипкових можливо кобзоподібних інструментах і під їх супровід виконував старовинні епічні твори билини старини вважають прототипами кобзарів бандуристів лірників.
59722. Музи генія (інтимна лірика Тараса Шевченка) 68.5 KB
  Стіл накритий скатертиною на ньому ваза з квітами люстерко свічка чорнильниця перо папір та конверт для листа томик Шевченкової поезії. Тарас Шевченко виходить до столу на якому підсвічник Запалює свічку читає на фоні музики...
59723. Шевченківський вечір (методичні рекомендації на допомогу вчителям-словесникам) 64.5 KB
  І все це він Тарас Григорович Шевченко. Але на превеликий жаль не всі розуміли Тарас Шевчека. Тарас Шевченко боровся за визволення України з-під гніту Імперії тому намагалися принизити його гідність показати що це не талановитий письменник а ворог народу.
59724. А. Де Сент-Екзюпері. Життєпис письменника. «Маленький принц» 76.5 KB
  Засвоїти поняття філософська казкапритча; допомогти школярам зрозуміти ідейнохудожній зміст твору Маленький принц його філософський зміст та гуманістичну спрямованість; сприяти моральноетичному вихованню учнівОбладнання...
59725. Літературний вечір: День святого Валентина 90.5 KB
  Кохання одна з магістральних тем світової літератури від самого початку її існування. Знайомлячись із шедеврами скарбниці світової культури захоплюємося античною любовною лірикою; дивуємося глибині проникнення й відображення людських почуттів...
59726. Інсценізація казки: Пан Коцький 40.5 KB
  На дворі на лавочці біля хати сидить дід та баба а біля її ніг лежить кіт. Залишив кота під дубом Кіт сидить сумує Коли дивиться лисички весело мандрують. Що тут робиш поробляєш куди шлях ти держиш Кіт.