25473

Сущность, функции и структура социальной работы

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Сущность функции и структура социальной работы Социальная работа Холостова это разновидность человеческой деятельности цель которой оптимизировать осуществление субъективной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе жизнеобеспечения и деятельности существования личности семьи социальных и др. специалисты стала затем особой профессией получившей название социальной работы. Данная функция ассоциируется с пониманием социальной работы как в узком так и в широком смысле слова; 4.Социальномедицинская функция организация...

Русский

2013-08-13

16.56 KB

63 чел.

16. Сущность, функции и структура социальной работы

Социальная работа (Холостова) – это разновидность человеческой деятельности, цель которой оптимизировать осуществление субъективной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе жизнеобеспечения и деятельности существования личности, семьи, социальных и др. групп и слоев в обществе.

Соединяя в себе черты различных профессий, социальная работа имеет интегральный характер. Помощь нуждающимся, которой занимались ранее педагоги, психологи, медики и др. специалисты, стала затем особой профессией, получившей название социальной работы. Отражая интегральный характер профессиональной помощи нуждающимся, т.с.р. сложилась на стыке различных дисциплин и явилась результатом междисциплинарных исследований. Эффективная помощь нуждающимся предполагает профессионализм, поскольку непрофессиональные помощники часто оказываются некомпетентными в тех или иных вопросах, а также могут выступать в качестве посредников между теми, кто в ней нуждается, и государством, осуществляющим социальную политику. Она может оказываться только людьми, принадлежащими к профессии социального работника. В практической с.р. посредничество реализуется в различных формах: поср в решении правовых, бытовых, медицинско-реабилитационных проблем клиентов; социально-педагогическое; поср в поиске соц. служб и учреждений, способных оказать клиенту необходимую помощь и поддержку; поср в решении трудовых, семейных конфликтах и др.

Под объектом с. р. подразумеваются те, кто нуждается в помощи, а под субъектом – кто её оказывает. То есть с. р. можно рассматривать как взаимодействие между объектом и субъектом, имеющее своим результатом помощь людям в решении встающих перед ними проблем, т.е. улучшение условий их жизни.

К функциям с.р. относятся:

1. Диагностическая - изучение соц.работником особенностей группы людей (или отд. человека), степени влияния на них (или на него) микросреды и постановка «социального диагноза».

2.Прогностическая - программирование и прогнозирование влияния на объекты с.р. всех социальных институтов общества, выработка отдельной модели социального поведения этих объектов;

3.Предупредительно-профилактическая (или социально-терапевтическая) - приведение в действие социально-правовых, юридических, психологических, социально-медицинских, педагогических и других механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений, организация социотерапевтической, социально-бытовой, психолого-педагогической, медицинской, юридической и иной помощи нуждающимся, обеспечение защиты прав семьи, женщин, подростков, детей, молодежи. Таким образом, предупредительно-профилактическая функция предполагает не толь ко оказание всевозможной помощи и поддержки оступившимся лю дям и слабо защищенным слоям населения, но и предупреждение всевозможных негативных последствий их поведения или деятельности. Данная функция ассоциируется с пониманием социальной работы как в узком, так и в широком смысле слова;

4.Правозащатаая функция — использование всего комплекса законов и правовых норм, направленных на оказание помощи и поддержки, защиту населения — как проживающего внутри страны, так и той его части, которая по тем или иным причинам оказалась за ее пределами;

5.Социально-педагогическая функция — выявление интересов и потребностей людей в различных видах деятельности (культурно-досуговая, спортивно-оздоровительная, а также техническое и художественное творчество, туризм) и привлечение к работе с ними различных учреждений, организаций, общественных, творческих и других союзов, специалистов, тренеров, организаторов культурно-досуговой деятельности и др.;

6.Соцаально-психологическая функция различные виды консультирования и коррекции межличностных отношений, помощь в социальной адаптации и социальной реабилитаций всем нуждающимся;

7.Социально-медицинская функция — организация работы по профилактике заболеваний, помощь в овладении основами первой медицинской помощи, культуры питания, санитарно-гигиеническими нормами, организация работы по планированию семьи, формирование ответственного отношения к репродуктивному и сексуальному поведению, содействие подготовке молодежи к семейной жизни, развитие трудотерапии, способствование формированию здорового образа жизни;

8.Социально-бытовая функция — способствование в оказании не обходимой помощи различным категориям насёления (инвалидам, людям пожилого возраста, молодым семьям и др.), в улучшении их жилищных условий, организации нормального быта;

9.Коммунакатавная функция — установление контактов с нуждающимся в той или иной помощи и поддержке, организация обмена информацией, способствование включению различных институтов общества в деятельность социальных служб;

10.Рекламно-проiгагандастская функция — организация рекламы социальных услуг, пропаганда идей социальной защиты человека;

11.Нравственно функция (своеобразная концентрация определенных свойств всех других функций) — придание социальной работе высоких гуманистических целей, создание условий для достойного функционирования человека, групп и слоев в обществе;

12.Организационная функция — способствование организации социальных служб на предприятиях и в учреждениях, а также по месту жительства, привлечение к их работе общественн9сти, направление деятельности социальных служб на оказание различных видов помощи и социальных услуг населению, в первую очередь слабозащищенным слоям и группам, отдельным личностям.

Функции социальной работы определяют ее  уровни. Основания для определения уровней социальной работы могут быть различными. В зависимости от масштабности социальная работа может проводиться на федеральном, региональном, местном и индивидуальном уровнях.

Содержание федерального уровня определяется прежде всего законодательной и социальной политикой государства, управлением социальной защитой населения в масштабе страны.

Региональный уровень социальной работы во многом предопределяется ее федеральным уровнем, является производным от него. Это находит конкретное выражение как в реализации законодательных или нормативных актов федерального значения, так и их адаптации к особенностям тех или иных субъектов страны, что имеет важное значение в России, характеризующейся разнообразием климатических, природных и других условий. На региональном уровне социальная работа приобретает, таким образом, более конкретный, содержательный характер.

Местный уровень социальной работы определяется конкретной направленностью на конкретные объекты; социальная работа осуществляется главным образом различного рода социальными службами, профессиональными социальными работниками и добровольцами.

Индивидуально-личностный уровень — это работа с клиентом на основе его запросов, применения техник и методик индивидуальной работы. В зависимости от конкретных объектов социальная работа может проводиться как с отдельным индивидом, так и семьей, тем или иным слоем (группой), населением в целом (социально-групповой). Как феномен общественной жизни социальная работа должна быть рассмотрена не только как практический вид специфической деятельности, но и как наука, и как учебная дисциплина или цикл учебных дисциплин (общественный).

Структура соц.работы состоит из нескольких компонентов. Это – субъект, содержание, управление, объект и связывающие их в единое целое средства, функции и цели.

Объектом соц.работы служат люди, нуждающиеся в посторонней помощи: старики, инвалиды, дети, люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Зачастую это маргинальные слои – стоящие на краю (семьи, имеющие неблагополучные условия; дети и подростки; взрослые граждане; люди преклонного возраста).

Все функции по оказанию помощи нуждающимся выполняет субъект соц.работы (люди, занимающиеся соц.работой профессионально или на общественных началах; люди, обучающие этому занятию; исследователи; административные структуры; предприятия и трудовые коллективы; государственные органы; общественные и религиозные организации и др.).

Следующим компонентом соц.работы как системы является ее содержание. Оно непосредственно вытекает из функций работы (информационная, диагностическая, прогностическая, организационная, психолого-педагогическая, оказание практической помощи, управленческая).

Соц.работа осуществляется с помощью средств. Средствами называют все те предметы, орудия, приспособления, действия, с помощью которых достигаются цели деятельности.

Соц.работа немыслима без такого компонента, как управление. Оно включает в себя оценку состояния объекта, планирование, выработку и принятие решения, учет и контроль, координацию, организационное и материально-техническое обеспечение, подбор, подготовку и воспитание кадров соц.работы.

Перечисленные компоненты составляют структуру соц.работы. Деятельность становится системой, когда ее компоненты связываются в единое целое с помощью функций и целей. Цель – образ предмета, который человек хочет получить в результате своей деятельности. Самая общая цель соц.работы – удовлетворить потребности своих клиентов. Этой цели подчиняется вся деятельность субъекта, в соответствии с ней складывается содержание, организуется управление, подбираются адекватные средства, формы и методы соц.работы. Цель, как видно, связывает компоненты соц.работы в единое целое, делает их единой системой.

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83490. Покоління прав людини 37.26 KB
  До першого покоління відносяться лише громадянські і політичні права. Тому права першого покоління іменуються негативними оскільки їх реалізація передбачає невтручання держави Початок формування другого покоління прав людини здебільшого повязують із прийняттям Веймарської конституції 1919 р. Друге покоління складають соціальні економічні та культурні права. Це покоління позитивних прав оскільки їх реалізація потребує втручання з боку держави та зі лежить від рівня економічного розвитку держави.
83491. Класифікація прав і свобод людини 34.69 KB
  До громадських відносяться наприклад право на життя і особисту недоторканністьправо дотримуватися своєї думки і вільно її висловлювати свобода пересування. До політичних прав перш за все відноситься право брати участь у веденні державних справ обирати і бути обраним на основі загального і рівного виборчого права. Зокрема виділяють: право на працю включаючи право на справедливі і сприятливі умови праці; право на створення профспілок і на проведення страйків; право на соціальне забезпечення право сімї на охорону і допомогу право на...
83492. Принцип поваги прав людини 36.62 KB
  Основу міжнародноправового захисту прав людини складає принцип поваги прав людини і основних свобод. Принцип поваги прав людини і основних свобод отримав визнання з ухваленням Статуту ООН у 1945 р. Генеральна Асамблея ООН прийняла Загальну декларацію прав людини у якій сформульовані основні права людини.
83493. Поняття міжнародно-правових стандартів у сфері прав людини 34.38 KB
  Міжнародноправові стандарти прав людини це узгоджені державами загальнолюдські права і свободи обов\'язкові для держав заходи із забезпечення прав і свобод та охорони їх від посягань а також надання особі юридичної можливості реалізовувати і захищати визнані права і свободи. Можна позначити наступні функції стандартів: визначення переліку прав і свобод що відносяться до категорії основних і обов\'язкових для всіх держав; формулювання головних рис змісту кожного з цих прав кожної з цих свобод які повинні бути втілені у відповідних...
83494. Основні міжнародно-правові акти про права людини 38.45 KB
  Зокрема до таких договорів відносяться: Міжнародна конвенція про ліквідацію всіх форм расової дискримінації 1966 р.; Конвенція про запобігання злочину геноциду та покарання за нього 1948 р.; Конвенція про припинення злочину апартеїду та покарання за нього 1973 р.; Конвенція про рабство 1926 р.
83495. Спеціалізовані органи ООН із захисту прав людини 38.82 KB
  Рада з прав людини ООН є міжурядовим органом у системі ООН складі представників 47 держав що відповідає за зміцнення діяльності щодо заохочення і захисту прав людини по всьому світу. з основною метою реагування на ситуації порушення прав людини і винесення рекомендацій по них та прийшла на зміну Комісії ООН з прав людини утвореної в 1946 р. Основна відмінність Ради від Комісії полягає в тому що вона є допоміжним органом Генеральної Асамблеї ООН а не ЕКОСОР та до її функцій входить здійснення загальної координації діяльності із захисту...
83496. Універсальні і регіональні механізми захисту прав людини 36.13 KB
  Міжнародні механізми захисту прав людини це міжнародно правові акти з прав людини а також спеціалізовані міжнародні інстру менти організації установи які безпосередньо спрямовані на захис прав людини та виконання цих актів. Залежно від рівня реалізації механізмів захисту прав людини рої різняються: універсальні механізми які діють на рівні всього світу наприк лад Рада з прав людини Комітет з прав людини ООН Верховий комісар ООН з прав людини Верховний комісар ООН у справа біженців і т.; регіональні механізми що діють в межах...
83497. Європейський суд з прав людини: загальна характеристика діяльності 36.28 KB
  Європейський суд з прав людини утворений і діє на підставі Європейської конвенції про захист прав людини та основних свобод [ 1950 р. Для розгляду справ Суд засідає у складі одного судді комітетами І у складі трьох суддів палатами у складі семи суддів і Великою палатою у складі сімнадцяти суддів. Право на звернення до Європейськими суду зі скаргою про порушення прав людини передбачених Конвенцією 1950 р.
83498. Порядок виконання в Україні рішень Європейського судуд з прав людини 34.98 KB
  Порядок виконання в Україні рішень Європейського суду з прав людини визначається Законом України від 23 лютого 2006 р. Про виконання рішень та застосування практики Європейського суду з прав людини. 7 цього Закону протягом трьох днів з моменту набуття рішенням Суду статусу остаточного Орган представництва України у Європейському суді з прав людини: надсилає стислий виклад рішення стягувачеві Уповноваженої Верховної Ради України з прав людини всім державним органам посадовим особам та іншим субєктам прямо причетним до справи за якою...