25513

Особенности межличностной коммуникации в молодой семье

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Межличностное общение в семье является ключевым моментом ее жизнедеятельности. Задачи коммуникации: естественный обмен информации согласование усилий выполнение ролей в совместной деятельности установление и развитие межличностных отношений познание партнёра и самопознание Особенностью межличностной коммуникации в семье является высокая эмоциональная насыщенность и интенсивность общения. В работах Петровской андреевой Сатир Роджерса Гордона и других выделены условия эффективного межличностного общения в семье: 1 открытость 2 высокая...

Русский

2013-08-13

14.23 KB

28 чел.

  1.  Особенности межличностной коммуникации в молодой семье.

Межличностное общение в семье является ключевым моментом ее жизнедеятельности. Определяет эффективность её функционирования, ресурсы роста и развития.

Задачи коммуникации:

  1. естественный обмен информации
  2. согласование усилий, выполнение ролей в совместной деятельности
  3. установление и развитие межличностных отношений
  4. познание партнёра и самопознание

Особенностью межличностной коммуникации в семье является высокая эмоциональная насыщенность и интенсивность общения.

В работах Петровской, андреевой, Сатир, Роджерса, Гордона и других выделены условия эффективного межличностного общения в семье:

1) открытость

2) высокая активность, обеспечивающая интенсивное обсуждение значимых проблем

3) ритуалы

4) конгруэнтность общения – соответствие между произносимыми словами и другими составляющими коммуникативного процесса (мимика, позы, жесты)

5) согласованность представлений о семейном укладе

6) сензитивность (чувствительность)  к высказываниям партнёра

7) безоценочность и эмпатическое принятие партнёра

8) проявления любви, уважения в кризис

9) формирование семейного языка, т.е. определение согласованных и легко управляемх семейных символов, традиций, норм

Нарушение межличностного общения является 1 из наиболее актуальных проблем семейного функционирования.

Виды нарушений межличн коммуникации в семье:

  1. противоречивость вербальной и невербальной коммуникации (неконгруэнтность)
  2. возникновение коммуникативных барьеров

Типы неэффективных высказываний: приказание, предостережение, угрозы, нотация, прямая негативная оценка, высмеивание, допрос, уход от проблемы.

  1. манипулирование партнёром в процессе коммуникации
  2. нарушение и искажение передачи чувств (язык любви)
  3. «отклонённая коммуникация» (диалог превращается в монолог)
  4. Парадоксальная коммуникация (передача одновременно двух взаимоисключающих сообщений, каждое из которых должно быть воспринято партнёром как истинное)
  5. «замаскированная» коммуникация (митификация), маскировка противоречийи конфликтов в отношениях 1 член семьи отвергает адекватную интерпретацию семейной ситуации своих чувств и переживаний, предложенных партнером
  6. Борьба за коммун канал (последнее слово. решение)

Если трудности общение приобретают хронический характер, возникает «коммуникационная проблема», связанная с существованием актуальной потребности одного из членов семьи в помощи или содействии партнёра и неадекватностью способа передачи информации.

Эйдемиллер выделяет 3 этапа развития коммуникационной проблемы:

  1. информационно – дефицитный
  2. замещающий слаженного коммуницрования
  3. поведенческий – коммуникационный

Распределение ролей в семье и характер общения определяет типы взаимодействия супругов:

(Ковалев СВ)

  1. сотрудничество
  2. паритетные отношения (взаимовыгода)
  3. соревнования
  4. конкуренция (1 стремится подавить другого)
  5. антагонизм (хронический конфликт, несовместимость интересов, утрата эмоций)

Мишина ТМ дополняет классификацию Ковалева, но выделяет типа амбивалентнх супружеских отношений, характеризованных дисфункциональную семью:

  1. соперничество
  2. псевдосотрудничство
  3. изоляция


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79035. Мировоззренческие понятия пантеизма и деизма и их значение для становления научной картины мира (в философии Н.Кузанского, Д.Бруно, Б.Спинозы и французских просветителей 18-го века) 43.5 KB
  Николай Кузанский внёс вклад в развитие представлений, прокладывавших дорогу натурфилософии и пантеистическим тенденциям XVI в. В отличие от современных ему итальянских гуманистов
79036. Философия познания Ф.Бэкона и ее значение для превращения преднауки в науку 42 KB
  Родоначальником нового подхода к науке является знаменитый английский политический деятель философматериалист и один из основоположников науки Фрэнсис Бэкон 1561 1626. Бэкон дал философское обоснование нового взгляда на цель и предназначение науки разработал основные принципы индуктивного метода исследования. Бэконовский афоризм Знание сила в течение трех веков является символом науки. Бэкон предпринимает Великое восстановление наук в книге оставшейся не законченной и фиксирует возникновение науки как триединого целого система...
79037. Философия познания Р.Декарта и ее значение для превращения преднауки в науку 35 KB
  В основе философии Декарта дуализм души и тела мыслящей и протяженной субстанции. Общая причина движения по Декарту Бог который сотворил материю движение и покой. В учении о познании Декарт родоначальник рационализма и сторонник учения о врожденных идеях.
79038. Становление классической науки (XVII век) 35.5 KB
  Становление классической науки XVII век. также научная революция Этап становления классической науки относится к XVII. Этап становления классической науки связан прежде всего с деятельностью таких мыслителей как Г. При этом предметом науки являются законы общие положения обладающие абсолютностью и безусловной значимостью для всех.
79039. Развитие естествознания в XVII - XIX веках 34.5 KB
  Хорошо известно что идея развития пробила себе дорогу в естествознании уже в конце XVIII в. Однако конкретная форма идеи развития в естествознании того времени форма механистического эволюционизма была еще крайне несовершенна. рассматривали развитие как механический круговорот в котором происходит интеграция систем из некоторых простейших элементов и последующий распад их на эти же элементы причем каждый цикл развития завершается возвращением к исходному пункту. Правда дальнейшее проникновение идеи развития в естественные науки все...
79040. Натурфилософия как предшественник и антипод научного знания о природе. Преодоление натурфилософии (XIX в) 45 KB
  Преодоление натурфилософии XIX в. Натурфилософская и позитивистская и диалектическая концепции взаимосвязи философии и науки. явилась по существу первой исторической формой философии вообще. Сосуществования философии и науки как самостоятельных и во многом различающихся по предметам средствам методам и функциям форм познавательной и ориентировочной деятельности человека был сформулирован ряд концепций об их взаимоотношении.
79041. Достижения социально-гуманитарного знания в XVII - XIX веках 35 KB
  Достижения социальногуманитарного знания в XVII XIX вв. В решении проблемы о соотношении социальногуманитарного и естественнонаучного познания исторически сложились и существуют две альтернативные позиции: натурализм и антинатурализм. Данный подход казался безупречным в качестве метода научного познания и использовался для объяснения всех явлений в контексте имеющегося тогда знания. Но принцип редукционизма продолжал существовать в смысловом поле научного познания.
79042. Философия познания И.Канта и ее значение для развития науки XVIII - XIX веках 36.5 KB
  Философия познания И. В рамках этого течения была переосмыслена и заново сформулирована проблема отношения субъекта и объекта разработан диалектический метод познания и преобразования действительности. Основной период критический ознаменовался созданием трех главных произведений: Критика чистого разума 1781 Кри тика практического разума 1788 и Критика способности суждения 1790 В свете философии науки и техники наибольший интерес представляет первое из этих произведений поскольку именно в нем исследуется процесс...
79043. Система и метод Г.Гегеля и их значение для развития науки XIX века 56.5 KB
  Его диалектический метод ГЕГЕЛЬ Hegel Георг Вильгельм Фридрих 17701831 немецкий философ создавший на объективно-идеалистической основе систематическую теорию диалектики. Что Гегель понимал под свободой Свободаэто осознанная необходимость. Хотя Гегель и утверждает что спекулятивный метод и его правила дедуцируются самим движением мысли а не предпосылаются его системе но на деле подобная дедукция возможна только в сфере спекулятивного мышления приемы которого должны быть известны заранее. Гегель считает что разум должен не...