25517

Половое воспитание в России: история и современное состояние

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Кроме того по решению Министерства просвещения СССР с 1983 года в программы школ страны были введены обязательные курсы Гигиеническое и половое воспитание 8 кл. В постсоветский период начинают распространяться различного рода программы сексуального просвещения. Появляются всё новые и новые фантастические программы оздоровления психического совершенствования эстетического развития и т. Возникла потребность в переработки программы 1982 года по данному предмету.

Русский

2013-08-13

24.69 KB

2 чел.

  1.  Половое воспитание в России: история и современное состояние.

В.Е. Колесов. Он утверждает, что «ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ – процесс, направленный на выработку качеств, черт, свойств, а также установок личности, определяющих полезное для общества отношение человека к представителям другого пола. Сферу полового воспитания составляют не только такие специфические отношения между мужчиной и женщиной, как супружеские, но также и любые другие отношения – в общественной жизни, в труде, в отдыхе, то есть любые взаимоотношения людей разного пола».

В нашей стране существовало несколько программ полового воспитания подрастающего поколения. В 1920-30-е годы ХХ века половое воспитание было направлено на выработку сознательного сексуального поведения и имело определенную связь с другим областями учебно-воспитательной работы. В это время активно разрабатывались проблемы сексологии, детской сексуальности и полового воспитания. Было доказано наличие ранних проявлений сексуальности у здоровых и больных детей, прослежены их возрастная динамика и вариации, изучено отклонение в сексуальном поведении детей.

Вопросам полового воспитания большое внимание уделял известный отечественный психолог П.П. Блонский. Опираясь на  всесторонний анализ многочисленных фактов, он обосновал свой основной тезис, что при нормальных условиях половое влечение пробуждается только в период полового созревания. Основой правильного полового воспитания П.П. Блонский считал формирование у подрастающего поколения нравственного идеала семьянина. Эта концепция не потеряла своего значения и сейчас.

После Октябрьской революции половое воспитание разрабатывалось в рамках педологии.  Ценным в педологии было стремление изучать развитие ребенка в условиях комплексного подхода, с использованием психологических, анатомо-физиологических, социологических и др. знаний. Однако в 1936 году педология была объявлена «псевдонаукой» и прекратила свое существование. В связи с этим и половое воспитание детей стало закрытой темой.

В конце 60-х годов ХХ века в России после долгого перерыва в школьное образование вновь стали вводиться различные формы полового воспитания: курсы «Основы советской семьи и семейного воспитания», факультативные курсы, открывались кружки и  клубы, освещающие в своей деятельности темы любви, брака, пола и сексуальности. Отдельные элементы подготовки учащихся к семейной жизни включали в  свою работу учителя-предметники.

В 1982 году Министерством просвещения СССР и Академией педагогических наук СССР была выпущена типовая программа «Этика и психология семейной жизни» для старшеклассников. Она широко внедрялась в общеобразовательных школах в течение десяти лет и получила положительные отзывы у учащихся и педагогов.

Кроме того, по решению Министерства  просвещения   СССР с 1983 года в программы школ страны были введены обязательные курсы «Гигиеническое и половое воспитание» (8 кл.). В ходе осуществления данных программ целью ставилось подготовка к ответственному супружеству, формирование мужественности и женственности (то есть формирование полового самосознания). Однако реализация целей затруднялась тем, что отсутствовали специалисты-психологи, занятия проводились учителями-предметниками и нередко сводились к чтению сухих лекций.

В постсоветский период начинают распространяться различного рода программы сексуального просвещения. Одной из наиболее характерных для  того времени разработок была программа учителя  школы №203 г. Москвы   В.Н. Гончарова по курсу «Сексология». Данная программа предполагала наличие у преподавателей большого объема знаний по различным аспектам заявленной проблемы: психологических, педагогических, медицинских, нравственных и др. Кроме того, в этой программе много культурологических и религиозных компонентов, вопросов из области астрологии и магии. Внедрение подобного рода программ в школы недопустимо.

В 2000 г. в журнале «Директор школы» были опубликованы методические рекомендации для директоров школ и работников органов самоуправления «О предупреждении внедрения нетрадиционных религиозных объединений и культов деструктивного направления в учебные заведения». В них в частности отмечалось, что «некоторые педагоги переносят свое личное увлечение оккультно-мистическими предметами – астрологией, кабалистикой, экстрасенсорикой и т.п. – в учебный процесс, пытаются формировать у учащихся оккультно-религиозное мировоззрение. Появляются всё новые и новые фантастические программы «оздоровления», «психического совершенствования», «эстетического развития» и т.д. на основе учений новых религиозных культов. Их использование в светских образовательных учреждениях не только нарушает законодательство о религии и школе... А главное – углубляется отрыв детей от ценностей национальной культуры».

По той же причине было крайне опасным внедрение курса «Валеология (индивидуальное здоровье человека)» Л.Г. Татарниковой, в рамках которой предусматривалось широкое половое просвещение подрастающего поколения. В 90-х годах ХХ века этот предмет был введен в ряде школ страны (Москвы, Санкт-Петербурга, Пскова, Нижнего Новгорода и др.). Однако к курсу «Валеология» было предъявлено множество замечаний, так как в нем прослеживалось влияние некоторых деструктивных культов (например, Акбашевцев) и активно использовались оккультные знания. В настоящее время преподавание данного учебного курса в школах запрещено.

После выхода нового закона «Об образовании» в 1992 г. преподавание курса «Этика и психология семейной жизни» не было включено в учебные планы, хотя  и не было отменено. Многие учителя продолжали вести по нему занятия. Возникла потребность в переработки программы 1982 года по данному предмету. Изменения и дополнения к программе были сделаны доктором психологических наук, старшим научным сотрудником Института психологии РАО Т.А. Флоренской с учетом современных духовно-нравственных и социальных проблем семьи.

Программа полового воспитания старшеклассников под редакцией Т.А. Флоренской, является, на наш взгляд, наиболее удачной отечественной программой, ставящей своей основной целью формирование психологической готовности ко вступлению в брак и направленной на повышение ценности семьи, включая ценности материнства и отцовства.

В начале 90-х годов Российской ассоциацией планирования семьи (РАПС) была разработана программа полового воспитания, которая стала реализовываться на государственном уровне. Официально эта программа шла как проект Министерства  общего и профессионального образования РФ и Министерства здравоохранения РФ «Половое воспитание  российских школьников». Она была разработана в рамках президентской программы «Дети России» и подписана Б. Ельциным. Инициатива исходила  от  президента партии «Женщины России» Е.А. Лаховой.

Данная программа полового просвещения экспериментально была внедрена в 15 регионах страны и по ней работали 153 школы. В качестве официальных мотивов введения данной программы были заявлены: снижение подростковой беременности, венерических заболеваний, психических сбоев, снижение сексуальных извращений, профилактика СПИДа. Содержание курса рассчитано на 374 часа с 1 по 11 класс. Только на изучение физиологии полового акта отводится 26 часов. По данному курсу рекомендуется использование муляжей и ролевых игр. Предполагается снятие чувства «ложной стыдливости», выработки  навыков «безопасного секса» и др. Обращаем ваше внимание на то, что впервые для России именно в данной программе родители называются «производителями», то есть вводится новая терминология, за которой стоит не просто новое слово, а новое отношение к  родительству.

Следует помнить, что в основу отечественного варианта программы  была взята аналогичная, прошедшая апробацию в других странах. В США с 1971  по 1975 гг. количество абортов возросло на 45%, а с 1996 г. – более чем на 100%. До этого уровень подростковой беременности снижался. В Швеции, где эта программа в школе является обязательной, самый высокий процент суицидов среди детей подросткового и юношеского возраста, растет количество случаев  венерических заболеваний, наблюдается рост гомосексуализма, а также снижение рождаемости.

Не вызывает сомнения, что  авторы  и многочисленные зарубежные спонсоры (Фонд народонаселения ООН, Международная  Федерация Планирования семьи и др.) данной программы  были хорошо осведомлены о реальных последствиях её введения в рамках государственной программы полового воспитания в России.

В 1996 году внедрение данной программы в школы страны было приостановлено в связи с ростом возмущения со стороны родителей и общественных организаций.

Обращаем ваше внимание на то, что  в последние годы половое воспитание  в государственных школах нашей страны  полностью заменено преподаванием предмета «Сексология». Иногда это называется «Основы здорового образа жизни», «Планирование семьи», «Уроки здоровья», «Гигиена», «Половое воспитание», «Лекции о СПИДе» и др. Зачастую по инициативе администратора школы дети посещают разного рода занятия, семинары, уроки в так называемых «Медико-педагогических школах», центрах «Планирования семьи» и пр.

С нашей точки зрения, следует особо отметить и тот факт, что наряду с отечественными разработками в России на уровне личной договоренности с руководителями образовательных учреждений стали активно внедряться всевозможные зарубежные программы, включающие в себя целые блоки  по сексуальному просвещению, якобы прошедшие успешную апробацию за рубежом.

К ним относится, в частности, программа учебного курса «Жизнь на перепутье: жизненные навыки, воспитывающие характер», разработанная американскими психологами, педагогами и врачами и в настоящее время активно пропагандируемая в г. Кургане и других городах страны. Программа сексуального просвещения в рамках сохранения здоровья  также включена в содержание данного учебного курса. Она преподносится очень заманчиво: как способ формирования ценности сохранения целомудрия до вступления в брак. (Подробную рецензию на данную программу можно получить в Центре защиты материнства «Колыбель» г. Екатеринбурга). В рамках данной статьи мы укажем только, что она в очередной раз низводится до уровня сексуального просвещения.

Возможны и другие варианты. Так, например, в г.Екатеринбурге в рамках муниципального Центра медико-психологической и социальной помощи населению «Холис» были разработаны образовательные программы, в пояснительных записках которых заявлялось, что они нацелены на проведение профилактической работы рискованных форм  (наркозависимости, алкоголизма и др.) поведения на протяжении всего детства. Программы, разработанные авторским коллективом под руководством В.В.Лозового и Т.В.Лозовой, имеют общую идеологическую и методологическую основу и спонсированы Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ). Анализ данных методологических разработок позволяет нам сделать общий вывод о недопустимости их использования в образовательных и воспитательных учреждениях России вообще и  г. Екатеринбурга, в частности, как имеющих подрывной, деструктивный характер, разрушающий традиционную для нашей культуры систему ценностей.

Учебные программы Центра «Холис» также имеют целые блоки по секспросвету, раскрывающими перед детьми школьного возраста все возможные подробности половых (гетеро- и гомосексуальных) отношений.

Учебные разработки составлены так, что с их помощью активно разрушаются традиционные ценности семьи, ведется растление молодежи. Ценность целомудрия, традиционная для нашей культуры, даже не рассматривается. Так, например, на занятии 4 (см. «Комплексную модульную обучающую программу в рамках проекта «Здоровое будущее детей»») «Непростые отношения» проигрывается ситуация вступления «в безопасную половую связь». Подростками обсуждается видео-спектакль с характерным названием «Кто следующий?», по сюжету которого девушка Синди на день рождение Гнома хочет «подарить себя», но затем передумывает. Гном растерян, обижен, разозлен. «На выручку приходит друг, который говорит, что вся проблема в неопытности и необходимости поучиться с опытной современной девушкой. Друг подбадривает Гнома, предлагает для храбрости немного выпить, даже учит, как пользоваться презервативом (демонстрация на пальцах)» (см. с.94).

Подобные  варианты «сексуального раскрепощения» детей и подростков встречаются в анализируемых программах неоднократно и во всевозможных вариантах. Вместе с тем особо подчеркивается, что гражданский брак (т.е. блуд) — «это идеальный вариант, чтобы узнать друг друга» и что «многие женщины порой с удовольствием живут в гражданском браке…»(см. «Комплексную модульную обучающую программу в рамках проекта «Здоровое будущее детей»», с.174). Венчанный брак при этом рассматривается как один из возможных, но не выгодных с точки зрения законодательства (там же, с.172), вариантов оформления супружеских отношений.

Такие образовательные проекты в рамках проекта «Здоровое будущее России», спонсируемое ЮНИСЕФ, выглядят, по крайней мере, очень странно, учитывая то обстоятельство, что в самих Соединенных Штатах с 1996 г.  прекращено  бюджетное финансирование сексуального просвещения американских детей и подростков, а с 1997 г. на государственном уровне стала внедряться программа «Целомудрие в добрачных отношениях». Было провозглашено, что «брак – основа процветающего общества». На реализацию данного проекта в Америке в настоящее время из госбюджета ежегодно выделяется  150 млн. $.

Замена полового воспитания курсом «Сексология», на наш взгляд, совершенно неоправданна. Дело в том, что «пол» – понятие гораздо более ёмкое, чем «сексуальность», а семья выполняет не только репродуктивную функцию, но и коммуникативную, воспитательную, хозяйственно-экономическую и др.

Каковы медицинские последствия замены полового воспитания  в России сексуальным просвещением детей? Заведующий кафедрой детской психиатрии и психотерапии Российской медицинской академии последипломного образования профессор  Ю.С. Шевченко утверждает, что при таком положении дел «нас ждёт повышение частоты и ухудшение протекания нервно-психических заболеваний, а также новая волна криминализации общества: в первую очередь рост преступлений на сексуальной почве. Подобное просвещение для одних обернется тем, что навсегда отвратит их от нормальной любви, с детства превратит их в импотентов или гомосексуалистов; для других – послужит причиной выпадения романтической стадии становления полового самосознания».

О том, к чему приводит выпадение романтической стадии в развитии человека, пишет крупный российский сексопатолог Г.С. Васильченко: «При анемнестическом обследовании таких пациентов прежде всего выявляется, что они не способны дифференцировать половое влечение от эрекции, отождествляя эти понятия. Их представления об истинной человеческой влюбленности крайне бедно, и половой акт сводится к механическому отреагированию».

Эксперты Фонда социально-психологической помощи семье и ребенку   И.Я. Медведевой  и Т.Я. Шишовой отмечают, что «растабуирование сокрального, пусть даже в угоду безупречной логике, к которой апеллируют поклонники либерализма, – не может пройти безнаказанно. При широком обсуждении традиционно запретных тем в общественном сознании происходят очень серьезные сдвиги. Самое страшное начинается тогда, когда постепенно стирается, размывается представление о норме. Это, может быть, очень демократично, но и очень взрывоопасно. Все равно как курить на бензоколонке». Если  подобного рода программы, игнорирующие культурные особенности нашего менталитета внедряются, то «идет разрушение фундаментальных иерархических отношений, как отношения взрослого и ребенка. Это ведет к разрушению традиционных культурных норм. Итог подобного рода просвещения – формирование у ребенка непоправимо искаженной картины мира».

М. Гайдук и В.В. Абраменкова утверждают, что внедрение подобного рода программ  – это продуманная последовательная политика, направленная на изменение ценностных ориентаций в нашем обществе. Цель преподавания во всех этих случаях одна – манипулирование психикой ребенка, перевод его внимания с высших, духовных ценностей на низшие, плотские удовольствия, их культивирование, когда человек рассматривается лишь как биологическая единица. Фактически эти программы направлены не на помощь в становлении психологического пола, а на формирование внесупружеских и антиродительских установок.

Мы посчитали нужным упомянуть о программе «Жизнь на перепутье» в данной статье потому, что она представляет собой новый (американский) вариант решения проблемы сексуального просвещения в рамках заявленной авторами  глобальной  цели данного учебного курса – изменения нравственных ориентиров в 21 веке  (?!). В учебных разработках муниципального Центра медико-психологической и социальной помощи населению «Холис» г. Екатеринбурга такая цель открыто не заявляется, но, тем не менее, исподволь реализуется. (Рецензию на программы «Ресурсы здоровья: Профилактика рискованных видов поведения у детей дошкольного возраста» и «Комплексную модульную обучающую программу в рамках проекта «Здоровое будущее детей»» МЦ «ХОЛИС» также можно получить в Центре защиты материнства «Колыбель» г. Екатеринбурга)).

Насколько оправдано «изменение нравственных ориентиров» для русской культуры? Научные исследования, доказывающие определяющую роль национально-государственного и этнического факторов в культуре, были проведены еще в 60-80-х годах ХХ столетия. В исследованиях Г. Хофштеде, проведенного в 70-ти странах мира, было установлено, что индивид получает из своей национальной культуры в форме фундаментальных ценностей серию подсознательных установок, которые действуют во всех сферах личностной жизнедеятельности. Ценностные ориентации связываются с господством в данном обществе того или иного религиозного мироощущения. Например,  ценностные ориентации в США чаще всего связывают с протестантской этикой, в Японии – с буддийской этикой, в России – с православной и т.д.

Наша культура опирается на систему высших ценностей (Н.О. Лосский и др.), а не  прагматический рационализм. Именно это заложено в нас на уровне бессознательного национального архетипа.

М.С. Каган утверждает, что культура определяется как система, обеспечивающая устойчивые в историческом времени стратегии духовного выживания социальной организации. С точки зрения Ю.Хабермас, культура выполняет выполняющая цементирующую роль  в обществе. Таким образом, корректируя традиционную культуру, предлагая ей «новые нравственные ориентиры»,  неизбежно разваливаем общество.

Мы полностью разделяем точку зрения И.Я. Медведевой и Т.И. Шишовой, которые утверждают, что «традиционная нравственность – это гранитные берега. Это устои, а устои для того и существуют, чтобы придавать устойчивость, стабильность человеку и обществу.  И традиционные модели поведения необходимо воспитывать с самого раннего детства». Из этого и стоит исходить в разработке программ по половому воспитанию.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19089. Выбор шага дискретизации с использованием интерполирующих полиномов Лагранжа 181 KB
  Лекция № 3. Выбор шага дискретизации с использованием интерполирующих полиномов Лагранжа. При дискретизации реального сигнала описываемого непрерывной функцией имеющей ограниченную производную в качестве аппроксимирующей воспроизводящей функции может ис
19090. Выбор шага дискретизации с использованием экстраполирующих многочленов Тейлора 227 KB
  Лекция № 4. Выбор шага дискретизации с использованием экстраполирующих многочленов Тейлора. Экстраполирующий многочлен Тейлора описывающий исходную функцию определяется выражением: 4.1 где соответственно первая вторая и производные непрерывной ...
19091. Работа со cписками и Базы данных в Excel 336.71 KB
  Excel располагает набором функций, предназначенных для анализа списка. Одной из наиболее часто решаемых с помощью электронных таблиц является обработка списков. Вследствие этого Microsoft Excel имеет богатый набор средств, которые позволяют значительно у простить обработку таких данных. Ниже приведено несколько советов по работе со списками.
19092. Квантование сигналов по уровню 326.5 KB
  Лекция № 5. Квантование сигналов по уровню. Постановка задачи. Процесс преобразования сигнала с непрерывным множеством значений в сигнал с дискретными значениями называют квантованием по уровню. По существу операция квантования заключается в округлении значения...
19093. Ортогональные преобразования сигналов в базисе функций Уолша 222.5 KB
  Лекция № 6. Ортогональные преобразования сигналов в базисе функций Уолша. При обработке дискретных сигналов большое значение представляет ортонормированная система базисных функций Уолша. Непрерывные функции Уолша относятся к классу кусочнопостоянных знакопере
19094. Принципы линейной обработки дискретных сигналов. 258.5 KB
  Лекция № 7. Принципы линейной обработки дискретных сигналов. Линейная обработка дискретных сигналов цифровая обработка цифровая фильтрация – произвольная линейная операция над входными дискретными данными. Дискретный фильтр цифровой фильтр – дискретная сис
19095. Характеристики дискретных (цифровых) фильтров 176 KB
  Лекция № 8. Характеристики дискретных цифровых фильтров. Основными характеристиками стационарных линейных дискретных фильтров являются следующие: импульсная характеристика ; комплексная частотная характеристика ; амплитудночастотная и фазочастот...
19096. Z-преобразование 233 KB
  Лекция № 9. Zпреобразование. Удобным способом анализа дискретных последовательностей является Zпреобразование. При Zпреобразовании разностные уравнения описывающие работу дискретной системы преобразуются в алгебраические уравнения с которыми проще производит
19097. Связь системной функции с частотная характеристикой. Обратное Z-преобразование 214.5 KB
  Лекция № 10. Связь системной функции с частотная характеристикой. Обратное Zпреобразование. Структурную схему дискретной системы можно составить либо по разностному уравнению либо с помощью системной передаточной функции. Применяя Zпреобразование к обеим частям ...