25539

Воспитательный потенциал семьи

Лекция

Социология, социальная работа и статистика

Изменения в семье в связи с рождением ребенка Специфика семейного воспитания Понятие о воспитательном потенциале семьи самосознание Родительская позиция Модели родительства и родительских отношений вынесенные из родительской семьи Представления о родительской роли Соц.Процесс принятия ребенка в семью обусловлен переходом супругов к их родительской роли который начинается с желания иметь детей. Эмоциональный мать эмоционально и безусловно принимает ребенка.

Русский

2013-08-17

20.46 KB

34 чел.

Лекция 3  «Воспитательный потенциал семьи»

План:

  1.  Подготовка семьи к рождению ребенка. Изменения в семье  в связи с рождением ребенка
  2.  Специфика семейного воспитания
  3.  Понятие о воспитательном потенциале семьи

самосознание

Родительская позиция

Модели родительства и родительских отношений вынесенные из родительской семьи

Представления о родительской роли

Соц. Предписание установки стереотипов

I.Процесс  принятия ребенка в семью  обусловлен переходом супругов к их родительской роли, который начинается с желания иметь детей. Родительская позиция – функция 2 переменных социальной роли и самосознания человека. Факторы, влияющие  на формирования родительской позиции.

   Нередко родительская роль принимается под давлением культуры, так как родительство требует существенных ограничений в личной жизни. Большинство людей осознают, что родительская роль не подлежит отменен и ее придется исполнять всю жизнь. В период беременности может возникать напряженность в семейных отношениях.

    Причины:

- внутриличностный ролевой конфликт,

- рассогласование представлений супругов о родительских ролях.

   Период беременности рассматривается как нормальный кризис в жизни женщины, поскольку предстоящее материнство требует переосмысления всех сторон жизни. Конструктивным направление преодоления кризиса является формирование зрелой материнской позиции по отношении к ребенку.

Составляющие зрелой материнской позиции:

  -Когнитивный (мать обладает необходимыми знаниями о ребенке).

  -Эмоциональный( мать эмоционально и безусловно принимает ребенка).

  -Поведенческая( мать грамотно взаимодействует с ребенком).

   Зрелая материнская позиция способствует формированию глубоких межличностных отношений между матерью и ребенком, позволяет женщине создать оптимальные условия для развития ребенка.  Период беременности женщины оба супруга должны внести в свою жизнь существенные коррективы и оказывать друг другу эмоциональную поддержку.  

  Включение в семью еще одного члена требует ее перестройки:

- освоение новых внутри семейных ролей;

- перераспределение взаимной ответственности;

- установление новых межличностных отношений.

Последовательность принятия ребенка в семью:

  1.  Формирование глубинных психофизиологических связей в системе мать дитя
  2.  Помощь отцу во включении процесс общения с ребенком
  3.  Осваивание материнской и отцовской ролей
  4.  Выстраивание новой системы внутри семейных отношений

Схема процесса принятия ребенка в семью:

 

       1-супружеские отношения до принятия ребенка в семью

 2- отношения матери с ребенком

 3- отношения отца с ребенком

 4- новые, внутрисемейные отношения учитывающие интересы ребенка.

Изменение в самосознании женщины.

   Кризис беременности на субъективном уровне может сопровождается негативными эмоциональными состояниями: раздражительность, эмоциональная неустойчивость, особая чувствительность к стрессогенным факторам, неясность жизненной перспективы, ощущение одиночества. Столкнувшись с кризисом нередко женщина пытается не замечать как изменилась ее жизненная ситуация, хотя при этом может чувствовать себя несчастной, испытывать депрессию и разочарование, двойственное противоречивое чувство: с одной стороны женщина боится предстоящих изменений, а с другой хочет быть матерью и иметь ребенка. Женщина должна осознать эти сложные двойственные чувства и принять их.

  В беременности можно выделить 2 этапа, связанных с развитием самосознания, граница между ними момент первого шевеления ребенка которое ощущает мать:

  1 – докоммуникативный. Задача: постепенно выделения в субъективном мире будущей матери место для своего ребенка. В это время женщина открывает ребенка в самой себе и может посмотреть на мир его глазами.

  2 – коммуникативный; он начинается с 16 – 22 недели беременности, в самосознании женщины начинается обособление ребенка. Мать может начать коммуникацию с ребенком, в процессе которой используется особый язык и происходит становление зрелой материнской позиции. Расширение коммуникации за счет включения в нее отца, позволяет мужчине найти свое место в новой семейной системе. В процессе такого общения супруги впервые по новому выстраивают свои отношения, принимая в рамки этих отношений ребенка.

  В связи с рождением ребенка в семье происходит ряд изменений:

- Изменение идентичности и внутренней жизни молодых супругов,

-  Перераспределение ролей изменение в супружеских отношениях.

- Перемена ролей и отношений внутри расширенной семьи.

- Изменение ролей и отношений вне семьи. Взаимодействия с новыми социальными институтами и лицами.

- Создание условий для нормального  роста и развития ребенка.

II.Специфика семейного воспитания  - является уникальной и отличается от других социальных институтов выполняющих  ту же функцию:

  1.  Глубоко эмоциональный интимный характер;
  2.  Семья представляет собой разновозрастную группу, отсюда различия в ценностях, идеалах убеждениях что отражается на процессе воспитания, вместе с тем, семья в силу своей разнородности наиболее полно соответствует требования постепенного приобщения ребенка к социальной жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта.
  3.  Семейное воспитание органично сливается со всей жизнедеятельностью ребенка, ребенок естественным образом включается вовсе жизненно важные виды деятельности.
  4.  Постоянство и длительность воспитательных воздействий членов семьи в разнообразных жизненных ситуации их повторяемость изо дня в день.

  Семья огромное влияние на развитие ребенка:

- Обеспечивает чувство безопасности снижает тревожность.

- В семье ребенок усваивает модели поведения родителей, которые потом воспроизводит.

- Родители являются для ребенка источником жизненного опыта, который необходим для адаптации к реалиям жизни.

- В семье ребенок усваивает правила поведения в обществе, нравственные нормы, приобретает навыки общения с другими людьми.

- В семье происходит физическое и психическое развитие ребенка, формируется личность.

III. Воспитательном потенциал семьи  представляет собой, те воспитательные возможности, которыми обладает семья и от которых напрямую зависят результаты домашнего воспитания. На воспитательный потенциал семьи оказывают влияние след. факторы:

  1.  Социально культурные факторы( уровень образования родителей).
  2.  Уровень образования родителей;
  3.  Культура семьи;
  4.  Микроклимат семьи;
  5.  Ответственное отношение родителей к воспитанию, сформированной и гражданской воспитанности.
  6.  Социально-экономические
  7.  Материальное положение семьи;
  8.  Занятость родителей на работе.
  9.  Социально- психологические
  10.  Мотивы рождения ребенка.
  11.   Расположенность к полу ребенка в семье.
  12.   Тип личности и поведения родителей.
  13.  Установки супругов на воспитание детей.
  14.  Представление родителей об эталоне воспитанной личности.
  15.  Технико-гигиенические
  16.  Место проживания.
  17.  Условия проживания.
  18.  Особенности образа жизни семьи.
  19.  Демографические
  20.  Структура и состав семьи.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78665. Оценка методов лечения коров с острым серозным маститом 649.5 KB
  В комплексе специальных противомаститных мероприятий особое значение приобретает ранняя диагностика и профилактика заболеваний молочной железы, своевременное и эффективное лечение коров, восстановление физиологической функции пораженных долей вымени и сохранение высокой продуктивности коров в последующую лактацию.
78666. Научно-технический и инновационный потенциал организации :сущность, структура и основные показатели оценки 41.5 KB
  Научнотехнический потенциалстрана регион организация общественная форма совокупности живого и общественного труда обеспечивающая производство новых знаний создание освоение нововведений в т. Межотраслевые технологические прогнозы кривые появления и развития новых технологий формирование компетенций поддерживающих прогрессивные технологии на уровне фирмы. Принципы финансирования незапланированных инициатив выявление новых идей сотрудников поощрение их нововведенческого поведения. Оценивать важность новых инициатив и их...
78667. Основные направления инновационной политики государства 53.5 KB
  Одним из важнейших показателей состояния и развития научной деятельности является численность исследователей техников и вспомогательного персонала занятых в инновационной сфере. Россия направляющая в научнотехническую сферу менее 1 ВВП все больше отстает от группы промышленно развитых и некоторых развивающихся стран. Недостаток капитала выступает сегодня в России в качестве одного из основных ограничителей научнотехнического развития. Устойчивой гарантией динамичного развития научнотехнической сферы в условиях рынка является только...
78668. Инновация: сущность, источники, жизненный цикл 31.5 KB
  Эти различия затрагивают прежде всего общую продолжительность цикла продолжительность каждой стадии внутри цикла особенности развития самого цикла разное количество стадий. Виды и количество стадий жизненного цикла определяются особенностями той или иной инновации. Однако у каждой инновации можно определить стержневую то есть базовую основу жизненного цикла с четко выделенными стадиями. Схемы жизненного цикла различны у инновационного продукта и у инновационной операции процедуры.
78669. Программно-целевой метод управления 28 KB
  Программноцелевой метод управления. Программноцелевой метод научнопрограммный и временной способ увязки планируемых целей с ресурсами. Программноцелевой метод в управлении ориентирован на достижение конечного результата в логике поэтапного действия: формирование дерева целей разработка адекватной исполняющей программы реализация управляющей программы. Ключевой идеей программноцелевого метода выступает матрица цель средство иерархическая структура строго сформулированных целей программных элементов каждый из которых служит...
78670. Инновационная стратегия фирмы 33.5 KB
  Инновационная стратегия фирмы. Обычно к таким стратегиям относят. Стратегия непрерывного совершенствования кайзен продукции. Инновационная стратегия целенаправленная деятельность по определению приоритетов перспективного развития организации и их достижению в результате которой обеспечивается новое качество производства и управления.
78671. Прогрессивные формы организации инновационной деятельности :бизнес-инкубаторы, технопарки, технополисы 31 KB
  Инновационная деятельность это процесс направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработку иных научно технических достижений интеллектуального продукта. Отличительные черты: комплексность по научнопроизводственному циклу научные учреждения вузы промышленные предприятия компактность расположения ограниченность площади расположение в экологически чистых районах. Технополис научнотехнический комплекс соединяющий научнотехническую деятельность с наукоемким производством с хорошо развитой...
78672. Система індукційного нагріву для нагрівання металів до температури оптимальної для пластичної деформації 1.51 MB
  В даному дипломному проекті розроблена система індукційного нагріву, яка призначений для нагрівання металів до температури оптимальної для пластичної деформації. Було визначено питому потужність системи для необхідного розміру деталі та оптимального часу нагрівання. Розглянуто аналоги та їх основні параметри. Розроблена структурна та принципова схеми системи.
78673. Предпринимательство как вид экономической деятельности. Виды предпринимательства 35 KB
  Виды предпринимательства. Рыночная экономика экономика свободного предпринимательства. В зависимости от содержания и направленности предпринимательской деятельности объекта приложения капитала и получения конкретных результатов связи предпринимательской деятельности с основными стадиями воспроизводственного процесса различают следующие виды предпринимательства. Коммерческое торговое предпринимательство Принцип организации торгового предпринимательства несколько отличается от производственного так как предприниматель выступает...