25539

Воспитательный потенциал семьи

Лекция

Социология, социальная работа и статистика

Изменения в семье в связи с рождением ребенка Специфика семейного воспитания Понятие о воспитательном потенциале семьи самосознание Родительская позиция Модели родительства и родительских отношений вынесенные из родительской семьи Представления о родительской роли Соц.Процесс принятия ребенка в семью обусловлен переходом супругов к их родительской роли который начинается с желания иметь детей. Эмоциональный мать эмоционально и безусловно принимает ребенка.

Русский

2013-08-17

20.46 KB

34 чел.

Лекция 3  «Воспитательный потенциал семьи»

План:

  1.  Подготовка семьи к рождению ребенка. Изменения в семье  в связи с рождением ребенка
  2.  Специфика семейного воспитания
  3.  Понятие о воспитательном потенциале семьи

самосознание

Родительская позиция

Модели родительства и родительских отношений вынесенные из родительской семьи

Представления о родительской роли

Соц. Предписание установки стереотипов

I.Процесс  принятия ребенка в семью  обусловлен переходом супругов к их родительской роли, который начинается с желания иметь детей. Родительская позиция – функция 2 переменных социальной роли и самосознания человека. Факторы, влияющие  на формирования родительской позиции.

   Нередко родительская роль принимается под давлением культуры, так как родительство требует существенных ограничений в личной жизни. Большинство людей осознают, что родительская роль не подлежит отменен и ее придется исполнять всю жизнь. В период беременности может возникать напряженность в семейных отношениях.

    Причины:

- внутриличностный ролевой конфликт,

- рассогласование представлений супругов о родительских ролях.

   Период беременности рассматривается как нормальный кризис в жизни женщины, поскольку предстоящее материнство требует переосмысления всех сторон жизни. Конструктивным направление преодоления кризиса является формирование зрелой материнской позиции по отношении к ребенку.

Составляющие зрелой материнской позиции:

  -Когнитивный (мать обладает необходимыми знаниями о ребенке).

  -Эмоциональный( мать эмоционально и безусловно принимает ребенка).

  -Поведенческая( мать грамотно взаимодействует с ребенком).

   Зрелая материнская позиция способствует формированию глубоких межличностных отношений между матерью и ребенком, позволяет женщине создать оптимальные условия для развития ребенка.  Период беременности женщины оба супруга должны внести в свою жизнь существенные коррективы и оказывать друг другу эмоциональную поддержку.  

  Включение в семью еще одного члена требует ее перестройки:

- освоение новых внутри семейных ролей;

- перераспределение взаимной ответственности;

- установление новых межличностных отношений.

Последовательность принятия ребенка в семью:

  1.  Формирование глубинных психофизиологических связей в системе мать дитя
  2.  Помощь отцу во включении процесс общения с ребенком
  3.  Осваивание материнской и отцовской ролей
  4.  Выстраивание новой системы внутри семейных отношений

Схема процесса принятия ребенка в семью:

 

       1-супружеские отношения до принятия ребенка в семью

 2- отношения матери с ребенком

 3- отношения отца с ребенком

 4- новые, внутрисемейные отношения учитывающие интересы ребенка.

Изменение в самосознании женщины.

   Кризис беременности на субъективном уровне может сопровождается негативными эмоциональными состояниями: раздражительность, эмоциональная неустойчивость, особая чувствительность к стрессогенным факторам, неясность жизненной перспективы, ощущение одиночества. Столкнувшись с кризисом нередко женщина пытается не замечать как изменилась ее жизненная ситуация, хотя при этом может чувствовать себя несчастной, испытывать депрессию и разочарование, двойственное противоречивое чувство: с одной стороны женщина боится предстоящих изменений, а с другой хочет быть матерью и иметь ребенка. Женщина должна осознать эти сложные двойственные чувства и принять их.

  В беременности можно выделить 2 этапа, связанных с развитием самосознания, граница между ними момент первого шевеления ребенка которое ощущает мать:

  1 – докоммуникативный. Задача: постепенно выделения в субъективном мире будущей матери место для своего ребенка. В это время женщина открывает ребенка в самой себе и может посмотреть на мир его глазами.

  2 – коммуникативный; он начинается с 16 – 22 недели беременности, в самосознании женщины начинается обособление ребенка. Мать может начать коммуникацию с ребенком, в процессе которой используется особый язык и происходит становление зрелой материнской позиции. Расширение коммуникации за счет включения в нее отца, позволяет мужчине найти свое место в новой семейной системе. В процессе такого общения супруги впервые по новому выстраивают свои отношения, принимая в рамки этих отношений ребенка.

  В связи с рождением ребенка в семье происходит ряд изменений:

- Изменение идентичности и внутренней жизни молодых супругов,

-  Перераспределение ролей изменение в супружеских отношениях.

- Перемена ролей и отношений внутри расширенной семьи.

- Изменение ролей и отношений вне семьи. Взаимодействия с новыми социальными институтами и лицами.

- Создание условий для нормального  роста и развития ребенка.

II.Специфика семейного воспитания  - является уникальной и отличается от других социальных институтов выполняющих  ту же функцию:

  1.  Глубоко эмоциональный интимный характер;
  2.  Семья представляет собой разновозрастную группу, отсюда различия в ценностях, идеалах убеждениях что отражается на процессе воспитания, вместе с тем, семья в силу своей разнородности наиболее полно соответствует требования постепенного приобщения ребенка к социальной жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта.
  3.  Семейное воспитание органично сливается со всей жизнедеятельностью ребенка, ребенок естественным образом включается вовсе жизненно важные виды деятельности.
  4.  Постоянство и длительность воспитательных воздействий членов семьи в разнообразных жизненных ситуации их повторяемость изо дня в день.

  Семья огромное влияние на развитие ребенка:

- Обеспечивает чувство безопасности снижает тревожность.

- В семье ребенок усваивает модели поведения родителей, которые потом воспроизводит.

- Родители являются для ребенка источником жизненного опыта, который необходим для адаптации к реалиям жизни.

- В семье ребенок усваивает правила поведения в обществе, нравственные нормы, приобретает навыки общения с другими людьми.

- В семье происходит физическое и психическое развитие ребенка, формируется личность.

III. Воспитательном потенциал семьи  представляет собой, те воспитательные возможности, которыми обладает семья и от которых напрямую зависят результаты домашнего воспитания. На воспитательный потенциал семьи оказывают влияние след. факторы:

  1.  Социально культурные факторы( уровень образования родителей).
  2.  Уровень образования родителей;
  3.  Культура семьи;
  4.  Микроклимат семьи;
  5.  Ответственное отношение родителей к воспитанию, сформированной и гражданской воспитанности.
  6.  Социально-экономические
  7.  Материальное положение семьи;
  8.  Занятость родителей на работе.
  9.  Социально- психологические
  10.  Мотивы рождения ребенка.
  11.   Расположенность к полу ребенка в семье.
  12.   Тип личности и поведения родителей.
  13.  Установки супругов на воспитание детей.
  14.  Представление родителей об эталоне воспитанной личности.
  15.  Технико-гигиенические
  16.  Место проживания.
  17.  Условия проживания.
  18.  Особенности образа жизни семьи.
  19.  Демографические
  20.  Структура и состав семьи.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

13431. ФОРМУВАННЯ ТАБЛИЦЬ В ТАБЛИЧНОМУ ПРОЦЕССОРІ MICROSOFT EXCEL 1.81 MB
  МЕТОДИЧНІ ВКАЗІВКИ ДО ЛАБОРАТОРНОЇ РОБОТИ №1 ФОРМУВАННЯ ТАБЛИЦЬ В ТАБЛИЧНОМУ ПРОЦЕССОРІ MICROSOFT EXCEL 1. Мета заняття Оволодіти практичними навичками роботи в процесі формування електронних таблиць ЕТ та здійснення в них розрахунків. 2. Завдання роботи Оволо...
13432. ПОВЯЗУВАННЯ ТАБЛИЦЬ MICROSOFT EXCEL 494 KB
  МЕТОДИЧНІ ВКАЗІВКИ ДО ЛАБОРАТОРНОЇ РОБОТИ №2 ПОВЯЗУВАННЯ ТАБЛИЦЬ MICROSOFT EXCEL 1. Мета заняття Навчитись працювати і придбати практичні навички роботи з декількома пов'язаними таблицями. 2. Завдання роботи Оволодіти прийомами пов'язування електронних таблиц
13433. ВБУДОВАНІ ФУНКЦІЇ MS EXCEL та ОФОРМЛЕННЯ РОБОЧИХ АРКУШІВ 180 KB
  МЕТОДИЧНІ ВКАЗІВКИ ДО ЛАБОРАТОРНОЇ РОБОТИ №3 ВБУДОВАНІ ФУНКЦІЇ MS EXCEL та ОФОРМЛЕННЯ РОБОЧИХ АРКУШІВ 1. Мета та завдання роботи Придбання навичок роботи з вбудованими функціями Microsoft Excel та оволодіння можливостями оформлення робочих аркушів. 2. Зміст робот
13434. СПОСОБИ ОФОРМЛЕННЯ ДІАГРАМ 350 KB
  МЕТОДИЧНІ ВКАЗІВКИ ДО ЛАБОРАТОРНОЇ РОБОТИ №4 СПОСОБИ ОФОРМЛЕННЯ ДІАГРАМ 1. Мета роботи Метою даної роботи є отримання практичних навичок при побудові редагуванні і оформленні діаграм в табличному процесорі Microsoft Excel. 2. Зміст роботи 2.1 Завантажити оболонку ...
13435. УПРАВЛІННЯ ДАННИМИ В MICROSOFT EXCEL 130.5 KB
  МЕТОДИЧНІ ВКАЗІВКИ ДО ЛАБОРАТОРНОЇ РОБОТИ № 5 УПРАВЛІННЯ ДАННИМИ В MICROSOFT EXCEL 1. Мета заняття Оволодіти навичками роботи з базами даних в Microsoft Excel. 2. Завдання роботи Навчитись: 2.1. Створювати бази даних. 2.2. Створювати форми даних і працювати в них із запи...
13436. СТВОРЕННЯ ЗВЕДЕННИХ ТАБЛИЦЬ В MICROSOFT EXCEL 354.5 KB
  МЕТОДИЧНІ ВКАЗІВКИ ДО ЛАБОРАТОРНОЇ РОБОТИ №6 СТВОРЕННЯ ЗВЕДЕННИХ ТАБЛИЦЬ В MICROSOFT EXCEL 1. Мета роботи Придбати практичні навички по створенню і використанню зведених таблиць в Microsoft Excel. 2. Задачі роботи Опанувати прийоми формування редагування зміни та
13437. Опрацювання результатів прямих багаторазових вимірювань 238 KB
  ЛАБОРАТОРНА РОБОТА 1 ОПРАЦЮВАННЯ РЕЗУЛЬТАТІВ ПРЯМИХ БАГАТОРАЗОВИХ ВИМІРЮВАНЬ Мета роботи: вивчити методику опрацювання результатів прямих багаторазових вимірювань; навчитись визначати характеристики похибки результату вимірювання в залежності від кількості в...
13438. Повірка чи калібрування приладів прямої дії 102.5 KB
  Лабораторна робота 2 Повірка чи калібрування приладів прямої дії Мета роботи: вивчити теоретичні та практичні основи повірки чи калібрування приладів прямої дії на прикладі калібрування амперметра та вольтметра зіставленням їх показів із показами робочих еталонів.
13439. ВИМІРЮВАННЯ ПОСТІЙНИХ СТРУМІВ ТА НАПРУГ 160 KB
  ЛАБОРАТОРНА РОБОТА 3 ВИМІРЮВАННЯ ПОСТІЙНИХ СТРУМІВ ТА НАПРУГ Мета роботи: Навчитись: вимірювати постійні струми та напруги електромеханічними приладами; раціонально обирати межу вимірювання та клас точності стрілкового приладу для вимірювання заданої з допустим