25539

Воспитательный потенциал семьи

Лекция

Социология, социальная работа и статистика

Изменения в семье в связи с рождением ребенка Специфика семейного воспитания Понятие о воспитательном потенциале семьи самосознание Родительская позиция Модели родительства и родительских отношений вынесенные из родительской семьи Представления о родительской роли Соц.Процесс принятия ребенка в семью обусловлен переходом супругов к их родительской роли который начинается с желания иметь детей. Эмоциональный мать эмоционально и безусловно принимает ребенка.

Русский

2013-08-17

20.46 KB

34 чел.

Лекция 3  «Воспитательный потенциал семьи»

План:

  1.  Подготовка семьи к рождению ребенка. Изменения в семье  в связи с рождением ребенка
  2.  Специфика семейного воспитания
  3.  Понятие о воспитательном потенциале семьи

самосознание

Родительская позиция

Модели родительства и родительских отношений вынесенные из родительской семьи

Представления о родительской роли

Соц. Предписание установки стереотипов

I.Процесс  принятия ребенка в семью  обусловлен переходом супругов к их родительской роли, который начинается с желания иметь детей. Родительская позиция – функция 2 переменных социальной роли и самосознания человека. Факторы, влияющие  на формирования родительской позиции.

   Нередко родительская роль принимается под давлением культуры, так как родительство требует существенных ограничений в личной жизни. Большинство людей осознают, что родительская роль не подлежит отменен и ее придется исполнять всю жизнь. В период беременности может возникать напряженность в семейных отношениях.

    Причины:

- внутриличностный ролевой конфликт,

- рассогласование представлений супругов о родительских ролях.

   Период беременности рассматривается как нормальный кризис в жизни женщины, поскольку предстоящее материнство требует переосмысления всех сторон жизни. Конструктивным направление преодоления кризиса является формирование зрелой материнской позиции по отношении к ребенку.

Составляющие зрелой материнской позиции:

  -Когнитивный (мать обладает необходимыми знаниями о ребенке).

  -Эмоциональный( мать эмоционально и безусловно принимает ребенка).

  -Поведенческая( мать грамотно взаимодействует с ребенком).

   Зрелая материнская позиция способствует формированию глубоких межличностных отношений между матерью и ребенком, позволяет женщине создать оптимальные условия для развития ребенка.  Период беременности женщины оба супруга должны внести в свою жизнь существенные коррективы и оказывать друг другу эмоциональную поддержку.  

  Включение в семью еще одного члена требует ее перестройки:

- освоение новых внутри семейных ролей;

- перераспределение взаимной ответственности;

- установление новых межличностных отношений.

Последовательность принятия ребенка в семью:

  1.  Формирование глубинных психофизиологических связей в системе мать дитя
  2.  Помощь отцу во включении процесс общения с ребенком
  3.  Осваивание материнской и отцовской ролей
  4.  Выстраивание новой системы внутри семейных отношений

Схема процесса принятия ребенка в семью:

 

       1-супружеские отношения до принятия ребенка в семью

 2- отношения матери с ребенком

 3- отношения отца с ребенком

 4- новые, внутрисемейные отношения учитывающие интересы ребенка.

Изменение в самосознании женщины.

   Кризис беременности на субъективном уровне может сопровождается негативными эмоциональными состояниями: раздражительность, эмоциональная неустойчивость, особая чувствительность к стрессогенным факторам, неясность жизненной перспективы, ощущение одиночества. Столкнувшись с кризисом нередко женщина пытается не замечать как изменилась ее жизненная ситуация, хотя при этом может чувствовать себя несчастной, испытывать депрессию и разочарование, двойственное противоречивое чувство: с одной стороны женщина боится предстоящих изменений, а с другой хочет быть матерью и иметь ребенка. Женщина должна осознать эти сложные двойственные чувства и принять их.

  В беременности можно выделить 2 этапа, связанных с развитием самосознания, граница между ними момент первого шевеления ребенка которое ощущает мать:

  1 – докоммуникативный. Задача: постепенно выделения в субъективном мире будущей матери место для своего ребенка. В это время женщина открывает ребенка в самой себе и может посмотреть на мир его глазами.

  2 – коммуникативный; он начинается с 16 – 22 недели беременности, в самосознании женщины начинается обособление ребенка. Мать может начать коммуникацию с ребенком, в процессе которой используется особый язык и происходит становление зрелой материнской позиции. Расширение коммуникации за счет включения в нее отца, позволяет мужчине найти свое место в новой семейной системе. В процессе такого общения супруги впервые по новому выстраивают свои отношения, принимая в рамки этих отношений ребенка.

  В связи с рождением ребенка в семье происходит ряд изменений:

- Изменение идентичности и внутренней жизни молодых супругов,

-  Перераспределение ролей изменение в супружеских отношениях.

- Перемена ролей и отношений внутри расширенной семьи.

- Изменение ролей и отношений вне семьи. Взаимодействия с новыми социальными институтами и лицами.

- Создание условий для нормального  роста и развития ребенка.

II.Специфика семейного воспитания  - является уникальной и отличается от других социальных институтов выполняющих  ту же функцию:

  1.  Глубоко эмоциональный интимный характер;
  2.  Семья представляет собой разновозрастную группу, отсюда различия в ценностях, идеалах убеждениях что отражается на процессе воспитания, вместе с тем, семья в силу своей разнородности наиболее полно соответствует требования постепенного приобщения ребенка к социальной жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта.
  3.  Семейное воспитание органично сливается со всей жизнедеятельностью ребенка, ребенок естественным образом включается вовсе жизненно важные виды деятельности.
  4.  Постоянство и длительность воспитательных воздействий членов семьи в разнообразных жизненных ситуации их повторяемость изо дня в день.

  Семья огромное влияние на развитие ребенка:

- Обеспечивает чувство безопасности снижает тревожность.

- В семье ребенок усваивает модели поведения родителей, которые потом воспроизводит.

- Родители являются для ребенка источником жизненного опыта, который необходим для адаптации к реалиям жизни.

- В семье ребенок усваивает правила поведения в обществе, нравственные нормы, приобретает навыки общения с другими людьми.

- В семье происходит физическое и психическое развитие ребенка, формируется личность.

III. Воспитательном потенциал семьи  представляет собой, те воспитательные возможности, которыми обладает семья и от которых напрямую зависят результаты домашнего воспитания. На воспитательный потенциал семьи оказывают влияние след. факторы:

  1.  Социально культурные факторы( уровень образования родителей).
  2.  Уровень образования родителей;
  3.  Культура семьи;
  4.  Микроклимат семьи;
  5.  Ответственное отношение родителей к воспитанию, сформированной и гражданской воспитанности.
  6.  Социально-экономические
  7.  Материальное положение семьи;
  8.  Занятость родителей на работе.
  9.  Социально- психологические
  10.  Мотивы рождения ребенка.
  11.   Расположенность к полу ребенка в семье.
  12.   Тип личности и поведения родителей.
  13.  Установки супругов на воспитание детей.
  14.  Представление родителей об эталоне воспитанной личности.
  15.  Технико-гигиенические
  16.  Место проживания.
  17.  Условия проживания.
  18.  Особенности образа жизни семьи.
  19.  Демографические
  20.  Структура и состав семьи.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

72221. Органы чувств. Первично-чувствующие. Органы зрения. Общий план строения глазного яблока. Строение задней стенки глаза. Нейронный состав и глиоциты. Орган обоняния. Локализация. Разновидности клеток 59.5 KB
  Первично-чествующие – относится орган зрения и обоняния, рецепцию в органах осуществляют нервные клетки (нейросенсорные); дендриты которых имеют приспособления для улавливания молекул пахучих веществ и кванта света. Развиваются органы из элементов нервной пластинки.
72222. Основные этапы истории СССР (1945 – 1985 гг.) 53.5 KB
  После войны состояние экономики было очень тяжелым. Страна утратила 1/3 своего национального богатства. Было разрушено 1710 городов и более 70 тыс. сел и деревень, 31850 промышленных предприятий, 1135 шахт, 4100 ж/д станций, 25 млн. человек лишились жилья. Главная задача – восстановление народного хозяйства.
72223. Остеомиелит, даму себептері, патогенезі, клиникасы мен емі. Остеомиелиттің біріншілік-созылмалы түрлері 120.5 KB
  Бұл остеомиелиттің даму және қалыптасу себептері (этиология) қазіргі уақытта анықталған, - деп саналады. Остеомиелиттің қоздырғышы стафилококк, стрептококк, диплококк, пневмококк, іш сүзегінің таяқшасы болуы мүмкін. Соңғы кезде стафилококктың жедел остеомиелиттің...
72224. ТИПОЛОГИЯ ПОЭЗИИ КОНСТАНТИНОСА КАВАФИСА 82 KB
  Греческое государство провозгласило 2013 год годом Кавафиса. Стоит отметить что за последние 30 лет были отмечены три юбилея Кавафиса: в 1983 году пятьдесят лет со дня его смерти 2003 году семьдесят лет со дня его смерти 2013 году двойной юбилей.
72225. ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ 269.5 KB
  Идейные истоки политической науки. Истон в течение многих столетий от классической древности до конца XIX столетия изучение политической жизни оставалось не дисциплиной в строгом смысле слова но совокупностью интересов. процесс накопления знаний о политике с политической наукой в собственном смысле...
72226. Проектно-сметное дело. Контрольные материалы 1.62 MB
  В пособии кратко изложены теоретические основы ценообразования и его особенности в строительстве в соответствии с методической и нормативной база определения стоимости строительной продукции. Дан состав сметной стоимости строительства и строительно-монтажных работ.
72227. Основные принципы и нормативно-правовая база защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Система гражданской обороны и основные направления ее деятельности 164 KB
  Катастрофы и стихийные бедствия являются постоянно действующими факторами при развитии экономики и политической ситуации. Крупнейшие аварии и катастрофы причиняют больший и часто невосполнимый ущерб окружающий среде.
72228. Особенности правления Бориса Годунова 25.5 KB
  Абсолютизм в России характеристика российского абсолютизма становление абсолютизма в России просвещенный абсолютизм признаки кризиса империи Абсолютная монархия это разновидность монархической формы правления при которой вся полнота власти юридически и фактически находится в руках монарха.