25539

Воспитательный потенциал семьи

Лекция

Социология, социальная работа и статистика

Изменения в семье в связи с рождением ребенка Специфика семейного воспитания Понятие о воспитательном потенциале семьи самосознание Родительская позиция Модели родительства и родительских отношений вынесенные из родительской семьи Представления о родительской роли Соц.Процесс принятия ребенка в семью обусловлен переходом супругов к их родительской роли который начинается с желания иметь детей. Эмоциональный мать эмоционально и безусловно принимает ребенка.

Русский

2013-08-17

20.46 KB

34 чел.

Лекция 3  «Воспитательный потенциал семьи»

План:

  1.  Подготовка семьи к рождению ребенка. Изменения в семье  в связи с рождением ребенка
  2.  Специфика семейного воспитания
  3.  Понятие о воспитательном потенциале семьи

самосознание

Родительская позиция

Модели родительства и родительских отношений вынесенные из родительской семьи

Представления о родительской роли

Соц. Предписание установки стереотипов

I.Процесс  принятия ребенка в семью  обусловлен переходом супругов к их родительской роли, который начинается с желания иметь детей. Родительская позиция – функция 2 переменных социальной роли и самосознания человека. Факторы, влияющие  на формирования родительской позиции.

   Нередко родительская роль принимается под давлением культуры, так как родительство требует существенных ограничений в личной жизни. Большинство людей осознают, что родительская роль не подлежит отменен и ее придется исполнять всю жизнь. В период беременности может возникать напряженность в семейных отношениях.

    Причины:

- внутриличностный ролевой конфликт,

- рассогласование представлений супругов о родительских ролях.

   Период беременности рассматривается как нормальный кризис в жизни женщины, поскольку предстоящее материнство требует переосмысления всех сторон жизни. Конструктивным направление преодоления кризиса является формирование зрелой материнской позиции по отношении к ребенку.

Составляющие зрелой материнской позиции:

  -Когнитивный (мать обладает необходимыми знаниями о ребенке).

  -Эмоциональный( мать эмоционально и безусловно принимает ребенка).

  -Поведенческая( мать грамотно взаимодействует с ребенком).

   Зрелая материнская позиция способствует формированию глубоких межличностных отношений между матерью и ребенком, позволяет женщине создать оптимальные условия для развития ребенка.  Период беременности женщины оба супруга должны внести в свою жизнь существенные коррективы и оказывать друг другу эмоциональную поддержку.  

  Включение в семью еще одного члена требует ее перестройки:

- освоение новых внутри семейных ролей;

- перераспределение взаимной ответственности;

- установление новых межличностных отношений.

Последовательность принятия ребенка в семью:

  1.  Формирование глубинных психофизиологических связей в системе мать дитя
  2.  Помощь отцу во включении процесс общения с ребенком
  3.  Осваивание материнской и отцовской ролей
  4.  Выстраивание новой системы внутри семейных отношений

Схема процесса принятия ребенка в семью:

 

       1-супружеские отношения до принятия ребенка в семью

 2- отношения матери с ребенком

 3- отношения отца с ребенком

 4- новые, внутрисемейные отношения учитывающие интересы ребенка.

Изменение в самосознании женщины.

   Кризис беременности на субъективном уровне может сопровождается негативными эмоциональными состояниями: раздражительность, эмоциональная неустойчивость, особая чувствительность к стрессогенным факторам, неясность жизненной перспективы, ощущение одиночества. Столкнувшись с кризисом нередко женщина пытается не замечать как изменилась ее жизненная ситуация, хотя при этом может чувствовать себя несчастной, испытывать депрессию и разочарование, двойственное противоречивое чувство: с одной стороны женщина боится предстоящих изменений, а с другой хочет быть матерью и иметь ребенка. Женщина должна осознать эти сложные двойственные чувства и принять их.

  В беременности можно выделить 2 этапа, связанных с развитием самосознания, граница между ними момент первого шевеления ребенка которое ощущает мать:

  1 – докоммуникативный. Задача: постепенно выделения в субъективном мире будущей матери место для своего ребенка. В это время женщина открывает ребенка в самой себе и может посмотреть на мир его глазами.

  2 – коммуникативный; он начинается с 16 – 22 недели беременности, в самосознании женщины начинается обособление ребенка. Мать может начать коммуникацию с ребенком, в процессе которой используется особый язык и происходит становление зрелой материнской позиции. Расширение коммуникации за счет включения в нее отца, позволяет мужчине найти свое место в новой семейной системе. В процессе такого общения супруги впервые по новому выстраивают свои отношения, принимая в рамки этих отношений ребенка.

  В связи с рождением ребенка в семье происходит ряд изменений:

- Изменение идентичности и внутренней жизни молодых супругов,

-  Перераспределение ролей изменение в супружеских отношениях.

- Перемена ролей и отношений внутри расширенной семьи.

- Изменение ролей и отношений вне семьи. Взаимодействия с новыми социальными институтами и лицами.

- Создание условий для нормального  роста и развития ребенка.

II.Специфика семейного воспитания  - является уникальной и отличается от других социальных институтов выполняющих  ту же функцию:

  1.  Глубоко эмоциональный интимный характер;
  2.  Семья представляет собой разновозрастную группу, отсюда различия в ценностях, идеалах убеждениях что отражается на процессе воспитания, вместе с тем, семья в силу своей разнородности наиболее полно соответствует требования постепенного приобщения ребенка к социальной жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта.
  3.  Семейное воспитание органично сливается со всей жизнедеятельностью ребенка, ребенок естественным образом включается вовсе жизненно важные виды деятельности.
  4.  Постоянство и длительность воспитательных воздействий членов семьи в разнообразных жизненных ситуации их повторяемость изо дня в день.

  Семья огромное влияние на развитие ребенка:

- Обеспечивает чувство безопасности снижает тревожность.

- В семье ребенок усваивает модели поведения родителей, которые потом воспроизводит.

- Родители являются для ребенка источником жизненного опыта, который необходим для адаптации к реалиям жизни.

- В семье ребенок усваивает правила поведения в обществе, нравственные нормы, приобретает навыки общения с другими людьми.

- В семье происходит физическое и психическое развитие ребенка, формируется личность.

III. Воспитательном потенциал семьи  представляет собой, те воспитательные возможности, которыми обладает семья и от которых напрямую зависят результаты домашнего воспитания. На воспитательный потенциал семьи оказывают влияние след. факторы:

  1.  Социально культурные факторы( уровень образования родителей).
  2.  Уровень образования родителей;
  3.  Культура семьи;
  4.  Микроклимат семьи;
  5.  Ответственное отношение родителей к воспитанию, сформированной и гражданской воспитанности.
  6.  Социально-экономические
  7.  Материальное положение семьи;
  8.  Занятость родителей на работе.
  9.  Социально- психологические
  10.  Мотивы рождения ребенка.
  11.   Расположенность к полу ребенка в семье.
  12.   Тип личности и поведения родителей.
  13.  Установки супругов на воспитание детей.
  14.  Представление родителей об эталоне воспитанной личности.
  15.  Технико-гигиенические
  16.  Место проживания.
  17.  Условия проживания.
  18.  Особенности образа жизни семьи.
  19.  Демографические
  20.  Структура и состав семьи.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21391. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА 26.5 KB
  надо выявить те свойства которые входят в предмет одной отрасли гражданского права Легальное определение статья 2 ГК РФ: перечень наиболее типычных общественных отношений входящих в ГП: отношения собственности обязательственные отношения результаты по поводу интеллектуальной деятельности; предмет ГП входят имущественные и личные неимущественные отношения основанные на равенстве автономии воли и имущественной самостоятельности их участников Определяются внешние признаки В научном определении включаются сущностные признаки т. все обществеенные...
21392. ПРИНЦИПЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА 19.19 KB
  их применение все цело зависит от усмотрения участников ГО статья 617; императивных норм гораздо меньше один из недостатков что их еще достаточно много что явно не оправданно статья 807договор займа реальный договор Пункт 1 статья 9 субъекты ГП по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им субъективные права в плановой экономике не редко субъекты осуществляли свои права по указанию другихсвобода усмотрения при осуществлении ими своих субъективных прав не безгранична и существует статья 10 пределы осуществления гражданских прав...
21393. СИСТЕМА ГП 28.57 KB
  общие нормы не повторяются в отдельных институтах ГП Особенная часть ГП состоит из подразделений правовые нормы которых рассчитаны на регулирование только одного вида оо входящих в предмет ГП Наиболее крупными подразделениями особенной части являются подотрасли Содержащиеся в подотраслях нормы ГП предназначены для регулирования только одного вида оо состоящих предмет ГП: Право собственности и другие вещные права Право на результаты интеллектуальной деятельности человека которые предназначены для отношений связанные с результатом...
21394. ДЕЙСТВИЕ ГЗ 22.07 KB
  опубликован в течение 7 дней после его подписания президентом официальным опубликованием считается первая публикации закона либо в рос газете либо в собрании законодательства Рф либо парламентской РФ Вступает в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования если самим законом не установлен иной порядок вступления его в силу Вступление в силу подзаконных нпа Указ президента РФ О порядке опубликования и вступления в силу актов президента правительства рф и нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 17.1997...
21395. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВОТНОШЕНИЕ 24.99 KB
  на сознание и волю Гпр оо только потому и возможно что содержание оо составляет поведение участников этих оо Поэтому урегулировать оо входящие в предмет ГП модно только одним способом путем регулирования поведения субъектов ГП в рамках существующих м у ними оо В качестве таких регуляторов выступают субъективные права и обязанности которыми наделяются участники регулируемых оо Субъективное право это мера возможного поведения управомоченного лица ГПотн Объективное право это мера должного поведения В ГП поведение определяется в соответствии с...
21396. СУБЪЕКТЫ ГП 27.62 KB
  некоторые граждане в силу малолетнего возраста или по состоянию здоровья не могут это делать то признается недееспособным до 14 лет не обладают дееспособностью Право и дееспособности это юр качества и свойства которыми субъектов ГП наделяет государство и только оно может лишить или ограничить Отказ субъекта от право ил дееспособности недействителен Статья 22: сделки направленные на ограничение право и дееспособности не действительны в СССР не хватало рабочей силы тогда выдавали квартиру но обычно ее меняли сразу на ленинградскую тогда брали...
21397. ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ГРАЖДАН 18.03 KB
  он не может от этого отказаться; для граждан не достигших 14 летнего возраста местом жительства признается место жительства их родителей усыновителей или опекунов; безвестное отсутствие и его последствия: отсутствие на месте жительства гражданина порождает неопределенность в ГО; в устранении неопределенности заинтересованы многие также как и сам гражданин; статья 42: суд может признать гражданина безвестно отсутствующим если в течение одного года в месте его постоянного места жительства нет сведений о месте его пребывания т. Невозможность...
21398. ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА 28.28 KB
  Поэтому необходимо некое срво которое способно обеспечить реальность юрлица. юрлица в отличие от граждан не существуют реально. Эта теория впервые противопоставила юрлица и физлица как субъектов ГП. Недостатком является то что теория фикции объясняет почему создаются юрлица но не объясняет что такое юрлицо.
21399. ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ЮЛ 19.46 KB
  на практике он просто запутывает ГО когда регистрировали кооперативы то надо было его место нахождения тогда и появился юридический адрес они абонировали почтовый ящик Третий способ: не пользуются граждане Товарный знак знак обслуживания: в соответствии со статьёй 1477 товарный знак это обозначение служащее для индивидуализации товаров ЮЛ а знак обслуживания это обозначение служащее для индивидуализации выполнения работ и оказываемых услуг ЮЛ т. сочетание слов Раковая шейка Изобразительные шестеренка с буквами КЗ Объемный знак...