25539

Воспитательный потенциал семьи

Лекция

Социология, социальная работа и статистика

Изменения в семье в связи с рождением ребенка Специфика семейного воспитания Понятие о воспитательном потенциале семьи самосознание Родительская позиция Модели родительства и родительских отношений вынесенные из родительской семьи Представления о родительской роли Соц.Процесс принятия ребенка в семью обусловлен переходом супругов к их родительской роли который начинается с желания иметь детей. Эмоциональный мать эмоционально и безусловно принимает ребенка.

Русский

2013-08-17

20.46 KB

34 чел.

Лекция 3  «Воспитательный потенциал семьи»

План:

  1.  Подготовка семьи к рождению ребенка. Изменения в семье  в связи с рождением ребенка
  2.  Специфика семейного воспитания
  3.  Понятие о воспитательном потенциале семьи

самосознание

Родительская позиция

Модели родительства и родительских отношений вынесенные из родительской семьи

Представления о родительской роли

Соц. Предписание установки стереотипов

I.Процесс  принятия ребенка в семью  обусловлен переходом супругов к их родительской роли, который начинается с желания иметь детей. Родительская позиция – функция 2 переменных социальной роли и самосознания человека. Факторы, влияющие  на формирования родительской позиции.

   Нередко родительская роль принимается под давлением культуры, так как родительство требует существенных ограничений в личной жизни. Большинство людей осознают, что родительская роль не подлежит отменен и ее придется исполнять всю жизнь. В период беременности может возникать напряженность в семейных отношениях.

    Причины:

- внутриличностный ролевой конфликт,

- рассогласование представлений супругов о родительских ролях.

   Период беременности рассматривается как нормальный кризис в жизни женщины, поскольку предстоящее материнство требует переосмысления всех сторон жизни. Конструктивным направление преодоления кризиса является формирование зрелой материнской позиции по отношении к ребенку.

Составляющие зрелой материнской позиции:

  -Когнитивный (мать обладает необходимыми знаниями о ребенке).

  -Эмоциональный( мать эмоционально и безусловно принимает ребенка).

  -Поведенческая( мать грамотно взаимодействует с ребенком).

   Зрелая материнская позиция способствует формированию глубоких межличностных отношений между матерью и ребенком, позволяет женщине создать оптимальные условия для развития ребенка.  Период беременности женщины оба супруга должны внести в свою жизнь существенные коррективы и оказывать друг другу эмоциональную поддержку.  

  Включение в семью еще одного члена требует ее перестройки:

- освоение новых внутри семейных ролей;

- перераспределение взаимной ответственности;

- установление новых межличностных отношений.

Последовательность принятия ребенка в семью:

  1.  Формирование глубинных психофизиологических связей в системе мать дитя
  2.  Помощь отцу во включении процесс общения с ребенком
  3.  Осваивание материнской и отцовской ролей
  4.  Выстраивание новой системы внутри семейных отношений

Схема процесса принятия ребенка в семью:

 

       1-супружеские отношения до принятия ребенка в семью

 2- отношения матери с ребенком

 3- отношения отца с ребенком

 4- новые, внутрисемейные отношения учитывающие интересы ребенка.

Изменение в самосознании женщины.

   Кризис беременности на субъективном уровне может сопровождается негативными эмоциональными состояниями: раздражительность, эмоциональная неустойчивость, особая чувствительность к стрессогенным факторам, неясность жизненной перспективы, ощущение одиночества. Столкнувшись с кризисом нередко женщина пытается не замечать как изменилась ее жизненная ситуация, хотя при этом может чувствовать себя несчастной, испытывать депрессию и разочарование, двойственное противоречивое чувство: с одной стороны женщина боится предстоящих изменений, а с другой хочет быть матерью и иметь ребенка. Женщина должна осознать эти сложные двойственные чувства и принять их.

  В беременности можно выделить 2 этапа, связанных с развитием самосознания, граница между ними момент первого шевеления ребенка которое ощущает мать:

  1 – докоммуникативный. Задача: постепенно выделения в субъективном мире будущей матери место для своего ребенка. В это время женщина открывает ребенка в самой себе и может посмотреть на мир его глазами.

  2 – коммуникативный; он начинается с 16 – 22 недели беременности, в самосознании женщины начинается обособление ребенка. Мать может начать коммуникацию с ребенком, в процессе которой используется особый язык и происходит становление зрелой материнской позиции. Расширение коммуникации за счет включения в нее отца, позволяет мужчине найти свое место в новой семейной системе. В процессе такого общения супруги впервые по новому выстраивают свои отношения, принимая в рамки этих отношений ребенка.

  В связи с рождением ребенка в семье происходит ряд изменений:

- Изменение идентичности и внутренней жизни молодых супругов,

-  Перераспределение ролей изменение в супружеских отношениях.

- Перемена ролей и отношений внутри расширенной семьи.

- Изменение ролей и отношений вне семьи. Взаимодействия с новыми социальными институтами и лицами.

- Создание условий для нормального  роста и развития ребенка.

II.Специфика семейного воспитания  - является уникальной и отличается от других социальных институтов выполняющих  ту же функцию:

  1.  Глубоко эмоциональный интимный характер;
  2.  Семья представляет собой разновозрастную группу, отсюда различия в ценностях, идеалах убеждениях что отражается на процессе воспитания, вместе с тем, семья в силу своей разнородности наиболее полно соответствует требования постепенного приобщения ребенка к социальной жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта.
  3.  Семейное воспитание органично сливается со всей жизнедеятельностью ребенка, ребенок естественным образом включается вовсе жизненно важные виды деятельности.
  4.  Постоянство и длительность воспитательных воздействий членов семьи в разнообразных жизненных ситуации их повторяемость изо дня в день.

  Семья огромное влияние на развитие ребенка:

- Обеспечивает чувство безопасности снижает тревожность.

- В семье ребенок усваивает модели поведения родителей, которые потом воспроизводит.

- Родители являются для ребенка источником жизненного опыта, который необходим для адаптации к реалиям жизни.

- В семье ребенок усваивает правила поведения в обществе, нравственные нормы, приобретает навыки общения с другими людьми.

- В семье происходит физическое и психическое развитие ребенка, формируется личность.

III. Воспитательном потенциал семьи  представляет собой, те воспитательные возможности, которыми обладает семья и от которых напрямую зависят результаты домашнего воспитания. На воспитательный потенциал семьи оказывают влияние след. факторы:

  1.  Социально культурные факторы( уровень образования родителей).
  2.  Уровень образования родителей;
  3.  Культура семьи;
  4.  Микроклимат семьи;
  5.  Ответственное отношение родителей к воспитанию, сформированной и гражданской воспитанности.
  6.  Социально-экономические
  7.  Материальное положение семьи;
  8.  Занятость родителей на работе.
  9.  Социально- психологические
  10.  Мотивы рождения ребенка.
  11.   Расположенность к полу ребенка в семье.
  12.   Тип личности и поведения родителей.
  13.  Установки супругов на воспитание детей.
  14.  Представление родителей об эталоне воспитанной личности.
  15.  Технико-гигиенические
  16.  Место проживания.
  17.  Условия проживания.
  18.  Особенности образа жизни семьи.
  19.  Демографические
  20.  Структура и состав семьи.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83628. Требования нормами технологического проектирования и САНПИНом к городским подстанциям и электрическим сетям 32.97 KB
  Нормами технологического проектирования к городским ПС и электрическим сетям рассматриваются и регламентируются следующие разделы: 1 Общие положения общие указания обьем и состав проектной документации 2 Расчетные электрические нагрузки расчетные электрические нагрузки жилых зданий электрические нагрузки общественных зданий и промышленных предприятий электрические нагрузки распределительных линий до 1 кВ электрические нагрузки сетей 106 кВ и ЦП укрупненные показатели расхода электроэнергии коммунальнобытовых потребителей 3...
83629. Очерёдность выполнения чертежей «План и разрезы подстанции и плана фундаментов» и что отражено на этих чертежах 28.85 KB
  В рабочие чертежи включают: 1 общие данные по рабочим чертежам; 2 принципиальную схему главных цепей; 3 принципиальные полные схемы релейной защиты управления измерения сигнализации и т.; 4 планы расположения электрооборудования ошиновки и прокладки сетей заземления; 5 планы прокладки электрических сетей; 6 схемы таблицы подключения; 7 кабельный журнал; 8 рабочую документацию задания МЭЗ; 9 эскизные чертежи общего вида НКУ. На схеме указывают: 1 номинальное напряжение сборных шин; 2 типы номинальные токи и сопротивление...
83630. Перечислить основные виды спецификаций и что отражает экспликация на чертеже 30.3 KB
  Описание спецификации дается в ГОСТ 2. Над основной надписью помещаются графы спецификации. В основной надписи спецификации указывают наименование сборочной единицы масштаб ее изображения. Спецификации первого типа чаще используются в конструкторскотехнологических подразделениях а второго на сборочных участках и при работе по заказам.
83631. Перечислить мероприятия предотвращающие электромагнитную наводку на кабели в ОРУ и устройства в ЗРУ 29.45 KB
  Должны выполняться мероприятия исключающие электростатические и электромагнитные наводки на металлических элементах расположенных в помещениях аккумуляторных батарей а также заносы туда высоких потенциалов. Для защиты от электростатической индукции на указанных элементах достаточно надежно присоединить к общему заземляющему устройству электростанций и подстанций гладкие трубы в помещениях аккумуляторных батарей предназначенные для отопления и выдержать расстояния от токоведущих шин до частей здания и других заземленных элементов не менее...
83632. Назначение кабельного журнала и что отражено на листах кабельного журнала 30.27 KB
  В кабельном журнале описывается маркировка каждого кабеля откуда и куда он идет его марка длина кабельной линии и его назначение. Назначение: Всю необходимую информацию о кабелях можно представить непосредственно на схемах: можно указать марку длину способ прокладки кабеля. Однако при построении достаточно большой системы во избежание перегруженности чертежей удобнее вынести эти данные в отдельную таблицу оставив на схемах лишь присвоенные кабелям обозначения. Во время монтажа в кабельный журнал заносятся следующие сведения: номер...
83633. Выполнение чертежей оперативной блокировки на ПС. Что должно быть отражено на чертеже. Какие виды блокировки коммутационных оборудований используются на ПС 30.11 KB
  Основные требования к оперативной блокировке: Блокзамки блокировки должны запирать приводы разъединителей только в крайних положениях включено и отключено; они не должны запирать привод разъединителя в промежуточном положении; Оперативная блокировка не должна давать ложное разрешение на операции с разъединителями при исчезновении напряжения оперативного тока или неисправностях самой оперативной блокировки. Механическая блокировка – это блокировка непосредственного действия которая может быть выполнена на близко...
83634. Нелинейные магнитные цепи при постоянных потоках 161 KB
  Для концентрации магнитного поля и придания ему желаемой конфигурации отдельные части электротехнических устройств выполняются из ферромагнитных материалов. Векторные величины характеризующие магнитное поле Наименование Обозначение Единицы измерения Определение Вектор магнитной индукции Тл тесла Векторная величина характеризующая силовое действие магнитного поля на ток по закону Ампера Вектор намагниченности А м Магнитный момент единицы объема вещества Вектор напряженности магнитного поля А м где Гн м магнитная постоянная Основные...
83635. Общая характеристика задач и методов расчета магнитных цепей 128 KB
  При этом для наглядности можно составить эквивалентную электрическую схему замещения исходной магнитной цепи с использованием которой выполняется расчет. При расчете магнитных цепей на практике встречаются две типичные задачи: задача определения величины намагничивающей силы НС необходимой для создания заданного магнитного потока заданной магнитной индукции на каком либо участке магнитопровода задача синтеза или ldquo;прямаяldquo; задача; задача нахождения потоков магнитных индукций на отдельных участках цепи по заданным...
83636. Нелинейные цепи переменного тока в стационарных режимах 136.5 KB
  Когда постоянная времени нагрева τ одного порядка с Т соотношения между переменными составляюшими напряжения и тока являются более сложными определяющими сдвиг по фазе между ними. Другой важной особенностью нелинейных элементов в цепи переменного тока является вызываемое ими появление высших гармоник даже при наличии в цепи только источников синусоидального напряжения и или тока. На этом принципе строится например ряд умножителей частоты а также преобразователей формы тока или напряжения.