25545

Единственный ребенок в семье

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Ребенок маленький взрослый До поступления в детский сад а то и в школу единственный ребенок общается преимущественно со взрослыми. В семье ребенок хорошо усваивает модель отношений в которой один выше по иерархии родитель а другой ниже ребенок.Все это может привести к тому что в детском коллективе ребенок либо станет одиночкой либо будет всячески противопоставлять себя коллективу привлекая к себе персональное внимание учителя или воспитателя.

Русский

2013-08-17

15.5 KB

4 чел.

  1.  Единственный ребенок в семье.

В воспитании единственного ребенка в семье есть три ошибки, которые чаще всего допускают родители.

Ребенок — маленький взрослый

До поступления в детский сад, а то и в школу единственный ребенок общается преимущественно со взрослыми. Ему бывает непросто адаптироваться в детском коллективе. Часто в группе детей он предпочитает игры в одиночестве, не умеет играть в ролевые игры. В семье ребенок хорошо усваивает модель отношений, в которой один выше по иерархии (родитель), а другой ниже (ребенок). В детском же коллективе требуется выстраивать отношения равных, сотрудничества. Зачастую от неумения он «перепрыгивает» на другой, более простой вариант — начинает конкурировать с другими детьми.Все это может привести к тому, что в детском коллективе ребенок либо станет одиночкой, либо будет всячески противопоставлять себя коллективу, привлекая к себе персональное внимание учителя или воспитателя. 

Выход: дать ребенку возможность больше общаться со сверстниками

Поступление в детский сад часто становится для единственных детей серьезным стрессом, однако именно там можно компенсировать среду сверстников, которой не хватает дома.

Обычно дети в течение первого года полностью осваиваются в новых правилах. Детский сад становится для них первой настоящей школой жизни, где они учатся дружить, заботиться и помогать другим, спорить и мириться. Родителям очень важно обсуждать с ребенком ситуации, возникающие в детском саду, помогать находить верные решения в отношениях с другими детьми.

Приглашайте в гости двоюродных братьев и сестер, друзей с детьми, посещайте спортивные и другие секции, группы кратковременного пребывания. Очень важно, чтобы ребенок общался с другими детьми не под постоянным надзором родителей, сам разрешал сложные ситуации и выстраивал отношения.

Ребенок – центр вселенной

Часто бывает так, что вся вселенная семьи крутится вокруг одного центра — ребенка.

Когда ребенок один, родителям легче его обеспечить, в том числе дать ему хорошее образование, у них есть больше времени на занятия и просто беседы с ребенком. Малыш чувствует себя в безопасности, окруженным заботой и вниманием. Но если со взрослением ребенка этот уровень заботы и опеки не снимается, ребенок начинает испытывать повышенную тревогу и страх и при выходе во «внешний мир».

В таких семьях родительскую заботу и внимание ребенок естественным образом принимает как должное, а самому ему обычно не приходится заботиться о ком-то. В итоге он просто не получает такого опыта, а он необходим для выстраивания отношений с людьми, для построения своей семьи.

В школе ребенку бывает сложно принять необходимость разделения внимания учителя с другими учениками. Он может капризничать, шалить и другими способами привлекать внимание. Не исключены и случаи психосоматических заболеваний. Тошнота, боли в животе, головокружения — все это может стать поводом для получения столь привычной заботы.

Ну и наконец, ревность. Единственные дети, избалованные родительским вниманием, часто воспринимают родителей как свою собственность. Пока мама или папа занимается с ним, малыш может быть идеально покладистым, как только они разговаривают между собой либо занимаются своими делами, ребенка как подменяют. Он начинает закатывать истерики, бросаться предметами, кричать.

Выход: децентрировать семейные отношения

Родители должны изначально строить отношения в семье таким образом, чтобы ребенок понимал, что родители — это отдельные люди, у которых есть свои важные дела и заботы, кроме ребенка, что между мамой и папой тоже есть отношения.

Иногда лучше дать ребенку самому набить шишку, упав с горки, а не ходить за ним по пятам, предостерегая от опасности. Не держите ребенка в тепличных условиях, он должен осознавать разнообразие и сложность мира, чтобы не ощущать его центрированным на себе.

Нужно учить ребенка быть самостоятельным, заботиться о других. Даже если вам совсем несложно убрать за ребенком игрушки или налить себе воды, попросите об этом малыша.

Ребенок — лучший друг мамы (папы)

Довольно распространена ситуация, когда ребенок и родитель становятся лучшими друзьями. Можно услышать, как девочка говорит, что они с мамой «лучшие подружки», можно увидеть и мальчиков, очень привязанных к матерям.

В такой ситуации у ребенка пропадает необходимость поиска друзей среди сверстников, он замыкается в родительской семье. Во взрослом возрасте это вызовет большие трудности, когда придет время отделения от родителей и создания своей семьи.

К тому же это ведет к тому, что ребенок теряет авторитет родителя, в котором он на самом деле остро нуждается. Он не получает и образца взрослого поведения.

Выход: оставаться для ребенка родителем

Все описанное не означает, что нельзя дружить с собственным ребенком. Можно и даже нужно.

Однако важно оставаться для ребенка родителем. Взрослый должен диктовать определенные правила, транслировать моральные нормы и семейные традиции.

В большой семье обычно братья и сестры учат чему-то друг друга. В подростковом возрасте их влияние оказывается гораздо более существенным, чем родительское. Семья с единственным ребенком такой возможности лишена. Хорошо бы, чтобы ребенок дружил со старшими двоюродными братьями или сестрами, другими родственниками. Ведь родственная дружба – это дружба особая.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57758. Запліднення. Будова насінини 52.5 KB
  Мета уроку: ознайомити учнів із процесом запліднення у квіткових рослин; розкрити його біологічне значення; дослідним шляхом ознайомити із будовою насінини на прикладі пшениці і квасолі...
57759. Фізика і хімія - науки, що визначають сучасний науково – технічний прогрес 50.5 KB
  Мета уроку: розкрити величезне визначальне значення наук фізики та хімії в розв’язанні глобальних проблем сучасності: енергетичної, продовольчої, технічної, проблеми збереження миру в усьому світі...
57760. Робота з рухомою картою зоряного неба 149.5 KB
  Рухома карта складається з двох частин: рухомого диска (зоряної карти), який може обертатись навколо вісі, що проходить через його центр, і нерухомо розташованого над ним накладного круга.
57761. Изучение звёздного неба 95 KB
  Цели урока: Создать условия для: изучения созвездий наблюдения интересных объектов в этих созвездиях отработки навыков уверенного нахождения созвездий и самых ярких звёзд северного неба...
57762. Розв’язування нерівностей з однією змінною 114.5 KB
  Мета: відтворити знання про лінійні нерівності з однією змінною; удосконалювати вміння учнів розвязувати нерівності з однією змінною формувати навички самостійної роботи...
57763. Решение иррациональных неравенств 1.41 MB
  Формировать умения и навыки решения иррациональных неравенств различными способами. Формировать социальную компетентность: предоставлять учащимся возможность проявлять инициативу.
57764. Der Gemüsegarten 38.5 KB
  Практична: ввести лексичні одиниці за темою уроку та тренувати їх вживання в усному та писемному мовленні, закріпити вживання сильних дієслів у теперішньому часі на прикладі дієслова essen.
57765. Текст-переклад. Бінарний урок з інформатики та англійської мови 143.5 KB
  А зараз давайте пригадаємо пристрій, який допоможе нам друкувати текст. Називається він?(клавіатура). На клавіатурі знаходиться багато клавіш. Це алфавітно-цифрове поле (демонструється малюнок клавіатури).
57766. Перерізи многогранників. Метод слідів 712 KB
  Многогранники Опуклі многогранники Правильний многогранник Куб Паралелепіпед Піраміда Призма а у другій нові переріз діагональний переріз січна площина.