25545

Единственный ребенок в семье

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Ребенок маленький взрослый До поступления в детский сад а то и в школу единственный ребенок общается преимущественно со взрослыми. В семье ребенок хорошо усваивает модель отношений в которой один выше по иерархии родитель а другой ниже ребенок.Все это может привести к тому что в детском коллективе ребенок либо станет одиночкой либо будет всячески противопоставлять себя коллективу привлекая к себе персональное внимание учителя или воспитателя.

Русский

2013-08-17

15.5 KB

4 чел.

  1.  Единственный ребенок в семье.

В воспитании единственного ребенка в семье есть три ошибки, которые чаще всего допускают родители.

Ребенок — маленький взрослый

До поступления в детский сад, а то и в школу единственный ребенок общается преимущественно со взрослыми. Ему бывает непросто адаптироваться в детском коллективе. Часто в группе детей он предпочитает игры в одиночестве, не умеет играть в ролевые игры. В семье ребенок хорошо усваивает модель отношений, в которой один выше по иерархии (родитель), а другой ниже (ребенок). В детском же коллективе требуется выстраивать отношения равных, сотрудничества. Зачастую от неумения он «перепрыгивает» на другой, более простой вариант — начинает конкурировать с другими детьми.Все это может привести к тому, что в детском коллективе ребенок либо станет одиночкой, либо будет всячески противопоставлять себя коллективу, привлекая к себе персональное внимание учителя или воспитателя. 

Выход: дать ребенку возможность больше общаться со сверстниками

Поступление в детский сад часто становится для единственных детей серьезным стрессом, однако именно там можно компенсировать среду сверстников, которой не хватает дома.

Обычно дети в течение первого года полностью осваиваются в новых правилах. Детский сад становится для них первой настоящей школой жизни, где они учатся дружить, заботиться и помогать другим, спорить и мириться. Родителям очень важно обсуждать с ребенком ситуации, возникающие в детском саду, помогать находить верные решения в отношениях с другими детьми.

Приглашайте в гости двоюродных братьев и сестер, друзей с детьми, посещайте спортивные и другие секции, группы кратковременного пребывания. Очень важно, чтобы ребенок общался с другими детьми не под постоянным надзором родителей, сам разрешал сложные ситуации и выстраивал отношения.

Ребенок – центр вселенной

Часто бывает так, что вся вселенная семьи крутится вокруг одного центра — ребенка.

Когда ребенок один, родителям легче его обеспечить, в том числе дать ему хорошее образование, у них есть больше времени на занятия и просто беседы с ребенком. Малыш чувствует себя в безопасности, окруженным заботой и вниманием. Но если со взрослением ребенка этот уровень заботы и опеки не снимается, ребенок начинает испытывать повышенную тревогу и страх и при выходе во «внешний мир».

В таких семьях родительскую заботу и внимание ребенок естественным образом принимает как должное, а самому ему обычно не приходится заботиться о ком-то. В итоге он просто не получает такого опыта, а он необходим для выстраивания отношений с людьми, для построения своей семьи.

В школе ребенку бывает сложно принять необходимость разделения внимания учителя с другими учениками. Он может капризничать, шалить и другими способами привлекать внимание. Не исключены и случаи психосоматических заболеваний. Тошнота, боли в животе, головокружения — все это может стать поводом для получения столь привычной заботы.

Ну и наконец, ревность. Единственные дети, избалованные родительским вниманием, часто воспринимают родителей как свою собственность. Пока мама или папа занимается с ним, малыш может быть идеально покладистым, как только они разговаривают между собой либо занимаются своими делами, ребенка как подменяют. Он начинает закатывать истерики, бросаться предметами, кричать.

Выход: децентрировать семейные отношения

Родители должны изначально строить отношения в семье таким образом, чтобы ребенок понимал, что родители — это отдельные люди, у которых есть свои важные дела и заботы, кроме ребенка, что между мамой и папой тоже есть отношения.

Иногда лучше дать ребенку самому набить шишку, упав с горки, а не ходить за ним по пятам, предостерегая от опасности. Не держите ребенка в тепличных условиях, он должен осознавать разнообразие и сложность мира, чтобы не ощущать его центрированным на себе.

Нужно учить ребенка быть самостоятельным, заботиться о других. Даже если вам совсем несложно убрать за ребенком игрушки или налить себе воды, попросите об этом малыша.

Ребенок — лучший друг мамы (папы)

Довольно распространена ситуация, когда ребенок и родитель становятся лучшими друзьями. Можно услышать, как девочка говорит, что они с мамой «лучшие подружки», можно увидеть и мальчиков, очень привязанных к матерям.

В такой ситуации у ребенка пропадает необходимость поиска друзей среди сверстников, он замыкается в родительской семье. Во взрослом возрасте это вызовет большие трудности, когда придет время отделения от родителей и создания своей семьи.

К тому же это ведет к тому, что ребенок теряет авторитет родителя, в котором он на самом деле остро нуждается. Он не получает и образца взрослого поведения.

Выход: оставаться для ребенка родителем

Все описанное не означает, что нельзя дружить с собственным ребенком. Можно и даже нужно.

Однако важно оставаться для ребенка родителем. Взрослый должен диктовать определенные правила, транслировать моральные нормы и семейные традиции.

В большой семье обычно братья и сестры учат чему-то друг друга. В подростковом возрасте их влияние оказывается гораздо более существенным, чем родительское. Семья с единственным ребенком такой возможности лишена. Хорошо бы, чтобы ребенок дружил со старшими двоюродными братьями или сестрами, другими родственниками. Ведь родственная дружба – это дружба особая.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8180. Педагогика: предмет, категории, структура 88.54 KB
  Педагогика: предмет, категории, структура Вступление: структура курса, учебные требования ПЛАН Педагогика как наука и искусство. Основные категории педагогической науки. Связь педагогики с другими науками. Система педагогических наук ЛИТЕРАТУРА Подл...
8181. Проблема целей воспитания в педагогике 17.26 KB
  Проблема целей воспитания в педагогике. Историческая динамика целей воспитания. Человеческое общество в своей практической воспитательной деятельности всегда преследует определенные цели - даже если они не осознаются на уровне общественного соз...
8182. Методология и методика педагогического исследования 30.14 KB
  Методология и методика педагогического исследования ПЛАН Методологическая основа педагогических исследований. Классификация методов педагогического исследования. Этапы педагогического исследования. Структура изложения педагогического исследования (н...
8183. Основные факторы развития личности 38.1 KB
  Основные факторы развития личности Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково двумя разными авторами. Все определения личности так или иначе обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. С то...
8184. Возрастные и индивидуальные особенности развития и воспитания личности 39.57 KB
  Возрастные и индивидуальные особенности развития и воспитания личности. Проблема возрастных и индивидуальных особенностей развития и воспитания личности в педагогике Как отмечалось в предыдущей главе, личностное развитие человека несет на себе печ...
8185. Сущность педагогического процесса 16.44 KB
  Сущность педагогического процесса Становление человека как личности, его формирование в соответствии с общественным идеалом немыслимо вне педагогического процесса. Педагогический процесс - это специально организованное взаимодействие педагогов ...
8186. Виды педагогических систем 20.74 KB
  Виды педагогических систем В педагогической лексике теоретиков и практиков педагогики довольно часто в разных контекстах употребляется понятие система (система обучения, воспитания, система методов, средств и т.п.). Однако при использовании этого ...
8187. Возникновение воспитания как особого вида общественной деятельности 38.67 KB
  Возникновение воспитания как особого вида общественной деятельности Воспитание возникло вместе с появлением человеческого общества и существует на протяжении всей его истории, с самого начала выполняя общую функцию передачи от поколения к поколению ...
8188. Развитие христианской педагогической традиции в Византии 26.53 KB
  Развитие христианской педагогической традиции в Византии Византия образовалась как государство в 359 г. на территории Восточной Римской империи и была завоевана турками-османами в 1453 г. В период IV–V вв. в Византии в теории и практике воспита...