25545

Единственный ребенок в семье

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Ребенок маленький взрослый До поступления в детский сад а то и в школу единственный ребенок общается преимущественно со взрослыми. В семье ребенок хорошо усваивает модель отношений в которой один выше по иерархии родитель а другой ниже ребенок.Все это может привести к тому что в детском коллективе ребенок либо станет одиночкой либо будет всячески противопоставлять себя коллективу привлекая к себе персональное внимание учителя или воспитателя.

Русский

2013-08-17

15.5 KB

4 чел.

  1.  Единственный ребенок в семье.

В воспитании единственного ребенка в семье есть три ошибки, которые чаще всего допускают родители.

Ребенок — маленький взрослый

До поступления в детский сад, а то и в школу единственный ребенок общается преимущественно со взрослыми. Ему бывает непросто адаптироваться в детском коллективе. Часто в группе детей он предпочитает игры в одиночестве, не умеет играть в ролевые игры. В семье ребенок хорошо усваивает модель отношений, в которой один выше по иерархии (родитель), а другой ниже (ребенок). В детском же коллективе требуется выстраивать отношения равных, сотрудничества. Зачастую от неумения он «перепрыгивает» на другой, более простой вариант — начинает конкурировать с другими детьми.Все это может привести к тому, что в детском коллективе ребенок либо станет одиночкой, либо будет всячески противопоставлять себя коллективу, привлекая к себе персональное внимание учителя или воспитателя. 

Выход: дать ребенку возможность больше общаться со сверстниками

Поступление в детский сад часто становится для единственных детей серьезным стрессом, однако именно там можно компенсировать среду сверстников, которой не хватает дома.

Обычно дети в течение первого года полностью осваиваются в новых правилах. Детский сад становится для них первой настоящей школой жизни, где они учатся дружить, заботиться и помогать другим, спорить и мириться. Родителям очень важно обсуждать с ребенком ситуации, возникающие в детском саду, помогать находить верные решения в отношениях с другими детьми.

Приглашайте в гости двоюродных братьев и сестер, друзей с детьми, посещайте спортивные и другие секции, группы кратковременного пребывания. Очень важно, чтобы ребенок общался с другими детьми не под постоянным надзором родителей, сам разрешал сложные ситуации и выстраивал отношения.

Ребенок – центр вселенной

Часто бывает так, что вся вселенная семьи крутится вокруг одного центра — ребенка.

Когда ребенок один, родителям легче его обеспечить, в том числе дать ему хорошее образование, у них есть больше времени на занятия и просто беседы с ребенком. Малыш чувствует себя в безопасности, окруженным заботой и вниманием. Но если со взрослением ребенка этот уровень заботы и опеки не снимается, ребенок начинает испытывать повышенную тревогу и страх и при выходе во «внешний мир».

В таких семьях родительскую заботу и внимание ребенок естественным образом принимает как должное, а самому ему обычно не приходится заботиться о ком-то. В итоге он просто не получает такого опыта, а он необходим для выстраивания отношений с людьми, для построения своей семьи.

В школе ребенку бывает сложно принять необходимость разделения внимания учителя с другими учениками. Он может капризничать, шалить и другими способами привлекать внимание. Не исключены и случаи психосоматических заболеваний. Тошнота, боли в животе, головокружения — все это может стать поводом для получения столь привычной заботы.

Ну и наконец, ревность. Единственные дети, избалованные родительским вниманием, часто воспринимают родителей как свою собственность. Пока мама или папа занимается с ним, малыш может быть идеально покладистым, как только они разговаривают между собой либо занимаются своими делами, ребенка как подменяют. Он начинает закатывать истерики, бросаться предметами, кричать.

Выход: децентрировать семейные отношения

Родители должны изначально строить отношения в семье таким образом, чтобы ребенок понимал, что родители — это отдельные люди, у которых есть свои важные дела и заботы, кроме ребенка, что между мамой и папой тоже есть отношения.

Иногда лучше дать ребенку самому набить шишку, упав с горки, а не ходить за ним по пятам, предостерегая от опасности. Не держите ребенка в тепличных условиях, он должен осознавать разнообразие и сложность мира, чтобы не ощущать его центрированным на себе.

Нужно учить ребенка быть самостоятельным, заботиться о других. Даже если вам совсем несложно убрать за ребенком игрушки или налить себе воды, попросите об этом малыша.

Ребенок — лучший друг мамы (папы)

Довольно распространена ситуация, когда ребенок и родитель становятся лучшими друзьями. Можно услышать, как девочка говорит, что они с мамой «лучшие подружки», можно увидеть и мальчиков, очень привязанных к матерям.

В такой ситуации у ребенка пропадает необходимость поиска друзей среди сверстников, он замыкается в родительской семье. Во взрослом возрасте это вызовет большие трудности, когда придет время отделения от родителей и создания своей семьи.

К тому же это ведет к тому, что ребенок теряет авторитет родителя, в котором он на самом деле остро нуждается. Он не получает и образца взрослого поведения.

Выход: оставаться для ребенка родителем

Все описанное не означает, что нельзя дружить с собственным ребенком. Можно и даже нужно.

Однако важно оставаться для ребенка родителем. Взрослый должен диктовать определенные правила, транслировать моральные нормы и семейные традиции.

В большой семье обычно братья и сестры учат чему-то друг друга. В подростковом возрасте их влияние оказывается гораздо более существенным, чем родительское. Семья с единственным ребенком такой возможности лишена. Хорошо бы, чтобы ребенок дружил со старшими двоюродными братьями или сестрами, другими родственниками. Ведь родственная дружба – это дружба особая.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23673. Изучение основных возможностей и базовых команд среды CLIPS 61 KB
  Исполнение пакетного файла Вызов редактора Инициализация конструкций Запуск МЛВ Выполнение одного шага вывода Активизация окна списка фактов Активизация окна агенды Для сброса среды CLIPS в исходное состояние используется команда clear или соответствующий пункт меню Execution. Представление фактов и работа с ними. Факты являются одной из основных форм представления информации в CLIPSсистемах и используются правилами для вывода новых фактов из имеющихся. Все текущие факты в CLIPS помещаются в список фактов factlist.
23674. КОНТРОЛЬ НАД ТРУДОВЫМ ПРОЦЕССОМ: ДЕЙСТВИЯ УПРАВЛЯЮЩИХ 173 KB
  Социология труда в советский период претендовала на роль ведущей отрасли социологического знания. Более того проявилась тенденция выдвинуть труд на роль центральной объясняющей категории и представить вообще всю социологию как социологию труда11. К его основным элементам мы относим следующие: постановка целей; распределение функций между работниками; регулирование ритма и интенсивности труда; оценка объема и качества выполненных работ; дисциплинарные санкции; системы вознаграждения за труд. Втретьих и для нас в данном случае...
23675. ДЕЙСТВИЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ И СПРОС НА ТРУД 138 KB
  Они часто многое знают друг о друге перед тем как вступить в отношения занятости Марк Грановеттер Социологические и экономические подходы к анализу рынка труда Лекция 12. ДЕЙСТВИЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ И СПРОС НА ТРУД Мы переходим к анализу проблем занятости обширной области притягивающей внимание таких дисциплин как социология труда и индустриальная социология трудовые отношения и социология профессий. Этими проблемами занятости ведает и особый раздел экономической теории экономика труда labor economics. В отличие скажем от...
23676. ЧЕЛОВЕК В ДОМАШНЕМ ХОЗЯЙСТВЕ 84.5 KB
  Понятие домашнего хозяйства. Для экономистов сфера домашнего хозяйства является периферией не первого и даже не второго порядков. Неоклассическая экономическая теория проводила жесткое различие между сферой производства в которой действовали фирмы и сферой потребления к которой безоговорочно относились домашние хозяйства. Тем не менее уже на пороге домашнего хозяйства мы сталкиваемся с проблемой: человек в таком хозяйстве может быть занят полный рабочий день и полную рабочую неделю но вправе ли мы считать его деятельность трудом Как...
23677. ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМАМ СОЦИАЛЬНОГО РАССЛОЕНИЯ 147.5 KB
  ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМАМ СОЦИАЛЬНОГО РАССЛОЕНИЯ В следующих двух лекциях мы рассмотрим проблемы социальной и экономической стратификации. И вроде бы они демонстрируют понимание того что экономические перспективы человека определяются не только уровнем материального благосостояния родителей но и семейным капиталом который складывается из общественной репутации и социальных связей профессиональных навыков и культурных ценностей впитанных в соответствующей социальной среде. Какоето значение еще может иметь размер группы а тип социальной...
23678. МИР ХОЗЯЙСТВА: МОДЕЛИ ОДНОЛИНЕЙНОГО РАЗВИТИЯ 116.5 KB
  МИР ХОЗЯЙСТВА: МОДЕЛИ ОДНОЛИНЕЙНОГО РАЗВИТИЯ Экономика и общество связаны множеством прочных нитей. Базируясь на широком основании культурных властных и других социальных отношений экономика выступает таким образом как мир хозяйства. Каким бы конкретным вопросом не занимался исследователь не важно экономист или социолог он волейневолей всегда исходит из неких концептуальных предположений о том что представляет собой исследуемый мир хозяйства какое место занимает он в историческом процессе.
23679. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ИДЕОЛОГИЙ 156.5 KB
  Идеалысредства это способы их достижения в числе которых мы обнаруживаем: формы собственности и формы организации хозяйства характер и степень государственного вмешательства в экономику способы распределения благ и утверждения трудового порядка. Консерватизм не отвергает прав индивида как частного собственника а проводит принцип единонаследия майората как способ воспроизводства этой собственности поддерживает наследственные привилегии и принцип назначаемой сверху опеки со стороны собственника или сообщества государства. Ему...
23680. ЧЕЛОВЕК В ХОЗЯЙСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ 161 KB
  Дипломы освобождают их от тяжелого физического труда обеспечивают сносный доход и определенный престиж занятий. И отделение образованных от простых людей воспроизводится весьма отчетливо хотя различия между ними по уровню жизненных стандартов минимальны или просто отсутствуют проявляясь скорее в условиях труда и стиле жизни. Идеи всеобщности труда и благотворности трудового воспитания воплощаются в стремлении не просто к полной но к максимальной занятости когда работу имеют не только все те кто хочет трудиться но и те кто этого...
23681. История социологии 73.5 KB
  Кант и многие другие которые серьезно обогатили наши знания об обществе и поведении людей. Они как и нынешние социологи изучали традиции обычаи нравы и взаимоотношения людей обобщали факты строили концепции которые завершались практическими рекомендациями о том как усовершенствовать общество. Чтобы этого не происходило знать необходимо лишить частной собственности которая согласно Платону развращает нравы людей. К управлению обществом следовало допускать людей достигших 50 лет высокообразованных и талантливых.