25556

Аристотель о душе и ее способностях

Доклад

Психология и эзотерика

Форма – придает материи качественную определенность составляет сущность вещей. Материя не может быть бесформенной форма не может не иметь материальной основы. Душа – форма живой материи. Душа и тело связаны как материя и форма т.

Русский

2013-08-17

30.5 KB

3 чел.

25. Аристотель о душе и ее способностях

Мир – как результат постоянного взаимопроникновения материи (пассивного начала) и формы (активного начала). Материя – все, что нас окружает, включая человека. Форма – придает материи качественную определенность, составляет сущность вещей. Материя не может быть бесформенной, форма не может не иметь материальной основы.

Душа – форма живой материи. Теория Аристотеля отличается от предыдущих тем, что он говорит, что душа – это активное начало в теле, но не само вещество или тело. Душа и тело связаны, как материя и форма, т.е. неразрывны, в этой точке зрения есть и идеалистическое (2 разных начала), и материалистическое.

Внешний мир – объективное содержание и источник психического. Чувствен образ – форма без материи, слепок.

Восприятие. Для восприятия формы без материи нужны воздействующий объект, промежуточная среда, ощущающая способность. Главный в восприятии – воздействующий объект, который запускает ощущающую способность органов чувств. Промежуточная среда – для каждого вида ощущений своя (зрение – свет, слух – воздух, осязание – тело человека), нужна чтобы перенести форму и свойства объекта без его материи. Ощущающая способность – находится в органах чувсвт, находятся в спящем состоянии, пока не произойдет контакт с воздействующим предметом через промежуточную среду. 5 видов чувств – зрение, слух, вкус, обоняние, осязание (главное). Общее чувствилеще – это центральный орган, куда направляются все ощущения, для их соотнесения друг с другом, оно должно упорядочивать, сопоставлять, сравнивать прошлые и настоящие впечатления и т.д. Ассоциации – механизм взаимодействия ощущений, ассоциации по сходству, противоположности и временной смежности. Через ассоциации могут возникнуть впечатления, которые не вызваны внешними объектами – т.е. память, воображение и представления. А уже через них ощущение может перейти в мысль, т.е. Аристотель выявил связь между мышлением и ощущением.

Мышление – невозможно без чувственного опыта. Мысль может проникнуть в суть вещей, это «форма форм», т.е. обобщение. Так же присутствует родовой/верховный разум, который актуализирует индивидуальное мышление, он вечен, не связан с телом.

Стремления (воля) и аффективные состояния (эмоции). Движущие силы души, образующие поведение, имеют под собой природные основания, т.е. направление поведения к полезным предметам, или обозначение полезных/неполезных для человека предметов через удовольствие/неудовольствие.

Общая двигательная активность – за счет крови, состояние крови определяет подвижность и активность человека. Кровь несет жизнь всем органам, и дает связь с сердцем, как центральным органом души, а мозг для охлаждения крови т.к. нечувствителен.

Способности души. Душа у Аристотеля неделима, но проявляется в трех способностях: растительная, чувствующая и разумная.

Растительная способность обеспечивает питание и рост организма. Одна схема и в принятии пищи и в восприятии, пока пища не переварена – она чужеродна, потом сливается с организмом, при восприятии объект сначала чужероден, потом чувствующий орган «принимает» форму предмета.

Чувствующие способности – первая – осязание, потом все остальные чувства, также в чувствующие способности входят аффективные переживания и стремления. Ощущения и побудительные силы.

Разумная способность – основа для формирования понятий и ума.

Соотношение – высшие обязательно включают в себя низшие. Душа имеет все три способности. У животных – до чувствительной функции, у растений – только растительная. Развитие человеческой души повторяет эволюцию, переход от низших к высшим способностям. При обучении: растительная способность (ловкость и т.д.), чувствующая (эмоциональность, воля и т.д.), разумная (ум, интеллект).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27361. Исследовательское обучение в начальной школе 24.68 KB
  Главная особенность исследовательского обучения – активизировать учебную работу детей придав ей исследовательский творческий характер и таким образом передать учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности. Если задачи исследовательского обучения свести к поощрению учащегося проявлять природную любознательность задавать вопросы и стараться самостоятельно находить на них ответы то оказывается что мы отстаиваем лишь то о чем давно говорили и что даже осуществляли на практике многие талантливые педагоги прошлого....
27362. Эмоции и чувства 21.82 KB
  С поступлением в школу максимум эмоциональных реакций приходится не столько на игру и общение сколько на процесс и результат учебной деятельности удовлетворение потребностей в оценке и добром отношении окружающих.Воля обнаруживает себя в умении совершать действия или сдерживать их преодолевая внешние или внутренние препятствия в формировании дополнительных мотивовстимулов к слабомотивированной деятельности.Волевое действие школьника развивается в том случае если: цели которых он должен достигнуть в деятельности им поняты и осознаны;...
27363. Личность в психологии. Характер человека 25.5 KB
  Индивидуальность проявляется в чертах темперамента характера привычках преобладающих интересах в качествах познавательных процессов восприятия памяти мышления воображения в способностях индивидуальном стиле деятельности и т. Характер – это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении обусловливая типичные для индивида способы поведения. Экстровертный тип – эмоциональная взвинченность жажда общения и деятельности зачастую безотносительно к ее необходимости и...
27364. Самосознание в психической деятельности человека 25.89 KB
  Самосознание в психической деятельности человека выступает как сложный процесс опосредованного познания себя развернутый во времени связанный с движением от единичных ситуативных образов через интеграцию подобных ситуативных образов в целостное образование понятие собственного Я. Во всех видах деятельности и поведения эти отношения следуют за отношением к ситуации предмету и средствам деятельности к другим людям. Они наиболее тесно связаны с целями жизни и деятельности ценностными ориентациями установками; выполняя функцию...
27365. Восприятие 19.51 KB
  В отличие от ощущений отражающих лишь отдельные свойства предметов в образе восприятия в качестве единицы взаимодействия представлен весь предмет в совокупности его инвариантных свойств. Образ восприятия выступает как результат синтеза ощущений возможность которого по мнению А. При этом особенно важную роль во всех видах восприятия играют двигательные или кинестезические ощущения которые регулируют по принципу обратной связи реальные взаимоотношения субъекта с предметом. Также в процессе слухового восприятия активную роль играют...
27366. Формирование читательских интересов и читательской самостоятельности младших школьников в процессе обучения чтению 147 KB
  Ведущей с точки зрения организации содержания является идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природнокультурное целое а человек как часть природы как создатель культуры и как её продукт т. Ведь именно ценностноконсолидирующее пространство культуры обеспечивает согласие между людьми в обществе и помогает им определить своё место в мире природы как в жизненно важной сфере человеческого бытия. Сферы природной и социальной жизни предстают в их единстве и тесной взаимной...
27367. Формирование основ художественной культуры в образовательном процессе начальной школы (на примере уроков изобразительного искусства, музыки) 43.5 KB
  Ценности = произведения искусства. Выделяются отдел обл худ кры по разным видам искусства: муз кра чела опредся его причастностью к муз ценностям и потртью в общении с ними Проблема: не все могут оценить красоту шедевров музыки т. Предметная область Искусство играет большую роль в становлении личности ученика так как способствует его личностному развитию обеспечивая осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности развитие эстетического вкуса художественного мышления обучающихся.
27368. Значение уроков изобразительного искусства, музыки в системе начального общего образования 39 KB
  Исполнительская – в интерпретации муз произведений = осознанный интуитивный выбор средств. Виды: апение сольное хоровое пр – допой досочини муз диалоги пропой свое имя. Б музритмич Д – выразит движения театр.
27369. Сравнительная характеристика современных программ и учебно-методических комплектов по изобразительному искусству, музыке для начальной школы с учетом требований ФГОС НОО 30 KB
  УМК Школа 2100 Изобразительное искусство – О. УМК Классическая начальная школа Изобразительное искусство – В. УМК Начальная школа XXI века Музыка – О. умк Гармония Н.