25556

Аристотель о душе и ее способностях

Доклад

Психология и эзотерика

Форма – придает материи качественную определенность составляет сущность вещей. Материя не может быть бесформенной форма не может не иметь материальной основы. Душа – форма живой материи. Душа и тело связаны как материя и форма т.

Русский

2013-08-17

30.5 KB

3 чел.

25. Аристотель о душе и ее способностях

Мир – как результат постоянного взаимопроникновения материи (пассивного начала) и формы (активного начала). Материя – все, что нас окружает, включая человека. Форма – придает материи качественную определенность, составляет сущность вещей. Материя не может быть бесформенной, форма не может не иметь материальной основы.

Душа – форма живой материи. Теория Аристотеля отличается от предыдущих тем, что он говорит, что душа – это активное начало в теле, но не само вещество или тело. Душа и тело связаны, как материя и форма, т.е. неразрывны, в этой точке зрения есть и идеалистическое (2 разных начала), и материалистическое.

Внешний мир – объективное содержание и источник психического. Чувствен образ – форма без материи, слепок.

Восприятие. Для восприятия формы без материи нужны воздействующий объект, промежуточная среда, ощущающая способность. Главный в восприятии – воздействующий объект, который запускает ощущающую способность органов чувств. Промежуточная среда – для каждого вида ощущений своя (зрение – свет, слух – воздух, осязание – тело человека), нужна чтобы перенести форму и свойства объекта без его материи. Ощущающая способность – находится в органах чувсвт, находятся в спящем состоянии, пока не произойдет контакт с воздействующим предметом через промежуточную среду. 5 видов чувств – зрение, слух, вкус, обоняние, осязание (главное). Общее чувствилеще – это центральный орган, куда направляются все ощущения, для их соотнесения друг с другом, оно должно упорядочивать, сопоставлять, сравнивать прошлые и настоящие впечатления и т.д. Ассоциации – механизм взаимодействия ощущений, ассоциации по сходству, противоположности и временной смежности. Через ассоциации могут возникнуть впечатления, которые не вызваны внешними объектами – т.е. память, воображение и представления. А уже через них ощущение может перейти в мысль, т.е. Аристотель выявил связь между мышлением и ощущением.

Мышление – невозможно без чувственного опыта. Мысль может проникнуть в суть вещей, это «форма форм», т.е. обобщение. Так же присутствует родовой/верховный разум, который актуализирует индивидуальное мышление, он вечен, не связан с телом.

Стремления (воля) и аффективные состояния (эмоции). Движущие силы души, образующие поведение, имеют под собой природные основания, т.е. направление поведения к полезным предметам, или обозначение полезных/неполезных для человека предметов через удовольствие/неудовольствие.

Общая двигательная активность – за счет крови, состояние крови определяет подвижность и активность человека. Кровь несет жизнь всем органам, и дает связь с сердцем, как центральным органом души, а мозг для охлаждения крови т.к. нечувствителен.

Способности души. Душа у Аристотеля неделима, но проявляется в трех способностях: растительная, чувствующая и разумная.

Растительная способность обеспечивает питание и рост организма. Одна схема и в принятии пищи и в восприятии, пока пища не переварена – она чужеродна, потом сливается с организмом, при восприятии объект сначала чужероден, потом чувствующий орган «принимает» форму предмета.

Чувствующие способности – первая – осязание, потом все остальные чувства, также в чувствующие способности входят аффективные переживания и стремления. Ощущения и побудительные силы.

Разумная способность – основа для формирования понятий и ума.

Соотношение – высшие обязательно включают в себя низшие. Душа имеет все три способности. У животных – до чувствительной функции, у растений – только растительная. Развитие человеческой души повторяет эволюцию, переход от низших к высшим способностям. При обучении: растительная способность (ловкость и т.д.), чувствующая (эмоциональность, воля и т.д.), разумная (ум, интеллект).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61563. Знакомимся с риторикой и учебником 33.94 KB
  Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Результат совместной деятельности Организационный момент Здравствуйте ребята меня зовут Ольга Вячеславовна и сегодня на уроке нашей темой будет.
61564. Сочинение по картине В. М. Васнецова «Снегурочка» 23.32 KB
  Цель: познакомит с творчеством художника; учить детей осмысливать содержание картины; совершенствовать умения подбирать необходимые для описания и повествования слова...
61566. Электризация объектов 37.46 KB
  Цель занятия: формирование элементарных представлений об электризации трением и о существовании двух видов электрических зарядов.
61567. Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные 18.67 KB
  Задачи: познакомить учащихся с отличительными признаками и типичными представителями растений семейства Крестоцветных; научить составлять морфологическое описание растения.
61568. Theatre 17.09 KB
  1. Can we say that theatres in London are quite different from that in other countries? 2. What opportunity do you have, if you want to spend an enjoyable evening? 3. Where are the best seats at the theatres?
61571. Одушевленные и неодушевленные существительные имен существительных 27.64 KB
  Слова подобраны так чтобы выйти на новую тему На доске будет работать кто-то остальные в тетрадях. Объяснить по-этому если кто-то ошибся то нужно спросить: Может у кого-то есть другое мнение похвалить ученика поставить отметку...