25557

Неоплатонизм и томизм в философии и психологии Средневекового периода

Доклад

Психология и эзотерика

Развитие мира постоянное восхождение или нисхождение божественного Ступени: Божественное первоначало Божественный ум Божественная душа Природа По мере нисхождения верховного начала оно передается во множество умов и душ. Первично божественное материя последняя стадия дробления первоначала Душа человека происходит из мировой души она нематериальна непространственна едина. Уровни или части души: Умопостигаемая душа Чувственная душа Тело Деятельность души функции Обращение к мировому разуму Обращение к чувственному миру и...

Русский

2013-08-17

30.5 KB

6 чел.

36. Неоплатонизм и томизм в философии и психологии Средневекового периода

Неоплатонизм:

  1.  Плотин (205-207гг.) – один из идеологов раннего христианства.
  2.  Августин Блаженный (354-430гг.)

Томизм

Фома (Thomas) Аквинский (1225-1274гг.) – представитель томизма

Плотин (IIIв.)

Опирался на идеи Платона

Основа всего сущего – божественное сверхначало, ничем не определяемое.

Развитие мира – постоянное восхождение или нисхождение божественного

Ступени:

  1.  Божественное первоначало
  2.  Божественный ум
  3.  Божественная душа
  4.  Природа

По мере нисхождения верховного начала, оно передается во множество умов и душ.

Первично божественное, материя – последняя стадия дробления первоначала

Душа человека происходит из мировой души, она нематериальна, непространственна, едина.

Уровни или части души:

- Умопостигаемая душа

- Чувственная душа

- Тело

Деятельность души (функции)

- Обращение к мировому разуму

- Обращение к чувственному миру и телу

- Обращение к самой себе – способность к интроспекции! (впервые)

Августин (IVв.)

Креационизм – мир создан богом, развитие определяется его участием и творением. Душа тоже создана богом, она отлична и независима от тела.

Колебался между двумя точками зрения на возникновение души:

- Традукционизм (душа передается через размножение от одного поколения к другому)

- Креационизм (передаются богом в момент рождения людей)

Волюнтаризм: воля как универсальный принцип, организующий деятельность души

Назначение души - познание бесконечного числа божественных истин

Структура сознания:

- Бог-отец: объект познания

- Бог-сын: сам акт познания

- Бог-святой дух: деятельность воли, направляющей и регулирующей познание

Интроспекция: истина доступна только через знание о самом себе.

Человек существует потому, что он размышляет, переживает, желает и т.п.

Существование внешних вещей принимается на веру.

Функции воли:

А) Управляет всеми душевными актами

Б) Направляет душу к самой себе

В) Управляет телом, включая органы движения, чувств и мозг.

 Ф. Аквинский (XIIIв.) – томизм

Опирался на идеи Аристотеля

Двойственная природа истины: есть два рода истины, относящиеся к противоположным мирам: материальному и сверхприродному.

1 истины: постигаются на основе опыта и разума (философия)

2 истины: постигаются только с помощью веры и откровения (теология)

Идея гармонии веры и разума (в первую очередь веры)

Первичны – религиозные истины.

Бог – источник и истин, и разума -> между философией и теологией нет принципиальных различий.

Истины веры – высшие, истины разума – дополнение к ним.

Материя инертна, форма-бог в соединении с аморфной материей образует действительность

Индивидуальная душа оторвана от материи и является самостоятельной сущностью.

Выделял 8видов чувствительности. Механизм: переход чувствующей способности из потенциального состояния в актуальное, так что душа принимает вид предмета без его материальности

Не принимал теорию истечений.

Формы деятельности души

  1.  Познание (ощущение, восприятие, представление, образное мышление)
  2.  Акт, сообщающий души о производимых ею действиях и последствиях
  3.  Самопознание


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30657. Предыстория героя как способ характеристики героя в произведениях отечественной классики XIX века 12.52 KB
  Так показав детство главного героя Гончаров раскрыл суть всего крепостного уклада калечащего жизни дворянского класса.
30658. Каковы главные причины «лежания» Ильи Ильича Обломова? (По роману И.А.Гончарова «Обломов») 13.12 KB
  Именно такая жизнь для Обломова является идеальной поэтому герой не принимает петербургскую жизнь для него она холодна и лишена души. Ничегонеделание Обломова это своеобразный протест и отрицательное отношение к жизни и интересам современных герою людей.Штольц пытается вывести Обломова из апатичного состояния знакомит его с Ольгой Ильинской.
30659. Роль пейзажа в произведениях отечественной литературы 13.54 KB
  Так например в повести Бедная Лиза Карамзина живописные картины природы на первый взгляд можно счесть случайными эпизодами которые являются всего лишь красивым фоном для основного действия. Таким образом здесь описание природы служит для выражения авторской позиции. Здесь картина природы раскрывает не только душевное состояние Лизы но и предвещает трагичный финал данной истории. Его характер отражается в принадлежащих ему описаниях природы Фаталист Тамань Княжна Мери.
30660. Сны героев. Их художественная функция в произведениях отечественной литературы 12.95 KB
  Так сон Татьяны в Евгении Онегине заключает в себе идею о близости героини к народу. Татьяна исключительно романтическая натура что и доказывает её сон. Во многом сон носит символический характер таким образом автор переплетает народные представления о сне образ ручья медведя леса и т. Иной характер носит сон Обломова Гончаров Обломов в котором герой видит свою родную деревню и свое детство.
30661. Русский характер в очерке Н. Лескова “Леди Макбет Мценского уезда” 14.73 KB
  Леди Макбет Мценского уезда история трагической любви и преступлений Катерины Измайловой. В картинах любви гармонию нарушает вдруг вторгшийся разлад: возлюбленный то думает о деньгах. Героиня обезумела от любви и готова сделать все что угодно чтобы только Сергей был доволен. Признаваясь что не любил Катерины Львовны никогда Сергей пытается отнять то единственное что составляло жизнь Измайловой прошлое ее любви.
30662. Русский характер в очерке Н. Лескова Леди Макбет Мценского уезда 15.62 KB
  Леди Макбет Мценского уезда история трагической любви и преступлений Катерины Измайловой. Да и чувство Катерины Львовны не может быть свободным от инстинктоз собственнического мира и не попадать под действие его законов. И вместе с тем слепая страсть Катерины неизмеримо больше значительнее чем корысть Сергея. Признаваясь что не любил Катерины Львовны никогда Сергей пытается отнять то единственное что составляло жизнь Измайловой прошлое ее любви.
30663. Сатира М.Е. Салтыкова-Щедрина. Художественная функция «эзопова языка» в произведениях писателя 15.47 KB
  Салтыкова-Щедрина по праву считается История одного города которую он начал писать в 1868 году а закончил в 1870 году. Жанр Истории одного города определить довольно трудно: автор написал его в форме летописи но изображённые здесь события кажутся абсолютно нереальными образы фантастичными а происходящее походит на какой то кошмарный бредовый сон.Главный герой Истории одного города народ обобщенный образ которого раскрывается из главы в главу все шире. Но и сами носители верховной власти города Глупова играют очень важную роль в...
30664. Своеобразие сатиры В.В. Маяковского в стихотворениях «О дряни», «Прозаседавшиеся» 13.67 KB
  Маяковского в стихотворениях О дряни Прозаседавшиеся В дореволюционный период творчества поэта основной целью его сатиры было беспощадно обличение существующего строя.Первая группа сатирических произведений поэта разоблачает и высмеивает мещанство О дряни Еще раз о дряни Ханжа Маруся отравилась и др.В сатирическом фельетоне а именно так исследователи определили жанр этого произведения О дряни Маяковский обличает мещанство.
30665. Своеобразие стиля Чехова-прозаика (на примере рассказов «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви») 14.02 KB
  Чехов стремится в своих рассказах проследить динамику человеческой души в разных ее проявлениях и во всей ее глубине. Но ведь обыденность и творит личность и Чехов стремится обратить внимание читателя на отдельные дни и часы маленького обывательского существования осмыслить их и помочь человеку жить осознанно. А в рассказе О любви устами главного героя Чехов скажет: Я понял что когда любишь то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего от более важного чем счастье или несчастье грех или добродетель или не...