25557

Неоплатонизм и томизм в философии и психологии Средневекового периода

Доклад

Психология и эзотерика

Развитие мира постоянное восхождение или нисхождение божественного Ступени: Божественное первоначало Божественный ум Божественная душа Природа По мере нисхождения верховного начала оно передается во множество умов и душ. Первично божественное материя последняя стадия дробления первоначала Душа человека происходит из мировой души она нематериальна непространственна едина. Уровни или части души: Умопостигаемая душа Чувственная душа Тело Деятельность души функции Обращение к мировому разуму Обращение к чувственному миру и...

Русский

2013-08-17

30.5 KB

6 чел.

36. Неоплатонизм и томизм в философии и психологии Средневекового периода

Неоплатонизм:

  1.  Плотин (205-207гг.) – один из идеологов раннего христианства.
  2.  Августин Блаженный (354-430гг.)

Томизм

Фома (Thomas) Аквинский (1225-1274гг.) – представитель томизма

Плотин (IIIв.)

Опирался на идеи Платона

Основа всего сущего – божественное сверхначало, ничем не определяемое.

Развитие мира – постоянное восхождение или нисхождение божественного

Ступени:

  1.  Божественное первоначало
  2.  Божественный ум
  3.  Божественная душа
  4.  Природа

По мере нисхождения верховного начала, оно передается во множество умов и душ.

Первично божественное, материя – последняя стадия дробления первоначала

Душа человека происходит из мировой души, она нематериальна, непространственна, едина.

Уровни или части души:

- Умопостигаемая душа

- Чувственная душа

- Тело

Деятельность души (функции)

- Обращение к мировому разуму

- Обращение к чувственному миру и телу

- Обращение к самой себе – способность к интроспекции! (впервые)

Августин (IVв.)

Креационизм – мир создан богом, развитие определяется его участием и творением. Душа тоже создана богом, она отлична и независима от тела.

Колебался между двумя точками зрения на возникновение души:

- Традукционизм (душа передается через размножение от одного поколения к другому)

- Креационизм (передаются богом в момент рождения людей)

Волюнтаризм: воля как универсальный принцип, организующий деятельность души

Назначение души - познание бесконечного числа божественных истин

Структура сознания:

- Бог-отец: объект познания

- Бог-сын: сам акт познания

- Бог-святой дух: деятельность воли, направляющей и регулирующей познание

Интроспекция: истина доступна только через знание о самом себе.

Человек существует потому, что он размышляет, переживает, желает и т.п.

Существование внешних вещей принимается на веру.

Функции воли:

А) Управляет всеми душевными актами

Б) Направляет душу к самой себе

В) Управляет телом, включая органы движения, чувств и мозг.

 Ф. Аквинский (XIIIв.) – томизм

Опирался на идеи Аристотеля

Двойственная природа истины: есть два рода истины, относящиеся к противоположным мирам: материальному и сверхприродному.

1 истины: постигаются на основе опыта и разума (философия)

2 истины: постигаются только с помощью веры и откровения (теология)

Идея гармонии веры и разума (в первую очередь веры)

Первичны – религиозные истины.

Бог – источник и истин, и разума -> между философией и теологией нет принципиальных различий.

Истины веры – высшие, истины разума – дополнение к ним.

Материя инертна, форма-бог в соединении с аморфной материей образует действительность

Индивидуальная душа оторвана от материи и является самостоятельной сущностью.

Выделял 8видов чувствительности. Механизм: переход чувствующей способности из потенциального состояния в актуальное, так что душа принимает вид предмета без его материальности

Не принимал теорию истечений.

Формы деятельности души

  1.  Познание (ощущение, восприятие, представление, образное мышление)
  2.  Акт, сообщающий души о производимых ею действиях и последствиях
  3.  Самопознание