25561

Ф. Бэкон и оформление эмпирического принципа в философии и психологии

Доклад

Психология и эзотерика

Бэкон и оформление эмпирического принципа в философии и психологии Ф. Бэкон 1561 1626 английский философ историк политический деятель основоположник эмпиризма. Бэкон – родоначальник английского материализма и эмпирического направления в философии и психологии. Человек: Чувственная часть души проявляется в теле – занимается наука Разум божественный – занимается теология Суть основной философской идеи Френсиса Бэкона – эмпиризма – в том что в основе познания лежит исключительно опыт.

Русский

2013-08-17

41.5 KB

20 чел.

46. Ф. Бэкон и оформление эмпирического принципа в философии и психологии

Ф. Бэкон (1561 — 1626) — английский философ, историк, политический деятель, основоположник эмпиризма.

Ф. Бэкон – родоначальник английского материализма и эмпирического направления в философии и психологии. Книга – «Новый Органон» (1620) – «Органон» - сочинение Аристотеля.

Родоначальник:

 - Материалистического направления

- Эмпирического направления

- Экспериментального направления

- Индуктивного метода познания

Критиковал современную ему науку и религию. Считал, что условие прогресса – отделение науки от религии. Ф.Бэкон был первый, кто заявил об этом.

Человек:

  1.  Чувственная часть души (проявляется в теле) – занимается наука
  2.  Разум (божественный) – занимается теология

Суть основной философской идеи Френсиса Бэкона – эмпиризма в том, что в основе познания лежит исключительно опыт. Чем больше опыта (как теоретического, так и практического) накопило человечество (и отдельный человек), тем ближе оно к истинному знанию. Главные задачи знания и опыта – помочь человеку добиваться практических результатов в его деятельности, способствовать новым изобретениям, развитию экономики, господству человека на природе.

Опытное познание мира – новый метод постижения истины, способ обогащения человечества новыми открытиями, обеспечивающими господство человека над силами природы.

Опыт:

 - Житейский или случайный

 - Научный (направленное наблюдение или эксперимент)

Эксперимент – лишь сбор фактов, проверяет частное. Чтобы из эмпирического материала вывести общие принципы мироздания, необходим метод научного поиска.

Этот метод – индукция как способ обобщения эмпирических данных, переход от частных фактов к общим законам природы.

Достоверные знания могут быть приобретены только в том случае, когда процедура планомерных опытов и приемы обобщения будут проведены строго по определенным правилам.

В управляемом эксперименте эти правила следующие:

 - Вариация – изменение изучаемого явления или проверяемых воздействующих факторов

 - Репродукцияповторение опыта с целью воспроизведения предыдущего состояния

 - Инверсияпроверка установленного факта в измененных условиях

- Принуждениепроведение опытов до тех пор, пока при увеличении или уменьшении силы воздействующих факторов последние не перестанут оказывать влияние на изучаемые явления

- Трансляция

- Применение и т.п.

Цель этих процедур – сбор исчерпывающего количества факторов.

Чтобы систематизировать факты и не избежать преждевременных обобщений, Ф.Бэкон предложил собирать их в упорядочивающие таблицы (подготовка к индукции) :

  1.  Таблица наличия – те случаи, в которых было обнаружено явление
  2.  Таблица отсутствия – те случаи, в которых явление не обнаружено
  3.  Таблица степеней - случаи, отражающие степень усиления или ослабления изучаемого явления

После составления в таблицах всего многообразия факторов, необходимо вести поиск такой особенности, которая присутствовала, отсутствовала или изменялась одновременно с изучаемым явлениям.

Эта связь должна привести к установлению причин и аксиом с помощью исключающей индукции. Она основа для создания новых опытов и предсказания новых фактов.

47. Ф. Бэкон и его учение о человеческих призраках

Критиковал схоластику, религию, умозрительные рассуждения. Считал, что наука должна быть сугубо эмпирической. 

При том, что боролся за светское преобразование научных знаний, отказ от религии и бога был полумерой. Перед Бэконом стоял вопрос о том, объектом какой науки является человек – теологии или философии?

Чтобы решить эту проблему, Ф.Бэкону пришлось обратиться к вопросу природы и происхождения души.

Чтобы объяснить этот вопрос, он не сумел преодолеть многовекового влияния богословских идей, и был вынужден встать на позиции деизма.

Человек наделен двумя душами:

  1.  Чувствующая душа (телесна, изучается философией)
  2.  Разумная душа (божественное происхождение, изучается теологией)

Чувствующая душа: невидимое глазу телесное вещество, пульсирующее и движущееся в мозгу, нервных трубках и артериях всего тела. К ней относятся ощущение и восприятие, модальность и качество которых определяются природой физического раздражителя.

Разумная душа: чувственный материал подвергается обработке со стороны разумной души – память, воображение, мышление. Рассудок – комбинирует и преобразует чувственный опыт по законам логики.

На пути познания человек встречается с трудностями, которые обусловлены слабостями самого человека, несовершенством тела, органов чувств, разума и неумелым их употреблением.

Все человеческие недостатки поделил на 4 основные вида - Призраки: 

  1.  Рода: Каждый человек искажает природу познаваемых вещей в результате общеродовых пороков, т.е. пороков, свойственных всем людям без исключения (например, мы не видим атомы, клетки и т.п.) Органы чувств нас обманывают, но нам могут помочь приборы (микроскоп)
  2.  Пещеры: относятся к ограниченным людям – не только врожденные, но и приобретенные пороки. Связаны с индивидуальными особенностями человека (цветовая слепота, привычки), которые затрудняют адекватное познание окружающего мира. Человек опирается только на свое мнение, и не принимает мнения других людей.

Выход: коллективная деятельность людей.

  1.  Рынка: связаны с совместной деятельностью людей. «На рынке не могут договориться» - неправильное использование языка, толкование слов и понятий. Люди говорят об одном, но не понимают друг друга. Причина – схоластика.

Выход: борьба со схоластическими злоупотреблениями.

  1.  Театра: переоценка мнения другого человека, переоценка себя и других. Препятствия, основанные на некритическом принятии ложных учений и теорий, подверженность предрассудкам, недоверие к своему опыту, слепое преклонение перед авторитетами. Как актеры подчиняют себе публику, так и авторитеты и предрассудки подчиняют разум людей.

Выход: перейти к опыту, т.е. непосредственному познанию природы.

Первые два порока связаны с природными свойствами человека и психики, вторые два – приобретенные и связанные с обществом.

Преодоление всех этих пороков – опора на чувственный опыт:

- Житейский или случайный - фиксирует ход и повторяемость событий

- Искусственный - инструмент познания мира.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

73793. Психологическое просвещение, как одно из направлений деятельности практического психолога 16.31 KB
  Важнейшая задача психологического просвещения – расширение психологических знаний и повышение психологической культуры людей. Первая задача психологического просвещения направлена на то чтобы обеспечить людям возможность пользоваться психологическими знаниями и технологиями: сформировать у них соответствующие желания и понимание того чем им может помочь психология готовность работать над собой и своим поведением с помощью психологических методик и техник. Вторая задача – информирование по вопросам психологических знаний. Иногда знания...
73794. Психологическая диагностика, как одно из направлений деятельности практического психолога 17.3 KB
  Психодиагностика осуществляется на основе: объективных показателей деятельности реальной или моделируемой в эксперименте тесте; субъективных показателей сведений сообщаемых о себе самом человеком Инструментом для оценивания в работе психолога-диагноста являются его профессиональные психологические наблюдения беседы психологические тесты...
73795. Психологическое консультирование, как одно из направлений деятельности практического психолога 17.88 KB
  Оно включает в себя и профконсультирование и педагогическое и промышленное консультирование и консультирование руководителей и многое другое. Групповое консультирование может проводиться с семьей производственной группой или группой людей не связанных друг с другом в повседневной жизни но имеющих общие проблемы. Наиболее частыми вариантами работы при групповом консультировании являются семейное консультирование работа по разрешению межличностных конфликтов и проблемных ситуаций в коллективах.
73796. Психотерапия как одно из направлений деятельности практического психолога 17.42 KB
  Обычно такая психологическая помощь обозначается понятием психотерапия. Психотерапия это комплексное лечебное вербальное и невербальное воздействие на эмоции суждения самосознание человека при психических нервных и психосоматических заболеваниях. Чаще всего психотерапия обращена к личностным проблемам ставящим человека на грань психических нарушений или даже переводящим за эту грань с чем связаны тягостные переживания нарушения социального поведения изменения сознания и самосознания и пр.
73797. Психопрофилактика, как одно из направлений деятельности практического психолога 17.39 KB
  Врачи часто недооценивают значение работы медицинских психологов в клинике и активно ее не принимают. Проявляется взаимное непонимание врачей и психологов. Заключения психологов строятся на использовании методов несопоставимых по своей точности с диагностическими медицинскими исследованиями. Сейчас большинство медицинских психологов работает в области психиатрии.
73798. Психокоррекционная и развивающая работа, как одно из направлений деятельности практического психолога 18.96 KB
  Термин коррекция психического развития как обозначение определенной формы психологической деятельности впервые возник в дефектологии применительно к вариантам аномального развития. В психологии психокоррекция стала трактоваться как совокупность мер психологического воздействия направленных на доформирование отсутствующих психических...
73799. Программирование разветвлений 524 KB
  Блок-схема алгоритма Условные операторы Для программирования разветвляющейся структуры на Фортране предусмотрено несколько видов условных операторов: условный логический оператор условный блочный оператор условный структурный оператор. В записи алгоритма эти операторы заменяют шаг ЕСЛИ в блокс-хемах. В этих операторах условие записывается в виде логического выражения которое может принимать лишь два значения...
73800. Философия Нового Времени 94.5 KB
  Развитие принципов научного познания в европейской философии XVII века Философия нового времени. Гоббс: единство эмпирических и рациональных методов познания. Развитие принципов научного познания в европейской философии XVII века Философия нового времени Общественный прогресс определяемый глубокими экономическими причинами все в большей степени выявляет необходимость развития научного познания и науки в целом. Именно в это время создаются первые системы научного познания всесторонне обсуждаются возможности человеческого разума...
73801. Реконструкция, модернизация и капитальный ремонт общественных и жилых зданий 45.5 KB
  Характеристика существующего фонда общественных и жилых зданий. Фонд общественных и гражданских зданий составляют в основном здания постройки второй половины Х1Х века и нашего столетия. Кроме того в тот период для выполнения строительно-монтажных работ имелся достаточный парк строительных машин и механизмов способных обеспечить строительство зданий такой высоты.