25561

Ф. Бэкон и оформление эмпирического принципа в философии и психологии

Доклад

Психология и эзотерика

Бэкон и оформление эмпирического принципа в философии и психологии Ф. Бэкон 1561 1626 английский философ историк политический деятель основоположник эмпиризма. Бэкон родоначальник английского материализма и эмпирического направления в философии и психологии. Человек: Чувственная часть души проявляется в теле занимается наука Разум божественный занимается теология Суть основной философской идеи Френсиса Бэкона эмпиризма в том что в основе познания лежит исключительно опыт.

Русский

2013-08-17

41.5 KB

20 чел.

46. Ф. Бэкон и оформление эмпирического принципа в философии и психологии

Ф. Бэкон (1561 — 1626) — английский философ, историк, политический деятель, основоположник эмпиризма.

Ф. Бэкон – родоначальник английского материализма и эмпирического направления в философии и психологии. Книга – «Новый Органон» (1620) – «Органон» - сочинение Аристотеля.

Родоначальник:

 - Материалистического направления

- Эмпирического направления

- Экспериментального направления

- Индуктивного метода познания

Критиковал современную ему науку и религию. Считал, что условие прогресса – отделение науки от религии. Ф.Бэкон был первый, кто заявил об этом.

Человек:

  1.  Чувственная часть души (проявляется в теле) – занимается наука
  2.  Разум (божественный) – занимается теология

Суть основной философской идеи Френсиса Бэкона – эмпиризма в том, что в основе познания лежит исключительно опыт. Чем больше опыта (как теоретического, так и практического) накопило человечество (и отдельный человек), тем ближе оно к истинному знанию. Главные задачи знания и опыта – помочь человеку добиваться практических результатов в его деятельности, способствовать новым изобретениям, развитию экономики, господству человека на природе.

Опытное познание мира – новый метод постижения истины, способ обогащения человечества новыми открытиями, обеспечивающими господство человека над силами природы.

Опыт:

 - Житейский или случайный

 - Научный (направленное наблюдение или эксперимент)

Эксперимент – лишь сбор фактов, проверяет частное. Чтобы из эмпирического материала вывести общие принципы мироздания, необходим метод научного поиска.

Этот метод – индукция как способ обобщения эмпирических данных, переход от частных фактов к общим законам природы.

Достоверные знания могут быть приобретены только в том случае, когда процедура планомерных опытов и приемы обобщения будут проведены строго по определенным правилам.

В управляемом эксперименте эти правила следующие:

 - Вариация – изменение изучаемого явления или проверяемых воздействующих факторов

 - Репродукцияповторение опыта с целью воспроизведения предыдущего состояния

 - Инверсияпроверка установленного факта в измененных условиях

- Принуждениепроведение опытов до тех пор, пока при увеличении или уменьшении силы воздействующих факторов последние не перестанут оказывать влияние на изучаемые явления

- Трансляция

- Применение и т.п.

Цель этих процедур – сбор исчерпывающего количества факторов.

Чтобы систематизировать факты и не избежать преждевременных обобщений, Ф.Бэкон предложил собирать их в упорядочивающие таблицы (подготовка к индукции) :

  1.  Таблица наличия – те случаи, в которых было обнаружено явление
  2.  Таблица отсутствия – те случаи, в которых явление не обнаружено
  3.  Таблица степеней - случаи, отражающие степень усиления или ослабления изучаемого явления

После составления в таблицах всего многообразия факторов, необходимо вести поиск такой особенности, которая присутствовала, отсутствовала или изменялась одновременно с изучаемым явлениям.

Эта связь должна привести к установлению причин и аксиом с помощью исключающей индукции. Она основа для создания новых опытов и предсказания новых фактов.

47. Ф. Бэкон и его учение о человеческих призраках

Критиковал схоластику, религию, умозрительные рассуждения. Считал, что наука должна быть сугубо эмпирической. 

При том, что боролся за светское преобразование научных знаний, отказ от религии и бога был полумерой. Перед Бэконом стоял вопрос о том, объектом какой науки является человек – теологии или философии?

Чтобы решить эту проблему, Ф.Бэкону пришлось обратиться к вопросу природы и происхождения души.

Чтобы объяснить этот вопрос, он не сумел преодолеть многовекового влияния богословских идей, и был вынужден встать на позиции деизма.

Человек наделен двумя душами:

  1.  Чувствующая душа (телесна, изучается философией)
  2.  Разумная душа (божественное происхождение, изучается теологией)

Чувствующая душа: невидимое глазу телесное вещество, пульсирующее и движущееся в мозгу, нервных трубках и артериях всего тела. К ней относятся ощущение и восприятие, модальность и качество которых определяются природой физического раздражителя.

Разумная душа: чувственный материал подвергается обработке со стороны разумной души – память, воображение, мышление. Рассудок – комбинирует и преобразует чувственный опыт по законам логики.

На пути познания человек встречается с трудностями, которые обусловлены слабостями самого человека, несовершенством тела, органов чувств, разума и неумелым их употреблением.

Все человеческие недостатки поделил на 4 основные вида - Призраки: 

  1.  Рода: Каждый человек искажает природу познаваемых вещей в результате общеродовых пороков, т.е. пороков, свойственных всем людям без исключения (например, мы не видим атомы, клетки и т.п.) Органы чувств нас обманывают, но нам могут помочь приборы (микроскоп)
  2.  Пещеры: относятся к ограниченным людям – не только врожденные, но и приобретенные пороки. Связаны с индивидуальными особенностями человека (цветовая слепота, привычки), которые затрудняют адекватное познание окружающего мира. Человек опирается только на свое мнение, и не принимает мнения других людей.

Выход: коллективная деятельность людей.

  1.  Рынка: связаны с совместной деятельностью людей. «На рынке не могут договориться» - неправильное использование языка, толкование слов и понятий. Люди говорят об одном, но не понимают друг друга. Причина – схоластика.

Выход: борьба со схоластическими злоупотреблениями.

  1.  Театра: переоценка мнения другого человека, переоценка себя и других. Препятствия, основанные на некритическом принятии ложных учений и теорий, подверженность предрассудкам, недоверие к своему опыту, слепое преклонение перед авторитетами. Как актеры подчиняют себе публику, так и авторитеты и предрассудки подчиняют разум людей.

Выход: перейти к опыту, т.е. непосредственному познанию природы.

Первые два порока связаны с природными свойствами человека и психики, вторые два – приобретенные и связанные с обществом.

Преодоление всех этих пороков – опора на чувственный опыт:

- Житейский или случайный - фиксирует ход и повторяемость событий

- Искусственный - инструмент познания мира.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

7759. Методы обучения. Понятие и сущность метода, приема и средств обучения 230 KB
  Методы обучения 1. Понятие и сущность метода, приема и средств обучения Метод (в переводе с греческого языка означает буквально путь к чему-либо) обозначает способ деятельности, направленной на достижение определённой цели. В педагогической ли...
7760. Формы организации и средства обучения 149 KB
  Формы организации и средства обучения. 1. Понятие о формах организации обучения и сущность способов и систем обучения, видов учебной деятельности ученика, форм организации текущей учебной работы учащихся Понятие метод обучения, сущность которого р...
7761. Педагогические технологии в образовательном процессе 76 KB
  Педагогические технологии в образовательном процессе. Из истории становления понятия педагогической технологии Технология (от греч. techne - искусство, мастерство, ремесло, умение и logos - учение, наука) - совокупность методов обра...
7762. Сущность проблемного обучения 72.5 KB
  Сущность проблемного обучения. Определение сущности проблемного обучения. Его основные понятия. Одним из перспективных направлений активизации учебной деятельности учащихся, развития у них познавательных интересов, творческих способностей самостоят...
7763. Дидактическая система развивающего обучения 63 KB
  Дидактическая система развивающего обучения. Из истории становления развивающего обучения Развивающее обучение - это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности учащегося и их реализацию. Теория развивающего обучения берет...
7764. Сущность личностно-ориентированного образования школьников 59.76 KB
  Сущность личностно-ориентированного образования школьников. Сущность личностно-ориентированного образования в школе (определение, цель, принципы) Определение. Личностно-ориентированный образовательный процесс представляет собой не аккумуляти...
7765. Теория и практика воспитания детей и учащейся молодежи 135.5 KB
  Теория и практика воспитания детей и учащейся молодежи. Теоретические основы воспитания: закономерности, цели, принципы. В условиях социальных преобразований в обществе к человеку предъявляются требования активности, мобильности, готовности жить...
7766. Воспитание учащихся в духе ненасилия и мира 99.5 KB
  Воспитание учащихся в духе ненасилия и мира. Сущность концепции культуры мира. Педагогика мира В последние десятилетия обострились глобальные проблемы человечества, связанных с мирным сосуществованием народов планеты, экологией, демографичес...
7767. Гражданское образование школьников 92 KB
  Гражданское образование школьников. Сущность гражданского образования и модели его реализации в учебно-воспитательном процессе школы. Гражданин - это одна из основных социальных ролей человека, которая охватывает широкую сферу социальных отно...