25561

Ф. Бэкон и оформление эмпирического принципа в философии и психологии

Доклад

Психология и эзотерика

Бэкон и оформление эмпирического принципа в философии и психологии Ф. Бэкон 1561 1626 английский философ историк политический деятель основоположник эмпиризма. Бэкон родоначальник английского материализма и эмпирического направления в философии и психологии. Человек: Чувственная часть души проявляется в теле занимается наука Разум божественный занимается теология Суть основной философской идеи Френсиса Бэкона эмпиризма в том что в основе познания лежит исключительно опыт.

Русский

2013-08-17

41.5 KB

20 чел.

46. Ф. Бэкон и оформление эмпирического принципа в философии и психологии

Ф. Бэкон (1561 — 1626) — английский философ, историк, политический деятель, основоположник эмпиризма.

Ф. Бэкон – родоначальник английского материализма и эмпирического направления в философии и психологии. Книга – «Новый Органон» (1620) – «Органон» - сочинение Аристотеля.

Родоначальник:

 - Материалистического направления

- Эмпирического направления

- Экспериментального направления

- Индуктивного метода познания

Критиковал современную ему науку и религию. Считал, что условие прогресса – отделение науки от религии. Ф.Бэкон был первый, кто заявил об этом.

Человек:

  1.  Чувственная часть души (проявляется в теле) – занимается наука
  2.  Разум (божественный) – занимается теология

Суть основной философской идеи Френсиса Бэкона – эмпиризма в том, что в основе познания лежит исключительно опыт. Чем больше опыта (как теоретического, так и практического) накопило человечество (и отдельный человек), тем ближе оно к истинному знанию. Главные задачи знания и опыта – помочь человеку добиваться практических результатов в его деятельности, способствовать новым изобретениям, развитию экономики, господству человека на природе.

Опытное познание мира – новый метод постижения истины, способ обогащения человечества новыми открытиями, обеспечивающими господство человека над силами природы.

Опыт:

 - Житейский или случайный

 - Научный (направленное наблюдение или эксперимент)

Эксперимент – лишь сбор фактов, проверяет частное. Чтобы из эмпирического материала вывести общие принципы мироздания, необходим метод научного поиска.

Этот метод – индукция как способ обобщения эмпирических данных, переход от частных фактов к общим законам природы.

Достоверные знания могут быть приобретены только в том случае, когда процедура планомерных опытов и приемы обобщения будут проведены строго по определенным правилам.

В управляемом эксперименте эти правила следующие:

 - Вариация – изменение изучаемого явления или проверяемых воздействующих факторов

 - Репродукцияповторение опыта с целью воспроизведения предыдущего состояния

 - Инверсияпроверка установленного факта в измененных условиях

- Принуждениепроведение опытов до тех пор, пока при увеличении или уменьшении силы воздействующих факторов последние не перестанут оказывать влияние на изучаемые явления

- Трансляция

- Применение и т.п.

Цель этих процедур – сбор исчерпывающего количества факторов.

Чтобы систематизировать факты и не избежать преждевременных обобщений, Ф.Бэкон предложил собирать их в упорядочивающие таблицы (подготовка к индукции) :

  1.  Таблица наличия – те случаи, в которых было обнаружено явление
  2.  Таблица отсутствия – те случаи, в которых явление не обнаружено
  3.  Таблица степеней - случаи, отражающие степень усиления или ослабления изучаемого явления

После составления в таблицах всего многообразия факторов, необходимо вести поиск такой особенности, которая присутствовала, отсутствовала или изменялась одновременно с изучаемым явлениям.

Эта связь должна привести к установлению причин и аксиом с помощью исключающей индукции. Она основа для создания новых опытов и предсказания новых фактов.

47. Ф. Бэкон и его учение о человеческих призраках

Критиковал схоластику, религию, умозрительные рассуждения. Считал, что наука должна быть сугубо эмпирической. 

При том, что боролся за светское преобразование научных знаний, отказ от религии и бога был полумерой. Перед Бэконом стоял вопрос о том, объектом какой науки является человек – теологии или философии?

Чтобы решить эту проблему, Ф.Бэкону пришлось обратиться к вопросу природы и происхождения души.

Чтобы объяснить этот вопрос, он не сумел преодолеть многовекового влияния богословских идей, и был вынужден встать на позиции деизма.

Человек наделен двумя душами:

  1.  Чувствующая душа (телесна, изучается философией)
  2.  Разумная душа (божественное происхождение, изучается теологией)

Чувствующая душа: невидимое глазу телесное вещество, пульсирующее и движущееся в мозгу, нервных трубках и артериях всего тела. К ней относятся ощущение и восприятие, модальность и качество которых определяются природой физического раздражителя.

Разумная душа: чувственный материал подвергается обработке со стороны разумной души – память, воображение, мышление. Рассудок – комбинирует и преобразует чувственный опыт по законам логики.

На пути познания человек встречается с трудностями, которые обусловлены слабостями самого человека, несовершенством тела, органов чувств, разума и неумелым их употреблением.

Все человеческие недостатки поделил на 4 основные вида - Призраки: 

  1.  Рода: Каждый человек искажает природу познаваемых вещей в результате общеродовых пороков, т.е. пороков, свойственных всем людям без исключения (например, мы не видим атомы, клетки и т.п.) Органы чувств нас обманывают, но нам могут помочь приборы (микроскоп)
  2.  Пещеры: относятся к ограниченным людям – не только врожденные, но и приобретенные пороки. Связаны с индивидуальными особенностями человека (цветовая слепота, привычки), которые затрудняют адекватное познание окружающего мира. Человек опирается только на свое мнение, и не принимает мнения других людей.

Выход: коллективная деятельность людей.

  1.  Рынка: связаны с совместной деятельностью людей. «На рынке не могут договориться» - неправильное использование языка, толкование слов и понятий. Люди говорят об одном, но не понимают друг друга. Причина – схоластика.

Выход: борьба со схоластическими злоупотреблениями.

  1.  Театра: переоценка мнения другого человека, переоценка себя и других. Препятствия, основанные на некритическом принятии ложных учений и теорий, подверженность предрассудкам, недоверие к своему опыту, слепое преклонение перед авторитетами. Как актеры подчиняют себе публику, так и авторитеты и предрассудки подчиняют разум людей.

Выход: перейти к опыту, т.е. непосредственному познанию природы.

Первые два порока связаны с природными свойствами человека и психики, вторые два – приобретенные и связанные с обществом.

Преодоление всех этих пороков – опора на чувственный опыт:

- Житейский или случайный - фиксирует ход и повторяемость событий

- Искусственный - инструмент познания мира.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57696. My Favourite Recipe 63 KB
  The theme of the lesson is “Food in Our Life” and the motto is “You are what you eat”. And today we’ll practice telling favourite recipes. So you’ll develop speaking skills, speech competence, practice reading for specific information, practice and develop listening skills.
57697. Подорож до Шотландії 92 KB
  I think these words can be the motto of our lesson. Lets try to prove that Clarke was really right. What do you think about this quotation? How do you understand these words? What's your opinion?
57698. Geographical Position and Climate of Ukraine 846.5 KB
  Educational aim: To develop the chief traits of a persons character: tolerance, kindness, politeness, honorable attitude towards the country you live in and people living here.
57699. Daily, Weekly, Monthly. Press 1.24 MB
  I think you would know that by the end of our lesson you would be able to get information about some differences between English, American and Ukrainian press through reading and listening.
57700. We are different. Getting along with others. Мы – разные. Учимся ладить друг с другом 211.5 KB
  Duncan is 18. He has just left school and is going to university in the autumn. When you first meet him he appears to be a little cold and arrogant. As you get to know him you discover that he has a warm and friendly personality.
57701. Welcome to Great Britain 85 KB
  Good morning, dear children! I am glad to see you! I hope everyone is feeling fit. I think you will agree that the topic we are going to speak on is really worth discussing. Because we can’t imagine our life without many of things, and one of them is travelling.
57702. Подорож до Країни чудес 4.92 MB
  Children, today we are going to travel to the Wonderland with a little girl Alice. I will tell you a story about her adventures and we’ll help her to come back home. You have Story books in front of you. There are some exercises in them for our lesson.
57703. Усиление Московского государства в XVв. Иван ІІІ 2.09 MB
  ЦЕЛЬ: рассмотреть процесс усиления Московского царства, основные направления политики Ивана ІІІ, которые привели к укреплению власти Московского государства и объединению под его властью остальных земель Северо-восточной Руси...
57704. Китай. Економіко – географічна характеристика 70 KB
  Мета уроку: формувати в учнів систему знань про особливості населення, економічної політики, галузей міжнародної спеціалізації Китаю; Розвивати та вдосконалювати навички учнів оцінювати географічне положення і природно–ресурсний потенціал країни;