25561

Ф. Бэкон и оформление эмпирического принципа в философии и психологии

Доклад

Психология и эзотерика

Бэкон и оформление эмпирического принципа в философии и психологии Ф. Бэкон 1561 1626 английский философ историк политический деятель основоположник эмпиризма. Бэкон – родоначальник английского материализма и эмпирического направления в философии и психологии. Человек: Чувственная часть души проявляется в теле – занимается наука Разум божественный – занимается теология Суть основной философской идеи Френсиса Бэкона – эмпиризма – в том что в основе познания лежит исключительно опыт.

Русский

2013-08-17

41.5 KB

19 чел.

46. Ф. Бэкон и оформление эмпирического принципа в философии и психологии

Ф. Бэкон (1561 — 1626) — английский философ, историк, политический деятель, основоположник эмпиризма.

Ф. Бэкон – родоначальник английского материализма и эмпирического направления в философии и психологии. Книга – «Новый Органон» (1620) – «Органон» - сочинение Аристотеля.

Родоначальник:

 - Материалистического направления

- Эмпирического направления

- Экспериментального направления

- Индуктивного метода познания

Критиковал современную ему науку и религию. Считал, что условие прогресса – отделение науки от религии. Ф.Бэкон был первый, кто заявил об этом.

Человек:

  1.  Чувственная часть души (проявляется в теле) – занимается наука
  2.  Разум (божественный) – занимается теология

Суть основной философской идеи Френсиса Бэкона – эмпиризма в том, что в основе познания лежит исключительно опыт. Чем больше опыта (как теоретического, так и практического) накопило человечество (и отдельный человек), тем ближе оно к истинному знанию. Главные задачи знания и опыта – помочь человеку добиваться практических результатов в его деятельности, способствовать новым изобретениям, развитию экономики, господству человека на природе.

Опытное познание мира – новый метод постижения истины, способ обогащения человечества новыми открытиями, обеспечивающими господство человека над силами природы.

Опыт:

 - Житейский или случайный

 - Научный (направленное наблюдение или эксперимент)

Эксперимент – лишь сбор фактов, проверяет частное. Чтобы из эмпирического материала вывести общие принципы мироздания, необходим метод научного поиска.

Этот метод – индукция как способ обобщения эмпирических данных, переход от частных фактов к общим законам природы.

Достоверные знания могут быть приобретены только в том случае, когда процедура планомерных опытов и приемы обобщения будут проведены строго по определенным правилам.

В управляемом эксперименте эти правила следующие:

 - Вариация – изменение изучаемого явления или проверяемых воздействующих факторов

 - Репродукцияповторение опыта с целью воспроизведения предыдущего состояния

 - Инверсияпроверка установленного факта в измененных условиях

- Принуждениепроведение опытов до тех пор, пока при увеличении или уменьшении силы воздействующих факторов последние не перестанут оказывать влияние на изучаемые явления

- Трансляция

- Применение и т.п.

Цель этих процедур – сбор исчерпывающего количества факторов.

Чтобы систематизировать факты и не избежать преждевременных обобщений, Ф.Бэкон предложил собирать их в упорядочивающие таблицы (подготовка к индукции) :

  1.  Таблица наличия – те случаи, в которых было обнаружено явление
  2.  Таблица отсутствия – те случаи, в которых явление не обнаружено
  3.  Таблица степеней - случаи, отражающие степень усиления или ослабления изучаемого явления

После составления в таблицах всего многообразия факторов, необходимо вести поиск такой особенности, которая присутствовала, отсутствовала или изменялась одновременно с изучаемым явлениям.

Эта связь должна привести к установлению причин и аксиом с помощью исключающей индукции. Она основа для создания новых опытов и предсказания новых фактов.

47. Ф. Бэкон и его учение о человеческих призраках

Критиковал схоластику, религию, умозрительные рассуждения. Считал, что наука должна быть сугубо эмпирической. 

При том, что боролся за светское преобразование научных знаний, отказ от религии и бога был полумерой. Перед Бэконом стоял вопрос о том, объектом какой науки является человек – теологии или философии?

Чтобы решить эту проблему, Ф.Бэкону пришлось обратиться к вопросу природы и происхождения души.

Чтобы объяснить этот вопрос, он не сумел преодолеть многовекового влияния богословских идей, и был вынужден встать на позиции деизма.

Человек наделен двумя душами:

  1.  Чувствующая душа (телесна, изучается философией)
  2.  Разумная душа (божественное происхождение, изучается теологией)

Чувствующая душа: невидимое глазу телесное вещество, пульсирующее и движущееся в мозгу, нервных трубках и артериях всего тела. К ней относятся ощущение и восприятие, модальность и качество которых определяются природой физического раздражителя.

Разумная душа: чувственный материал подвергается обработке со стороны разумной души – память, воображение, мышление. Рассудок – комбинирует и преобразует чувственный опыт по законам логики.

На пути познания человек встречается с трудностями, которые обусловлены слабостями самого человека, несовершенством тела, органов чувств, разума и неумелым их употреблением.

Все человеческие недостатки поделил на 4 основные вида - Призраки: 

  1.  Рода: Каждый человек искажает природу познаваемых вещей в результате общеродовых пороков, т.е. пороков, свойственных всем людям без исключения (например, мы не видим атомы, клетки и т.п.) Органы чувств нас обманывают, но нам могут помочь приборы (микроскоп)
  2.  Пещеры: относятся к ограниченным людям – не только врожденные, но и приобретенные пороки. Связаны с индивидуальными особенностями человека (цветовая слепота, привычки), которые затрудняют адекватное познание окружающего мира. Человек опирается только на свое мнение, и не принимает мнения других людей.

Выход: коллективная деятельность людей.

  1.  Рынка: связаны с совместной деятельностью людей. «На рынке не могут договориться» - неправильное использование языка, толкование слов и понятий. Люди говорят об одном, но не понимают друг друга. Причина – схоластика.

Выход: борьба со схоластическими злоупотреблениями.

  1.  Театра: переоценка мнения другого человека, переоценка себя и других. Препятствия, основанные на некритическом принятии ложных учений и теорий, подверженность предрассудкам, недоверие к своему опыту, слепое преклонение перед авторитетами. Как актеры подчиняют себе публику, так и авторитеты и предрассудки подчиняют разум людей.

Выход: перейти к опыту, т.е. непосредственному познанию природы.

Первые два порока связаны с природными свойствами человека и психики, вторые два – приобретенные и связанные с обществом.

Преодоление всех этих пороков – опора на чувственный опыт:

- Житейский или случайный - фиксирует ход и повторяемость событий

- Искусственный - инструмент познания мира.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

69428. Команди для роботи з файлами та каталогами в MS-DOS 20.09 KB
  Існує два типи команд операційної системи MS DOS: внутрішні та зовнішні. Внутрішні команди – це найпростіші та найчастіше використовувані команди системи. Вони є частиною командного процесора COMMAND.COM і завантажуються...
69429. Код Хаффмена 74.5 KB
  Все кодируемые сообщения источника располагаются в столбец по убывающим вероятностям. Затем два наименее вероятных сообщения расположенных в последних строках столбца объединяются в одно которому приписывается суммарная вероятность.
69430. Код с проверкой по модулю q 88 KB
  Краткие теоретические сведения Принцип построения данного кода аналогичен по построению двоичного кода с одной проверкой на четность по mod 2. k информационные элементы кодовой комбинации принимающие значения от 0 до q1 то проверочный разряд b1 определяется суммой...
69431. Рекуррентный код 92 KB
  Последние формируются путем сложения по модулю 2 двух информационных посылок отстоящих одна от другой на шаг сложения k. Пусть имеем последовательность информационных посылок: 0 1 2. Тогда последовательность проверочных посылок...
69432. Код с простым повторением 89.5 KB
  В основу построения данного кода по аналогии с двоичным положен метод повторения исходной кодовой комбинации. Отличие qичного кода от аналогичного двоичного заключается в том что повторение кодовой комбинации qичного кода может производится параллельно во времени...
69433. Код Эллайеса 191 KB
  Цель: Изучить код Эллайеса выяснить особенности его построения и применения Краткие теоретические сведения Код Эллайеса как итеративный код содержит 2 системы проверок внутри каждой кодовой комбинации.
69434. Код Варшамова 157.5 KB
  Цель: Изучить код Варшамова выяснить особенности его построения и применения Краткие теоретические сведения Код предложенный Варшамовым является типичным представителем систематических кодов т. Благодаря этому возможно построить все комбинации кода...
69435. Коды Рида-Маллера 277 KB
  Эти m строк составляют векторы первого порядка b. Далее идут строки векторов второго порядка которые получаются из всех произведений двух строк первого порядка затем – строки третьего порядка являющиеся всеми произведениями трех строк первого порядка и т.
69436. Код Грея 206 KB
  Отражённые ( рефлексные ) коды строятся таким образом, что соседние кодовые комбинации, в отличии от простых двоичных кодов, различаются цифрой только в одном разряде, т.е. кодовое расстояние между соседними кодовыми комбинациями такого кода равно единице.