25561

Ф. Бэкон и оформление эмпирического принципа в философии и психологии

Доклад

Психология и эзотерика

Бэкон и оформление эмпирического принципа в философии и психологии Ф. Бэкон 1561 1626 английский философ историк политический деятель основоположник эмпиризма. Бэкон родоначальник английского материализма и эмпирического направления в философии и психологии. Человек: Чувственная часть души проявляется в теле занимается наука Разум божественный занимается теология Суть основной философской идеи Френсиса Бэкона эмпиризма в том что в основе познания лежит исключительно опыт.

Русский

2013-08-17

41.5 KB

20 чел.

46. Ф. Бэкон и оформление эмпирического принципа в философии и психологии

Ф. Бэкон (1561 — 1626) — английский философ, историк, политический деятель, основоположник эмпиризма.

Ф. Бэкон – родоначальник английского материализма и эмпирического направления в философии и психологии. Книга – «Новый Органон» (1620) – «Органон» - сочинение Аристотеля.

Родоначальник:

 - Материалистического направления

- Эмпирического направления

- Экспериментального направления

- Индуктивного метода познания

Критиковал современную ему науку и религию. Считал, что условие прогресса – отделение науки от религии. Ф.Бэкон был первый, кто заявил об этом.

Человек:

  1.  Чувственная часть души (проявляется в теле) – занимается наука
  2.  Разум (божественный) – занимается теология

Суть основной философской идеи Френсиса Бэкона – эмпиризма в том, что в основе познания лежит исключительно опыт. Чем больше опыта (как теоретического, так и практического) накопило человечество (и отдельный человек), тем ближе оно к истинному знанию. Главные задачи знания и опыта – помочь человеку добиваться практических результатов в его деятельности, способствовать новым изобретениям, развитию экономики, господству человека на природе.

Опытное познание мира – новый метод постижения истины, способ обогащения человечества новыми открытиями, обеспечивающими господство человека над силами природы.

Опыт:

 - Житейский или случайный

 - Научный (направленное наблюдение или эксперимент)

Эксперимент – лишь сбор фактов, проверяет частное. Чтобы из эмпирического материала вывести общие принципы мироздания, необходим метод научного поиска.

Этот метод – индукция как способ обобщения эмпирических данных, переход от частных фактов к общим законам природы.

Достоверные знания могут быть приобретены только в том случае, когда процедура планомерных опытов и приемы обобщения будут проведены строго по определенным правилам.

В управляемом эксперименте эти правила следующие:

 - Вариация – изменение изучаемого явления или проверяемых воздействующих факторов

 - Репродукцияповторение опыта с целью воспроизведения предыдущего состояния

 - Инверсияпроверка установленного факта в измененных условиях

- Принуждениепроведение опытов до тех пор, пока при увеличении или уменьшении силы воздействующих факторов последние не перестанут оказывать влияние на изучаемые явления

- Трансляция

- Применение и т.п.

Цель этих процедур – сбор исчерпывающего количества факторов.

Чтобы систематизировать факты и не избежать преждевременных обобщений, Ф.Бэкон предложил собирать их в упорядочивающие таблицы (подготовка к индукции) :

  1.  Таблица наличия – те случаи, в которых было обнаружено явление
  2.  Таблица отсутствия – те случаи, в которых явление не обнаружено
  3.  Таблица степеней - случаи, отражающие степень усиления или ослабления изучаемого явления

После составления в таблицах всего многообразия факторов, необходимо вести поиск такой особенности, которая присутствовала, отсутствовала или изменялась одновременно с изучаемым явлениям.

Эта связь должна привести к установлению причин и аксиом с помощью исключающей индукции. Она основа для создания новых опытов и предсказания новых фактов.

47. Ф. Бэкон и его учение о человеческих призраках

Критиковал схоластику, религию, умозрительные рассуждения. Считал, что наука должна быть сугубо эмпирической. 

При том, что боролся за светское преобразование научных знаний, отказ от религии и бога был полумерой. Перед Бэконом стоял вопрос о том, объектом какой науки является человек – теологии или философии?

Чтобы решить эту проблему, Ф.Бэкону пришлось обратиться к вопросу природы и происхождения души.

Чтобы объяснить этот вопрос, он не сумел преодолеть многовекового влияния богословских идей, и был вынужден встать на позиции деизма.

Человек наделен двумя душами:

  1.  Чувствующая душа (телесна, изучается философией)
  2.  Разумная душа (божественное происхождение, изучается теологией)

Чувствующая душа: невидимое глазу телесное вещество, пульсирующее и движущееся в мозгу, нервных трубках и артериях всего тела. К ней относятся ощущение и восприятие, модальность и качество которых определяются природой физического раздражителя.

Разумная душа: чувственный материал подвергается обработке со стороны разумной души – память, воображение, мышление. Рассудок – комбинирует и преобразует чувственный опыт по законам логики.

На пути познания человек встречается с трудностями, которые обусловлены слабостями самого человека, несовершенством тела, органов чувств, разума и неумелым их употреблением.

Все человеческие недостатки поделил на 4 основные вида - Призраки: 

  1.  Рода: Каждый человек искажает природу познаваемых вещей в результате общеродовых пороков, т.е. пороков, свойственных всем людям без исключения (например, мы не видим атомы, клетки и т.п.) Органы чувств нас обманывают, но нам могут помочь приборы (микроскоп)
  2.  Пещеры: относятся к ограниченным людям – не только врожденные, но и приобретенные пороки. Связаны с индивидуальными особенностями человека (цветовая слепота, привычки), которые затрудняют адекватное познание окружающего мира. Человек опирается только на свое мнение, и не принимает мнения других людей.

Выход: коллективная деятельность людей.

  1.  Рынка: связаны с совместной деятельностью людей. «На рынке не могут договориться» - неправильное использование языка, толкование слов и понятий. Люди говорят об одном, но не понимают друг друга. Причина – схоластика.

Выход: борьба со схоластическими злоупотреблениями.

  1.  Театра: переоценка мнения другого человека, переоценка себя и других. Препятствия, основанные на некритическом принятии ложных учений и теорий, подверженность предрассудкам, недоверие к своему опыту, слепое преклонение перед авторитетами. Как актеры подчиняют себе публику, так и авторитеты и предрассудки подчиняют разум людей.

Выход: перейти к опыту, т.е. непосредственному познанию природы.

Первые два порока связаны с природными свойствами человека и психики, вторые два – приобретенные и связанные с обществом.

Преодоление всех этих пороков – опора на чувственный опыт:

- Житейский или случайный - фиксирует ход и повторяемость событий

- Искусственный - инструмент познания мира.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59593. Правда, обпалена війною… (Аналіз кіноповісті Україна в огні) 37.5 KB
  Перевірка домашнього завдання і актуалізація опорних знань Україну в огнів називають Довженковою Голгофою. Що говорить сам Довженко у Щоденнику про це 31 січня 1944 р. Після дитячих версій можна запропонувати і версію Михайла Шевченка...
59594. Сценарій уроку: Правління в римській республіці 38.5 KB
  Учням ставляться запитання: Яка була роль консула та народного трибуна в державі Яким шляхом прагнув зробити карєру Гаймолодший Як йому вдалося стати консулом Чому Гаймолодший уплутався в корупцію У чому це виявилось Зясувати з учнями як вони розуміють корупцію.
59595. Природа і людина в оповіданні Григора Тютюнника 41 KB
  Діти ви любите перебувати на лоні природи А чи вмієте милуватися нею Так само щиро любив свою землю свій край свою природу і Григір Тютюнник автор оповідання Лісова сторожка яке ми розглядатимемо на уроці. Будемо аналізувати персонажів твору...
59596. Проект: Квіти в творчості Тараса Григоровича Шевченка 36.5 KB
  Учити проведенню теоретичного дослідження; розвивати творчу уяву вміння робити підборку квітів складати їх в єдину композицію; сприяти вихованню у молоді любові до рідної землі історії культури мистецтва; вироблення навиків колективної праці; стимулювання інтересу учнів до творчості Т. Шевченка...
59598. Урок-гра подорож. Птахи нашого краю 54.5 KB
  Обладнання: малюнки із зображенням птахів інші ілюстрації картки Вулиця птахів виставка дитячих книжок про птахів ребуси кросворди. Отже ви здогадались що мова піде в нас про птахів нашого краю. Зараз ми з вами відправимось у дивну подорож вулицею Птахів у місто Природоград.
59599. Розв’язування вправ на всі дії з десятковими дробами 36.5 KB
  Мета: узагальнити і систематизувати знання учнів з теми; закріпити навички учнів виконувати всі дії над десятковими дробами; розвивати логічне мислення, увагу, інтерес до предмета; формувати навички самоконтролю; виховувати активність.