25562

Р. Декарт о «страстях души»

Доклад

Психология и эзотерика

Декарт о страстях души Рене Декарт 15961650 лат. В трактате Страсти души 1649 представлена вся система философскопсихологических взглядов Декарта Картезианский дуализм: существует 2 субстанции: Протяженная телесная физика материализм в учении Мыслящая духовная метафизика светский идеализм в учении осн. Страсти тип или уровень деятельности который является продуктом взаимодействия тела и души. Состояния души кот.

Русский

2013-08-17

34 KB

56 чел.

44. Р. Декарт о «страстях души»

Рене Декарт (1596-1650) - лат. Renatus CartesiusКартезий, отсюда картезианство!!!

 французский математик, философ, физик и физиолог.

В трактате «Страсти души» (1649) представлена вся система философско-психологических взглядов Декарта

Картезианский дуализм: существует 2 субстанции:

 - Протяженная (телесная) -> физика – материализм в учении

 - Мыслящая (духовная) –> метафизика – светский идеализм в учении (осн. На рационалистических принципах)

Они не зависимы друг от друга, их существование зависит от бога, а бог зависит от человека (Я мыслю, следовательно, существую, а бог существует, потому что мыслим человеком как врожденная идея, а значит, реально есть)

НО! Факты показывают, что душа и тело как-то связаны. Как? Декарт вводит идею о том, что иногда душа и тело взаимодействуют через шишковидную железу в центре мозга, в которой, по-видимому, и находится душа. Она расположена над проходом, кот. Связывает животные духи передней и задней полости мозга

Животные духи – частицы, идущие внутри нервных трубок и обеспечивающие движения тела и его связь с мозгом.

Животные духи (телесное) идут по трубкам, затрагивают железу и вызывают ее колебания (духовные), а значит, и изменение в состоянии духовной субстанции. И наоборот – душа, порождая чистые идеи, надавливает на животные духи и вызывает изменение их движений.

Страсти – тип или уровень деятельности, который является продуктом взаимодействия тела и души. Состояния души, кот. Полностью зависят от объектов и внешних обстоятельств, не являются собственными действиями души.

Структура поведения и деятельности человека по Декарту:

1 уровень:

Безусловно-рефлекторные акты – живые духи не затрагивают шишковидной железы и души

2 уровень:

Страсти души или восприятия, представляющиеся душе вещами.

3 уровень:

Мышление и воля, собственно душа. С ними связано сознание высших врожденных идей, из которых интуиция берет материал для операций мышления.

Проблема страстей – проблема соотношения телесной и духовной субстанции

Декарт не говорит о них однозначно. В широком смысле:

Страсти – все познавательные процессы, кроме чистого мышления, т.е. ощущение, восприятие, представление, память, воображение, образное мышление, эмоции и аффекты.

Эмоции и аффекты (страсти в узком смысле) – душевные состояния, указывающие организму на вредность или полезность внешних воздействий.

Ощущение – исходная форма познавательных процессов. -> Восприятия

Все познавательные процессы связаны с телесными проявлениями.

Прикосновения животных духов к душе приводят к осознанию процессов. 

Ощущения: внешние (свет, звук, давление) и внутренние (голод, жажда, боль). Внутренние отличаются тем, что отнесены к самому телесному организму, их неизвестно точно, где они.

На основе ощущений и восприятий – память, представления воображение.

Память – образы, связанные с движением животных духов по путям, которые они проходили раньше. Т.е. проходят, приводят шишковидную железу в то же состояние, с которым и связано воспроизведение ранее воспринятого образа.

Воображение – процесс перекомбинирования и смешения путей движения животных духов, из-за чего появляются новые образы.

Чувства и чувственный опыт ошибаются, им не все доступно, поэтому полагаться можно только на чистое мышление – оно открывает новые горизонты видения мира (абстрактно-логическое мышление)

Эмоции – чистых эмоций нет, без телесных перемен нет эмоциональных состояний. Возникновение положительных и отрицательных аффектов связано с влиянием живых духов на сердечную деятельность. Они воздействуют на сердце и либо затрудняют (-), либо облегчают (+) его деятельность. (Декарт продолжает здесь идеи Галена и Авиценны насчет устройства НС)

Основные эмоции: удивление, любовь, ненависть, печаль, желание, радость. Остальные – комбинации и производные основных. 

Эмоции могут помогать и мешать мышлению. Польза – человек акцентирует свое внимание на важных мыслях. Вред – страсти усыпляют внимание, вносят путаницу в ход мышления. 

Главная цель человека – справляться со страстями и не давать им мешать мышлению.

Способы:

  1.  Переход к какой-либо другой деятельности
  2.  Рациональный путь снятия эмоционального напряжения – логическое обосование несостоятельности аффекта, поиск причин (как в когнитивно-бихевиоральной терапии)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

11653. Осциллограф однолучевой (одноканальный) 211.5 KB
  Осциллограф однолучевой одноканальный МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ для пользователя Устанавливать осциллограф на рабочем месте так чтобы во время работы обеспечивалась свободная вентиляция. Вентиляционные отверстия корпуса не должны быть закрыты другими предметами. ...
11654. Исследование простейших линейных цепей 130.5 KB
  Лабораторная работа №1 Исследование простейших линейных цепей Цель работы: изучить изменения гармонических и импульсных сигналов при прохождении через дифференцирующие и интегрирующие цепи; уметь правильно выбирать параметры линейных цепей в зависимости
11655. Исследование колебательных контуров 352 KB
  Лабораторная работа №2 Исследование колебательных контуров Цель работы: исследование последовательного параллельного колебательного контура и связанных контуров. Приборы и принадлежности: 1. Генератор сигналов низкочастотный типа Г3112 Г333 Л30 или аналоги...
11656. Исследование характеристик полупроводниковых диодов, стабилитронов, туннельных диодов 105 KB
  Лабораторная работа №3 Исследование характеристик полупроводниковых диодов стабилитронов туннельных диодов Цель работы: ознакомиться с принципами действия и основными параметрами диодов стабилитронов выпрямительных диодов. Приборы и принадлежности: ...
11657. Исследование логических схем 546.5 KB
  PAGE 51 Лабораторная работа №4 Исследование логических схем Цель работы: изучить работу основных логических элементов Приборы и принадлежности: Осциллограф универсальный типа С167 С168 С165 или аналогичный. Лабораторный модуль. В...
11658. ИССЛЕДОВАНИЕ АМПЛИТУДНОЙ МОДУЛЯЦИИ И ДЕТЕКТИРОВАНИЯ АМПЛИТУДНО-МОДУЛИРОВАННЫХ КОЛЕБАНИЙ 84.5 KB
  Лабораторная работа №5 ИССЛЕДОВАНИЕ АМПЛИТУДНОЙ МОДУЛЯЦИИ И ДЕТЕКТИРОВАНИЯ АМПЛИТУДНОМОДУЛИРОВАННЫХ КОЛЕБАНИЙ Цель работы: ознакомиться с принципами действия и основными параметрами амплитудной модуляции и детектирования амплитудномодулированных колебани
11659. ИССЛЕДОВАНИЕ БИПОЛЯРНЫХ ТРАНЗИСТОРОВ 219 KB
  Лабораторная работа №6 ИССЛЕДОВАНИЕ БИПОЛЯРНЫХ ТРАНЗИСТОРОВ Цель работы: ознакомиться с основными параметрами транзистора и снять его статические входные и выходные характеристики. Приборы и принадлежности: 1. Встроенный микроамперметр РА1. 2. Встроенный ...
11660. ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЛЕВЫХ ТРАНЗИСТОРОВ 151.5 KB
  Лабораторная работа №7 ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЛЕВЫХ ТРАНЗИСТОРОВ Цель работы: ознакомиться с устройством и принципом действия полевых транзисторов снять основные характеристики полевого транзистора. Приборы и принадлежности: 1. Встроенные вольтметры PV1 PV2. 2. В
11661. ИССЛЕДОВАНИЕ LC-ГЕНЕРАТОРА 182 KB
  Лабораторная работа №8 ИССЛЕДОВАНИЕ LCГЕНЕРАТОРА Цель работы: изучить работу и провести исследование LCгенератора с трансформаторной связью. Приборы и принадлежности: 1. Генератор сигналов низкочастотный типа Г3112 Г333 Л30 или аналогичный. 2. Милливо...