25562

Р. Декарт о «страстях души»

Доклад

Психология и эзотерика

Декарт о страстях души Рене Декарт 15961650 лат. В трактате Страсти души 1649 представлена вся система философскопсихологических взглядов Декарта Картезианский дуализм: существует 2 субстанции: Протяженная телесная физика материализм в учении Мыслящая духовная метафизика светский идеализм в учении осн. Страсти тип или уровень деятельности который является продуктом взаимодействия тела и души. Состояния души кот.

Русский

2013-08-17

34 KB

55 чел.

44. Р. Декарт о «страстях души»

Рене Декарт (1596-1650) - лат. Renatus CartesiusКартезий, отсюда картезианство!!!

 французский математик, философ, физик и физиолог.

В трактате «Страсти души» (1649) представлена вся система философско-психологических взглядов Декарта

Картезианский дуализм: существует 2 субстанции:

 - Протяженная (телесная) -> физика – материализм в учении

 - Мыслящая (духовная) –> метафизика – светский идеализм в учении (осн. На рационалистических принципах)

Они не зависимы друг от друга, их существование зависит от бога, а бог зависит от человека (Я мыслю, следовательно, существую, а бог существует, потому что мыслим человеком как врожденная идея, а значит, реально есть)

НО! Факты показывают, что душа и тело как-то связаны. Как? Декарт вводит идею о том, что иногда душа и тело взаимодействуют через шишковидную железу в центре мозга, в которой, по-видимому, и находится душа. Она расположена над проходом, кот. Связывает животные духи передней и задней полости мозга

Животные духи – частицы, идущие внутри нервных трубок и обеспечивающие движения тела и его связь с мозгом.

Животные духи (телесное) идут по трубкам, затрагивают железу и вызывают ее колебания (духовные), а значит, и изменение в состоянии духовной субстанции. И наоборот – душа, порождая чистые идеи, надавливает на животные духи и вызывает изменение их движений.

Страсти – тип или уровень деятельности, который является продуктом взаимодействия тела и души. Состояния души, кот. Полностью зависят от объектов и внешних обстоятельств, не являются собственными действиями души.

Структура поведения и деятельности человека по Декарту:

1 уровень:

Безусловно-рефлекторные акты – живые духи не затрагивают шишковидной железы и души

2 уровень:

Страсти души или восприятия, представляющиеся душе вещами.

3 уровень:

Мышление и воля, собственно душа. С ними связано сознание высших врожденных идей, из которых интуиция берет материал для операций мышления.

Проблема страстей – проблема соотношения телесной и духовной субстанции

Декарт не говорит о них однозначно. В широком смысле:

Страсти – все познавательные процессы, кроме чистого мышления, т.е. ощущение, восприятие, представление, память, воображение, образное мышление, эмоции и аффекты.

Эмоции и аффекты (страсти в узком смысле) – душевные состояния, указывающие организму на вредность или полезность внешних воздействий.

Ощущение – исходная форма познавательных процессов. -> Восприятия

Все познавательные процессы связаны с телесными проявлениями.

Прикосновения животных духов к душе приводят к осознанию процессов. 

Ощущения: внешние (свет, звук, давление) и внутренние (голод, жажда, боль). Внутренние отличаются тем, что отнесены к самому телесному организму, их неизвестно точно, где они.

На основе ощущений и восприятий – память, представления воображение.

Память – образы, связанные с движением животных духов по путям, которые они проходили раньше. Т.е. проходят, приводят шишковидную железу в то же состояние, с которым и связано воспроизведение ранее воспринятого образа.

Воображение – процесс перекомбинирования и смешения путей движения животных духов, из-за чего появляются новые образы.

Чувства и чувственный опыт ошибаются, им не все доступно, поэтому полагаться можно только на чистое мышление – оно открывает новые горизонты видения мира (абстрактно-логическое мышление)

Эмоции – чистых эмоций нет, без телесных перемен нет эмоциональных состояний. Возникновение положительных и отрицательных аффектов связано с влиянием живых духов на сердечную деятельность. Они воздействуют на сердце и либо затрудняют (-), либо облегчают (+) его деятельность. (Декарт продолжает здесь идеи Галена и Авиценны насчет устройства НС)

Основные эмоции: удивление, любовь, ненависть, печаль, желание, радость. Остальные – комбинации и производные основных. 

Эмоции могут помогать и мешать мышлению. Польза – человек акцентирует свое внимание на важных мыслях. Вред – страсти усыпляют внимание, вносят путаницу в ход мышления. 

Главная цель человека – справляться со страстями и не давать им мешать мышлению.

Способы:

  1.  Переход к какой-либо другой деятельности
  2.  Рациональный путь снятия эмоционального напряжения – логическое обосование несостоятельности аффекта, поиск причин (как в когнитивно-бихевиоральной терапии)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15108. Шәкәрім А.С.Пушкиннің Дубровский шығармасын қалай аударған еді 66 KB
  Шәкәрім А.С.Пушкиннің Дубровский шығармасын қалай аударған еді Задан ЖҰМАҒАЛИ филология ғылымдарының докторы профессор. Абайдың тікелей қатысумен бірсыпыра деңгейге көтеріліп қалған қазақорыс әдеби байланысының одан әрмен дамуына зор үлес қосқан алаш ар
15109. Шәкәрім қажы мен голландық Альвин Бимбоэс 50 KB
  Шәкәрім қажы мен голландық Альвин Бимбоэс ...Жауыннан соң байтақ даладан жамырай бері жүгіретін сансыз жылғалар Есіл өзенін жаз бойы әлдерінше молықтырып жатады. Ақмоланың көшелерінен көтерілетін шаңнан тұншыққан жұрттың еркін тыныстайтын жері де осы маң. Үнемі үс
15110. Шәкәрім Құдайбердиевтің Ләйлі-Мәжнүн дастаны 48.5 KB
  ӘОЖ 577.4 Ш. ҚҰДАЙБЕРДИЕВТІҢ ЛӘЙЛІМӘЖНҮН ДАСТАНЫ НӘЗИРА ҮЛГІСІНДЕ ЖАЗЫЛҒАН ТӨЛ ШЫҒАРМАСЫ Г.С.Тәженова М.И. Ревшенова Тараз мемлекеттік педагогикалық институтыТараз қ. ХХ ғасырдың басындағы көркем аударма саласына көп еңбегі сіңген ақын жазуш
15111. Шәкәрім поэтикасы 291.5 KB
  Бүгінгідей түрлі мәдениеттер тоғысындағы жаһандану үрдісіне бағыт бұрған заманда ұлтымыздың рухани өресін биіктеткен тұлғалардың қалдырған мұрасына қайта үңілу оның тағылымдық мәнін қайта зерделеу
15112. Шәкәрімнің лирикасы 41.5 KB
  ШӘКӘРІМ ЛИРИКАСЫ АМАНГЕЛДІ БАЯН САҒЫНТАЙҚЫЗЫ №35 ЖОББМ 8сынып оқушысы Павлодар қ. Күні бүгінге дейін қазақ лирикасының тарихы мен жанрлық табиғаты турасында сөз қозғағанда қазақ лирикасын қалыптастырушылардың бірі рет
15113. Шыңғыс Айтматов 41 KB
  ТАНЫМНЫҢ ТАРЛАНБОЗЫ Тарихи танымы мен рухани дамуы есте жоқ ескі замандардан бермен қарай сабақтасып жататын қазаққырғыз ұлыстарының ұлағат биігінен орын алған ортақ мұралары туралы сөз болғанда ойға оралатын құндылықтар шоғыры адамзат өркениетінің өзекті б...
15114. Мағжан Жұмабаев (1893-1938) 25.5 KB
  Мағжан Жұмабаев 1893-1938 Мағжан қазақ поэзиясының шолпан жұлдыздарының бірі әрі бірегейі.Ол артына өшпес рухани мол мұраөзіне өлмес мәңгілік ескерткіш қалдырып кеткен. Жарты ғасырдан аса оның есімін дешығармаларын да атай алмай келген халқы көп жылдардан кейін ғана ...
15115. Мақатаев Мұқағали (Мұқаметқали) Сүлейменұлы 124.5 KB
  Мақатаев Мұқағали Мұқаметқали Сүлейменұлы 1931 жылғы Алматы облысы Райымбек ауданы Қарасаз аулы 27.3.1976ж.Алматы қаласыақын. Балалық шағы сұрапыл соғыс жылдарына тұстас келді. Ол XX ғасырдың екінші жартысындағы қазақ поэзиясының дамуына үлкен үлес қосқан ақиық ақы