25562

Р. Декарт о «страстях души»

Доклад

Психология и эзотерика

Декарт о страстях души Рене Декарт 15961650 лат. В трактате Страсти души 1649 представлена вся система философскопсихологических взглядов Декарта Картезианский дуализм: существует 2 субстанции: Протяженная телесная физика материализм в учении Мыслящая духовная метафизика светский идеализм в учении осн. Страсти тип или уровень деятельности который является продуктом взаимодействия тела и души. Состояния души кот.

Русский

2013-08-17

34 KB

54 чел.

44. Р. Декарт о «страстях души»

Рене Декарт (1596-1650) - лат. Renatus CartesiusКартезий, отсюда картезианство!!!

 французский математик, философ, физик и физиолог.

В трактате «Страсти души» (1649) представлена вся система философско-психологических взглядов Декарта

Картезианский дуализм: существует 2 субстанции:

 - Протяженная (телесная) -> физика – материализм в учении

 - Мыслящая (духовная) –> метафизика – светский идеализм в учении (осн. На рационалистических принципах)

Они не зависимы друг от друга, их существование зависит от бога, а бог зависит от человека (Я мыслю, следовательно, существую, а бог существует, потому что мыслим человеком как врожденная идея, а значит, реально есть)

НО! Факты показывают, что душа и тело как-то связаны. Как? Декарт вводит идею о том, что иногда душа и тело взаимодействуют через шишковидную железу в центре мозга, в которой, по-видимому, и находится душа. Она расположена над проходом, кот. Связывает животные духи передней и задней полости мозга

Животные духи – частицы, идущие внутри нервных трубок и обеспечивающие движения тела и его связь с мозгом.

Животные духи (телесное) идут по трубкам, затрагивают железу и вызывают ее колебания (духовные), а значит, и изменение в состоянии духовной субстанции. И наоборот – душа, порождая чистые идеи, надавливает на животные духи и вызывает изменение их движений.

Страсти – тип или уровень деятельности, который является продуктом взаимодействия тела и души. Состояния души, кот. Полностью зависят от объектов и внешних обстоятельств, не являются собственными действиями души.

Структура поведения и деятельности человека по Декарту:

1 уровень:

Безусловно-рефлекторные акты – живые духи не затрагивают шишковидной железы и души

2 уровень:

Страсти души или восприятия, представляющиеся душе вещами.

3 уровень:

Мышление и воля, собственно душа. С ними связано сознание высших врожденных идей, из которых интуиция берет материал для операций мышления.

Проблема страстей – проблема соотношения телесной и духовной субстанции

Декарт не говорит о них однозначно. В широком смысле:

Страсти – все познавательные процессы, кроме чистого мышления, т.е. ощущение, восприятие, представление, память, воображение, образное мышление, эмоции и аффекты.

Эмоции и аффекты (страсти в узком смысле) – душевные состояния, указывающие организму на вредность или полезность внешних воздействий.

Ощущение – исходная форма познавательных процессов. -> Восприятия

Все познавательные процессы связаны с телесными проявлениями.

Прикосновения животных духов к душе приводят к осознанию процессов. 

Ощущения: внешние (свет, звук, давление) и внутренние (голод, жажда, боль). Внутренние отличаются тем, что отнесены к самому телесному организму, их неизвестно точно, где они.

На основе ощущений и восприятий – память, представления воображение.

Память – образы, связанные с движением животных духов по путям, которые они проходили раньше. Т.е. проходят, приводят шишковидную железу в то же состояние, с которым и связано воспроизведение ранее воспринятого образа.

Воображение – процесс перекомбинирования и смешения путей движения животных духов, из-за чего появляются новые образы.

Чувства и чувственный опыт ошибаются, им не все доступно, поэтому полагаться можно только на чистое мышление – оно открывает новые горизонты видения мира (абстрактно-логическое мышление)

Эмоции – чистых эмоций нет, без телесных перемен нет эмоциональных состояний. Возникновение положительных и отрицательных аффектов связано с влиянием живых духов на сердечную деятельность. Они воздействуют на сердце и либо затрудняют (-), либо облегчают (+) его деятельность. (Декарт продолжает здесь идеи Галена и Авиценны насчет устройства НС)

Основные эмоции: удивление, любовь, ненависть, печаль, желание, радость. Остальные – комбинации и производные основных. 

Эмоции могут помогать и мешать мышлению. Польза – человек акцентирует свое внимание на важных мыслях. Вред – страсти усыпляют внимание, вносят путаницу в ход мышления. 

Главная цель человека – справляться со страстями и не давать им мешать мышлению.

Способы:

  1.  Переход к какой-либо другой деятельности
  2.  Рациональный путь снятия эмоционального напряжения – логическое обосование несостоятельности аффекта, поиск причин (как в когнитивно-бихевиоральной терапии)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59063. Особливі, одиничні та суттєві ознаки. Корекційне заняття 4-й клас 38 KB
  Запитання озвучуються інші команди дають відповіді. Запрошення до зоопарку Капітан команди Євразія знайомить усіх дітей із кішкою рись. Капітан команди Африка знайомить усіх дітей із кішкою сервал яка проживає на Африканському континенті.
59064. Особливості побудови опису приміщення 31 KB
  Як ви гадаєте для чого використовуються описи приміщення Навіщо письменники їх складають Яким чином інтерєри розповідають про життя і працю людей допомагають зрозуміти внутрішній світ персонажів художніх творів Подумайте і назвіть твори в яких є описи приміщень....
59065. Оспівуючи душу... Бінарний урок позакласного читання із зарубіжної та української літератури за творчістю світових митців 45.5 KB
  Мета: зацікавити учнів у вивченні творів світової літератури; розвивати навички виразного читання, уміння аналізувати прозові та поетичні твори, критичне мислення і творчі здібності, усне та писемне звязне мовлення...
59066. Урок за поемою І. Франка Мойсей. Ось де ваш обітований край... 62.5 KB
  Мета: розкрити образ Бога в поемі як силу яка цілеспрямовує запобігає хаосу в душі людини та суспільстві; показати в образі Мойсея внутрішню боротьбу духовного з матеріалістично-корисливим що уособлене в образі Азазеля; спрямувати дітей до вищих духовних цінностей які концентруються в Богові...
59067. Перший раз у перший клас. Вручення підручників першокласникам 36 KB
  Вручення підручників першокласникам Дійові особи: Учениця-старшокласниця учень-старшокласник Листоноша Лисичка Вовчик Буквар Математика. Учениця Добрий день любі малята Для нас зміна ви завзята. Учениця Я вважаю що якраз Дарувати книги час. Учениця Ти Лисичко неправа.
59068. Побудова симетричних малюнків у графічному редакторі 28.5 KB
  Подолання вершини Снігова лавина 7 балів. Вчитель говорить: Дорогий альпіністе Якщо ти набрав більше 9 балів ти зійшов на вершину. Молодець Якщо набрав 9 балів подолав другу вершину. Якщо у тебе 7 балів ти зійшов на першу вершину.
59069. Повість Ясунарі Кавабата. Тисяча журавлів 63.5 KB
  Особливо виразно це виявилося у творах Ясунарі Кавабата 18991972. Недарма древня столиця Японії Кіото незмінно знаходиться у центрі художньої оповіді Ясунарі Кавабата. Ясунарі Кавабата один із визначних прозаїків XX століття якому в 1968 році була вручена Нобелівська премія за письменницьке мистецтво...
59070. Вистава на чотири дії. Повернуте право 42.5 KB
  З іншого боку шкутильгає хвора книга Українська мова. Українська мова. Привіт ровеснице Українська мова.
59071. Повторення вивченого про спілкування і мовлення. Ситуація спілкування та її складові 30.5 KB
  Мета: поновити в памяті учнів те що відомо їм про відмінності між мовленням та види мовленнєвої діяльності про мовленнєву ситуацію; розвивати в учнів логіку мислення звязне мовлення; виконувати правила етикету.