25562

Р. Декарт о «страстях души»

Доклад

Психология и эзотерика

Декарт о страстях души Рене Декарт 15961650 лат. В трактате Страсти души 1649 представлена вся система философскопсихологических взглядов Декарта Картезианский дуализм: существует 2 субстанции: Протяженная телесная физика – материализм в учении Мыслящая духовная – метафизика – светский идеализм в учении осн. Страсти – тип или уровень деятельности который является продуктом взаимодействия тела и души. Состояния души кот.

Русский

2013-08-17

34 KB

51 чел.

44. Р. Декарт о «страстях души»

Рене Декарт (1596-1650) - лат. Renatus CartesiusКартезий, отсюда картезианство!!!

 французский математик, философ, физик и физиолог.

В трактате «Страсти души» (1649) представлена вся система философско-психологических взглядов Декарта

Картезианский дуализм: существует 2 субстанции:

 - Протяженная (телесная) -> физика – материализм в учении

 - Мыслящая (духовная) –> метафизика – светский идеализм в учении (осн. На рационалистических принципах)

Они не зависимы друг от друга, их существование зависит от бога, а бог зависит от человека (Я мыслю, следовательно, существую, а бог существует, потому что мыслим человеком как врожденная идея, а значит, реально есть)

НО! Факты показывают, что душа и тело как-то связаны. Как? Декарт вводит идею о том, что иногда душа и тело взаимодействуют через шишковидную железу в центре мозга, в которой, по-видимому, и находится душа. Она расположена над проходом, кот. Связывает животные духи передней и задней полости мозга

Животные духи – частицы, идущие внутри нервных трубок и обеспечивающие движения тела и его связь с мозгом.

Животные духи (телесное) идут по трубкам, затрагивают железу и вызывают ее колебания (духовные), а значит, и изменение в состоянии духовной субстанции. И наоборот – душа, порождая чистые идеи, надавливает на животные духи и вызывает изменение их движений.

Страсти – тип или уровень деятельности, который является продуктом взаимодействия тела и души. Состояния души, кот. Полностью зависят от объектов и внешних обстоятельств, не являются собственными действиями души.

Структура поведения и деятельности человека по Декарту:

1 уровень:

Безусловно-рефлекторные акты – живые духи не затрагивают шишковидной железы и души

2 уровень:

Страсти души или восприятия, представляющиеся душе вещами.

3 уровень:

Мышление и воля, собственно душа. С ними связано сознание высших врожденных идей, из которых интуиция берет материал для операций мышления.

Проблема страстей – проблема соотношения телесной и духовной субстанции

Декарт не говорит о них однозначно. В широком смысле:

Страсти – все познавательные процессы, кроме чистого мышления, т.е. ощущение, восприятие, представление, память, воображение, образное мышление, эмоции и аффекты.

Эмоции и аффекты (страсти в узком смысле) – душевные состояния, указывающие организму на вредность или полезность внешних воздействий.

Ощущение – исходная форма познавательных процессов. -> Восприятия

Все познавательные процессы связаны с телесными проявлениями.

Прикосновения животных духов к душе приводят к осознанию процессов. 

Ощущения: внешние (свет, звук, давление) и внутренние (голод, жажда, боль). Внутренние отличаются тем, что отнесены к самому телесному организму, их неизвестно точно, где они.

На основе ощущений и восприятий – память, представления воображение.

Память – образы, связанные с движением животных духов по путям, которые они проходили раньше. Т.е. проходят, приводят шишковидную железу в то же состояние, с которым и связано воспроизведение ранее воспринятого образа.

Воображение – процесс перекомбинирования и смешения путей движения животных духов, из-за чего появляются новые образы.

Чувства и чувственный опыт ошибаются, им не все доступно, поэтому полагаться можно только на чистое мышление – оно открывает новые горизонты видения мира (абстрактно-логическое мышление)

Эмоции – чистых эмоций нет, без телесных перемен нет эмоциональных состояний. Возникновение положительных и отрицательных аффектов связано с влиянием живых духов на сердечную деятельность. Они воздействуют на сердце и либо затрудняют (-), либо облегчают (+) его деятельность. (Декарт продолжает здесь идеи Галена и Авиценны насчет устройства НС)

Основные эмоции: удивление, любовь, ненависть, печаль, желание, радость. Остальные – комбинации и производные основных. 

Эмоции могут помогать и мешать мышлению. Польза – человек акцентирует свое внимание на важных мыслях. Вред – страсти усыпляют внимание, вносят путаницу в ход мышления. 

Главная цель человека – справляться со страстями и не давать им мешать мышлению.

Способы:

  1.  Переход к какой-либо другой деятельности
  2.  Рациональный путь снятия эмоционального напряжения – логическое обосование несостоятельности аффекта, поиск причин (как в когнитивно-бихевиоральной терапии)