25562

Р. Декарт о «страстях души»

Доклад

Психология и эзотерика

Декарт о страстях души Рене Декарт 15961650 лат. В трактате Страсти души 1649 представлена вся система философскопсихологических взглядов Декарта Картезианский дуализм: существует 2 субстанции: Протяженная телесная физика материализм в учении Мыслящая духовная метафизика светский идеализм в учении осн. Страсти тип или уровень деятельности который является продуктом взаимодействия тела и души. Состояния души кот.

Русский

2013-08-17

34 KB

55 чел.

44. Р. Декарт о «страстях души»

Рене Декарт (1596-1650) - лат. Renatus CartesiusКартезий, отсюда картезианство!!!

 французский математик, философ, физик и физиолог.

В трактате «Страсти души» (1649) представлена вся система философско-психологических взглядов Декарта

Картезианский дуализм: существует 2 субстанции:

 - Протяженная (телесная) -> физика – материализм в учении

 - Мыслящая (духовная) –> метафизика – светский идеализм в учении (осн. На рационалистических принципах)

Они не зависимы друг от друга, их существование зависит от бога, а бог зависит от человека (Я мыслю, следовательно, существую, а бог существует, потому что мыслим человеком как врожденная идея, а значит, реально есть)

НО! Факты показывают, что душа и тело как-то связаны. Как? Декарт вводит идею о том, что иногда душа и тело взаимодействуют через шишковидную железу в центре мозга, в которой, по-видимому, и находится душа. Она расположена над проходом, кот. Связывает животные духи передней и задней полости мозга

Животные духи – частицы, идущие внутри нервных трубок и обеспечивающие движения тела и его связь с мозгом.

Животные духи (телесное) идут по трубкам, затрагивают железу и вызывают ее колебания (духовные), а значит, и изменение в состоянии духовной субстанции. И наоборот – душа, порождая чистые идеи, надавливает на животные духи и вызывает изменение их движений.

Страсти – тип или уровень деятельности, который является продуктом взаимодействия тела и души. Состояния души, кот. Полностью зависят от объектов и внешних обстоятельств, не являются собственными действиями души.

Структура поведения и деятельности человека по Декарту:

1 уровень:

Безусловно-рефлекторные акты – живые духи не затрагивают шишковидной железы и души

2 уровень:

Страсти души или восприятия, представляющиеся душе вещами.

3 уровень:

Мышление и воля, собственно душа. С ними связано сознание высших врожденных идей, из которых интуиция берет материал для операций мышления.

Проблема страстей – проблема соотношения телесной и духовной субстанции

Декарт не говорит о них однозначно. В широком смысле:

Страсти – все познавательные процессы, кроме чистого мышления, т.е. ощущение, восприятие, представление, память, воображение, образное мышление, эмоции и аффекты.

Эмоции и аффекты (страсти в узком смысле) – душевные состояния, указывающие организму на вредность или полезность внешних воздействий.

Ощущение – исходная форма познавательных процессов. -> Восприятия

Все познавательные процессы связаны с телесными проявлениями.

Прикосновения животных духов к душе приводят к осознанию процессов. 

Ощущения: внешние (свет, звук, давление) и внутренние (голод, жажда, боль). Внутренние отличаются тем, что отнесены к самому телесному организму, их неизвестно точно, где они.

На основе ощущений и восприятий – память, представления воображение.

Память – образы, связанные с движением животных духов по путям, которые они проходили раньше. Т.е. проходят, приводят шишковидную железу в то же состояние, с которым и связано воспроизведение ранее воспринятого образа.

Воображение – процесс перекомбинирования и смешения путей движения животных духов, из-за чего появляются новые образы.

Чувства и чувственный опыт ошибаются, им не все доступно, поэтому полагаться можно только на чистое мышление – оно открывает новые горизонты видения мира (абстрактно-логическое мышление)

Эмоции – чистых эмоций нет, без телесных перемен нет эмоциональных состояний. Возникновение положительных и отрицательных аффектов связано с влиянием живых духов на сердечную деятельность. Они воздействуют на сердце и либо затрудняют (-), либо облегчают (+) его деятельность. (Декарт продолжает здесь идеи Галена и Авиценны насчет устройства НС)

Основные эмоции: удивление, любовь, ненависть, печаль, желание, радость. Остальные – комбинации и производные основных. 

Эмоции могут помогать и мешать мышлению. Польза – человек акцентирует свое внимание на важных мыслях. Вред – страсти усыпляют внимание, вносят путаницу в ход мышления. 

Главная цель человека – справляться со страстями и не давать им мешать мышлению.

Способы:

  1.  Переход к какой-либо другой деятельности
  2.  Рациональный путь снятия эмоционального напряжения – логическое обосование несостоятельности аффекта, поиск причин (как в когнитивно-бихевиоральной терапии)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

44933. Два способа установки ПО 22.78 KB
  В первом случае пакет ПО обычно поставляется в виде trgz архива во втором случае в виде rpm пакета но это не обязательно исполняемые модули также могут распространяться в виде trgz архива. Проще всего установить ПО представленное в виде rpm пакета содержащего исполняемые файлы. Программа rpm Название этой программы или команды является аббревиатурой от Redht Pckge Mnger. Программа rpm в некотором смысле аналогична программам типа setup wizrd для MS Windows.
44934. Влади́мир Андре́евич Фаво́рский 38.9 KB
  Фаворский вспоминает: Там я встретил целый ряд русских между прочим Истомина. Фаворский вспоминает: Бегали ещё в университет слушать профессоров Фуртвенглера и Фолля и к Молье слушать его лекции по анатомии Студенты Академии протестовали против нашего присутствия и выгоняли нас Молье услыша об этом возмутился и сказал что всякий кому интересно может слушать и мы слушали. Фаворский хорошо знал немецкий язык в отдельных случаях он даже исполнял роль переводчика на занятиях.
44935. Предмет и задачи методики преподавания РЯ 13.34 KB
  Методика РЯ опирается на лингвистические и психологические концепции о роли языка в социальном развитии о связи языка и сознания речи и мышления. Методика обеспечивает такую систему обучения языку которая строго соответствует современной теории лингвистики о сущности языка и его социальной функции быть важнейшим средством человеческого общения средством формирования мысли и ее выражения в языковом коде. Для решения своих задач методика выбирает оптимальные варианты в рамках классноурочной системы жестко ограниченного числа уроков и...
44936. Имя существительное 14.24 KB
  Род существительное не словоизменительная категория. Существительное относится к одному из трех родов. Род сущ. Или по значению выделяется корпус слов: плакса обжора умника род опред.
44938. New Zealand. Новая Зеландия 15.12 KB
  New Zealand, an independent state and a member of the Commonwealth, is situated south-east from Australia. The country consists of three large islands and also many small islands. New Zealand is a mountainous country.
44939. Подготовка к выходу в сеть 25.88 KB
  Для проверки воспользуйтесь командой [root] rpm q grep net или менеджером пакетов если вы работаете с KDE. Настройка интерфейса платы Ethernet локальной сети eth0 Для того чтобы настроить IP-адрес необходимо запустить команду ifconfig: [root] sbin ifconfig eth0 192. Вы должны увидеть чтото вроде следующего [root] netstt nr Kernel IP routing tble Destintion Gtewy Genmsk Flgs MSS Window irtt Ifce 10.0 UG 0 0 0 eth0 Для добавления или удаления статических маршрутов используйте команду route: [root] sbin route [f] операция [тип]...
44940. Методика обучения лексики и фразеологии 13.39 KB
  Этот раздел изучается в школе для того чтобы ученики получили представление о таких лексических понятиях как слово как единица языка лексическое значение слова функции слова синонимия омонимия антонимия многозначность представление о фразеологии. К практическим целям относятся: формирование лексических умений обогащение словарного запаса. Среди них особое значение имеют умения толковать лексическое значение слова фразеологизмы умения подбирать синонимы антонимы различить слово в прямом и переносном значении пользуясь...
44941. Категория степеней сравнения 15.53 KB
  Полные и краткие формы прилагательного. В современном русском языке формы на енн употребляются параллельно с формами на енен. При это формы на енн вытесняют формы на енен.