25563

Детерминистическое учение Б. Спинозы о психике

Доклад

Психология и эзотерика

Учение о единой субстанции ее атрибутах и модусах Стремился объяснить природу из самой себя. Ее сущность раскрывается в атрибутах Атрибуты такие существенные и всеобщие аспекты субстанции которые ей не тождественны и по отношению к которой они вторичные и производные. конкретные фундаментальные свойства субстанции Человеку доступны только 2 атрибута: мышления и протяжения Кстати Декарт Модусы частные состояния и видоизменения субстанции все многообразие мира различные явления и события По отношению к атрибуту протяжения каждый...

Русский

2013-08-17

31.5 KB

15 чел.

Детерминистическое учение Б. Спинозы о психике

Бенедикт Спиноза (изначально Барух Спиноза) (1632-1677) - нидерландский философ, рационалист. Поддержал протест Гоббса в против картезианского дуализма. Пошел по пути материалистической интерпретации картезианского рационализма.

Учение о единой субстанции, ее атрибутах и модусах

Стремился объяснить природу из самой себя. Он утверждает, что первопричиной всего существующего и самой себя является субстанция, которая существует объективно и независимо от какого-либо внешнего побудителя или творца.

Субстанция:

- Несотворима и неуничтожима

- Бесконечна во времени и пространстве

- Едина и единственная, двух субстанций одной и той же природы быть не может.

- Ее сущность раскрывается в атрибутах

Атрибуты – такие существенные и всеобщие аспекты субстанции, которые ей не тождественны и по отношению к которой они вторичные и производные. (конкретные фундаментальные свойства субстанции)

Человеку доступны только 2 атрибута: мышления и протяжения (Кстати, Декарт)

Модусычастные состояния и видоизменения субстанции (все многообразие мира, различные явления и события)

По отношению к атрибуту протяжения каждый модус выражает конкретные протяжения, длительность существования и движения тел.

Для атрибута мышления модусы – отдельные психические состояния (чувственные впечатления, воображение, память, мышление, воля, аффекты)

Каждая вещь – не отдельный модус, она всегда рассматривается в двух атрибутах (круг и идея круга) -> Признание мышления для каждой вещи – признание всеобщей одушевленности (тенденции к гилозоизму)

Человек: сущность раскрывается в двух атрибутах (измерениях):

  1.  Человек как модус тела
  2.  Человек как модус мышления

Каждый из атрибутов не может определять друг друга не потому, что они разной субстанциональной природы, а потому, что оба они имеют в своем основании единый источник и начало, единые законы и причины.

Психофизический монизм: телесное и духовное – две стороны одного и того же (субстанции)

Детерминизм: Тело состоит из различных структур («индивидуумов»), действия приводят к внутренним изменениям телесных структур, которые фиксируются в определенных душевных состояниях. 

Спиноза первым выводит тело из-под власти души и делает его определяющим душу.

Формы душевных состояний:

- Ощущение и восприятие – осознание внешних воздействий при пассивном отношении души

- Память – сцепление впечатлений от внешних тел 

- Воображение (представление) – позволяет смотреть на тела как на существующие без непосредственного воздействия на органы чувств. 

Механизм актуализации прошлых образов – ассоциации (как и Гоббс). Они возникают по сходству или по смежности, и зависят от профессии и прошлого опыта.

Врожденных идей нет. Идеи самой души – осознание собственных переживаний, а переживания вызваны действием внешних тел.Т.о. все психическое имеет природную детерминацию.

 

Познание

Движение от модального уровня знания к общим логическим основанием природных законов, от модусов к субстанцию

3 уровня познания:

- Чувственное познание (посредством чувственного опыта – неточно, смутно)

- Демонстративное познание (низший уровень рационального познания, образование понятий и логических связей)

- Интуитивное познание (высший уровень – рациональная интуиция, там, где есть идеи идей. Наибольшая ясность, отчетливость, адекватность)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12942. Настоящий друг Какой он. Классный час 552.49 KB
  Классный час Настоящий друг Какой он Если начать перечислять все качества которыми должен обладать настоящий друг то он окажеҭся не обычным человеком а суперменом: добрый веселый верный честный преданный идущий на помощь умеющий поддержать в трудную минуҭу ...
12943. Классный час «Правила поведения на перемене» 377 KB
  Классный час Правила поведения на перемене Одна из традиционных форм воспитательной работы это классный час. Не всегда у учителя есть время обсудить на уроках то что ему и детям представляется актуальным интересным наболевшим. Не обязательно проводить классный ча...
12944. Классный час Правила безопасного поведения на перемене 372.02 KB
  Классный час Правила безопасного поведения на перемене Цели: учить детей правильно проводить перемены; развивать умение рассуждать думать о последствиях своих действий; Ход занятия 1. Организационный момент. Учитель заранее распределяет учащихся на 4 группы. II. А...
12945. Моя будущая профессия 347.5 KB
  Класс: 8 А Вид воспитательной деятельности: интеллектуально-познавательная деятельность. Форма воспитательной работы: беседа. Тема: Моя будущая профессия. Цели: образовательные: раскрытие учащимися практической и теоретической значимо
12946. Тренинг-классный час с презентацией о вреде алкоголя 315.58 KB
  Тренингклассный час с презентацией о вреде алкоголя Данный урок взят с сайта Фестиваль педагогических идей. Автор открытого урока Волкова Оксана Викторовна. Этот прекрасный подход в объяснении нашим детям вреда алкоголя можете применить и вы разговаривая с собстве
12947. Газ опасным может стать, если правила не знать 44.5 KB
  Тема: Газ опасным может стать если правила не знать Цели: познакомить учащихся с правилами обращения с газом сформировать у подрастающего поколения знания о правилах безопасного пользования газом в быту способствовать формированию у учащихся представлений ...
12948. Анализ воспитательного мероприятия на тему «Кто такой настоящий друг» 16.88 KB
  Анализ воспитательного мероприятия. Воспитательное мероприятие на тему Кто такой настоящий друг было проведено мной Силантьевой Екатериной Геннадьевной в 1А классе СОШ №4. Тема классного часа: Кто такой настоящий друг Форма проведения: конкурсная программа с э
12949. Психолого-педагогический анализ воспитательного дела 18.14 KB
  Психологопедагогический анализ воспитательного дела Школа: специализированная школа №43 Класс: 6Б Вид работы: классный час Дата: 16.04.2013 Тема: Вред от сигарет Проведен: Берстнев Д.С. Анализ Тема данного классного часа была включена в план воспитательн...
12950. Классный час «Навечно памятью дано» 56.5 KB
  КЛАССНЫЙ ЧАС НАВЕЧНО ПАМЯТЬЮ ДАНО Классный час Навечно памятью дано устный исторический журнал Цель: патриотическое воспитание школьников. Задачи: воспитывать любовь к Родине патриотизм чувство товарищества гордость за славные боевые традиции стра...