25563

Детерминистическое учение Б. Спинозы о психике

Доклад

Психология и эзотерика

Учение о единой субстанции ее атрибутах и модусах Стремился объяснить природу из самой себя. Ее сущность раскрывается в атрибутах Атрибуты – такие существенные и всеобщие аспекты субстанции которые ей не тождественны и по отношению к которой они вторичные и производные. конкретные фундаментальные свойства субстанции Человеку доступны только 2 атрибута: мышления и протяжения Кстати Декарт Модусы – частные состояния и видоизменения субстанции все многообразие мира различные явления и события По отношению к атрибуту протяжения каждый...

Русский

2013-08-17

31.5 KB

14 чел.

Детерминистическое учение Б. Спинозы о психике

Бенедикт Спиноза (изначально Барух Спиноза) (1632-1677) - нидерландский философ, рационалист. Поддержал протест Гоббса в против картезианского дуализма. Пошел по пути материалистической интерпретации картезианского рационализма.

Учение о единой субстанции, ее атрибутах и модусах

Стремился объяснить природу из самой себя. Он утверждает, что первопричиной всего существующего и самой себя является субстанция, которая существует объективно и независимо от какого-либо внешнего побудителя или творца.

Субстанция:

- Несотворима и неуничтожима

- Бесконечна во времени и пространстве

- Едина и единственная, двух субстанций одной и той же природы быть не может.

- Ее сущность раскрывается в атрибутах

Атрибуты – такие существенные и всеобщие аспекты субстанции, которые ей не тождественны и по отношению к которой они вторичные и производные. (конкретные фундаментальные свойства субстанции)

Человеку доступны только 2 атрибута: мышления и протяжения (Кстати, Декарт)

Модусычастные состояния и видоизменения субстанции (все многообразие мира, различные явления и события)

По отношению к атрибуту протяжения каждый модус выражает конкретные протяжения, длительность существования и движения тел.

Для атрибута мышления модусы – отдельные психические состояния (чувственные впечатления, воображение, память, мышление, воля, аффекты)

Каждая вещь – не отдельный модус, она всегда рассматривается в двух атрибутах (круг и идея круга) -> Признание мышления для каждой вещи – признание всеобщей одушевленности (тенденции к гилозоизму)

Человек: сущность раскрывается в двух атрибутах (измерениях):

  1.  Человек как модус тела
  2.  Человек как модус мышления

Каждый из атрибутов не может определять друг друга не потому, что они разной субстанциональной природы, а потому, что оба они имеют в своем основании единый источник и начало, единые законы и причины.

Психофизический монизм: телесное и духовное – две стороны одного и того же (субстанции)

Детерминизм: Тело состоит из различных структур («индивидуумов»), действия приводят к внутренним изменениям телесных структур, которые фиксируются в определенных душевных состояниях. 

Спиноза первым выводит тело из-под власти души и делает его определяющим душу.

Формы душевных состояний:

- Ощущение и восприятие – осознание внешних воздействий при пассивном отношении души

- Память – сцепление впечатлений от внешних тел 

- Воображение (представление) – позволяет смотреть на тела как на существующие без непосредственного воздействия на органы чувств. 

Механизм актуализации прошлых образов – ассоциации (как и Гоббс). Они возникают по сходству или по смежности, и зависят от профессии и прошлого опыта.

Врожденных идей нет. Идеи самой души – осознание собственных переживаний, а переживания вызваны действием внешних тел.Т.о. все психическое имеет природную детерминацию.

 

Познание

Движение от модального уровня знания к общим логическим основанием природных законов, от модусов к субстанцию

3 уровня познания:

- Чувственное познание (посредством чувственного опыта – неточно, смутно)

- Демонстративное познание (низший уровень рационального познания, образование понятий и логических связей)

- Интуитивное познание (высший уровень – рациональная интуиция, там, где есть идеи идей. Наибольшая ясность, отчетливость, адекватность)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46908. Дмитрий Мамин - Сибиряк. «Сказка про храброго Зайца - длинные уши, короткий хвост» 36 KB
  Ход урока.Сообщение темы и цели урока. А может ли имя героя Характер его подсказать И на судьбу повлиять Какова задача нашего урока Исследовать как имя героя может повлиять на его судьбу.Работа по теме урока.
46909. Издержки и прибыль фирмы 37.88 KB
  Предельные издержки изменение валовых издержек в связи с производством дополнительной единицы продукции. Методы статистического изучения взаимосвязи социальноэкономических явлений. Статистическое изучение связи между причиной и следствием состоит из нескольких этапов. На втором этапе строится модель связи.
46910. Эволюция восточнославянской государственности в XI-XII вв. Социально-политическая структура русских земель периода политической раздробленности 36.33 KB
  На основе Киевской Руси к середине ХII в. Именно эти княжества стали политическими наследниками Киевской Руси т. Эти земли были богатейшей областью на Руси. Нигде боярство не было так сильно как в Червонной Руси.
46911. Рассказы и повести В.Г. Короленко. Идейные мотивы, образы, метод, стиль. Обновление метода реализма, романтические элементы 36.5 KB
  Короленко. Владимир Галактионович Короленко. Владимир Галактионович Короленко выдающийся русский писатель. Большую роль в формировании мировоззрения Короленко сыграла демократическая литература 60 х годов сочинения Н.
46912. Документ і правила його складання. Регламентація оформлення документів державними стандартами 36.5 KB
  Кожний документ складається з окремих елементів які звуться реквізитами а сукупність розміщених у встановленій послідовності реквізитів складає формуляр документа його зразок. За стадіями створення: оригінали основний і єдиний його примірник з усіма підписами і засвідченням копії точне відтворення оригіналу з позначкою копія вгорі праворуч виписки якщо треба відтворити частину документа дублікати якщо документ загублено. Формулярзразок це єдина модель побудови комплексу документів яка встановлює сукупність реквізитів...