25563

Детерминистическое учение Б. Спинозы о психике

Доклад

Психология и эзотерика

Учение о единой субстанции ее атрибутах и модусах Стремился объяснить природу из самой себя. Ее сущность раскрывается в атрибутах Атрибуты такие существенные и всеобщие аспекты субстанции которые ей не тождественны и по отношению к которой они вторичные и производные. конкретные фундаментальные свойства субстанции Человеку доступны только 2 атрибута: мышления и протяжения Кстати Декарт Модусы частные состояния и видоизменения субстанции все многообразие мира различные явления и события По отношению к атрибуту протяжения каждый...

Русский

2013-08-17

31.5 KB

15 чел.

Детерминистическое учение Б. Спинозы о психике

Бенедикт Спиноза (изначально Барух Спиноза) (1632-1677) - нидерландский философ, рационалист. Поддержал протест Гоббса в против картезианского дуализма. Пошел по пути материалистической интерпретации картезианского рационализма.

Учение о единой субстанции, ее атрибутах и модусах

Стремился объяснить природу из самой себя. Он утверждает, что первопричиной всего существующего и самой себя является субстанция, которая существует объективно и независимо от какого-либо внешнего побудителя или творца.

Субстанция:

- Несотворима и неуничтожима

- Бесконечна во времени и пространстве

- Едина и единственная, двух субстанций одной и той же природы быть не может.

- Ее сущность раскрывается в атрибутах

Атрибуты – такие существенные и всеобщие аспекты субстанции, которые ей не тождественны и по отношению к которой они вторичные и производные. (конкретные фундаментальные свойства субстанции)

Человеку доступны только 2 атрибута: мышления и протяжения (Кстати, Декарт)

Модусычастные состояния и видоизменения субстанции (все многообразие мира, различные явления и события)

По отношению к атрибуту протяжения каждый модус выражает конкретные протяжения, длительность существования и движения тел.

Для атрибута мышления модусы – отдельные психические состояния (чувственные впечатления, воображение, память, мышление, воля, аффекты)

Каждая вещь – не отдельный модус, она всегда рассматривается в двух атрибутах (круг и идея круга) -> Признание мышления для каждой вещи – признание всеобщей одушевленности (тенденции к гилозоизму)

Человек: сущность раскрывается в двух атрибутах (измерениях):

  1.  Человек как модус тела
  2.  Человек как модус мышления

Каждый из атрибутов не может определять друг друга не потому, что они разной субстанциональной природы, а потому, что оба они имеют в своем основании единый источник и начало, единые законы и причины.

Психофизический монизм: телесное и духовное – две стороны одного и того же (субстанции)

Детерминизм: Тело состоит из различных структур («индивидуумов»), действия приводят к внутренним изменениям телесных структур, которые фиксируются в определенных душевных состояниях. 

Спиноза первым выводит тело из-под власти души и делает его определяющим душу.

Формы душевных состояний:

- Ощущение и восприятие – осознание внешних воздействий при пассивном отношении души

- Память – сцепление впечатлений от внешних тел 

- Воображение (представление) – позволяет смотреть на тела как на существующие без непосредственного воздействия на органы чувств. 

Механизм актуализации прошлых образов – ассоциации (как и Гоббс). Они возникают по сходству или по смежности, и зависят от профессии и прошлого опыта.

Врожденных идей нет. Идеи самой души – осознание собственных переживаний, а переживания вызваны действием внешних тел.Т.о. все психическое имеет природную детерминацию.

 

Познание

Движение от модального уровня знания к общим логическим основанием природных законов, от модусов к субстанцию

3 уровня познания:

- Чувственное познание (посредством чувственного опыта – неточно, смутно)

- Демонстративное познание (низший уровень рационального познания, образование понятий и логических связей)

- Интуитивное познание (высший уровень – рациональная интуиция, там, где есть идеи идей. Наибольшая ясность, отчетливость, адекватность)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75648. О доминирующих мотивах деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи 21.09 KB
  В отечественных и зарубежных логопедических исследованиях уделяется много внимания вопросам объема, характера и качества речевых навыков, знаний, которые должны быть усвоены детьми с недоразвитием речи. Однако такой важнейший компонент деятельности, как мотивация
75649. Отношение дошкольников с ОНР к социальным нормам и правилам поведения как показатель их социального развития 31.68 KB
  Социальное развитие детей с недоразвитием речи должным образом не формируется О. В силу специфики речевого нарушения у детей ограничены контакты со взрослыми и сверстниками полноценно не осуществляется процесс общения что значительно осложняет социализацию детей. В поведении детей с ОНР отмечается ряд специфических особенностей: большое число конфликтов неумение договариваться учитывать интересы других уступать в спорах наличие рассогласования в реальном и декларируемом поведении....
75650. К вопросу о проблеме социально-психологической готовности детей с общим недоразвитием речи к обучению в школе 42 KB
  Поступление в школу является переломным моментом в жизни каждого ребенка, особенно резким в социально-психологическом статусе, так как ему приходится переходить к новым условиям деятельности, новому положению в обществе, новым взаимоотношениям со взрослыми и сверстниками
75652. Угрозы социальному развитию детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте 68.84 KB
  Угрозы социальному развитию детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном младшем школьном и подростковом возрасте Вестник Череповецкого государственного университета: Научный журнал. Социальное развитие детей заключающееся в усвоении социального опыта и социальных связей определяется социальной средой её качественными и количественными характеристиками. Ограниченные возможности здоровья оказывают влияние на разные компоненты социального развития детей. Общая закономерность развития детей с ОВЗ заключается в затруднениях...
75653. Особенности понимания и отражения в речи причинно-следственных отношений детьми дошкольного возраста с ОНР 81.5 KB
  Причинно-следственные отношения - одна из важнейших семантических категорий естественных языков. Причина и следствие образуют диалектическое единство
75654. Особенности организации начальной ступени образовательного процесса в студии раннего развития ребёнка 70.5 KB
  Статистика говорит о том что сейчас относительно здоровыми рождаются только 5 детей. Шматко позволит значительно снизить степень социальной недостаточности детей и достичь максимально возможного для каждого ребенка уровня развития образования и социальной интеграции. подтверждают высокую обучаемость детей раннего возраста которая основана на развитой подражательной способности познавательной и двигательной активности...
75655. Анализ диагностического инструментария для изучения социальных эмоций детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями 43.5 KB
  Анализ диагностического инструментария для изучения социальных эмоций детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями Малые Леденцовские чтения. На современном этапе развития общества наиболее важным и значимым в воспитании ребенка в развитии его эмоциональной сферы является формирование социальных эмоций и чувств которые способствуют процессу социализации человека становлению его отношений с окружающими. В связи с тем что категория детей с нарушениями речи имеет специфические особенности эмоциональной сферы возникает ряд трудностей в...
75656. Технологии формирования социальных эмоций у детей с нарушениями речи в условиях инклюзивного образования 50 KB
  Технологии формирования социальных эмоций у детей с нарушениями речи в условиях инклюзивного образования. Распространение процесса инклюзии включения детей с ограниченными возможностями психического и или физического здоровья в образовательные учреждения вместе с их обычными сверстниками в нашей стране осуществляется в соответствии с учетом предъявляемых требований и условий обеспечивающих возможность освоения обучающимися воспитанниками основной образовательной программы а также с учетом особенностей их психофизического развития и...