25563

Детерминистическое учение Б. Спинозы о психике

Доклад

Психология и эзотерика

Учение о единой субстанции ее атрибутах и модусах Стремился объяснить природу из самой себя. Ее сущность раскрывается в атрибутах Атрибуты такие существенные и всеобщие аспекты субстанции которые ей не тождественны и по отношению к которой они вторичные и производные. конкретные фундаментальные свойства субстанции Человеку доступны только 2 атрибута: мышления и протяжения Кстати Декарт Модусы частные состояния и видоизменения субстанции все многообразие мира различные явления и события По отношению к атрибуту протяжения каждый...

Русский

2013-08-17

31.5 KB

15 чел.

Детерминистическое учение Б. Спинозы о психике

Бенедикт Спиноза (изначально Барух Спиноза) (1632-1677) - нидерландский философ, рационалист. Поддержал протест Гоббса в против картезианского дуализма. Пошел по пути материалистической интерпретации картезианского рационализма.

Учение о единой субстанции, ее атрибутах и модусах

Стремился объяснить природу из самой себя. Он утверждает, что первопричиной всего существующего и самой себя является субстанция, которая существует объективно и независимо от какого-либо внешнего побудителя или творца.

Субстанция:

- Несотворима и неуничтожима

- Бесконечна во времени и пространстве

- Едина и единственная, двух субстанций одной и той же природы быть не может.

- Ее сущность раскрывается в атрибутах

Атрибуты – такие существенные и всеобщие аспекты субстанции, которые ей не тождественны и по отношению к которой они вторичные и производные. (конкретные фундаментальные свойства субстанции)

Человеку доступны только 2 атрибута: мышления и протяжения (Кстати, Декарт)

Модусычастные состояния и видоизменения субстанции (все многообразие мира, различные явления и события)

По отношению к атрибуту протяжения каждый модус выражает конкретные протяжения, длительность существования и движения тел.

Для атрибута мышления модусы – отдельные психические состояния (чувственные впечатления, воображение, память, мышление, воля, аффекты)

Каждая вещь – не отдельный модус, она всегда рассматривается в двух атрибутах (круг и идея круга) -> Признание мышления для каждой вещи – признание всеобщей одушевленности (тенденции к гилозоизму)

Человек: сущность раскрывается в двух атрибутах (измерениях):

  1.  Человек как модус тела
  2.  Человек как модус мышления

Каждый из атрибутов не может определять друг друга не потому, что они разной субстанциональной природы, а потому, что оба они имеют в своем основании единый источник и начало, единые законы и причины.

Психофизический монизм: телесное и духовное – две стороны одного и того же (субстанции)

Детерминизм: Тело состоит из различных структур («индивидуумов»), действия приводят к внутренним изменениям телесных структур, которые фиксируются в определенных душевных состояниях. 

Спиноза первым выводит тело из-под власти души и делает его определяющим душу.

Формы душевных состояний:

- Ощущение и восприятие – осознание внешних воздействий при пассивном отношении души

- Память – сцепление впечатлений от внешних тел 

- Воображение (представление) – позволяет смотреть на тела как на существующие без непосредственного воздействия на органы чувств. 

Механизм актуализации прошлых образов – ассоциации (как и Гоббс). Они возникают по сходству или по смежности, и зависят от профессии и прошлого опыта.

Врожденных идей нет. Идеи самой души – осознание собственных переживаний, а переживания вызваны действием внешних тел.Т.о. все психическое имеет природную детерминацию.

 

Познание

Движение от модального уровня знания к общим логическим основанием природных законов, от модусов к субстанцию

3 уровня познания:

- Чувственное познание (посредством чувственного опыта – неточно, смутно)

- Демонстративное познание (низший уровень рационального познания, образование понятий и логических связей)

- Интуитивное познание (высший уровень – рациональная интуиция, там, где есть идеи идей. Наибольшая ясность, отчетливость, адекватность)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27367. Формирование основ художественной культуры в образовательном процессе начальной школы (на примере уроков изобразительного искусства, музыки) 43.5 KB
  Ценности = произведения искусства. Выделяются отдел обл худ кры по разным видам искусства: муз кра чела опредся его причастностью к муз ценностям и потртью в общении с ними Проблема: не все могут оценить красоту шедевров музыки т. Предметная область Искусство играет большую роль в становлении личности ученика так как способствует его личностному развитию обеспечивая осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности развитие эстетического вкуса художественного мышления обучающихся.
27368. Значение уроков изобразительного искусства, музыки в системе начального общего образования 39 KB
  Исполнительская в интерпретации муз произведений = осознанный интуитивный выбор средств. Виды: апение сольное хоровое пр допой досочини муз диалоги пропой свое имя. Б музритмич Д выразит движения театр.
27369. Сравнительная характеристика современных программ и учебно-методических комплектов по изобразительному искусству, музыке для начальной школы с учетом требований ФГОС НОО 30 KB
  УМК Школа 2100 Изобразительное искусство О. УМК Классическая начальная школа Изобразительное искусство В. УМК Начальная школа XXI века Музыка О. умк Гармония Н.
27370. Кризис подросткового возраста 29 KB
  Необходимы занятия спортом для нормального развития организма. Поэтому именно перестройка всей познавательной сферы в связи с развитием теоретического мышления составляет основное содержание умственного развития в младшем школьном возрасте. Чаще всего учебные трудности детей в средней школе особенно в IV классе вызываются именно недостаточным уровнем их развития. в этот переходный период как и на любой ступени возрастного развития школьников проявляется потребность и необходимость в общей положительной оценке себя в целом вне зависимости...
27371. Структура общения 45.5 KB
  Педагогическое общение специфическая форма общения имеющая свои особенности и в то же время подчиняющаяся общим психологическим закономерностям присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми включающей коммуникативный интерактивный и перцептивный компоненты. Недостаток и ограничение общения замедляют и обедняют развитие ребёнка.[3] Проблеме педагогического общения посвящено значительное количество исследований анализ которых обнаруживает несколько аспектов в её изучении. Структура общения: Коммуникативный компонент...
27372. Социальная ситуация: смена статуса, появление учебной деятельности 34.5 KB
  Изменение внутренней позиции ребенка обесценивание игры как ведущей деятеьности прошлого периода стремление к новому. Как развивать личность: развивать самостоятельность произвольность знает что надо и что для этого делать преобладание мотива надо над мотивом хочу поддержка начинаний ребенка рефлексия анализ планирование обеспечение комфортной обстановки формировать внутренний план действий Работа с родителями: выделяют 2 вида подготовки ребенка к школе специальную и общую. Необходимо физически подготовить ребенка: общее...
27373. Неуспеваемость 32.5 KB
  Содержание и методы обучения повышают а иногда задерживают понижают возможности учащихся. И этот фактор так или иначе учитывается при определении содержания обучения. Одни и те же условия обучения и воспитания поразному воздействуют на детей воспитывающихся в разных условиях имеющих различия в организме в общем развитии.
27374. Норма - сочетание личности и социума 42 KB
  Социум обязан обеспечивать норму Среднестатистическая норма уровень психологического развития человека который соответствует средним качественноколичественным показателям полученным при обследовании представителей популяции людей того же возраста пола культуры. Попадание в эту зону означает уровень развития свойственный не менее 68 лиц данной группы. Функциональная норма индивидуальная в её основе лежит представление о непоторимости пути развития каждого человека и любое его отклонение можно считать индивидуальным отклонением....
27375. Мораль. Формирование морали 34 KB
  Ценность человеческой жизни меняется в зависимости от ценности вещей и статуса или других признаков человека. Ценность жизни человека определяется чувствами связанных с ним людей. Ценность человеческой жизни определяется вкладом человека в общий прогресс человечества. Главной проблемой является не следование предписаниям а отыскание смысла жизни.