25563

Детерминистическое учение Б. Спинозы о психике

Доклад

Психология и эзотерика

Учение о единой субстанции ее атрибутах и модусах Стремился объяснить природу из самой себя. Ее сущность раскрывается в атрибутах Атрибуты – такие существенные и всеобщие аспекты субстанции которые ей не тождественны и по отношению к которой они вторичные и производные. конкретные фундаментальные свойства субстанции Человеку доступны только 2 атрибута: мышления и протяжения Кстати Декарт Модусы – частные состояния и видоизменения субстанции все многообразие мира различные явления и события По отношению к атрибуту протяжения каждый...

Русский

2013-08-17

31.5 KB

12 чел.

Детерминистическое учение Б. Спинозы о психике

Бенедикт Спиноза (изначально Барух Спиноза) (1632-1677) - нидерландский философ, рационалист. Поддержал протест Гоббса в против картезианского дуализма. Пошел по пути материалистической интерпретации картезианского рационализма.

Учение о единой субстанции, ее атрибутах и модусах

Стремился объяснить природу из самой себя. Он утверждает, что первопричиной всего существующего и самой себя является субстанция, которая существует объективно и независимо от какого-либо внешнего побудителя или творца.

Субстанция:

- Несотворима и неуничтожима

- Бесконечна во времени и пространстве

- Едина и единственная, двух субстанций одной и той же природы быть не может.

- Ее сущность раскрывается в атрибутах

Атрибуты – такие существенные и всеобщие аспекты субстанции, которые ей не тождественны и по отношению к которой они вторичные и производные. (конкретные фундаментальные свойства субстанции)

Человеку доступны только 2 атрибута: мышления и протяжения (Кстати, Декарт)

Модусычастные состояния и видоизменения субстанции (все многообразие мира, различные явления и события)

По отношению к атрибуту протяжения каждый модус выражает конкретные протяжения, длительность существования и движения тел.

Для атрибута мышления модусы – отдельные психические состояния (чувственные впечатления, воображение, память, мышление, воля, аффекты)

Каждая вещь – не отдельный модус, она всегда рассматривается в двух атрибутах (круг и идея круга) -> Признание мышления для каждой вещи – признание всеобщей одушевленности (тенденции к гилозоизму)

Человек: сущность раскрывается в двух атрибутах (измерениях):

  1.  Человек как модус тела
  2.  Человек как модус мышления

Каждый из атрибутов не может определять друг друга не потому, что они разной субстанциональной природы, а потому, что оба они имеют в своем основании единый источник и начало, единые законы и причины.

Психофизический монизм: телесное и духовное – две стороны одного и того же (субстанции)

Детерминизм: Тело состоит из различных структур («индивидуумов»), действия приводят к внутренним изменениям телесных структур, которые фиксируются в определенных душевных состояниях. 

Спиноза первым выводит тело из-под власти души и делает его определяющим душу.

Формы душевных состояний:

- Ощущение и восприятие – осознание внешних воздействий при пассивном отношении души

- Память – сцепление впечатлений от внешних тел 

- Воображение (представление) – позволяет смотреть на тела как на существующие без непосредственного воздействия на органы чувств. 

Механизм актуализации прошлых образов – ассоциации (как и Гоббс). Они возникают по сходству или по смежности, и зависят от профессии и прошлого опыта.

Врожденных идей нет. Идеи самой души – осознание собственных переживаний, а переживания вызваны действием внешних тел.Т.о. все психическое имеет природную детерминацию.

 

Познание

Движение от модального уровня знания к общим логическим основанием природных законов, от модусов к субстанцию

3 уровня познания:

- Чувственное познание (посредством чувственного опыта – неточно, смутно)

- Демонстративное познание (низший уровень рационального познания, образование понятий и логических связей)

- Интуитивное познание (высший уровень – рациональная интуиция, там, где есть идеи идей. Наибольшая ясность, отчетливость, адекватность)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22007. Япония в III-VIII –XII вв. 64 KB
  Заселение овов Японии началось давно. в Японии образовался племенной союз занимавший ов Кюсю или по мнению других южную часть ова Хонсю провинции Ямато Коти Эцу. По синтоизму – японская нация ведет свое происхождение от богиги Солнца Аматэрасу потомком которой был легендарный император Японии Дзиммутэнно 660 г. Особенность исторического развития Японии состоит в том что первобытнообщинный строй трансформировался в феодальный минуя рабовладельческий.
22008. Япония в XIV-XVI вв. 78 KB
  Таким образом появление новой сёгунской династии не означало централизации страны. Вся остальная часть страны находилась в руках местных феодалов. Посевы хлопчатника до этого сеяли эту культуру только в южной части страны появились и в восточной части страны. Встал вопрос об объединении страны.
22009. Международные отношения в средние века. Итальянские войны 116.5 KB
  Примером является империя Карла V. Таким образом накануне похода Карла VIII Италия разделилась на 2 лагеря – Милан Венеция Рим – с одной стороны и Неаполь Флоренция – с другой. Флорентийцы восстали и изгнали Медичи Флоренция встретила Карла VIII не как завоевателя а как союзника хотя и пришлось выполнить ряд тяжелых условий – выплатить 120. Задача флорентийского правительства Пьетро Каппони видело главную задачу в том чтобы скорее выпроводить Карла VIII из Флоренции и из Тосканы.
22010. Нидерландская буржуазная революция 133 KB
  Расширялось стойловое содержание скота Голландия а ломовые лошади из Голландии Фрисландии Зеландии шли даже на экспорт. они исполнялись с непреклонной жестокостью и среди уголовных приговоров суда Голландии 2030х гг. Флот одной Голландии в 60 г. Среди городов Голландии на первое место постепенно выдвигается Амстердам по объемам морского флота мореходства рыболовства он перегнал все остальные города.
22011. Османская империя в XIII-первой половине XVII вв. 94 KB
  Расцвет военно-политического могущества Османской империи. Будой была включена в состав Османской империи. Второй соперник Ирана – Египет в контроле над торговыми путями перестал существовать как самостоятельное государство его территории были включены в состав империи. Социальноэкономическое развитие Османской империи определялось прежде всего тем что в рамках этого государства все еще продолжался процесс феодализации и вплоть до XVII в.
22013. Позднее средневековье, или раннее новое время 140 KB
  К началу XVI в. Через французский и немецкий языки слово инженер проникло в Россию в XVII в. Но все же XVI век несмотря на многочисленные технические находки и нововведения еще не был отмечен подлинной технической и технологической революцией.
22014. Позднесредневековый Иран 62 KB
  Запустевшие и заброшенные земли были отданы на льготных условиях землевладельцам с обязательством заселить и обрабатывать их. Знать захватывала земли у мелких феодалов либо путем прямого захвата и насилия либо путем судебных процессов. участок обрабатываемый в течение сезона упряжкой волов мера земли разного размера для разных местностей в ср.000 федданов земли.
22015. Польские земли до XV вв. 115.5 KB
  В Польше некоторое ограничение крестьянских выходов были узаконено для всей Малой Польши Вислицким статутом Казимира III так как села пустеют то мы устанавливаем чтобы из одного села в другое вопреки желанию господина села в котором они живут могло перебраться не больше чем 12 кметя. Изданный одновременно для Великой Польши Пётрковский статут разрешал выход на рождество если за крестьянином не было недоимок. В христианизации Польши большую роль сыграла Чехия. Мешко в борьбе с Чехией овладел Силезией и частью Малой Польши.