25565

Т. Гоббс и его представления о природе психического

Доклад

Психология и эзотерика

Состояния Чувственные эффекты внутренних противодвижений – призраки или образы: Противодвижения в мозге – возникновение образов вещей и представлений Противодвижения в сердце – вызывают усиление торможение и следовательно удовлетворение неудовлетворение Исходная форма психического – чувственный опыт Крайняя форма сенсуализма: в основе всего лежат ощущения и все психические состояния – производные от них и все проходит через ощущение. Мышление – целенаправленное оперирование образами представлений. Операции: Сложение – соединение...

Русский

2013-08-17

33.5 KB

3 чел.

Т. Гоббс и его представления о природе психического

Томас Гоббс (1588–1679) - английский философ-материалист, ученик и последователь Ф. Бэкона. «Левиафан» (1651), «О гражданине» (1642), «О теле» (1655), «О человеке» (1658).

Считал, что истина может быть только одна, и достигается она только на основе опыта и разума. Познание начинается с чувственности как начального этапа на пути к обобщениям.

В основе всего лежит материя, различная по форме, структуре, величине, движению и изменению. Материя подчиняется механическим законам.

Психика – производное от материи, ее, сознания, мышления без тела не существует. Механические законы в равной мере распространяются на психику человека и животных.

Психическое – особое внутреннее состояние материи, которое заключается в специфической форме движения, возникающего в живом теле в результате внешнего воздействия.

Психика: 

Внешнее давление на органы чувств – движение по НС в мозг и сердце – вызывает противодвижение в теле – псих. Состояния

Чувственные эффекты внутренних противодвижений – «призраки» или «образы»:

  1.  Противодвижения в мозге – возникновение образов вещей и представлений
  2.  Противодвижения в сердце – вызывают усиление/торможение, и, следовательно, удовлетворение/неудовлетворение

Исходная форма психического – чувственный опыт

Крайняя форма сенсуализма: в основе всего лежат ощущения, и все психические состояния – производные от них, и все проходит через ощущение. «Призраки» - первоначальное ощущение.

Ощущения различаются по качеству, различия обусловлены разной физической природой внешних тел.

Представления – след после прямого воздействия внешних предметов, длящиеся, но слабеющие ощущения. 

- Простые – сохраняются образы одного предмета

- Сложные – либо собирательные образы, либо обобщенные представления

Догадка об ассоциативном механизме: Представления разворачиваются либо по временной, либо по пространственной смежности. Сцепления образов сознания могут быть случайными или активными. Пассивное течение характерно для сновидений.

Мышление – целенаправленное оперирование образами представлений. Высший уровень ассоциаций. Его механизм – по принципу арифметических действий.

Операции:

- Сложение – соединение представлений

- Вычитание – расчленение и разъединение представлений

Т.о. мысли не являются врожденными, они результат простого механического счета, правильность которого зависит от первичных данных, получаемых в опыте.

Речь

Играет важную роль в познавательных процессах.

- Как орудие (обозначающая функция) – ярлыки на объекты, знаки для себя

- Как средство общения (выразительная функция) – знаки для других.

Без оперирования знаками познание невозможно. Все слова – продукт договора между людьми по употреблению их для обозначения каких-либо вещей и общения.

Негативная функция: неправильное употребление различных слов, смешение языка с предметами.

Сфера потребностей:

Эмоции связаны с сердцем: когда противодействия распространяются на сердце, они облегчают или затрудняют его работу, и вызывают удовольствие/неудовольствие.

Эмоции, страсти, аффектытакие состояния, которые побуждают человека стремиться ко всему полезному и избегать вредного. 

Воля: появляется, когда попеременно то стремления, то отвращение, и надо выбрать однозначное действие. Последнее действие в акте обдумывания – воля. 

Определяется:

- Потребностями и побуждениями (источник воли)

- Познавательная деятельность (возможности удовлетворения потребностей)

- Действие, выбор.

Никакой свободы воли нет, воля целиком выводима из взаимодействия тел и определяется общими законами механики.

Регуляция поведения человека

Движения:

- Произвольные – предваряются образы и призраки движения

- Непроизвольные

Человек строит поведение, опираясь на уровни размышления:

  1.  Поведение, опирающееся на здравый смысл (личный опыт)
  2.  Мудрость – опирается на личный опыт и данные науки. Нужна для высших достижений.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

16493. Подмосковная усадьба Кусково 37 KB
  Тема: Подмосковная усадьба Кусково В круг памятников архитектуры нельзя не ввести ряд подмосковных усадеб некогда располагавшихся близко от границ столицы а ныне вошедших в ее территорию. Среди них имеются как очень большие типа дворцовых рези
16494. Искусство Среднего царства 76 KB
  Искусство Среднего царства На время VII–X династии приходится первый Период распада страны. По свидетельству Манефона 70 царей VII династии правили 70 дней. Эта образная характеристика воссоздает перед нами картину смут которые наступили после деце
16495. Римское искусство 21.5 KB
  Римское искусство. Искусство древнего Рима как и древней Греции развивалось в рамках рабовладельческого общества поэтому именно эти два основных компонента имеют ввиду когда говорят об античном искусстве. Искусство Рима считают завершением художественного твор...
16496. КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ИСТОРИИ РОССИИ 460 KB
  КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ИСТОРИИ РОССИИ ВЛАДИМИРА ДМИТРИЕВИЧА ЮДИНА. Главное содержание курса повествование о том как из разрозненных славянских племён образовалась Русь и единый русский народ как образовалась империя и как она распалась. Задача курса изложить последов
16497. Лекции по истории Русской Церкви 902 KB
  ВВЕДЕНИЕ. ПОНЯТИЕ О НАУКЕ ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЦЕРКВИ ЕЁ ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧА. ИСТОЧНИКИ. ИСТОРИОГРАФИЯ. ЛИТЕРАТУРА. ПЕРИОДИЗАЦИЯ. Древний философ Плутарх писал что история есть учитель жизни. Ключевский В.О. писал: Хотя и говорят о том что история никого и ничему не на
16498. КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ИСТОРИИ РОССИИ 216 KB
  Г КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ИСТОРИИ РОССИИ ВЛАДИМИРА ДМИТРИЕВИЧА ЮДИНА. лавное содержание курса повествование о том как из разрозненных славянских племён образовалась Русь и единый русский народ как образовалась империя и как она распалась. Задача курса изложить после
16499. П.А. Столыпин. Политический портрет 126.5 KB
  РЕФЕРАТ П.А. Столыпин политический портрет Содержание Глава первая. Политическая и экономическая ситуация в России в конце 19 начало 20 века. стр. 2 ...
16500. Римское право. Учебное пособие 1.27 MB
  Московский государственный университет имени М.В Ломоносова Центр общественных наук И. Б. Новицкий РИМСКОЕ ПРАВО Ассоциация Гуманитарное знание ТЕИС Москва 2002 ББК67 Ответственный редактор проф. Е.А. Суханов Рекомендовано Ученым советом юридич...
16501. Регрессные обязательства между социалистическими хозяйственными организациями. Учебное пособие 1.01 MB
  Термин «регресс» (противоположный «прогрессу» — «движению вперед») по буквальному значению выражает «движение назад, обратно». Поэтому, например, выражение «регрессное требование» нередко заменяют, в качестве синонима, термином «обратное требование». Однако не всякое обратное требование подойдет под категорию регрессного требования, как ее понимают закон и арбитражно-судебная практика