25566

Психологическая система взглядов Дж. Локка

Доклад

Психология и эзотерика

от рождения идеи бога души добра и зла не даны. Сны по Локку это идеи бодрствующего человека соединенные между собой причудливым образом. Сами же идеи не возникают пока органы чувств не снабдят нас ими. Идеи – содержание опыта ощущения образы восприятия представления памяти общие понятия аффективноволевые состояния Первоначально душа – чистый лист на который при жизни внешний мир наносит воздействия.

Русский

2013-08-17

33.5 KB

18 чел.

Психологическая система взглядов Дж. Локка

Джон Локк (1632-1704) - английский мыслитель, предвестник ассоциативной психологии.

Основа его взглядов – общие эмпирические и сенсуалистические установки Ф.Бэкона и Т. Гоббса.

«Опыт о человеческом разуме» (1690)

Начинал рассуждения с критики теории врожденных идей (Сократ, Платон, Декарт, Лейбниц).

Локк считал, что знания сами по себе возникнуть не могут, что врожденных идей и принципов нет, они все проистекают из опыта. 

Доказательство: если бы они были, то были бы доступны детям, идиотам и дикарям. Но данные наблюдений показывают, что нет, т.е. от рождения идеи бога, души, добра и зла не даны.

Сновидения: сторонники теории считают, что мы забываем сны, т.к. во время сна душа выходит из тела и размышляет вне его, не оставляя следов. Локк: во время бодрствования душа не показывает телу ничего такого, что не воспринимала бы в теле. Значит, вне тела не существует.

Сны, по Локку, это идеи бодрствующего человека, соединенные между собой причудливым образом. Сами же идеи не возникают, пока органы чувств не снабдят нас ими. 

Следовательно, зависимость психических состояний от телесного организма и внешнего мира. 

При этом признает наличие задаткованатомо-физиологических особенностей, от которых зависит характер и приобретаемые в опыте знания.

Опыт – то, чем душа наполняется в течение всей его индивидуальной жизни.

Идеи – содержание опыта (ощущения, образы восприятия, представления, памяти, общие понятия, аффективно-волевые состояния)

Первоначально душа – чистый лист, на который при жизни внешний мир наносит воздействия.

Внешний опыт – приобретаются чувственные идеи – рефлексия – идеи об идеях

Рефлексия – особая внутренняя деятельность души, способность души обращать свой взор на собственные состояния, порождая при этом новые психические продукты в виде идей об идеях. 

Рефлексия = внутреннее чувство=внутренний опыт. Это опыт об внешнем опыте, форма рационального познания и переработки внутреннего опыта.

Следствие: внутренний и внешний опыт связаны, чувственное и рациональное познание связаны. Но! Внутренний опыт не выводится из внешнего, он выходит за пределы природной детерминации, т.е. есть некая рефлексирующая духовная субстанция

Учение о первичных и вторичных качествах

Качество – способность вещей вызывать в душе какие-либо идеи.

Идеи внешнего опыта:

  1.  Идеи первичных качеств (объективные к-ва) точное отображение таких качеств, как протяженность, плотность, величина, форма, движение, длительность
  2.  Идеи вторичных качеств(субъективные к-ва)запах, вкус, цвет и т.п. Неадекватны реальным качествам, т.к. вне нас не существуют.

Идеи:

  1.  Простые – неразложимые элементы сознания
    1.  Из внешнего опыта: идеи ощущения от одного или нескольких органов чувств
    2.  Из рефлексии: образы восприятия, памяти, воображения
    3.  Совместные: идеи страдания и удовольствия
  2.  Сложные - разложимые элементы: идеи формы, вкуса, цвета

Представлениетакой познавательный процесс, связанный с восприятием ранее воспринятого реального объекта

Память – ее функция в актуализации «заснувших» идей, в которых нуждается душа. Образы памяти – когда есть сходство текущих впечатлений с прошлым. Для хорошей памяти необходимо повторение и сопровождение повторения чувствами удовольствия или страдания. Память – высшая форма развития психики животных.

Когда предметы не имеют сходства с прошлым – воображение.

Мышление

Образование сложных идей происходит путем комбинирования простых идей разными способами, т.е. ассоциациями – неверные, ненадежные сочетания идей, пассивные и случайные связи.

Более надежные:

- Суммирование (соединение) – соединение идей по признакам сходства и смежности

- Сопоставление (сравнение) – установление сходств и различий, возникают идеи отношений

- Обобщение (обособление) – абстрагирование, самые общие понятия

Речь

Функции:

- выражения

- обозначения (оперирование идеями, закрепление мыслей)

Словами обозначаются идеи как внутреннего, так и внешнего опыта.

Непонимания между людьми происходят из-за собственных недостатков языка и в результате злоупотребления (использование слов безо всяких идей) словами.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82822. Учения Фомы Аквинского о взаимоотношении церкви и государства 90 KB
  История политологии процесс постоянного обновления и обогащения ее теоретико-методологического и методического арсеналов. Августин происходил из небогатой провинциальной семьи и в молодости испытал влияние матери-христианки Моники но долгое время сохранял религиозную индифферентность.
82823. Экономическое развитие Древней Греции и Рима 34.45 KB
  Основными источниками пополнения рядов рабов были: 1 военнопленные и захваченные в плен мирные жители; 2 продаваемые правящей аристократией варварских народов соплеменники; 3 рожденные рабами дети; 4 люди захваченные пиратами и похитителями.
82824. Организация работы на посту сезонного технического обслуживания автомобилей 22.28 KB
  Организация работ по техническому обслуживанию легковых автомобилей строится в зависимости от их принадлежности к государственному или индивидуальному сектору. Организация работ по техобслуживанию автомобилей может быть бригадной или агрегатно-участковой.
82825. Химия в экстремальных и экзотических условиях 60.5 KB
  Современная химия расширяя свои горизонты активно вторгается в области которые для классической химии не представляли интереса или были недостижимы. Лазерные ударные волны в химии средство исследования поведения вещества в экстремальных условиях....
82826. Университеты мира 136 KB
  В большинстве Университетов Великобритании высшее образование получают в течение 3-4 лет и все оценки за экзаменационные, научные и другие творческие работы выставляются по 100 балльной шкале. На каждом курсе, как правило, обязательными являются 4 предмета.
82827. Международные организации по стандартизации 72.97 KB
  В области международной стандартизации работают Международная организация по стандартизации ИСО Международная электротехническая комиссия МЭК и Международный союз электросвязи МСЭ. Ниже рассматривается деятельность ИСО и МЭК как наиболее крупных международных организаций по стандартизации...
82828. Індійська філософія 194.13 KB
  Аспект часу в історії філософської думки Індії завжди відігравав лише підпорядковану роль. Тому немає історії індійської філософії, а будь-яка історична періодизація розглядалася як умовність. Але філософія залишається невід’ємною частиною життя індійця - завжди сучасною і завжди життєво...
82829. Гироскопы и их применение 269.5 KB
  В данном случае он представляет собой тяжелое дискообразное тело, способное вращаться с малым трением вокруг закрепленного центра масс. Оправа состоит из двух колец: внутреннего и наружного. Ось вращения гироскопа проходит через его центр масс и закреплена в подшипниках, расположенных во внутреннем кольце.
82830. Взаимосвязь здоровья и работоспособности студентов 41.8 KB
  Цель работы –- изучить взаимосвязь здоровья и работоспособности студентов. Уровень здоровья определяется способностью организма адаптироваться к ним. В результате каждая из популяций приобретает свою характерную структуру здоровья определяемую степенью её адаптации к условиям среды.