25566

Психологическая система взглядов Дж. Локка

Доклад

Психология и эзотерика

от рождения идеи бога души добра и зла не даны. Сны по Локку это идеи бодрствующего человека соединенные между собой причудливым образом. Сами же идеи не возникают пока органы чувств не снабдят нас ими. Идеи содержание опыта ощущения образы восприятия представления памяти общие понятия аффективноволевые состояния Первоначально душа чистый лист на который при жизни внешний мир наносит воздействия.

Русский

2013-08-17

33.5 KB

21 чел.

Психологическая система взглядов Дж. Локка

Джон Локк (1632-1704) - английский мыслитель, предвестник ассоциативной психологии.

Основа его взглядов – общие эмпирические и сенсуалистические установки Ф.Бэкона и Т. Гоббса.

«Опыт о человеческом разуме» (1690)

Начинал рассуждения с критики теории врожденных идей (Сократ, Платон, Декарт, Лейбниц).

Локк считал, что знания сами по себе возникнуть не могут, что врожденных идей и принципов нет, они все проистекают из опыта. 

Доказательство: если бы они были, то были бы доступны детям, идиотам и дикарям. Но данные наблюдений показывают, что нет, т.е. от рождения идеи бога, души, добра и зла не даны.

Сновидения: сторонники теории считают, что мы забываем сны, т.к. во время сна душа выходит из тела и размышляет вне его, не оставляя следов. Локк: во время бодрствования душа не показывает телу ничего такого, что не воспринимала бы в теле. Значит, вне тела не существует.

Сны, по Локку, это идеи бодрствующего человека, соединенные между собой причудливым образом. Сами же идеи не возникают, пока органы чувств не снабдят нас ими. 

Следовательно, зависимость психических состояний от телесного организма и внешнего мира. 

При этом признает наличие задаткованатомо-физиологических особенностей, от которых зависит характер и приобретаемые в опыте знания.

Опыт – то, чем душа наполняется в течение всей его индивидуальной жизни.

Идеи – содержание опыта (ощущения, образы восприятия, представления, памяти, общие понятия, аффективно-волевые состояния)

Первоначально душа – чистый лист, на который при жизни внешний мир наносит воздействия.

Внешний опыт – приобретаются чувственные идеи – рефлексия – идеи об идеях

Рефлексия – особая внутренняя деятельность души, способность души обращать свой взор на собственные состояния, порождая при этом новые психические продукты в виде идей об идеях. 

Рефлексия = внутреннее чувство=внутренний опыт. Это опыт об внешнем опыте, форма рационального познания и переработки внутреннего опыта.

Следствие: внутренний и внешний опыт связаны, чувственное и рациональное познание связаны. Но! Внутренний опыт не выводится из внешнего, он выходит за пределы природной детерминации, т.е. есть некая рефлексирующая духовная субстанция

Учение о первичных и вторичных качествах

Качество – способность вещей вызывать в душе какие-либо идеи.

Идеи внешнего опыта:

  1.  Идеи первичных качеств (объективные к-ва) точное отображение таких качеств, как протяженность, плотность, величина, форма, движение, длительность
  2.  Идеи вторичных качеств(субъективные к-ва)запах, вкус, цвет и т.п. Неадекватны реальным качествам, т.к. вне нас не существуют.

Идеи:

  1.  Простые – неразложимые элементы сознания
    1.  Из внешнего опыта: идеи ощущения от одного или нескольких органов чувств
    2.  Из рефлексии: образы восприятия, памяти, воображения
    3.  Совместные: идеи страдания и удовольствия
  2.  Сложные - разложимые элементы: идеи формы, вкуса, цвета

Представлениетакой познавательный процесс, связанный с восприятием ранее воспринятого реального объекта

Память – ее функция в актуализации «заснувших» идей, в которых нуждается душа. Образы памяти – когда есть сходство текущих впечатлений с прошлым. Для хорошей памяти необходимо повторение и сопровождение повторения чувствами удовольствия или страдания. Память – высшая форма развития психики животных.

Когда предметы не имеют сходства с прошлым – воображение.

Мышление

Образование сложных идей происходит путем комбинирования простых идей разными способами, т.е. ассоциациями – неверные, ненадежные сочетания идей, пассивные и случайные связи.

Более надежные:

- Суммирование (соединение) – соединение идей по признакам сходства и смежности

- Сопоставление (сравнение) – установление сходств и различий, возникают идеи отношений

- Обобщение (обособление) – абстрагирование, самые общие понятия

Речь

Функции:

- выражения

- обозначения (оперирование идеями, закрепление мыслей)

Словами обозначаются идеи как внутреннего, так и внешнего опыта.

Непонимания между людьми происходят из-за собственных недостатков языка и в результате злоупотребления (использование слов безо всяких идей) словами.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58624. Подросток в обществе риска 1.24 MB
  Ученые пришли к выводу о том что в современном обществе подросток находится в большей опасности чем его одногодки в предшествующей эпохе. Все выше перечисленное подвергает современного молодого подростка опасности каждый день однако чаще всего источником опасности служит его собственное поведение часто неуправляемое и импульсивное тем более что оно выступает источником риска и для окружающих. Дети и взрослые различаются множеством признаков: ростом физической силой умственными способностями отношением к опасности и риску объемом...
58625. Карта понятия «погода» 41 KB
  Цели урока: Формировать понятие погода Дать представление о видах погоды Дать представление о природных явлениях Учить классифицировать предметы Развивать логическое мышление память Развивать речевые умения Воспитывать любовь к окружающей среде...
58626. Политический режим 113 KB
  Не следует забывать и того что часто в истории расцвет культурной и духовной свободы приходился на периоды авторитарного правления а не демократии и что правление однородного догматичного большинства может сделать демократию более невыносимой чем худшая из диктатур.
58627. Правовідносини 77.5 KB
  Мета: навчальна дати визначення правовідносинам їх видам; розглянути склад правовідносин субєкти права та правовідносин; охарактеризувати особливості правосубєктності фізичних і юридичних осіб.
58629. Права и обязанности детей 42.5 KB
  Цель: обобщить знания детей об основных правах ребенка. Разделить понятия права и обязанности показать единство прав и обязанностей. Воспитывать уважение к правам других людей.
58630. Наземно-воздушная и почвенная среды жизни 35 KB
  Цель: Сформировать у учащихся представления о наземно-воздушной и почвенной средах жизни; Продолжить развитие мыслительных операций; Воспитывать самостоятельность при работе с учебником.
58631. Вони захищали Батьківщину 116.5 KB
  Обладнання: плакати фрагменти фільму про Велику Вітчизняну війну речові символи війни каска фляга кружка свічкакомпютер аудіо та відеокасети на дошці портрети поетів воїнів.