25569

Возникновение ассоциативной психологии

Доклад

Психология и эзотерика

Он определял ассоциации как неверные ненадежные способы комбинирования простых идей случайные и пассивные связи. Это основа возникновения идей и произвольных движений. Всем этим ассоциациям соответствуют ассоциированные дрожания нервных волокон для ощущений и движений или вибрации мозгового вещества для осознаваемых идей и сложных психических процессов. Все они различные виды ассоциаций ощущений или идей.

Русский

2013-08-17

33.5 KB

9 чел.

Возникновение ассоциативной психологии

Термин «ассоциация» ввел Джон Локк, «Опыт о человеческом разуме». Он определял ассоциации как неверные, ненадежные способы комбинирования простых идей, случайные и пассивные связи.

С ассоцианизмом и сенсуализмом Локка связано множество дальнейших исследований.

Его идеи породили два направления:

  1.  Материализм (Д. Гартли, Дж. Пристли)
  2.  Субъективный идеализм (Дж. Беркли, Д. Юм)

Основоположником ассоциативной психологии был Дэвид Гартли (1705-1757). Гартли стремился создать такую теорию, которая не только объясняла бы душу человека, но и давала возможность управлять его поведением. В книге "Размышления о человеке, его строении, его долге и упованиях" (1749) Гартли обосновал свою ассоциативную теорию.

Он первым определил ассоциацию как «универсальный механизм психической жизни».

Нервная система работает с помощью вибрации, которая идет по нервным волокнам.

Структура психики:

  1.  Ощущения (вибрация органов чувств),
  2.  Представления (вибрация следов в белом веществе в отсутствие реального объекта)
  3.  Чувства (отражают силу вибрации).

В основе психических процессов - различные ассоциации. Через них он объяснял самые сложные понятия:

Мышление: в основе ассоциация образов предметов со словом 

Воля: в основе ассоциация слова и движения. 

Ощущения и непроизвольные движения обусловлены дрожанием, вибрацией нервных волокон. С периферических нервов вибрация распространяется в головной мозг. Это основа возникновения идей и произвольных движений. Далее мозговые вибрации передаются органам движения (Гартли воспроизводит рефлекторную схему Декарта и пытается с ней связать принцип ассоциации). Ассоциативный принцип универсален – распространяется на все сферы психической жизни: ассоциации устанавливаются между ощущениями, между идеями, движениями, а также между этими категориями. Всем этим ассоциациям соответствуют ассоциированные дрожания нервных волокон (для ощущений и движений) или вибрации мозгового вещества (для осознаваемых идей и сложных психических процессов). Условия для образования ассоциаций: смежность во времени и пространстве и повторение.

Джозеф Пристли (1733-1804) продолжал идеи Д. Гартли. Поддерживал вибрационную теорию (физиологическая основа психики – вибрации нервного и мозгового вещества) и ассоциативную теорию.

Проявления духа: память, суждения, эмоции, воля. Все они – различные виды ассоциаций ощущений или идей. Вибрации нервных структур лежат не только в основе простых ощущений, но и в основе ассоциативных образований. Сложное взаимовлияние между различными вибрациями от разных органов чувств является физиологической базой взаимосвязей, соединений и разъединений идей.

Субъективный идеализм (первичны феномены сознания, а не физическая реальность. Источник знания –образуемый ассоциациями чувственный опыт)

Д.Беркли (1685-1753) "Опыте новой теории зрения"

Солипсизм (от лат. "солус" – единственный и "ипсе" – сам) – отрицание любого бытия, кроме собственного сознания.

Сенсуализм Беркли: объявляет субъективными и первичные, и вторичные качества по Локку. Сам мозг – сочетание чувственных представлений. 

Дэвид Юм (1711-1776) «Трактат о человеческой природе»(1738), «Исследование о человеческом познании» (1748):

Субъект – это всего лишь сменяющие друг друга связки или пучки впечатлений. Учение о причинности – не более, чем «продукт веры в то, что за одним впечатлением (признаваемым причиной) появится другое (принимаемое за следствие). На деле же это прочная ассоциация представлений, возникшая в опыте субъекта» (Ярошевский)

Субъект=пучок ассоциаций

Впечатления (перцепции): восприятия (ощущения) и идеи.

Идеи: простые / сложные. Простые идеи и простые восприятия соответствуют друг другу.

Ассоциации – механизм объединения простых идей в сложные, единственный механизм связи идей.

Виды:

- По сходству и контрасту

- По смежности в пространстве и во времени

- По причине и действию


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78903. Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации 33.5 KB
  В техногенных обществах основной ценностью являются инновация и новизна внутренними резервами развития становится дальнейший технологический прогресс. Культурная матрица техногенного развития проходит прединдустриальную индустриальную постиндустриальную стадии. Негативы современного технократического развития многообразны: это и угроза ядерной и экологической катастроф радиоактивное заражение биосферы генетические мутации генная инженерия и клонирование зомбирования нейролептонного характера сциентизированное мировоззрение....
78904. Роль науки в преодолении глобальных кризисов 30 KB
  Ученые во всеуслышание заявляют о глобальных проблемах современности к которым относят проблемы охватывающие систему мир человек в целом и которые отражают жизненно важные факторы человеческого существования. Глобальные проблемы имеют не локальный а всеохватывающий планетарный характер. К глобальным проблемам современности относят экологические демографические проблемы войны и мира проблемы кризиса культуры. В силу этого глобальные проблемы должны решаться комплексно координированно усилиями всего мирового сообщества.
78905. Наука как социальный институт 28.5 KB
  Наука как социальный институт. Наука как социальный институт возникла в Западной Европе в XVI XVII вв. Наука как социальный институт включала в себя не только систему знаний и научную деятельность но и систему отношений в науке научные учреждения и организации. Институт это явление надындивидуального уровня его нормы и ценности довлеют над действующими в его рамках индивидами.
78907. Научные школы 22.5 KB
  Научные школы. Внутри науки существуют научные школы функционирующие как организованная и управляемая научная структура объединенная исследовательской программой единым стилем мышления и возглавляемая как правило личностью выдающегося ученого. В науковедении различают классические научные школы и современные. Классические научные школы возникли на базе университетов.
78908. Характеристики взаимодействия науки, экономики и власти 31.5 KB
  Характеристики взаимодействия науки экономики и власти Отношения науки и экономики всегда представляли собой большую проблему. Традиционное представление о том что технология является неотъемлемым приложением науки сталкивается с эмпирическими и практическими возражениями. Однако если прикладные науки обслуживая производство могут надеяться на долю в распределении его финансовых ресурсов то фундаментальные науки напрямую связаны с объемом бюджетного финансирования и наличием тех планов и программ которые утверждены государственными...
78909. Философия как интегральная форма научных знаний. Статус СГН 28.5 KB
  Статус СГН Первоначально философия выступала как интегральная форма научного знания поэтому знания об обществе культуре истории и человеке носили до конца XVIII в. С одной стороны они так же как законы естествознания носят объективный характер то есть появляются на исторической сцене функционируют на ней и сходят с нее независимо от воли и сознания людей будучи причинно обусловленными соответствующими объективными обстоятельствами. Это отличие отнюдь не отменяет тесной связи социальногуманитарного знания с практикой в особенности...
78910. Зависимость СГН от социокультурного контекста 28 KB
  в науке преобладала классическая рациональность которая реализовывалась по схеме: Субъект познания Способы познания Объект познания. ни способы которыми он пользуется не оказывают влияния на искомый результат познания и мы получаем образ объекта в чистом виде на схеме это обозначено скобками. Второй этап характеризующийся формированием неклассической рациональности начинается тогда когда науки переходят к исследованию объектов воздействие на которые способов познания является неустранимым и сказывается на результате...
78911. Сходства и отличия наук о природе и об обществе 28.5 KB
  Проблема разграничения наук о природе и социальногуманитарных наук и определение предмета гуманитарного знания которым посвящен первый вопрос является важнейшей методологической проблемой современного наукознания. Сложность ее решения связана с тем что относительно предмета социальногуманитарных наук не существует единства мнений. Чаще всего различные исследователи пытаются выделить среди этих наук какуюто ключевую дисциплину вокруг которой можно было бы объединить все другие науки о духе.