25569

Возникновение ассоциативной психологии

Доклад

Психология и эзотерика

Он определял ассоциации как неверные ненадежные способы комбинирования простых идей случайные и пассивные связи. Это основа возникновения идей и произвольных движений. Всем этим ассоциациям соответствуют ассоциированные дрожания нервных волокон для ощущений и движений или вибрации мозгового вещества для осознаваемых идей и сложных психических процессов. Все они различные виды ассоциаций ощущений или идей.

Русский

2013-08-17

33.5 KB

10 чел.

Возникновение ассоциативной психологии

Термин «ассоциация» ввел Джон Локк, «Опыт о человеческом разуме». Он определял ассоциации как неверные, ненадежные способы комбинирования простых идей, случайные и пассивные связи.

С ассоцианизмом и сенсуализмом Локка связано множество дальнейших исследований.

Его идеи породили два направления:

  1.  Материализм (Д. Гартли, Дж. Пристли)
  2.  Субъективный идеализм (Дж. Беркли, Д. Юм)

Основоположником ассоциативной психологии был Дэвид Гартли (1705-1757). Гартли стремился создать такую теорию, которая не только объясняла бы душу человека, но и давала возможность управлять его поведением. В книге "Размышления о человеке, его строении, его долге и упованиях" (1749) Гартли обосновал свою ассоциативную теорию.

Он первым определил ассоциацию как «универсальный механизм психической жизни».

Нервная система работает с помощью вибрации, которая идет по нервным волокнам.

Структура психики:

  1.  Ощущения (вибрация органов чувств),
  2.  Представления (вибрация следов в белом веществе в отсутствие реального объекта)
  3.  Чувства (отражают силу вибрации).

В основе психических процессов - различные ассоциации. Через них он объяснял самые сложные понятия:

Мышление: в основе ассоциация образов предметов со словом 

Воля: в основе ассоциация слова и движения. 

Ощущения и непроизвольные движения обусловлены дрожанием, вибрацией нервных волокон. С периферических нервов вибрация распространяется в головной мозг. Это основа возникновения идей и произвольных движений. Далее мозговые вибрации передаются органам движения (Гартли воспроизводит рефлекторную схему Декарта и пытается с ней связать принцип ассоциации). Ассоциативный принцип универсален – распространяется на все сферы психической жизни: ассоциации устанавливаются между ощущениями, между идеями, движениями, а также между этими категориями. Всем этим ассоциациям соответствуют ассоциированные дрожания нервных волокон (для ощущений и движений) или вибрации мозгового вещества (для осознаваемых идей и сложных психических процессов). Условия для образования ассоциаций: смежность во времени и пространстве и повторение.

Джозеф Пристли (1733-1804) продолжал идеи Д. Гартли. Поддерживал вибрационную теорию (физиологическая основа психики – вибрации нервного и мозгового вещества) и ассоциативную теорию.

Проявления духа: память, суждения, эмоции, воля. Все они – различные виды ассоциаций ощущений или идей. Вибрации нервных структур лежат не только в основе простых ощущений, но и в основе ассоциативных образований. Сложное взаимовлияние между различными вибрациями от разных органов чувств является физиологической базой взаимосвязей, соединений и разъединений идей.

Субъективный идеализм (первичны феномены сознания, а не физическая реальность. Источник знания –образуемый ассоциациями чувственный опыт)

Д.Беркли (1685-1753) "Опыте новой теории зрения"

Солипсизм (от лат. "солус" – единственный и "ипсе" – сам) – отрицание любого бытия, кроме собственного сознания.

Сенсуализм Беркли: объявляет субъективными и первичные, и вторичные качества по Локку. Сам мозг – сочетание чувственных представлений. 

Дэвид Юм (1711-1776) «Трактат о человеческой природе»(1738), «Исследование о человеческом познании» (1748):

Субъект – это всего лишь сменяющие друг друга связки или пучки впечатлений. Учение о причинности – не более, чем «продукт веры в то, что за одним впечатлением (признаваемым причиной) появится другое (принимаемое за следствие). На деле же это прочная ассоциация представлений, возникшая в опыте субъекта» (Ярошевский)

Субъект=пучок ассоциаций

Впечатления (перцепции): восприятия (ощущения) и идеи.

Идеи: простые / сложные. Простые идеи и простые восприятия соответствуют друг другу.

Ассоциации – механизм объединения простых идей в сложные, единственный механизм связи идей.

Виды:

- По сходству и контрасту

- По смежности в пространстве и во времени

- По причине и действию