25572

Социологическое направление во французской философии и психологии в XIX веке

Доклад

Психология и эзотерика

Обычаи моральные и юридические нормы представляют общественную силу господствующую над сознанием каждого отдельного человека. В двойственности заключается отличие человека от животных: у них нет общественного опыта. Они отражают различные стороны общественной жизни и называются коллективными представлениями: закрепляются в языке; обладают всеобщностью и необходимостью; являются продуктом длительного развития; создаются обществом а не личностью; оказывают принудительное воздействие на человека; они аффективно окрашены и принимаются...

Русский

2013-08-17

34.5 KB

0 чел.

27. Социологическое направление во французской философии и психологии в XIX веке (это точно в 70 вопросе, а вот в этом если будут уточнения, что именно надо было – сообщайте!)

Из Ждан

Вне марксистской науки вопрос о социальной природе человеческого сознания был специально поставлен французской социологической школой. Основателем школы был Э. Дюркгейм (1858— 1917), юрист, который, изучая бытовое право у отсталых народов, создал концепцию первобытного мышления. Его идеи развил Л. Леви-Брюль. К этой школе примыкал некоторое время Ж. Пиаже.

Обычаи, моральные и юридические нормы представляют общественную силу, господствующую над сознанием каждого отдельного человека. 

Человек — существо двойственное: индивидуальное, биологическое и социальное. Биологическое руководит практическими отношениями индивида с окружающим миром. В сфере материального производства индивид, согласно Дюркгейму, выступает как изолированное существо. Его индивидуальное сознание находится под влиянием объектов. Во французской социологической школе индивидуальное отождествляется с биологическим, индивид рассматривается как организм; проблема общественного и индивидуального отождествляется с проблемой социального и биологического. Социальное существо в человеке формируется обществом. Ему соответствует социально определяемая часть психики. Социально надстраевается над материалистическим, но не происходит из него.

В двойственности заключается отличие человека от животных: у них нет общественного опыта. Дуализм — характерная черта концепции Э. Дюркгейма.

Общество рассматривается Дюркгеймом как реальность.

Оно — духовное образование: совокупность мнений, знаний, способов действий определенного рода и. др. Они отражают различные стороны общественной жизни и называются коллективными представлениями:

  •  закрепляются в языке;
  •  обладают всеобщностью и необходимостью;
  •  являются продуктом длительного развития;
  •  создаются обществом, а не личностью;
  •  оказывают принудительное воздействие на человека;
  •  они аффективно окрашены и принимаются каждым человеком без рассуждения.

Они не столько понимаются, сколько захватывают человека и заставляют. Т.о. все собственно человеческое в человеке от общества — это действительно капитальная мысль, а не априорные формы сознания и не наш опыт. 

Однако общество Дюркгейм понимает идеалистически, отождествляя его с системой коллективных представлений, т. е. общественным сознанием. Охота, рыболовство и т. п. хотя и рассматриваются, но как контакты изолированных индивидов с природой не предполагают с необходимостью настоящего мышления и не приводят к нему. Таким образом, в целом развитие мышления не связывается здесь с развитием человеческой деятельности. 

Л. Леви-Брюль: 

в процессе развития человеческого общества происходит не только накопление знаний о мире, но смена типов мышления.

Современный типлогический — пришел на смену первобытному мышлению, которое Л. Ле-ви-Брюль называет пралогическим. Первобытное мышление имеет магический характер; для первобытного человека мир вещей наделен одновременно естественными и сверхъестественными обыденными и мистическими свойствами, причем наиболее важными являются именно сверхъестественные свойства; первобытный человек всегда думает о магических силах, скрытых за событиями, за вещами, которые сами по себе никакой силы не имеют.

Мышление первобытного человека, направленное на магическое содержание, имеет особую логику. Оно подчиняется закону сопричастия; считается, что все предметы, сходные между собой, имеют общую магическую силу (отсюда вера в тень, портреты, имя — считается, что действия, примененные к ним, распространяются и на их оригиналы). Магическая сила передается также путем соприкосновения (сопричастие по подобию и сопричастие по выражению).

Мышление первобытного человека абсолютно причинно: оно не признает случайностей, не чувствительно к противоречиям и не требует доказательства фактами. Проявления трудовой деятельности не являются плодом размышления и рассуждения. Они — продукты чутья, интуиции, слепого навыка. Влияние общества на сознание человека осуществляется только через систему коллективных представлений, причем главным образом религиозно-мистического характера (верования, магические обряды).

По Леви-Брюлю, пралогическое мышление не образует стадию, предшествующую логической мысли. Оно представляет особую структуру, функционирующую совместно с логической мыслью, и не перерастает в логическое: с развитием общества сектор логического мышления   лишь  увеличивается,   оттесняя   мистическое и пралогическое мышление3. Дело в пропорции: в мышлении первобытных народов пралогические структуры преобладают. Но даже в современном обществе они не исчезли полностью (религия, понятие о душе и др.) Наша умственная деятельность одновременно рациональна и иррациональна, пралогические и мистические элементы в ней сосуществуют с логическими.

М. Гальбвакс (1877—1945) на материале памяти, III. Блондель (1876—1939) применительно к аффективно-волевой сфере утверждали социальный характер всей психики человека.

Значение французской социологической школы заключается не столько в развиваемых ею представлениях о типах мышления,— как раз это и подвергается критике,— сколько в выдвижении нового — исторического — подхода к исследованию человеческой психики. Проблема преобразования человеческой психики в ходе исторического развития общества получила последующее развитие как во французской науке (К. Леви-Стросс, А. Валлон, историческая психология И. Мейерсона), так и в других странах.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

40025. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ЭКОНОМИКЕ 1.13 MB
  Crmсистемы 5. На микропроцессорах и интегральных схемах создаются компьютеры компьютерные сети системы передачи данных. На этом в частности основаны многие современные системы шифрования данных и механизмы электронной подписи.
40026. Доходность вексельной сделки 2.11 MB
  Пример создания проекта Цель проекта: разработать компьютерную программу состоящую из двух модулей. Создание проекта и установка параметров Будем считать что аналогов создаваемому проекту в мире нет и мы начинаем его строить с нуля. Убедиться что параметры проекта установленные по умолчанию и представленные в окне Сведения о проекте нас устраивают; если это действительно так щелкнуть на кнопке Отменить чтобы закрыть окно без изменений; в противном случае после внесения изменений требуется щелкнуть на кнопке ОК. Для однообразия...
40027. Создание локальных и открытых баз данных 11.29 MB
  ПЕРМЬ 2006 Введение Для выполнения практических заданий студент должен: иметь представление о принципах построения баз данных этапах создания и возможностях эксплуатации; знать основные свойства системы управления реляционными базами данных MS ccess; уметь использовать реляционные базы данных в локальных и глобальных сетях. Разработка базы данных разбивается на следующие основные этапы: 1. Определение цели создания базы данных На первом этапе разработки базы данных необходимо определить ее назначение и как она будет использоваться.
40028. База Данных «Прием в поликлинику» 3.31 MB
  Она содержит: Данные о каждой приеме: дата приема время приема специалист пациент предварительный диагноз лечение; Данные о специалистах: ФИО специализация стаж работы № договора № кабинета; Данные о пациенте: ФИО дата рождения пол адрес номер мед.[№_кабинета] FROM Специалист ORDER BY [Фамилия_И_О_специалиста]; RowSourceType: Таблица или запрос SourceField: Специалист SourceTble: Прием Пациент Текстовый 5 RowSource: SELECT [Пациент].[Код_пациента] [Пациент].
40029. База данных «Склад сотовых телефонов» 802.5 KB
  21 Назначение базы данных Склад сотовых телефонов База данных Склад предназначена: для клиента покупателя для работника склада Созданная база данных содержит информацию о: фирме производителя адрес контактный телефон контактное лицо индекс; товаре телефонах; клиентах ФИО код клиента телефон адрес; заказах код заказа дата и оплата заказа количество заказанных телефонов С помощью этой базы данных клиент может посмотреть параметры и свойства понравившегося ему телефона.ФИО_клиента FROM Клиент ORDER BY...
40030. Метрологічний аналіз ІВК «установки каталітичного крекінгу» (автоматизація реакторного блоку) на базі ентропійного коефійієнта 2.2 MB
  Сучасні ІВК визначаються як автоматизовані засоби вимірювань та обробки інформації, призначених для контролю складних обєктів у вигляді сукупності програмно-керованих технічних засобів (вимірювальних, обчислювальних, допоміжних), та мають блочно-модульну
40031. Иностранный гражданин как субъект трудового права 131.5 KB
  В реферате рассмотрены лишь основные противоречия и пробелы трудового законодательства в отношении иностранных граждан. Имеются они и по вопросам предоставления гарантий и компенсаций иностранному работнику, регулирования надомной работы
40032. База данных «Сеть кинотеатров» 784.91 KB
  Назначение. База данных «Сеть кинотеатров» предназначена как для работников справочной службы кинотеатров города так и для обычных пользователей. БД обеспечивает в режиме диалога доступ к информации об имеющихся городе кинотеатров и фильмах, которые в них идут. Предусмотрена возможность как внесения изменений, так и получения справок с выводом информации на печать.