25573

Радищев: о человеке, смертности и бессмертии

Доклад

Психология и эзотерика

Радищев: о человеке смертности и бессмертии Украинский мыслитель Г. Радищев. Радищев ссылается на труды Гоббса Декарта Спинозы Пристли Локка французских материалистов опирается на знания по медицине но не меньше чем его материалистические взгляды его психологию определяла гуманистическая этика. Полемизируя с дуализмом Декарта Радищев отрицал существование души как самостоятельной субстанции.

Русский

2013-08-17

29.5 KB

12 чел.

65. Русская психология в 18 веке

66. Радищев: о человеке, смертности и бессмертии

Украинский мыслитель Г. С. Сковорода (1722 — 1794) заострил внимание на самосознании человека. Защищал принцип «познай самого себя» как необходимое условие совершенствования внутреннего мира.

В связи с признанием роли науки и просвещения в развитии общества В. Н. Татищев (1686 — 1750) утверждал идею о зависимости умственного развития от просвещения и обучения: источник индивидуального ума — опыт других людей, усваиваемый через язык и письменность. Н. И. Новиков (1744 — 1818), крупный организатор издательского дела в России, в печати отражал наиболее спорные вопросы о природе души, ее смертности или бессмертии.

В 1796 г. выходит первая русская книга, специально посвященная психологии,— «Наука о душе». Ее автор И. Михайлов произвел систематизацию психологических знаний в духе английского эмпиризма Локка.

Ломоносов (1711 — 1765) – материалистически объясняя ощущения как продукт воздействия предметов внешнего мира на органы чувств и подчеркивая роль мозга в различении раздражений, выдвинул трехкомпонентную теорию цветового зрения. Ломоносов развивает мысли о воображении, о представлениях, страстях, психологии речи. Идеи Ломоносова развивали философ и общественный деятель Я. П. Козельский (1728 — 1794) и писатель и философ А. Н. Радищев.

Радищев ссылается на труды Гоббса, Декарта, Спинозы, Пристли, Локка, французских материалистов, опирается на знания по медицине, но не меньше, чем его материалистические взгляды, его психологию определяла гуманистическая этика. Полемизируя с дуализмом Декарта, Радищев отрицал существование души как самостоятельной субстанции. Психика является функцией известных органов тела — нервов и мозга и без них невозможна.

Большое место в трудах Радищева занимает проблема развития психики и в связи с этим сравнение психики человека и животных. Выдвигается положение о специфичности образа жизни человека: он не приспосабливается к природе, но преобразует ее, обладает речью, прямой походкой. Подчеркивается особая роль руки, высокое развитие мозга.

Вопросу о бессмертии души А. Н. Радищев посвящает философский трактат «О человеке, о его смертности и бессмертии»: «смерть всего живущего заставляет ожидать того же жребия». Однако в результате мучительных размышлений Радищев склоняется все же к выводу о неразрушимости специфически человеческой особенности — «мысленности». Обращаясь к мышлению, он критикует сенсуализм Гельвеция («мысль от чувств есть нечто отдельное»). Выражением активной природы человеческого мышления является внимание. Власть человека распространяется не только на мысль: столь же властен человек над своими желаниями и страстями, да и над телом.

Все это приводится как доказательство бессмертия души. «Человек по разрушении тела своего не может ничтожествовать ...мысленность его, будучи всех сил естественных превосходнее и совершеннее, исчезнуть не может».

Психологические проблемы, развиваемые в передовой науке и философии XVIII в., дали начало материалистическим и демократическим традициям философии и психологии в XIX в.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

62915. Детская полька 1.7 MB
  Цель занятия: Найчить дтей танцевать Детскую польку Задачи занятия: 1 Образовательная: Расширить представление и получить знания о Чешских танцах 2 Развивающая: Способствовать...
62917. Вода. Властивості, використання 38.44 KB
  Мета: вивчити будову молекули води фізичні та хімічні властивості. Зясувати роль води у природі та її значення для живих організмів. Виховувати екологічне мислення бережливе ставлення до використання води відповідальність за свої вчинки...